военная техника в поле
«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
В этой части мы рассмотрим необходимость создания специальных шнекоходов военного назначения и их конкуренцию с колесными и гусеничными машинами.
По самой топкой грязи
В лесозаготовительной практике, имеющей дело с различной техникой и постоянно вынужденной учитывать ее проходимость по различным грунтам, грунты делятся по несущей способности на четыре типа:
I сухие, с несущей способность 3-4 кг/см2 (в основном песок).
II маловлажные, с несущей способностью 1,4-2 кг/см2 (супеси и суглинки).
III влажные, с несущей способностью 0,5-1,4 кг/см2 (влажный суглинок и влажная глина).
IV избыточно увлажненные, жидкая грязь, с несущей способность менее 0,5 кг/см2 (болота, торфяники, сильно переувлажненные участки).
В этой классификации глина занимает особое место, поскольку в зависимости от влажности она имеет резко различную несущую способность. Сухая и плотная глина имеет несущую способность 6 кг/см2, сухая глина средней плотности – 2,5 кг/см2, а влажная и пластичная – только 1 кг/см2. По большому счету, проходимость глинистых грунтов сильно зависит от погоды: одна и та же дорога может быть легко проходимой в длительно сухую погоду, и может стать непроходимой после долгих дождей.
По данным лесозаготовителей же, на сухие и маловлажные грунты приходится 43% лесозаготовительных площадей. Остальное представлено грунтами либо влажными, либо избыточно увлажненными. Это важный фактор для лесного хозяйства, поскольку сильно увлажненные и заболоченные леса требуют применения гусеничной техники.
Типичный пример заболоченного леса
Лучшая проходимость у МТ-ЛБ, который пройдет по любым грунтам I-III категорий. Следом стоит БМП-2. Для танков (у которых удельное давление на грунт колеблется в пределах 0,8-0,9 кг/см2) проходимы грунты I-II категории, но на грунтах III категории можно сесть на брюхо. Наконец, БТР-80А предназначен только для езды по сухим грунтам, то есть по песочку, ну можно выбраться на сухой суглинок, желательно поплотнее.
Добавим еще вездеход ДТ-30П «Витязь» — 0,3 кг/см2. Весьма хорошее приобретение, с проходимостью по большей части избыточно переувлажненных грунтов. Однако, и его возможностей недостаточно для торфяного болота, которое допускает давление не более 0,25 кг/см2.
МТ-ЛБ считается техникой с высокой проходимостью, что нимало не мешает посадить ее в грязь на брюхо. Эта «мотолыга» засела во Всеволожском районе Ленинградской области на старой вырубке.
Та же самая МТ-ЛБ, вид спереди. Можно оценить коварство ландшафта, который на первый взгляд кажется легко проходимым. Однако, менее чем в полуметре от поверхности грунтовые воды и переувлажненный грунт, в который вездеход и засел.
Далее, как уже говорилось, погодные условия и затяжные дожди могут резко изменить несущую способность грунтов в сторону ее сильного снижения. Глина, пропитанная водой, снижает свою несущую способность в 5-6 раз, суглинки и супеси в 2-3 раза. Уже этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы сделать дорогу непроходимой.
Но и это еще не все. Когда по дороге проходит множество машин и танков, они неизбежно разбивают и разрыхляют грунт, создают поверх дороги слой сильно разрыхленного грунта. Несущая способность грунта зависит от его плотности, как уже указывалось для глины. Если к этому добавить затяжной дождь, который сделает из глинистой или суглинистой пыли жидкую грязь, а также промочит и ослабит нижележащий слой, утрамбованный колесами и гусеницами, то вот и получается знаменитая распутица, с морями грязи, в которых танки тонут по башню.
Польские танкисты из 9-й бригады на учениях на полигоне недалеко от города Ожиш. Вот оно коварство влажного грунта, по которому уже проехали несколько танков. Для следующего Т-72 разрыхленный грунт оказался слишком слабым.
А что шнекоход? У шнекохода с двумя шнеками длиной по 6 метров и диаметром по 1 метру, с общей массой 17 тонн, удельное давление на грунт составляет всего 0,09 кг/см2. У шнеков таких размеров, до половины погруженных в грунт, площадь опоры будет составлять 18,8 кв. метров, что гораздо больше, чем у любых гусениц или любых колес. Причем, на твердом грунте удельное давление на грунт у шнекохода очень высоко: он опирается на него только узкими гребнями. По мере уменьшения плотности и несущей способности грунта, поверхность опоры шнеков все возрастает, пока на самом слабом грунте, в торфяном болоте, не достигнет своего максимума.
