Что изучает математика свойства предметов конспект урока 1 класс петерсон
Тема: «Что изучает математика».
Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Что изучает математика».»
Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Тема: «Что изучает математика»
Создать условия для формирования позитивного представления о школе, о предмете «математика» и о процессе обучения в школе.
1) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
2) Формировать представления об учебнике математики (печатная и электронная форма), способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики).
3) Тренировать умение работы с таблицами (строка, столбец), описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
С формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики.
.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационный материал
Д−1.3. Текст с поздравлением от автора.
Д−1.4. Текст с заданием для пробного действия.
Д−1.5. Поэтапно заполняемый эталон свойств предметов.
Д−1.6. Заготовки букв П, Ф, Р, К.
Д−1.7. Наборы разноцветных кругов.
3) Раздаточный материал
Р−1.1. Наборы разноцветных кругов.
4) Презентация к уроку 1: слайды 1−9.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Введение в игровую ситуацию.
Недавно вы познакомились с тем, что делают ученики на различных уроках. Что вам больше всего запомнилось?
Ученики рассказывают, о том, что они запомнили из прошлой экскурсии. Учитель предлагает фотографии, на которых зафиксированы наиболее яркие эпизоды экскурсии.
Что делали на уроках ученики? (Они проводили опыты, читали, решали задачи, работали за компьютерами…)
Зачем они это делали? (Чтобы узнать что-то новое, научиться, …)
А вы, что будете делать на уроке? (Учиться, узнавать новое.)
Что значит учиться? (Значит, выполнить два шага: понять чего мы не знаем, самим открыть новое знание.)
Учитель открывает два шага учебной деятельности (Д–1.1, Д–1.2) из курса «Мир деятельности» или слайд 2:
На сегодняшнем уроке мы начнем (или продолжим) разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
Сегодня к вам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
По деревьям скачет
И орешки прячет? (Белочка.)
А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
Учитель вешает на доску рисунок белочки (Д–1.1 или слайд 3), достает два конверта
Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. Хотите узнать, что находится в этих конвертах?
В одном из конвертов лежит телеграмма от автора учебника.
Математика нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон. Откроем первый конверт. В нем лежит телеграмма от автора
Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику – учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
Ваша Л.Г.Петерсон (Подпись)
читель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора (Д–1.2) и телеграмму из первого конверта (Д−1.3):
Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Как вы поняли, что же вы будете изучать с помощью этого учебника? (Мы будем изучать математику.)
А чему же вы научитесь на уроках математики? (Мы научимся считать, решать примеры и задачи.)
Сегодня на уроке вы будете изучать свойства предметов. Это и будет тема нашего урока.
Учитель записывает тему урока на доске.
Следующее задание будет для вас новым. Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
Учитель открывает конверт и (Д−1.4 или слайд 4) и читает задание:
Какие свойства изучают на уроке математики?
Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать свойства, которые изучает математика.)
У кого есть ответы?
Учащиеся перечисляют свои варианты.
Кто из вас уверен, что назвал правильно все свойства?
Учащиеся поднимают руки.
Я услышала, что вы назвали не все свойства.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать все свойства, которые изучает математика.)
Кто из вас может доказать, что он прав? (…)
Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.
3. Открытие детьми нового знания.
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, какие свойства изучаются на уроке математики.)
Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
Значит, наш первый урок так и будет называться: «Что изучает математика?»
Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений. В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
Сегодня вы попробуете открыть новое знание сами, а поможет вам в этом наш замечательный учебник.
Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
Ученики по очереди рассказывают о предметах, изображенных на картинке.
После этого учитель открывает на своем компьютере и демонстрирует через проектор – первую страницу электронной формы учебника.
Ребята, сейчас мы пользовались учебниками, а у меня на компьютере есть такой же учебник, но электронный – его страницы размещаются у меня на экране, я вам их тоже могу показать.
Учитель демонстрирует страницу 3|6 ЭФУ через проектор на экран.
Я открываю страницу электронного учебника. Что за картинку вы видите в задании № 1 (ЭФУ)? (Такую же картинку, как в наших учебниках.)
Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
Учитель показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке, с помощью экрана (страница 3|6 ЭФУ).
В случае отсутствия ЭФУ учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, или показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке, с помощью презентации (слайд 5).
Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы будете находить этот предмет, показывать его пальчиком и называть этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
Автор учебника обещала, что, выполняя задания, вы будете узнавать что-то новое. Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения (Д−1.5, Д−1.6):
Эталон принимает вид:
Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
Значит, расположение предмета является его свойством.
Прочитайте задание № 1 в учебнике.
Хорошо читающий ученик может прочитать задание в учебнике, либо на экране, где демонстрируется страница 3|6 ЭФУ: «Какой предмет расположен в первой строке и втором столбце?»
Покажите на странице учебника пальчиком на тот предмет, который вы нашли. Все нашли?
Правильный ли ответ вы получили, вы сможете узнать с помощью кнопки «Ответ».
В случае, если учитель использует интерактивную доску, один из учеников может нажать на указанную кнопку. Если учитель использует проектор, то он сам нажимает на эту кнопку на своем устройстве. Учащиеся проверяет себя по образцу, который демонстрируется через проектор на экран.
Можно организовать самопроверку и без использования ЭФУ: учитель просит одного из учеников назвать верный ответ (помидор) и хвалит его и всех других учеников, у которых получен такой же ответ.
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения (Д−1.5, Д−1.6).
Эталон принимает вид:
Расскажите, что вы видите на следующей картинке в задании № 2 (У)? (Круги разного цвета.)
Учитель выставляет на доске с помощью «липучки» или магнитов такие же круги (Р–1.1).
На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
Таким образом, выполняя это упражнение, вы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предметы. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (. )
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера. Эталон принимает вид:
Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего.
Ученики зачеркивают пять коричневых кругов.
Обведите группу, в которой три круга.
Ученики обводят зеленые круги.
В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащей один маленький синий круг.)
По какому свойству вы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …)
Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
Прочитайте и выполните задание № 2.
Учитель просит одного хорошо читающего ученика прочитать задание вслух.
После выполнения проводится самопроверка.
Для организации самопроверки с помощью ЭФУ учителю необходимо нажать на кнопку «Ответ», расположенную рядом с заданием № 2 (стр. 3|7 ЭФУ).
Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества. Эталон принимает вид:
Учитель берет в руки модель шара.
Обратите внимание на следующую картинку в задании № 3 (У), (слайд 6). Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
Далее учитель берет в руки цилиндр:
Кто знает название этой модели?
Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы. Эталон принимает вид:
Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их. Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, 2, стр.1)
А теперь, назовите свойства, с которыми вы познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
Удалось вам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
Вы получили в результате эталон, на котором изображены свойства, которые изучает математика. Перечислите эти свойства с помощью этого эталона.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Но прежде, чем завершить урок необходимо потренироваться в применении новых знаний, закрепить новые знания.
Рассмотрите картинку в задании № 3 (У) в учебнике. Что связано с предметом математики на картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
Если на уроке останется достаточно времени можно организовать работу по рабочей тетради (РТ).
Мы с вами поработали с учебником. У вас на столах есть еще книга – это необычный учебник, в нем можно писать и рисовать, выполняя задания. Прочитайте, как он называется.
Откройте страницу 3 в рабочей тетради и найдите задание № 2 (РТ) (слайд 8). Белочка рассматривает картинку и думает: «Какие свойства подсказывают картинки?» Помогите белочке догадаться, какие это свойства. (Форма, размер, количество, положение предметов.)
Вы совершенно правы.
Назовите эти свойства друг другу в парах.
Дальше можно продолжить работу с прописью, стр. 3 (РТ).
А теперь найдите на этой же страничке задание № 3 (РТ).
Белочка решила пригласить гостей. Помогите ей разложить предметы по своим местам.
Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице должны занимать заданные предметы.
Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
Давайте послушаем еще раз эти свойства предметов.
