Что значит слово патриарх

Значение слова патриарх

Словарь Ушакова

1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.).

Политическая наука: Словарь-справочник

(греч. patriarches родоначальник)

2) в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором. В Русской православной церкви в 1589-1703, восстановлен 5(18) ноября 1917.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. patriarches – родоначальник)

1) глава, старейшина рода, родовой общины; перен. старый, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т.п.);

2) в православии высший духовный сан, обычно главы самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором.

Католическая Энциклопедия

(греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть») — титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалискому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции.

Титул используется в документах Халкидонского Собора (451).

Конституция Зенона (477) использует термин патриарх как высший иерархический титул.

В IX в Византии сложилось учение о пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о пентархии проникли и в русскую Кормчую (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.

После Раскола 1054 закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.

Полная титулатура Римского епископа до 2006 включала среди прочих титул «Патриарх Запада».

В православии сан Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён.

В Византийской империи Церковь возглавляли четыре Патриарха — епископы Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.

В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589. Русские Патриархи являлись в конце XVI — XVII веков крупными феодалами-землевладельцами и активно участвовали в политической жизни государства.

Наибольшего могущества власть Патриарха в России достигла при Филарете. При Никоне произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Церкви.

Постепенное подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 учредил Святейший Синод.

Патриаршество было восстановлено на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 — 1918.

В Католической церкви

В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, а также иерусалимский патриарх латинского обряда.

Патриархи — главы Восточно-католических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

По состоянию на 2008 год в католицизме титул патриарха носят три епископа латинского обряда и шесть предстоятелей восточных церквей.

Православие. Словарь-справочник

(греч. «отец» и «управляю»)

титул главы Поместной Церкви. Патриарх избирается Поместным собором. Титул установлен IV Вселенским Собором в 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено Петром I на коллегиальный орган – Синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. Патриарх Русской Православной Церкви избирается Поместным Собором.

Всего в России было 14 патриархов, 15-й осуществляет свое служение в наше время:

Источник

Значение слова «патриарх»

Что значит слово патриарх

1. Глава, старейшина рода, родовой общины.

2. Высок. Старейший, наиболее почитаемый человек в каком-л. коллективе людей. Слова Тита, который был уважаемым патриархом деревни, запали им в самую душу. Каронин-Петропавловский, Рассказы о парашкинцах. [Дед], как владыка дома, патриарх, блюститель заветов отцов, обязан был охранять чистоту веры и обычаев. Гладков, Повесть о детстве. || кого-чего. Человек, который является старшим и наиболее выдающимся в какой-л. области деятельности. Время и разум решили дело в пользу реформы Карамзина, и Карамзин сделался патриархом русской литературы. Белинский, Речь о критике… А. Никитенко. С глубокой скорбью оплакиваем кончину дорогого, любимого, великого Владимира Николаевича Давыдова — патриарха русского театра. Станиславский, Письмо Малому театру, 23 июня 1925.

3. Титул духовного лица в православной церкви, обладающего высшей церковной властью, а также лицо, носящее этот титул. Патриарх всея Руси.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Патриарх в патриархальном обществе — мужчина, глава семьи, который выполняет роль авторитетной власти, а также член правящего класса или правительства в обществе, контролируемом мужчинами почтенного возраста. «Возраст патриарха» — выражение, обозначающее 72 года.

Библейский патриарх — персонаж Библии: Адам (прожил 930 лет); Енох (365 лет); Ной (950 лет) и др.

Патриарх в иудаизме — один из праотцов еврейского народа: Авраам (прожил 175 лет), Исаак (180 лет), Иаков (147 лет), Иосиф (110 лет) и др.

Патриарх в христианстве — ветхозаветный святой, почитаемый церковью как исполнитель воли Божией до новозаветной эпохи.