0,09 кг/см2 – это даже меньше, чем у снегоболотохода «Горностай», у которого удельное давление на грунт составляет 0,15 кг/см2.
Думается, что это вполне убедительное доказательство превосходства шнекохода в проходимости перед всеми видами и типами техники, и даже специализированной вездеходной техники. Шнекоход может свободно пройти там, где даже «мотолыга», считающаяся очень проходимой техникой, сядет на брюхо.
Украинский шнекоход-земснаряд работает на самом противотанковом грунте на рытье осушительных канав
По этой простой причине шнекоход не только может конкурировать с колесными и гусеничными машинами, но и быть гораздо лучше их. Более того, абсурдно и нелепо говорить, что, дескать, у шнекохода маленькая скорость, поскольку на тех грунтах, которые шнекоход может пройти, ни танк, ни гусеничный вездеход, ни БТР вообще не могут показать никакой скорости. Они просто сидят на брюхе в ожидании какого-нибудь тягача.
Пространство для шнекохода
В нашей необъятной стране есть где побуксовать и помесить грязь. Из 1709,8 млн. гектаров общей территории России (данные 2005 года, без Крыма), 1104,8 млн. гектаров приходилось на леса, из которых 57% — влажные и переувлажненные лесные почвы (596 млн. гектаров). Сельскохозяйственные угодья, то есть пашни и пастбища (которые, как правило, являются грунтами с низкой несущей способностью, особенно после дождей) – 401 млн. гектаров. Среди этой обширной площади лесов и сельхозугодий 225,2 млн. гектаров приходится, собственно, на воды и болота (110 млн. гектаров в составе лесного фонда и 25 млн. гектаров в составе сельхозугодий).
Итого, влажных почв и болот в России, по суммарной оценке, 621 млн. гектар (36% территории страны) и еще 376 млн. гектаров (22%) становятся труднопроходимыми или непроходимыми после обильных дождей или таяния снегов. На этих 58% территории страны в военное время применение шнекоходов весьма целесообразно, поскольку по таким грунтам даже гусеничная техника проходит либо с трудом, либо вообще не проходит.
Для сравнения, общая площадь дорог, то есть всех земель, отведенных под дороги, улицы, площади, вплоть до скотопрогонных дорог, составляла по данным на 2005 год 7,9 млн. гектаров. Далеко не вся эта площадь занята твердым дорожным покрытием. Еще 5,5 млн. гектаров находилось под застройкой. Итого, только 0,7% территории страны, где шнекоход в силу своих конструктивных особенностей не может применяться широко.
Требовать от техники, чтобы она была хороша на дорогах с твердым покрытием, это означает запереть ее на площади не более 1%, это значит лишить ее маневренности и поставить в зависимость от милостей природы и сухой погоды.
Надо ясно понимать простую вещь: война ведется в грязи. Если поначалу и предполагается, что боевые действия будут идти в комфорте, вдоль асфальтированных дорог, в условиях, максимально приближенных к парадным, то потом противник своими действиями неизбежно вынуждает залезать в грязь. Противник своим огнем и движением вынуждает сворачивать с дороги на грунтовку, пашню или на болото, в поисках пути для обхода, охвата, маневра. Географическая характеристика заболоченности и увлажнения почв показывает, что эта необходимость залезать в грязь будет встречаться очень часто.
Потому подготовка к настоящей войне подразумевает тщательную подготовку к тому, чтобы месить грязь лучше и эффективнее, чем это удается противнику. Какая сторона сможет поставить грязь и распутицу на свою сторону, та и одержит победу в конечном счете. Лучше это делать не с помощью импровизаций, а с помощью заранее разработанной, испытанной и изготовленной техники – шнекоходов.
На основе шнекоходного шасси возможны самые разнообразные боевые, транспортные и инженерные машины. Но пока что мы будем рассматривать сравнительно легкую и небольшую шнекоходную машину, общей массой в диапазоне от 7 до 20 тонн, в технической возможности создания которой нет никаких сомнений. Для более тяжелых машин потребуются, очевидно, исследования и расчеты.
Такая сравнительно небольшая шнекоходная машина, как мне представляется, должна быть комбинацией бронетранспортера и грузовика, способного нести вооружение (ДШК или КПВТ, АГС, ПТУР, дополнительно также 82-мм миномет), а также перевозить людей и грузы. По своей компоновке он может быть похож на БТР-50.
Корпус БТР-50. Почти готово, осталось только шнеки добавить.
В силу того, что для шнекоходов весьма существенным является снижение веса, не только для улучшения проходимости и скорости движения, но и для плавучести, то бронирование может быть не стальными листами, а листами броневого стеклотекстолита. Но с внутренней стороны корпуса стеклотекстолит должен быть подложен стальными листами, чтобы уберечь экипаж от осколков текстолитовой брони.
