Что означает совершенный или несовершенный вид глагола
Совершенный и несовершенный вид глагола
Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
Например:
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
Например:
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Второй способ — слово «буду»
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
2. приставками
Таблица
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
---|---|
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
Видеоурок
Вид глагола – что это и как его правильно определить, чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного вида и как быть с двувидовыми глаголами
Вид указывает на «предельность», ограниченность действия, которое называет глагол.
Вид глагола – это грамматическая категория. Она указывает на то, есть ли у действия предел. Например, у слов ждать, вспоминать, бежать, есть (кушать) предела нет. А вот переждать, вспомнить, пробежать, поесть – есть предел.
Глаголы несовершенного вида
Они отвечают на вопрос «что делать», «что делает», «что делают» и другие подобные. Например: «Мама (что делает?) стирает», «Ученик (что делал?) учился», «Друзья (что делают?) переписываются в ВК».
Глаголы несовершенного вида обозначают действия, которые кажутся бесконечными. Мама стирает и неизвестно, сколько еще будет стирать, ученик учился неизвестно сколько часов/дней/лет и «выучился» ли, друзья переписываются и неизвестно, сколько еще будут переписываться.
Мы используем их, когда хотим сказать о длительности или о действиях, которые повторяются: я плавал (какое-то время), я звоню друзьям (каждый день, например).
Глаголы совершенного вида
Они отвечают на вопросы «что сделать», «что сделает», «что сделал» и другие. Запомнить просто – если есть буква «с», значит вид обязательно «совершенный».
Особенность значения этих глаголов – в действии чувствуется предел. «Кот (что сделал?) намурлыкался», «Пловец (что сделает?) проплывет дистанцию», «Хочется (что сделать?) потусить».
Мы используем совершенный вид, когда хотим сказать о результате чего-либо: я закончил вуз, написал диссертацию, ушел в армию.
Как образуются глаголы совершенного вида
От глаголов несовершенного вида. Разными способами:
Когда вы перемещаете ударение в слове, оно может поменять свое значение. Например, у Ахматовой есть такая строчка в стихотворении: «Не рассОрили нас – рассорИли!» РассОрить – то есть сделать из друзей врагов, а рассорИть – имеется в виду «разметать по земле, поселить в городах, очень отдаленных друг от друга». Так что будьте осторожны.
Подробнее о словах такого рода можете прочитать в моей статье про омонимы.
Двувидовые глаголы
Их вид нельзя определить без контекста. Например: «(Что делать?) казнить каждый день по одному двоечнику», «(Что сделать?) казнить этого человека немедленно!».
Еще несколько примеров. Мы (что делаем) атакуем каждый день. Мы сегодня (что сделаем) атакуем противника. Ученым нравится (что делать?) исследовать прокариотов. Ученым нужно сначала (что сделать) исследовать этот объект. Я люблю (что делать?) телеграфировать. Мне надо срочно (что сделать) телеграфировать об этом на Бейкер-стрит.
Двувидовые глаголы могут также менять свой вид с помощью приставок: венчать – обвенчать, обещать – пообещать и пр.
Всё на сегодня, надеюсь, вы не устали. Лайкните статью, если понравилась.
Вот мое видео по теме статьи.
Виды глаголов: совершенный и несовершенный
Одним из постоянных признаков глагола является грамматическая категория вида.
Что такое вид глагола?
Вид глагола – категория глагола, которая показывает характер протекания действия во времени и выражает ограниченность или неограниченность действия.
Итак, у глаголов различают два вида:
Глаголы совершенного вида
Например:
что сделать? купить, продать, спеть, заплакать
Как видно из примеров действия ограничены пределом в какой-либо момент его осуществления.
Глаголы несовершенного вида
Например:
что делать? плакать, прыгать, красить, ловить, ползти.
Как определить вид глагола?
Определить вид глагола можно двумя способами:
1. Задать вопрос к глаголу.
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д., то он является глаголом несовершенного вида.
Например:
летать (что делать?), летает (что делает?), летали (что делали?)
Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д., то он является глаголом совершенного вида.
Например:
написать (что сделать?), напишет (что сделает?), написали (что сделали?).
2. Использование глагола “буду”.
С глаголами несовершенного вида можно использовать глагол “буду “, в то время как с глаголами совершенного вида его невозможно использовать.
Сравним:
Я буду красить волосы.
Я буду покрасить волосы.
Для сравнения мы взяли глагол несовершенного вида “красить” и глагол совершенного вида “покрасить”. Как видно из примера, в первом случае слово “буду” вписывается в предложение по смыслу. Во втором предложении слово “буду” не подходит по смыслу, так как глагол “покрасить” является глаголом совершенного вида.
Парные глаголы совершенного и несовершенного вида
В русском языке существуют однокоренные глаголы, которые имеют одно и то же лексическое значение, но имеют различия в грамматическом значении вида.
Итак, посмотрим, какими бывают видовые пары глаголов:
1. Видовые пары глаголов, отличающиеся суффиксами:
2. Видовые пары глаголов, отличающиеся приставками:
3. Видовые пары глаголов, которые отличаются ударением:
4. Видовые пары глаголов, отличающиеся чередованием согласных и гласных в корне:
5. Видовые пары глаголов, которые различаются корнями:
Важно знать, что в русском языке существуют и одновидовые глаголы, которые относятся или к совершенному виду, или к несовершенному.
Например:
Совершенный и несовершенный вид глагола — как определить, таблица, примеры
Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
Например:
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
Например:
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Летать, рисует, выбирали.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Вернуться, напишет, пришли.
Второй способ — слово «буду»
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
2. приставками
Таблица
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
Видеоурок
Признаки глаголов совершенного и несовершенного вида
Совершенный и несовершенный вид глагола
Во всех языках глаголы обозначают действие, а одной из характеристик действия является его завершенность: завершено/будет завершено действие к моменту речи или оно длится/длилось/будет длиться какое-то время/постоянно: прийти — ходить, взять — брать, увидеть — смотреть.
В английском, немецком, французском, испанском и многих других европейских языках грамматическое значение (ГЗ) завершенности действия передается с помощью групп времен, сами же глаголы не могут передавать это ГЗ.
В русском языке, наоборот, нет сложной системы построения групп времен, зато каждый глагол уже содержит в себе ГЗ завершенности/незавершенности и может принадлежать только к одному из вариантов: либо он обозначает завершенное действие, либо — незавершенное.
Вид — это грамматическая категория глагола в русском языке, которая указывает на протяженность действия по отношению к его результату и выражает грамматическое значение завершенности — незавершенности.
Вид глагола — это его постоянный признак. Если говорящий хочет сообщить о действии, которое завершилось в прошлом или завершится в будущем, он использует глагол совершенного вида.
Если речь идет о действии, которое продолжалось, продолжается или будет продолжаться во времени без указания на его результат или временные рамки, то используют глаголы несовершенного вида.
Особенности, чем отличаются
Глаголы совершенного вида обозначают ограниченное во времени завершенное действие и отвечают на вопросы: что сделал (предмет)? что сделает (предмет)?
Глаголы несовершенного вида обозначают продолженное/длительное/растянутое во времени незавершенное действие и отвечают на вопросы: что делал (предмет)? что делает (предмет)? что будет делать (предмет)?
Глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени, т.к. завершенным действие может быть или в прошлом, или в будущем, в настоящем оно может быть только в процессе: (что делать?) завершаться.
Как определить вид глагола, на какие вопросы отвечают, видовые пары
Определить вид глагола можно по формальному признаку, задав вопрос:
Видовые пары
Многие глаголы русского языка образуют видовые пары, т.е. глаголу одного вида соответствует глагол с тем же лексическим значением (ЛЗ), но относящийся к другому виду.
Например: глагол лететь имеет основное ЛЗ, связанное с передвижением по воздуху с помощью крыльев или специальных летательных аппаратов; то же самое ЛЗ с оттенком начала действия имеет глагол «полететь». Но у этих глаголов абсолютно разное ГЗ по видовому принципу:
В видовых парах глаголы образуются несколькими способами.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
Глаголы с чередующимися гласными в корне при изменении вида с присоединением нового суффикса меняют и гласную в корне или теряют ее: запЕрЕть — запИрАть, стЕрЕть — стИрать, выбИрать — выбрать и т.д.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок по-, из-/ис-, с-, про-, от- и т.д.
Глаголы с чередующимися гласными в корне при изменении вида с присоединением нового суффикса меняют и гласную в корне.
Встречаются случаи, когда к основе глагола совершенного/несовершенного вида одновременно присоединяется приставка и суффикс: купить — покупать, сажать — посадить.
Так называемые супплетивные видовые пары образуются от разных основ: брать — взять, класть — положить, говорить — сказать, ловить — поймать и т.д.
Некоторые видовые пары могут различаться только ударением: посЫпать — посыпАть, нарЕзать — нарезАть.
Одновидовые глаголы — это глаголы, которые имеют форму только одного вида и не образуют видовую пару: очнуться, разреветься, разговаривать, воевать, бегать, ездить, рухнуть, поперхнуться, запрыгать, сапожничать и т.д.
Образец разбора
Мы долго добивались помощи, но решили, что пора самим отвечать за свои поступки.
Для носителей русского языка грамотное употребление глаголов по их видовой принадлежности не представляет трудности. Эта тема представляет особую трудность для иностранцев, изучающих русский язык, т.к. глаголы их родных языков не имеют аналогов категории вида.
Умение правильно определять видовую принадлежность глагола поможет не ошибиться при написании его безударного личного окончания.
Найдите ошибку в рассуждении ученика:
Знание вида глагола помогает избегать «глупых» ошибок.