Что значит человек некоммуникабельный
Коммуникабельность: достоинство или недостаток?
При описании личных качеств в резюме принято указывать стандартные черты. Коммуникабельность встречается в каждой второй анкете. При этом часть людей не понимают, что собой представляет навык либо попросту им не обладают. Работодателю достаточно задать несколько вопросов, чтобы понять обладаете ли вы коммуникативностью. Насколько важна эта черта для профессионального роста и общения с друзьями? Что такое коммуникабельность человека? — даем определение и рассматриваем признаки, выясняем, достоинство это или недостаток.
Что значит коммуникабельный человек?
В основе этого понятия лежит ответ на вопрос. Коммуникабельность – это умение находить общий язык с людьми, вне зависимости от статуса и степени знакомства. Навык ценится на работе, так как такого человека отправляют на важные переговоры. Коммуникабельная личность проявляет себя и в компании. Такой человек выделяется интересным общением, жестикуляцией, умением подобрать тему разговора, истории им пересказываются интересно, живо и ярко — именно это означает коммуникабелен (коммуникативен) простыми словами.
Что значит коммуникабельный человек? В отличие от общительной личности, коммуникативные люди – это не просто хорошие рассказчики, с которыми весело поболтать в обеденный перерыв. Это образованный и тактичный человек с поставленной речью. Он не просто беседует, но и преследует определенную цель: успокоить недовольного клиента, склонить партнера к сделке, сократить сроки получения документов. Коммуникабельная личность знает, как провести переговоры и добиться результата.
Как понять, коммуникативный человек твой собеседник или нет? Иногда для этого достаточно даже нескольких минут – такой человек получает истинное удовольствие от общения. Он легко подбирает слова, уверен в себе, по-своему харизматичен, легко находит темы для разговоров, независимо от того, с кем общается. Умение интересно и живо общаться не зависит от возраста — это может быть коммуникабельная девушка или седовласый старец: беседа и с тем, и с другим будет не только приятна, но чаще всего и полезна, поскольку истинно коммуникативные люди далеки от пустой болтовни.
Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс. Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.
Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?
Чаще всего, оба эти слова без задней мысли используются как синонимы: коммуникабельный (коммуникативный) человек — умеющий общаться, «легкий» в беседе, знающий, что сказать и что спросить. На самом деле, если копнуть глубже в словообразование разница есть и весьма принципиальная:
«коммуникабельный» всегда употребляется по отношению к человеку и является его положительной характеристикой — это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа;
«коммуникативный» — имеет несколько другое значение слова, чем то, в котором обычно используется, и означает «имеющий отношение к передаче информации при помощи языка». Употребляется по отношению к умениям, навыкам, играм, упражнениям, даже танцам и музыке.
Коммуникативность бывает двух видов:
Письменная. Умения человека, владеющего этим навыком, сводятся к составлению писем, заполнению официальных документов. При этом он не допускает орфографических ошибок, выражает мысли четко и по делу. Письменная коммуникабельность — это необходимое качество для секретарей, руководящих должностей.
Устная. Секрет успешного собеседника заключается в умении слушать. Коммуникабельный человек обладает этим навыком в совершенстве. Плюс умеет повернуть разговор в нужном направлении и склонить собеседника к своей точке зрения. Беседа проходит в спокойном тоне, повышенные нотки и давление на оппонента недопустимы.
Коммуникабельному человеку присуще чувство такта, тонкий юмор, умение одеваться в соответствии с ситуацией. Он внимательно наблюдает за собеседником, считывает жесты. Не вступает в споры и не дает возмущению, гневу или раздражению взять верх.
Достоинства и недостатки коммуникабельности
Людей, обладающих коммуникативными навыками, с удовольствием берут на работу и продвигают по карьерной лестнице. Но, стоит понимать, что коммуникабельность граничит с другими навыками: уверенностью в себе, лидерством и инициативностью. Не все руководители готовы к такому активному поведению сотрудника. Поэтому возможны конфликты, вплоть до увольнения. Тем не менее, плюсов у коммуникативности значительно больше. Рассмотрим достоинства и недостатки коммуникабельности. Среди положительных сторон:
Умение общаться. В понятие входит не пустая болтовня, а выслушивание человека, поддержание разговора. Люди пересекаются по схожим интересам. Коммуникабельный человек находит точки соприкосновения, развивая общие интересы. Таким образом, располагает собеседника к себе, чтобы затем без труда склонить его на свою сторону.
Спокойствие. Несмотря на активность и резвость коммуникабельный человек располагает невозмутимостью. От него не исходит тревога, суетливость, боязнь участвовать в переговорах. Людей притягивает спокойствие, доброжелательность и открытость, исходящая от коммуникативной личности.
