Что называют величиной в информатике это языковая конструкция
Блок 1: «Величины в информатике»
Тема 1:»Величины и их характеристики».
Конкретное обозначение величины называютИМЕНЕМ.
ИМЯ величины состоит из одной или нескольких латинских букв, цифр, других знаков. Заглавные и строчные буквы в именах величин считаются одинаковыми, вначале всегда пишется буква.
Например: А, DR, t45, q1$, massa1.
ЗНАЧЕНИЕ величины может быть представлено числом, каким-либо текстом или арифметическим выражением.
Знаки арифметического действия в значениях величин заменяются:
возведение в степен ь
значения таких величин не меняются в процессе исполнения алгоритма
значения таких величин могут изменяться при выполнении алгоритма
Что называют величиной в информатике это языковая конструкция
Тема 6.Величины, их типы и свойства. Среда Lazarus.
I. Информатика, математика, физика и другие науки используют величины.
Примерами величин в информатике является:
Примерами величин в математике есть:
Примеры величин в физике:
Величины делятся на переменные и постоянные (константы).
Примером математической константы являются, например число π
II. Все действия в программировании выполняются над определенными величинами (данными).
Переменная представляет собойзарезервированное место в оперативной памяти (одна или несколько ячеек) для временного хранения данных. Адресом всего участка есть адрес первой ячейки.
Переменная характеризуется такими свойствами:
Для того чтобы сделать ваши переменные более наглядными и простыми для чтения, рекомендуется давать им имена, имеющие определенное смысловое значение. Существует несколько правил задания имен переменных:
Тип переменной определяет, какие значения может принимать эта переменная, какие операции над ней можно выполнять и участок памяти какого размера программа выделит для хранения значения этой переменной
Данные хранятся в памяти компьютера и могут быть самых разных типов:
Логические величины могут принимать только одного из двух значений: True (истина) или False (ложь).
Величины с текстовыми значениями могут иметь символьные или строчные типы:
Тип величины определяет объем памяти, необходимый для хранения ее значений, а также структуру данных. Тип величины характеризует как постоянные, так и переменные величины.
Общий вид строки объявления переменных такой: Varимя_переменной: тип переменной;
К примеру: Var а: integer; // Объявленная целочисленная переменная b, c: real; // Объявлен две действительные переменные.
Для описания констант языке программирования Objeсt Pascal используют служебное слово Const.
Эта переменная соответствует форме, которая используется в проекте. В этой строке указываются имена и типы тех переменных, которые являются доступными в любой части программы. Такие переменные называются глобальными. В отличие от глобальных переменных, те переменные, имена и типы которых объявлены в строке заголовка процедуры и в строке var в тексте определенной процедуры, доступны только командам этой процедуры. Такие переменные называются локальными. О локальных и глобальных переменных поговорим детальнее в следующих пунктах.
Объектам, которые мы размещаем на форме, также соответствуют переменные, имена которых совпадают с именами соответствующих объектов, например Buttonl, Editl.
III. Числовые величины
Целочисленный тип данных
Целочисленные типы данных могут занимать в памяти компьютера один, два или четыре байта.
Действительный тип данных Внутреннее представление действительного числа в памяти компьютера отличается от представления целого числа. Действительное число представлено в экспоненциальной форме mE ^ p, где:
Чтобы перейти от экспоненциальной формы к обычному представление числа, необходимо мантиссу умножить на десять в степени (порядок). Действительное число может занимать от 4 до 10 байтов.
Пример описания действительных переменных: Var r1, r2: real; d: double;
Операции и выражения
Выражение задает порядок выполнения действий над данными и состоит из операндов (констант, переменных, обращений к функциям), круглых скобок и знаков операций. Например: A + B * sin (x). В таблице представлены основные алгебраические операторы языка программирования Object Pascal
Для задания нужного порядка выполнения операций в выражении можно использовать скобки.
Стандартные функции В языке определены стандартные функции. Некоторые арифметические функции представлены в таблице ниже.
Функции преобразования
Функции преобразования типов часто используются при вводе и выводе информации Например, для того чтобы вывести в поле вывода (компонент Label) диалогового окна значение переменной Real, необходимо преобразовать число в строку символов, изображающий данное число. Это можно сделать с помощью функции FloatToStr, которая возвращает строчное представление значения выражения, указанного в качестве параметра функции.
Основные функции преобразования типов
Пример использования преобразования типов в проекте.
2. Изменить значение свойства Text этих полей на ‘’ (пустой текст).
3. Разместить слева от каждого поля надпись, изменить значение свойства надписей Caption :
4. Разместить на форме в правом нижнем углу кнопку, изменить значение ее свойства Caption на Изменить.
5. Создать заготовку процедуры TForml.ButtonlClick, которая будет выполняться после выбора кнопки.
