Что нужно для кругосветного путешествия

Как самостоятельно организовать кругосветное путешествие

Раньше я считала кругосветные путешествия развлечением людей с многомиллионными доходами.

Потратила за 4 месяца путешествий в 2017 году — 330 000 Р

Авиабилеты90 000 Р
Жилье85 000 Р
Еда60 000 Р
Транспорт50 000 Р
Визы30 000 Р
Разное15 000 Р

В статье я расскажу, как организовать кругосветное путешествие: спланировать маршрут, купить билеты на самолеты и автобусы, экономить на еде и не сойти с ума. Для удобства все цены в статье пересчитала по курсу 2019 года.

С чего все началось

До 2017 года я всего два раза самостоятельно выезжала за границу: в Германию на 7 дней и в Италию на 5. В Милане я познакомилась с владельцем и редактором популярного паблика о путешествиях. Он ездил по миру уже несколько лет без перерыва, и я подумала, что тоже так могу. Европа не показалась мне особенной, поэтому я решила сделать то, что могло бы меня впечатлить. Так родилась мысль о кругосветном путешествии.

Мне было 24 года. Я только окончила магистратуру в Москве, переехала в съемную комнату из общежития Высшей школы экономики и получила небольшое повышение на работе. У меня не было представления об уровне жизни в США, Гонконге или Чили, я не читала отчеты путешественников и с трудом могла собрать документы на шенгенскую визу. Но инвестировать в себя было интереснее, чем покупать подержанный автомобиль или другие скучные вещи.

Как рассчитать бюджет

В целом я считаю, что мое путешествие получилось комфортным и без крайностей: я не снимала шикарные апартаменты, но и не мылась в туалетах. Я жила, как дома: ходила в музеи, кино, пару раз в месяц ела в ресторанах. Но в то же время старалась экономить: покупала продукты в супермаркетах и готовила сама, искала самые дешевые билеты, ездила на автобусах. Жила в хостелах и иногда останавливалась по каучсерфингу.

Виза США обязательна для бюджетных кругосветок. Она дорогая и ее сложно получить, но без нее не получится сэкономить на авиабилетах. В Штаты можно добраться из Европы за сотню евро. Для сравнения, перелет через Южную Америку стоит 20 000—30 000 Р в одну сторону. Иногда по акции можно найти перелет за 11 000—12 000 Р из Франции, Испании, Германии, но это вопрос удачи.

Кругосветчикам, которым отказали в американской визе, я рекомендую обращаться за визой Канады или пробовать лететь из Москвы или Европы в Бразилию или Доминикану.

Во многие азиатские страны и в отдельные города россиянам не требуется виза. Например, в Шанхае можно находиться до 6 дней, в Индонезии, Малайзии, Таиланде — 30 дней, во Вьетнаме — 15 дней, в Гонконге — две недели.

Как спланировать кругосветку

Самое тяжелое в кругосветке — все состыковать: перелеты, отели и переезды внутри стран. В этом разделе вкратце расскажу о принципе планирования, а в остальных — о конкретных способах сэкономить.

Перелеты. Планирование кругосветки я начала с покупки авиабилетов на длинные дистанции — перелеты через Тихий и Атлантический океаны. Альтернатив самолету попросту нет — приходится брать те билеты, которые есть.

я потратила на перелеты

Сейчас таких дешевых билетов на эти направления не найти. Зато бывают другие, например Мюнхен — Сан-Паулу, Марсель — Буэнос-Айрес, Париж — Нью-Йорк. О том, как экономить на авиабилетах в кругосветке, подробно расскажу дальше в статье.

Не рекомендую повторять такое ни в Европе, ни где бы то ни было еще. В таком темпе не успеваешь ничего: ни посмотреть город, ни выспаться, зато чувствуешь постоянный стресс и усталость. Я рекомендую закладывать на каждый новый город не менее двух полных дней, не считая дня выезда и приезда, то есть в идеале минимум 3—4 дня.

Маршрут

Некоторые считают, что в кругосветке нужно посетить все континенты. Для меня кругосветка — это один оборот вокруг Земли. С сентября по декабрь 2017 года я побывала на трех континентах. Вот какие страны я посетила:

Если бы я ехала по Европе на машине без остановок, потратила бы трое суток. Но два перелета — из Москвы в Бургас и из Меммингена в Фаро — сэкономили треть времени:

Количество дней, проведенных в каждой стране, зависело от стоимости билетов на дату покупки: иногда я покупала их за день-два до отъезда. Даты меняла в зависимости от того, нравилось ли мне в городе или нет. Например, в Америке я провела целых 20 дней, а в Мексике мне хватило 12.

Как я искала недорогие авиабилеты

За пару вечеров спланировать такое путешествие, как у меня, за те же деньги не получится. В этой статье я не даю конкретный список направлений и дат, когда покупать билеты, а рассказываю о принципах планирования долгосрочных путешествий.

Половина моего путешествия — это перелеты, другая половина — проезд на наземном транспорте. Все билеты я покупала в один конец. На мой взгляд, найти перелет по приятной цене можно куда угодно и на любую дату. Но здесь важно быть гибким — иначе придется переплатить за желаемое направление.

Стоимость перелета за 1 км

НаправлениеРасстояниеЦена билетаСтоимость за 1 км
Берген — Бостон5300 км7000 Р1,3 Р
Фаро — Осло3600 км4500 Р1,25 Р
Москва — Бургас1900 км900 Р0,4 Р

ушло на поиск билетов и составление маршрута

Я выкупала билеты постепенно, на протяжении 3—4 месяцев, самые дешевые по каждому направлению. Поскольку цены меняются каждую неделю, важно ждать «свой перелет».

Стоимость моих авиабилетов

Вот как я экономила на покупке билетов.

Имея на руках билеты со стыковкой, иногда можно увеличить время остановки. Об этом можно уточнить в поддержке на сайте авиакомпании или по телефону.

Жилье

Главная прелесть кругосветок — в контрасте. В одних странах я спала в спальнике на грязном матрасе и жила в хостелах с общей ванной на 4—6 номеров. В других — останавливалась в четырехзвездочном отеле на Бали и спала на кровати «кинг-сайз» в американском особняке.

В основном я искала жилье незадолго до приезда и находила его. Исключение — вулкан Ринджани на острове Ломбок в Индонезии. Это нетуристическое место, и найти что-то адекватное в рамках моего ежедневного бюджета было сложно. Мне пришлось купить тур на вулкан с отелем и завтраками. Вместе с восхождением и услугами носильщика жилье обошлось мне в 10 000 Р за 3 дня.

Все, что нужно — мобильное приложение и базовые знания иностранного языка. В большинстве случаев достаточно английского, но в Латинской Америке важно говорить еще и по-испански. В путешествии я хорошо подтянула английский, субъективно оцениваю свой уровень на 7—7.5 по шкале IELTS.

Для меня главный плюс каучсерфинга — культурный обмен. Я путешествую ради того, чтобы общаться с людьми и узнавать что-то новое о мире через призму их восприятия. Хосты иногда встречали меня в час ночи из аэропорта, готовили завтраки и ужины, давали ценные профессиональные советы или даже что-то материальное, например телефон. Чтобы их отблагодарить, я привозила сувениры или покупала фрукты, конфеты.

Впрочем, проблемы в каучсерфинге тоже есть: это не всегда безопасно, иногда попадаются неприятные люди. Еще у местных не остановишься дольше, чем на 3—4 дня, поэтому приходится часто перемещаться. Это утомляет.

Отели и хостелы. За все путешествие я пару раз пользовалась Airbnb, но в основном искала дешевые отели, хостелы, гестхаусы на «Букинге». Там у меня genius-статус, который дают за частые путешествия. Он позволяет заселяться в отель на 2 часа раньше и видеть спецпредложения со скидками до 50%.

Иногда обладателю статуса дают бесплатный приветственный напиток или повышают уровень номера. Например, в хостеле Варшавы меня переселили из двенадцатиместного в шестиместный номер без доплаты. В отеле на острове Катба я получила номер с видом на бухту вместо эконома без окна.

Стоимость отелей в кругосветном путешествии

Восточное побережье США, 11 дней13 669 Р
Центральная Европа, 10 дней9778 Р
Лос-Анджелес и Сан-Франциско, 9 дней8831 Р
Пекин и Тонли, 4 дня8328 Р
Мексика, 5 дней4886 Р
Бангкок, 2 дня2971 Р

У меня не было цели попробовать все блюда мира или в каждой стране сходить в самый знаменитый ресторан. Четкого бюджета на еду тоже не было.

В супермаркетах развитых стран вроде Норвегии, Германии и США я всегда обращаю внимание на ценники. Обычно приходится искать красные этикетки с акциями и скидками, чтобы не разориться. В менее дорогих странах не думаю о бюджете — беру, что хочу.

В Азии ела много манго, маракуйю, рамбутаны, пила кокосовую воду, покупала кокосовое масло и на какое-то время забыла вкус творога. Знакомые предупреждали, что в Азии могут быть проблемы с молочными продуктами, но в каждом крупном городе есть большие супермаркеты, где продают йогурты и молоко. Мне они были и не нужны: в Таиланде слишком много дешевых экзотических продуктов. Например, манго стоит 60 Р за килограмм, кокосовое масло — 200 Р за пол-литра.

потратила на еду за все путешествие

Если я очень хотела в ресторан, то шла. Но обычно пара блюд — это «слив» недельного бюджета на еду. В популярном ресторане Сervejaria Ramiro в Лиссабоне я потратила 3178 Р на блюдо из семи видов рыбы и португальское белое вино. В ресторане в Таиланде попробовала азиатские роллы, тайский суп. В Гонконге отмечала Рождество со своими хостами в суши-ресторане.

Затраты на еду в разных странах — 63 684 Р

СтранаМагазиныРестораны
Таиланд, 20 дней10 000 Р5000 Р
США, 20 дней7300 Р4636 Р
Малайзия, 4 дня4632 Р1000 Р
Норвегия, 9 дней4145 Р2605 Р
Гонконг, 4 дня3133 Рне тратила
Вьетнам, 10 дней2500 Рне тратила
Мексика, 12 дней2328 Р745 Р
Балканы и Центральная Европа, 5 дней1541 Р3178 Р
Индонезия, 20 дней1440 Р1500 Р
Китай, 4 дня1152 Р1200 Р
Камбоджа, 5 днейне тратила5649 Р

Как я передвигалась внутри стран

Автобусы — мой любимый наземный вид транспорта. Даже за небольшую стоимость можно получить комфортный переезд из города в город, вайфай и розетки. В некоторых автобусах даже кормят и дают воду, например в Таиланде.

Я предпочитаю дневные рейсы: мне нравится ехать и наблюдать за жизнью страны из окна. Но если переезд длинный, я стараюсь ехать ночью, чтобы не тратить время днем. Самые длинные переезды были в Мексике: Тулум — Паленке около 12 часов, Паленке — Оахака около 10 часов и Оахака — Мехико в районе 10—15 часов.

Если скачать мобильное приложение, водителю достаточно показать QR-код с телефона. Не помню, когда в последний раз печатала билет. Даже в мексиканские автобусы ADO можно проходить по электронному билету из приложения.

«Бла-бла-кар» я использовала только один раз в США: стоимость проезда была в 5 раз ниже, чем на самолете, и в 2 раза ниже, чем на автобусе Greyhound. Еще я должна была ехать на «Бла-бла-каре» из Москвы в Чехию, но за 3 дня до выезда водитель отменил бронь, и мне пришлось срочно искать альтернативу. Ею стал перелет в болгарский Бургас за 900 Р — повезло найти дешевый.

Автостоп мне не нравится. На мой взгляд, это небезопасный способ передвижения: никогда не угадаешь, кто именно остановится, чтобы тебя подвезти. Я слышала об автостопе много хороших историй. Например, все хвалят Грузию за радушие водителей. Но у меня был очень неприятный опыт с местными, после которого я больше не рискую садиться в машину к незнакомым людям.

Из аэропортов я предпочитаю ходить пешком, если расстояние меньше 5—7 км. Когда оттуда ходит общественный транспорт, еду на нем. Обычно заранее его не ищу — просто спрашиваю в аэропорту, как добраться до центра. У терминалов часто можно увидеть значок автобуса или метро на информационных табличках. Если хотите заранее уточнить стоимость проезда, зайдите на сайт аэропорта: там часто указаны самые дешевые способы добраться до центра.

Деньги и страховка

С 2016 года я храню деньги на карте Tinkoff Black и получаю кэшбэк плюс процент на остаток в районе 500—700 Р в месяц. В феврале 2017 года я оформила карту All Airlines и начала покупать с нее авиабилеты и оплачивать отели. За это получала мили. Основные средства хранила на дебетовой карте и получала на нее процент на остаток.

При оформлении карты All Airlines владелец получает бесплатную страховку на год. К счастью, страховка потребовалась мне только для оформления шенгена. Лучше всего страховку оформлять дома до выезда на нужное количество дней. В моем случае — на 180 или 365.

Наличные я снимала в Мексике и Азии, потому что хостелы и небольшие продуктовые магазины там не принимают карты. В Европе, США, крупных городах Мексики и Азии можно было обойтись только безналом.

Английский

В странах Центральной Америки и в нетуристических районах Азии английский могут не понимать. Тогда на помощь приходят супермаркеты с кассами самообслуживания, жесты и «Гугл-переводчик».

Все хосты, у которых я останавливалась по каучсерфингу, владели хорошим английским, поэтому проблем в понимании друг друга не было. Когда пишешь приветственное сообщение на сайте, сразу понятно, какой у человека уровень. Сложнее всего было разговаривать с американцами: у них акцент и страсть к проглатыванию окончаний. За время путешествия я прокачала разговорный уровень, который до этого страдал.

В бытовых ситуациях — в банке, магазине, аэропорту или просто на улице — проблем с пониманием не было. В общественных местах крупных городов почти везде есть таблички на английском языке.

Интернет

Я взяла с собой только телефон Samsung Galaxy с одним слотом для симкарты. Было жутко неудобно, когда сообщение от банка приходило на российскую симку, а в телефоне в это время стояла местная. Приходилось менять симки, чтобы ввести код подтверждения для оплаты билета или отеля. Всем, кто едет за границу надолго, я рекомендую брать два телефона или один телефон с двумя симками.

В отелях не было проблем с вайфаем: в Камбодже, США и Мексике интернет работал одинаково хорошо. В Мексике, Таиланде и Вьетнаме я покупала местные симки с мобильным интернетом, чтобы связываться с хостами, ориентироваться на местности, искать общественный транспорт, покупать билеты на сайтах, быстро найти вариант, где поесть.

я потратила на связь в путешествии

Бесплатный интернет всегда есть в «Макдональдсе», «Старбаксе» и библиотеках.

Что взять с собой

Билеты без багажа можно покупать за смешные деньги, особенно на лоукостеры. Я рекомендую летать с двумя рюкзаками в ручной клади. У меня один большой рюкзак габаритами 55 × 40 × 20 см, который проходит как ручная кладь. Второй рюкзак маленький: в нем лежит ноутбук, документы, фотоаппарат. В самолетах его можно проносить без доплат как личную вещь. Вес двух моих рюкзаков примерно 15 кг.

Вещей у меня немного, но каждая на вес золота. Вот что мне пригодилось в путешествии.

Одежда. В путешествие через всю планету я поехала с набором вещей как в соседний город к подруге на 3 дня. Чтобы не брать несколько комплектов одежды под разные случаи жизни, я построила маршрут по теплым странам. Осенью в Европе и США в это время обычно еще тепло.

С собой стоит взять джинсы или тканевые свободные штаны из непромокаемого материала. Другие штаны или шорты нужны для дома и жарких стран. Еще понадобятся 3—5 хлопковых футболок, 4 пары носков, нижнее белье, кофта или толстовка, легкая базовая куртка. Еще у меня была тонкая шифоновая юбка до щиколоток, которая периодически защищала не только от солнца, но и от мужского внимания.

Если планируете походы в горы, берите 3 слоя одежды. Верхний должен защищать от ветра и влаги, средний и нижний — утеплять. Обычно это флисовая кофта и термобелье. Я не думала, что пойду в горы, поэтому не взяла их с собой. Но, взобравшись на вулкан Ринджани на 3600 м, я пожалела, что не позаботилась об этом. В горах очень холодно, даже если они в Индонезии.

Вещи я стираю в прачечных или хостелах, это недорого. Раз в 2—3 месяца покупаю новые футболки, старые выбрасываю или сдаю в переработку.

Обувь: кроссовки, кеды и вьетнамки. Кеды выбросила на середине пути, потому что кроссовки прекрасно справлялись со всеми функциями.

Техника: ноутбук, камера Dji Osmo, камера на 360 градусов, телефон.

Жидкости. В ручную кладь можно брать емкости по 100 мл общим объемом не более 1 л. Зубная паста, дезодорант, сухой шампунь, масла, маски, солнцезащитные кремы с SPF 50 часто стоят в России сильно дешевле, чем за границей.

Подушка для сна. Рекомендую брать надувную. У меня была мягкая, как игрушка, занимала много места.

Аптечка. Возьмите антибиотик, капли для носа, ношпу, перекись в карандаше, пластыри и много активированного угля.

Переходники. В Европе тип розеток такой же, как в России. В Китае, США, Мексике, Вьетнаме — другой. Под каждый тип розеток нужен переходник. Проще всего купить трансформер — в нем разные розетки умещаются в одной.

Что в итоге

Путешествовать было не всегда просто: иногда я чувствовала себя одиноко, в других ситуациях людей, наоборот, было слишком много. Но в целом бюджетная (но не очень) кругосветка — это мощный опыт на всю жизнь. Я познакомилась с огромным количеством путешественников и просто с хорошими людьми, с которыми мы бы вряд ли когда-нибудь пересеклись. Еще я ответила на часть вопросов о себе и мире, протестировала свою выносливость, навыки планирования и стрессоустойчивость.

Теперь у меня есть ощущение, что я могу поехать куда угодно на планете и не пропаду. Оно не сравнимо ни с чем.

Мне так понравилось в первой кругосветке, что в 2018 году я отправилась во второе большое путешествие. Но это уже совсем другая история.

Источник

Как я купил яхту и отправился в кругосветку

Нет, я не миллионер

В 2014 году я уволился, развелся, продал квартиру, купил яхту и на 3,5 года уехал в кругосветное путешествие. Без страховки.

За это время я посетил 46 стран, побывал в 50 штормах, выловил тонну рыбы и обошел вокруг света. Расскажу, как все было.

Наше стандартное предупреждение

Эта статья — личный опыт автора. Почитайте, как бывает. Это не означает, что редакция Т⁠—⁠Ж рекомендует вам повторять такой опыт.

Как я решил отправиться в кругосветку

До нового 2014 года оставался месяц. Я был типичным московским менеджером в интернет-маркетинге, жил с красавицей женой в ипотечной квартире, в общем, ничто не предвещало. Прозвучит странно, но однажды мне приснился сон: нужно срочно идти вокруг света, причем обязательно на яхте. Нелепая идея: я никогда не поднимал ничего тяжелее мышки, не имел понятия о яхтах, у меня не было пассивного дохода, зато были кредиты и морская болезнь.

Я начал читать книги и изучать форумы о путешествиях на яхте. Оказалось, множество людей в мире совершили кругосветное плавание без опыта, и у них все получилось. Но в России такого пока не было: кругосветки проходили люди с хотя бы минимальным опытом судовождения.

Я решил доказать, что самый обычный менеджер может встать из-за компьютера и отправиться в кругосветную экспедицию.

По моему опыту, вот что нужно, чтобы пройти кругосветку:

Именно в таком порядке я и начал готовиться к своей экспедиции. С момента, как мне в голову попала идея насчет кругосветки, и до дня, когда я отправился в путь, прошло полгода. Большую часть времени я потратил не на обучение, а на завершение «земных дел»: развод, продажу квартиры, погашение кредитов.

Хронологически все было так:

Как я учился управлять яхтой

Я считаю, что самостоятельного изучения яхтенного дела достаточно, чтобы выйти в море. Но все же рекомендую пройти обучение на яхтенных курсах для начинающих. Тогда во время уроков вы будете бить о пирс не свою яхту и рвать не свои паруса, а школьные.

Хочу сразу сказать, что яхтенные права могут пригодиться, если вы арендуете яхту. На собственной они не нужны.

Самостоятельное изучение. В интернете есть десятки книг и видеокурсов, по которым можно освоить всю теоретическую парусную науку.

Вот что я могу рекомендовать:

Помимо управления яхтой, для успешного путешествия пригодятся навыки:

Конечно, для ремонта яхты можно нанять мастеров, но это дорого. Если в объявлении о поиске мастера добавить слово «яхта», цена работ автоматически вырастет втрое. Для примера, за покраску днища лодки мастера попросили у меня 120 тысяч рублей. Я сделал это сам, потратившись только на специальную краску. Все удовольствие обошлось в 30 тысяч рублей.

Я качал из интернета книги и видеоинструкции, изучал их и, пересилив страх все сломать, брал и делал. До путешествия я почти ничего не умел из своего списка, но все освоил в процессе.

Как я купил яхту

Когда я покупал яхту, заранее определил сумму, которую готов был потратить. Вычел из нее 30% — эти деньги придется выложить на подготовку и доработку яхты. И начал искать судно под оставшийся бюджет, не позволяя себе соблазняться более дорогими моделями.

После продажи квартиры, погашения всех кредитов и развода у меня осталось 2 миллиона рублей. 700 тысяч я сразу отложил. Яхту я должен был купить не дороже 1,3 млн рублей.

я потратил на яхту

Есть два способа поиска яхты. Первый — взять машину или байк в аренду и планомерно объезжать все яхтенные марины, смотреть на доски объявлений и общаться с персоналом. Так можно найти наиболее дешевый вариант, но времени и сил я потратил на него немало.

Второй вариант — искать яхты на специализированных досках объявлений в интернете. Это проще, но цена там выше.

Около месяца я ездил по побережью Италии и Хорватии, потом поехал в Нидерланды — там свою яхту и нашел. На поиски ушло почти два месяца, стоила яхта ровно 1,3 млн рублей. Я назвал ее «Гагарин». Гагарин — это первый человек в космосе, а я первый офисный планктон в океане.

Моя яхта за счет конструкции и параметров отлично подходила для дальних экспедиций, но не для веселых поездок с друзьями на несколько дней вдоль берега: у нее была маленькая палуба, один туалет, мало кают. Поэтому мне нужно было найти либо такого же путешественника, как я, либо снизить цену. Я выбрал второй путь.

Ремонт и доработки. На ремонт и апгрейд я потратил те самые 700 тысяч, отложенные от общего бюджета на покупку яхты. Для примера привожу полную смету работ и модернизации, которые я провел перед первым переходом яхты через Атлантику.

Потратил на ремонт и апгрейд яхты после покупки — 749 770 Р

Покупка и установка нового автопилота196 000 Р
Покупка и установка нового ветроуказателя84 000 Р
Создание и установка кормовой арки для солнечных панелей70 000 Р
Покупка тузика с мотором (б/у)70 000 Р
Поднятие лодки и установка нового винта52 500 Р
Ремонт парусов42 000 Р
Солнечные панели: 2 штуки по 140 ватт39 200 Р
Дополнительные аксессуары для такелажа и парусов, карабины, а также тросы и веревки35 000 Р
Покупка 5 новых спасжилетов25 200 Р
Новый инвертор16 800 Р
Замена части проводки10 500 Р
Ремонт автопилота9800 Р
Покупка канистр для воды и топлива8400 Р
Установка душа8400 Р
Замена тросика реверса, запасные тросики7000 Р
Дополнительные инструменты7000 Р
Покупка рыболовных снастей7000 Р
Замена масла, покупка запаса масла6300 Р
Дополнительный аккумулятор5950 Р
Покупка новой водяной помпы5950 Р
Пошив подушек в кокпит и тента5250 Р
Плановая замена всех фильтров4900 Р
Покупка спасательного круга4200 Р
Покупка газовых баллонов и их заправка газом3850 Р
Покупка и установка защитной сетки вдоль бортов3500 Р
Покупка и установка помпы для соленой воды3150 Р
Радарный отражатель2450 Р
Комплект для пробоин2450 Р
Комплект для экстренного ремонта парусов2100 Р
Покупка запасных комплектов резинок и прокладок2100 Р
Гидроизоляция иллюминаторов2100 Р
Замена трубки гидравлики руля1750 Р
Предохранители1400 Р
Покупка электрической печки для стоянок1400 Р
Замена масла в гидравлике руля1120 Р
Покраска палубы нескользящей краской1050 Р

На что обращать внимание при выборе

Выбор яхты — дело сложное и требующее специальных знаний. Расскажу о тех особенностях моей яхты, которые помогут вам сориентироваться при выборе. Вот на что надо обратить внимание.

Год выпуска. Моей яхте было уже больше 30 лет, она 1985 года выпуска. Считается, что именно в 80-е пластик на лодках был самым надежным — качественным и толстым.

Длина. Моя яхта была 10,5 м длиной. На таких яхтах не раз совершали кругосветные экспедиции. Это идеальное соотношение цены, качества жизни и сложности управления. Моя яхта была предназначена для проживания 6 человек. Но в реальности 4 человека экипажа — это ее идеальная вместимость для дальних переходов. Для небольших походов на пару недель можно поместиться и ввосьмером, но будет тесно.

Состояние корпуса — это главное. У моей яхты был эпоксидный протектор ниже ватерлинии. Он давал дополнительную защиту от проникновения влаги внутрь корпуса и осмоса — это когда внутренняя структура разрушается из-за попадания воды между слоями пластика.

Паруса. Важно их количество и качество. У меня было три полных комплекта парусов, но и этого оказалось мало: после месяца ежедневных штормов в Индонезии мы пришли в порт на единственном целом штормовом парусе. Хорошо, если в ремкомплекте есть нитки с защитой от ультрафиолета. Обычные нитки солнце разрушает за несколько месяцев, и парус просто расползается по швам.

Автопилот — очень важный и дорогой прибор, стоит в среднем 200 тысяч рублей. Без него будет сложно: он 90% времени управляет яхтой вместо капитана. У меня был ветровой автопилот Aries.

я потратил на автопилот

Высота салона в районе камбуза и штурманского стола. Высота потолков важна в длительном плавании. Путешествовать несколько лет в согнутом виде — сомнительное удовольствие. У меня высота потолков была 2,1 метра.

Запасные веревки для фалов и шкотов. Их наличие важно: это дорогой расходный материал, стоит от 500 рублей за метр.

Спасательное оборудование. К нему относится плот, жилеты, ящик спасательной пиротехники: дымы, фаеры, ракетницы, горн. В идеале все это никогда не понадобится, но должно быть на яхте. Хорошо, если дата обслуживания оборудования не просрочена. Сертифицированное обслуживание стоит около 50 тысяч рублей.

стоит в среднем комплект спасательного оборудования

Радиостанция VHF — это прибор, который обеспечивает связь яхты с наземными службами и другими судами.

Якоря. У меня было два якоря весом 15 и 20 кг, цепь 50 метров. Нужный вес якоря зависит от размера лодки. А чем длиннее цепь, тем надежнее яхта будет стоять на большой глубине. 50 метров — это минимум, лучше 100.

Кранцы — это надувные резиновые груши, защищающие яхту от царапин на стоянке у пирса. Чем их больше, тем лучше. У меня было 8 штук.

Баки для жидкостей. Чем больше баки, тем больше автономность яхты и экипажа и дальность переходов без контакта с цивилизацией. У меня был бак для дизеля на 100 литров и два бака для воды по 200 литров каждый.

Ящик медикаментов и медицинских инструментов, включая скальпели, иглы и шовный материал. Лучше везти все из России: так дешевле, да и инструкции на русском языке. Самой востребованной частью нашей аптечки оказалась мазь «Левомеколь», средство от повреждений кожи. Из тридцати тюбиков к концу путешествия осталось два.

Ящик рыболовной снаряги и две удочки. Это то, что кормило нас ежедневно, а стоят они немало.

Какие понадобятся документы

Для кругосветного путешествия нужен действующий загранпаспорт и туристическая страховка. Важно, чтобы она покрывала все регионы и распространялась на хождение на яхтах. Какого-либо паспорта моряка, прав на управление яхтой и специальных разрешений не требуется.

Уточню, что это касается путешествий, которые стартуют не в России. Если купить яхту и начать путешествие, скажем, на Черном море, обязательно придется:

Остальной мир обходится без этих трудностей: считается, если человек идет на своей яхте, значит, он имеет на это право. Право собственности на яхту подтверждает договор-купли продажи.

Поскольку я начинал путешествие в Нидерландах, я всех этих сложностей избежал. Не рекомендую покупать яхту в России и начинать путешествие тут.

Виза. На момент старта у меня была оформлена шенгенская виза — без нее я не смог бы въехать в Евросоюз, чтобы приступить к поискам яхты. Все остальные визы во время путешествия на яхте я получал либо при пересечении границы, либо заранее через интернет.

Договор купли-продажи яхты. Он оформляется при покупке. Это обычный договор, по которому вы купили яхту. Можно взять за образец универсальный договор американского образца Bill of sale. Его нужно заверить у нотариуса. Стоимость нотариального заверения — 5—10 тысяч рублей в зависимости от региона обращения. Я на нотариуса потратил 100 €.

Я регистрировал яхту на этом сайте

Сертификат о регистрации яхты, он же Boat Registration certificate, тоже оформляется при покупке яхты. Зарегистрировать яхту — то есть поставить ее под флаг какой-либо страны — можно через интернет. Я поставил яхту под флаг американского штата Делавэр. Регистрация обошлась мне примерно в 20 тысяч рублей, в стоимость входила срочная доставка сертификата курьером.

Страховка на яхту. Стоимость страховки зависит от региона, страховой компании, размера и цены яхты. По сути это аналог автомобильной страховки ОСАГО: вы страхуетесь от нанесения ущерба другим яхтам. Стоить будет не меньше 20 тысяч рублей.

Я страховку не оформлял, решил сэкономить. Единственный раз, когда меня попросили ее предоставить, был в Турции уже в финале экспедиции. Из-за отсутствия страховки я потерял только время: мы оформляли документы — визы и транзит-лог — на сутки дольше.

По правилам страховку тоже надо оформлять при покупке яхты.

Оформление входа и выхода в страны — самое затратное мероприятие в кругосветном плавании. Разброс тарифов в разных странах огромный. Бывало, чиновники на каких-нибудь островах узнавали, что я пришел лишь на пару недель, и говорили: «Иди, не мешай работать, не нужно тебе ничего оформлять». Но однажды я потратил 90 тысяч рублей — именно столько пришлось заплатить на Галапагосских островах.

Я посчитал свои средние затраты на транзит-логи — получилось 12 тысяч рублей на страну. Чем медленнее продвигается экспедиция, чем реже яхта пересекает границы, тем меньше у экипажа ежемесячные траты на транзит-логи.

Дальше я расскажу о расходах во время моей кругосветки. Буду указывать их в порядке убывания: от крупных к мелким.

Ремонт яхты

Предугадать и спрогнозировать эту часть расходов невозможно. Их сумма зависит от того, как много сервисных и ремонтных задач можно сделать своими руками, от региона, в котором находится яхта, и интенсивности ее перемещений.

Но существует средний прогноз расходов — он равен 10% от стоимости яхты в год. Чем меньше и дешевле яхта, тем меньше будет расходов на ее обслуживание, и наоборот.

Сколько я вложил денег в доработку и подготовку яхты, я расписал в таблице выше. Покажу дополнительные расходы на ремонт в течение путешествия. Большую часть этих работ я выполнял самостоятельно.

Потратил на ремонт яхты в ходе экспедиции — 365 000 Р

Что ремонтировалСтоимость
Паруса120 000 Р
Двигатель90 000 Р
Сейлдрайв50 000 Р
Гидравлическая система — неоднократно30 000 Р
Электрика и замена батарей30 000 Р
Стартер20 000 Р
Автопилот15 000 Р
Палуба10 000 Р

Текущий ремонт нельзя запланировать, поломки случаются неожиданно. Поэтому у меня всегда был запас денег на банковских картах. Карты я прятал в разных местах на яхте.

Однажды сломался двигатель. Первый мастер обманул нас примерно на 60 тысяч рублей: изобразил, что все починил, а потом оказалось, что не сделал вообще ничего. Пришлось платить еще 30 тысяч другому мастеру. Из-за этого мы на два месяца застряли в Египте, а на якоре там не постоишь — запрещено законом. За стоянку в марине мы заплатили 30 тысяч, а за буксировку яхты в марину со сломанным двигателем — еще 15 тысяч. Запланировать эти траты было невозможно.

Стоянки

Цена стоянок различается в разных регионах и напрямую зависит от длины яхты. Цены в маринах часто указывают за 1 фут длины яхты в сутки.

Стоянка может оказаться бесплатной, если встать к причалу ресторана в Турции и там поужинать. А вот стоянка в марине в Монако может обойтись в 15 тысяч рублей в сутки. Учитывая длину моей яхты, среднемировая стоимость стоянки получилась 2000 рублей в сутки. 90% времени я или плыл, или стоял на якоре — за такую стоянку платить не надо.

в среднем я платил за стоянку

В маринах кругосветчики стоят редко: зачем вся эта суета, если можно встать на якорь в соседней укромной тихой бухте, а в марину приезжать на моторной резиновой лодке. Кроме того, якорная стоянка еще и бесплатна. А если встать недалеко от ресторанов или кафе, то на борту еще и интернет бесплатный появится после первого ужина на берегу.

Топливо

На парусной яхте расход горючего минимален. За первый год путешествия я потратил не больше 200 л дизеля на 20 тысяч километров, в деньгах это 15 тысяч рублей. Нехитрые подсчеты показывают, что яхта расходовала 1 литр на 100 км.

Расход топлива зависит от скорости перемещения: если не торопиться и ждать правильного ветра, он будет номинальным — только на вход в марину или на подъем якоря.

Стоимость дизельного топлива в разных регионах может сильно отличаться, поэтому мы заправлялись «под крышку», когда получали доступ к дешевому топливу. Например, в Венесуэле можно было купить тонну дизеля всего за 100 рублей.

Еда и вода

На яхте у меня была кухня с плитой, духовкой, холодильником и шкаф с запасом продуктов. Так что стоимость питания во время путешествия не особо отличалась от стоимости обычной потребительской корзины с поправкой на региональные цены. С этой точки зрения яхта — очень экономный способ передвижения.

На самом деле я тратил еще меньше денег благодаря рыбе, лобстерам, крабам, которых ловил. Рыбы в океане гигантское количество, она всегда свежая и разная на вкус. И, главное, это бесплатно. Подводная охота не требует лицензий и разрешений, хотя в некоторых странах и запрещена. Например, на Мальдивах за подводную охоту можно получить 7 лет тюрьмы. Но это скорее исключение, чем правило.

В джунглях, лесах и рощах растет много фруктов. В Европе, конечно, с этим посложнее, но в южных широтах разнообразие поражает.

Воду в большинстве случаев можно набрать бесплатно в маринах. На Тихоокеанских островах мы набирали чистейшую питьевую воду канистрами прямо из реки. А в азиатских странах уже приходилось платить за не самую качественную воду по 100—300 Р за кубометр.

Главный лайфхак разнообразного питания в путешествии — это бартер. Я делал так: час охотился на рыбу на прекрасном коралловом рифе, наслаждался плаванием, а потом отправлялся к туристам на соседние яхты. Важно не продавать им рыбу и не просить что-то конкретное, а просто предлагать поменяться на то, что не жалко.

Наполеон, пойманный где-то в центре Тихого океана. Очень вкусный: белое плотное мясо одинаково хорошо шло и в уху, и на сковородку Лобстеры, пойманные на Ямайке. Они селятся на мелководье коралловых рифов целыми колониями

Что по деньгам

Как ни странно, перемещение на яхте оказалось одним из самых дешевых способов путешествовать. Я не платил за жилье и билеты на самолеты, автобусы и поезда. Для этого, правда, понадобилось купить саму яхту.

Стоимость яхты я не учитываю: я купил ее за 1,3 млн рублей, вложил в ремонт и покупку оборудования еще 750 тысяч, а после кругосветки продал все за 2,3 млн. Можно сказать, удачно инвестировал.

Большая часть еды — вкусной, полезной и экологически чистой — доставалась бесплатно: я рыбачил и собирал фрукты, что-то выменивал у туристов. Вот пример моего обеда: огромный свежевыловленный лобстер, ром, который я получил от туристов в обмен на другого лобстера, кокосовое молоко, фрукты на десерт. В России все стоило бы больше 10 тысяч рублей, а я не заплатил ни копейки — это просто дары природы.

Я начал свое путешествие один, но уже в Африке ко мне в качестве старшего помощника присоединилась моя подруга Екатерина. Весь дальнейший путь мы проделали вместе. Два члена экипажа — самый распространенный формат для долгих путешествий. Это может быть пара или друзья, которые решили покорить океанские просторы.

Путешествовать на яхте вдвоем выгоднее. Если плыть в одиночку, все расходы на ремонт, стоянки и оформление документов лягут на одного человека. Поэтому сэкономить не получится.

Если посчитать все траты, включая ремонт, документальное оформление на границах, стоянки, продукты, музеи, достопримечательности и горючее, а затем равномерно распределить по времени, то средний месячный расход на двоих составил 90 тысяч рублей в месяц. Это немаленькие деньги, и их надо было где-то брать.

Поскольку постоянный экипаж состоял из двух человек начиная с Африки, эта сумма для меня автоматически уменьшилась вдвое. Еще в России осталась вторая квартира в собственности, я сдавал ее за 35 тысяч рублей в месяц.

Дополнительный доход приносили туристы, которые приезжали ко мне на яхту. Стоимость недельного пребывания туристов на яхте была в среднем 15 тысяч рублей без учета питания. Для рекламы я вел блог, публиковал статьи, фотографии и видеоролики на Ютубе. Но это был нерегулярный заработок: мы были далеко от цивилизации, и добираться до нас оказалось слишком дорого. За все время поездки доход от туристов составил около 300 тысяч рублей.

Изначально я надеялся на спонсорскую помощь и рекламу, но надежды не оправдались: государству это не нужно, а коммерческим структурам я не мог предоставить данные по охвату аудитории и ее характеристикам.

Можно работать удаленно, но, честно говоря, мне было очень лениво это делать. Мы либо уставали в переходах, либо уставали, бегая по достопримечательностям. Когда на одной чаше весов лежит желание осмотреть новый водопад и вулкан, а на другой — возможность поработать, для меня выбор очевиден. Однако если никуда не торопиться, то получится и поработать. Есть все условия: и время, и интернет.

Мне кажется, если идти хотя бы в два раза медленнее, то затраты упадут примерно на 30%. А если просто жить на яхте и плавать только по Карибским островам, где самый благоприятный климат, рыбачить и собирать фрукты — то можно и вообще ничего не покупать, кроме топлива.

Что путешествие дало мне

Кругосветка на яхте позволила мне погрузиться в культуру разных стран. Я общался не с персоналом гостиниц и гидами, а с местными яхтсменами, слесарями, охранниками, — самыми обычными людьми, для которых я был такой же диковинкой, как и они для меня.

Меня приглашали в гости и на семейные праздники, возили по необычным местам просто потому, что им это было интересно. А я ел домашнюю еду, разглядывал красоты с тех ракурсов, с которых их видели местные, узнавал многое о культуре, традициях и повседневной жизни людей в разных странах.

В Марокко мы попали на празднование исламского праздника Курбан-Байрама в компанию настоящих берберов. И их способ отмечать его не имеет ничего общего с тем, что у нас в стране. Это красочный фестиваль, на который собирается весь город. Люди надевают костюмы, устраивают шествия, готовят вкуснейшую еду.

А еще путешествие на яхте — это свобода. В любой момент я мог поменять вид из окна, соседей и даже страну. Я ставил яхту на якорь в понравившемся месте, брал в аренду машину или садился на местный автобус — и отправлялся исследовать отдаленные участки разных стран. Я не был ограничен временными рамками туристической путевки, сроками и расписаниями, а проводил в стране столько времени, сколько хотел.

Мои достижения за время кругосветной экспедиции:

Кратко в цифрах

Что нужно для кругосветного путешествия

Что нужно для кругосветного путешествия

Что нужно для кругосветного путешествия

Это лучшее что я читал за последнее время, спасибо большое автору!

Что нужно для кругосветного путешествия

Валера, согласен! Но почему автора забанили и он теперь не может отвечать.

Что нужно для кругосветного путешествия

Александр, кто сказал что не может?

Что нужно для кругосветного путешествия

Я звоню в полицию, как работать после такой статьи?

Что нужно для кругосветного путешествия

Sergey, мне кажеться, тут попахивает, первым правилом одного клуба

Что нужно для кругосветного путешествия

Что нужно для кругосветного путешествия

Прошу прощения, что так «расписался», нахлынуло. Я очень рекомендую, тем кто мечтает о своей яхте и не имеет соответствующего опыта сходить транс-атлантику, да это будет стоить три-пять тысяч и займет недели три, но даст очевидное понимание хотя-бы части тех сложностей с которыми сталкивается небогатый яхтсмен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *