Что не относится к задачам педагогической психологии
Проблемы и задачи педагогической психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие задачи педагогической психологии
Педагогическая психология появилась на пересечении психологии и педагогики, что автоматически определило круг ее задач, в которые вошло как изучение воспитания и обучения, так и его взаимосвязи с психическим развитием.
Основной задачей педагогической психологии считается выявление, изучение и анализ психологических явлений, особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития индивидуума в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Со стороны психологии происходит изучение возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей развития, со стороны педагогики используются наработки психологии в качестве предпосылки для формирования технологий воспитания.
Среди частных задач педагогической психологии можно выделить следующие:
Проблемные вопросы педагогической психологии
В педагогической психологии можно выделить несколько проблемных вопросов, которые определяют существование этой области знаний в принципе и имеют определенное теоретическое и практическое применения.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблема соотношения обучения и развития. Является более частной манифестацией общей научной проблемы соотношения социального и биологического в индивиде или, иными словами, вопроса генотипической обусловленности поведения и влияния окружающей среды. Предполагается, что процесс социализации не позволяет воздействовать на генетический аппарат напрямую, поэтому генетически обусловленные явления не подлежат перевоспитанию. Однако обучение и воспитание имеют бесспорное влияние на развитие психического.
Проблема соотношения обучения и воспитания. Тесно связана с предыдущей. И процесс обучения, и процесс воспитания неразрывно связаны с общим педагогическим процессом, результатом которого должна стать сформированная личность, однако соотношение этих процессов зависит от многих факторов.
Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Сенситивным периодом развития в психологии называется такой период в онтогенезе, при котором организм наиболее чувствителен и подвержен влиянию извне. К примеру, в возрасте пяти лет ребенок особенно чувствителен к развитию феноменального слуха, по прошествии же пятилетнего возраста эта чувствительность несколько снижается.
Проблема готовности к школе. Готовностью к школе называют комплекс психологических характеристик, помогающих успешно пройти переходный этап организованного школьного обучения. В литературных источниках готовность школе часто употребляют с понятием «школьная зрелость», которое означает психофизиологическую готовность.
Педагогическая психология
Педагогическая психология, это:
А) самостоятельная наука, которая изучает процесс обучения.
Б) отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
В) отрасль педагогики, которая изучает условия и закономерности построения методов обучения и воспитания.
2. Что из ниже перечисленного НЕ входит в задачи педагогической психологии:
А) исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;
Б) выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
В) осуществление контроля за содержанием и структурой процесса обучения.
Г) создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
Д) изучение психологических особенностей участников образовательного процесса
3. Какие из ниже перечисленных разделов входят в структуру педагогической психологии:
А) психология педагогической деятельности,
Б) психология обучения
В) психология воспитания
Г) психология личности обучающегося.
4. Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий теории и практики, это характеристика:
А) принципа социальной целесообразности, Б) принципа детерминизма,
В) принципа системности.
5. К ключевым проблемам педагогической психологии, относятся:
А) Связь сознательного организованного педагогического воздействия на ребенка с его психологическим развитием.
Б) Нахождение и максимально эффективное использование сенситивных периодов развития психики ребенка.
В) Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.
Г) Все ответы верны.
6. Первые попытки «психологизировать» педагогику, осуществлялись ученными в период:
А) экспериментального этапа развития педагогической психологии,
Б) теоретического этапа развития педагогической психологии,
В) общедедактического этапа развития педагогической психологии
7. Метод педагогической психологии заключающийся в анализе детских сочинений, рисунков, придуманных ребенком игр и т.д. называется:
А) наблюдение, Б) анализ продуктов деятельности, В) коррекция
8. Научный подход к образованию, который предполагает рассмотрение вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в качестве одной из главных характеристик культуры в целом, называется:
А) субъектный подход, Б) гуманистический подход, В) деятельностный подход,
Г) культурологический подход.
9. Что НЕ относится к гуманистической модели образования?
А) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях
Б) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям
В) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя, и ученика
Г) жесткое управление учебной деятельностью учащихся со стороны учителя
10. Кто ввел в науку термин «педагогическая психология»?
А) К.Д. Ушинский Б) П.П. Блонский В) П.Ф. Каптерев Г) Дж. Дьюи
11. Быстрое, автоматическое почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения:
А) импринтинг, Б) викарное научение, В) условно-рефлекторное научение.
12. Научение есть не просто сложение различных чувственных впечатлений а схватывание целостных значений, это позиция представителей:
А) ассоциативной теории научения,
Б) конитивного (гештальтпсихологического) направления,
В) бихевиористического направления.
13. Что из ниже перечисленного НЕ относится к психологическим составляющим обучения:
А) предмет обучения; Б) ученик; В) собственно учебная деятельность;
Г) воспитание; Д) учитель.
14. Совместная деятельность, в которой один из участников приобретает опыт, а другие создают для этого условия, называется:
А) учебная деятельность, Б) учение, В) обучение, Г) научение.
15. Структурированные знания, умения решать научные и профессиональные задачи, внутренние новообразования, формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического, это:
А) предмет учебной деятельности, Б) продукт учебной деятельности,
В) средство учебной деятельности.
16. Теория обучения предложенная П. Я. Гальпериным называется:
А) теория целостного формирования знаний, Б) теория развивающего обучения,
В) теория поэтапного формирования знаний, Г) теория проблемного обучения.
17. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
А) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»
Б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»
В) эти понятия синонимы
18. Кто не является субъектом воспитания?
а) средства воспитания
б) методы воспитания
в) закономерности воспитания
а) институциональному признаку
б) по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками
г) в зависимости от философской концепции
20. Тип семейного воспитания, характеризующийся тем, что ребенку постоянно внушают, что он обязан оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей. В результате у детей появляются постоянная тревога, страхи за благополучие свое и близких, нередки невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими:
г) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
21. К какой группе профессий относится следующая характеристика: умение руководить, учить, воспитывать; умение слушать и выслушивать; речевая культура; наблюдательность; способность сопереживания:
а) предмет педагогической деятельности
б) средства педагогической деятельности
в) продукт педагогической деятельности
23. Что не относится к видам педагогической деятельности:
а) обучающий, б) воспитательный, в) организаторский, г) мотивационный
д) управленческий, е) консультативный
24. К какому уровню продуктивности педагогической деятельности относится следующая характеристика: педагог умеет передать другим то, что знает сам:
25. Что не относится к организационным функциям педагогической деятельности:
Задачи педагогической психологии
Семинар № 1.
Тема: Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Вопрос
Предмет педагогической психологии
В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом [3].
Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.
Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.
Основными задачами педагогической психологии являются:
— исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;
— выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
— создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
— изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.
Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.
Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.
Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.
Перед педагогической психологией встают новые задачи: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования, обеспечение ее эффективными методами работы, создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы подготовки психологов образования.
Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:
— психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;
— психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;
В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.
Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.
Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.
Основными задачами педагогической психологии являются:
— исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;
— выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
— создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
— изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.
Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.
Задачи педагогической психологии
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 5334 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Задачи педагогической психологии
1.3.2 Задачи педагогической психологии
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
· изучение психологических основ деятельности педагога;
· определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
· разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
Глава 2. Взаимосвязь психологии с другими науками
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
В связи с такой «пограничностью» педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками.
Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько «узлов» связи
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой «проекцию» общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.
Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.
Исходя из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован ряд принципов возрастной психологии:
· Каждый возрастной период должен изучаться не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего возраста.
· Каждый возраст имеет свои резервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе развития особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности.
· Особенности возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими факторами, так называемым социальным заказом общества и др. (Психология. 1978).
· Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день» развития.
· Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
· Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.
Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды (Блонский П.П., 1999;).
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
Ряд работ П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.
Идея психофизиологического исследования ребенка и использования его результатов в педагогической практике получила подкрепление в обосновании возможности изучения психических явлений экспериментальным путем. Использование эксперимента в условиях обучения, предпринятое И.А. Сикорским в 1879 г., вначале не получило широкого отклика в науке. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении.
Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами школьного образования. Педагоги почувствовали явную необходимость в прочных психологических знаниях, а психологи поняли, как много интересного и поучительного содержится в школьной жизни. Состояние науки и практики ясно показало, что школа и наука должны пойти навстречу друг другу.
В 50-70-х гг. на стыке социальной и педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). Особая сфера исследования относится к вопросам обучения и воспитания трудных детей, формирования автономной морали у подростков в некоторых неформальных объединениях (Д.И. Фельдштейн).
· психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;
· содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
· психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);
· психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).
· разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы,
· оснащение ее диагностическими средствами,
· подготовка практических психологов.
Так, например, отечественная педагогическая психология изучает:
· психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н. Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
· управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
· учебную мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.);
· индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса;
· сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.) и др.;
· личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н.Леонтьев и др.) и др.
Таким образом, на этом этапе развития педагогическая психология становится все более объемной.
В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению и др.
· Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
· Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.
Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):
В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.
Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология/ сборник лекций. Московский городской психолого-педагогический университет [http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html]
3. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
9. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
14. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
15. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. Спец. учеб. Заведений. М., 1998.
18. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
19. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.