6. Ввести текст процедуры TForml.ButtonlClick:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
form1.Color:=StringToColor(edit1.text); //меняем цвет формы
form 1. Caption := edit 2. text ; //Значения свойств изменились
button 1. left := StrToInt ( edit 3. text ); //меняем положение кнопки относительно левого края окна формы
button 1. top := StrToInt ( edit 4. text ); //меняем положение кнопки относительно верхнего края окна формы
Анализ выполнения программного кода:
Таким образом, при каждом запуске проекта на исполнение или перед каждым выбором кнопки можно вводить в поля разные значения, достигая тем самым установки нужного цвета окна и увеличения его высоты.
• величина • константа • переменная • тип • имя • присваивание • выражение • таблица
2.3.1. Величины
Алгоритмы описывают последовательность действий, производимых над некоторыми объектами, определёнными условием задачи. Например, при решении задачи о начислении зарплаты сотрудникам предприятия такими объектами могут быть табельный номер сотрудника, его фамилия, имя, отчество, оклад, отработанное время ит. д.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
Пример 1. Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными.
В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции. Например:
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами. Не всякий объект может быть операндом для выполнения любой операции. Например, текст не может быть объектом для выполнения арифметических операций; отрицательное число не может быть операндом для извлечения квадратного корня и т. д.
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами — натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного 1 типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
1 Термин «вещественный» принято использовать наряду с термином «действительный».
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лиф) типов.
Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
• ДА (ИСТИНА, TRUE, 1); • НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: А1, М, АР. Рекомендуется выбирать мнемонические имена, т. е. имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например, SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
2.3.2. Выражения
Выражение — языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Выражения состоят из операндов (констант, переменных, функций), объединённых знаками операций. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, обыкновенных дробей и т. д.); знаки операций пропускать нельзя. Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом (старшинством) операций; операции одинакового приоритета выполняются слева направо.
Различают арифметические, логические и строковые выражения.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х>5) и (х : =
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
• знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака; • знак «:—» предписывает выполнение операции присваивания. Например, запись А : = А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака «:=», затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой; 2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; 3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.
Пример 2. Составим алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
Решение вида
А:=В В:=А неверно, так как после выполнения первой команды присваивания первоначальное значение переменной А будет безвозвратно утеряно. Вторая команда присвоит переменной В текущее значение переменной А. В результате обе переменные получат одно и то же значение.
Для поиска правильного решения воспользуемся аналогией. Если требуется перелить жидкость из сосуда 1 в сосуд 2, а из сосуда 2 — в сосуд 1, то без дополнительного сосуда 3 здесь не обойтись. Алгоритм переливаний представлен на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Алгоритм переливаний жидкостей
Для решения исходной задачи введём промежуточную переменную М. Алгоритм обмена значениями переменных А и Б запишем так:
Если А и Б — числовые величины, то обмен их значениями можно организовать и без промежуточной переменной, например так:
2.3.4. Табличные величины
В практической деятельности человек часто использует всевозможные таблицы. Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. Чаще всего встречаются линейные и прямоугольные таблицы. Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели (рис. 2.5, а) или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.5, б).
Рис. 2.5. Примеры линейных таблиц
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 8 класса в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Пример прямоугольной таблицы
Всей совокупности элементов табличной величины даётся одно имя. Элементы различают по их номерам, называемым индексами. Индекс записывается в квадратных скобках сразу за именем таблицы.
Образно линейная и прямоугольная таблицы показаны на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Образное представление линейной и прямоугольной таблиц
САМОЕ ГЛАВНОЕ
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (их значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения) и переменные (их значения меняются в процессе исполнения алгоритма). При составлении алгоритмов используют величины целого, вещественного, логического, символьного и литерного типов.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) — набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Что такое величина? Чем отличаются постоянные и переменные величины?
3. Величины каких типов используются при записи алгоритмов?
5. Определите типы следующих величин:
а) вес человека; б) марка автомобиля; в) год вашего рождения; г) площадь фигуры; д) название месяца года; е) количество мест в самолёте.
6. Приведите по одному примеру допустимых и недопустимых значений для каждой из величин:
а) температура человека; б) скорость автомашины; в) площадь страны; г) название дня недели.
7. Для чего предназначена команда присваивания? Каковы её основные свойства?
8. Какие команды присваивания составлены правильно?
9. Придумайте свой алгоритм обмена значениями числовых переменных A и В.
10. Сколько промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной А было присвоено значение переменной В, переменной В — значение переменной С, а переменной С — значение переменной А? Запишите соответствующий алгоритм на алгоритмическом языке.
11. После выполнения команды присваивания х:=х+у значение переменной х равно 3, а значение переменной у равно 5. Чему были равны значения переменных х и у до выполнения указанной команды присваивания?
12. Что называют выражением? Каковы основные правила записи выражений?
13. Переведите из линейной записи в общепринятую:
14. Запишите на алгоритмическом языке:
15. Запишите логическое выражение, истинное при выполнении указанного условия и ложное в противном случае:
а) х принадлежит отрезку [0, 1]; б) х лежит вне отрезка [0, 1]; в) каждое из чисел х, у положительно; г) хотя бы одно из чисел х, у положительно; д) ни одно из чисел х, у не является положительным; е) только одно из чисел х, у положительно.
