Что относится к нематериальной сфере
Нематериальное производство: особенности, роль в экономике
В настоящее время широко развита сфера материального и нематериального производства. Обладая объективными отличиями, эти виды деятельности тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем в современном мире все большее значение приобретает сфера нематериального производства. Рассмотрим ее особенности.
Общие сведения
Материальное и нематериальное производство – ключевые направления деятельности современных предприятий. При этом второе, как выше было сказано, приобретает в последнее время все большее значение. Между тем нематериальное производство нельзя назвать самодостаточным. Предприятия не могут обходиться без ресурсов, имеющих вещественное выражение. Тем не менее в последнее время именно нематериальное производство выступает в качестве источника добавленной стоимости. Более того, коммуникации, специальные знания, интеллектуальный труд являются факторами экономического развития и конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов.
Специфика современной экономической деятельности
Проблемная сторона вопроса
В России сегодня имеют место два противоположно направленных процесса: увеличение удельного веса сферы обслуживания и деиндустриализация. Последняя проявляется в снижении доли перерабатывающих отраслей при одновременном укреплении добывающих. В определенной степени данная тенденция вынужденная и с точки зрения перспективного развития отечественной экономики отличается негативным характером. Она смещает хозяйственную систему с индустриального состояния в доиндустриальное. Соответственно, здесь можно говорить, скорее, о регрессе, чем о развитии.
Вместе с тем в экономике отмечается увеличение доли услуг финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция в целом характерна для индустриального этапа. Благодаря развитию отрасли обслуживания идет внутреннее перераспределение ВНП от регионов-доноров (Зап. Сибирь, Урал) в центр. В предстоящие годы в России эксперты прогнозируют значительную миграцию рабочей силы.
Специфика анализа
Оценку глубины постиндустриальных направлений развития необходимо осуществлять не только в рамках отраслевой структуры инвестиций и занятости. Немаловажное значение имеет та степень, с которой распространяется нематериальное производство. В частности следует определить, какова доля информационных технологий среди факторов социального развития в целом и хозяйственной его деятельности, в частности.
Заключение
В настоящее время имеет место кардинальное изменение роли материальных услуг и производства. Оно выполняет сегодня функции обслуживания бизнеса. При этом содержание самой деловой активности смещается к сфере нематериального производства. Даже в такой известной отрасли экономики, как выпуск одежды, можно увидеть ее преобладание. Сегодня в этой сфере большая часть сотрудников занята не непосредственно в производстве, а в дизайне, реализации, логистике, маркетинге.
Услуги начинают занимать доминирующие позиции не только в отдельных странах, но и во всем мире. Например, значительно повысилась доля туристической сферы. Здесь следует отметить важные особенности этих услуг. В отличие от, например, деятельности, связанной с экспортом природных ресурсов (леса, в частности), туристический сектор обладает способностью к воспроизводству. Так, люди приехали в населенный пункт, побывали на экскурсиях, на море, в музеях, галереях и уехали, оставив свои деньги. На эти средства осуществляется реставрация, поддержание культурно-исторических памятников, строительство новых или ремонт существующих отелей, развивается инфраструктура курортов.
Нематериальная сфера производства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие непроизводственной сферы экономики
Непроизводственная сфера экономики – это совокупность отраслей хозяйственной деятельности человека, которые создают не материальный продукт, а интеллектуальный или в виде услуги.
Эти отрасли непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. Эти отрасли не менее важны, чем отрасли материального производства. Без них невозможно нормальное функционирование всей экономики в целом, нормальное существование человека.
Структура нематериальной сферы производства
Непроизводственная сфера включает в себя такие отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, физкультура и спорт, социальное обеспечение, торговля, сфера услуг. Каждая из этих отраслей может иметь ряд подотраслей.
Готовые работы на аналогичную тему
География нематериальной сферы экономики
Предприятия нематериальной сферы экономики ориентируются исключительно на население. Издавна крупные населенные пункты играли роль научных, культурных, образовательных центров. Чем крупнее населенный пункт, тем более разнообразно в нем представлены предприятия нематериальной сферы.
