гидравлические двери в метро
Гермозатворы Московского, Киевского и Пражского метро
Публикация фотографий тоннелей Московского метро вызвали большой интерес у драйвовчан, поэтому продолжаю тему метрополитена интересными, скрытым от глаз, устройствами, а именно гермозатворами тоннеля, в метрошной системе обозначений именуемыми «Металлоконструкциями» или «МК».
Троллям привет! )
Итак, история этих сооружений отправляет в период после Великой Отечественной войны, когда обозначили подземелье метро не только, как транспортное предприятие с функцией бомбоубежища, но и появилась потребность защитить людей и объекты, находящиеся там, от возможного ядерного удара наших сегодняшних «партнёров», а так же от возможных затоплений в сложных геологических условиях разветвлённой сети тоннелей метрополитена.
Интересно почитать Александра Попова ака Russos, автора этих замечательных фотографий.
Начиналось всё так:
«Первая очередь метрополитена в Москве и также все последующие до начала строительство глубокого Арбата и Кольцевой не оборудовалась гермозатворами, но опыт Великой Отечественной Войны и реалии новой третьей мировой — уже атомной, вынудили начать монтаж м/к (металлоконструкций) на уже построенных и строящихся линиях. Если разработать проект гермоворот для новых станций и перегонов особых проблем не вызвало, то оснащение металлоконструкциями уже действующих тоннелей требовало проявить инженерную смекалку, чтобы вписать затвор в конструкцию уже действующего тоннеля с его габаритом. При этом все работы должны были производится в ночные окна. Как это было решено для станций вы можете увидеть сами, например, на Театральной, Площади Революции и других станциях первых очередей. Мы же посмотрим на станцию «Красные ворота», где было по каким-то причинам применено нестандартное решение.
А вот вписать затвор в действующий перегон оказалось проблематично. В открытом состоянии он просто не помещался по высоте. А уж электрический привод и подавно не влезал в габарит. По этому были разработаны затворы с гидравлическим приводом и отклоняемой верхней частью. «Повезло» в том, что обделка, начиная с второй очереди, была диаметром 5,6 метра — вписать это в стандартные для сегодняшнего времени 5,1 метр, было бы наверно невозможно или очень сложно.
С первой очередью оказалось проще, там габарит тоннеля вполне позволял разместить специальные гермоворота, лишь немного отбив внутри бетон и изменив профиль сечения. Отклоняемая верхняя часть в данном случае была не нужна, разрабатывать новый тип затвора не стали.»
Гермозатвор
Все гермозатворы в метрополитене закрываются по команде «ПИ» (в отличие от многих терминов, эта аббревиатура имеет расшифровку: «полная изоляция») или «ФВ» («фильтровентиляция»), и разделяют всю систему метро на независимые герметичные отсеки, так называемые УАЖ (участок с автономным жизнеобеспечением), каждый из которых послужит убежищем (или братской могилой, как повезёт) для населения.
Гермозатворы Московского метрополитена находятся в ведении ДСО-1.
Содержание
Устройство гермозатвора
Тоннельные гермозатворы
Конструкция
Тоннельные гермозатворы представляют собой масштабные конструкции. Чаще всего они выполнены в виде распашных ворот, реже (намного) встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу: такие устройства установлены, например, на Кольцевой линии московского метро.
Распашные гермозатворы устанавливаются в тоннели с диаметром 5,6 метров и более. В старых тоннелях диаметром 5,1 метра устанавливается специальная версия гермозатвора с откидывающимся верхом.
Разумеется, стопроцентной герметичности закрытый гермозатвор не даёт, поэтому при помощи системы фильтровентиляции в загерметизированном отсеке поддерживается повышенное давление. Благодаря этому через щели и дырки в гермозатворе воздух попадает только наружу и никогда внутрь.
Управление
Тоннельный гермозатвор управляется дистанционно при помощи электромеханического привода. Обычно привод состоит из червячной передачи, не требующей практически никакого обслуживания.
Тоннельные гермозатворы являются причиной многочисленных эпичных выпилов желающих прокатиться на крыше вагона метро. Вагон довольно сильно гуляет в тоннеле и в своей верхней точке его крыша находится в 10-15 сантиметрах от оклада гермозатвора. Дальше покатушка превращается в русскую рулетку: если повезёт и вагон окажется в нижней точке, то теоретически можно проскочить; если не повезёт, то скорость столкновения тела с бетонной поверхностью не оставляет никаких шансов на выживание.
Станционные гермозатворы
Конструкция
На станциях мелкого заложения гермозатворы, как правило, расположены в подуличных переходах и стыдливо прикрыты металлическими пластинами.
Управление
Курбель от станционной гермы находится у начальника станции.
Обходные пути
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Элементы дезактивационного душа, костюм химической защиты, противогаз и прочие элементы можно взять на складе ГО, который есть на каждой станции, и даже не везде еще просран.
Гермозатворы в вентиляционных шахтах, ходках и коллекторах
После поступления сигнала «ПИ» все вентиляционные шахты, кроме ВВ, закрываются гермозатворами. Затворы обычно размещаются в подходных тоннелях.
Кроме того, гермозатворы перекрывают (порой в неожиданных местах) кабельные коллекторы, ходки и прочие пути проникновения радиоактивного воздуха, солёной воды и диггеров в тоннели метро.
Затворы в коллекторах редко управляются дистанционно и обычно предполагается, что они постоянно закрыты или будут закрыты в угрожаемый период. В таких местах редко применяется курбель, чаще всего небольшие затворы закрываются при помощи закреплённого на них штурвала.
В большинстве случаев в ходках и коллекторах применяются гермы в виде обычных распашных дверей. Интересным, но редко встречающимся исключением являются затворы типа «бабочка», перекрывающие круглый проём. Как несложно понять из названия, они представляют собой две половинки круга, закреплённые на вертикальной оси и складывающиеся, как крылья бабочки.
Гермозатворы в вестибюлях
В вестибюлях станций, построенных в 50-60-е годы (мы сейчас говорим про Москву, Питер и Киев) часто размещались гермозатворы, отделяющие кассовый зал от эскалаторного наклона. Считалось, что толстые бетонные стены вестибюля обеспечат достаточную защиту в случае далёкого ядерного взрыва или химической атаки. Однако, с увеличением мощности боезарядов, размещённых на межконтинентальных баллистических ракетах некоторых дружественных стран, стало понятно, что нет никакого смысла оставлять части герметизируемых зон на поверхности. С тех пор гермозатворы располагаются только в сооружениях, над которыми не меньше метра грунта и которым ничего не страшно. Кроме сваи, разумеется.
Другие ареалы обитания гермозатворов
В большинстве прочих подземных сооружений также встречаются гермозатворы, однако даже на самых серьёзных военных объектах наподобие подземного штаба полка РВСН они по своей брутальности и масштабам даже близко не дотягивают до тех, что установлены в метро. Тем не менее, увидеть гермодвери, гермодверцы, гермодверочки, гермофорточки и прочую мелюзгу можно в любом окрестном бомбоубежище, в подвалах и других неожиданных местах.
Но не стоит недооценивать, например, противоатомные гермозатворы, которые устанавливались на ряде стратегических объектов в Москве. Отдельного упоминания также заслуживает легендарный бетонный блок метровой толщины с нанесенной по центру надписью «Место для удара лбом», который располагается в гейте на «Спортивной».
Гермозатворы и водоёмы
Гермозатворы и раздолбаи
Несмотря на то, что гермозатворы рассчитаны на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва, они не спасают от злоумышленного воздействия разного рода народных умельцев. Отмечены случаи вскрытия гермозатворов болгарками (но это очень долго), снятия их с петель ломами и домкратами. Ксенобиологи с сожалением отмечают, что им не известен ни один случай, когда снятая с петель домкратом многотонная конструкция придавила бы собой тех, кто с ней так некрасиво поступил.
Гермозатворы и Мэрсобянин
Самым простым методом оказался пофигизм: сооружения ГО проектировались, закладывались, устанавливались, но не налаживались и в строй не вводились. Большинство гермозатворов, установленных в тоннелях в «смутные девяностые», не оборудованы никакими механизмами и просто приварены при помощи арматурин к обделке тоннеля.
Валентина Матвиенко в бытность губернатором Санкт-Петербурга осторожно высказывалась в том ключе, что если федеральному центру важно, чтобы в метро были объекты ГО, пусть федеральный центр их и финансирует. Федеральный центр шутку не оценил и Валентина Ивановна больше её не повторяла.
Мэр Москвы Лужков, оставшись без федерального финансирования метро, увлёкся строительством каких-то мутантов типа лёгкого метро, мини-метро, монорельса, скоростной транспортной системы (никто так до сих пор и не знает, что это было) и т.п. В многообразии названий была определённая хитрость: российский свод строительных правил таких сущностей, как «мини-метро», не предполагал, поэтому строились они по региональным строительным нормам, в которые никакого ГО не включили. Таким образом удалось построить целую линию метро, в которой не было гермозатворов ни на станциях, ни в тоннелях, даже в точке пересечения реки.
Тем не менее, в качестве компенсирующих мероприятий в подземных сооружениях ММДЦ «Москва-Сити» запроектировали и построили огромное бомбоубежище, в составе которого имеется громадное количество гермодверей различного калибра. На момент написания этой статьи бомбоубежище оставалось недостроенным, а предназначавшиеся для него затворы были живописно разбросаны по всем подземным уровням центрального ядра ММДЦ. Впоследствии, когда достроили и запустили станцию метро «Деловой центр», ненужные железки, по всей видимости, куда-то сгребли. Данных о приеме на баланс самого бомбоубежища не имеется и по сию пору.
Сменивший Лужкова Сергей Собянин применил свои незаурядные пробивные способности для внесения изменений в строительные нормы, и с 2013 года ГО в метрополитене требуется только в том случае, если в окрестностях нет достаточного количества защитных сооружений, не связанных с метро.
На сданном в 2011 году участке Люблинской линии от станции «Марьино» до станции «Зябликово» единственный установленный гермозатвор отделяет станцию «Зябликово» от гермозоны станции «Красногвардейская». Все остальные станции построены без ГО.
Исходя из тенденции к удешевлению проектов, того, что практически все планируемые станции перепроектировали на мелкое заложение. В 2014 году, когда мы писали эту статью, мы предполагали, что эпоха сакральных объектов в метро подходит к концу и строящийся третий пересадочный контур, плавно переходящий во вторую кольцевую линию, а так же Кожуховская линия и другие новые объекты не будут герметизироваться вообще (либо все сооружения ГО будут строиться в конструкциях, без оборудования). Однако, по состоянию на 2018 год, все новые станции, включая второе кольцо, были оснащены полным комплектом сооружений ГО. Комплектных и работающих.
Что-то пошло не так
Самая частая фраза в ответ на предложение закрыть гермозатвор в нормативные сроки (не более 90 секунд с момента начала закрытия), которую слышат проверяющие из МЧС: «Закрыть мы его закроем, но он потом не откроется!». Таким образом хитрые работники метрополитена пытаются доказать, что металлоконструкция находится в рабочем состоянии (мамой клянёмся!), но лучше сейчас этого не проверять. В Екатеринбурге пару лет назад так и случилось: закрытый в рамках ночных учений ГО тоннельный гермозатвор на единственной линии екатеринбургского метро открывали почти весь день. Пассажирское движение, естественно, в этот день было прекращено.
На станции «Красные ворота» в Москве закрывающийся станционный гермозатвор сбивает плафон люстры. Плафон падает и оказывается, что специально для такого случая он сделан из небьющегося пластика. Сотрудники станции не обращают на это решительно никакого внимания. Ксенобиологи не удивятся, если окажется, что скачущий по полу плафон останавливается в точно рассчитанной проектировщиками гермозатвора точке.
Фотогалерея
Один из самых эпичных гермозатворов в командном центре ПВО США, расположенном в горе Шайен
Когда используют метро как бомбоубежище?
Уже давно не секрет, что в военное время в качестве убежища используется метрополитен. Московское метро не может обеспечить равнозначную защиту на всех своих ветках, что связано с разными степенями обустройства каждой станции.
Для лучшей ориентации, метрополитен изображается на карте разными цветами, различающимися степенью безопасности – глубиной, использованием шлюзов и другими факторами. Каждый цвет имеет свой гермозатвор с определенной степенью герметичности. Что такое гермозатвор и для чего он нужен в бомбоубежище – рассмотрим подробнее.
Зачем нужен гермозатвор в метро?
Метрополитен всегда оборудуется гермозатвором для предотвращения неприятных последствий внештатных ситуаций. Гермозатвор – двери, закрывающиеся герметично, перекрывающие тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. В документации гермозатворы называются металлоконструкциями.
Установка такого оборудования необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций. Каждая секция именуется УАЖ, как участок с жизнеобеспечением автономного типа. Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.
Гермозатвор в метро
Тоннельные гермозатворы
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы. Любой подобный механизм сделан как дверь из железобетона или металла, причем чаще выбирается именно стальная дверь. Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:
Что означают разные цвета на схеме метро?
Все линии метрополитена имеют свой цвет, при этом непосвященные жители считают, что это сделано исключительно с точки зрения удобства визуализации. На самом деле каждый цвет означает определенную степень защиты и глубину пролегания ветки под землей.
Метрополитен окрашен в следующие цвета:
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Как указывают специалисты, при ядерном взрыве гигантской мощности в современных условиях никакое здание в определенном радиусе не устоит. При этом степень защиты или гермозатвор не имеет значения, даже укрепленные бункеры не защитят людей от воздействия радиации.
Метро не оборудовано кладовыми с медикаментами и продовольствием, что необходимо для длительного укрытия населения внутри. Если проводится атака большого масштаба, то на поверхности уничтожается почти вся инфраструктура. Высвобождающийся электромагнитный импульс уничтожает все электронное оборудование, поэтому внутри будет недостаточно света. Максимум освещения можно извлечь только из аварийных генераторов, срок службы которых не так велик, как хотелось бы.
Также на поверхности могут возникнуть электрические потенциалы от всех конструкций и предметов из металла. При таком воздействии выходит из строя и вентиляция, поэтому в герметичном помещении население долго не сможет находиться без свежего воздуха. Гермозатвор не допускает проникновения потоков воздуха.
Ударная волна может разрушить некоторые конструкции в самом метро или его поверхностных опор. Все, что находится над метро, станция или наземная постройка, может быть довольно быстро разрушено. Часто возле метро устанавливают торговые точки, которые блокируют большую часть выходов вентиляционных каналов.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. К тому же, через 49 часов радиация спадает в 100 раз, что позволяет уже появляться людям на поверхности. Это время можно провести в закрытом помещении без еды и воды, при условии, что человек относительно здоров.
Историческая справка
Московское метро, как и метрополитен любого города, тесно связан с историей. Это не только привычный и удобный вид транспорта, но и архитектурный памятник. Сделать такие выводы позволяет история. Во время Великой Отечественной войны метрополитен стал городом под землей, в котором москвичи укрывались от атак с воздуха. Здесь проводились концерты и собрания правящей партии, устраивали госпиталь, библиотеку и множество других мероприятий.
Историческая справка московского метро указывает на систему из 21 станции, расположенных по трем линиям (на момент 1941 года). Кировский радиус содержал 10 станций (сейчас линия Сокольническая), 6 станций на Покровском радиусе (сейчас Арбатско-Покровская) и 5 станций в Горьковском радиусе (ныне Замоскворецкая). Подземный транспорт необходимо было развивать по плану, утвержденном правительством.
Варианты использования метро в военное время
Использование московского метро в качестве бомбоубежища довольно спорно. Одни специалисты считают, что такой вариант был учет в проектной документации, вторые считают, что мера такой эксплуатации была вынужденной. В любом случае, глубины сооружения и его прочности хватило, чтобы защитить население от ударов авиацией с воздуха. Метрополитен планировалось сделать газоубежищем, чем правительство занималось вплоть до начала военных действий в 1941 году.
Метрострой обязан был обустроить в метрополитене газоубежище для жителей. В августе материалы кончились, и обустройство заморозили. В 1942 годы с наступлением немцев были срочно найдены необходимые материалы и возобновили все работы. Рассчитано помещение было по планам на 650 тысяч жителей.
Московское метро в годы Великой Отечественной Войны
Регламента по использованию метро как бомбоубежище не было, пока в 1941 году не было издано одноименное постановление. Его общий характер не указывал порядок использования, очередность запуска населения, в частности детей или женщин, многие моменты оставались в ведении администрации метрополитена.
Организационные вопросы были решены довольно успешно – население размещалось в тоннеле и на платформе, в качестве спуска использовались лестницы съемного типа. Для безопасности и большей вместимости между рельсами были сделаны настилы из досок. Внутри станции оборудовали постели и кровати, белье люди приносили с собой. Как правило, внутри вагона размещали наиболее слабое население – пожилых людей и женщин с детьми.
Что находилось внутри бомбоубежища-метро?
На усмотрение администрации оставались многие вопросы обустройства бомбоубежища в метрополитене. Была сделана вентиляция, проведено отопление, поставлялись запасы еды. В каждой станции оборудовались питьевые фонтанчики с водой, были в наличии туалеты. Население чувствовало себя в таком укрытии комфортно, присутствовала медицинская бригада, которая оказывала не только санитарные процедуры, но и медицинские операции, принимала роды.
Милиция осуществляла контроль за порядком, пресекая любое нарушение правил. Часто пытались развести огонь, что было крайне опасно в таком замкнутом помещении, повсеместно возникали небольшие пожары, которые тушили сами люди.
Внутри находились даже магазины и небольшие парикмахерские, были сделаны несколько библиотек. Для маленьких детей делались занятия по труду — они шили и занимались лепкой, собирали модели и рисовали. Для взрослых организовывали концерты или выставки с историческим экскурсом, крутили киноленты. В 1943 году был последний авиаудар, после которого бомбежки прекратились.
Метрополитен сохранил свой статус бомбоубежища до самого окончания войны. Все сотрудники метрополитена получили награды и медали, в 1946 году коллектив московского метро был награжден Красным знаменем Комитета обороны за сохранение жизней и огромный вклад в Победу.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Почему все так неудобно?
Ну ладно еще старые двери на исторических станциях метро. Кстати, до войны на входы устанавливались двери массой 110 кг. По идее они не должны создавать проблемы пассажирам, так как установлены на специальные петли качающегося типа.
Но и новые двери не особенно то удобны.
Современные двери станций метро весят почти в два раза меньше, их масса достигает 60 кг. Впрочем, это все еще очень много. Закономерно возникает вопрос: зачем вообще нужны такие двери и почему не поставить обычные?
Ответ будет совсем простой и наверняка вы догадались уже сами. Двери именно такой конструкции нужны для регуляции воздушных потоков, которые генерируются движущимися поездами и вентиляцией в метро. Если бы двери были бы не такими тяжелыми или открывались бы легко, то сквозняк, образованный составами, постоянно раскачивал бы их, доставляя огромные сложности всем проходящим гражданам.
Более того, именно такая легко открывающаяся дверь могла бы травмировать пассажира внезапно открывшись или закрывшись потоком воздуха.
Вы спросите, так почему же до сих пор не заменят старые тяжеленные двери на новые, пусть и тоже не легко открывающиеся. Ответ заключается в том, что первые станции советского метро сегодня входят в фонд культурного наследия, представляют тем самым историческую и архитектурную ценность, защищаются законом, а значит и менять оригинальные двери (без чрезвычайной нужды) нельзя.