Учитель может воспользоваться функцией ЭФУ для прослушивания аудио файлов. Аудио с озвучиванием эталона запускается через компьютер учителя.
Кому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Обоснуйте свой ответ. (…)
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, как настоящие ученики и меня порадовали. Надеюсь, что вам тоже понравился наш урок.
Кто напомнит своим одноклассникам, что это был за урок? (Урок математики.)
С нетерпением буду ждать наших следующих уроков по математике.
Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе открытия детьми нового знания.
Прослушивание аудио файла на этапе подведения итога урока.
Тема: «Свойства предметов»
Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Свойства предметов»»
Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Тема: «Свойства предметов»
Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
1) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
2) Приобретать первичный опыт анализа и сравнения предметов, выявления и выражения в речи признаков сходства и различия.
3) Тренировать умение описывать свойства простейших фигур на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.
4) Приобретать первичный опыт моделирования – использование изображений геометрических фигур и групп предметов в качестве моделей.
1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; подготовить изучение порядка объектов (уточнить представление о порядке следования).
2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.
3 ) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности, тренировать моторику мелких мышц.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационный материал
Д−3.3 Эталон плоских фигур на листе.
Д−3.4 Макет телефона на столе у учителя, колокольчик.
Д−3.5 Изображение Винни-Пуха.
Д−3.6 Конус на ниточке, экран, подсветка.
Д−3.7 Модель шара и круга на столе у учителя.
Д−3.8 Конверт для писем Иа-Иа.
Д−3.9 Стрелка из картона на магните.
3) Раздаточный материал
4) Презентация к уроку 3: слайды 1 – 8.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Введение в игровую ситуацию.
Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами, и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?
На доске появляется Винни-Пух (Д–3.5 или слайд 2):
Кто помнит, какие этапы вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два этапа учебной деятельности: понять, что мы еще не знаем, самим найти способ.) (Слайд 2, анимация).
Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.)
Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали о свойствах предметов, об их формах…)
Сегодня вы продолжите исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится в путешествие с вами. Итак, в путь!
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Н а доске появляется эталон свойств предмета из урока 1 (слайд 3 (анимация)):
Посмотрите на эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)
На прошлом уроке у вас в гостях был Петрушка, а сегодня он прислал вам своих друзей. Откройте, ребята, учебник на странице 6: Урок 3, задание № 1 (У) (слайд 4) и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара.)
Дети часто ошибаются, путают понятия шар и круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: «Форму круга». Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе (на экране), а шар – нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними.
Назовите поочередно цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка – красная, вторая – жёлтая, третья – синяя, четвёртая – зелёная.)
Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.
Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки.)
Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек.
Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок.)
Ребята, какие свойства предметов вы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)
Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)
На прошлом уроке мы наблюдали фокусы о чудесных превращениях. Вспомните и расскажите о них Винни-Пуху.
Дети рассказывают о превращении объемных фигур в плоские, при этом фиксируются в речи и в знаках названия плоских фигур (Д−3.3).
Найдите в рабочей тетради на странице 6: урок 3, задание № 1 (РТ). Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке?
Что общего у фигур сверху и снизу?
Соедините объемную фигуру с плоской фигурой, которая по форме напоминает её тень. Проверьте свою работу. (Слайд 5)
Медвежонку тоже нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним еще один фокус? (Да.)
Учитель организует работу с экраном, так же как и на предыдущем уроке.
Как называется форма этой фигуры? (Конус.)
Учитель помещает конус, привязанный за нитку, за экран и демонстрирует на экране его тень.
Что вы видите? (Треугольник.)
Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Положите на парту.
Учитель переворачивает фигуру и демонстрирует на экране другую тень от того же конуса.
Возьмите из лото подобную фигуру и положите рядом.
Дети кладут на парту.
Как называется эта фигура? (Круг.)
Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.)
Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)
Что вы повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.)
Какой первый этап вы должны сделать в нашем путешествии? (Первый этап – понять чего мы не знаем.)
Вы прошли этот этап? Свой ответ обоснуйте. (Нет, мы первый этап не выполнили. Все задания были на повторение.)