Практически в каждом населенном пункте есть школы и дошкольные заведения. В районных центрах работают специализированные школы – спортивные, музыкальные. В городах находятся профессионально-технические училища (часто на базе местных предприятий). В областных центрах размещены ВУЗы – институты и университеты. Чем крупнее город, тем больше ВУЗов в нем может быть. Самые крупные и наиболее известные ВУЗы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Саратове, Курске, Орле, Омске, Новосибирске, Красноярске, Казани. Эти же города являются и крупным научными центрами.
Как и образование, здравоохранение представлено в каждом населенном пункте. Количество учреждений зависит от численности населения. А на профиль заведений оказывает влияние природно-ресурсный фактор (рекреационные ресурсы обуславливают специализацию лечебно-профилактических учреждений).
Сфера услуг и торговли также напрямую связана с количеством населения. В крупных городах создаются торговые и торгово-развлекательные центры. Совершенствуется сервисное обслуживание.
Численность населения влияет не только на размещение предприятий, но на развития всего комплекса. В развитых странах в непроизводственной сфере занято боле половины работающего населения.
Россия в ходе становления рыночной экономики также усовершенствует отраслевую и территориальную структуру непроизводственной сферы экономики.
Непроизводственная сфера
Добавлено в закладки: 0
Что такое непроизводственная сфера? Описание и определение термина
Непроизводственная сфера – это понятие называет все экономические отрасли промышленности, которые удовлетворяют нематериальные потребности людей для общества. Организация, перераспределение и использование материальных ценностей, духовных преимуществ, развития различных сторон индивидуальности, и также здравоохранения лечат такие требования. Непроизводительная сфера отвечает социальным требованиям общества и каждого человека для него.
Здесь несите также понятие “духовное производство”. Этот термин был введен все еще Карлом Марксом, который понял как он производство способностей, навыков, идей, профессиональных изображений и ценностей. Также отрасли промышленности, которые заняты производством услуг, принадлежат непроизводительной сфере.
Различие обслуживания от товаров
Человек – объект работы для штата предприятия, которое занято предоставлением услуг. Товары представляют некоторый предмет или вещь, ассигнованную с определенными свойствами. Это было получено в результате работы, сделанной в прошлом. У обслуживания есть только полезные свойства, которые не присоединены к материальному перевозчику, и результат работы в подарке. Обслуживание продает рабочую силу сотрудника фирмы, который отдает его, это не может изменить владельца, в отличие от товаров. У услуг нет стоимости. Однако, имейте цену, которая полна решимости стоимостью способности сотрудника работать и потраченные материальные ресурсы. Непроизводительная сфера основана на материальных ресурсах. Без производства товаров это не могло существовать. Услуги наконец обменивают на товарах. Рабочие, вовлеченные в производство товаров, обеспечивают содержание и тех, кто работает в сфере услуг.
Индустрии непроизводительной сферы
Социологи ассигнуют 15 отраслей промышленности: Жилищно-коммунальное хозяйство; продажи (торговля); система общественного питания; домашние услуги: забота дома, ремонта и производства согласно распоряжениям различных групп товаров, личной гигиены; школьное и дошкольное образование; медицина; социальное обслуживание; рекреационные услуги; обслуживание культурных учреждений; информационная поддержка; финансы и страховка; юридическая поддержка граждан; услуги юридических и офисов нотариуса; коммуникация; транспортная служба. Часто предприятия заняты предоставлением непосредственно нескольких типов обслуживания различных отраслей промышленности.
Сфера, непроизводительная вместе со всеми ее организациями и предприятиями, предоставляющими материальные услуги в общей сложности, представляет социальную инфраструктуру. Также есть отрасли промышленности относительно сферы услуг, которые заняты обслуживанием многочисленных социальных групп: управление государственными организациями; образование среднее, начальное, самым высоким; наука; агентства по государственной ценной бумаге; общественные ассоциации.