Внимательность. Такой человек первым отреагирует на приветствие, сгладит конфликт, подведет итоги встречи. С ним не возникнет неловких пауз и бесполезных переговоров. После общения с коммуникабельным человеком остается ощущение, что беседовал с хорошим знакомым.
Умение и желание общаться может сыграть злую шутку с человеком. Не для всех должностей – это необходимое качество. Если курьер помимо доставки товара начнет рассказывать истории, забавные или скандальные случаи, то это не лучшим образом отобразится на репутации компании. Среди недостатков коммуникабельности выделяют:
Излишний артистизм. Интересные рассказчики притягивают внимание. Коммуникабельная личность умеет заинтриговать, делает эффектные паузы, играет словами, привлекает жестами, мимикой. Порой такое перевоплощение в разные роли неуместно и вызывает непонимание окружающих. В разумных мерах артистизм привлекает собеседников.
Навязчивость. Наладить связь с незнакомым человеком непросто, приходится приложить массу усилий. Задача коммуникабельной личности достичь результата. Поэтому в ход идут различные методы воздействия: звонки по телефону, «случайные» встречи. Если переусердствовать, то подобные действия будут расценены, как излишняя навязчивость.
Не стоит рассматривать коммуникабельного человека, как милого добряка. В нужной ситуации он способен проявить агрессию, и проявляется это в виде злых или остроумных шуток. Правда, к резервному оружию прибегает редко, когда надо авторитарно заявить о своем решении.
Развитие коммуникабельности
Данный навык спасает во многих ситуациях и помогает проявить себя, как ценного сотрудника, но как развивать в себе общительность, развить и повысить коммуникабельность в работе? Коммуникативность не дается от природы. Нельзя из угрюмого человека, не любящего общения, избегающего встреч со знакомыми людьми, за один день превратится в приятного собеседника. Для развития коммуникабельности следуйте таким рекомендациям:
Не избегайте общения. Если увидели одноклассника или бывшего сослуживца в транспорте, то подойдите первым. Заговорите с ним, вспомните, как вместе учились, работали, поинтересуйтесь, чем он занимается сегодня. Не стесняйтесь подходить к незнакомым людям и спрашивать дорогу. Это первый шаг на пути к развитию общительности.
Не будьте занудой. Готовясь к встрече с другом или партнером, многие люди наперед прогнозируют, как будет протекать беседа. Представляют, что придется беседовать на темы, которые не интересны. Не впадайте в занудство, как пройдет встреча зависит и от вас. Придите в хорошем настроении, заведите разговор первым, поверните беседу в нужное вам русло.
Подключите оптимизм. Люди, тянутся к тем, кто выражает доброжелательность, улыбчив и приветлив. Вряд ли вам хочется общаться с человеком, у которого унылое лицо, и опущены плечи. Оптимистический настрой помогает расположить людей и вызвать доверие.
Избегайте формальности. Разнообразьте свою речь. Помимо банальных фраз «как дела», «что новенького» расскажите о себе. Собеседнику интересно узнать, чем вы живете, занимаетесь. Конечно, это не должна быть длинная речь на час. Сделайте ставку на краткость и четкость — это решит многие проблемы с коммуникабельностью. Однако, чрезмерно сухие ответы и фразы заставят собеседника думать, что разговор вам неинтересен.
Книги для развития коммуникабельности (общительности) тоже будут полезны. Проигрывая в голове описанные в специальной литературе ситуации и моделируя их на собственное окружение, вполне можно из буки, про которого в глаза и за глаза говорят «какой некоммуникабельный!» превратиться ну пусть не в «своего парня», но в приятного собеседника как минимум.
Заключение
Быть коммуникабельным и компанейским многим хотелось бы, но, увы, не всем дано — отчасти это такое же качество личности, как темперамент и характер. Но при желании или даже необходимости и самый нелюдимый и угрюмый человек может развить в себе умение общаться и расположенность к собеседнику. Коммуникабельность – это качество, которое выручает на работе, помогает продвинуться по служебной лестнице. В чистом виде навык редко встречается и многое в умении человека общаться в социуме зависит от его жизненного опыта, процесса становления как личности и даже детских воспоминаний и впечатлений.
У коммуникабельности есть и отрицательные черты: поскольку на человека влияют внешние обстоятельства и качества характера, то нередко так называемое «умение общаться» выливается в навязчивость или пустые разговоры. Чтобы достигнуть золотой середины и «удалить» с себя ярлык не коммуникабельной девушки (или юноши), придется работать над собой, и тогда это необходимое для личностного роста и приобретения уверенности качество доставит удовольствие не только вам, но и вашим собеседникам.
Коммуникабельность
Можно выбрать свой путь, но не людей, которых встретишь на нем.
