Что не относится к методам самообразования самовоспитания и самопомощи
Методы самовоспитания и самообразования
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости.
Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.
Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 7.
Статья на тему: «Воспитание, самовоспитание и самообразование».
« Воспитание, самовоспитание, самообразование »
обществознания и географии
Воспитание, самовоспитание, самообразование.
Становление современной дидактической системы.
Современная дидактика стремится к созданию универсальной и, вместе с тем, гибкой модели системы образования.
Выдвигая требование параллельного развития и одновременного взаимодействия ощущений, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к устранению типичной для традиционной концепции противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между объемами знаний, которые получают ученики от учителя и самостоятельно.
Современные дидактические системы руководствуются принципом, согласно которому ученики должны овладеть основами систематизированных знаний, а также определенными умениями и навыками как благодаря самостоятельных поисков, которые, однако, организуются учителем и содержательно определяются программой обучения, так и путем восприятия определенной части информации в готовом виде.
В современных дидактических системах подчеркивается необходимость учета при отборе содержания обучения потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Ученики должны усвоить основы систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, которые позволяют им понять окружающую действительность, а также принимать участие в ее преобразовании. При этом овладению знаний не может помешать отсутствие у учащихся соответствующих интересов, поскольку такие интересы успешно можно формировать, развивать и направлять. Кроме того, программы обучения должны быть построены так, чтобы ученики могли осуществлять виды теоретической и практической деятельности, сочетать теорию с практикой, что является важным условием всестороннего развития, под которым понимают их интеллектуальный, моральный, физический и эстетическое развитие, а также овладение ими определенным запасом технических знаний, необходимых в жизни человека в XXI в. Современная дидактика пытается избавиться крайностей в выборе форм процесса обучения, подчеркивая необходимость использования разнообразия (индивидуальная, групповая, коллективная).
В народной педагогике большинства стран и народов воспитание осуществлялось посредством примера старших (в семье и обществе) на основе естественного привлечения к посильному труду в семье или общине (сельской, профессиональной, религиозной и т.д.)
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опята предшествующих поколений (а воспитание, это тот же процесс, осуществляемый учителем). Эта деятельность, направленная на совершенствование своей личности, в соответствии с сознательно поставленными целями, ценностями и убеждениями. Воспитание без самовоспитание невозможно (это стороны одного процесса).
Самовоспитание предполагает использование таких приёмов, как:
— самообязательство (постановка целей),
— самоотчёт (за определённый период),
— осмысление своей деятельности (выявление причин успехов и неудач),
К методам самовоспитания относятся – самопознание, самоконтроль, самоприказ, самосравнение.
Самообразование – это система самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на саморазвитие. Во всех вышеприведённых понятиях рассматривается способность человека самостоятельно развиваться. Таким образом, самообразование – это самостоятельно приобретение систематических знаний в какой – либо области науки, техники, культуры, предполагающее непосредственный личный интерес. Самообразование – это также и средство самовоспитания, так как способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении целей, организованности, трудолюбия и других важных моральных качеств.
Презентация на тему «Методы самообразования и самовоспитания личности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методы самообразования и самовоспитания личности
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста.
Самообразование – специально организованная систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.
Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.
Самоубеждение: человек, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости преодолеть их. Методы самовоспитания
Самовнушение: человек внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока недостаток не будет изжит. Методы самовоспитания
Самообязательство: человек берёт на себя обязательство преодолеть тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество. Методы самовоспитания
Самокритика: человек подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к быстрейшему преодолению тех или иных недостатков. Методы самовоспитания
Самоотчёт: человек делает ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь, производит осмысление собственной деятельности, выявляет причины успехов и неудач. Методы самовоспитания
Самоконтроль: человек производит систематическую фиксацию своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных действий и поступков. Методы самовоспитания
Мысленный перенос себя в положение другого человека: человек вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам. Методы самовоспитания
Самопринуждение (самоприказ): человек решительно требует от себя необходимого действия. Самоприказ – это короткое распоряжение, которое заставляет преодолевать нежелание или вести себя определённым образом. Методы самовоспитания
Самонаказание: если в процессе самовоспитания человек делает отступления от намеченных правил поведения, он использует определённые санкции по отношению к самому себе и применяет то или иное наказание. Методы самовоспитания
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1518560
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Теория самовоспитания — Методы самовоспитания
Самовоспитание — это сознательная и целенаправленная деятельность, являющаяся результатом активного взаимодействия человека с окружающей средой, направленная на развитие и самосовершенствование личности.
В основе самообразования лежит набор мотивов, побуждений. Формирование мотивации самообразования и превращение самообразовательной деятельности в привычную форму жизнедеятельности, как характеристика личности, происходит постепенно и проходит через определенные этапы. Динамику формирования самообразования личности можно представить следующим образом.
Начальный этап самовоспитания — этап внешнего определения — свойственен раннему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, толчком к активному отношению ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, первоначально руководствуясь образцами поведения (подражание) или «инструкциями» воспитателей; затем появляется способность выбирать вариант поведения; позже эти социальные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средство саморегуляции.
Следующая стадия — стадия принуждения — характеризуется тем, что человека заставляют измениться и подчиниться той или иной ситуации. На этом этапе личностные изменения начинаются с их сознания и уже произвольно регулируются. В то же время подражание и послушание инструкциям не исчезают полностью.
Третьим этапом развития личности в данном контексте является сознательное самовоспитание. Она обусловлена внутренними потребностями человека. Мотивация становится ведущим компонентом самообразования. Эта мотивация появляется в результате процесса, называемого интернализацией: Под влиянием внешних условий структуры самовоспитания — уверенность в себе, самомотивация, самоорганизация и др. — образуются, которые затем переходят во внутренние, идеальные.
Средства самовоспитания — это инструменты и методы воздействия на личность, передающие цели и результаты самовоспитания, все материальные и нематериальные объекты, способствующие формированию мотивации самовоспитания и осуществляющие саму эту деятельность. Важнейшим из этих средств является практическая деятельность человека, его содержание, причем деятельность не искусственная, а реальная. Другими средствами самообразования являются: Предметы искусства, культуры и быта, в которых отражается жизнь человека; книги, биографии известных людей; дневники и т.д.
Методы самовоспитания — это способы достижения цели самовоспитания, решения задач самовоспитания, которые ставит перед собой человек.
Представим методы самообразования в порядке, соответствующем логике самообразовательной деятельности.
Определение целей и направлений самообразования.
Основные методы на этом этапе следующие.
Самопознание — изучение себя, определение уровня развития личностных качеств.
Самонаблюдение — визуализация и анализ моего поведения в течение определенного периода времени, а также фактов моей жизни. Анализируя данные самонаблюдения, человек обращает внимание на то, каким выражением идей, чувств, качеств и отношений были действия. Самонаблюдение часто осуществляется в процессе самоанализа.
Самотестирование — это сознательное погружение человека в ситуацию, требующую проявления определенного качества. Ситуация самопроверки может быть специально создана им самим.
Методы самовоспитания
Методы самовоспитания — методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение личности человека в соответствии с требованиями общества и планом развития личности, формирование навыков психической и физической саморегуляции.
К методам самовоспитания относятся рефлексия и основные методы осознания, поведения и продвижения поведения с приставкой «само»: самонаблюдение, самоанализ, самоаранжировка, самоотчет, самооценка, самоосуждение и др.
Педагог направляет самовоспитание ребенка, давая ему осознать собственные действия через внешнюю оценку, затем через сформированную самооценку и потребность соответствовать ей подводит его к деятельности по самовоспитанию и самосовершенствованию. И. Кант считал необходимым обратить внимание на то, что человек усваивает абсолютную самооценку, а не относительную: на основе мнения других людей. Переоценка того, что не является истинным человеческим достоинством, — это тщеславие. Далее Кант подчеркивает, что не менее важно внушить молодому человеку необходимость добросовестности во всех делах, и что во всем он должен стремиться «не казаться, а быть».
Техника всех методов этой группы воспроизводит технику метода без самой приставки и выполняется самим человеком. Следует повторить, что ученик редко достигает уровня самообразования и самосовершенствования без помощи взрослого окружения. Его нужно научить пользоваться каждым из методов воспитания, поощрять и поддерживать его в процессе самовоспитания, укреплять его волю. Возникает вопрос: «Что это за самообразование?». Это самовоспитание, которому учат в процессе воспитания и переводят на уровень внутренней необходимости, чтобы в следующей жизни человек постоянно ощущал потребность в самосовершенствовании, но делал это грамотно, а не спал на гвоздях, прыгал с пола дома или совершал другие необдуманные поступки.Самовоспитание — это деятельность, без которой невозможно развитие человеческой личности. Для достижения значимых результатов деятельность должна быть целенаправленной и спланированной. Программы самообучения, которые люди выполняют явно или неявно, служат этой цели.
Привычка вести подробные дневники, принятая многими образованными людьми в прошлые века, является особым методом самообразования. Такие дневники не просто описывали события прошедшего дня. Важнее было передать свое отношение к событиям, зафиксировать свои чувства, представить свои размышления, заняться самоанализом. Возвращаясь к дневниковым записям, можно пересмотреть события прошлого, сделать для себя важные выводы, определить причины успехов и неудач. Впоследствии это стало основой для самокоррекции и самовоспитания.
Анализ программ самовоспитания и дневниковых записей позволяет увидеть направления, методы и ход работы людей над собственной личностью. Поскольку эти программы были адресованы людьми самим себе, они не являются назидательными или резонансными; в них есть ощущение искренности и правдивости. Такие документы представляют ценность для других.
Содержание воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе
Существует множество определений образования, но ни одно из них не может быть исчерпывающим. В то же время, основываясь на них, мы можем получить представление о сути образования. Прежде всего, процесс образования предполагает целенаправленность, то есть образование — это целенаправленная деятельность, которая осознанно реализуется. Это отличает ее от социализации, которая является спонтанным процессом, реализуемым под влиянием многочисленных разнонаправленных факторов, в том числе и воспитания. Вторая главная особенность — это взаимодействие между педагогом и учеником. Это необходимый атрибут воспитания: если педагог игнорирует взаимодействие и возводит эффект в абсолют, он, скорее всего, потерпит неудачу, и даже если ему удастся достичь каких-то сиюминутных результатов, мы не можем ожидать долговременных результатов воспитания. Третьей особенностью образования является концепция педагога о субъектности ученика, которая выражается в индивидуальности, неповторимости каждого ученика, его избирательном отношении к образовательному воздействию. Следует помнить, что студент является одновременно субъектом и объектом образования, а также учителем. Проблема в том, что очень часто тьютор игнорирует субъективность ученика, не принимает ее во внимание. С другой стороны, в литературе часто подчеркиваются субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, в то время как объектные отношения как бы отодвигаются на второй план или просто игнорируются. В-четвертых, образование имеет место только при наличии творческой активности. Можно долго и бесполезно призывать к обеспечению безопасности классов, но если ученики сами делают ремонт, то нет необходимости беспокоиться о безопасности помещений.
Результаты воспитания нельзя увидеть или почувствовать сразу, но есть один неоспоримый результат воспитания — готовность и способность человека к самовоспитанию, понимаемому как процесс сознательного, целенаправленного самоуправления. Этот процесс носит двоякий характер: с одной стороны, развитие желательных качеств, которые кажутся ценными для человека, а с другой стороны, преодоление недостатков, избавление от негативных качеств, привычек и черт в восприятии человека. Самообразование — это основа образования, потому что никто не может образовать человека, если он сам этого не хочет и не занимается самообразованием. Для достижения результатов педагог должен сделать своего ученика союзником, то есть побудить его к самообразованию. Более того, эффективность образования определяется тем, насколько человек хочет и может заниматься самообразованием.
Содержание самовоспитания определяется «разностью потенциалов», то есть сознательным движением человека от того, каким он себя осознает (поэтому адекватная самооценка — необходимое условие самовоспитания), к тому, каким он хочет быть: больше знать или нарастить мышцы, играть в бейсбол или научиться водить машину, исправить недостатки своей фигуры или вступить в клуб фанатиков и т.д. Мотивы могут быть самыми разными: Кто-то хочет преодолеть инвалидность, кто-то заботится о том, чтобы привлечь чье-то внимание, кто-то сознательно хочет укрепить свою волю, преодолеть страх или неуверенность, кому-то нужно доказать себе или другим, что он может это сделать. Содержание самосовершенствования определяется идеалами и ценностями человека. Таким образом, студенты, ориентируясь на свою будущую профессию, стараются развить в себе те качества, которые являются лично для них, но будут необходимы или даже абсолютно обязательны для их будущей профессии: Интерес к детям и людям — для будущих учителей, способность пассивно воспринимать и слушать, не перебивая — для психологов, сострадание — для социальных работников, внимание к деталям, сосредоточенность — для юристов, авантюризм как ценное мужское качество, которое может быть не лишним в большинстве профессий. Хорошо, когда студенты стремятся избавиться от вредных привычек, особенно от курения; когда молодые люди преодолевают свою неатлетичность, стремятся к чистоте речи и избавляют ее от слов-паразитов. Когда молодые люди «живут и торопятся», стараются больше увидеть, больше узнать, больше почувствовать, больше прочитать, они накапливают свой духовный, нравственный, культурный опыт, который обязательно так или иначе повлияет на их профессиональную карьеру.
Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача
Педагогическое стимулирование самообразования — это сознательное использование субъектами образования разнообразных стимулов и заключается в их соответствующем отборе, необходимой модификации и вовлечении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и конкретной ситуации.
При осуществлении педагогического стимулирования самовоспитания учителю следует учитывать предыдущий опыт детей, в том числе опыт работы над собой.
Учитывая психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания студентов в определенной степени зависит от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают радость успеха в нем. Любая деятельность человека, ее цели, пути и результаты заранее запрограммированы в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. Когда цели достигнуты и получены ожидаемые результаты, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Когда запланированные цели не реализуются, он/она испытывает чувство неудовлетворенности и психологического напряжения.
Повторение таких неудач парализует деятельность человека. Напротив, видение своих перспектив, чувство радости от успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и развитие личности. Поэтому стимулирование самообразования заключается в создании условий, позволяющих учащимся видеть перспективы своего роста и постигать радость успеха на этом пути.
Предлагая студентам взглянуть на их рост и развитие, нельзя абстрагироваться от трудностей, которые они испытывают в процессе самообразования. Как уже было показано, работа студентов над собой сопряжена со значительными трудностями, требует от них большого умственного напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит последовательный характер и приносит ожидаемый результат. Для достижения успеха в самообразовании требуются долгие и большие усилия. Из-за отсутствия психологической и практической готовности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в ней, многие студенты не чувствуют заметных успехов в самообразовании, более того, у них случаются казусы и неудачи, которые приобретают закрепленный характер через повторение. В такой ситуации ожидание радости от успеха сменяется разочарованием, становится недостижимым, что приводит к пассивности, потере интереса к самообразованию, его эпизодическому характеру или почти бездеятельности.
Неправильное поведение с педагогической точки зрения также возможно. Не имея возможности для самореализации в социально признанной деятельности, определенный студент может найти более легкие, как правило, антисоциальные способы самоутверждения.
Определяя формы содействия самообразованию, П. Н. Осипов предполагает, что они отражают развивающиеся отношения между преподавателями и студентами. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — студенческий коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или студенческий коллективы — отдельный студент), индивидуально-коллективными (преподаватель — группа) и индивидуально-индивидуальными (преподаватель — студент).
Диагностика готовности детей к самовоспитанию
Первый этап работы по стимулированию самообразования учащихся начинается с диагностики их готовности к самообразованию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагноз ставится в соответствии с тремя критериями: когнитивным, мотивационным и активным. В этом случае определяется, знает ли ребенок способы самопознания и регуляции своего поведения, хочет ли он узнать о себе больше и изменить что-то в себе, и что он действительно делает для этого.
В рамках диагностики учителю полезно организовать следующее.
Но как бы хорошо педагог ни изучал каждого ребенка, диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно прежде всего немыслимо без того, чтобы каждый ученик хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, поэтому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других этапах является обучение учащихся методам самопознания.
Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому очень важно, чтобы уже в процессе диагностики самообразование учащихся, которое само — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, стимулировало их к размышлениям о себе, к самооценке и стремилось к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.
В этом контексте большое значение может иметь программа «Познай себя», разработанная для детских объединений и организаций. Приведенный ниже текст является отрывком из этой программы.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института