Что нужно делать на семинаре
Что такое семинар и как он проходит в вузе
Семинар – распространенный формат практических занятий в высших учебных заведениях всего мира. Впервые такую форму обсуждения вопросов из области геометрии, математики и философии начали применять ученые Древней Греции. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и сегодня семинары по-прежнему активно используются как в академическом сообществе, так и в вузах, готовящих и инженеров, и гуманитариев или научно-педагогических работников.
Семинар: определение и суть
Семинар – это одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.
Предметом рассмотрения на занятии могут быть:
Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных опытах) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель на занятии становится всего лишь координатором беседы.
Главные цели любого семинара – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научной полемики.
Виды семинаров в вузе
Как проходят
Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.
Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:
Как готовиться
Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.
Порядок подготовки к семинару:
Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.
Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.
Эффективные способы подготовки к семинару за одну ночь
Семинар представляет собой практическое занятие, на котором студенты отвечают по заранее составленному педагогом плану. Как правило, задание на семинарское занятие учащиеся получают на лекциях или на кафедре. Известны они заранее, поэтому у студентов есть достаточное количество времени для хорошей подготовки.
Семинар представляет собой практическое занятие, на котором студенты отвечают по заранее составленному педагогом плану. Как правило, задание на семинарское занятие учащиеся получают на лекциях или на кафедре. Известны они заранее, поэтому у студентов есть достаточное количество времени для хорошей подготовки.
Жизнь студентов насыщена событиями и мероприятиями: проведение времени с друзьями, посещение различных кружков и спортивных секций, участие в конференциях. Несмотря на загруженность делами, это не снимает со студента ответственности за подготовку к семинарам. Личная жизнь и внеучебная деятельность не должны влиять на успеваемость.
Нередко наблюдается такая картина: студент заранее получил план семинарского занятия, вопросы, на которые необходимо найти ответ и тщательно подготовиться, но не подумал приступить к выполнению заранее. Как всегда, он «проснулся» накануне – за день до семинара. Как же быстро и эффективно подготовиться?
Совет №1. Изучите план семинарского занятия
На данном этапе студент может оценить, на какие вопросы он уже знает ответ и может ответить без специальной подготовки, развернуто и полно раскрыть суть вопроса. Здесь же он определяет, на какие моменты ему потребуется выделить больше внимания, времени и сил.
Совет №2. Распределите время и силы
Спланируйте свои действия: с чего начать, где и что искать, сколько времени выделить на каждое действие и пр. Здесь студенту на помощь придет «тайм-менеджмент».
Совет №3. Изучите рекомендации к семинарскому занятию (если они есть)
Как правило, преподаватель выдает список вопросов, которые необходимо подготовиться к занятиям и дает краткую характеристику каждому из них. Если на кафедре есть готовый план занятий, то в нем можно найти описание того, что необходимо рассмотреть, в каком ракурсе, какие источники литературы подойдут. Изучение данного материала позволит очертить границы: что искать, где и пр.
Совет №4. Поиск источников информации
На данном этапе студент собирает данные по семинару. Иногда можно найти разом ответы на все вопросы в одной книге, но не стоит ограничиваться только одним ресурсом. Чтобы детальнее и глубже исследовать проблему, необходимо собрать как можно больше полезной информации. Используйте не только учебники и методические пособия, но и научные статьи, диссертации, монографии, интернет-ресурсы и пр.
Рекомендуется сразу же помечать подходящие фрагменты текста или редактировать материал в отдельном файле.
Совет №5. Отметьте на отдельном листе бумаги, с какими трудностями вы столкнулись во время подготовки к семинару: на какой вопрос не нашли ответ, что непонятно и пр
Данный подход продемонстрирует ответственный подход к учебе и желание развиваться. Более того, студент должен изучить все вопросы. Если он не смог справиться с этой задачей, значит, у него недостаточно навыков по поиску и анализу ресурсов. В этом ему поможет педагог или сокурсники. Выпускник должен уметь решать все проблемы и вопросы, знать все по своему профилю.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет №6. Выбирайте способ подготовки к семинару
Чтобы сократить время на подготовку, можно распределить вопросы между надежными и ответственными одногруппниками. Такой подход оптимизирует время на поиск и обработку информации и позволит «скомпоновать» работу, полноценно изучить ее и подготовиться к ответу.