Патриарх (церковный сан) — высший иерарх некоторых христианских церквей:

Патриарх Московский и всея Руси;

ПАТРИА’РХ, а, м. [греч. patriarchēs — родоначальник]. 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников «колен» еврейского народа (церк.). «Заветы двенадцати патриархов» (название древнерусского апокрифа). Патриархом библейских времен он глядел, завернувшись в рогожу. Некрасов. Еще как патриарх не древен я. Баратынский. 3. В православной церкви — титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

патриа́рх

1. старейшина рода, общины

2. религ. сан предстоятеля некоторых поместных Церквей ◆ В XIV веке, благодаря этому, Византия и её императоры продолжали претендовать на номинальное Вселенское владычество и очень крепко за это держались. De-facto, они им не обладали, но Церковь Византийская, Византийский Патриарх продолжал быть центром Православного мира на Востоке и, как вы знаете, продолжал административно руководить Церковью на Руси. Иоанн Мейендорф, «Духовное и культурное Возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы», 1992 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И я поклонился и поцеловал Патриарху руку. Нельзя сказать, что он её выдергивал, но как-то и не подставлял для поцелуя, как привыкли мы видеть в кино, когда изображают, скажем, кардинала. Может быть, я нарушил какой-то ритуал, может быть, это полагается делать только в соборе, а в миру не стоит, не знаю. Но, во всяком случае, Патриарх сказал приличествующие случаю добрые слова и добрые пожелания мне как артисту, и я вернулся на сцену ― продолжать концерт. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995—1999 гг. (цитата из НКРЯ) ◆ Греческий патриарх во дворе храма Гроба совершает чин омовения ног ― моет ноги священникам рангом пониже. Дина Рубина, «Медная шкатулка», сборник, 2015 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. основоположник и глава какого-либо общественного течения, организации и т. п. ◆ Главный тренер армейского клуба Душан Ивкович делает всё, чтобы этот прогноз сбылся. Виктору Хряпе доверено место в стартовой пятёрке, почти каждую паузу в игре югославский патриарх уделяет тому, чтобы провести с Хряпой учебную беседу. «Виктор Хряпа, нападающий БК ЦСКА, 20 лет», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Киноманам обязателен к посещению памятник Чарли Чаплину на набережной в Веве (Vevey) недалеко от особняка Мануар де Бан (Manoir de Ban), где 25 лет прожил патриарх немого кино. «Берег комфорта» // «Огонёк», 2014 г. (цитата из НКРЯ)

4. религ. (в христианстве) ветхозаветный святой, почитаемый церковью как исполнитель воли Божией до новозаветной эпохи ◆ Иисус был ожидаем Патриархами.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово патриархПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ознаменование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Десять вопросов о патриархе

Что обо­зна­чает слово «пат­ри­арх»?

Слово состоит из двух гре­че­ских корней: отец и гос­под­ство, начало, власть. В обще­ствен­ной жизни слово «пат­ри­арх» служит для обо­зна­че­ния выда­ю­ще­гося в какой-либо про­фес­си­о­наль­ной сфере чело­века и упо­треб­ля­ется в пере­нос­ном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совер­шенно иное зна­че­ние.

Во-первых, так назы­вают неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных святых, не только участ­во­вав­ших в исто­рии спа­се­ния, но и бывших пря­мыми пред­ками Спа­си­теля. Древ­них пат­ри­ар­хов назы­вают еще родо­на­чаль­ни­ками или пра­от­цами; среди них осо­бенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, пат­ри­ар­хами назы­вают глав неко­то­рых пра­во­слав­ных помест­ных Церк­вей. В этом зна­че­нии слово «пат­ри­арх» обо­зна­чает вовсе не отдель­ный, наи­выс­ший чин иерар­хии свя­щен­ства, а особый цер­ков­ный статус и титул. Он при­сва­и­ва­ется Цер­ко­вью наи­бо­лее авто­ри­тет­ному епи­скопу, воз­глав­ля­ю­щему, как пра­вило, глав­ную кафедру страны.

Кто был первым пат­ри­ар­хом?

Первым пат­ри­ар­хом при­нято счи­тать свя­того Иакова, апо­стола из числа семи­де­сяти уче­ни­ков Спа­си­теля и пер­вого епи­скопа первой по стар­шин­ству Иеру­са­лим­ской Церкви. По пре­да­нию, Иаков был сыном Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака, поэтому в Еван­ге­лии он назы­ва­ется еще братом Гос­под­ним, хотя ника­кого род­ства по крови у Иисуса Христа с Иако­вом нет.

Новый Завет содер­жит одно посла­ние, при­над­ле­жа­щее перу апо­стола Иакова, а поскольку этот апо­стол воз­гла­вил самую первую хри­сти­ан­скую общину, посла­ние это стоит в Библии первым по списку, даже перед посла­ни­ями апо­стола Петра.

Авто­ри­тет Иакова как пер­вого пат­ри­арха был непре­ре­каем, что хорошо видно из опи­са­ния самого пер­вого цер­ков­ного Собора, состо­яв­ше­гося в Иеру­са­лиме ( Деян.15 ). Именно апо­стол Иаков вынес реше­ние по вопросу, более всего вол­но­вав­шему в то время общину первых хри­стиан: сле­дует ли обра­тив­шимся в хри­сти­ан­ство из язы­че­ства испол­нять обряды, кото­рые запо­ве­даны евреям в Ветхом Завете? Пат­ри­арх Иаков посо­ве­то­вал не затруд­нять обра­ща­ю­щихся к Богу из языч­ни­ков ( Деян.15:19 ), и с тех пор прак­ти­че­ски все обря­до­вые поста­нов­ле­ния Вет­хого Завета пере­стали быть для хри­стиан обя­за­тель­ными.

Чего не может пат­ри­арх?

Поскольку пат­ри­арх – это не сте­пень свя­щен­ства, а только почет­ный титул, то, по сути, у его носи­теля не больше прав, чем у любого дру­гого епи­скопа. Пат­ри­арху под­чи­ня­ются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обла­дает авто­ри­те­том среди епи­ско­пов. Вся власть пат­ри­арха огра­ни­чена внут­рен­ними кано­нами Церкви и личным авто­ри­те­том пас­тыря. К при­меру, пат­ри­арх не может еди­но­лично постав­лять новых епи­ско­пов или при­ни­мать реше­ния, с кото­рыми не будут согласны другие авто­ри­тет­ные члены архи­ерей­ского собора.

Кто был первым пат­ри­ар­хом на Руси?

Свя­ти­тель Иов, первый пат­ри­арх Рус­ской Церкви, был постав­лен в 1589 году мос­ков­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II. До этого вре­мени наша Цер­ковь воз­глав­ля­лась мит­ро­по­ли­тами, причем до сере­дины XV века Рус­ская Цер­ковь отно­си­лась к Кон­стан­ти­но­поль­скому Пат­ри­ар­хату и не имела само­сто­я­тель­ного управ­ле­ния.

Обя­зан­но­сти пат­ри­арха

Пат­ри­арх как пер­во­свя­щен­ник воз­глав­ляет молит­вен­ное слу­же­ние Церкви и прак­ти­че­ски всегда лично совер­шает наи­бо­лее тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния. Он также опре­де­ляет отно­ше­ния Церкви с госу­дар­ством и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, а это озна­чает, что он непре­рывно, иногда бук­вально круг­лые сутки должен испол­нять пред­ста­ви­тель­ские и орга­ни­за­тор­ские функ­ции. Также пат­ри­арх обязан пред­се­да­тель­ство­вать в Свя­щен­ном Синоде, явля­ю­щемся высшей цер­ков­ной вла­стью в период между цер­ков­ными собо­рами. При его уча­стии про­ис­хо­дит назна­че­ние архи­ереев, поэтому он должен вни­кать в подроб­но­сти всех внут­ри­цер­ков­ных дел. Пат­ри­арх обязан брать на себя реше­ние всех основ­ных вопро­сов, как духов­ных, так и вполне земных – вроде финан­си­ро­ва­ния духов­ных ака­де­мий или назна­че­ний на важные посты в Пат­ри­ар­хии.

