Что значит пластическое искусство
Пластические искусства
Пластические искусства — это понятие, объединяющее формы искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени, а воспринимаются зрительно. Произведения пластического искусства имеют объективный характер. Они создаются путем переработки материальной среды, состав которой во многом определяет формальную структуру произведения.
Пластические искусства подразделяются на репрезентативные и непредставительные. К первой категории относятся живопись, скульптура, графика и фотография, которые воспроизводят зрительно воспринимаемую реальность с различной степенью чувственной точности либо трехмерно (скульптура), либо двумерно (живопись, графика, фотография). К непредставительным относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное проектирование, в которых зрительно-пространственные формы, как правило, не предполагают реальных моделей.
Границы между репрезентативным и непредставительным искусством не являются абсолютными. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные, фигуративные мотивы. Однако некоторые законченные произведения нерепрезентативного часто также относятся к одной из разновидностей репрезентативного (например, фигурные сосуды как тип малой скульптуры). В архитектуре иногда воспроизводятся формы природы (Индия, Древний Египет). В архитектурном орнаменте часто используются растительные мотивы (например, классическая Коринфская столица), а также зооморфные и антропоморфные формы (маски животных во Владимиро-Суздальской архитектуре XII-XIII вв.; кариатиды и Атланты). В изобразительном искусстве, включая книжную иллюстрацию, плакат, монументально-декоративную живопись и скульптуру, часто используются абстрактные мотивы. Орнаментальный дизайн использует как репрезентативные, так и нерепрезентативные мотивы.
Пластические искусства отличаются от других видов художественной деятельности отсутствием временного развития образа. Форма не меняется со временем и не имеет постоянного качества, как это происходит, например, в музыке. Кроме того, произведения пластического искусства воспринимаются зрением, а в некоторых случаях и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Полное восприятие и понимание архитектурных образов и некоторых монументальных картин и скульптур требует двигательного восприятия, которое занимает определенное время. Однако в таких случаях темпоральный элемент является только субъективным; сама работа остается неизменной.
В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном дизайне и скульптуре тектоническо-композиционный аспект требует от художника организации среды в трехмерном пространстве, разработки ее структуры и тектоники, создания взаимосогласованного или намеренно негармоничного расположения отдельных ее частей, слияния всех элементов пластической формы для достижения композиционного единства. В живописи, графике и фотографии те же конструктивно-композиционные принципы прорабатываются на плоской поверхности, так что объемно-пространственные отношения моделируются более или менее условно в двух измерениях.
Искусства пластические
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.
От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).
Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «…чувствующий красоту формы глаз…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды искусств пластических.
В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание искусств пластических с ремеслом и материальным производством. К этому присоединяется господство религиозной идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем средневековая эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетическом освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутреннего мира человека. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа.
Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах искусств пластических в Европе: они окончательно превращаются в собственно художественную деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы наполняются светским содержанием.
Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и средние века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоциональная выразительность формы. Чёткая пластическая ритмика греческих статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия средневековой иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармоническом равновесии с пластической экспрессией формы, как в древнегреческом искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как, например, искусстве раннего средневековья.
В искусстве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластической конструкции и выразительностью форм. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в искусстве XIX в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространственнную конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразительную, но и эмоциональную функции.
В конце XIX в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистического единства искусств пластических. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому» стилю, в который органически входят и монументальная живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художественной обработки материальной среды. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразительной функции формы.
В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность общественной жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического строя. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. Авангардизм, Модернизм).
Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технического прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетические принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроительных комплексах. Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т.д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиционные художественные ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран главным образом в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика).
Стремление к возрождению целостности и органичности пластического мышления ведёт к сближению зодчества, изобразительных искусств и художественной обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Намечаются связи искусств пластических с другими родами художественной деятельности; большое влияние на зрительно-пластическую культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются «гибридные» формы (например, мультипликационные фильмы). Таким образом, вместе с возникновением новых форм искусств пластических вырастает значение последних в художественной культуре человечества.
Литература: Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962; Г. Земпер, Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970.