говорящие стены в доу примеры
Использование технологии «Говорящие стены» в работе с детьми раннего возраста
Использование технологии »Говорящие стены»
в работе с детьми раннего возраста.
Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашем детском саду была внедрена технология «Говорящая стена».
Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию детей раннего возраста, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Говорящая стена (интерактивная)- это:
· центр познавательного развития,
· создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
· развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
· обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок. Говорящая стена может включать много элементов. Центральную часть нашей стены занимает магнитная доска. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, липучки, кармашки, что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды.
Все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве или пересадить птичек.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки. Дети раннего возраста активно выполняют такие задания, как «Найди такой же», «Собери фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Кто как кричит».
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.
Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.
Опыт работы «Использование технологии «Говорящие стены»
Лейла Якубовна
Опыт работы «Использование технологии «Говорящие стены»
(Слайд) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и вещи, и явления». Мы бы добавили к этому, что в детском саду могут воспитывать даже «стены».
Откуда пришла к нам технология «говорящих стен»? (Слайд) Если быть точными,то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т. д. То есть «заговорили» стены на самом рассвете человечества.
(Слайд) В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Для реализации этих требований в детском саду была внедрена технология «Говорящая стена». Технология «говорящая стена»включает в себя: развивающую, сенсорную, интеллектуальную стены в предметно-развивающей среде групп.
Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте сохранить ростки памяти о прадедах, их мужестве. Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории каждой семьи, каждого города нашей страны. Именно поэтому, наш детский сад решил принять участие в республиканском проекте «Моя семья в истории Великой Победы» посвящённом 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Мы назвали её «Стена Памяти». Магнитная доска может оформляться педагогом, также педагог может привлечь детей, в нашем случае «Стена Памяти» оформлена ещё и с привлечением родителей. Каждая фотография на доске-это отдельная история солдата. Здесь собраны фотографии военной эпохи, послевоенные фотографии, рассказы участников, записанные их детьми, документы. Тем самым погружая детей в особую атмосферу, создавая и поддерживая у них познавательный интерес, развивая зрительное и слуховое восприятие. Воспитывая чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В.
(Слайд) Обратите внимание, наша «Стена Памяти», посвящена прадедушкам, прабабушкам, детей группы. Кто-то из них, будучи 14-летними мальчишками, девчонками; приписав себе годы отправились на борьбу с фашистами. Не все дошли до Берлина.
Эта «Стена Памяти», посвящена Терентьеву Валериану Терентьевичу. Здесь описан весь его «военный маршрут». Каждая фотография – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, это наша история, наша судьба в фотографиях, в родных, любимых лицах…
Таким образом, «Говорящая стена», а в нашем случае «Стена Памяти» выполняет роль путеводителя по маршруту войны Канаш-Берлин.
(Слайд) «Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. В музыкальном зале, нами также оформлена «говорящая стена» на тему «Поэты и композиторы ВОВ», «Исполнители песен в годы ВОВ».
При оформлении «Говорящей стены» важно не перегрузить пространство. Важнее всего-осмысленность, то есть, каждый элемент в отдельности и система элементов несут смысловую нагрузку. Нужно чётко представлять себе, когда мы можем обратиться к «говорящей стене». Это может быть ненавязчивое закрепление пройденного материала, расширение полученного детьми опыта или, как в нашем случае знакомство детей с понятием «Великая Отечественная война».
Для «говорящих стен» работает правило «красного угла» (угол, куда прежде помещали иконы в избе). Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного (первичного, при входе в помещение) внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания, оптимальнее перемещать ее против часовой стрелки, влево от «красного угла».
Наконец, важно понимать, что «говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах, как и все образовательное пространство в целом. Не стоит закреплять их «раз и навсегда», нужно подумать о носителях, допускающих перемещение и замену компонентов. При этом места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится, а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса.
(Слайд) Вместо магнитной доски,элементом развивающей среды выполняющей роль «говорящей стены» может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах. В специальных кармашках на развивающей стенеразмещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.
