Исследовательская работа здоровый сон и сновидения
Исследовательский проект «Сон. Сновидения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема проекта «Сон сновидения» Цель 1.Определить роль сна и сновидений в жизни человека. 2. Выявить факторы, способствующие здоровому сну.
Цель проекта 1.Определить роль сна и сновидений в жизни человека. 2. Выявить факторы, способствующие здоровому сну. Задачи: изучить научную литературу по основам сна и сновидений. расширить представление о сне. проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека. предложить здоровые нормы поведения перед сном. предложить рациональный режим дня, благотворно влияющий на жизнедеятельность человека.
Почему мы спим ночью?
Правила подготовки ко сну: Ложиться и вставать в одно время. Спать достаточно. Ужинать часа за полтора-два до сна и не слишком обильно. Прогулка перед сном на свежем воздухе Спать в полной темноте. Спать в проветриваемом помещении. Одежда для сна должна быть удобной. Время выполнения заданий, их самостоятельность, качество выполнения будут успешны, если с вечера начинать решать сложные задачи, задания, которые требуют запоминания.
Полезны или вредны сновидения?
Почему утро вечера мудренее? немецкий химик Фридрих Август Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола.
Замечательный русский химик Д. И. Менделеев во сне открыл окончательный вариант своей периодической таблицы химических элементов.
Скрипач и композитор Тартини закончил одну из лучших сонат.
Анкета Частота нарушений сна (количество плохих ночей в неделю за последние 3 месяца) _____________ Тип нарушений сна (нужное подчеркнуть): нарушения засыпания (медленное, сопровождается видениями, вздрагиваниями) трудности поддержания сна: ночные пробуждения, поверхностный сон, трудности засыпания после ночного пробуждения; окончательное пробуждение (раннее, позднее, сопровождается видениями, трудное включение в учебную деятельность, общая слабость, головные боли или тяжесть в голове, невозможность произвольных движений сразу после пробуждения); дневная сонливость (в покое, во время активной деятельности); полное отсутствие ночного сна. Причины нарушений сна (по мнению ученика): колебания настроениясноговорениежизненные cобытияболезньснохождениесмена времени года (если да, то в какой сезон сон хуже) другие причины (указать какие)
«Анкета балльной оценки характеристик сна»
правила гигиены сна: Ложиться и вставать в одно время. Спать достаточно. У человека, спящего меньше, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление. Ужинать часа за полтора-два до сна и не слишком обильно. Прогулка перед сном на свежем воздухе Спать в полной темноте. Спать в проветриваемом помещении. Одежда для сна должна быть удобной. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-931309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательская работа «Правила здорового сна»
МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа» им. Героя Советского Союза А. И. Семикова.
«Правила здорового сна»
Подготовила: ученица 1а класса
Руководитель: Куликова Лариса Сергеевна
Исследовательская часть ………………………………………….8
В этом году я пошла в школу, в первый класс! Это значит первые настоящие уроки, первые нагрузки, новые сложные задания. У меня появилось много вопросов: что нужно делать, чтобы со всем этим справиться? Быть всегда в форме, не зевать на уроках, усваивать новый материал и узнать много полезного? Я поняла, что нужно соблюдать режим дня и в первую очередь хорошо высыпаться!
Гипотеза : если выполнять правила сна, то организм восстановится полностью, будет здоровым, бодрым.
Цель работы : выяснить и обосновать важность полноценного сна для школьника
1. Узнать, что такое сон и зачем он нужен
2. Узнать, почему нужно высыпаться
3. Узнать, сколько нужно спать
4. Выявить причины долгого засыпания детей
5. Познакомиться с правилами сна
6. Провести анкетирование, обработать результаты, сделать выводы
Это нашло отражение в народной мудрости:
«Утро вечера мудренее», «Сон милее отца и матери».
Сном, как и всеми прочими функциями организма, ведает мозг. Это он замедляет на время работу всех органов, если организму нужен отдых.
Ученые установили, что во время сна наш мозг не отключается полностью.
Оказалось, пока мы спим, чередуются разные фазы сна: быстрый (около 20 минут) и медленный (около 90 минут).
Почему нужно высыпаться?
Детям, нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили, бегая и играя весь день. Ведь после активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы, такие как легкие, сердце и печень.
А особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.
Многие замечали: когда не выспишься, то бываешь на уроке рассеянным, и соображаешь гораздо хуже, чем обычно.
Наш мозг работает напряженно во время урока или игры с товарищем.
Взрослые люди, которые хорошо высыпаются, живут дольше тех, кто постоянно не досыпает.
Организм человека устроен так, что может прослужить дольше, если будет достаточно часто и полноценно отдыхать.
Трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда ты очень устал. Порой можно даже задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что мозг утомился и хочет отдохнуть. Во время сна отдыхают также ваши кости: благодаря этому они лучше растут. Во время сна вырабатывается гормон роста. Не зря говорится, что дети растут во сне.
Всем органам сон полезен, и для всех них вредно, если человек регулярно не досыпает.
Например, дети, когда они не выспались, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.
От недосыпания даже желудок начинает плохо работать. Все знают, что уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Сколько же нужно спать?
Потребность во сне меняется с возрастом.
Новорожденный ребенок спит почти круглые сутки. По мере того, как организм растет, уменьшается время, нужное для сна.
Излишняя сонливость и вялость могут означать начало болезни.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители отправляют их спать. Это очень глупо. Не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень любят своих детей и охотно посидели бы с ними подольше, но родители знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым, поэтому они следят за тем, чтобы сын или дочь легли в постель вовремя.
