Гьяна йога что это такое
Гьяна йога что это такое
Практики йоги предназначены для развития способности полностью сосредотачивать своё внимание на Всевышнем. Вот что такое йога. Любая практика, приближающая человека к такому единению с Богом, может считаться практикой йоги.Духовный учитель
ПослушайНовостиСобытия(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа) ПосмотриРазделыВопросы |
Шримад-Бхагаватам, 7.7.23 |
Говоря о йоге, мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность, цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда преданное служение Верховному Господу — бхакти-йогой.
Гьяна-йога — это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу следуют философы и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа. Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.
Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.
Если трансценденталист по каким-то причинам ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём гьяна-йоги в течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.
Те, кто сразу следуют путём бхакти-йоги, получают гьяну от Господа — через священные писания и представителя Бога, духовного учителя. Имея веру в священные писания и представителя Бога, человек, просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате клинической смерти, во время медитации или даже без всяких видимых причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.
Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.
Высшее совершенство, которого можно достичь на пути гьяна-йоги — временное «слияние» с безличным Абсолютом ( брахмаджьоти, или Океаном света).
Гьяна – йога философского познания Абсолютной истины
Гьяна – сокровенное знание
Гьяна дословно переводится с санскрита как «знание», но не всякое знание, а только философское знание, связанное с познанием Истины. Таким образом, гьяна – это философское знание, дающее человеку представление о духовном пути, материальной и духовном мире через процесс изучения и анализа.
Гьяна-йога – это одна из четырех разновидностей йоги, целью которой является достижение Абсолютной истины через получение знаний. Знания черпаются из священных текстов, у духовных наставников и авторитетов. Метод гьяна-йоги подразумевает глубокое и ежедневное изучение священных писаний, общение с более компетентными и опытными наставниками и служение им. Через эти методы достигается гьяна.
Игнорирование процесса анализа, изучения, общения или служения мудрецам приведет к невозможности постигнуть знание в правильной форме, что будет выражаться в непонимании, несовершенстве качеств, нераскрытом потенциале знаний. То есть, при нарушении методов гьяна-йоги человек механически получит знание, но не сможет им ни воспользоваться, ни понять его.
Действительность заключается в том, что обрести механически гьяну невозможно. То есть, просто прочитать, проанализировать или даже выучить священный текст наизусть не означает получить знание. Реализованное знание означает естественное следование такому знанию. Понять знание – означает следовать ему без искажений. Такой род знаний можно получить только от мудрецов, от личного служения им. Это знание раскрывается из сердца, из правильного умонастроения, смиренного и почтительного, как к самим знаниям, так и к источнику гьяны. Этот механизм призван обезопасить драгоценное знание от тех, кто не обладая подходящими качествами захочет воспользоваться плодами таких знаний. Только гьяна устроена подобным образом, так как её практическое применение зависит не от знания текстов, а от чистоты сердца, которое возникает как результат совмещения довольства учителей и приобретенного знания.
С гьяной также связан определенный вид кармы, который позволяет намного глубже, легче и естественнее воспринимать знания. Такой вид кармы человек получает как результат смиренного служения мудрецам, по благословениям которых он получает возможность легко понять сокровенное знание. Иначе говоря, если человек легко понимает и от рождения стремиться к обретению знания об Абсолютной истине, не испытывая какого-либо иного мотива, кроме как приверженность к Истине – о таком человеке можно сказать, что в предыдущей жизни он служил мудрецам. По степени стремления к Истине и способности понять знания следует судить о том, насколько хорошо у человека получилось служить мудрецам.
Гьяна – методы достижения
Гьяна достигается совокупностью анализа, изучения, общения, служения и очищения своего бытия:
Анализ материальной природы заключается в том, чтобы методом логики отделить своё духовное существование от бытия материальной природы. Методом анализа возможно достигнуть осознания своей духовной природы и таким образом освободиться от привязанности к материальным объектам, критериям и наслаждениям. Анализ материальной природы заключается в изучении того как влияют на человека карма и три гуны, а также методом наблюдения достичь убежденности в том, что материальная природа бренна и времена, а потому иллюзорна и не заслуживает большого внимания.
