Что открыл авиценна в анатомии
Что открыл авиценна в анатомии
Развитие анатомии в Средней Азии. Ибн Сина, его труды и значение их для истории анатомии
В 999 г. Бухара подверглась нападению соседней тюрской династии и потеряла свои привилегии центра самостоятельного государства. Ибн Сипа эмигрировал в Хорезм, где проживал в течение 5 лет. С 1012 г. до конца своей жизни он сменял один город за другим, совершал путешествия, порой вынужденные, испытывал и радость побед, и горесть страданий. Умер он в Хамадане в 1037 г., в зените славы, окруженный всенародным почетом.
Свободолюбивые порывы Ибн Сины в условиях государства феодалов-властителей не просто пресекались, но и жестко наказывались. От всемогущего шейха зависела жизнь ученого. На страже благочестия каждого жителя страны стояла религия. И все же стремление к знаниям росло, талантливые первопроходцы восходили к вершинам науки.
* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21 с. 287.)
Философское кредо Ибн Сины в наиболее отчетливой форме выражено в «Книге знаний» (Донишномэ). Конечно, оно противоречиво, эклектично, тем не менее материалистично в принципе и прогрессивно для того времени. Основным началом мироздания Ибн Сина считал природу, которая в его представлении вечна. Бог для Ибн Сины нечто абстрактное и недеятельное. Материя существует независимо от него, ее движение и составляет тайну творчества всего сущего. Оно происходит за счет внутренних сил. Каждый акт творчества познаваем. Познание объектов и процессов требует обязательного выяснения причин. Человеческая практика является источником знаний, без которых нет науки. Так учил Ибн Сина, отвергавший гипноз слепой веры и поэтому вступавший в споры даже с Кораном.
Медицина Востока, представителем которой был Ибн Сина, складывалась на основе синтеза народной медицины и жизнеутверждающих принципов медицины Древней Индии, Древней Греции, арабского Востока. Господствовало положение, согласно которому чтение книг, обобщающих тысячелетний опыт врачей и критическое применение известных истин, было наиболее реальным путем формирования преуспевающего врача. Практическая анатомия в университетах Востока была запрещена. Мусульманская вера не разрешала вскрытие трупов и эксперименты на животных. Комментаторы трудов Ибн Сины разъясняют, что изучению строения тела человека мешал не только запрет, предусмотренный законом религии, но и ханжеское понимание милосердия, свойственного природе человека.
Специальных трудов по анатомии Ибн Сина не оставил. Это легко устанавливается по перечню написанных им работ. Однако в его главном труде «Канон врачебной науки», служившем фундаментальным руководством по медицине в течение многих веков, собраны и прокомментированы почти все анатомические данные, почерпнутые из рукописей врачей Древней Греции и накопленные врачами арабского востока. Выполняя религиозные каноны, запрещающие вскрытие трупов, Ибн Сина вынужден был изучать строение тела человека по книгам. Обширная врачебная практика позволяла ему открывать многие анатомические факты, а природная наблюдательность помогла ему пополнять знания и даже объяснять различные феномены.
Вводя читателя в курс своего монументального произведения «Канон врачебной науки», Ибн Сина писал: «Медицина есть наука о познании устройства человеческого тела, необходимая для того, чтобы уметь сохранять здоровье или восстанавливать потерянное». Глубокое содержание вложено в это определение. Строение тела человека изучает анатомия. С нее начинается подготовка врача, с нее начинается медицина. Но анатомия врачу нужна не сама по себе, а для того, чтобы уметь предупредить всевозможные поломки в организме, сохранить здоровое его состояние. Эта главная задача выдвигается на первый план. Восстановление нарушенного равновесия, восполнение «потерянного», конечно, тоже обязательный закон медицины.
Кроме первой книги «Канон врачебной науки», сведения по анатомии содержатся и в других томах. Так, разделы, посвященные внутренним органам, отнесены к соответствующим главам патологии и терапии в 3-й книге. Сведения по анатомии головного мозга, черепных нервов, органов зрения и слуха, а также ротовой и носовой полостей включены в главу «Болезни головы».
Данная доктрина в законченном виде была изложена еще Галеном.
Ибн Сина различает простые и сложные органы и характеризует их по естественному положению в организме. Костную систему описывает как скелет с тремя его главными функциями опоры, защиты и локомоции. Элементы артрологии увязываются в «Каноне» с костями и заболеваниями или травмами. Так, анатомические сведения приобретают строго клиническую направленность.