Артур Шниилер
Хочешь быть успешным – будь или стань коммуникабельным. Этот совет никогда не будет лишним. Конечно, не во всяком деле успех определяется этим качеством. Где-то оно необходимо, где-то желательно, а где-то без него вполне можно обойтись. Но если говорить о жизни в целом, в которой нам так или иначе приходится взаимодействовать с разными людьми, то быть коммуникабельным в ней, это как уметь хорошо плавать в воде, будучи рыбой. В общем, качество полезное, нужное, а потому желательно его в себе развивать. Тем более, что это не такая уж и сложная задача, даже для весьма зажатых и необщительных людей. В этой статье я это вам покажу и расскажу о коммуникабельности все, что вам нужно знать.
Если вы уже являетесь или считаете себя коммуникабельным человеком и при этом все равно попали на эту статью, то не спешите ее закрывать. Имейте в виду, данное качество не обретается на всю жизнь. Его необходимо поддерживать и развивать в себе. Так что и для вас тут будут полезные мысли, о которых вам надо узнать. Начнем с определения.
Что такое коммуникабельность
Коммуникабельность – это способность продуктивно общаться и сотрудничать с людьми. Другими словами, это умелое взаимодействие с людьми благодаря грамотному общению с ними. Грамотность в данном случае оценивается результативностью такого общения, а не его формой. Вы можете хоть по фени с людьми говорить, если того требует ситуация, любой вообще жаргон можете использовать, с минимальным словарным запасом, с любыми ошибками можете говорить, ваше общение все равно будет грамотным, если вас поймут, примут и сделают так, как вы хотите, в результате чего вы получите от этого общения желаемый результат. Академическая грамотность также может потребоваться, если ваш собеседник будет ее придерживаться.
Результативность общения – вот главный критерий коммуникабельности. Поэтому это слово понимается еще как сообщающийся и отзывчивый. Человек должен уметь находить точки соприкосновения с разными людьми, быть отзывчивым, а значит и открытым для взаимодействия с теми, с кем он вступает в контакт. Это позволит получить положительный результат от взаимодействия с ними.
Коммуникабельный человек должен уметь договариваться с людьми, избегать конфликтов с ними, устанавливать связи с новыми личностями, в том числе и такими, которые имеют совсем другой склад ума и даже могут быть враждебно настроены к нему. Такому человеку надо уметь грамотно формулировать свои мысли, чтобы люди его понимали, все или большинство из них. Он и сам должен уметь подстраиваться при общении под других людей, доносить до них информацию разными способами и в целом быть общительным, в хорошем смысле слова, это когда тебя интересно слушать.
Коммуникабельность не стоит путать с общительностью, поскольку общительность не всегда бывает продуктивной, полезной и вообще уместной. Коммуникабельный человек должен понимать, когда и с кем ему говорить, а когда надо просто послушать человека, чтобы он увидел в тебе отличного собеседника и благодаря этому проникся к тебе симпатией. Давайте посмотрим, какими главными качествами должны обладать коммуникабельные люди, чтобы считаться таковыми.
Качества коммуникабельности
Чтобы понять, какого человека можно считать коммуникабельным, необходимо обратить внимание на следующие его способности общения:
1. Общительность. Сама общительность, как таковая, это яркий признак коммуникабельности, но далеко не самый важный. Ниже вы поймете, почему. Коммуникабельному человеку нужно быть легким в общении, что означает, что из него не надо вытаскивать слово клещами, он сам готов сказать необходимое. О таких людях еще говорят, что они за словом в карман не лезут. Если спросить такого человека о его мнении о чем-либо, то оно у него непременно будет. Он не станет говорить, что ничего не знает, о чем его н спроси, что ему все равно, что он никогда об этом не думал и так далее. В общем, он не должен быть скуп на слова и мысли. Иначе с ним будет просто неинтересно. А тогда о каком выхлопе от общения такого необщительного человека с кем-либо может идти речь. Не будет его. Так что, язык надо подвешивать, хоть на что, лишь бы работал. В начале было Слово… Так ведь начинается первый стих Евангелия от Иоанна, так ведь? Потому что слово – это сила. Будет ли оно исходить от Бога или от человека, неважно, слово влияет на мир, меняет его, поэтому его нужно уметь произносить.
2. Умение слушать. Это уже другая сила, – это сила молчания. Да, коммуникабельный человек должен не только уметь языком чесать, но и слушать. А для этого он должен уметь молчать или, как еще говорят хорошие учителя, обучающие разного рода переговорщиков: «Надо уметь заткнуться в нужный момент». Потому что без такого умения человек и говорить то, что надо сказать, чтобы его слушали и слышали, а тем более, чтобы потом что-то сделали из того, что он сказал, просто не сможет. Он будет трещать, как трещотка без остановки, думать, что чем больше информации выдаст, тем лучше и этим начнет раздражать собеседника или попусту его утомит. Человек, слушающий такого болтуна будет видеть, что что бы он не ответил ему, тот его не слышат. Потому что он сосредоточен на себе и своей речи, а не на том, кому он ее выдает.