Тот, чьё сознание опутано иллюзией, видит множество различий в ценности и значимости материальных объектов, воспринимая их в рамках добра и зла. Погружённый в двойственность, такой человек разделяет деятельность на карму, акарму и викарму.
Изучение шастр, священных текстов даёт саму гьяну, в то же время, без служения духовным учителям эта гьяна останется нереализованной и будет присутствовать как неживой объект. Изучение шастр – это основной метод гьяна-йоги. Изучив священные писания и приобретя знания становится возможно анализировать материальную природу и принять факт своего духовного происхождения. Помимо этого священные тексты передают определенное умонастроение смирения, которое дает возможность правильно общаться с духовными учителями.
Общение с наставниками заключается в двух процессах: слушании и вопрошании. Общение с духовными учителями – это не общение с друзьями, родственниками или знакомыми. С духовной точки зрения, общение с осознавшими себя душами – это самое драгоценное время в нашей жизни, потому что в ходе общения с ними мы можем познать Истину и принять её в нашем сердце. Поэтому, в ходе такого общения, не стоит тратить время на второстепенные, странные, шутливые или иные посторонние вопросы, а спрашивать только о самом главном. Разумеется перебивать или высказывать своё мнение, становясь как бы на один уровень с мудрецом, означает оскорбить его. В ведических историях часто можно услышать, что мудрец может благословить человека только за то, что тот искренне и внимательно слушает. Тогда как за нарушение этикета нередки случаи серьезных проклятий. Как минимум, знание полученное от мудреца, в случае нарушения этикета, будет мертвым и бесполезным. Это очень важно.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Служение фактически означает делать то, что скажет наставник. Важна не форма служения, так как она будет от случая к случаю разной, а то, в каком умонастроении её совершает человек. Если в ходе служения проявляются добродетельные умонастроения ученика: смирение, терпение, послушание, усердие, тогда знание раскроется в сердце. Если же служение совершается с корыстными мотивами приобрести знания, а затем как-то использовать их для собственного наслаждения – знание не раскроется и останется просто внешняя мишура.
Очищение своего бытия, обуздание ума и избавление от дурных наклонностей хотя и не является тем, что само по себе даёт знание, но является условием для раскрытия гьяны. Гьяна в замутненном желаниями уме не раскроется, точно также, как не раскроется в уме, который привязан к большому числу материальных объектов. Все эти дурные наклонности, необузданность ума, порочные качества будут препятствием для обретения гьяны и от них необходимо избавиться. Истинное знание имеет качество «шауча». Это означает, что соприкосновение с таким знанием очищает сознание. Несмотря на это, даже если мы будем ежедневно очищать свое сознание знанием, это будет бесполезно до тех пор, пока мы оставляем в себе наклонность загрязнять свой ум различными дурными наклонностями, качествами, желаниями, действиями или мыслями.
Плоды совершенного знания
Плодов обретения знаний множество и они делятся на прямые и косвенные.
Прямые плоды – это плоды непосредственно проявляющиеся в связи с обретением знания. Избавление от привязанностей и страданий, свобода, счастье, внутренняя самобытность, осознание своей духовной природы, доминирование саттва-гуны, умиротворение. Таких плодов множество, но они сводятся к постоянному счастью, независимому от внешних обстоятельств, и чистому сознанию.
Косвенные плоды – это такие плоды, которые проявляются от прямых плодов. Они могут как проявиться, так и не проявиться, в зависимости от того, какой путь изберет для себя человек. Например, доминирование саттва-гуны дает большинство качеств присущих этой гуне. Совершенствование качеств саттва-гуны даёт возможность обрести сиддхи: например, милосердие даёт возможность видеть сердца людей, понимать их желания. Чистый ум даёт возможность использовать интуицию, правильно и вовремя её интерпретируя. Честность дает словам силу, они фактически сбываются. Это всё происходит от саттва-гуны естественным образом, а саттва-гуна естественным образом возникает от гьяны.
Добродетельные поступки, происходящие от саттва-гуны, становятся причиной возникновения хорошей кармы. Добродетельные поступки исходящие из человека спонтанно, а не из-за желания обрести большие наслаждения, более качественны и способны принести куда большие плоды, чем корыстная деятельность. Таким образом достигается хорошая карма, которая даст множество возможность в будущем продолжать совершенствовать гьяну.
Из гьяны исходит знание законов материального мира, таких как, например, закон кармы, что даёт человеку возможность совершать правильные поступки и не идти на поводу у своих чувств или заблуждений. Таким образом, гьяна освещает путь и не даёт с него сбиться.
Прямых плодов гьяны множество, а косвенных ещё больше. Это похоже на обладание ключом от сокровищницы, где все богатства разложены по сундукам. Раскрывая один сундук, вы обретаете богатство, а раскрывая другой – ещё большее богатство. Истинное знание благоприятно с любой точки зрения, оно способно очистить и возвысить сознание человека до уровня чистого бытия. И только на таком уровне становится доступно настоящее счастье.
Трудности на пути гьяны
Сразу стоит сказать, что обретение гьяны и её плодов – это не теоретический процесс. На деле, часто придется испытывать неожиданные ситуации, возникшие буквально из ниоткуда, которые будут служить экзаменом для того или иного понимания. Таким образом, процесс гьяна-йоги будет заключаться на только в изучении, анализе, общении и служении наставникам, но и в том, чтобы быть способным в любых обстоятельствах применить эти знания. Возможно, вы поймете, что материальные богатства – это источник страданий и бед, и, возможно, у вас украдут деньги. А может быть вас повысят или спонтанно начнут приходить деньги из-за хорошего стечения дел. Предсказать то, как будет испытываться гьяна невозможно, но сказать можно точно, что она будет испытываться и радостями и горем. И если вы останетесь верными знанию в обоих случаях – только это будет означать действительное обретения гьяны.
Первая опасность будет заключаться в ложном ожидании легкого и безболезненного пути, усеянного лепестками розы. Идеализация приводит к разочарованию, а разочарования к отказу от практики. Этот путь труден, но приятен прогрессом и плодами. Это честно и справедливо, добродетель требует труда и лишений, но по итогу даёт ценный плод, в том время как порок сначала очень приятен, легок и быстро иссекает, но за ним будут идти самые неприятные последствия ещё очень долго. И хотя путь гьяны не подразумевает какого-то адского, практически невозможного пути, иногда будет действительно тяжело. Выбирать следует разумно.
Вторая опасность будет заключаться в гордости, которая возникает от прогресса и ощущению причастности к чему-то возвышенному. Это следует пресекать сразу и освобождаться от гордости. Гордость для гьяны – это естественная ловушка, которую трудно заметить. Если же кто-то укажет вам на неё, то гордость не позволит воспринимать совет конструктивно, напротив, собственная возвышенность и «духовность» будет воспринимать советы «обывателя» как глупость, непонимание и заблуждение. От такого следует отказываться и внимательно следить за проявлениями гордости.
Третья опасность будет заключаться в ложном ощущении компетентности. Это будет проявляться в восприятии себя наравне со своими наставниками, склонностью давать другим советы без их просьбы и склонностью искать недостатки даже в старших. Такая манера поведения очень быстро превращается в зацикленность и может стать стилем жизни. Поиск недостатков в других и потребность давать другим советы становится самоцелью, что выражается в том, что целью гьяны становится не собственное совершенствование, а принижение других. Это стоит также пресекать, сосредоточившись на собственном развитии. В действительности, Абсолютная истина – это не настолько мелкая цель, чтобы искренне стремясь достигнуть её, можно было бы ставить дополнительные цели, тем самым отнимая у себя время, возможности и силы.
Четвертая опасность будет заключаться в стремлении «продать» знание. Обменять знание на почет, известность, славу, богатство или престиж. В действительности, знание даёт понимание того, что каждому выделена его доля и просто трудясь можно получить эту долю. Неудовлетворенность будет подталкивать использовать обретенное знание не в духовных, а в материальных целях, тем самым искажая как истинный смысл гьяны, так и её применения. В таком случае, самым ценным станет не настоящее знание, а то, которое можно выгодно «продать». Это искажение цели приводит к плато, на котором человек прогрессирует только внешне, собирая знания, но никак не реализуя их. Определенная природа может подталкивать делиться знаниями, но это стоит делать бескорыстно, как исполнение долга.
Пятая опасность будет заключаться в желании подстроить под себя знания, исказив их. Это случается достаточно часто, когда человеку трудно следовать каким-то высоким стандартам, но при этом, он не желает признавать себя неспособным в чем-либо. Поэтому приходится искать проблему не в себе, а в знаниях, принципах и правилах. Такой человек начинает выбирать не нужный путь, а приятный, тем самым ставя крест на действительном достижении прогресса. Чтобы этого избежать достаточно осознать, что нагрузка должна быть равна уровню, не следует брать на себя слишком большую нощу. Если чувствуете, что неспособны продолжать в таком темпе, отказываться не стоит – достаточно снизить темп или изменить ритм.
Гьяна и Абсолютная истина
Самое важное – это понимать суть знания, то к чему оно должно стремиться. Гьяна должна стремиться к Абсолютной истине. Постигать её и стремиться очистить сознание, для того, чтобы приблизиться осознанию духовной природы и Абсолютной истины – это и есть путь гьяна-йоги. Что же такое Абсолютная истина?
Гьяна – это ведический термин и определение Абсолютной истины также следует искать в ведической философии. Веды определяются Абсолютную истину не как любовь, знание или высший разум, а как нечто из чего всё исходит.
Он – тот, кто есть все, от кого возник этот мир, тот, кто возник раньше меня; Он – бог всех богов, Он – высшее прибежище высших целей.
Эти стихи произнес Брахма, обращая их к Вишну. Брахма – старейшее существо в материальном мире, его создателем является Вишну. В одной из четырех Вед, написано, что все миры исходят из пор Вишну. Таким образом, Вишну является Абсолютной Истиной. Кто такой Вишну? Вишну – это облик Верховного Господа, созданный для создания и поддержания материальных миров. И хотя Вишну неотделим от Верховного Господа, так как по сути является Им, всё же Верховной Личностью Бога является Кришна.
Многие обладают качествами Бхагавана, но Кришна превосходит всех, ибо никто не может затмить Его. Он – Высшая Личность, а Его вечное тело исполнено блаженства и знания. Он – предвечный Господь Говинда, причина всех причин
Шри Рудра сказал: Только Ты — Абсолютная Истина, высший свет, тайна, сокрытая в звуковом проявлении Абсолюта. Тебя видят лишь те, чьи сердца безукоризненно чисты, ибо Ты Сам безупречно чист, как небо. Ты один и только один — изначальная личность, трансцендентная и самопроявленная. Не имеющий причины, Ты причина всего сущего, верховный повелитель. Но Тебя можно увидеть благодаря переменам, которые претерпевает материя под влиянием Твоей иллюзорной энергии, — переменам, которые Ты Сам позволяешь, чтобы все материальные качества могли проявиться полностью. Я, Господь Брахма, все остальные полубоги и мудрецы, чей ум чист, всем сердцем преданы Тебе, нашей самой дорогой Душе и повелителю.
Шримад-Бхагаватам. 10.63.34, 38, 43.
Эти слова к Кришне были обращены Господом Шивой во время битвы при Шонитапуре. Таким образом и Шива признал Кришну Верховной Личностью Бога – Абсолютной истиной. Это же сделал и Брахма. Брахма и Шива являются ведическими авторитетами и отрицать сказанное ими значит не признавать авторитет Вед в целом, а значит и смысла в обретении гьяны совершенно нет.
Таким образом, Абсолютной истиной является Кришна. Достижение Его – это достижение духовного мира, Его обители. Достигается это методом преданного служения – бхакти-йоги. Так постигается Абсолютная истина, которая является высшей целью ведического знания. Поэтому, всякому желающему познать Абсолютную истину следует приобрести знание и практиковать метод бхакти-йоги, который является самым возвышенным из всех путей йоги.
Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание
Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.
Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.
Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.
Что это? Особенности
Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.
Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.
Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.
Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Польза
Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.
Видео
Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:
Методы
Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.