К. А. Халиков в 1970 г. представил диссертацию «Вопросы анатомии человека в произведениях Абу Али Ибн Сины (Авиценны)», в которой подверг обстоятельному рассмотрению все высказывания великого врача, относящиеся к данной науке. Заключая свою работу, автор признает Ибн Сина гениальным предшественником революционера в анатомии Андрея Везалия. Диссертация К. А. Халипова была успешно защищена и подготовлена к печати.
* ( Везалий А. О строении тела человека в 7 книгах.- М.: Изд. АН СССР, 1950, т. 1, с. 487.)
Подробное изложение содержания анатомических разделов «Канона врачебной науки» не входит в нашу задачу. Мы хотим выяснить значение трудов Ибн Сины для развития анатомии на том ее историческом этапе, когда исследователи строения тела человека ограничивались книжной мудростью. Засилие средневековой схоластики несомненно сказывалось на занятиях анатомией. Страдала фактологическая сторона науки. Из-за невозможности проверки рабочих гипотез плодились умозрительные концепции, порой до абсурда неправдоподобные. Открытия, сделанные тысячу лет назад греческими врачами, иногда утрачивались. Так, например, было забыто описание млечных сосудов, известных еще Эразистрату.
И все же благодаря Ибн Сине с его огромным авторитетом в арабском мире главное богатство анатомии сохранилось. Остались незыблемыми основные законы конструкции человеческого тела и его органов. Удалось сберечь анатомическую терминологию, сложившуюся к временам Галена. Эффективно и убедительно доказано превосходство врача, обладающего хорошими анатомическими знаниями. Несмотря на запрет исследований трупов, анатомия продолжала жить, приносить пользу человечеству. И труды Ибн Сины сыграли в этом благородном деле выдающуюся роль. Он был известен русским летописцам, имя Авиценны встречается во многих русских лечебниках. Ибн Сина навсегда остался в истории медицины как искатель истины, вдохновитель прогресса, наставник ученых. Эти его качества подчеркнуты в публикациях В. Н. Терновского, Б. Д. Петрова и других советских историков медицины. Ибн Сина охватил накопленные за все предшествующие века знания в области биологии и медицины, осмыслил и сохранил их для потомков.
Учение Авиценны вошло в плоть и кровь традиционной медицины Востока. Оно внесло в практику медицины обязательность рассудочной деятельности лекаря, без чего лечение больных сводится к ремеслу. Оно потребовало индивидуального подхода к пациенту с непременным учетом особенностей строения его тела. Знания миологии, например, использовались при назначении массажа, иммобилизации конечностей, воспроизведении релаксации мышц. Знание ангиологии помогало быстрой остановке кровотечения, облегчало поиск вен при кровопускании, позволяло применять способы прогревания тела.
Ибн Сина придерживался монистического взгляда на природу человека, на единство в нем телесного и психического. Это способствовало принятию предложенной им программы здоровой жизни. Его терапевтическая система предполагала необходимость личных контактов врача с больными на условиях полной откровенности, что усиливало эффект лечебного воздействия, укрепляло веру во врача.
Народы мира будут вечно благодарны Ибн Сине за его жизненный подвиг, за выполнение им великой миссии одного из творцов врачебного искусства и учителя мудрости.
Что открыл авиценна в анатомии
Развитие анатомии в Средней Азии. Ибн Сина, его труды и значение их для истории анатомии
В 999 г. Бухара подверглась нападению соседней тюрской династии и потеряла свои привилегии центра самостоятельного государства. Ибн Сипа эмигрировал в Хорезм, где проживал в течение 5 лет. С 1012 г. до конца своей жизни он сменял один город за другим, совершал путешествия, порой вынужденные, испытывал и радость побед, и горесть страданий. Умер он в Хамадане в 1037 г., в зените славы, окруженный всенародным почетом.
Свободолюбивые порывы Ибн Сины в условиях государства феодалов-властителей не просто пресекались, но и жестко наказывались. От всемогущего шейха зависела жизнь ученого. На страже благочестия каждого жителя страны стояла религия. И все же стремление к знаниям росло, талантливые первопроходцы восходили к вершинам науки.
* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21 с. 287.)
Философское кредо Ибн Сины в наиболее отчетливой форме выражено в «Книге знаний» (Донишномэ). Конечно, оно противоречиво, эклектично, тем не менее материалистично в принципе и прогрессивно для того времени. Основным началом мироздания Ибн Сина считал природу, которая в его представлении вечна. Бог для Ибн Сины нечто абстрактное и недеятельное. Материя существует независимо от него, ее движение и составляет тайну творчества всего сущего. Оно происходит за счет внутренних сил. Каждый акт творчества познаваем. Познание объектов и процессов требует обязательного выяснения причин. Человеческая практика является источником знаний, без которых нет науки. Так учил Ибн Сина, отвергавший гипноз слепой веры и поэтому вступавший в споры даже с Кораном.
Медицина Востока, представителем которой был Ибн Сина, складывалась на основе синтеза народной медицины и жизнеутверждающих принципов медицины Древней Индии, Древней Греции, арабского Востока. Господствовало положение, согласно которому чтение книг, обобщающих тысячелетний опыт врачей и критическое применение известных истин, было наиболее реальным путем формирования преуспевающего врача. Практическая анатомия в университетах Востока была запрещена. Мусульманская вера не разрешала вскрытие трупов и эксперименты на животных. Комментаторы трудов Ибн Сины разъясняют, что изучению строения тела человека мешал не только запрет, предусмотренный законом религии, но и ханжеское понимание милосердия, свойственного природе человека.
Специальных трудов по анатомии Ибн Сина не оставил. Это легко устанавливается по перечню написанных им работ. Однако в его главном труде «Канон врачебной науки», служившем фундаментальным руководством по медицине в течение многих веков, собраны и прокомментированы почти все анатомические данные, почерпнутые из рукописей врачей Древней Греции и накопленные врачами арабского востока. Выполняя религиозные каноны, запрещающие вскрытие трупов, Ибн Сина вынужден был изучать строение тела человека по книгам. Обширная врачебная практика позволяла ему открывать многие анатомические факты, а природная наблюдательность помогла ему пополнять знания и даже объяснять различные феномены.
Вводя читателя в курс своего монументального произведения «Канон врачебной науки», Ибн Сина писал: «Медицина есть наука о познании устройства человеческого тела, необходимая для того, чтобы уметь сохранять здоровье или восстанавливать потерянное». Глубокое содержание вложено в это определение. Строение тела человека изучает анатомия. С нее начинается подготовка врача, с нее начинается медицина. Но анатомия врачу нужна не сама по себе, а для того, чтобы уметь предупредить всевозможные поломки в организме, сохранить здоровое его состояние. Эта главная задача выдвигается на первый план. Восстановление нарушенного равновесия, восполнение «потерянного», конечно, тоже обязательный закон медицины.
Кроме первой книги «Канон врачебной науки», сведения по анатомии содержатся и в других томах. Так, разделы, посвященные внутренним органам, отнесены к соответствующим главам патологии и терапии в 3-й книге. Сведения по анатомии головного мозга, черепных нервов, органов зрения и слуха, а также ротовой и носовой полостей включены в главу «Болезни головы».
Данная доктрина в законченном виде была изложена еще Галеном.
Ибн Сина различает простые и сложные органы и характеризует их по естественному положению в организме. Костную систему описывает как скелет с тремя его главными функциями опоры, защиты и локомоции. Элементы артрологии увязываются в «Каноне» с костями и заболеваниями или травмами. Так, анатомические сведения приобретают строго клиническую направленность.
К. А. Халиков в 1970 г. представил диссертацию «Вопросы анатомии человека в произведениях Абу Али Ибн Сины (Авиценны)», в которой подверг обстоятельному рассмотрению все высказывания великого врача, относящиеся к данной науке. Заключая свою работу, автор признает Ибн Сина гениальным предшественником революционера в анатомии Андрея Везалия. Диссертация К. А. Халипова была успешно защищена и подготовлена к печати.
* ( Везалий А. О строении тела человека в 7 книгах.- М.: Изд. АН СССР, 1950, т. 1, с. 487.)
Подробное изложение содержания анатомических разделов «Канона врачебной науки» не входит в нашу задачу. Мы хотим выяснить значение трудов Ибн Сины для развития анатомии на том ее историческом этапе, когда исследователи строения тела человека ограничивались книжной мудростью. Засилие средневековой схоластики несомненно сказывалось на занятиях анатомией. Страдала фактологическая сторона науки. Из-за невозможности проверки рабочих гипотез плодились умозрительные концепции, порой до абсурда неправдоподобные. Открытия, сделанные тысячу лет назад греческими врачами, иногда утрачивались. Так, например, было забыто описание млечных сосудов, известных еще Эразистрату.
