Что значит начальное профессиональное образование
Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать
Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.
Что такое начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.
Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.
Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.
Ещё один существенный плюс такого вида образования его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.
Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.
Где получить средне-техническое образование
В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.
Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:
Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.
Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.
После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.
Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.
Как поступить в профессиональное техническое училище
Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.
В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.
Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.
В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.
Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ
Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.
Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.
К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.
На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.
Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.
Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище
Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.
К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.
Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.
Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.
Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.
НПО: начальное профессиональное образование – это какое образование
При обучении молодых людей рабочим профессиям значительная роль отводится учреждениям среднего профессионально образования. Как ни странно, но в современном мире наблюдается недостаточная подготовка специалистов-практиков. Нехватку рабочих рук может возместить начальная профессиональная подготовка, уровень которой со временем повышается благодаря использованию высоких технологий….
Основные приоритеты
Возместить недостаток рабочих кадров помогает среднее профессиональное образование (СПО). Профессии начального профессионального образования, которые ранее считались не престижными, сегодня стали востребованными. Обусловлено это недостатком технических специалистов. Учреждения начального профессионального образования, которые готовят кадры среднего звена становятся популярны, их рейтинг постоянно возрастает. Молодёжь обучают по 280 специальностям, и этот перечень непрестанно растёт вместе с появлением новых технологий.
Где можно получить профессию
Поступающим доступны образовательные учреждения начальной и повышенная ступеней. Что относится к начальному профессиональному образованию. Это в основном средние специальные учебные заведения (ссузы).
Разновидности:
По окончании СПО студенты получают диплом НПО с квалификацией «специалист начального уровня». Организации с углублённым преподаванием присваивают квалификацию «младшего специалиста».
Современные стандарты
Что такое образование начального уровня? Как уже было сказано, НПО обеспечивают лицеи и ПТУ (расшифровка профессиональное техническое училище). Они довольно востребованы: по последним данным в них обучаются до полутора миллионов человек. Выпускники ПТУ получают не только диплом НПО, но и дополнительные права:
По окончании учебы можно по желанию
Училища обеспечивают профессиональную подготовку, дают минимум теории и максимум практики, учат рабочим профессиям.
Стандарты повышенного уровня
Кто решил стать компетентным специалистом среднего звена в определенной области или производственником, обязательно должен поступить в техникум или колледж. Они дают теоретические знания, совмещенные с определенным практическим обучением. В России насчитывается 2,5 тысячи подобных заведений, в которые обучаются до 2,3 миллиона человек. Квалификацию «специалист» студенты получают за счёт введения в программу специальных предметов с углубленным изучением, наличия профессиональной практики и введения дополнительной специальности, которая приобретается параллельно с основной. Уровень подготовки максимально приближен к высшим учебным заведениям по таким критериям, как:
В отличие от университетов, требования в ссузах более щадящие, поэтому колледжи и техникумы считаются начальной ступенью получения высшего образования. Они готовят студентов к успешному поступлению по специальности сразу на второй курс вуза. После окончания студентам предоставляется возможность продолжить обучение в ВУЗе по сокращённой программе. Выпускники пользуются различными льготами при поступлении в вуз, к которому прикреплен их колледж. Продвинутые студенты совмещают учебу с работой по избранной специальности (например, во время учебы в медицинском училище работают медсестрой в поликлинике). Это существенный плюс.
Поступление
Кто имеет возможность поступать в средние специальные учебные заведения и на каких условиях? Данное право получают:
Перед поступлением необходимо предоставить в приемную комиссию пакет документов:
Дополнительные условия поступления:
Что касается колледжа и техникума, то зачисление в них осуществляется по результатам вступительных экзаменов, зачастую, с учётом среднего балла аттестата.
Важно! Основным условием для оказания образовательных услуг является наличие лицензии. Поэтому при поступлении в учебное заведение старайтесь убедиться, что такой документ имеется и срок его действия не истек.
Какие предоставляются льготы
Как и в любых других учебных учреждениях, при поступлении в ссуз или профессиональное училище существует перечень льгот, которыми могут воспользоваться абитуриенты:
Стоит уделить внимание способу подачи документов. Для удобства абитуриентов, особенно тех, кто проживает достаточно далеко от образовательного учреждения, сегодня предусмотрена возможность подачи документов посредством интернет-технологий. Для этого достаточно лишь заполнить анкету и представить копии документов. Оригиналы можно будет принести после поступления.
Особенности обучения
Среднее профессионально-техническое образование можно получить с помощью следующих форм:
Диплом об окончании НПО выдается через 2–3 года, если вы поступали после окончания девяти классов, и через 1–3 года, если сначала получили базовое образование (11 классов в школе). Сроки также зависят от выбранной специальности.
Важно! Для девятиклассников срок учебы в колледже и техникуме составляют 3 – 4 года, а для всех остальных – до трех лет.
Преимущества заочной формы
Ошибочным является мнение многих абитуриентов, которые считают, что заочное обучение влечёт за собой много неоправданных проблем. Совсем наоборот, данная форма обучения открывает много возможностей. Кроме этого, можно будет обучаться дистанционно, совмещая учебу с работой. Многие учреждения практикуют обучение через интернет. Это довольно просто: получив определённые задания и рекомендации, необходимо их выполнить и отправить ответы и выполненные задания преподавателю в электронном виде. Посетить учреждение понадобится только во время сдачи сессии.
Заочная форма обучения предполагает вначале получение среднего образования. В этом случае профессиональную практику студент проходит на протяжении всего курса обучения: повышает уровень знаний по специальности и одновременно нарабатывает опыт. Это очень цениться работодателями.
Начальное и среднее профобразование
Каким должно быть современное профессиональное образование?
Вывод
Ознакомившись с информацией о том, что такое начальная профессиональная подготовка и чем отличается НПО от других учреждений, абитуриентам будет намного проще определиться с реализацией своих запросов, достичь поставленных целей. Если планируется дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, значит, приоритет следует отдать колледжу. Советуем выбирать учебные заведения, находящиеся под патронатом соответствующих ВУЗов.
Технические профессии можно получить в лицее или ПТУ. Что касается специальностей гуманитарной направленности (бухгалтер или воспитатель), то лучше выбрать колледж. Какое из учебных заведений является более подходящим – решать только вам.
Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать
Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.
Что такое начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.
Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.
Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.
Ещё один существенный плюс такого вида образования — его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.
Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.
Где получить средне-техническое образование
В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.
Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:
Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.
Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.
После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.
Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.
Как поступить в профессиональное техническое училище
Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.
В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.
Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.
В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.
Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ
Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.
Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.
К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.
На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.
Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.
Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище
Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.
К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.
По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности
Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.
Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.
Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.
Начальное профессиональное образование
Из Википедии — свободной энциклопедии
Начальное профессиональное обучение (НПО) — начальный уровень профессионального образования, обучение рабочих. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — среднее городское профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи, но сути это не меняет. Приём осуществляется на базе девяти и одиннадцати классов.
Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1
Статья 22. Начальное профессиональное образование (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 92-ФЗ)
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Согласно ФГОС НПО 2010 года, начальное профессиональное образование можно получать в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
С 2013 года, согласно новому закону «Об образовании», система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования.
Очень часто можно слышать вопрос: «Начальное профессиональное образование – это какое?» Для начала необходимо разобраться, что представляет собой эта система. В первую очередь нужно отметить, что это одна из основных подсистем российского образования, реализующая профессиональные производственные программы. Она выдает дипломы квалифицированным специалистам всех направлений полезной деятельности.
Программы, реализуемые в учреждениях начального профессионального образования
Структура
Система начального профессионального образования в Российской Федерации состоит из более чем одной тысячи восьмисот специализированных учреждений, которые ежегодно подготавливают около восьмисот тысяч квалифицированных выпускников. Из них шестьсот пятьдесят тысяч обучаются на дневной форме.
Начальное профессиональное образование в первую очередь является воспитательно-образовательной системой. Это основа масштабной и разноплановой «пирамиды» по подготовке кадровых ресурсов страны.
Основная задача
Начально-профессиональное образование – это упорядоченная система по реализации преемственных образовательных программ и государственных стандартов различных уровней и направленности. Поэтому основной его задачей является создание оптимальных условий для возможности удовлетворения стремлений личности получить определенную специальность. Начальное профессиональное образование призвано обеспечить хорошую подготовку кадров, которые будут являться конкурентоспособными в переменчивых условиях рыночных отношений. С помощью данной системы экономика страны будет постоянно обеспечена квалифицированными работниками.
Начальное профессиональное образование в России осуществляет реализацию программ, направленных на ускоренную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочего или служащего.
Первостепенное значение в данных учреждениях придается организации процесса воспитания подрастающего поколения. В единой педагогической структуре образования этому вопросу отведена ключевая позиция, которая посвящается подготовке молодежи к непростым жизненным ситуациям.
В современном обществе от человека требуется высокая отдача знаний, умений и сил. В производственном процессе это также не является исключением. Каждый должен обладать особыми качествами, отличающими его от остальных людей. Только в этом случае человек будет являться конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Данный фактор будет способствовать развитию ответственности как за себя, так и за окружающих, а также посодействует укреплению уверенности в своем профессиональном будущем.
Наиболее эффективный путь подобного развития личности заключается в создании такой системы воспитания, которая предполагала бы систематизацию целей и задач, а также методов и форм обучения подрастающего поколения в заведениях начального профессионального образования. При этом необходимо организовать взаимодействие абсолютно каждого субъекта и объекта процесса воспитания. В этом случае будет происходить твердое становление учеников как активных участников профессионального развития.
Главная цель
Начально-профессиональное образование – это гарант реализации права гражданина на получение бесплатного и общедоступного обучения. Поэтому необходимо удовлетворить потребности личности в образовательных услугах соответствующего уровня. Происходить это должно с учетом последних тенденций и изменчивости рынка труда.
История возникновения и развития
Начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились артиллерийские, навигацкие, геодезические, инженерные и медицинские школы.
Наиболее популярным специализированными учебными заведениями восемнадцатого века являлись горнозаводские, открытые при Петровском заводе. Располагались они на Урале и в Алтайском крае. Диплом о начальном профессиональном образовании горнозаводской школы предполагал наличие обширных знаний в области горной промышленности. Именно эти учебные заведения впоследствии стали фундаментом для развития в нашей стране учреждений профессионально-технических направлений.
Тем не менее в дореволюционной России ограничивалось образование женщин, а обучение населения имело особенность классового и сословного деления.
Начиная с 20-х годов двадцатого века, отечественная профессиональная педагогика стала интенсивно формироваться и развиваться как отдельная самостоятельная отрасль научных знаний.
Длительность обучения
В целом период получения начального профессионального образования прямо связан с уровнем знаний. Поступивших после окончания девятого класса подготавливают к специальности на протяжении двух или трех лет. Учащийся, поступивший по окончании одиннадцатого класса, подготавливается в течение одного или двух лет. Несмотря на это, некоторые начальные профессиональные учреждения смещены к профилям техникумов. В связи с этим срок обучения продляется до трех или четырех лет. Этот период определяется уровнем образования учащегося.
Финансирование
Существует понятие переориентации начального профессионального образования. Оно связано с необходимостью переподготовки преподавательского состава, модернизации специального оборудования, улучшения условий и уровня оплаты труда.
Основная проблема в том, что бюджетных средств для финансирования данной программы не всегда хватает, в связи с чем требуется привлечение дополнительного потока из внебюджетных ресурсов. Чтобы справиться с поставленной задачей подготовки и стажировки учащихся, образовательные учреждения создают производственные цеха. Это позволяет мастерам сохранить свою квалификацию, а также открывает новые источники внебюджетного финансирования.