Классификация сфер непроизводительной сферы
В непроизводительной сфере возможно ассигновать 2 промышленных группы:
Отрасли промышленности, какие услуги удовлетворяют грубые, коллективные требования общества:
Отрасли промышленности, которые услуги удовлетворяют культурный и сообщество и социальные требования населения:
Рабочие, занятые в непроизводительной сфере национальной экономики, не делают материальные блага, однако их работа необходима для общества и является социально полезной работой. Иногда из классификации индустрий производства и непроизводительной сферы промышленность «Обслуживание потребителей населения» ассигнована как коллективная промышленность, которой принадлежат предприятия, которые рассматривают в индустриях производства и непроизводительной сферы. От производственной сферы промышленные предприятия, выполняющие производство и ремонт объектов личного потребления согласно отдельным распоряжениям населения и строительных организаций, делающих строительство и ремонт жилья согласно отдельным распоряжениям населения, присоединяются здесь. От непроизводительной сферы коллективная индустрия обслуживания потребителей населения включала непроизводительные типы деятельности, имеющей природу чистого обслуживания потребителей населения (ванны, парикмахерские, и т.д.).
Соединение с продуктивной работой
Непроизводительная сфера не создает новую стоимость. Однако, это не означает, что такая работа бесполезна для общества. Производство товаров – краеугольный камень общественного благосостояния. Непроизводительные отрасли промышленности – надстройка к материалу и не могут существовать без них.
Национальный доход не создан непроизводительной сферой, когда это управляется всесторонним духовным развитием человека, состоянием его здоровья и т.д. Тем не менее, это может влиять на производительность, улучшить навыки персонала, который является косвенно влияниями национальный доход государства.
Положение дел в современной России
Непроизводительная сфера экономики – отражение требований общества и изменений их структуры в зависимости от уровня жизни граждан. В современной России больше чем 30% населения в полевых работах. Территориальное дифференцирование на уровне его развития характерно для непроизводительной сферы в нашей стране. Такие различия врожденные, выдерживая сравнение и определенных областей и федеральных округов. Территориальное дифференцирование – одна из причин внутренней миграции. Было это в 60-х годах прошлого века. В центрах непроизводительной сферы есть иерархия: Москва. Центральные города территориальных предметов федерации. Окружные центры. Центры сельских поселений.
Сельские поселения. У организаций, занятых развлекательным и обслуживанием санатория, есть специфические особенности территориального распределения. Они зависят от размещения естественной и социально-экономической основы. Поэтому в России два крупнейших центра – Северокавказское и Черное море были созданы. Непроизводительная сфера обеспечена в экономике отраслями промышленности, которые заняты удовлетворением культурных и духовных потребностей человека. Это тесно связано с производством товаров и сильно зависит от него. В нашей стране территориальное дифференцирование характерно для индустрий нематериального производства.
Современный экономический словарь дает такое определение непроизводительной сферы — условное название отраслей промышленности и типы деятельности, которые не составляют производство товаров. В советской экономической статистике к непроизводительной сфере нес сферу домашних услуг, науки, культуры, образования, здравоохранения, управления. Теперь срок «непроизводительная сфера» вынужден покинуть научное использование и сферу благосостояния (СКС), социальную сферу, сфера услуг заменена понятиями.
Это состоит в контакте, в первую очередь, с тем, которое до сферы услуг 20-го века в целом было исключено из сферы производства. Так, известный английский экономист Адам Смит непосредственно определил, что богатство общества зависит только от продуктивной работы — работают над созданием материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда это ничем не сделано, и ранее создало общественное благосостояние, только потребляется, это отослало услуги таких профессий как «священники, адвокаты, врачи, писатели… актеры, клоуны, музыканты, оперные певцы, танцоры и т.д». эту точку зрения о непроизводительности сферы услуг предчувствовала марксистская политическая экономия, и затем и советская статистика, хотя в развитых странах в 19-м веке начал понимать, что сфера услуг, хотя не делает непосредственно материальные блага, однако создает фундаментальные условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая русского) сферу услуг (третичный сектор) рассматривают как полноценную часть производства, эквивалентного сельскому хозяйству (добывающая промышленность и сельское хозяйство) и отрасли промышленности (вторичный сектор).
