Что мы знаем о семье гобсека

ГОБСЕК

Полезное

Смотреть что такое «ГОБСЕК» в других словарях:

Гобсек — Gobseck … Википедия

гобсек — скряга Словарь русских синонимов. Гобсек см. скряга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

гобсек — Как случилось, что Америка Стала страной всесветских растиньяков и локвудов, гобсеков и каупервудов? ЛГ 31. 8. 1988. А на спичках экономить, ха ха! большого ума не надо.. Тут тебе любой куркуль, гобсек и ростовщическая рожа сумеет. ДН 2001 4 17 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гобсек — Гобс ек, а … Русский орфографический словарь

ГОБСЕК (1936) — ГОБСЕК, СССР, Рот Фронт, 1936, ч/б, 73 мин. Психологическая мелодрама. По одноименному роману Оноре де Бальзака. Первая роль в кино Осипа Абдулова (Жигонэ). В ролях: Леонид Леонидов (см. ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович), Александр Шатов (см. ШАТОВ… … Энциклопедия кино

ГОБСЕК (1987) — ГОБСЕК, СССР Франция, Интра Медиа (Франция) / Молдова филм, 1987, цв., 101 мин. Психологическая мелодрама. По одноименной повести Оноре де Бальзака. В ролях: Владимир Татосов (см. ТАТОСОВ Владимир Михайлович), Сергей Бехтерев (см. БЕХТЕРЕВ Сергей … Энциклопедия кино

Человеческая комедия — Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года «Человеческая комедия» (фр. La Comédie humaine … Википедия

Бальзак О. де — БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… … Литературная энциклопедия

ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович — (наст. Вольфензон) (03.06.1873, Одесса 05.08.1941, Москва), российский актер, педагог, народный артист СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). Сценическую деятельность начал в любительских спектаклях Общества изящных искусств и Городской… … Энциклопедия кино

Бальзак. Balzac. Биография — Бальзак (Balzac) Оноре де (1799 1850) Бальзак. Balzac. Биография Французский писатель романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака Бернар Франсуа… … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

«Гобсек»: картина человеческих страстей из-под пера Бальзака

Меню статьи:

В 1830-м году из-под пера французского автора Оноре де Бальзака выходит важное для культуры того времени произведение. Автор дал своему творению название «Гобсек». Этот текст отличается любопытной биографией. Произведение пережило несколько трансформаций. Но стоит отметить, что анализируемый текст – важный винтик для понимания механизма глобального детища француза – «Человеческой комедии».

Ремарка об истории создания произведения

Итак, в 1830-м в литературной жизни Франции появляется анализируемый нами текст. Первоначальное название бальзаковского шедевра отличалось от финальной версии, вошедшей в историю литературы:

Структура повести

Первую версию этого произведения автор снабдил следующей структурой (содержанием):

Специфика жанра

По жанру бальзаковское творение является повестью. Вот характерные черты «Гобсека:

Стиль Бальзака

В рамках анализируемого произведения писатель выступает реалистом. Текст отличается правдоподобностью, жизненностью. Здесь отсутствуют элементы фантастики. Бальзак описывает жизни самых обычных людей. Автор обращается к болезненным, острым темам: отчуждение людей друг от друга, нравственное разложение общества (особенно старой французских аристократов), моральное падение буржуазии.

Что мы знаем о семье гобсека

Писатель показывает типичную ситуацию для эпохи Реставрации. Бальзак задается целью вывернуть наизнанку истинные сущности социальных явлений, представить свою критику тогдашнего общества.

Герои бальзаковской прозы

В центре повествования несколько героев:

Образ главного героя

Гобсек родился в смешанной семье. Мать героя была еврейкой, а отец имел голландское происхождение. О биографии мужчины рассказывает стряпчий по имени Дервиль. Сам стряпчий знает Гобсека с давних пор: их знакомство произошло в студенческие годы Дервиля. Ростовщик в то время уже пребывал в преклонном возрасте. Гобсеку стукнуло семьдесят шесть лет. Автор сообщает читателю, что главный герой умирает в возрасте 89-ти лет. Об этом рассказывает виконтесса де Гранлье. История Гобсека всплывает, потому что стряпчий решил приободрить юную красавицу Камиллу – касательно ее возлюбленного, графа де Ресто.

Внешность

Что же скрывает душа Гобсека? Рассказчик Дервиль знал этого мужчину без малого тридцать лет. За эти годы стряпчий хорошо изучил натуру ростовщика. Характер главного бальзаковского героя отличался непреклонность. Уже сама фамилия мужчины рассказывает о многом: на французском языке слово gobseck означает «ростовщик», «скряга».

Что мы знаем о семье гобсека

Автор ярко описывает внешность своего персонажа. Облик ростовщика характеризуется хитростью. Во внешности героя присутствует намек на положение мужчины (богатство) и на его возраст (старость). Лицо – желтовато-бледное, близкое к цвету серебра. Глаза – небольшого размера, отдающие желтизной. Нос – заостренный, длинный. Губы – узкие, маленькие.