Обычно на семинарах отвечают по собственному желанию. Если студент «засиделся» за партой, то его в любой момент может вызвать к доске педагог. Поэтому готовиться к семинару необходимо в любом случае.
Совет №7. Заказывайте поиск ответов к семинарским вопросам у специалистов
Если Вы не успеваете самостоятельно найти ответы ни выполнить задание, то можно обратиться к профессионалам. Конечно, если сроки уже «поджимают», то не каждый специалист возьмется за заказ. Профессионалы DissHelp стараются всегда прийти на помощь студентам. Помните, чем короче срок – тем выше стоимость работы. Поэтому старайтесь готовиться к занятиям заранее.
Совет №8. Составьте краткий план ответа на каждый вопрос
Чтобы упростить свое выступление на семинарском занятии, рекомендуется создать небольшой «кастет» выступления: составить план (с чего начать, о чем говорить) с указанием ключевых слов и фраз. Такой подход обеспечит полноценный ответ с учетом всех деталей и тонкостей.
Если Вы заметили, что одногруппник ответил на вопрос, и у Вас еще есть информация по нему, то не стесняйтесь дополнять. Это не понизит отметку вашего «коллеги», но в то же время станет «плюсом» к вашей «учебной карме».
Совет №9. Делайте небольшие передышки, чтобы лучше усвоить информацию
Как правило, к каждому семинару необходимо подготовить около 6-8 вопросов. Если студент чувствует усталость, то следует немного отдохнуть или сменить обстановку. При переутомлении новый материал не усваивается, а большая нагрузка может вызвать «побочные действия» в виде головной боли и пр. Поэтому не стоит мучить организм. Всему свое время. Не забывайте про отдых.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Каждый человек, который когда-то был студентом, точно знает, что такое семинар. Однако, такое мероприятие со временем стало проводиться не только в стенах ВУЗов, но и для обучения самых разных групп населения. Особенно актуально получение новых знаний в профессиональной деятельности.
Семинар – что это?
Классическое определение того, что такое семинар, имеет древнегреческие корни. В переводе с латинского термин «seminarium» означает «теплица, рассадник». В наши дни так именуется форма учебно-практических занятий, на которых проводится обсуждение группой лиц заранее подготовленного материала по определенной теме под руководством и координацией преподавателя.
Такая форма обучения появилась еще в Древней Греции, а затем продолжила свое существование в Древнем Риме. В этих государствах считалось, что важно не только научить студентов неким знаниям, но и обсудить все эти сведения, применяя весь имеющийся арсенал ораторских приемов в дискуссии с преподавателем.
Для чего нужны семинары?
Существует несколько основных целей проведения таких обучающих мероприятий:
Отличие семинара от лекции
Другая знаменитая форма проведения занятий, которая используется не только в университетах, но и на различных курсах – это лекция. Она предполагает выступление преподавателя, который для своей аудитории готовит и объясняет теоретический материал. Это может быть как простое устное выступление, так и подкрепленное слайдами презентации или другими демонстрационными материалами.
Главное, чем отличается методический семинар от лекции – это возможность открытого диалога по определенной теме между преподавателем и учениками. То есть здесь предполагается практическое обсуждение некоторого теоретического материала, который мог быть получен на лекции, высказывание мнений и выдвижение новых теорий и гипотез.
Отличие семинара от тренинга
Еще одним схожим термином, с которым часто путают семинар, является тренинг. Такая форма обучения предполагает наличие опытного педагога, задачами которого является:
Виды семинаров
Такая древняя форма обучения как семинар в наши дни имеет большое количество разновидностей. По цели проведения бывают:
По способу проведения бывают:
Формы проведения семинаров
В практической деятельности выделяют и различные формы семинаров:
Как проводятся семинары?