Теперь в России это признано, что работа в индустриях непроизводительной сферы продуктивна, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства индустрий этой сферы специальной техникой участвует в общей стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).
В литературе возможно выполнить следующие условия: «непроизводительная сфера» и «нематериальное производство», «сфера услуг» и «сфера обслуживания», «духовное производство» и другие. В целом эти термины могут быть использованы как синонимы, однако, есть также другая точка зрения. Если характеризовать производство в различных самолетах, то: непроизводительная сфера — особенность предприятий с точки зрения уровня их организации. Это присоединяется к набору тех, которых отличает незначительность размеров, маленького сотрудничества, низкой механизации работы. Это включает создание предприятий и «вещи» (студия, шьющий, чтобы не заказать, и для продажи), и не «вещи»: рекомендации, духовные преимущества. Например: Сфера услуг — особенность предприятий с точки зрения специфических особенностей продукта сделана ими. Это включает тех, которые заняты, как правило, в обслуживании.
Также особенность сферы услуг – специальный результат работы рабочих. Работа потратила в этой сфере действия, с одной стороны, как воплощение идей в типе научных знания, произведений искусства, и т.д., и с другим — как действия, принимающие форму материально-морального обслуживания, немедленно исчезающего в ходе потребления, и иногда и не принимающего известную физическую форму.
Другая особенность сферы услуг — обслуживание от полезного результата; например, работа учителей, врачей, и т.д. неотделима от своего полезного результата, хотя последствия этой работы могут затронуть потребительское довольно долгое время человека. Так, полученный (или неинкассированный) знание может определить всю взрослую жизнь человека. Еще одна особенность состоит, что возможно удовлетворить требования духовно-интеллектуальной, культурной природы как независимо (различные формы самообразования, слушание музыки.), и косвенно (посещение музеев, театров, центров общественного досуга, и т.д.).
Определенный признак непроизводительной сферы – также то, что результаты работы в этой сфере в отличие от сферы производства товаров используются только для непроизводительного потребления: и личный, и общественный. Относительно производства товаров сфера услуг действует почти всегда как сфера потребления. Потребление услуг непроизводительной сферы — необходимое условие воспроизводства рабочей силы, роста уровня жизни, морального развития и улучшения индивидуальности и среды ее жилья.
Сфера услуг как специальный тип экономической активности появилась в ранних стадиях развития человечества. Его развитие было определено прогрессом производства товаров — возможность для общества содержать людей, которые непосредственно не делают материальные блага. Прежде чем все там будет специализацией административных действий (лидеры в первобытном обществе, административном персонале обществ с государственной организацией), производство социальных служб дежурными культа (шаманы и священники) и производство услуг в защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). В процессе развития общества были ассигнованы все новые и новые сферы услуг. Уже в старинном обществе был самый широкий диапазон сервисных типов деятельности, которая почти полностью соответствует современный — транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес, и т.д.
Сфера услуг
У сферы услуг есть много определенных характеристик: Во-первых, в отличие от товаров, услуги сделаны и поглощены обычно в то же время, не подвергаются памяти. Это создает нормативный вопрос спроса и предложения услуг, изолирует торговлю услугами от торговли в товарах, в которых много транзакций основаны на торговом посредничестве и возможности памяти товаров.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продуктам, хотя роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, после-того,-как-продажу об увеличениях промышленности
и другие услуги соединились с продажей товаров. Возможно сказать что во многих случаях в обслуживании есть элемент продуктов так же, как при продаже продуктов есть элемент обслуживания. Близкое переплетение продажи товаров и предоставления услуг усложняет распределение и бухгалтерский учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно более защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера производства товаров. Кроме того, во многом транспорте стран и коммуникации, финансовых и страховых услугах, науке, образовании, здравоохранении, утилиты традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или строго управляются и регулируются государством. Импорт услуг, согласно правительствам многих стран, может представить угрозу национальной безопасности, и к суверенитету поэтому он отрегулирован более строго по сравнению с торговлей в товарах.