Кроме того, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется главой сто­лич­ной Мос­ков­ской епар­хии. А еще пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси управ­ляет пат­ри­ар­шими подво­рьями по всей стране, а также так назы­ва­е­мыми став­ро­пи­ги­аль­ными мона­сты­рями, под­чи­нен­ными не мест­ным архи­ереям, а напря­мую Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

Может ли Цер­ковь жить без пат­ри­арха?

Поскольку пат­ри­арх не явля­ется носи­те­лем какой-то особой сакраль­ной власти над Цер­ко­вью, а просто обла­дает наи­выс­шим авто­ри­те­том среди епи­ско­пов, то в исто­рии Церкви известны пери­оды, когда пат­ри­арха не изби­рали. Так, после смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I, желав­ший под­чи­нить Цер­ковь свет­ской власти, поме­шал про­ве­де­нию неза­ви­си­мых выбо­ров пред­сто­я­теля и назна­чил на место пат­ри­арха «место­блю­сти­теля пат­ри­ар­шего пре­стола». А в 1721 году учре­дил Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод, кото­рый с тех пор являлся высшим госу­дар­ствен­ным орга­ном цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ной власти Рос­сий­ской Импе­рии и заме­нял собой пат­ри­арха в части обще­цер­ков­ных функ­ций и внеш­них сно­ше­ний.

Как собра­ние кано­ни­че­ских епи­ско­пов, Синод в каче­стве вер­хов­ного органа цер­ков­ного управ­ле­ния был при­знан всеми Восточ­ными Пат­ри­ар­хами и про­чими авто­ке­фаль­ными Церк­вями. Однако Синод не мог при­ни­мать само­сто­я­тель­ных реше­ний, так как его члены назна­ча­лись лично импе­ра­то­ром, ведав­шим всеми кад­ро­выми вопро­сами. Импе­ра­тор также имел лич­ного пред­ста­ви­теля в Свя­тей­шем Синоде – обер-про­ку­рора, кото­рый фак­ти­че­ски обла­дал всей пол­но­той власти над цер­ков­ной жизнью страны. Номи­нально обер-про­ку­рор являлся госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком, и поэтому мог даже не быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, как порой и слу­ча­лось.

Сино­даль­ный период в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Цер­ковь смогла вновь избрать себе пред­сто­я­теля.

Выхо­дит ли пат­ри­арх на пенсию?

Право реше­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой, при­над­ле­жит Архи­ерей­скому Собору. Устав РПЦ, гл. IV: «13. В случае кон­чины Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, его ухода на покой, нахож­де­ния под цер­ков­ным судом или иной при­чины, дела­ю­щей невоз­мож­ным испол­не­ние им пат­ри­ар­шей долж­но­сти, Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством ста­рей­шего по хиро­то­нии посто­ян­ного члена Свя­щен­ного Синода немед­ленно изби­рает из числа своих посто­ян­ных членов Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола».

Богат ли пат­ри­арх?

Уже много веков в пат­ри­архи, как и вообще в епи­скопы, по тра­ди­ции постав­ляют только мона­хов. А монах при постриге дает не только обеты цело­муд­рия и послу­ша­ния, но и обет нес­тя­жа­ния, так что фак­ти­че­ски пат­ри­арху не при­над­ле­жит ничего из того, что его окру­жает. Абсо­лютно все, от рези­ден­ции и пред­ста­ви­тель­ского авто­мо­биля до бого­слу­жеб­ных обла­че­ний, при­над­ле­жит Церкви и всего лишь нахо­дится у него в поль­зо­ва­нии. Един­ствен­ный источ­ник лич­ного дохода Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия – это обыч­ная граж­дан­ская пенсия, кото­рую госу­дар­ство выпла­чи­вает ему по ста­ро­сти, а доро­гие подарки, кото­рые порой ему дарят, как пра­вило, ока­зы­ва­ются в музей­ных кол­лек­циях или пере­да­ются на нужды Церкви. При испол­не­нии пред­ста­ви­тель­ских функ­ций пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви должен выгля­деть соот­вет­ственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Испо­ве­ду­ется ли пат­ри­арх, и кому?