Почему именно такая машина? Во-первых, потому что в заболоченных районах у него, вероятнее всего, не будет серьезного противника, вооруженного чем-нибудь более тяжелым, чем крупнокалиберный пулемет. Скорее всего, это будут небольшие отряды противника или заслоны, обычно оставляемые на границе с заболоченной, и считающейся непроходимой местности. Крупнокалиберного пулемета в сочетании с АГС вполне достаточно, вместе с вооружением пехотного десанта, чтобы с таким противником справиться.
Во-вторых, задача шнеко-бронетранспортера в большей степени транспортная, чем боевая: перевезти через болото, заболоченную или просто раскисшую от дождей местность солдат, боеприпасы, продовольствие. Потому упор должен быть сделан на грузоподъемность.
Первый и довольно типичный вариант. Противник удерживает сухой перешеек между болотами или озерами, либо же опирает свои фланги на торфяные и очень топкие болота, абсолютно недоступные для техники. В этом случае отряд из шнеко-бронетранспортеров с посаженным на него десантом может попытаться зайти противнику во фланг и тыл по болоту. Оборона у противника по краям заболоченной местности вряд ли будет сильной, и такая попытка может иметь успех.
Второй вариант – форсирование реки с широкой и заболоченной поймой. Не столь уж редкий вариант, заболоченные или регулярно затопляемые поймы рек могут быть в ширину до 2-3 км, в сочетании с густыми зарослями кустарника и тальника могут быть почти непроходимыми. В таком случае для шнеко-бронетранспортера много разной работы. Во-первых, участие в переправе и захвате плацдарма на другом берегу, во-вторых, транспортная поддержка переправившихся войск до наведения переправ, в первую очередь снабжение боеприпасами и вывоз раненых, в-третьих, содействие в наведении понтонов и мостов, охрана их от контратак противника, в-четвертых, вспомогательные перевозки людей и грузов через заболоченную пойму к местам переправы.
Значение шнеко-бронетранспортеров при переправах резко возрастает в период половодья, когда поднявшиеся реки могут затапливать обширные площади в пойме и препятствовать наведению переправ.
Третий вариант – бои в заболоченной лесистой местности. Хотя заболоченные леса считаются непригодными для боевых действий, тем не менее, они предоставляют некоторые интересные возможности. Во-первых, можно оторваться от противника; достаточно зайти вглубь заболоченного леса на 3-4 км, чтобы оказаться в относительной безопасности. В-вторых, если противник контролирует дороги и населенные пункты на краю заболоченного леса, то в глубине этого болотистого массива можно направить отряд на шнеко-бронетранспортерах для нанесения ударов по противнику в стиле «ударил – отошел». Если противник пожелает отряд преследовать, тем хуже для него. Если у противника есть одна дорога, идущая через большой заболоченный лесной массив, а в нем есть отряды на шнеко-бронетранспортерах, то у этого противника серьезные проблемы.
Четвертый вариант – действия в период распутицы. Это самое выгодное время для использования шнеко-бронетранспортеров для решения самых разных задач. К ним могут относиться: разгрузка застрявших в грязи автомобильных колонн и содействие в эвакуации техники; перевозка грузов и переброска войск по кратчайшим маршрутам по бездорожью; трамбовка грунтовых дорог многократным прохождением шнекоходами. В боевых операциях шнеко-бронетранспортеры с десантом по распутице могут осуществлять обходы, так же, как и через болота.
Как видим, открывающихся тактических возможностей у шнеко-бронетранспортеров довольно много. Общая черта тактики машин такого типа состоит в том, чтобы использовать фактор внезапности, вытекающий из того, что отряд на шнеко-бронетранспортерах может пересечь район, совершенно непроходимый для любой другой техники и даже и для пеших солдат. Противник прикрылся болотом, считая его непроходимым – самое удобное место, чтобы по нему ударить. Даже если противник в принципе знает о шнеко-бронетранспортерах, все равно, не угадает место прорыва. Ему придется или усиливать заслоны на краях заболоченной местности, то есть распылять свои силы, либо держать болота под постоянным наблюдением и разведкой. И это тоже хорошо. Сам факт появления шнеко-бронетранспортеров уже ставит противника, не имеющего таких же машин, в стесненное положение.