Для того чтобы качественно и успешно провести любой вид семинара, важно:
Понятие семинара в вузе: особенности для институтов и университетов
Обновлено: 16 Сентября 2021
Каждый студент обязательно сталкивался с понятием «семинар». Для чего необходима эта форма проведения занятий, и как к ней готовиться.
Что такое семинар в институте или техникуме
В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.
Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.
Семинар как форма обучения стал популярен еще в Древней Греции. Ученые активно изучали такие науки, как математика и философия. С целью найти истину они обсуждали важные вопросы, выражали свою точку зрения, что и лежит в основе семинара. В переводе с латыни слово означает «сеять» (seminare). Этот способ проверки знаний используют до сих пор для обучения специалистов любых профнаправлений (технические, гуманитарные и т.д.).
Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.
Семинар в университете — что это
В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.
Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.
Что такое семинар в колледже
Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.
Образовательные технологии при проведении семинаров
Семинарские занятия необходимы для качественного обучения студентов. Чтобы достичь этой цели, при их проведении должны использоваться новые образовательные технологии, повышающие уровень и удобство обучения. От методов «старой» школы преподаватели редко отказываются. Ранее студенты просто отвечали на вопросы и делали задания для усвоения материала. Сейчас эти принципы совмещают с современными стандартами.
В основе новых образовательных технологий лежит принцип игры. Моделируются различные ситуации, вымышленные или вполне реальные, чтобы вместе с получением знаний студенты учились межличностному взаимодействию. На семинарах нередко проводят такие игры:
Сейчас в образовательный процесс активно внедряют тренинги. Эта форма обучения предполагает интенсивное усвоение знаний за короткий промежуток времени. Часто приглашаются специалисты из различных сфер, которые дают мастер-классы, передают полезные навыки и общаются со студентами. Если на лекциях молодые люди только усваивают знания, то семинары предназначены для практики.
Таким образом, обучающиеся не просто зачитывают доклады и другие научные работы. Они анализируют информацию, примеряют на себя роль работника той профессии, которую они выбрали.
Методические разработки семинарского занятия
К каждому семинарскому занятию преподаватель пишет план по определенной структуре. Какие компоненты должны быть:
Важнейшей задачей преподавателя является объективная оценка учащихся после занятия. Критерии оценки должны быть прописаны в плане. Чтобы выставить оценку, преподаватель должен выслушать каждого студента, проверить готовность заданий и задать вопросы по теме.
После обсуждения преподаватель подводит итог: либо задает главные вопросы, либо сам тезисно проговаривает то, что нужно запомнить в первую очередь. Затем отвечает на возражения студентов, ставит оценки и дает задание на следующую пару.
Как минимум, 1 контроль знаний преподаватель должен провести после курса семинаров. Часто проводят 2: в конце и в середине курса. Готовят контрольные вопросы.
Методические рекомендации к проведению семинаров являются опорой для подготовки планов. Преподаватель обязательно должен изучить требования и советы, чтобы занятия соответствовали программе обучения.
Для чего нужны семинары
Значение семинаров в системе обучения трудно переоценить. Их первостепенная задача: научить студента углубленно вникать в тему. После такой формы занятий учащийся умеет:
Виды и формы семинаров
В зависимости от сложности подготовки к семинару выделяют 3 категории:
Таким образом, выделяют 3 вида семинаров, но форм (типов) их реализации намного больше.
Развернутая беседа
Это самый распространенный формат для студентов. Преподаватель последовательно задает 5-6 вопросов, вовлекая учащихся в разговор. Они дают развернутые ответы, не ограничиваясь односложными фразами. Такая форма позволяет задействовать максимальное количество человек.
