виноградная лоза на стене живопись
Виноград в русских традиционных росписях
Вдогонку ушедшей виноградной недели на Ярмарке мастеров все-таки хочется рассказать, что и у нас на Руси оказывается тоже рос свой особенный виноград. Только рос он не в садах и огородах, а на прялках, сундуках, посуде, шкафах, печных заборах, дверях домов. В данной статье я приведу примеры изображения винограда на основе двух схожих по названию, но совершенно разных по стилистике и географическому происхождению росписей. Речь пойдет о кичменгско-городецкой и городецкой росписях по дереву, а также о хорошо известной всем хохломе.
Итак, кичменгско-городецкая роспись является одной из традиционных росписей Русского Севера, пришла она к нам с Вологодской земли. Тем более невероятным кажется, что именно виноград является одним из основных элементов этой росписи. Без него не обходится ни один орнамент!
«Растительные мотивы, навеянные миром природы и переосмысленные поколениями мастеров в красочные декоративные «райские сады», органично дополняют образный мир народного искусства. Большое распространение в силу своей символики, получили не характерные для Русского Севера цветы и изображения зверей. Виноград, например, в русском народном искусстве считался символом плодовитости. В устном фольклоре виноград символизировал новобрачных. Упоминание о нем встречается и в колядках, и в волочебных песнях. На Русском Севере «виноградье» — поздравительно-величальные песни во время святочных колядований». Так раскрывается значение виноградных гроздьев в методическом пособии по кичменгско-городецкой росписи.
Эту роспись по праву можно назвать домовой, ведь ей украшены целые интерьеры крестьянских домов, которые не раз поражали исследователей своей красотой и гармонией. Еще одним из основных элементом данной росписи является лев. Лев и виноградные гроздья удивительное сочетание для Русского Севера. Глядя на изображения и того и другого вполне можно предположить, что художники никогда воочию не видели ни льва, ни виноградную лозу. На тему львов я уже писала в предыдущей публикации, исследования доказывают, что о них наш народ знал лишь по легендам, возможно так дело обстояло и с виноградом. И как это часто бывает, живописцы черпают вдохновение и идеи из легенд, сказок, песен, которые потом оживают в удивительных визуальных образах и дарят вдохновение и опору в том числе и современным художникам.
«Букет завершался виноградной гроздью «растущей» вверх. Множество мелких листиков окружало гроздь, и в ореоле цветных пятен она была подобна горящей свечке. В некоторых композициях виноград вплетался в цветочный букет, и кисти ягод писались по сторонам центрального стебля. В этом случае грозди заменяли бутоны, насыщали роспись плотной массой, придавали весомость и значимость всей композиции. Если цветочный орнамент писали на горизонтально вытянутой плоскости, то виноградные гроздья располагали по бокам». («Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись»)
И ведь действительно не сразу узнаешь в виноградной свечке знакомые нам ягоды. Полюбуемся сказочными творениями талантливых народных мастеров:
А теперь переместимся с северных просторов на просторы волжские: в город Городец. Городецкая роспись конечно более известна и узнаваема. Купеческий быт, гуляния, чаепития, катания на тройках, в этой росписи словно читается слово – изобилие. Здесь есть все: изобилие форм и цветов, и разумеется, виноград присутствует:
«В городецком фольклоре – песнях, частушках, свадебных припевках часто упоминаются ягодки и виноград. Любят их писать и городецкие живописцы». Так говорится о винограде в книге Л.Я. Супрун «Городецкая роспись». Оказывается и здесь прослеживается свадебная и песенная тема. Наверно это не случайно ведь пожелания благополучия и изобилия чаще всего звучали на свадьбах, а образ винограда, как нельзя лучше эти пожелания выражает. В отличии от кичменгско-городецкой росписи в Городце изображают виноград уже гораздо реалистичнее, гроздья вполне различимы и узнаваемы. Рискну предположить, что на нижегородской земле с ее знаменитой ярмаркой чего только не видывали и рассказать могли во всех подробностях, поэтому и с виноградом были знакомы.
Изображается городецкий виноград разными способами:
Какой бы способ не выбрал художник несомненно одно: городецкий виноград всегда выглядит нарядно и празднично:
Еще одна роспись, которая приходит на ум при упоминании винограда это наша знаменитая хохлома. Возможно, кого-то удивит, что виноградные мотивы в ней есть. Ведь гораздо привычнее видеть рябину или клубнику и малину в исполнении хохломских художников. Но оказывается виноградная тема присутствовала в хохломе с давних времен.
Вот например, старинные образцы:
А это уже более современные изделия:
Восхищает своей изящностью рисунок Г.П. Матвеева, стоявшего у истоков развития семеновской школы хохломской росписи, внесшего огромный вклад в становление хохломы, как высокохудожественного направления народного искусства.