А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
Некоторые дети после того, как лягут в постель, очень долго не могут уснуть.
Почему дети не могут долго заснуть?
Чаще всего потому, что перед сном они делают то, что делать нельзя.
Следует помнить, что перед сном НЕЛЬЗЯ:
1. Смотреть страшные фильмы по телевизору, слушать захватывающие радиопередачи. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему бедняжке заснуть, если его переполняют отрицательные картины: стрельба, убийства, звук сирен?
2. Заглядывать в холодильник, чтобы съесть бутерброд, полпачки печенья или еще что-нибудь вкусное. Иначе желудку, вместо того чтобы спокойно отдыхать, изо всех сил придется переваривать то, что ты съел. Заснуть на полный желудок довольно трудно.
3. Широко открывать дверь спальни, чтобы в нее из коридора попадал яркий свет. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Кроме того, при открытой двери мешают спать голоса и шум, доносящиеся из коридора и других комнат. Вместо того чтобы спать, ребенок начинает прислушиваться к разговору родителей или даже пытаться смотреть телевизор, стоящий в другой комнате. Только в тишине можно быстро заснуть и спокойно спать.
4. Спорить с родителями из-за того, что тебя заставляют идти спать, а твой старший брат или сестра еще не ложатся.
Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечные, отдыхают, чтобы на утро быть сильными и готовыми к работе.
Во время сна из организма выводятся отходы его жизнедеятельности и к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.
Необходимо постараться правильно организовать время перед сном.
Правило 2: гуляй немного перед сном, а потом прими расслабляющий теплый душ
Правило 4 : не наедайся перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой
Правило 5 : откажись от просмотра фильмов ужасов – мозг может отомстить во сне жуткими кошмарами
Правило 6: можно послушать специальную спокойную музыку: шум прибоя, звуки леса, пение птиц, шум дождя
Правило 7 : кровать должна быть удобной и в меру жесткой
Правило 8 : хорошо проветри комнату, оптимальная температура в спальне должна быть 18 градусов.
Выводы: следуя этим правилам, сон будет полноценным, и организм восстановится полностью, будет здоровым, бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, будут радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Как же обстоят дела в нашем классе? Все ли ребята выполняют правила сна?
Мною вместе с мамой была составлена анкета для учащихся (см. Приложение), а вместе с учителем мы провели опрос ребят нашего класса. На вопросы анкеты ответили 17 человек. С мамой мы обработали материалы и сделали следующие выводы:
— 10 человек испытывают трудности с засыпанием;
— 11 человек встают не отдохнувшими;
— 12 человек смотрят перед сном телевизор;
— 9 человек спать ложатся в разное время;
-12 человек не проветривают комнату перед сном.
— 5 человек спорят с родителями когда их отправляют спать.
Ребята нашего класса в среднем спят 9 часов 30 минут – это радует.
Исследовательская работа по биологии «Феномен сна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Ястребовка Марксовского района Саратовской области
Исследовательская работа учащегося
9 класса МОУ-ООШ села Ястребовка
Руководитель: учитель биологии и экологии
МОУ-ООШ села Ястребовка
1.2 Механизмы сна ………..………………………. 6
2.1 Анкетирование одноклассников…………………………………9
«Жизнь и сновидения-страницы одной и той же книги»
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни, но исследователи сна до сих пор не знают, какой в этом смысл. Поэтому уже много лет ученые бьются над выяснением значения сна для жизни человека. А что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными? Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению… Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать.
В 8 классе во время изучения раздела Биология человека, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Феномен сна» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе по-прежнему привлекает мое внимание.
Актуальность. Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Гипотеза. Предполагаю, что несоблюдение режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми и игровыми приставками, в том числе и в вечернее время, бесконтрольный просмотр телевизионных программ может привести к нарушению сна и ухудшению общего самочувствия ребенка
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.
Объект исследования – структура и параметры сна.
Предмет исследования – сон и сновидения школьников.
Изучить литературу по данной теме.
Узнать о значении сна в жизни человека.
Определить параметры здорового сна.
Изучить природу сна и сновидений.
Составить рекомендации для одноклассников.
Изучение и обобщение
1.1 Сон. Функции сна
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
Начальным этапом сна считается засыпание. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
А) снижением уровня сознания; зевотой;
Б) понижением чувствительности сенсорных систем;
В) урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).
1. обеспечивает отдых организма.
2. играет важную роль в процессах метаболизма.
3. способствует переработке и хранению информации.
4. это приспособление организма к изменению освещённости
5. восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
В течение ночи человек практически всегда видит сны на протяжении 1-2 часов. Но нередко люди не помнят их, поскольку пробуждение пришлось на другие стадии сна.
Весь период сна состоит из 4-5 циклов. Каждый из них начинается с «медленного», а заканчивается «быстрым». В отличие от животных, люди не просыпаются после очередного цикла, в остальном принципиальных отличий между сном животных и человека нет.
Сон всегда считался лучшим средством восстановления сил – физических и душевных. Однако исследователи долгое время не могли прийти к единому мнению, как и почему это происходит.
1.3 Виды сновидений
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Мы слишком много знаем о физиологической природе сна, что бы заниматься толкованием сновидений, однако многие исследователи все же выделяют несколько их разновидностей :
• Фактические – это сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Глава II. Практические исследования
2.1 Анкетирование одноклассников
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справиться со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
• Рекомендуется небольшая прогулка.
• Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
• Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
• Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
На следующем этапе работы я провел в школе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 17 учеников моей школы.