Что относится к эстетическим чувствам
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
Смотреть что такое «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА» в других словарях:
Эстетические чувства — чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности … Психология человека: словарь терминов
чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия
Чувства — Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического мышления,… … Русская философия: словарь
Эстетические отношения искусства к действительности — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического… … Русская Философия. Энциклопедия
Характеристики произведений искусства и эстетические категории — Имена существительные МЕЛО/ДИЯ, го/лос, моти/в, напе/в, па/ртия. Определённая последовательность звуков, образующая музыкальное единство. О/БРАЗ, изображе/ние, и/мидж, отображе/ние, тип, фигу/ра, хара/ктер. Обобщённое… … Словарь синонимов русского языка
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
чувство — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия
Эстетические чувства
Смотреть что такое «Эстетические чувства» в других словарях:
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА — эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах … Профессиональное образование. Словарь
чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия
Чувства — Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического мышления,… … Русская философия: словарь
Эстетические отношения искусства к действительности — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического… … Русская Философия. Энциклопедия
Характеристики произведений искусства и эстетические категории — Имена существительные МЕЛО/ДИЯ, го/лос, моти/в, напе/в, па/ртия. Определённая последовательность звуков, образующая музыкальное единство. О/БРАЗ, изображе/ние, и/мидж, отображе/ние, тип, фигу/ра, хара/ктер. Обобщённое… … Словарь синонимов русского языка
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
чувство — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия
Виды чувств
Вы будете перенаправлены на Автор24
В психологии принято выделять следующие виды чувств:
Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.
В психологии выделяют следующие основные виды:
Низшие чувства
Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.
Высшие чувства
Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.
Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.
Нравственные
Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.
Эстетические чувства
Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.
Интеллектуальные чувства
Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальные чувства
Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.
Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.
Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.
Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.
Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.
Цинизм, это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.
Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.
Разновидности чувств
Классифицировать чувства можно по-разному.
Рисунок 1. Основы классификации чувств
По влиянию на деятельность выделяются чувства стенические и астенические. Стенические чувства положительно влияют на деятельность и поведение человека, астенические, напротив, отрицательно. Чувства могут быть разнонаправленными: положительными(радость, оптимизм, восторг, умиление) и отрицательными (страх, тревога, неуверенность, угнетенность).
Классификация чувств по форме проявления
По форме проявления выделяют настроения, аффекты и страсти.
Настроения — эмоциональные состояния человека, которые длятся относительно недолго.
Аффекты — эмоции имеющие большую силу, носят кратковременный характер.
Такие кратковременные чувства можно назвать вспышками. К ним относятся: гнев, ненависть, паника, страх. В сознании происходят значительные изменения, нарушается волевой контроль. Причиной аффекта является неожиданный или большой силы раздражитель, к которому не может приспособиться человек. Часто этой причиной выступает конфликт с другими людьми, длительное игнорирование какой-то просьбы, усталость, переутомление. Аффект присущ людям неуравновешенным и слабохарактерным. Человек становится чрезмерно активным, эта активность не соответствует ситуации. Он жестикулирует, громко говорит, его речь сопровождается возгласами и восклицаниями. Либо, наоборот, человек впадает в оцепенение, его движения замедленны, речь заторможена. Усилием воли возможно погасить вспышку. Чем больше развиты волевые качества, тем меньше человек подвержен аффекту. Предупредить, замедлить аффект может отвлечение или переключение внимания. С точки зрения психологии сильное нервное возбуждение переносится на другие участки мозга.
Страсти — сильные, глубокие переживания.
Они довольно устойчивы и длительны. Если страсть направлена на общественно важную цель, она обогащает человека, ведет к успехам, может даже к выдающимся достижениям. Любовь к науке, искусству, чрезмерная, всезахватывающая — тоже страсть.
Морально-политические чувства
Морально-политические чувства относятся к социальным. Сюда можно отнести чувства любви к своей Родине, ненависти к врагу, позитивного отношения к труду. Честь, достоинство, совесть — тоже морально-политические чувства. Перечисленные эмоции тесно связаны с мировоззренческой позицией человека, с политическими и нравственными убеждениями. Проявление этих чувств является важной мотивацией поведения человека.
Правовые чувства
Большое место в жизни человека занимают правовые чувства. При помощи них человек выражает свое отношение к поступкам, нормам, правилам. Если правовые чувства высоко развиты, человек является законопослушным гражданином, он соблюдает предписания права. Чувства уважения к закону, уверенность в его справедливости следует относить к правовым чувствам. Правосознание формируется при помощи воспитания, получения человеком правовых знаний.
Интеллектуальные чувства
Когда человек осуществляет познавательную деятельность, возникают интеллектуальные чувства. Это отношение человека к мыслям. Любознательность, удивление,ясность, понимание, уверенность, сомнение, ощущение нового — это чувства, возникающие при приобретении знаний и умений. Они стимулируют мышление, побуждают человека дойти до истины, разобраться в непонятном.
Эстетические чувства
У человека есть эстетические потребности. В зависимости от того удовлетворены они или нет возникают эстетические чувства разной направленности: чувство прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. У каждого человека свои нормы прекрасного, эстетические оценки, они имеют под собой мировоззренческую основу.
Выделяют чувства профессиональные, семейно-бытовые, религиозные и др.
Успех в профессии зависит от любви к ней, гордости, уверенности, коллективизма, а также ответственности, исполнительности, инициативности.
Эстетические чувства
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры.
Эстетические чувства вызывают у нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.
Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.
Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности.
Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер, его задачей является выделение и регистрация объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом — в форме эмоциональных переживаний, вызываемых у нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желания их съесть, эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов.
В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.
В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства — музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
Среди большого разнообразия эстетических чувств можно отметить следующие.
Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. В своей самой простой форме это чувство выступает как «чувственный тон», отличающий отдельные ощущения. Так, мы можем любоваться определённым цветом материи, одни чистые цвета или звуки предпочитать другим и т. д.
Более сложное эстетическое наслаждение является при восприятии целых предметов и явлений, состоящих из ряда элементов. В этом случае его основу составляет своеобразное сочетание в целом явлении его элементов — звуков, красок, движений, форм и т. д. Одни такие сочетания воспринимаются с удовольствием, другие с неудовольствием.
Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.
В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д. Значение определённого соотношения элементов, как основы эстетического чувства при восприятии целых предметов, может быть иллюстрировано так называемым правилом «золотого деления». Это правило гласит, что прямоугольники будут доставлять наибольшее эстетическое удовлетворение, когда их стороны (высота и ширина) будут находиться друг с другом в отношении 5 : 8. Другие пропорции вызовут меньшее удовлетворение или даже чувство некрасивого.
Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.
Красота всех этих явлений существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания, даже тогда, когда мы ее не воспринимаем. Она представляет собой единство многообразия элементов целого явления, состоит в сложном взаимоотношении всех сторон и особенностей предмета — его красок, формы, звучания и т.д., в своей совокупности отражающих своеобразие и истинную сущность явлений.
Основное значение при этом имеет не простое наличие симметрии или гармонии каждого из этих элементов, а соответствие выражаемой всеми этими элементами формы предмета его содержанию. Даже лишенное симметричных форм лицо человека будет восприниматься как красивое, если в нем выражается характер человека, его внутреннее содержание; внешний вид машины только тогда будет воспринят как красивый, когда он соответствует ее назначению.
Чувство красивого не безотчётно, оно, всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу, в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы, представления и понятия. В связи с этим чувство красивого различно проявляется у разных людей в зависимости от усвоенных ими представлениями и понятиями о прекрасном; оно достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека.
Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.
Мы испытываем чувство величественного, когда отражаем в своем сознании грандиозные картины природы — величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и т. д.
Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.
Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но и благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.
Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.
Еще Аристотель отметил, что в основе любого искусства, будь то музыка, живопись, поэзия, лежит свойственное человеку неодолимое стремление к подражанию. Так, поэзия, по Аристотелю, есть подражание, «мимесису» жизни. Н. Г. Чернышевский также утверждал, что «первая цель искусства — воспроизведение действительности».
Однако в произведениях искусства человек подражает природе и явлениям жизни не фотографически, не средствами механического копирования, а путем творческого отображения действительности. Материал для творческой деятельности в области искусства — звуки, краски, движения, геометрические формы, человеческие чувства, поступки и характеры людей — человек берет из действительности, но из этого материала, если он истинный художник, поэт, композитор, он создает творчески преображённые образы действительности, которые, составляя сущность художественных произведений, и вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
Сущность произведений искусства в их выразительности, в том, что художественные произведения наиболее полно выражают истинную природу явлений, отбрасывая те их особенности, которые не являются существенными. Произведения искусства играют, поэтому огромную роль в познании человеком действительности, так как в них эта действительность отражается наиболее правдиво и глубоко.
Истинные произведения искусства всегда содержательны, в них изображаемые явления выступают в их сокровенном, очищенном от всего случайного виде. Это достигается через художественную форму произведения искусства. В совершенных произведениях искусства форма и содержание находятся в единстве, что и создает у нас чувство художественно прекрасного.
Это чувство возникает как восторг перед творчеством художника, его способностью отражать действительность средствами искусства. Произведения искусства не обязательно должны изображать объективно красивые вещи; они остаются ими также и тогда, когда их содержанием является объективно безобразное, но правдиво отражённое в художественных образах. «Высокое наслаждение. объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет» (Н. В. Гоголь).
Но для этого изображаемое в художественном произведении явление должно облекаться в эстетически прекрасные формы: «Идеальное совершенство музыки только тогда достигается, когда правда выражения совпадает с чисто музыкальной мелодической красотою, когда высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки» (композитор А. Н. Серов).
Чувство трагического связано с восприятием художественных, главным образом драматических, литературных произведений, отображающих жизнь человека и его неравную, нередко заканчивающуюся гибелью борьбу с темными силами природы или гнетущими общественными традициями и условиями людской среды.
Это чувство сложное: в нем соединяются и преклонение перед светлым образом человека, гибнущего под неумолимым стечением обстоятельств, и сострадание к нему в его тяжелом положении и горькой судьбе, и чувство страха перед неумолимым стечением обстоятельств, из которых нет выхода, и возбуждающее чувство ненависти и негодования в отношении условий и людей, которые приводят к таким трагическим последствиям.
Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.
Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным.
Еще Аристотель отметил «очищающее» влияние эстетического восприятия трагического: сила аффективных состояний при восприятии трагического, постепенно нарастая, доходит в связи с развитием действия до высшего предела, когда они разрешаются кризисом, бурным проявлением охватившего нас чувства, после чего наступает успокоение.
Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.
Смех может вызвать всякое несовершенство, например вид чрезмерно тучного человека, с трудом и неловко передвигающегося при игре в теннис, требующей быстрых и ловких движений, или, наоборот, вид сухого, длинноногого велосипедиста, колени которого почти упираются в руль велосипеда.
Чувство комического переживается человеком также при восприятии несоответствия между пустотой и никчемностью содержания явления и его многообещающей формой, когда человек видит «внутреннюю пустоту и ничтожность, прикрывающуюся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение» (Н. Г. Чернышевский); или когда казавшееся первоначально серьезным противоречие «внезапно разрешается в ничто» (Кант), оказывается в действительности пустым.
В действительности же чувство комического, будучи противоположно чувству трагического, в не меньшей степени побуждает человека задуматься над несовершенствами жизни и направить свои усилия на их исправление. Комедия Гоголя «Ревизор» заставляет нас весело смеяться над представленными в ней художественными образами комического в характерах, действиях и отношениях людей. Но вместе с тем она в чрезвычайной степени обостряет наше восприятие несовершенств жизни и тем побуждает нас к активной борьбе с этими несовершенствами.