И здесь снова виноградные гроздья, которые в последствии украшали хохломские изделия:
Чего только нет в наших народных промыслах, стоит только присмотреться внимательнее и вам откроется целый диковинный мир, способный обогатить душу и обрадовать сердце!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ВИНОГРАД В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ (Тематическая подборка)
Да-да, сейчас самый сезон для Муската и Изабеллы, а уж Дамские пальчики прекрасны не только на вкус, но даже на внешний вид. Гжелка11 сделала замечательный пост о винограде. Я попробую его продолжить, призвав на помощь, мастеров мировой живописи, изображавших на своих полотнах такой сочный и сладкий виноград. Конечно, я не буду включать в свою подборку натюрморты, ведь их великое множество! Обращусь к любимой мною жанровой живописи и начну, пожалуй, с самых известных картин. Анжела, все эти гроздья я дарю вам!
Карл Брюллов Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) 1827 г.
Караваджо Больной Вакх 1593 г.
Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем и виноградом
Пьер Миньяр Мадонна с виноградом 1640-е
Николас Герхард ван Лейден Иисус-младенец с виноградом 1462 г.
Микеланджело Бахус 1497 г.
Паоло Веронезе Вакх и Церцера 1560-61 г.г.
Караваджо Мальчик с корзиной фруктов 1593 г.
Аннибале Каррачи Силениус, собирающий виноград 1597-1600 г.г.
Якоб Йорданс Аллегория плодородия 1623 г.
Бартоломео Эстебан Мурильо Мальчики, поедающие виноград и дыню 1645-47 г.г.
Бартоломео Эстебан Мурильо Маленькие продавцы фруктов 1670-75 г.г.
Ян Стен Несдержанность 1663-65 г.г.
Якоб Охтервельт Покупка винограда 1669 г.
Карл Брюллов Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя 1827 г.
Сильвестр Щедрин Веранда, обвитая виноградом 1828 г.
Фердинанд Вальдмюллер Собака и корзина винограда 1836 г.
Иван Реймерс Сбор винограда в окрестностях Рима 1862 г.
Василий Верещагин Девушка с виноградом 1865 г.
Элизабет Жан Гарднер Бугро Девушка, собирающая в корзину виноград
Хоакин Соролла е Бастида Мальчик, жующий виноград 1890 г.
Робин Бейк Девушка с виноградом
Рубрики: | Тематические подборки живописи |
Метки: виноград фрукты
Процитировано 9 раз
Понравилось: 2 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
(А я пила по утрам стакан содовой воды-не холодной-перед эпидемией или в разгар гриппа!Тре.
«Сейчас мне 80 лет. Когда-то у меня была очень интересная жизнь. Работала в мюзик-холле. Гастр.
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Виноград в живописи разных художников
Виноград
Современный художник Татьяна Кулигина с отличием закончила Ставропольское художественное училище.Работала в рекламе в торговой сети.Сейчас только пишет картины,участвует в выставках,пишет на заказ.Живет в Ставрополе.
ИЗОБИЛИЕ___Художник Самарская(Кузнецова) Елена Михайловна
Хелен Беланд (Helene Beland) — канадский художник.
Американский художник Leon Roulette
Турецкий художник Ilhan Kılınç(Турция) Художник Ильхан Kılınç, родился в Газиантепе 1964 году
Американский художник Leon Roulette
Американский художник Leon Roulette
Константин Мирошник (род. 14 июня 1971 года в Симферополе) и Наталия Кургузова-Мирошник (род. 10 февраля 1973 года в Калуге) — выдающиеся русские художники начала XXI века, яркие представители традиционной школы русского реализма.
ДЕТИ И ВИНОГРАД___Фердинанд Георг Вальдмюллер (нем. Ferdinand Georg Waldmüller, 15 января 1793, Вена — 23 августа 1865,Хинтербрюль близ Мёдлинга) — один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в.
КИСТЬ ВИНОГРАДА__Художник Бердник Светлана Евгеньевна.
НАТЮРМОРТ С ВИНОГРАДОМ___ Адриан ван Утрехт (нидерл. Adriaen van Utrecht ; 1599, Антверпен —1652, Антверпен) — фламандский живописец эпохи барокко.
ВИНОГРАДНАЯ ГРОЗДЬ___Художник Andrew John Henry Way (1826-1888 )
ХУДОЖНИК АРСЕНЮК ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ.
Жан Франсуа ван Даль (1764–1840)-Французский живописец и литограф фламандского происхождения.
Он сначала изучал архитектуру в антверпенской Академии с 1776, несмотря на свое раннее увлечение живописью.