Боевые машины разминирования: езда напролом
Не стоит думать, что современнейший танк М1 «Абрамс» или Т-90 имеют лучшую проходимость, нежели ветхозаветные БТ-7 или Pz. Kpfw III. А вот сделать для них проходы требуется куда быстрее. Если в 1940-х противотанковый ров был просто досадной помехой, способной сорвать атаку, то сегодня задержка танков у рва хотя бы на несколько минут чревата тем, что они будут накрыты огнем боевых вертолетов, высокоточных ракет и снарядов, прилетающих издалека, и понесут тяжелые потери.
Афганские находки
Перечислить всю технику для преодоления препятствий, которой располагают наши инженерные войска, невозможно. Это десятки образцов. Но о самых широко используемых рассказать стоит.
Сегодня уже никто не скажет, кому первому пришла в голову мысль навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другим данным, на трофейные Т-54 или Т-55). Как бы там ни было, идея оказалась дельной. Во-первых, экономились современные танки. Во-вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне машины, а на крыше, для чего, правда, пришлось удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами или иногда башней со снятой пушкой. Дно машины выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, никогда не лишний в жаркой стране, и служили прекрасным гасителем ударной волны, если мина вдруг рванет под днищем. Такие машины отлично тралили маршруты, а если и подрывались, то экипаж оставался цел.
Боевые качества этих самоделок быстро и по достоинству оценили в Министерстве обороны. Было выдано задание на разработку машины, которой присвоили обозначение БМР. Первый образец построили в Киеве, автором проекта стал подполковник А.П.Хлесткин. Хотя конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось — и танковое шасси, и отличный трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под руководством В.И. Михайлова. И уже к концу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.
Цена высокомерия
БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.
Конструкторы, учитывая недостатки и «детские болезни» первых образцов, оперативно разработали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний оказался настолько удачным, что в начале XXI века стало возможным представить БМР на международном рынке вооружений. Причем для этого были основания исторического характера. Входе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израиль захватил у египтян довольно много тралов КМТ-5 советского производства. Израильские военные быстро приспособили их к своим «Меркавам» и стали с большим успехом использовать.
В иракских войнах американцы понесли чувствительные потери на противотанковых минах, хотя тщательно скрывают эти неприятные для них факты. Еще больше потерь они стали нести после объявления о достигнутой победе. А вот приемлемых противоминных тралов у американцев не было, ибо они высокомерно пренебрегали этой техникой в 1950—1970-х. Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились провалом. Пришлось американцам идти на поклон к израильтянам и покупать у них минные тралы советского производства.
Катки, магнит и плуги
Принцип каткового трала, этого основного инструмента БМР, очень прост. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность этой конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов. Вышедшие из строя катки легко заменить. По статистике, на минном поле машина может встретить не более 1−3 мин.
Принцип прост, но вот добиться того, чтобы каждый каток катился по земле независимо от соседних и тщательно перекатывался по любому бугорку или ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), да еще чтобы при этом на него воздействовал вес всей конструкции (что крайне важно для срабатывания мины), смог только наш конструктор В.И.Михайлов. Российский трал практически не пропускает ни одной мины. Американские и английские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.
БМР, а точнее трал, подвешенный к этой машине, может бороться и с минами, которые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками — это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, аналогичное тому, которое имеет танк. Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.
Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены позади катков. Ножи при движении БМР зарываются в землю на глубину, на которой обычно устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.
Такой плужный трал необходим, поскольку существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, например, наша МВД-62 или британская No.5 Mk4. Делать же трал с двумя рядами катков нерационально, ибо он окажется слишком тяжелым.
Но, к сожалению, плужный трал применим только на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.
Прогрызатель дорог
Однако мины — далеко не единственное искусственное препятствие, способное остановить движущиеся войска. Противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, надолбы, баррикады, барьеры, завалы из деревьев, городские руины, наконец, не по зубам минному тралу.
Еще в далекие 1970-е на вооружение советских инженерных войск была принята машина под обозначением ИМР (инженерная машина разграждения). Ее основной задачей стала расчистка маршрутов движения от невзрывных препятствий, прокладка колонных путей, очистка маршрутов от снега, оборудование переездов через рвы в боевых порядках войск. А базой ИМР стал сначала танк Т-55, позднее Т-62 и наконец Т-72.
Прежде всего машину оснастили мощным бульдозерным оборудованием универсального назначения. Например, если нужно отрыть спуски в крутых склонах, крылья лопаты можно поставить в обычное прямое положение, как у тракторных бульдозеров. Если требуется очистить дорогу от снега, обломков, кустарника, крылья отводят назад. И тогда все, что мешает движению, отодвигается в стороны. Можно одно крыло завернуть назад, а другое вперед — это положение называется грейдерным; тогда все помехи движению будут сдвигаться в одну сторону. Если в этом положении лопату еще и наклонить, тогда ИМР способна создавать дорожное полотно и одновременно рыть кювет. Получится нормальная грунтовая дорога серповидного поперечного профиля. Достаточно засыпать ее щебнем или гравием, и она превратится в готовое шоссе. Важно отметить, что все эти трансформации бульдозерного оборудования экипаж проделывает, не выходя из машины. А это очень важно, например, на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами.
Машины в атомном аду
ИМР оказалась единственной машиной, способной работать в первые дни Чернобыльской аварии прямо возле разрушенного четвертого энергоблока. Подступы к реактору оказались заваленными обломками здания и оборудования. Чтобы подобраться к очагу разрушений, требовалось сначала расчистить завалы. Но уровни радиации в те дни были таковы, что даже армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час). Возле реактора человек мог находиться считанные минуты, а то и секунды.
ИМР с ее мощной броней снижала уровни радиоактивного облучения экипажа в десять и более раз. Очень пригодилась телескопическая стрела с захватом-манипулятором, которой оснащена ИМР. Вылет стрелы — 8,8 м. С помощью манипулятора оператор машины как рукой может захватывать и перемещать в сторону предметы массой до 2 т. Причем точность работы такова, что опытный оператор может мощными челюстями манипулятора закрыть коробок со спичками, лежащий на земле. Или поднять с земли и подать человеку сигарету.
У чернобыльского реактора ИМР собирали разбросанные куски урановых стрежней и складывали их в подвозимые контейнеры для дальнейшего захоронения, убирали обломки стен. С помощью ИМР удалось установить вокруг реактора несколько дистанционно управляемых кранов и начать возведение саркофага. Без этой уникальной машины подобную работу пришлось бы отложить на несколько месяцев, пока не снизится уровень радиации.
Едва ли не все имевшиеся тогда в армии ИМР были посланы в Чернобыль, и все они остались там навсегда. За время работы машины набирали так много радиации, что уже сама броня становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМР среди множества других машин теперь стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.
ИМР оказалась настолько удачной и востребованной войсками машиной, что на протяжении многих лет ее старались усовершенствовать. По опыту Афганистана попытались придать ИМР способности БМР. Для этого на машину навешивали катковый трал КМТ-7, плужный трал КМТ-6 и метаемые заряды разминирования УР-83. Но универсализация не пошла на пользу ИМР. Катковый трал лишал ИМР возможности пользоваться бульдозерным оборудованием и делал машину неманевренной. Плужный трал КМТ-6 перегружал переднюю часть ИМР, которая итак была нагружена весом бульдозера. Ящики установок разминирования ограничивали возможность пользоваться манипулятором. В конце концов ИМР вернули к начальной комплектации.
Рабочий конь войны
ИМР — отличная машина, вот только слишком дорогая. И тяжелая. А инженерным войскам далеко не всегда нужна броня, да и манипулятор используется лишь от случая к случаю. Чаще всего для прокладывания путей движения танков, бронетранспортеров, БМП, самоходок, автотехники требуется лишь бульдозерное оборудование. Да иногда автокран, чтобы что-то поднять и переместить. Инженерные машины с таким ограниченным набором функций, конечно, существуют, и появились они гораздо раньше ИМР. Название машин отвечает их предназначению — это путепрокладчики. Первая такая машина появилась еще в 1960-х и получила обозначение БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче). В качестве базовой машины был взят тяжелый гусеничный артиллерийский тягач АТ-Т. Конструкция оказалась очень успешной, и ее полюбили в войсках.
Через несколько лет машину усовершенствовали. Добавили к бульдозерному оборудованию 2-тонный гидравлический кран и назвали новинку БАТ-М. Бульдозер оказался очень удобным для прокладки колонных путей (временных дорог для наступающих войск), очистки дорог от снега, валки деревьев, расчистки кустарников, устройства съездов на крутых склонах. Например, зимой БАТ-М чистит дорогу со скоростью до 15 км/ч, а летом прокладывает грунтовый путь со скоростью 5−8 км/ч. Конечно, лишь там, где исключен ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Тем не менее кабина машины герметизирована и оснащена фильтро-вентиляционной установкой. Это значит, что БАТ-М способен работать на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами. Например, срезать и удалять зараженный грунт. Как и у ИМР, бульдозерное оборудование может иметь двухотвальное, грейдерное и прямое положения. Вот только изменять положение ножей приходится вручную.
БАТ-М полюбился военным еще за одно свойство. Двигатель, расположенный под кабиной, дает достаточно тепла, так что внутри машины комфортно в любой мороз. В конце 1980-х БАТ-М стали заменять более совершенной машиной БАТ-2, в кабине которой можно разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.