Доклады и рефераты
Подготовка докладов и рефератов актуальна на первом курсе. Студенты самостоятельно пишут проверочные материалы, а на паре тезисно зачитывают и принимают участие в обсуждении других работ.
Чем доклад отличается от реферата? Реферат представляет небольшое самостоятельное исследование, при этом оно должно быть записано кратко, но емко. Доклад – сообщение на выбранную тему.
Семинар-диспут
В рамках семинара-диспута участники обсуждения проявляют высокую умственную активность. Ответы на вопросы содержат не только личные убеждения, но и научную базу (исследования, мнения и публикации ученых). Умение полемизировать и убеждать являются ключевыми характеристиками участников диспута.
Конференция
По форме реализации конференция похожа на представление докладов и рефератов. В основе также лежит выступление докладчиков. Главное отличие в том, что на обсуждение вынесен узкий круг вопросов, изучение конкретных деталей темы. Часто завершает курс предмета.
Другие формы семинара
К другим формам относятся:
Подготовка к семинару
Семинар требует обязательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Подготовка преподавателя
Преподаватель не только слушает ответы студентов, но и задает направление беседы, критикует высказывания, поэтому должен быть подготовленным. В первую очередь, он составляет план занятий, систему оценок, подбирает литературу для рекомендаций студентам и готовит дополнительные вопросы. Главное, чтобы преподаватель отлично разбирался в теме.
Перед обсуждением педагог объясняет, в какой форме будет проходить занятие и какие дополнительные материалы нужно готовить.
Подготовка студентов
Успешная подготовка студентов к семинарам включает такие этапы:
Для аргументации своего ответа нужно использовать научные пособия, учебники, опираться на исследования ученых. Если вы занимаетесь поиском информации в сети Интернет, то опираться нужно только на авторитетные издания или электронные версии научной литературы.
Оценки на семинаре
После семинара преподаватель выставляет оценки всем студентам, принимавшим участие в обсуждении. Оценивается не только доклад, реферат, но и активность учащегося в других формах работы. Например, задавал ли он вопросы одногруппникам или конспектировал важные уточнения.
Оценку можно получить за такую работу:
Оценка за семинар состоит из многих компонентов. Каждый преподаватель анализирует ответы студентов и присуждает заслуженный балл.
Отличие семинара от лекции
Как мы выяснили, семинар предполагает подготовку студента к вопросам. На лекции студенты редко отвечают на вопросы и делают задания, зато слушают изложение учебного материала преподавателем. Обычно на лекции выносятся самые сложные темы, которые требуют разъяснения или не имеют литературы. Также это может быть авторский курс лекций, разработанный преподавателем.
Что важнее для студента: лекция или семинар
Любое занятие и учебная дисциплина важна и необходима студенту для полного усвоения материала. На лекциях студент не получает оценки, зато перенимает знания от экспертов и педагогов. За пропуски лекций баллы не вычитают, зато могут не допустить к зачету или экзамену.
На семинарах учащиеся зарабатывают оценки, которые формируют итоговый балл. От этого зависит дальнейшее обучение и получение стипендий.
Если вы хотите стать востребованным специалистом, то не должны пропускать ни одно занятие.
Чем лекция и семинар похожи
Лекция и семинар похожи тем, что необходимы для изучения предмета и получения профессиональных навыков. Такое сочетание форм обучения позволяет работать и самостоятельно, и идти навстречу выбранной профессии под руководством преподавателя.
Обязательно ли ходить на семинары
Ходить на семинары нужно обязательно, если не хотите быть отчисленным за большое количество пропусков и отсутствие оценок. Тем более, во многих университетах действует система автоматической сдачи контрольной точки: если студент набирает большое количество баллов, то оценка за экзамен или зачет ставится «автоматом».
Готовьтесь качественно к семинарам и получайте профессию своей мечты. Если у вас возникли проблемы с написанием учебных работ, обращайтесь к специалистам сервиса ФениксХелп.