Жилье

О характере персонажа свидетельствует и пространство, в котором он существует. Квартира Гобсека сочетается с холодностью, расчетливостью его натуры. В чем-то образ бальзаковского героя приближается к образу гоголевского Плюшкина. В доме героя складируются потертые, хоть и опрятные, вещи.

Что мы знаем о семье гобсека

Мужчина отличается экономностью: даже зимой Гобсек старается не разжигать камин слишком сильно. Ростовщик обитает в бедном доме, квартира постоянно страдает от сырости, окна выходят не во двор, а на улицу. Стряпчий ассоциирует это помещение с кельей, в которой живут монахи.

Внутренний мир ростовщика

Гобсек считает, что его жизнь удовлетворительна. Прошедшие годы наполняют душу героя довольством и внутренней радостью. Впрочем, герой не показывает своих чувств в жестах или мимике. В целом, мужчина скупится на эмоции. Гобсек копит чувства внутри себя – так же, как копит богатство вокруг себя. Внутренний мир, эмоции проскальзывают лишь в невольном потирании рук. В это время на лице героя даже меняют положение морщины.

Автор позволяет читателю проникнуть в некоторые подробности молодости Гобсека. Юный герой служил на корабле – в качестве юнги. Это приучило мужчину к дисциплине, позволило с достоинством переносить опасности.

Что мы знаем о семье гобсека

Старость принесла Гобсеку свой подарок – своеобразную мудрость. Герой сделал собственные выводы о мире, о жизни, разработал принципы и правила, в соответствии с которыми и жил. Ростовщик любил комфорт, и считал, что жизнь является «привычкой к комфортной среде».

Мораль – относительна, страсти – разрушительны. Что же имеет значение? Только инстинкт сохранения своей жизни, себя – такого мнения придерживается бальзаковский герой. Сохранность жизни лучше всего обеспечивается богатством, золотом.

Деньги – путь ко всему остальному: любви, власти, положению в обществе, страсти и т. д. Гобсек приобрел специфическое хобби: изучать людей, находить их страсти (слабые места) и извлекать из этого выгоду, делать деньги.

Отношение героя к людям

Люди для Гобсека – лишь средство получения прибыли, выгоды. Герой считает, что человечество погрязло в пороке. Впрочем, и у ростовщика имеются свои симпатии. Например, герою нравятся только определенные люди – те, которые отличаются честностью, простотой, трудолюбием. Одна из таких людей – скромная девушка, швея по имени Фанни. Гобсек сотрудничает, помогает лишь тем особам, которые возвращают ему деньги – по процентной ставке.

В стряпчем Гобсек заметил юность, это заинтересовало героя. У Гобсека было убеждение, что молодость (до тридцатилетия) – это гарантия наличия в душе человека честности. Молодые люди – благородные, отличаются жаждой к знаниям, трезвым рассудком, желанием трудиться, умением четко озвучивать мысли, уважать чувства, рассуждать логически.

Гобсек и де Ресто

Аристократы из фамилии де Ресто обратились к Гобсеку за его профессиональными услугами. Ростовщик соглашается работать с графами. Почему? Герою понравился старый граф де Ресто – бесхитростный, честный, простой человек. С таким человек можно выстроить доверительные деловые отношения. А это Гобсек очень ценил.

У графа была деликатная проблема: он женился на красивой женщине, Анастази. Однако красавица не отличалась верностью. Дама завела отношения на стороны – с молодым любовником. Юноша не имел средств и выманивал у Анастази деньги.

В итоге, графиня проматывала семейные деньги на развлечения юного красавца. Граф желал сохранить, уберечь семейную казну от краха. Поэтому де Ресто обратился к профессионалу в этом вопросе – Гобсеку.

В результате, история с Максимом де Траем (так звали юного любовника графини) заканчивается печально – умирает старый граф. Стоит отметить, что фигура графини тоже характеризуется определенным трагизмом.

Конец Гобсека

Бальзаковский герой вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, Гобсека есть за что уважать. С другой стороны, это трагический образ: ростовщик всю жизнь боролся со страстями, осуждал их. В итоге, Гобсека ввергает в пучину хаоса собственная тяга к накопительству – не менее пагубная страсть.

Тематика произведения

Исследование человеческой души

Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:

Мотив пагубной страсти

В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.

Тема отчуждения

Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.

Мотивы произведения

Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:

Конфликты повести

Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:

Источник

Гобсек

История персонажа

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Что мы знаем о семье гобсекаПисатель Оноре де Бальзак

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.

Что мы знаем о семье гобсекаКниги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография

Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.

Что мы знаем о семье гобсекаИллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Что мы знаем о семье гобсекаВнешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Что мы знаем о семье гобсекаГобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Что мы знаем о семье гобсекаГлавные герои повести «Гобсек» (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации

Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.

Что мы знаем о семье гобсекаАктер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии Аллы Будницкой, перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер Константин Богомолов, будучи на тот момент еще мальчиком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *