Что значит социальная значимость проекта
Что такое социальная значимость: определение и понятие термина
В социальной психологии социальная значимость – это степень, в которой конкретная цель привлекает внимание наблюдателя или группы. Целью может быть физический объект или человек. Если целью является человек, он может быть в одиночестве или членом группы (частью которой может быть наблюдатель) или же в ситуации межличностного общения. Он основан на том, как конкретная характеристика может быть связана с определенным типом говорящего, который затем связан с социальными и эмоциональными оценками. Затем эти оценки переносятся на лингвистический признак.
Общая информация
Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.
Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.
Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее.
Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:
Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.
Классификация
А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества.
В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.
Пример социальных качеств
Итак, учитель должен уметь:
Что такое социальный проект?
Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы.
Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее.
Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:
Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.
Социально значимые темы
Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации.
Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.
Мотивация
Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее.
Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям.
Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.
Заключение
Как видите, социально значимое «что-то» имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже несколько лет, заморозку накопительной части пенсии и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться.
С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным.
Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением.
Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.
Общественная значимость проекта
Раньше в социальных проектах речь шла об их социальной значимости. А вот в Конкурсе Президентского Фонда культурных инициатив появилось понятие «общественная значимость». Термин явно пришел из инвестиционных проектов.
Посмотрим на определения.
Общественная значимость инвестиционного проекта — социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.
Близко к этому подходит понятие «общественная полезность».
Общественная полезность инвестиционного проекта — степень желания населения получать выгоды от реализации проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг понимается снижение себестоимости услуг, повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.
Так в чем же различие между «социальной» и «общественной» значимостью? Ну если уж совсем по простому, то можно сказать, что первая — это «про добрые дела», а вторая — это «про охваты».
Трудно от социального проекта ожидать великих свершений. На минутку вспомним, что социальный проект — это совокупность мероприятий, ограниченная по времени и ресурсам. И надеяться получить от него общественной значимости в «промышленных масштабах», наверно не стоит.
Будет неправильным, если Вы в своих заявках просто замените «социальную значимость» на «общественную». Все-таки между ними есть существенные отличия.
А что касается материалов, подтверждающих актуальность и общественную значимость социальных проектов, то следует сослаться на прекрасную работу Юркиной Анастасии «9 источников информации, позволяющих получить максимальный балл по критерию «актуальность и социальная значимость проекта», опубликованную на сайте сети ресурсных центров Приволжского Федерального округа. Кстати, там много и других полезных материалов.
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Предоставляем письма на информационную поддержку.
С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Точно также, как Вы включаете труд добровольцев.
Актуальность и социальная значимость проекта
Критерии успешного социально значимого проекта
· Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.
· Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.
· Устойчивость:важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.
· Масштабируемость:возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.
· Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.
Типы социально значимых проектов
Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.
· Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.
· Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.
· Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.
· Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.
· Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.
· Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.
· Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
· Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.
· Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.
· Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.
· Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.
Формы финансирования социальных проектов
· Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.
· Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.
· Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.
· Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.
· Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.
Социальные псевдопроекты
Среди социально значимых проектов часто встречаются такие, которые используют социальную тему, но либо не решают заявленную проблему, либо откровенно используют ее для решения других организационных или мошеннических задач. Они прикрываются формой, но не имеют социального содержания. По определению, которое дает Википедия, «псевдопроекты»имеют следующую классификацию.
· Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
· Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
· Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
· Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
· Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.
Задание на дом:
Написать конспект.
Заполнить словарь.
Выучить определения.
4. Ответить на вопросы (письменно):
1. Что такое социальный проект?
Критерии успешного социально значимого проекта.
Типы социально значимых проектов.
Формы финансирования социальных проектов.
Социальные псевдопроекты.
6.Сделать основные выводы по материалу (письменно).
Ответы и выполненные задания отправлять на адрес: kem07keg14@mail.ru
Актуальность и социальная значимость проекта
По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.
Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?
В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.
Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.
Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.
Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане.
Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.
Актуальность и социальная значимость проекта
Критерий «Актуальность и социальная значимость проекта» очень часто вызывает вопросы при написании заявок на президентский грант. Это один из самых важных критериев, на который влияют сразу несколько разделов заявки:
Нужно показать, что проблема действительно есть. Показать, почему она плохо решается в настоящее время. При описании социальной значимости «вода» не нужна, ее нужно «отжать». Писать следует простым по-человечески понятным языком. Нужно показать, что организация имеет большой опыт работы с ЦА. Свое видение проблемы необходимо подкрепить количественными и качественными показателями. Осознает ли ЦА свою проблему? Может и не осознавать! Важно доказать наличие проблемы.
Примерное содержание оценки
Актуальность и социальная значимость проекта убедительно доказаны:
проблемы, на решение которых направлен проект, детально раскрыты, их описание аргументировано и подкреплено конкретными количественными и (или) качественными показателями;
проект направлен в полной мере на решение именно тех проблем, которые обозначены как значимые;
имеется подтверждение актуальности проблемы представителями целевой аудитории, потенциальными благополучателями, партнерами;
мероприятия проекта полностью соответствуют грантовым направлениям (в том числе другим, помимо указанного в качестве направления, по которому подана заявка)
Актуальность и социальная значимость проекта в целом доказаны, однако имеются несущественные замечания эксперта:
проблемы, на решение которых направлен проект, относятся к разряду актуальных, но авторы преувеличили их значимость для выбранной территории реализации проекта и (или) целевой группы;
проблемы, на решение которых направлен проект, описаны общими фразами, без ссылок на конкретные факты, либо этих фактов и показателей недостаточно для подтверждения актуальности проблемы для заявленной целевой группы и (или) территории реализации проекта;
имеются другие замечания эксперта (с комментарием)
Актуальность и социальная значимость проекта доказаны недостаточно убедительно:
проблема не имеет острой значимости для целевой группы или территории реализации проекта;
в проекте недостаточно аргументированно и без конкретных показателей описана проблема, на решение которой направлен проект, либо не подтверждено взаимодействие с территориями, обозначенными в заявке;
имеются другие замечания эксперта (с комментарием)
Актуальность и социальная значимость проекта не доказаны
проблема, которой посвящен проект, не относится к разряду востребованных обществом либо слабо обоснована авторами;
большая часть мероприятий проекта не связана с выбранным грантовым направлением;
имеются другие серьёзные замечания эксперта (с комментарием)
Вопросы для проверки
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Сопровождение президентского гранта с выездами на мероприятия
Сопровождение президентских грантов от заключения договора до выезда на мероприятия (в пределах Москва, Химки, Зеленоград). Подготовка фотоотчетов и написание постов для Интернета.
Подготовка финансового и аналитического отчета (промежуточного или итогового).
Удаленное сопровождение президентского гранта
Помогаем от заключения договора и до подготовки финансового и аналитического отчета из первичных документов, фотоматериалов и текстов предоставляемых грантополучателем по заранее согласованному графику.
Введение в социальное проектирование. Актуальность и социальная значимость проекта
По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.
Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?
В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.
Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.
Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.
Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане. Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.
Этапы социального проектирования
Что нужно предпринять для того, чтобы воплотить социальный проект в жизнь?
Сначала его нужно тщательно продумать и проработать. Огромное количество прекрасных идей не было реализовано из-за неправильного планирования и непонимания механизма работы с проектом. Что значит проработать проект? Это значит обеспечить логическую связность его элементов: проблемы, на решение которой он направлен, цели, задач и мероприятий; сформулировать, каких именно результатов вы хотите достичь; выбрать масштаб проекта; определить, какие ресурсы вам понадобятся. Затем нужно спланировать реализацию проекта во времени: понять, что и когда целесообразно делать. Все это — четкий и довольно простой механизм работы с проектом, который называется социальным проектированием.
Социальное проектирование — механизм разработки и планирования социального проекта
Социальное проектирование имеет несколько этапов.
1 Выявление проблемы, определение ее социальной значимости.
2 Выявив проблему и определив ее актуальность, вы сможете сформулировать цель вашего проекта, а также его ожидаемые результаты.
3 Цель проекта необходимо разложить на более мелкие составляющие — задачи. Каждая задача — это шаг на пути к достижению цели, устранение причины, из-за которой появилась проблема.
4 Для решения каждой задачи нужно будет провести одно или несколько мероприятий — это конкретные шаги, действия, которые вы будете предпринимать, то, что будет воплощением вашего проекта в жизнь.
5 Мероприятия должны быть подкреплены ресурсами: финансовыми и человеческими.
6 Реализовав все мероприятия, вы получите результат вашего проекта: улучшение качества жизни выбранной группы людей.
Вот так вкратце выглядят этапы социального проектирования. Для того чтобы освоить его, нужно будет приложить немного усилий, зато полученные знания и умения позволят вам избежать ошибок и разочарований в вашей работе.
Актуальность и социальная значимость проекта
Большая часть социальных проектов начинается с того, что человек сталкивается с несправедливостью и решает что-то изменить. Однако, как показывает опыт, желания, энтузиазма и даже наличия ресурсов иногда недостаточно для того, чтобы решить или смягчить социальную проблему.
В первую очередь ее нужно очень хорошо изучить и точно сформулировать. На языке социального проектирования это называется обоснованием актуальности и социальной значимости проекта.
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта предполагает изучение проблемы и подтверждение ее важности
У любой проблемы есть две ключевые характеристики: она касается определенной группы людей и имеет место на определенной территории. Группа людей, которых коснулась проблема, – это целевая группа (или целевая аудитория) вашего проекта. Именно они после его реализации должны ощутить улучшение качества жизни.
Целевая группа – это группа людей, которые в результате проекта ощутят положительные изменения
С чего начинается изучение выявленной проблемы?
1 В первую очередь вы должны убедиться в том, что проблема действительно существует для выбранной целевой группы. Довольно часто нам кажется, что проблема есть, потому что мы слышали о ней. Однако на самом деле может оказаться, что ее нет или что она совсем не такая, как нам казалось. Когда мы определяем проблему, очень важно отказаться от стереотипных формулировок и постараться объяснить в первую очередь самим себе, что нас не устраивает в ситуации, что, как нам кажется, надо менять, в чем заключается проблема. Проблема должна волновать не только нас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
2. Затем нужно сформулировать проблему. Для этого вы должны понять, что не устраивает вас в проблемной ситуации. Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но детям в этом возрасте также чрезвычайно важно получать общение и тепло взрослых. Отсутствие общения для ребенка грудного возраста означает отсутствие возможностей развития. Соответственно, социальная проблема, с которой вы столкнулись, заключается в том, что дети-отказники, находясь в больнице практически в изоляции, не получают возможности развиваться, и это приводит к тому, что у них могут быть задержки в развитии.
3. После того, как вы сформулировали проблему, нужно понять ее масштаб: скольких людей она касается. Если продолжить наш пример, то вам нужно будет узнать, сколько отказников находятся в больнице в данный момент и какое среднее число отказников больница принимает в месяц и в год. Так вы увидите, скольких представителей вашей целевой группы касается выявленная вами проблема за определенный отрезок времени.
4. Выясните, насколько серьезна выявленная вами социальная проблема: каковы ее последствия и что будет, если ее не решать. Очевидно, что последствием проблемы отсутствия должного ухода за детьми-сиротами в больнице будет возникновение у этих детей психологических проблем вплоть до задержки развития.
5. Изучите причины проблемы. Возможно, это приведет вас к пониманию того, что проблема, которую вы выявили, на самом деле следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы. Если вернуться к нашему примеру, то можно поразмышлять о том, почему дети-отказники оказываются в больницах и как можно избежать этого. Вполне вероятно, что вы придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице – лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной же перспективе ее могут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах и т.д. Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причины, которые приводят к этой проблеме, вы не сможете предложить эффективного механизма ее решения.
6. Определите актуальность проблемы. В первую очередь поговорите с теми, кому вы хотите помочь, ведь ваш проект должен быть нужен именно этим людям. Расскажите о своем видении проблемы, выясните, насколько остро она стоит. Так вы поймете, нужно вам ее решать или есть другие, более важные вопросы. Затем выясните, кого еще волнует эта проблема, готов ли вам кто-нибудь помочь ее устранить. Наличие единомышленников и партнеров – хорошее подтверждение того, что ваше дело нужно. Если же проблема волнует только вас, значит, она неактуальна. Конечно, есть вероятность, что люди просто не понимают её значения, но с точки зрения социального проектирования это уже неважно.
7. Обязательно узнайте, кто еще и как занимается решением выявленной вами проблемы. Для чего это нужно? Чтобы не дублировать чью-то деятельность, а найти собственный оптимальный вариант решения проблемы. Чем лучше вы осведомлены о путях решения проблемы, тем более эффективный вариант вы придумаете. Кроме того, в ходе исследования вы познакомитесь с людьми, которые могут стать вашими будущими коллегами, партнерами и единомышленниками, и, возможно, у них уже есть для вас несколько хороших советов.
Все эти шаги – исследование проблемы целевой группы вашего проекта. Результаты исследования, выраженные в количественных показателях, будут обоснованием социальной значимости вашего проекта.
Обоснование социальной значимости проекта – это результаты исследования проблемы, выраженные в количественных показателях
Вообще важно помнить, что ваши главные помощники – это цифры. Все утверждения, которые вы будете делать в ходе исследования проблемы, должны быть подкреплены количественными показателями. Как и где их раздобыть?
— В первую очередь воспользуйтесь официальной статистикой. Постарайтесь почерпнуть нужные вам сведения из открытых официальных источников – найдите их в Интернете на официальных ресурсах органов власти или на сайте Федеральной службы государственной статистики.
— Узнайте, интересовался ли кто-нибудь еще выявленной вами проблемой – возможно, уже существуют социологические исследования, результатами которых вы можете воспользоваться.
— Изучите публикации СМИ по тематике вашего проекта. Вы можете обнаружить хорошие статьи и подробные журналистские расследования, снабженные конкретными проверенными фактами и статистическими данными.
— Изучите выступления должностных лиц по выбранной вами тематике. Ищите те цитаты, в которых приводятся конкретные факты, подкрепленные цифрами, старайтесь избегать общих фраз. Не нужно включать в проект цитаты из выступлений президента или руководителя региона, если они не имеют прямого отношения к проблеме, которой вы занимаетесь.
Инструменты изучения проблемы
Довольно часто официальная статистика и социологические исследования либо вообще не дают информации, необходимой для того, чтобы подкрепить выбранную проблему, либо эта информация слишком общая. В таких случаях вы можете опираться на собственные исследования.
Самый простой и дешевый способ сбора информации – наблюдение
Вы наблюдаете за целевой группой в течение какого-то периода времени и фиксируете результаты наблюдения. Обычно наблюдение проводится в самом начале изучения целевой группы, когда вы еще не выявили проблему или не сформулировали ее конкретно и хотите получить первичные сведения о ней. Во время наблюдения у вас появится много вопросов, которые в дальнейшем составят основу для анкетирования или интервью.
Если вы применяете этот метод, соберите всю информацию, которая была в начале вашего наблюдения и в конце, затем проанализируйте изменения, и вы получите результат наблюдения.
Другой инструмент сбора информации тоже очень простой: поговорите с вашей целевой аудиторией!
Иначе говоря, проведите опрос. Он нужен, когда вы уже имеете некоторое представление о проблеме, с которой будете работать, но хотите разобраться в ней более глубоко. Опрос может быть устным или письменным.
Письменный опрос – анкетирование – наверное, самый удобный и распространенный инструмент сбора информации.
Анкеты можно распространять в бумажном виде, но более простой и быстрый способ – электронный. Сейчас можно очень легко проводить анкетирование в соцсетях или по электронной почте.
Для этого в Интернете есть хорошие и доступные инструменты: Формы Гугл (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/), специальное приложение Вконтакте (https://vk.com/app5619682).
Вы также можете пообщаться с представителями своей целевой группы напрямую и взять у них интервью.
Наверное, такая форма опроса немного более трудозатратна, чем анкетирование, потому что ответы респондентов вам придется фиксировать самостоятельно.
В любом случае, самое главное в опросе, будь он письменный или устный, – правильно сформулированный вопрос. Главное правило здесь – не предлагать оценить ваш собственный взгляд на проблему и способы ее решения, а узнать, что ваши собеседники думают о проблеме и о том, как ее решить. То есть вы должны фокусироваться не на себе и своем будущем проекте, а на людях, которых коснулась проблема.
Проводя опрос, не предлагайте готовое решение – пусть ваши собеседники сами расскажут о проблемной ситуации и о том, как найти из нее выход
Довольно часто нам кажется, что для проведения опроса нужны большие деньги или специалисты-социологи. Для большого исследования это нужно, а вот для того, чтобы обосновать актуальность проблемы, вполне возможно обойтись своими силами. Скорее всего, если вы взялись за социальный проект, то вы уже имеете представление о проблеме, с которой будете работать. Поэтому ваша основная задача – просто сформулировать, почему эта проблема так важна, и, если каких-то данных вам не хватает, задать целевой группе дополнительные вопросы.