16. Изобразите в декартовой прямоугольной системе координат область, в которой и только в которой истинно следующее логическое выражение:
17. Запишите логическое выражение, принимающее значение TRUE, когда точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области.
18. Запишите команду присваивания, в результате выполнения которой логическая переменная t получает значение TRUE, если выполняется указанное условие, и значение FALSE в противном случае:
а) х — положительное число; б) хотя бы одно из чисел х, у, z равно нулю; в) числа х, у, z равны между собой.
19. Какие из приведённых ниже величин целесообразно представлять с помощью таблиц?
Величины: список учеников класса, рост учеников класса, средний рост учеников класса, оценка ученика по физике, средний балл ученика по физике, оценки учеников за контрольную работу по информатике, длины сторон треугольника, длины сторон нескольких треугольников, названия дней недели, имя человека, площадь фигуры, периметры нескольких прямоугольников, самая холодная температура воздуха в январе, количество девочек в классе, самая дождливая декада июня.
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 2.3. Объекты алгоритмов
Информатика. 8 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
2.3.1. Величины. Объекты алгоритмов
Алгоритмы описывают последовательность действий, производимых над некоторыми объектами, определёнными условием задачи. Например, при решении задачи о начислении зарплаты сотрудникам предприятия такими объектами могут быть табельный номер сотрудника, его фамилия, имя, отчество, оклад, отработанное время и т. д.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (константы) и переменные. Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения. Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
Пример 1. Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными.
В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции. Например:
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами. Не всякий объект может быть операндом для выполнения любой операции. Например, текст не может быть объектом для выполнения арифметических операций; отрицательное число не может быть операндом для извлечения квадратного корня и т. д.
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами — натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного 1 типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лит) типов. Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: Al, М, АР.
Рекомендуется выбирать мнемонические имена, т. е. имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например, SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
2.3.2. Выражения. Объекты алгоритмов
Выражение — языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Выражения состоят из операндов (констант, переменных, функций), объединённых знаками операций. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, обыкновенных дробей и т. д.); знаки операций пропускать нельзя. Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом (старшинством) операций; операции одинакового приоритета выполняются слева направо.
Различают арифметические, логические и строковые выражения.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х > 5) и (х
При х = 6 значение этого выражения — ИСТИНА, а при х = 12 — ЛОЖЬ.
Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения). Операция сцепления обозначается знаком « + » и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = ‘том’, то значение строкового выражения ‘а’+А есть ‘атом’.
2.3.3. Команда присваивания. Объекты алгоритмов
Задать конкретное значение величины можно с помощью операции присваивания, которая записывается так:
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
Например, запись А : = А + 1 выражает не равенство значений А и A + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака «:=», затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
Пример 2. Составим алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
неверно, так как после выполнения первой команды присваивания первоначальное значение переменной А будет безвозвратно утеряно. Вторая команда присвоит переменной В текущее значение переменной А. В результате обе переменные получат одно и то же значение.
Для поиска правильного решения воспользуемся аналогией. Если требуется перелить жидкость из сосуда 1 в сосуд 2, а из сосуда 2 — в сосуд 1, то без дополнительного сосуда 3 здесь не обойтись. Алгоритм переливаний представлен на рис. 2.4.
Для решения исходной задачи введём промежуточную переменную М. Алгоритм обмена значениями переменных А я В запишем так:
Если А и В — числовые величины, то обмен их значениями можно организовать и без промежуточной переменной, например так:
2.3.4.Табличные величины. Объекты алгоритмов
В практической деятельности человек часто использует всевозможные таблицы. Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. Чаще всего встречаются линейные и прямоугольные таблицы.
Линейная таблица
Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели (рис. 2.5, а) или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.5, б).
Прямоугольная таблица
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 8 класса в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.6).
Всей совокупности элементов табличной величины даётся одно имя. Элементы различают по их номерам, называемым индексами. Индекс записывается в квадратных скобках сразу за именем таблицы.
Если первую из рассмотренных нами таблиц (см. рис. 2.5, а) назвать WEEK, то WEEK[1] = ‘понедельник’, WEEK[6] = ‘суббота’.
Назовём третью из рассмотренных таблиц LES. Тогда LES[1,1] = 6, LES[2,5] = 6, LES[3,4] = 0.
Образно линейная и прямоугольная таблицы показаны на рис. 2.7.
Объекты алгоритмов. Самое главное
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (их значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения) и переменные (их значения меняются в процессе исполнения алгоритма). При составлении алгоритмов используют величины целого, вещественного, логического, символьного и литерного типов.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) — набор некоторого числа однотипных элеменЧ^ тов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
Объекты алгоритмов. Вопросы и задания
8. В среде КуМир запишите и выполните алгоритм переливаний (пример 4) для исполнителя Водолей.