Когда вы можете выполнить этот этап? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
Учитель звонит в колокольчик.
Ой, у меня на столе зазвонил телефон.
Учитель поднимает трубку.
Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!
Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел на уроке, и у что у него не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!
Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.
Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.
Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:
Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте описать превращение! (Слайд 6)
Учащиеся пробуют выполнить задание на планшетах. Учитель ограничивает время на выполнение задания.
Кто не может выполнить задание?
Вспомните, что вы должны были описать ослику Иа? (Превращение треугольника в круг.)
Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Слайд 6) (Я не могу описать превращение треугольника в круг.)
Почему же вы не смогли написать ослику? Что вы пока еще не знаете? (Слайд 6) (Я пока не знаю, как записать на бумаге о превращении фигур.)
Что вы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать способ записи превращения фигур.)
Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».
3. Открытие детьми нового способа действия.
Смогли вы сформулировать затруднение? (Да.)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Самим открыть способ.)
Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)
Напишем письмо в рабочей тетради (задание № 2, страница 6 (РТ)).
Какое предложение мы должны зарисовать? (Был треугольник, изменилась форма, стал круг.)
Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.)
После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)
Д ети дополняют письмо в тетради, учитель на доске:
Что произошло? (Изменилась форма.)
Как показать эти превращения на листе?
Дети могут дать различные варианты ответов:
Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую (задание № 2, страница 6 (У)). Расскажите, какое свойство изменяется?
С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки).
Проверку можно провести с помощью аудиозаписи .
Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что должны поставить между фигурами? (Нарисуем стрелку между треугольником и кругом.)
Ученики ставят стрелку в тетради, учитель фиксирует на доске (Д−3.9):
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.3)
Удалось вам справиться с затруднением? (Да.)
Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.
Винни-Пух благодарит вас за помощь. Теперь он сможет отправить письмо ослику. Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваше описание и посмотрит задание в учебнике.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Можно ли завершить урок? (Нет.)
Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
Какие изменения могут происходить с фигурами? (…)
Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник (задание № 4, страница 7 (У)).
Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа?
Пока мы с вами писали письмо ослику, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? (задание № 5, страница 7 (У)).
Результаты выполнения задания № 7 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).
Винни-Пух приготовил нам задание № 3 на странице 6 в рабочей тетради (РТ). Попробуйте сами сформулировать это задание, которое надо выполнить. (Изменить цвет, форму, размер.)
Расскажите, как выполнить задание в первой рамочке.
Почему получились разные результаты?
Выполняя работу, дети выясняют, что одно задание может иметь несколько ответов, потому что каждый ребенок выбирал понравившийся ему цвет.
Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись об одинаковом результате. (2 минуты)
Кто успел справиться с заданием? (…).
Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…)
Расскажите, как вы выполнили это задание?
Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. После выполнения учитель открывает на доске образец выполнения (Слайд 7).
Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы.
Кто верно выполнил все задания? (. )
Поставьте возле третьей рамочки в задании № 3 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.
Если вы хотите еще потренироваться и исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание № 7* на странице 7 в учебнике (У).
Винни-Пуху уже пора прощаться с вами, но он вдруг вспомнил, что кроме ослика, у него еще много друзей. Вспомните их. (Сова, Кенгуру, Пятачок, Тигра…)
Они обидятся, если Винни-Пух не принесет им подарки. Сове он бы подарил бусы (задание № 4, страница 4 (РТ)), но они с незакрашенными бусинками. Раскрась бусы, сохраняя закономерность.
А лучшему другу Пятачку кораблик (задание № 5*, страница 7 (РТ)). Выберите понравившийся вам кораблик и раскрасьте его так, чтобы все фигуры одной формы были раскрашены одним цветом.
Подходит к концу наше занятие. Кто вместе с вами путешествовал? (Винни-Пух.)
Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.) (Слайд 8)
Удалось ли вам пройти два этапа учебной деятельности? (Слайд 8, анимация) Докажите.
Все ли у вас получилось?
Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?
Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе включения нового знания в систему знаний.
Прослушивание аудио файла на этапе открытия нового знания.