Гьяна йога что это
Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание
Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.
Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.
Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.
Что это? Особенности
Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.
Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.
Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.
Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Польза
Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.
Видео
Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:
Методы
Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.
Джняна-йога
Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».
В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.
Что такое джняна-йога
Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.
Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.
Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.
Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.
Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.
Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.
Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.
Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.
Три стадии освоения Джняна-йоги
Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.
В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.
Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.
Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.
Гьяна-йога
Ученик на пути гьяна-йоги развивает четыре спасительных качества, а именно способность различать (вивеку), отречение (вайрагью), шесть добродетелей (контроль ума, чувств, терпение, умиротворенность, вера, осознание) и стремление к спасению от перерождений (мумукшатва). Затем он слушает истинное (шравана). После этого он практикует размышление (манана) и непрерывную медитацию (нидидхъяса). Он медитирует на истинное значение ОМ и на великое утверждение тат твам аси (ты есть То), которое удостоверяет тождество индивидуальной и Высшей душ. Это его внутренняя практика (антаранга садхана).
Гьяни получает садъо мукти, или немедленное освобождение. Он не попадает ни в один из миров. Его праны не умирают. После того, как физическое тело оставлено, он становится единым с Брахманом.
Читайте также
37 Джняна (гьяна)
37 Джняна (гьяна) Знание истины и понимание правильных средств воплощения ее в повседневной жизни —таковы две существенные характеристики джняны. Джняна — это сила, которая поднимает игрока к плану блаженства, расположенному в восьмом ряду за пределами чакр. Игрок,
Виктория Бегунова, Вадим Запорожцев Курс Йоги 210. Тантра йога. Йога мужчины и женщины. Йога Триада
Виктория Бегунова, Вадим Запорожцев Курс Йоги 210. Тантра йога. Йога мужчины и женщины. Йога Триада Йога даёт рекомендации, но последнее слово остаётся за
Шаг 1 Что такое Интернет Йога Курсы Международного Открытого Йога Университета?
Шаг 1 Что такое Интернет Йога Курсы Международного Открытого Йога Университета? Анализ нашей истории. Кто и для чего учиться у нас?Друзья, чтобы быстро составить себе представление о том, что это за курсы, можно провести быстрый экспресс анализ курсов, а именно узнать, кто
Гьяна-йога
Гьяна-йога Гьяна-йога – это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этот путь обычно выбирают философы и мыслители, которые разочаровались в попытках найти счастье в материальном мире. Их квалификация – разочарованность. Их способ – сознательное
Глава первая. Гьяна – йога
Карма, бхакти и гьяна в Раджа-йоге
Карма, бхакти и гьяна в Раджа-йоге Все йоги переплетены между собой, как листья на чайном кусте. Не существует отдельной карма-йоги в Мадрасе, бхакти-йоги в Алморе и раджа-йоги в Бомбее. В самой раджа-йоге вы практикуете аскезу (тапас), изучение писаний (свадхьяйю) и
Гьяна-йога
Гьяна-йога Ученик на пути гьяна-йоги развивает четыре спасительных качества, а именно способность различать (вивеку), отречение (вайрагью), шесть добродетелей (контроль ума, чувств, терпение, умиротворенность, вера, осознание) и стремление к спасению от перерождений
Глава пятьдесят четвертая. Сева-йога (йога бескорыстного служения)
Глава первая. Гьяна – йога
Глава первая. Гьяна – йога
Упанишады приближают вас к Реальности, Истине, или Брахману (Высшему Духу). Упанишады являются непосредственными откровениями Истины, поэтому их называют Шрути («откровение», «услышанное»), в отличие от Смрити («воспоминание», то есть традиция). Упанишады были открыты в глубоких медитациях мудрецам (риши), которые донесли их до нас. Риши доподлинно воспринимали Истину, описанную в Упанишадах, поэтому Упанишады есть плод непосредственного восприятия Истины (апарокша анубхути). Поэтому послание Упанишад возвышенно, а мудрость Упанишад глубока и вдохновенна. Одна мантра из Упанишад поднимет вас до великих высот духовной славы и великолепия в утверждении в Высшем «Я» (адхьятмик).
Господь постоянно пребывает в этой вселенной. Единый Господь сокрыт во всех существах подобно маслу в молоке, электричеству в проводах, зародышу в утробе матери. Хотя Он всепроникающ и являет Собой единственно существующую Реальность, Его присутствие не осознается вами из-за того, что ваше сердце не чисто, а интеллект не проницателен. Атман (Дух) может быть воспринят только чистым, проницательным, утонченным и острым интеллектом; а интеллект становится острым и утонченным, когда очищены тонкие и грубые впечатления ума (васаны и самскары).
Но Создатель вложил в ум человека страсть (раджас), и потому он устремляется к чувственным объектам, ища в них наслаждение. И все же мир нуждается в таких героических духовных личностях (дхира пурушах). Этот духовный герой, солдат Высшего «Я», обращает взор внутрь, подчиняет чувства (индрии), успокаивает ум, оттачивает интеллект и, воспевая ОМ, медитирует на лучезарный Атман.
Читайте также
Глава первая ЧТО ТАКОЕ ЙОГА
Глава первая ЧТО ТАКОЕ ЙОГА Уравновешенность ума называется Йогой. Совершать действия без привязанностей и оставаясь уравновешенным в успехе и неудаче – это Йога. Бхагават Гита Просто сядьте и на несколько секунд закройте глаза. Остановитесь на мгновение. Что вы
Беседа первая. ЙОГА: РОСТ СОЗНАНИЯ
Гьяна-йога
Гьяна-йога Гьяна-йога – это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этот путь обычно выбирают философы и мыслители, которые разочаровались в попытках найти счастье в материальном мире. Их квалификация – разочарованность. Их способ – сознательное
Гьяна-йога
Гьяна-йога Ученик на пути гьяна-йоги развивает четыре спасительных качества, а именно способность различать (вивеку), отречение (вайрагью), шесть добродетелей (контроль ума, чувств, терпение, умиротворенность, вера, осознание) и стремление к спасению от перерождений
Глава тридцать первая. Хамса- (парамахамса-) йога
Глава сорок первая. Намаскара-йога
Глава сорок первая. Намаскара-йога У вас не будет прогресса в этой йоге, если вы обращаетесь пренебрежительно с другими. Господь Кришна учил намаскара-йоге Уддхаву. Если вы эгоистичны, вы не сможете всем приносить намаскар (поклон)! Эгоистичные люди не могут практиковать
Глава пятьдесят четвертая. Сева-йога (йога бескорыстного служения)
Гьяна йога что это
Практики йоги предназначены для развития способности полностью сосредотачивать своё внимание на Всевышнем. Вот что такое йога. Любая практика, приближающая человека к такому единению с Богом, может считаться практикой йоги.Духовный учитель
ПослушайНовостиСобытия(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа) ПосмотриРазделыВопросы |
Шримад-Бхагаватам, 7.7.23 |
Говоря о йоге, мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность, цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда преданное служение Верховному Господу — бхакти-йогой.
Гьяна-йога — это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу следуют философы и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа. Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.
Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.
Если трансценденталист по каким-то причинам ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём гьяна-йоги в течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.
Те, кто сразу следуют путём бхакти-йоги, получают гьяну от Господа — через священные писания и представителя Бога, духовного учителя. Имея веру в священные писания и представителя Бога, человек, просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате клинической смерти, во время медитации или даже без всяких видимых причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.
Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.
Высшее совершенство, которого можно достичь на пути гьяна-йоги — временное «слияние» с безличным Абсолютом ( брахмаджьоти, или Океаном света).