Так же функцию интеллектуальной «говорящей стены» может выполнять Лэпбук, благодаря которому, мы можем сделать ребенка полноценным субъектом образовательных отношений.
В Год Памяти и славы, дети нашей группы совместно с родителями изготовили вот такие Лэпбуки «Города-герои», «Фронтовые победы», «Герои города Канаш», «К 75-летию победы» ….
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.
Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.
Говорящие чулки МК Недавно моя старшая дочка увлеклась вязанием крючком и спицами, естественно сразу было куплено несколько клубков ниток. Смотря на нитки.
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».
Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.
Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ
Титова Оксана Анатольевна
Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ
Аннотация:
Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного образовательного учреждения. Первый период посещения дошкольного учреждения самый тяжелый, период адаптации.
Задача педагога: сделать процесс адаптации безболезненным. Чтобы выполнить эту задачу, воспитателям необходимо создать для малышей более комфортные условия пребывания в детском саду. Применение педагогами технологии «говорящей стены», а в данном случае проведение режимного момента «Утро улыбок», поможет установить между детьми и воспитателем атмосферы доверия, задаст тон для благоприятного общения в течение дня, а также поможет установить эмоциональный контакт. Всё это будет способствовать успешной адаптации ребенка в детском саду. Данное пособие предназначено для воспитателей ДОУ и родителей.
Содержание:
1. Пояснительная записка….…3
2. Основная часть….….…. 4
2.1. Влияние улыбки на эмоционально-психологическое состо-
2.2. Технология «говорящей стены» как средство социализации
2.3 Условия успешной адаптации детей раннего развития. 10
3. Практическая часть…. …12
5. Список литературы…. ….14
1. Пояснительная записка
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.
Задачи:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Учить детей с помощью цветных смайликов оценивать своё эмоциональное состояние.
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
3. Управление детьми своим поведением, эмоциональным состоянием и способами общения.
2. Основная часть
2.1. Влияние улыбки на эмоционально-психологическое состояние
«Я понял, в чем ваша беда.
Вы слишком серьезны.
Все глупости на земле cовершались
именно с этим выражением лица…
Улыбайтесь, господа… Улыбайтесь…»
(из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)
В своем прямом значении улыбка является выражением радости. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Это происходит при искусственной улыбке — простом растягивании губ.
А вот в настоящей улыбке задействуются круговые мышцы, отвечающие за движения век. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает легкие морщинки, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз. Одновременное сокращение скуловых и круговых мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур. Интересно, что мышцы вокруг глаз могут сокращаться только непроизвольно, когда человек действительно испытываем приятные чувства.
Википедия, ссылаясь на Толковый словарь русского языка Ушакова [32], дает нам следующее определение улыбки: «Улыбка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз, и щек, показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка)».
Там же отмечается: «Улыбка — это в первую очередь мозговой процесс. Все начинается с возбуждения передней зоны гипоталамуса (а возбуждение задней зоны гипоталамуса вызывает обратную реакцию недовольства). Оттуда поток нервных импульсов передается в лимбическую систему, отвечающую за наши эмоции. Мышечный тонус ослабевает, появляется довольное выражение лица».
Способность улыбаться дана человеку ещё до рождения. Это доказали японские ученые, сфотографировав ребенка на двадцать третьей неделе в утробе матери во время ультразвукового исследования.
«Ребенок улыбается еще до рождения, — пишет Ш. А. Амонашвили, — находясь в утробе матери. А когда родится, засеките время: в точно назначенные сроки он улыбнется, и это будет его Первая Улыбка, которую мы сможем увидеть, если не будем сводить с него глаз.
Она возникнет у него в уголке рта. Он может спать в это время, может смотреть в глубь пространства (видит кого-то, неважно, но он обязательно улыбнется в назначенное время, не раньше, не позже. Все младенцы знают этот назначенный срок улыбки. Может быть, посылают улыбку звездам?
Улыбка эта блаженная и Божественная, самая прекрасная из всех человеческих улыбок. И сияет она на лице младенца всего несколько мгновений. А потом забирает он Первую Улыбку свою обратно вовнутрь, как источник всех остальных улыбок, которые засияют на его лице в дальнейшем, в течение долгих лет жизни».
Способность улыбаться дана не только человеку. Думаю, что те из вас, кто имеет домашних питомцев, согласятся с доказанным наукой фактом, что многим животным свойственно выражать свои позитивные эмоции именно улыбкой. Это относится к собакам, кошкам, крысам, приматам, дельфинам и даже к некоторым птицам.
Улыбку можно различить на расстоянии до 300 футов (91,5 метра, т. е. на расстоянии большем, чем то, которое требуется для различения других выражений лица, и за более короткое время. Это установил в своих исследованиях Пол Экман. Он же утверждает, что существуют десятки видов улыбок.
В классификации Экмана можно встретить такие виды улыбок: искренняя, испуганная, притворная, ответная, жестокая (садистская, смущенная, флиртующая, улыбка презрения, жалкая, угодливая, сдержанная, «улыбка Чаплина», возбужденно-довольная, удивленно-довольная, грустно-довольная, оценивающая, испуганно-довольная, прикрывающая, примирительная и другие.
Улыбка, как считает Ш. А. Амонашвили, это знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором в данный момент он нуждается больше всего. Он выделят такие спектры улыбки: дружеская улыбка, приветливая улыбка, улыбка сорадости, улыбка ободрения, ласковая улыбка, улыбка одобрения, улыбка согласия, улыбка единения, улыбка понимания, улыбка восхищения, улыбка успокоения, улыбка сожаления, улыбка сочувствия, улыбка сострадания.
«Улыбка, — пишет Ш. А. Амонашвили, — несет в себе свое Божественное Начало. Все Божественное должно служить Божественному: возвышенному, духовному, благому, доброму. Таково предназначение Улыбки. Говорят же: «Божественная Улыбка», «Ангельская Улыбка». Однако низменные чувства и устремления людей породили суррогаты и антиподы Улыбки. Истинная Улыбка несет только благо, а нести другим зло она не умеет, не может и не будет.
В книге «Психология эмоций» Керрол Изард описывает известную классификацию улыбок, основанную на исследованиях Пола Экмана и Уоллеса Фризена, согласно которой выделяют три типа улыбки: фальшивую, несчастную и искреннюю.
Фальшивая улыбка имеет две разновидности: поддельная улыбка и притворная улыбка. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным. Именно такую улыбку чаще всего мы встречаем на лицах «вышколенных» продавцов-консультантов, официантов, менеджеров и т. д. При помощи притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.
Несчастную улыбку Пол Экман и Уоллес Фризен описывают как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, и это написано у него на лице, однако вопреки своим чувствам он пытается изобразить улыбку. Такая улыбка получается у тех, кто, прочитав вдохновляющие статьи о пользе улыбки, пытается ее «водрузить» на свое лицо, несмотря на то, что «сердце плачет и рыдает».
Искренняя улыбка — это не просто выражение позитивных эмоций, это состояние души. Она и есть той настоящей улыбкой, особенности которой я описала в начале этого подраздела. Ради того, чтобы на ваших лицах сияла такая улыбка, я создавала этот курс. Именно такая улыбка способна творить чудеса. И именно такая улыбка способна сделать вас магнитом для людей.
Искренняя улыбка рождается в подсознании человека, в то время как фальшивая и несчастная улыбки вызываются человеком сознательно. Тот факт, что лицевыми мышцами человека управляет подсознание, выяснили шведские ученые. Они провели эксперимент, в ходе которого его участникам показывали картинки счастливых и хмурых лиц, предлагая либо копировать эмоции, либо выражать противоположные или сохранять безразличие.
В одной статье мне встретилась такая статистика: дети в среднем в день улыбаются и смеются 500 раз, взрослые — 14 раз [15]. А в некоторых других источниках картина еще печальнее — 5—10 улыбок за день в среднем приходится на взрослого человека. И это еще не самый худший вариант. К сожалению, встречаются люди, которые могут за день ни разу не улыбнуться.
«Что может сотворить энергия Улыбки?», — спрашивает в своей книге Ш. А. Амонашвили. Далее он дает ответ на свой вопрос:
«Вот на что она способна:
— поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается; — закрепляет устремленность к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается; — иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается; — усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности; — помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви; — зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность; — служит целебной эманацией; — гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми; — облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию; — служит накоплению даров духа; — гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть; — делает жизнь людей красивой, радостной. Так улыбка несет мощь».
Вывод:
Улыбка является выражением эмоционального самочувствия, а также способна помочь человеку улучшить физическое и психическое здоровье, способствовать формированию духовно-нравственных отношений людей в обществе. Дети раннего возраста, в процессе адаптации, сталкиваются с такими проблемами, как стресс, внутренние переживания, и порой нуждаются в поддержке. Поэтому для этого я создала у себя в группе «Утро улыбок», чтобы каждый ребёнок, приходя в детский сад, смог зарядится позитивом.
2.2. Технология «говорящей стены» как средство социализации
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены».
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Цель и задачи технологии «Говорящая стена»
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
• Создать атмосферу эмоционального комфорта.
• Создать условия для творческого самовыражения.
• Создать условия для проявления познавательной активности детей.
• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей.
Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. «Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. Музыкальный руководитель размещает на ней портреты композиторов, инструктор по физической культуре – картинки с изображением видов спорта, педагог-психолог – картинки с изображением различных эмоций. Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому целью организации «говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.
Основное предназначение «говорящей стены» в группе — проведение «Утра улыбок», которое устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между участниками беседы.
«Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим. Языковое погружение легче дается детям, когда весь материал, размещенный на «говорящей стене», также дублируется на другом языке. Хочется сделать акцент на работу педагогов по формированию у детей толерантности, как одного из основных направлений нравственного воспитания.
Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему-либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам, налаживать контакты со сверстниками.
Вывод:
2.3 Условия успешной адаптации детей раннего развития
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно используются разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т. е. правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Составляется перспективный план на адаптационный период. В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Поэтому, создание в нашей группе «Утро улыбок», стало способствовать легкой и успешной адаптации детей.
3. Практическая часть
Режимный момент «Утро улыбок», проводится в утренние часы приёма в приёмном помещении для детей раннего возраста.
Включает в себя следующие этапы проведения:
1. Сюрпризный момент «Улыбнись солнышку» (родитель с ребёнком подходит к солнышку на стене, где каждый лучик символизирует ребёнка. Берёт «сундучок радужного настроения», в котором лежат разноцветные смайлики). (См. приложение 1)
2. Постановка перед детьми игровой задачи (родитель предлагает ребёнку выбрать смайлик любого цвета и поместить его на свой лучик рядом со своей фотографией). (См. приложение 2)
3. Прощание с родителем (Родитель обнимает ребёнка, целует и заводит в группу). (См. приложение 3)
4. Подведение итогов:
После приёма детей, воспитатель выходит в приёмную и отмечает настроение каждого ребёнка с помощью разноцветных смайликов (синего, зелёного, красного и желтого цвета). (см. Приложение 4)
Чем больше смайликов с положительным значением, тем лучше и комфортнее ребёнок чувствует себя в детском саду. И соответственно, успешнее адаптация.
4. Заключение
«Утро улыбок» способствует сохранению психологического здоровья каждого ребёнка и помогает обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребёнка. А также выражение ребёнком своих эмоций (радость, грусть). «Утро улыбок» помогает войти детям в мир эмоций, сказать себе и окружающим: «Мне плохо, я злюсь, я радуюсь, я спокоен, я доволен».
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
В процессе использования режимного момента «Утро улыбок», заметно улучшилось эмоциональное состояние детей, а родители стали более внимательны к периоду адаптации. Всё это говорит об успешности данного методического пособия.
5. Список литературы
1. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007 г. – 79 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.
Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.
Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.
Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.
Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.
Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.
Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.
Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.