Так как большинство услуг обеспечило населению (общество), это прямое об или косвенно влияет на потребителя, у непроизводительной сферы есть социальный центр. Говоря о социальной ориентации непроизводительной сферы, разумно определить пределы и формы государственного регулирования. Многие проблемы, которые были решены прежде посредством правительственных механизмов в новых условиях, будут решены без них. Однако, есть требование конкретных вопросов, обращают внимание государства. Задача состоит в достижении демократизации государственного регулирования. С точки зрения целей предприятия непроизводительной сферы могут быть разделены на две многочисленных группы условно: предприятия с «исключительными проблемами» и предприятия, выполняющие действия для законов рынка. Первой группе обычно предоставляют Научным исследованиям, предприятиям государственной службы, и т.д.
Мы коротко рассмотрели что такое непроизводственная сфера: сфера услуг, положение дел в современной России, соединение с продуктивной работой, классификация сфер непроизводительной сферы, индустрии непроизводительной сферы, различие обслуживания от товаров. Оставляйте свои дополнения и комментарии к статье.
Нематериальная сфера производства
Понятие непроизводственной сферы экономики
Непроизводственная сфера экономики – это система из объединённых вместе различных отраслей деятельности человека, которые вместе образуют товар, но не в виде материального продукта, а в виде предоставляемой услуги или продукта интеллектуальной деятельности.
Нельзя сказать, что непроизводственная сфера экономики менее важна, чем производственная, поскольку она также занимается удовлетворением потребностей человека. Благодаря отраслям нематериального сектора функционирует всё на Земле, в том числе и экономика.
Структура нематериальной сферы производства
Непроизводственная сфера охватывает невероятно широкий круг жизни общества, без неё сложно представить нашу жизнь. Речь идёт об образовании, науке, здравоохранении, торговле, предоставлении услуг различного характера и др. При этом, эти отрасли можно разделить на подотрасли:
География нематериальной сферы экономики
Деятельность организаций по производству нематериальных продуктов направлена на удовлетворение потребностей населения. Причём существует зависимость между размером населенного пункта и кругом предоставляемых услуг. Так, чем больше населённый пункт, тем больше услуг предприятия и организации готовы предоставить.
Без сомнения, в каждом городе есть школы и детские сады, так же, как и поликлиники и различные дома культуры и спорта. В городах покрупнее представлены также училища и колледжи по подготовке людей к работе на местных производствах и предприятиях. Говоря о научной базе, то в городах также размещены университеты. Самые крупные и известные из них находятся в самых крупных городах нашей страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и др.
Подобно образованию, в каждом городе существует комплекс здравоохранения. Количество медицинских учреждений зависит от размера города и численности населения. А также, чем крупнее и развитее город, тем более разнообразные и узкие медицинские подразделения там представлены.
Торговля и сфера услуг также зависят от численности населения города, ведь чем больше людей, тем больше потребностей нужно удовлетворить. Именно поэтому в крупных городах создаются торгово-развлекательные центры и многофункциональные центры по предоставлению различных услуг.
Численность населения влияет на размещение и количество производств и предприятий, а это, в свою очередь, является показателем развитости государства. В развитых странах большая часть населения занята именно в сфере предоставления услуг.
Россия в процессе становления рыночной экономики также занялась развитием отрасли нематериального производства, которая с каждым годом представлена всё шире.
Особенности и различия сфер материального и нематериально производства.
Производство делится на материальное и нематериальное.