Знаете, наверное, как это бывает, когда звонят вам с какой-то компании, к примеру, с того же банка и что-то предлагают, например кредитную карту приобрести. Ты этому человеку аргументированно объясняешь, почему тебя не интересует его предложение. А он вместо того, чтобы продолжить свою речь, оттолкнувшись от твоих слов, продолжает говорить то, что у него там заготовлено, причем он много говорит того, что ему надо сказать, но что тебе совсем не хочется слушать. По бумажке он там читает или по компьютеру, неважно. Важно то, что такой человек начинает вызывать раздражение, потому что не слышит тебя. Ты как с автоматом каким-то разговариваешь, которому, что не скажи, он будет продолжать работать по заложенной в него программе. Вот, вроде бы он и общительный, такой человек, но получается, что не коммуникабельный, потому что не умеет устанавливать контакт с людьми, чтобы продуктивно с ними общаться. Он и не ищет точек соприкосновения, не сообщается с мировоззрением собеседника. А не умеет он этого потому, что не слушает того, кому позвонил. Толку, в таком случае, от его болтовни, нет никакого. Иной раз такому человеку лучше молчать, чтобы казаться более коммуникабельным. Так что надо учиться слушать, чтобы слышать. Не даром же у нас два уха и всего один рот.
3. Небезразличие к собеседнику. Очень важный момент. Именно такое качество часто отличает действительно коммуникабельного человека от кажущегося таковым. Невозможно установить с людьми надежный контакт, а тем более чего-то от них добиться, если вы абсолютно безразличны в тому, с кем общаетесь. А это значит, что для вас неважен результат такого общения. Если вам будет все равно до человека, вы просто не захотите его понять. А не поняв его, не вдумавшись в его слова, чувства, желания, вы и свою речь под него не подстроите, да и вообще не будете достаточно настойчивы, чтобы чего-то от него добиться. Ну, представьте себе того же продавца, которому вообще нет дело до клиента, который к нему пришел. Он может проговорить быстро и складно то, что положено по инструкции, может послушать покупателя, сделав для этого умный вид, но ему будет все равно, купит тот что-то или нет, потому что ему неважен результат. И он не будет стараться повлиять на собеседника, что-то добавить к уже сказанному, что-то спросить у него, чтобы ему еще предложить. Ну и тогда результата от общения может не быть. А это, как я уже сказал, важный критерий коммуникабельности. Поэтому, чтобы быть коммуникабельным, надо, чтобы люди, с которыми человек общается, были ему небезразличны. Что будет его мотивировать проявлять к ним интерес, это зависит от того, что для него важно. В каждом случае используется свой подход для пробуждения в людях подобного интереса к другим.
4. Доброжелательность. Можно еще добавить к этому миролюбивость. Сложно представить себе человека, который способен установить со многими людьми контакт и извлечь из него что-то ценное для себя, если он не настроен доброжелательно к окружающим. У злых, агрессивных людей, враждебно настроенных к людям и миру в целом, просто не получится эффективно общаться с разными людьми, даже если они будут стараться. Где-то с кем-то они сорвутся только потому, что человек думает иначе, ни так, как они. Но как начать любить людей, если тебя многое в них раздражает, если ты их боишься или ненавидишь за что-то? Вот с этим разбирается глубокая психотерапия. Это работа для психологов. А для того, кто оценивает степень коммуникабельности человека важно просто увидеть, настолько тот доброжелателен, помня о том, что это важно.
5. Гибкость. Ну, это вообще показатель приспособленности человека к жизни. Быть гибким, значит уметь уступать, соглашаться, подстраиваться, без этого очень сложно общаться результативно. Люди ведь разные бывают, ко всему один и тот же подход не применишь. Как можно определить значение гибкости для коммуникабельного человека? Вот простой пример. Допустим, я считаю, что какое-то событие означает одно, а мой собеседник, с которым мне надо наладить контакт, считает иначе. Он считает, что оно означает что-то другое. Ну и что мне делать, быть принципиальным и оставаться на своей позиции или отказаться от нее ради большего взаимопонимания с этим человеком? Ну, однозначного ответа тут не дашь, в одних случаях лучше настоять на своем, в других подстроиться под мнение собеседника. Но главное, что коммуникабельный человек должен уметь это делать – уметь отказываться от своей точки зрения ради хороших отношений с человеком, общение с которым для него имеет значение. Именно уметь он должен это делать, а не делать всегда. Жесткая принципиальность тоже бывает необходима, но всегда быть принципиальны, определенно вредно для коммуникабельности. Поэтому, когда человек говорит, что, если потребуется, он назовет черное белым, а белое черным, ну, значит он достаточно гибок, а стало быть, и достаточно коммуникабелен.