И все же благодаря Ибн Сине с его огромным авторитетом в арабском мире главное богатство анатомии сохранилось. Остались незыблемыми основные законы конструкции человеческого тела и его органов. Удалось сберечь анатомическую терминологию, сложившуюся к временам Галена. Эффективно и убедительно доказано превосходство врача, обладающего хорошими анатомическими знаниями. Несмотря на запрет исследований трупов, анатомия продолжала жить, приносить пользу человечеству. И труды Ибн Сины сыграли в этом благородном деле выдающуюся роль. Он был известен русским летописцам, имя Авиценны встречается во многих русских лечебниках. Ибн Сина навсегда остался в истории медицины как искатель истины, вдохновитель прогресса, наставник ученых. Эти его качества подчеркнуты в публикациях В. Н. Терновского, Б. Д. Петрова и других советских историков медицины. Ибн Сина охватил накопленные за все предшествующие века знания в области биологии и медицины, осмыслил и сохранил их для потомков.
Учение Авиценны вошло в плоть и кровь традиционной медицины Востока. Оно внесло в практику медицины обязательность рассудочной деятельности лекаря, без чего лечение больных сводится к ремеслу. Оно потребовало индивидуального подхода к пациенту с непременным учетом особенностей строения его тела. Знания миологии, например, использовались при назначении массажа, иммобилизации конечностей, воспроизведении релаксации мышц. Знание ангиологии помогало быстрой остановке кровотечения, облегчало поиск вен при кровопускании, позволяло применять способы прогревания тела.
Ибн Сина придерживался монистического взгляда на природу человека, на единство в нем телесного и психического. Это способствовало принятию предложенной им программы здоровой жизни. Его терапевтическая система предполагала необходимость личных контактов врача с больными на условиях полной откровенности, что усиливало эффект лечебного воздействия, укрепляло веру во врача.
Народы мира будут вечно благодарны Ибн Сине за его жизненный подвиг, за выполнение им великой миссии одного из творцов врачебного искусства и учителя мудрости.
Ибн Сина Авиценна: биография, вклад в науку
Авиценна был выдающимся персидским врачом, философом и ученым. Жил он на рубеже двух тысячелетий. Из биографии Авиценны известно, что он родился в 980 году нашей эры, а умер в 1037 году. Он был одним из главных исламских философов, его труды оказали глубокое влияние на исламское учение, предание и средневековую схоластику. Кратко биографию Авиценны Ибн Сины пересказать трудно, одно только перечисление его достижений занимает половину страницы.
Будучи ребенком, он запомнил Коран в возрасте десяти лет, и как взрослый, он написал пять трактатов, комментируя суры из Корана. Именно так утверждает биография Авиценны в Википедии. Один из этих текстов включал доказательство пророчеств, в котором он комментирует несколько коранических стихов и высоко ценит Коран. Авиценна утверждал, что исламских пророков следует считать выше философов. Ибн Сина рассматривал теологию как единственный разумный способ отличить реальное пророчество от иллюзии.
В биографии Ибн Сина Абу Али сказано, что он объединил идеи и методологию Аристотеля, неоплатонизм и другую греческую философию с монотеистической традицией ислама. Ученый первым сделал различие между Богом и Творением, чтобы избежать склонности к пантеизму. Авиценна принял теорию эманации неоплатонизма и был одним из первых, кто применил философскую логику к исламскому богословию. Письмо врача вызвало сильную реакцию общественности того времени. Тем не менее его работы стали стандартными учебниками в медресе (школах исламского мира).
Авиценна Ибн Сина. Биография
Исцеляющий королей
Будучи еще молодым, он достиг такого уровня знаний в области медицины, что его известность распространилась повсюду. В биографии Авиценны-врача говорится, что в семнадцать лет ему повезло вылечить правителя Бухары Нуха Ибн Мансура от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После того как выздоровел, король хотел наградить его, но молодой врач желал только разрешения использовать уникальную библиотеку правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу читать любые труды и книги из своей коллекции. Юноша воспользовался случаем, есть упоминание в биографии Авиценны и о его учениках, которым он передавал знания.