В 1786 Даль обосновался в Париже, как декоратор.В 1793 он приобрел жилье в Лувре рядом с соотечественниками Пьером — Жозефом Редутом, Пиатом — Жозефом Соважем (1744-1818) и Жераром Ван Спайнденком.
Американский художник Deakin Edwin (American, 1838-1923).
ВОРОБЕЙ В ВИНОГРАДНИКЕ__Удивительный художник Александр Саидов
ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА___современный художник Куликов Владимир Владимирович
Датский художник Anthonore Christensen (1849-1926).
Алексей Антонов родился в 1957 году. Окончил Государственный художественный колледж в Баку. Работал в Москве художником-графиком, иллюстратором журналов, рисовал плакаты для музыкальных групп. Но всё же, главным его искусством являются натюрморты
Современный австрийский художник Heinz Schölnhammer
Рубрики: | пейзажи живопись/пейзажи разные живопись |
Метки: пейзажи разные живопись
Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям
Барельеф на стене своими руками
Барельеф, по своим свойствам и классификациям может отлично подойти под любой дизайн и интерьер. Среди всех его качеств, главным остаётся то, что его можно создать своими руками. Сделать барельеф может каждый, следует лишь только руководствоваться понятным и доступным описанием, чтобы у вас получилась интересная вещь.
Этапы работ по нанесению барельефа
Грунтовка поверхности
Первоначальным этапом всей работы будет являться грунтовка используемой поверхности.
Рисунок для беральефа
Следует определиться с выбором рисунка, сюжет которого можно найти в интернете. В данном нашем случае, мы разберём изображение виноградной лозы вместе с листьями и гроздьями.
Перенос рисунка барельефа, делаем объем
Рисунком распечатываем и переносим его на прозрачную поверхность, здесь можно использовать обыкновенный целлофан. Далее приступаем к работе с гроздьями. Здесь можно выделить два способа, образования гроздьев винограда:
1) сделать его при помощи пластилина;
2) выполнять и создать форму с использованием силиконового материала.
Если, вы решили остановиться на втором варианте, то выполнить его следует, руководствуясь следующими правилами работы:
Используем небольшое количество пластилина для того, чтобы сформировать виноградинку, а также необходимо создать корытце, которое будет служить формой для силикона.
Слепленную ёмкость, которая была выполнена на основе пластилина, заполняем обыкновенным строительным герметикам, лучше всего использовать на силиконовой основе.
Из застывшей формы достаём пластилиновую конструкцию. На основе такой технологии, изготавливаем нужное количество виноградинок.
Из гипса образовываем смесь, по густоте схожую со сметаной. Если у вас нет гипса, то здесь можно использовать алебастр. Полученным раствором заполняем всё содержимое формы. Через короткий промежуток времени, около пары минут, готовые гроздья можно извлекать.
Подготовка поверхности
Продолжаем вести дальнейшую работу с поверхностью стены. Наносим на поверхность стены слой сатенгипса. Сатенгипс – это специальный строительный материал, предназначенный именно для таких работ. Если, у вас нет такого раствора, то можно использовать акриловые шпаклёвки.
С помощью валика, по не высушенному слою, формируем нужную нам поверхность.
Крепим гроздья винограда
После всей обработки, в образовавшийся слой крепим, путём надавливания, созданные виноградинки, образовывая тем самым гроздья винограда, которые вы запланировали.
Делаем листья на барельефе
Сразу после создания гроздьев, пока шпаклёвка ещё не совсем успела высохнуть, приступаем к формированию листьев. Листья создаются путём их переноса с трафарета, или образца, на заранее размеченное место среди созданных гроздьев. После того, как контур скопирован, ещё раз тщательно грунтуем поверхность и даём ей основательно высохнуть.
Делаем барельеф листа объемным
Проводим работу по созданию листа. Здесь, в качестве инструмента можно применить всё, что угодно – это может быть и зубочистка, и хорошо заточенная спичка, или профессиональные инвентарь, типа мастихинов.
Для работы, на этом этапе, потребуется густой раствор шпаклёвки, которую необходимо разместить по намеченному контуру. При помощи подручных средств создаём форму листа, сделав его края зубчатой формы. Стараемся выполнить и передать все особенности листа, включая и его изгибы, и неровности, создаём так же прожилки и стебельки.
При выполнении данной техники можно использовать шприц, заправив его раствором шпаклёвки. Такой метод будет намного эффективнее и проще. Если, это получится, то изображение будет выглядеть, как живая гроздь.
Грунтовка готового барельефа
Самым завершающим этапом будет являться очередная грунтовка, после которой, вы можете покрыть получившейся пейзаж водоэмульсионными красками, либо оставить так, как есть. Вся дальнейшая работа, проводится на ваше усмотрение и пожелание.