Материальные услуги создают отрасль материального производства – это услуги, направленные на продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировки, хранения мат-го продукта, а также услуги по восстановлению стоимости продукции мат-го производства (услуги торговли, общественного питания, транспорта и связи, бытового и коммунального хозяйства).
Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.
Скс имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов(численность, плотность, состав населения и т.д.). Труд в скс в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью. Услуги явл. предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга м.б. потреблена лишь в момент производства. Труд работников скс непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании мат-го блага. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.
Оно включает отрасли по производству материальных благ и услуг:
Нематериальное производство создает духовные, нравственные и иные ценности. Оно тоже имеет инфраструктуру называемую непроизводственной (социальной), которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование и т.п.). Нематериальное производство включает в себя все социальные сферы общества:
· сфера общественно-политических отношений.
Это два взаимосвязанных вида производства, когда одно без другого не может существовать. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.
54. Формы и разновидности туристской деятельности. Турагенты. Туроператоры. Туриндустрия.
Сферу туризма можно рассматривать в двух аспектах:
1) в узком смысле – как совокупность отраслей, непосредственно обслуживающих туристов
2) в широком смысле – как совокупность отраслей обслуживания и материального пр-ва, ориентированных на рынок туризма
В туристской отрасли функционируют различные организации. Одни предоставляют клиентам исключительно туристские услуги – тур.организации сферы первичных услуг; для других туризм лишь одно из направлений деятельности – тур.организации сферы вторичных услуг.
Т/о (оптовый рынок) – выполняют функции организаторов и создателей комплексного ТП для групп туристов. Т/о предлагает путешествия различной стоимости и продолжительности по разным направлениям, разрабатывает тур. маршруты, обеспечивает их услугами, организует рекламу, рассчитывает цены на туры, продает их т/а для реализации, отвечает за предоставление услуг, включенных в турпакет.
Т/а (розничная продажа) – фирма, приобретающая туры, разработанные т/о, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Т/а добавляет к приобретенному туру стоимость проезда туристов от места к формирования группы до первого на маршруте пункта размещения, а также от последнего пункта размещения обратно. Т/а получают комиссионное вознаграждение, определяемое в % отношении к стоимости реализованного ТП.
Индустрия туризма — многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Стоит учитывать, что индустрия туризма представляет собой не только совокупность выше перечисленных предприятий, но является одной из форм освоения территории.
Типичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в узком смысле): предприятия размещения (отели, пансионы и т. п.), транспорт, туроператоры, туристские агентства, курорты, экскурсионные бюро и бюро гидов, ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма, организация конгрессов, организация выставок и ярмарок.
Нетипичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в широком смысле): в сфере производства — предприятия производящие сувениры, спорттовары, товары для отдыха, одежду для отдыха и туризма, литературу по туризму, продукцию машиностроения, фототовары; в сфере обслуживания — предприятия осуществляющие организацию развлечений, общественное питание, услуги бани и сауны, культурно-просветительскую деятельность, тренерские услуги, медицинские услуги, кредитные услуги, страховые услуги, выдача виз.Все субъекты индустрии туризма в той или иной мере участвуют в производстве туристского продукта.
Туристский продукт — это комплекс ресурсов, услуг и товаров, право пользования которыми турист приобретает для организации своего путешествия.
86. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Вклад в развитие менеджмента:
-впервые был использован научный анализ для принятия управленческих решений;
-доказано, что пред-ю необходимо заниматься кадровой политикой;
— доказана эф-ть использования материального стимулирования;
-разделение планирования и обдумывания от реализации целей и задач.
Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.
Вклад в теорию менеджмента:
— развитие принципов менеджмента;
-описание функций упр-я;
-систематизация подходов к упр-ю организации.
Вклад в развитие менеджмента:
-применение приемов управления межличностными отношениями;
-применение психологии в процессе управления людьми.
-применение моделей в процессе упр-я;
-использование количественных методов для принятия управ. решения.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в. требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Те. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней в внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 35 ; Нарушение авторских прав