После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Джурджан, где его приветствовал хаваризм-шах. Там юноша познакомился со своим знаменитым современником Абу Райханом аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рэй, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи-аль-Тибб». Некоторое время спустя талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, здешнего короля, от тяжелой колики.
Страсть к путешествиям
Из Хамадана он переехал в Исфахан, где завершил многие свои монументальные труды. Несмотря на то что Авиценна был уже признан на многих территориях как выдающийся ученый, он продолжал путешествовать. Чрезмерное умственное напряжение, а также политическая суматоха значительно подкосили его здоровье. Побывав во многих городах и странах, Авиценна вернулся в Хамадан, где умер в 1037 году нашей эры.
Выдающаяся личность
Он был самым известным врачом, философом, энциклопедистом, математиком и астрономом своего времени. Основным и фундаментальным вкладом в медицинскую науку была его знаменитая книга «Аль-Канун», известная на Западе как «Канон».
Научные труды
Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.
Философия и религия
Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.
Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.
Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность. Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр.
Работы
Аль-Кифти утверждает, что Авиценна выполнил 21 основную и 24 второстепенные работы по философии, медицине, теологии, геометрии, астрономии и тому подобное. Другой историк, Брокельман, приписывает Авиценне 99 книг, в том числе 16 по медицине, почти 70 по теологии и метафизике, 11 по астрономии и четыре по стихам.
Двумя первыми работами Авиценны, написанными под влиянием аль-Фараби, являются «Компендиум по душе», короткий трактат об интеллекте и «Философия просодиста», его первая книга по аристотелевской философии.
Позже он написал три энциклопедии философии. Написанный по просьбе его учеников, аш-Шифа, завершенный в 1027 году, был создан по образцу произведений Аристотеля. Его латинский перевод был широко прочитан средневековыми европейскими учеными.
Две более поздние энциклопедии были написаны для покровителя Авиценны Абу Яфар Ала Ад Даула. Книга знаний для Ала аль-Давла, написанная на персидском языке, предназначена для введения в философию и стала основой целью ученых и мыслителей.
Другой трактат Авиценны, аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания»), обсуждает логику и метафизику. В двух своих работах «Аль-Инсаф» («Суд») и «Восточные люди» («Аль-Машрикьюн») или «Восточная философия» («Аль-Хикма аль-Машрикия»), написанных в конце 1020-х годов, Авиценна высказывает радикальные философские идеи, но большинство оригинальных текстов об этом были потеряны.
Авиценна написал не менее 16 работ по медицине. Его 14-томный «Канон медицины» и части энциклопедий были переведены на латынь еще в 12-м веке Жераром Кремонским, Доминикусом Гундиссалином и Джоном Авендеатом. Труды были опубликованы в Венеции. Говорят, что полные тексты на арабском языке находятся в рукописи Бодлианской библиотеки.
Философия
Сущность и Существование
Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.
Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.
Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.
Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.
Логика и Знание
Авиценна использовал логику в служении метафизике как средство понимания исламской религиозной доктрины и даже интерпретации Корана. Логика была стандартом для оценки понятий, приобретенных четырьмя навыками разума: чувство к восприятию, удержание, воображение и оценка. Среди них воображение было ключевым, поскольку оно могло сравнивать и связывать новые явления с существующими концепциями.
Логика также может быть использована для выводов и получения новых знаний, а также для оценки обоснованности аргументов. Получение знаний было необходимо для обучения и совершенствования интеллекта, для достижения спасения. Логика также была средством передачи знаний другим.
Эпистемология Авиценны основана на теории души, которая не зависит от тела. Его Трактат о душе начинается с так называемого аргумента «летающий человек»: если человек был создан в состоянии совершенства, но слеп и неспособен что-либо воспринимать своими чувствами и отстранен в воздухе, он знал бы, что он существовал? Он не мог сомневаться в своей бытности, потому что думал, но он не смог бы подтвердить существование своего физического тела. Этот аргумент используется для подтверждения существования души и ее способности осознавать себя независимой от тела.
Десять интеллектов и человеческий разум
В рассказе Авиценны о сотворении мира, происходящем из Аль-Фараби, сотворение мира основывается на Первопричине, или Первом Разуме. Начальный Интеллект, созерцая необходимость своего существования, порождает Второй Интеллект. Созерцая свое излучение от Бога, оно порождает Первый Дух, который оживляет Сферу Сфер, то, что мы считаем вселенной. Созерцая себя как обреченную сущность, то есть как нечто, что могло бы потенциально существовать, она порождает материю, которая наполняет вселенную и формирует Сферу Планет, которые Авиценна называет Первыми Небесами в аль-Фараби.
