Как можно объяснить сон григория какой совет дает ему пимен
«Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон. ” — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не «досматривают”.
Но вернёмся к сну Отрепьева: обратим внимание на то, что во сне герой испытывает совершенно разные эмоции: «И стыдно мне и страшно становилось. ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения.»Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть «Лжедмитрия”, это является своеобразным предвестником «падения”. Наверняка Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о «проклятом сне”, сном и заканчивается: «Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Таким образом, сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву, он тоже вещий, как и сон Петруши Гринёва в «Капитанской дочке».
Как можно объяснить сон григория какой совет дает ему пимен
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 7 классе[1]
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
УРОК 15
А. С. ПУШКИН.
«БОРИС ГОДУНОВ»:
СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
Основное содержание урока
Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Восприятие и выразительное чтение фрагмента (по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии.
I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:
— Найдите в «Словаре литературоведческих терминов», что такое драма как род и жанр литературы.
— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?
II. Сообщение учащегося о Смутном времени и царствовании Бориса Годунова.
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург» (см. статью ниже):
Составление тезисов статьи:
Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.
IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя
Группа 1.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов Пимена «Ещё одно последнее сказанье…» до слов «…Не ведая ни жалости, ни гнева».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.
С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?
Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?
Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.
Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Проснулся, брат» до слов «И в тихую обитель затвориться».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани, рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель.
Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?
Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.
Группа 3.
Прочитайте монолог Пимена со слов «Не сетуй, брат…» до слов «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли…».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах, чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный, государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться.
Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?
О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?
*Как понять выражение «златый венец тяжёл им становился, / Они его меняли на клобук»?
Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?
Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.
Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Давно, честный отец…» до конца.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица, предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня.
С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?
*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?
Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?
*Как понять слова Григория: «…отшельник в тёмной келье / Здесь на тебя донос ужасный пишет; / И не уйдёшь ты от суда мирского, / Как не уйдёшь от Божьего суда».
Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге
Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя».
Составление цитатной таблицы:
— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?
*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.
VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям
Охарактеризуйте труд летописца.
Как летописцы относились к своей работе?
Каким их труд виделся со стороны?
С какой нравственной целью создавались летописи?
Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.
Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?
Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?
Прочитайте воспоминания М. П. Погодина о том, как А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?
Оцените иллюстрации учебника и русских художников к сцене «В келье Пимена».
Итоговый вопрос:
К ак во фрагменте трагедии «Борис Годунов» отразился образ автора и его отношение к русской истории?
Домашнее задание
Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.
Прочитать повесть Пушкина «Станционный смотритель».
Групповое задание.
Индивидуальное задание.
Написать очерк «Иллюстрации к произведениям Пушкина в учебнике для 7 класса».
Подготовить краткое сообщение «Образ И. П. Белкина в предисловии к „Повестям Белкина“».
Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.
ПУШКИН-ДРАМАТУРГ
Известно, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией, театром. В драме «Борис Годунов», созданной незадолго до восстания декабристов, поэт вновь обращается к исторической теме. Он показывает царя и патриарха(1), дворянство и народ, перенося действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена. «Сложными путями пришел Пимен, — по мнению исследователя-пушкиниста Б. Городецкого, — к монашеской келье, пройдя, быть может, через опалу и гнев Грозного. Много переживший, умудренный жизненным опытом, страданиями и думами, Пимен оказывается в состоянии возвышаться в своих суждениях до значительных обобщений. Поэтому его суровые слова о Борисе:
1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. —
воспринимаются как отзвук грозного „мнения народного” о царе — преступнике. Необычайно выразительны и другие действующие лица драмы. Литературовед Г. Фридлгндер в предисловии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения» пишет: «Фигура Бориса Годунова царя, который не получил престол по наследству, как потомок древнего царского рода, но завоевал его хитростью, умом и энергией, — характерна для того времени. Царь Борис — в изображении Пушкина — умный и дальновидный властитель. Благодаря уму и энергии он оттеснил более родовитых бояр, расчистив для себя дорогу к престолу. Но, захватив престол в результате политической игры, Борис своим личным примером показал путь к нему другим политическим честолюбцам. Если один человек темного происхождения проложил себе путь к царскому венцу, то почему не может захватить его другой, хотя бы и простой чернец, раз он чувствует в себе достаточно сил. Такие мысли, как показывает Пушкин на примере Григория, не могут не возникнуть.
Оконченный в 1825 году «Борис Годунов» был напечатан лишь в 1830 году.
* * *
Итак, обратим внимание на то, как создавался «Борис Годунов», подумаем, почему царь долго не давал разрешения на публикацию этого произведения, прочитаем сцену из «Бориса Годунова», представим себе ее героев, подумаем, как автор относится к ним.
НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
(1603 года)[3]
О т е ц П и м е н, Г р и г о р и й спящий.
Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)
Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
Пимен
Проснулся, брат.
Григорий
Благослови меня,
Честный отец.
Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.
Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?
Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!
Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.
Пимен
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.[8]
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах[9]
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом[10] смиренным.
Я видел здесь – вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену и братье:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий[11] спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все – обет[12] примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму[13] здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житие
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась – а в час его кончины
Свершилося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане[14] святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял –
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.
Пимен
Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;[15]
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж – а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку.
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» – раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал –
«Покайтеся!» – народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись – и назвали Бориса.
Григорий
Каких был лет царевич убиенный?
Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)
Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
1. *Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
Сравните два варианта описания:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?
Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?
4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?
1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».
К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и лр. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью? Кто из художников, по вашему мнению, точнее передал замысел А. С. Пушкина?
Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
3. Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)
5. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)
7. Смиряй себя молитвой и постом. – Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи. (вернуться)
8. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) – надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою терновый венец Спасителя – одежду смирения и шлем спасения, защищающий от демонских стрел. (вернуться)
9. Кромешники в тафьях и власяницах – опричники.
Тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы – подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Власяница ( церков.-слав.) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. (вернуться)
10. Игу́мен – настоятель монастыря. (вернуться)
11. Алка́ющий, алка́ть — сильно желать. (вернуться)
12. Обе́т – торжественное обещание, обязательство. (вернуться)
13. Схи́ма – (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. (вернуться)
14. Зане́ – потому что, так как. (вернуться)
15. Послушание (монашество) – работа или вид епитимии в монастырях.
Епитимья (др.-греч. «особое послушание») – исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. (вернуться)