Его Свя­тей­ше­ство пат­ри­арх Алек­сий II лично отве­тил на этот вопрос в интер­вью жур­налу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин».

И точно так же, как и любой другой чело­век, пат­ри­арх вправе сове­то­ваться со своим духов­ни­ком. Гово­рить же о том, кто именно явля­ется духов­ни­ком того или иного чело­века, вряд ли уместно, поскольку это – глу­боко личное дело.

Сколько сейчас пат­ри­ар­хов?

До рас­кола 1054 года и отде­ле­ния Рим­ской Церкви титул пат­ри­арха при­сва­и­вался пяти епи­ско­пам Все­лен­ской Церкви: Рим­скому, Кон­стан­ти­но­поль­скому, Алек­сан­дрий­скому, Антио­хий­скому и Иеру­са­лим­скому. В совре­мен­ной Церкви титул пат­ри­арха имеют пред­сто­я­тели

Кон­стан­ти­но­поль­ской,
Алек­сан­дрий­ской,
Антио­хий­ской,
Иеру­са­лим­ской,
Рус­ской,
Гру­зин­ской (като­ли­кос-Пат­ри­арх),
Серб­ской,
Бол­гар­ской и
Румын­ской Церк­вей.

Пат­ри­ар­хами при­нято назы­вать и глав неко­то­рых иных хри­сти­ан­ских непра­во­слав­ных Церк­вей, а также неко­то­рых като­ли­че­ских епи­ско­пов – как пра­вило, глав уни­ат­ских Церк­вей.

Источник

Патриарх

Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «гос­под­ство, власть; начало» — букв.: родо­на­чаль­ник, пра­о­тец) — в узком смысле титул епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церкви в ряде Помест­ных церк­вей. В широ­ком смысле слова титул для обо­зна­че­ния главы хри­сти­ан­ской дено­ми­на­ции, или шире – обо­зна­че­ние главы какого-либо дви­же­ния или орга­ни­за­ции, общины.

Что значит слово патриарх

Помимо обо­зна­че­ния епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной церкви поня­тие «пат­ри­арх» в пра­во­слав­ной тра­ди­ции обо­зна­чает кон­крет­ный чин (лик) свя­то­сти – «пат­ри­архи», или «пра­отцы». К ним отно­сят допо­топ­ных пер­со­на­жей: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Енох, Ной, Иафет, Сим и пр. (кото­рых также иногда име­нуют «пра­ро­ди­тели» (правда, термин «пра­ро­ди­тели», в узком зна­че­нии слова, в бого­слов­ской лите­ра­туре обычно при­ме­ня­ется к пред­ста­ви­те­лям первой чело­ве­че­ской четы – к Адаму и Еве)); после­по­топ­ных пер­со­на­жей: Авраам, Исаак, Иаков, Мел­хи­се­дек, Иов и пр. В неко­то­рых (редких) слу­чаях к дан­ному чину отно­сят и неко­то­рых иных пер­со­на­жей Вет­хого Завета.

Обще­при­ня­тая нота­ция при­над­леж­но­сти к дан­ному чину свя­то­сти в совре­менно рус­ском языке: патр. (ед. ч.) и патрр. (мн. ч.). Довольно часто она заме­ня­ется на нота­цию пра­вед­ни­ков: прав. (ед. ч.) и правв. (мн. ч.). При­меры:

Св. патр. Ной, свв. патрр. Авраам, Исаак и Иаков.