Это тройственное созерцание устанавливает первые стадии существования и продолжается, порождая последовательные интеллекты, которые создают между собой две небесные иерархии: Высшую Иерархию Херувимов и Нижнюю Иерархию, называемую Авиценной «Ангелами Великолепия». Эти ангелы оживляют небеса, они лишены всяких чувств и обладают воображением, которое помогает им желать интеллекта, из которого они пришли. Их тщетный поиск воссоединения с этим Высшим Разумом вызывает вечное движение на небесах. Они также вызывают у людей пророческие видения.
Ангелы, созданные каждым из следующих семи Разумов, связаны с другим телом в Сфере Планет. Это Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Последний из них имеет особое значение, так как он связан с Архангелом Гавриилом.
Этот Девятый Разум появляется на шаге, настолько удаленном от Первого Разума, что возникающее из него излучение взрывается на фрагменты, создавая не новую небесную сущность, а человеческие души, обладающие сенсорными функциями, которых не хватает Ангелам Великолепия.
У Авиценны человеческие умы сами по себе не были сформированы для абстрактного мышления. У людей есть только потенциал для интеллекта, и только свет от «Ангела» дает им возможность реализовать этот потенциал. Этот человеческий интеллект является десятым в небесной иерархии. Степень, в которой ангелы освещают умы, варьируется. Пророки посвящены настолько, что обладают не только разумом, но и воображением и способностями, которые позволяют им передавать свою высшую мудрость другим. Некоторые получают меньше, но достаточно для написания, обучения, принятия законов и содействия распространению знаний. Другие получают достаточно для собственной реализации, а третьи получают еще меньше.
Лекарственные средства
В труде ученого классифицированы и описаны заболевания, он изложил их предполагаемые причины, основы гигиены и методы лечения. Несколько разделов книги посвящены простым и сложным лекарствам, а также функциям разных частей тела. Авиценна первым догадался, что туберкулез заразен, описал методы предохранения от заболевания. Также врач описал симптомы и осложнения сахарного диабета и разделил болезнь по степеням тяжести.
«Канон» был переведен на латынь в двенадцатом веке и оставался основным учебником для студентов-медиков в Европе в течение нескольких веков. В музее в Бухаре есть экспонаты, посвященные выдающемуся ученому: хирургические инструменты того периода и картины пациентов, проходящих лечение.
Авиценна интересовался влиянием разума на тело и много писал о психологии, вероятно, оказывая влияние на Ибн Туфайла и Ибн Баджу. Ученый, вместе с такими философами и учеными, как Разес, Ибн Нафис, Аль-Захра и Аль-Ибади, признан выдающимся деятелем, внесшим неоценимый вклад в становление ранней мусульманской медицины.
Поэзия
Произведения Авиценны очень многогранны. Стихи написаны на арабском и персидском языках. Самая знаменитая арабская поэма Авиценны описывает нисхождение Души в Тело из Высшей Сферы.
Выдержки из стихов Авиценны:
Влияние
Основная работа Авиценны, аш-Шифа (The Cure), была переведена на латынь в Испании XII и XIII веков (Толедо и Бургос). Его идеи, особенно о природе души и разнице между существованием и сущностью, оказали важное влияние на средневековую схоластическую философию. Это вызвало серьезные споры в римско-католическом мире, и «авиценнизм» был запрещен в Париже в 1210 году. На работу Фомы Аквинского повлияла метафизика Авиценны.
В исламском мире, где он также вызвал обширные споры, Авиценна создал разумную философскую систему, основанную на исламском богословии. Спустя десятилетия после его смерти два исламских богослова аль-Газали и ал-Шахрастани возмутились его подходом и совершили ряд обоснованных нападок на философские представления Авиценны. Но, несмотря на противников, аль-Шифа (The Cure) и аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания») стали стандартными философскими текстами в исламских школах.
Сухраварди Мактул, суфийский мистик, позже основавший философию просветителей, использовал большую часть работ Авиценны как фундамент своего собственного учения. В более поздней иранской традиции комментаторы добавили мистическую проницательность к его идеям, и он стал считаться мистическим мыслителем.