6. Конструктивность. Это умение общаться по делу, по существу, помня о главном и с прицелом на результат, не переключаясь при общении на всякие второстепенные и совершенно бессмысленные вещи. Неконструктивные люди могут быть слишком эмоциональны, могут начать говорить об одном, а закончат другим, что совсем к делу не относится. Ну и главное, что после общения неконструктивных людей на выходе никаких решений, никаких конкретных действий, которые могли бы помочь решить какой-то вопрос, проблему, просто нет. Это люди, которые во время общения забывают о цели такого общения, либо вообще ее не имеют. Ну и совершенно очевидно, что для коммуникабельности недопустимо так общаться. Коммуникабельные люди должны быть серьезными и деловыми, а значит и конструктивными. Не вид они такой должны иметь, вид-то у них какой угодно может быть, а в общении они должны такими являться, чтобы не тратить свое время на пустые разговоры и других людей от сути не уводить. Поэтому, любые бессмысленные, эмоциональные и хаотичные разговоры, а значит и неконструктивные, говорят о низком уровне коммуникабельности человека, даже если у него рот не закрывается.
7. Непредубежденность. Ценнейшее качество коммуникабельного человека. Всегда смотреть на людей, их взгляды на что-либо, поступки, мнение, как на что-то такое, что требует изучения, значит быть чутким, внимательным и вдумчивым человеком, что крайне необходимо для успешного социального взаимодействия с окружающими, хоть в профессиональной сфере, хоть в личной жизни. Чтобы понимать и видеть больше в людях надо быть непредубежденным. Непредубежденность всегда позволяет смотреть на вещи девственным взглядом. А именно такой взгляд имеет человек познающий, а стало быть, и перспективный. Не стоит спешить записывать каких-то людей в ту или иную категорию, не стоит давать оценку их мнению, взглядам на что-либо и ценностям, которых они придерживаются, не изучив причин, из-за которых они у них сформировались. Иначе вы их не поймете или поймете неправильно. А значит и подход к этим людям нужный не найдете.
Знаете, я смотрю на предубежденность, как на привычку человека видеть в происходящем то, что есть в его голове, а не то, что на самом деле существует. Это в каком-то смысле слепота. Реальность одна, а человек видит ее другой, смотря на нее через призму своих старых убеждений, своего опыта. Следовательно, непредубежденность – это умение воспринимать реальность такой, какая она есть в настоящий момент. Соответственно, и подстроиться под нее легче, когда ты видишь ее такой, какая она на самом деле. Ты в таком случае адекватен этой реальности. Как мы знаем, стандартное определение предубежденности – это наличие предвзятого отрицательного мнения о ком-то или о чем-то и соответствующее ему отношение к этому кому-то или чему-то. А непредубежденность, соответственно – отсутствие такого предвзятого отрицательного мнения. Следовательно, адекватность наших взглядов на кого-то или что-то можно оценить по наличию или отсутствие у нас прежде всего именно отрицательного мнения об этом ком-то или чем-то, до того, как мы это что-то или этого кого-то познаем, узнаем, изучим. Ну нельзя думать о человеке плохо, как бы он не выглядел и что бы он не делал, если только это не очевидные плохие дела, пока ты его не узнаешь. Ты будешь неадекватен, если позволишь себе смотреть на людей «старыми» глазами, то есть, через свой опыт. Это полезно, бесспорно, опыт учитывать необходимо. Нужно только не спешить это делать.
Вы или здесь и сейчас мысленно находитесь, общаясь с человеком, или где-то там в своих мыслях, в прошлом, когда у вас зародилось ваше предубеждение. Поэтому, если человек рассуждает о хорошем и плохом, используя какие-то шаблоны, обобщая все, о чем рассуждает, значит с этим моментом у него не очень хорошо дела обстоят, и он склонен к предубеждениям. А его предубеждения могут вредить его общению с людьми, снижая его коммуникабельные качества. Точнее, вред однозначно будет, вопрос лишь в том, насколько он будет большим.