Период прав­ле­ния пат­ри­арха в совре­мен­ной пуб­ли­ци­стике обо­зна­ча­ется словом «пат­ри­ар­ше­ство» (в редких слу­чаях словом «пон­ти­фи­кат», от лат. pontifex maximus, то есть «вер­хов­ный жрец»). Пример:

Пат­ри­ар­ше­ство Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла, пон­ти­фи­кат свя­тей­шего пат­ри­арха Алек­сия II.

В пись­мен­ной речи при офи­ци­аль­ном титу­ло­ва­нии и в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах пра­вильно писать титул дей­ству­ю­щего пат­ри­арха с про­пис­ной буквы: Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси.

Вне офи­ци­аль­ного титу­ло­ва­ния слово «пат­ри­арх» пишется со строч­ной буквы: прием у пат­ри­арха Кирилла.

Исто­рия поня­тия

Име­но­ва­ние «пат­ри­арх» по отно­ше­нию к епи­ско­пам упо­треб­ля­лось с конца IV в. Как Первым офи­ци­аль­ным цер­ков­ным доку­мен­том, в кото­ром слово «пат­ри­арх» исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния выс­шего иерарха, стала Кон­сти­ту­ция импе­ра­тора Зинона (477 г.). Утвер­жда­ется, что в кано­ни­че­ских источ­ни­ках этот титул был отме­чен ещё позже, напри­мер, в 7‑м пра­виле Трулль­ского Собора.

К VI веку скла­ды­ва­ется поня­тие «пен­тар­хии» — до рас­кола хри­сти­ан­ских Церк­вей в 1054 году данный титул при­пи­сы­вался пяти епи­ско­пам древ­них греко-рим­ских мит­ро­по­лий: Рима, Кон­стан­ти­но­поля, Алек­сан­дрии, Антио­хии, Иеру­са­лима. Упо­ми­на­ния пен­тар­хии встре­ча­ется и в рус­ской «Корм­чей книге» в 40-ой главе, хотя для XIII века, когда и был напи­сан данный вари­ант Корм­чей, кон­цеп­ция пен­тар­хии уже уста­рела.

После рас­кола 1054 года титул «пат­ри­арх» закреп­ля­ется за пред­сто­я­те­лями восточ­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вей, а затем за всеми пред­сто­я­те­лями пра­во­слав­ных авто­ке­фаль­ных церк­вей. Так, напри­мер, при царе Симеоне в 919 году бол­гары на соборе в Пре­славле объ­явили авто­ке­фа­лию, Пре­слав­ский собор также возвел бол­гар­скую авто­ке­фа­лию в ранг пат­ри­ар­хата, с пра­вя­щим епи­ско­пом-пат­ри­ар­хом.

Пат­ри­ар­шее досто­ин­ство не явля­ется отдель­ной сте­пе­нью свя­щен­ства. В отно­ше­нии осталь­ных епи­ско­пов «пат­ри­арх» высту­пает как пер­вен­ству­ю­щий епи­скоп, пер­во­и­е­рарх, но равный по сте­пени свя­щен­ства.

Исто­рия пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Пат­ри­ар­ше­ство на Руси берет начало с XVI века, когда пат­ри­ар­шее досто­ин­ство было при­сво­ено мит­ро­по­литу Мос­ков­скому Иову Все­лен­ским (Кон­стан­ти­но­поль­ским) пат­ри­ар­хом Иере­мией II в 1589 году. В 1590 году в Москву прибыл мит­ро­по­лит Тыр­нов­ский Дио­ни­сий и привез из Кон­стан­ти­но­поля Собор­ную гра­моту, кото­рая при­зна­вала мит­ро­по­лита Иова пат­ри­ар­хом и закреп­ляла за Моск­вой 5‑е место в диптихе Помест­ных Пра­во­слав­ных церк­вей. После собора восточ­ных иерар­хов в Кон­стан­ти­но­поле 12 фев­раля 1593 года, 5‑е место за Моск­вой было в оче­ред­ной раз под­твер­ждено и закреп­лено в собор­ном акте и, в конеч­ном итоге, при­нято мос­ков­ским пра­ви­тель­ством во главе с Бори­сом Году­но­вым.

После смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I Вели­кий упразд­няет пат­ри­ар­ше­ство и в 1721 году учре­ждает Духов­ную кол­ле­гию, кото­рая вскоре станет Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом, высшим орга­ном цер­ков­ного управ­ле­ния в Рос­сий­ской импе­рии.

Пат­ри­ар­ше­ство было вос­ста­нов­лено на Все­рос­сий­ском Помест­ном соборе 1917–1918 годов, а первым избран­ным пат­ри­ар­хом стал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Тихон (Бел­ла­вин).

Всего в России было 15 пат­ри­ар­хов, и 16‑й осу­ществ­ляет свое слу­же­ние в наше время:

Статус пат­ри­арха в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (см. отдель­ная IV глава Устава) пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви носит титул: «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Он имеет «пер­вен­ство чести» среди епи­ско­пата и под­от­че­тен Помест­ному и Архи­ерей­скому собо­рам. Имя пат­ри­арха воз­но­сится во всех храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви за бого­слу­же­нием по сле­ду­ю­щей фор­муле:

О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем (имярек), Свя­тей­шем Пат­ри­архе Мос­ков­ском и всея Руси

Седь­мой пункт Устава Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет 31 обя­зан­ность, кото­рые входят в ответ­ствен­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха:

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, «Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется епар­хи­аль­ным архи­ереем Мос­ков­ской епар­хии, состо­я­щей из города Москвы и Мос­ков­ской обла­сти». «Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси в управ­ле­нии Мос­ков­ской епар­хией помо­гает Пат­ри­ар­ший Намест­ник на правах епар­хи­аль­ного архи­ерея с титу­лом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского». Свя­тей­ший Пат­ри­арх также явля­ется Свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры и ряда других мона­сты­рей, и управ­ляет всеми цер­ков­ными став­ро­пи­ги­ями. Обра­зо­ва­ние став­ро­пи­ги­аль­ных мона­сты­рей в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии осу­ществ­ля­ется ука­зами пат­ри­арха, в иных епар­хиях по согла­со­ва­нию с пра­вя­щими архи­ере­ями.

Устав гласит: «Сан Пат­ри­арха явля­ется пожиз­нен­ным». Право рас­смот­ре­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой оста­ется за Помест­ным собо­ром. Право суда над пат­ри­ар­хом оста­ется за Архи­ерей­ским собо­ром. После смерти, ухода или отстра­не­ния пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод немед­ленно изби­рает из своей среды Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола. Для избра­ния нового пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод обязан созвать Помест­ный собор.

Пат­ри­арх имеет внеш­ние отли­чи­тель­ные знаки в срав­не­нии с осталь­ными архи­ере­ями: белый куколь (голов­ной убор), зеле­ную мантию, две пана­гии (нагруд­ные иконы), вели­кий пара­ман и пред­носной крест.

К кан­ди­дату в пат­ри­архи выдви­га­ются сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния:

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с 1 фев­раля 2009 года явля­ется Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленин­град, СССР); с 1995 года по 2000 год мит­ро­по­лит Кирилл являлся пред­се­да­те­лем Сино­даль­ной рабо­чей группы по выра­ботке кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по вопро­сам цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и про­бле­мам совре­мен­ного обще­ства, в част­но­сти, именно под его руко­вод­ством был раз­ра­бо­тан доку­мент «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», при­ня­тый на Архи­ерей­ском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Пат­ри­ар­шим Место­блю­сти­те­лем. 27 января 2009 года Помест­ным собо­ром мит­ро­по­лит Кирилл был избран Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси, интро­ни­за­ция состо­я­лась 1 фев­раля 2009 года.

Совре­мен­ная титу­ла­тура пат­ри­ар­хов

Совре­мен­ное поня­тие «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в совре­мен­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вях в сле­ду­ю­щей титу­ла­туре:

Также титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в неко­то­рых непри­знан­ных «пра­во­слав­ных» сооб­ще­ствах: Укра­ин­ской пра­во­слав­ной церкви Киев­ского Пат­ри­ар­хата (УПЦ КП), Укра­ин­ской авто­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церкви кано­ни­че­ской (УАПЦ‑К), Турец­кой пра­во­слав­ной церкви, Рус­ской Древ­ле­пра­во­слав­ной Церкви.

Титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в като­ли­цизме в отно­ше­нии глав Восточ­ных като­ли­че­ских церк­вей, глав Вене­ци­ан­ской и Лис­са­бон­ской архи­епар­хий, главы Латин­ского Пат­ри­ар­хата Иеру­са­лима, архи­епи­скопа Гоа и Дамана, при­маса Востока, а также титу­ляр­ного пат­ри­арха Запад­ной Индии (вакант­ная кафедра). На 2020 год в като­ли­цизме суще­ствует пять епи­ско­пов латин­ского обряда, нося­щих данный титул и шесть пред­сто­я­те­лей восточ­ных церк­вей своего права. Восточ­но­ка­то­ли­че­ские церкви воз­глав­ля­ются пат­ри­ар­хами или вер­хов­ными архи­епи­ско­пами. Отли­чие пат­ри­ар­хов от послед­них заклю­ча­ется в том, что рим­ский епи­скоп согла­сует его избра­ние после, а не до интро­ни­за­ции. В обоих слу­чаях пред­сто­я­тель изби­ра­ется епи­ско­па­том кон­крет­ной церкви, а не назна­ча­ется из Рима, как это бывает в отно­ше­нии пат­ри­ар­хов, при­над­ле­жа­щих к Латин­ской церкви.

Титул «пат­ри­арх» также харак­те­рен для глав Древ­них восточ­ных церк­вей: Армян­ской апо­столь­ской церкви, Сиро-яко­вит­ской пра­во­слав­ной церкви, Асси­рий­ской церкви Востока, Копт­ской пра­во­слав­ной церкви, Эфи­оп­ской пра­во­слав­ной церкви, Эритрей­ской пра­во­слав­ной церкви, Древ­ней Асси­рий­ской церкви Востока (не путать с Асси­рий­ской цер­ко­вью Востока, от кото­рой послед­няя отко­ло­лась в 1964 году).

Нако­нец, титул «пат­ри­арх» иногда исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния глав орга­ни­за­ций нетра­ди­ци­он­ными хри­сти­ан­скими дено­ми­на­ци­ями, напри­мер: пат­ри­арх Чехо­сло­вац­кой гусит­ской церкви, пат­ри­арх Като­ли­че­ской Апо­столь­ской церкви Антио­хии и пр.

Чем папа рим­ский отли­ча­ется от пат­ри­арха?

«Папа — еди­но­власт­ный началь­ник всех епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, может всех их ста­вить и сни­мать с долж­но­сти. Пат­ри­арх — еди­но­власт­ный началь­ник только для свя­щен­ни­ков своей епар­хии (напри­мер, Москвы и обла­сти). Для епи­ско­пов он первый среди равных, никого из них он снять и поста­вить еди­но­лично не может — только кол­ле­ги­ально (через Собор или Синод).
Папу никто не может судить и лишить долж­но­сти. Пат­ри­арх под­су­ден собору епи­ско­пов и может быть низ­ло­жен. Папа — намест­ник Христа, не име­ю­щий равных на земле. Пат­ри­арх — обыч­ный епи­скоп (хотя и с боль­шими полномо­чиями), каких сотни».
Павел Кузен­ков, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент ист­фака МГУ, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *