Что называют верным спутником человека романс
Содержание:
Художественный материал:
Литература:
Музыка:
Характеристика видов деятельности:
«Ты сделай так, чтобы в людях
хранилась песня твоя…»
Мануэль Мачадо,
испанский поэт и драматург)
Что в музыке нам ближе и понятнее всего?
Вы назовёте одну песню, а в памяти сразу начнут возникать одна за другой мелодии, отдельные фразы, названия любимых, знакомых и просто где-то раз услышанных песен. Среди них будут и весёлые, и грустные, и быстрые, и медленные. Песни-марши и песни-танцы, песни обо всём и про всё, на все случаи жизни. Кажется, что они возникают сами собой, непонятно откуда.
И это понятно: ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Песня убаюкивает ребёнка в колыбели, она рассказывает ему удивительные истории о далёких странах, о зверях и птицах, она учит его читать и считать, смеяться и плакать, любить и дружить.
Что же такое песня? Почему так велика её роль в жизни человека?
Писатель Юрий Нагибин в своей «Книге детства» вспоминает:
«Я рано узнал прелесть песни, мне пела мама.
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары.
звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей, отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой.
И может всё случиться!
Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел».
Как же велика сила песни, если даже незамысловатая песенка порой способна увлечь фантазию человека в бескрайние дали, заставить задуматься о своём будущем, может быть, пока неопределённом, но непременно ярком и значительном.
Так под воздействием песни человек впервые ощущает свою силу, способность к полёту, к поэтическому состоянию души.
Автор описывает, как ещё мальчиком он с бабушкой ходил на рассвете за земляникой и как встретило их то далёкое туманное утро.
О чём она, эта зорькина песня? Почему она звучит вечно, не умолкая?
Может быть, потому, что это песня детства, песня родного дома, лучше которого нет и не будет?
«С чего начинается Родина?»
Композитор В. Баснер, поэт М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
С той старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс,
С той клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?
Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Ведь в даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах.
Вопросы и задания:
Варианты ответов можно обсудить в ходе коллективной беседы.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
«С чего начинается Родина?» (песня в 3-х вариантах: в исполнении Вениамина Баснера, Иосифа Кобзона и Дмитрия Хворостовского, минусовая фонограмма для исполнения обучающимися), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Разработка урока музыки на тему «Песня- верный спутник человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки для 5 класса
«Песня- верный спутник человека»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Тема: «Песня – верный спутник человека»
Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи
Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению.
Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня.
Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки.
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ),
наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации),
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),
метод обобщения, закрепления,
методы размышления о музыке,
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
— Как называлось произведение? («Кот Матрос»)
— Скажите, каково воздействие литературы на музыку?
( Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:
— вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
— сценические жанры: опера, балет, оперетта)
Уч. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц»
Уч. О чем рассказывает нам песня?
(песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,)
К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня)
3. Введение новой темы.
Уч. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки».
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки)
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
(песни, романсы, кантаты)
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
(Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….)
-Можно песню назвать другом человека? (да)
— Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? ( колыбельные)
Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека»
Назовите задачи урока:
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Почему так велика роль песни в жизни человека?
4. Объяснение нового материала.
Песня и деятельность человека.
— Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Уч. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.
Презентация и конспект урока по теме:«Песня-верный спутник человека».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока в пятом классе (Автосохраненный).doc
Конспект урока в пятом классе по программе «Искусство» Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Разработала учитель музыки МБОУ города Астрахани «СОШ№35» Климешина Ирина Владимировна.
Цель: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи, дать понятие «вокальная музыка».
Звучит песня «Звездная страна» из репертуара группы «Волшебники двора».
Составим синквейн к услышанной песне.
(правила синквейна на доске)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Завораживает. Окрыляет. Объединяет.
Нацеливает на занятия музыкой.
Распевка. Исполнение « Песни о России». Сл.О.Высотской, муз.В.Локтева.
Перед исполнением учитель обращает внимание детей на особенности исполнения данной песни, просит повторить правила пения.
2.О чем рассказывает нам песня? Какие чувства передает композитор в музыке?
К какому виду музыки относится данное произведение? (вокальная музыка – песня)
Введение новой темы.
Е.П.Ростопчиной «Слова и звуки».
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
_-О чем говорит нам поэтесса?
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
Я предлагаю вам послушать следующее музыкальное произведение.
(звучит песня Баснера « С чего начинается Родина?», демонстрируются слайды).
К какому жанру нужно отнести данное произведение? ( песня)
Песня народная или композиторская? (композиторская).
О чем рассказывается в песне?
-Как понимается слово Родина в песне В.Баснера?
Послушайте ещё одну песню.
Слушание: «Ах ты степь широкая…». (слайды) ( демонстрируются слайды с видами природы, репродукциями картин Левитана)
Расскажите о своих впечатлениях о песне.
-Какие средства выразительности музыки помогают рисовать в нашем воображении живописные пейзажи?
-А какие тона используют художники для изображения степи?
-Какой мы увидели природу родной страны на картинах Левитана?
-Можно ли сказать, что это просто изображение красивых уголков России, или в каждой картине нас привлекает ещё что-то?
К какому типу песен нужно отнести данную песню?
(русская народная песня).
У русских народных песне тоже есть виды: вспомните их
(обращаем внимание на слайд)
Лирические, трудовые, исторические, былины, хороводные, обрядовые.
К какому типу отнесем данную песню?(лирическая)
Представляете, ребята, если собрать все песни, когда – нибудь, созданные человеком, то получится целая историческая летопись человечества.
Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока?
Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты.
Итак, записываем в тетрадь.
Давайте сформулируем проблемный вопрос над которым мы должны будем сегодня размышлять и поставьте задачи.
Посовещайтесь в группах и предложите свои варианты.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Работа по учебнику с. 53.
Подведем первый вывод:
За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных песен, рассказывающих обо всём что окружало и окружает человека, а также о том что происходило в жизни людей.
Народные: исторические, обрядовые, трудовые, лирические, революционные и другие.
Ритмический танец-экспромт под песню «Купала Ивана – Купала»
Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия с своим характером. Напевной интонацией, ритмикой напоминающей народную песню. Давайте прочитаем стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшего основой известной песни. Эта песня получила такую популярность, что её даже называют народной.
Чтение стихотворения стр. 60.
Это стихотворение привлекало многих композиторов. Давайте всмотримся и вслушаемся в картину И. Левитана «Вечерний звон». Если оживить эту картину, что мы услышим?
Творческое задание. Самостоятельно озвучьте репродукцию картины В. Поленова. Монастырь над рекой. Придумайте свои две стихотворные строчки и мелодию, и напойте их.
(используйте термины, средства музыкальной выразительности: темп, ритм,лад,регистр…)
( алгоритм на слайде)
1.Внимательно всмотрись в репродукцию картины.
2.Определи настроение картины.
3.Напой мелодию, которую ты бы хотел услышать.
4.Подбери слова, словосочетания отображающие смысл картины( можно использовать стихи из учебника, у кого возникают трудности со стихосложением).
5.Определи средства выразительности, какие можно использовать при исполнении твоей песни.
Ребята представляют свои песенки.
Провести сравнительный анализ:
1 ряд: О чем рассказывают народные песни?
2 ряд: О чем рассказывают композиторы в своих песнях?
3 ряд: Чем похожи и в чем отличаются романс и песня?
Сделать обобщающий вывод.
Вывод: Хорошая песня-это целый мир. Песня является верным спутником человека.
Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Что я взял для себя полезного из урока?
Оцените свою работу на уроке.
1.Как работал весь класс.
2. Что я взял для себя полезного из урока?
3. На сколько я могу оценить свою работу на уроке? Работу своих одноклассников.
В заключение ребятам предлагается исполнить песню «Песня остается с человеком» (текст на слайде).
Д/з 1.базовый уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
2.средний уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
Найти три музыкальных примера разных по видам народных песен.
3.Высокий уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
Подобрать стихотворение и сочинить мелодию песни (суметь спеть)
Разработка урока музыки для 5 класса на тему «Песня-верный спутник человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки для 5 класса
«Песня- верный спутник человека»
Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи
Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению.
Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня.
Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки.
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ),
наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации),
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),
метод обобщения, закрепления,
методы размышления о музыке,
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
— Как называлось произведение? («Кот Матрос»)
— Скажите, каково воздействие литературы на музыку?
( Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:
— вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
— сценические жанры: опера, балет, оперетта)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц»
(песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,)
К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня)
3. Введение новой темы.
Учитель. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки».
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки)
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
(песни, романсы, кантаты)
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
(Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….)
-Можно песню назвать другом человека? (да)
— Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? ( колыбельные)
Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека»
Назовите задачи урока:
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Почему так велика роль песни в жизни человека?
4. Объяснение нового материала.
Песня и деятельность человека.
— Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Учитель. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Учитель Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.
Вывод: Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия со своим характером, напевной интонацией, ритмикой, напоминающей народную песню.
Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?
Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Вопросы. Что объединяет всех этих композиторов? (русские)
Кто из этих композиторов входили в состав «Могучей кучки»? (ответы)
А сейчас мы выучим одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский.
5. Просмотр видео. Слушание и разучивание.
а) Характер музыкального произведения
б) Чему может научить данное произведение;
г) Как понимается слово Родина в песне?
б) разучивание песни по фразам;
в) вокальная работа над песней.
Учитель. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. (уч-ся отвечают)
На вопрос- Почему так велика роль песни в жизни человека, найдите ответ на стр. 57 учебника.
На бумажных телефонах напишите СМС другу о том, как прошёл урок, оцените, как ты работал на уроке.
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание.
Найти цитаты и афоризмы о песне.
Список использованной литературы:
Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебник. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.
Разработка урока музыки для 5 класса на тему «Песня- верный спутник человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки для 5 класса
«Песня- верный спутник человека»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Тема: «Песня – верный спутник человека»
Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи
Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению.
Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня.
Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки.
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ),
наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации),
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),
метод обобщения, закрепления,
методы размышления о музыке,
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
— Как называлось произведение? («Кот Матрос»)
— Скажите, каково воздействие литературы на музыку?
( Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:
— вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
— сценические жанры: опера, балет, оперетта)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц»
(песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,)
К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня)
3. Введение новой темы.
Учитель. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки».
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки)
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
(песни, романсы, кантаты)
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
(Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….)
-Можно песню назвать другом человека? (да)
— Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? ( колыбельные)
Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека»
Назовите задачи урока:
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Почему так велика роль песни в жизни человека?
4. Объяснение нового материала.
Песня и деятельность человека.
— Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Учитель. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Учитель Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.