Ну и, пожалуй, хватит. Остановимся на этом. Не будем слишком усложнять подход к оценке коммуникабельности людей. Конечно, коммуникабельный человек может и даже должен и многими другими качествами обладать, чтобы являться договороспособным, но мы не будем их все перечислять. А то у нас этакий супермен получится, в вопросе взаимодействия с людьми. А это уже начнет отдавать максимализмом, из-за которого мы начнем искать несуществующих в этом мире людей. Достаточно и того, что перечислено, чтобы понять, кто такой коммуникабельный человек, каким и почем он должен быть и уметь отличать его от некоммуникабельных или же просто кажущихся коммуникабельными людей. Я бы мог еще и о харизме упомянуть, и о широком кругозоре и пополнении словарного запаса, и об уверенности в себе, и о многом другом, благодаря чему человек кажется интересным, приятным, удобным в общении, а потому и общаться с ним легко, и понять его не трудно. Но не надо нам этого. Не будем создавать сверхчеловека, разбирая всего одно его ценное качества. В реальной жизни большинство людей не имеют такого большого количества достоинств, даже в рамках одной способности, пусть и очень важной, чтобы имело смысл искать их все в коммуникабельном человеке.
Учитывая вышесказанное, понимаете теперь, почему многие работодатели указывают в числе прочих требований к кандидату на какую-то должность данную способность? Их желание, нанять на работу коммуникабельного человека естественно и понятно, ведь такой человек может добиваться от людей нужных решений, такой человек умеет играть в команде, что важно для любого продуктивного коллектива в любом бизнесе. Правда, справедливости ради скажу, что некоторые работодатели требуют от кандидатов на какую-то должность наличие коммуникабельности не потому, что она действительно необходима для этой должности, а потому, что это шаблонное требование к соискателям работы. Далеко не все должности нуждаются в коммуникабельных людях или по крайней мере, это качество может быть не самым важным в какой-то виде деятельности.
Тот же программист, может быть совсем некоммуникабельным и вообще не общительным человеком, но в мире компьютерного кода он будет гением, богом, который творит настоящие чудеса. А это и нужно от него в первую очередь, от этого и будет зависеть его полезность. А общаться за него, как с коллегами, так и с конечным потребителем его творчества может и должен другой человек, который занимается поиском клиентов, постановкой задач, продажами и прочими делами, связанными с общением с людьми. Поэтому, не стоит пытаться совместить несовместимое, как это делают некоторое работодатели, недостаточно хорошо понимающие, кто им нужен на определенной должности. Иначе так можно очень долго искать людей и в конечном счете найти не того, кто лучше всего подходит на имеющуюся должность. Ну это я для того говорю, чтобы вы понимали, что не всегда рассматриваемое нами качество действительно необходимо в работе. Иной раз можно аккуратно поинтересоваться у работодателя, зачем ему нужен коммуникабельный сотрудник на предлагаемую должность и указать на другие свои достоинства, которые куда важнее для этой должности, чтобы таким образом заполучить ее.
Коммуникативность и коммуникабельность
Есть еще такая вещь, а точнее способность, как коммуникативность, близкая не только по звучанию, но и по смыслу к коммуникабельности. Коммуникативность – это способность быть понятным. Когда вы умеете хорошо передавать свои мысли, чувства, эмоции, вы коммуникативный человек. Люди вас правильно понимают и хорошо воспринимают, что важно, для продуктивного общения с ними, особенно для обучения других людей. Ну и в нашем случае, как вы понимаете, коммуникативность является составной частью коммуникабельности. Понятия разные, но одно входит в состав другого.
Роль коммуникабельности в жизни
Коммуникабельным, человеку нужно быть не только для того, чтобы его взяли на работу, даже на такую, где это качество совсем необязательно, но работодателю оно по каким-то причинам требуется. Оно нужно нам и для жизни, в которой часто приходится взаимодействовать с разными людьми по разным вопросам, для решения которых нужно, уж если не идеально подвешенный язык иметь, то по крайней мере не избегать необходимого общения и при этом что-то из такого общения выносить, то есть, делать его результативным. Просто поговорить с людьми, поболтать с ними, это совсем не то, что о чем-то с ними договориться и как-то на них повлиять. Родственники, друзья, коллеги, одноклассники, одногруппники, деловые партнеры и партнеры в отношениях, от всех от них вам что-то может быть нужно. И это надо уметь получать, общаясь с ними для этого нужным образом. Это, ни ты когда просишь или требуешь, а когда ты заинтересовываешь, объясняешь, убеждаешь.
Соответственно, на работе, если на ней часто и со многими людьми нужно общаться, коммуникабельный человек будет или хорошим руководителем, тем же менеджером с любой приставкой и продолжением, или хорошим продавцом, переговорщиком, или всем вместе. Очень многие виды бизнеса требует от людей общительности, потому что любой бизнес – это всегда продажа чего-то кому-то, даже если речь идет о производстве. А продажа – это какое-то, но общение, при котором надо доносить информацию до других людей. Не всегда при этом предусмотрена активная обратная связь, но тем не менее, передавать свои мысли надо уметь хорошо и подстраиваться под клиента. От этого будет зависеть доход бизнеса. Поэтому, коммуникабельные люди – это курочки, несущие золотые яички.
Как развить коммуникабельность
Ну и, собственно, о том, как такое качество в себе развить. Или кому-то помочь это сделать. Логика развития чего-либо всегда проста – надо делать то, в чем ты хочешь стать более совершенным. Хочешь развиться физически – выполняй необходимые упражнения. Хочешь стать умнее – читай умные книги и развивай мышление. Хочешь быть общительным – общайся. А хочешь стать коммуникабельным или развить еще лучше это качество – общайся продуктивно.
То есть, главная задача – начать действовать в этом направлении, занявшись соответствующей деятельностью. Для этого надо избавиться от тех же страхов, комплексов, если они есть и образ жизни поменять. Допустим, если ваша работа не предусматривает частого, активного и продуктивного общения с людьми, по итогам которого вы получаете какие-то ценные результаты, но вы при этом хотите развить свою коммуникабельность, значит надо поменять работу и пойти работать туда, где такое общение необходимо. Например, вы можете заняться активными продажами, или же начать обучать людей чему-то, в чем вы сведущи, или каким-либо консультированием можно заняться, предварительно научившись этому. Тогда начнется развитие. Тут как с иностранным языком – хотите быстрее его изучить, тогда вам надо погрузиться в среду, в которой люди на нем общаются, вдобавок к стандартным методам обучения.
Некоторые люди ошибочно полагают, что для развития коммуникабельности им просто надо побольше общаться с людьми. Но само по себе общение это качество не развивает. Общение может сформировать зерно коммуникабельности, раскрепостив человека, сделав его увереннее в себе, избавив его от бессмысленных страхов перед людьми и каких-то комплексов, которые у него есть, но результативность такого общения при этом может оставаться на нуле, а ведь это главный критерий коммуникабельности. Сколько людей общается в тех же социальных сетях, на форумах, в чатах, по электронной почте и при этом они не становятся более коммуникабельными. А почему? Потому что это общение не дает им никакого существенного результата на выходе. Они просто выскажут свою мысль и все, а потом уйдут в другое место, не будут эту мысль развивать, обсуждать ее с людьми, предлагать людям принять ее, развивая при этом полезные навыки убеждения. А ведь именно это и нужно, чтобы не просто высказываться, а быть коммуникабельным, надо во время такого общения чего-то добиваться от людей. А люди этого не делают. И при этом общаться в сети, как и вне нее они могут каждый день, именно таким вот образом, безрезультативным. Развития коммуникабельности не происходит. То есть, не происходит развитие способности добиваться результатов от общения, находя для этого к людям нужный подход. Просто болтать, не значит быть коммуникабельным, а вот договариваться, убеждать, чему-то новому учиться, благодаря вытащенной из других людей информации, получать необходимую обратную связь и какую-то отдачу от нее, это уже значит обладать рассматриваемой нами способностью.
Следовательно, общение должно быть целевым для развития коммуникабельности. Надо всегда ставить перед собой цель, прежде чем начать с кем-то о чем-то общаться. Что и от кого вы хотите получить? Или в чем и кого вам надо убедить? Или что и кому вам надо объяснить, доказать? Сформулируйте цель общения с кем-либо. И выберите цель посерьезнее, чтобы не начинать тренироваться в этом деле с детским весом, нагрузку от которого вы даже не почувствуете. Планочку повыше поднимите, чтобы увидеть разницу между целевым и бесцельным общением. Не забывайте, чтобы общение с людьми не останавливает время, вы его тратите на кого-то, когда с этим кем-то общаетесь, а вот для чего вы его тратите, вот это вопрос, на который не всегда виден ответ. Потраченное на общение с кем-то время – это не только время, которое вы могли бы потратить на заработок тех же денег, потому и говорят, что время – деньги, это еще и время вашей жизни. Это время, которое вы могли бы потратить на свое обучение, на развитие каких-то еще важных для вас качеств, на тот же отдых в конце концов, который необходим для сохранения высокой производительности труда. Поэтому, вы не можете себе позволить бесцельно общаться с людьми или общаться с ними ради незначительных целей, если вы не только коммуникабельность развить в себе желаете, но и вообще стараетесь быть серьезным человеком. Цель, обязательно должна быть цель, и она должна быть важной. Определите ее, прежде чем установить контакт с каким-то человеком или откликнуться на чье-то внимание к вам.
Следующий момент – это расширение круга общения. Но здесь не на количество людей надо делать ставку, а на то, к какой социальной группе, к какому типу, к какой прослойке общества они принадлежат, чтобы начать общаться с теми, с кем вы ранее практически или совсем не общались. Быть понятым для тех, кто способен вас понять и быть понятым для людей, которые мыслят по-другому и вообще видят мир другими глазами, совсем ни одно и то же.
Вот, допустим, вы знаете, что есть группа людей или даже целая прослойка населения, с которой вы не любите общаться, вам с ними неприятно, тяжело, даже противно рядом находится, не то, что говорить о чем-то. Вы их не понимаете и не хотите понять, вам хочется держаться от них подальше. Но надо пересилить себя и постараться найти общий язык с этими людьми и по возможности о чем-то с ними договориться. А найти общий язык с кем-то, это значит изучить язык этого человека, язык той группы людей, к которой он принадлежит, понять их мышление, чувства, ценности, чтобы под все это подстроиться. Навстречу здесь должен идти тот, кому больше надо. А надо в нашем случае тому, кто хочет развивать свою коммуникабельность.
Я над этой задачей работаю так: сначала ищу для себя подходящую мотивацию в виде смысла, чтобы не только навыки коммуникабельности развить, но и другие выгоды от общения с кем-то получить, с кем мне не очень интересно и приятно общаться. Ну или для того человека, которому я помогаю данное качество обрести, развить, я такую мотивацию ищу. Потом уже подбираю необходимый контингент для общения и ставлю соответствующую цель. Ну, например, мотивацией может быть желание помириться с человеком или людьми, с которыми у меня до этого были разногласия. Даже если это были негласные разногласия, я просто не хотел с этой категорией людей иметь какие-то дела. Я думаю, зачем мне с ними мириться, что мне это даст, что я выгадаю от такого общения. А дальше я уже думаю, как это сделать, как к ним подход найти. Не всегда удается наладить контакт с первого раза, а с некоторыми людьми вообще не удается это сделать, потому что они изначально нацелены на конфликт со всеми, кто не входит в зону их, скажем, экономических или каки-то других интересов. А входить в нее ради установления контакта с ними не всегда целесообразно. Поэтому, тут возможны неудачи. И к ним надо быть готовым. Коммуникабельный человек необязательно должен уметь продуктивно общаться со всеми без исключения. Исключения будут всегда.
Но исключения не должны сбивать человека с толку, в его стремлении развить в себе столь важное для жизни качество. Хотите стать коммуникабельным человеком, тогда идите на контакт с теми, с кем вам контактировать совсем не хочется. Если есть смысл под кого-то подстраиваться, кто, что называется, с другой планеты, но вам он может быть полезен, тогда нужно это делать. А еще лучше, если в этом есть острая необходимость. Вот когда человека переламывает себя и начинает подстраиваться под людей. А для этого надо не так уж и много. Надо стать похожим на этого человека – начать разделять с ним его ценности, копировать его манеру общения, поведения, перенимать его взгляды на жизнь, на людей. Конечно, для этого приходится иногда идти против своих принципов, на горло себе наступать, ну а иначе нельзя. Вот поэтому я и начинаю решение этой задачи с мотивации. Надо увидеть смысл не только в самой коммуникабельности, ради развития которой мы на такие, можно сказать, жертвы идем, но и в применении ее в конкретном месте и с конкретными людьми.
Я бы тут еще сказал, что эмпатию важно развивать, чтобы лучше понимать людей, а значит и уметь под них подстраиваться, в частности, речь свою под них подстраиваться, а значит и коммуникабельным с ними быть. Но про эмпатию мы с вами в другой раз поговорим. А здесь еще раз повторю главную мысль: коммуникабельному человеку важно не просто общительным быть, таких людей немало, а результат от общения полезный уметь получать. И чтобы к этому прийти нужно постоянно расширять свой круг общения, впуская в него даже таких людей, которые вам не нравятся, для чего необходимо подстраиваться под них. Это необходимо даже тем людям, у которых уже с коммуникабельностью дела хорошо обстоят. Потому что мы всегда привыкаем к определенному кругу общения и уже думаем, с нашей коммуникабельностью все в полном порядке. А стоит нам оказаться в другой среде, с другими людьми, как от нашей уверенности в обладании этим качеством не останется и следа. И что же тогда получается, вроде бы и коммуникабельный человек, но не со всеми и не везде? Как тогда его оценивать? По ситуации? Как нам самим себя в таком случае оценить? Нет, определенно для развития этого качества надо искать общения со сложными людьми, не похожими на нас и пытаться что-то от них получить. Вот такую высоту если человек возьмет и не раз, то может считать себя коммуникабельным. И всегда ее надо брать, чтобы это качество в нас не засохло.
Мало ли кто может нам встретиться на жизненном пути, мало ли в какую среду мы попадем, мало ли какие задачи нам нужно будет решить, чтобы все у нас было хорошо в жизни. Поэтому, лучше самому двигаться в сторону тех людей, которые пока еще не покорены нашим обаянием, логикой и вниманием к ним, и завоевывать их сердца и разум своими угодливыми их слуху речами, чтобы получать от этого желанную пользу.