Как подготовить и провести интересный семинар для студентов
Семинар — одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заданным вопросам заранее. Иногда семинар может состоять из чисто практических занятий, иногда студенты готовят развернутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае преподаватель сначала должен подготовить эти вопросы, а ученики, в свою очередь, должны найти на них ответы. Если вы преподаватель и вам необходимо подготовить семинар, то попробуйте затронуть те моменты, которые не были включены в лекции. Когда учитель начинает повторять и спрашивать студентов о проблемах, которые уже поднимались на лекциях, студентам становится скучно и у них создается впечатление, что они зря идут на занятия.
Материалы
Главное при подготовке семинара учесть то, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если ведется дискуссия, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту и в конце урока приходят к определенному выводу. При таком споре мнение нужно аргументировать и знания, необходимые для этого, откладываются автоматически, без утомительного запоминания.
Для того чтобы семинар получился интересным, нужно заранее предоставить студентам материалы для подготовки. Это может быть как учебная, справочная литература, так и научные труды определенных авторов. Вы также можете обозначить несколько потенциальных вопросов для обсуждения, чтобы ваши ученики заранее начали обдумывать свои ответы.
Также можно использовать стратегию, которая основана на тщательном текстовом анализе одной книги или статьи. В этом случае важно выбрать текст, который предоставляет широкие возможности для интерпретации и обсуждения. Если вы выберете простой текст, смысл которого довольно очевиден, учащимся будет нечего обсуждать. Кроме того, текст не должен быть слишком длинным, чтобы его можно было внимательно прочитать за отведенное время. В одной книге можно выбрать несколько страниц.В любом случае очень важно, чтобы перед началом семинара у студентов было время подготовиться
Вопросы
Подготовьте ряд вопросов, чтобы инициировать дискуссию по ключевым областям темы. Вы можете либо поделиться этими вопросами в начале семинара, либо просто вставлять их в подходящие моменты дискуссии. Во время подготовки убедитесь, что вы учли, сколько времени группе нужно будет потратить на каждый пункт или вопрос для обсуждения, и что будет возможность обсудить все вопросы. В любом другом случае сократите количество вопросов. Вы всегда можете добавить их позже, если обсуждение закончится раньше, чем ожидалось. Также можно разделить вопросы по группам, чтобы студенты выступали коллективно по каждому вопросу.
Стратегия
Кроме тем важно запланировать стратегию обсуждения: очень легко упустить все возможности, которые дает семинар, просто рассматривая его как испытание, которое нужно пройти, а не как совместное учебное мероприятие, которое может дать множество новых идей. Подумайте, как вы можете сделать семинар более интересным с помощью иллюстративного материала, видео, музыки и т. п.
На самом семинаре вам не помешает дать студентам отправную точку для обсуждения. Можно начать с трех или четырех слайдов, чтобы изложить основные аспекты темы. Далее можно задать открытый вопрос. Типичный вводный вопрос: что, по вашему мнению, означает этот текст? Молчание — это нормально. Учащимся может потребоваться несколько минут, чтобы разогреться. После этого ваша ключевая роль — способствовать обсуждению. Раздайте аудитории листы бумаги с фломастерами. Предложите им записать ключевые моменты или зарисовать ключевые моменты. Если вы попросили учащихся обсуждать ваши вопросы в группах, перемещайтесь между группами, чтобы проверить, обсуждают ли они ваши темы, задавайте дополнительные вопросы. Если вы будете сидеть в стороне, то студенты быстро заметят ваше безразличие и будут не заинтересованы в дальнейшем обсуждении.
На какие аспекты еще важно обращать внимание
Какие вопросы можно задавать в процессе обсуждения
В конце важно прийти к общему выводу. Подготовьте его заранее, тогда единственное, что вам нужно будет обобщить на самом семинаре, — это итоги обсуждения. Также дайте студентам возможность оценить процесс в целом и свою собственную работу в частности. Размышление о процессе семинара помогает студентам улучшить свою способность размышлять и участвовать в будущих обсуждениях.