Да есть слова что жгут как пламя

Твардовский Александр Трифонович

Русский поэт, общественный деятель, главный редактор журнала «Новый мир» в 1950 — 1954; 1958 — 1970 гг., лауреат Государственных и Ленинских премий СССР. Автор поэм «Страна Муравия», «Дом у дороги», «Василий Теркин», «Василий Теркин на том свете», «За далью — даль», «По праву памяти», лирические стихотворения, среди которых «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «О сущем», «Памяти матери», «Береза», «На дне моей жизни» и мн. др., очерки, литературно-критические статьи и выступления, рассказы и др.

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей.
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

В дружбе есть святая проба,
Есть заветная статья:
Если мы друзья до гроба —
И за гробом мы друзья.

В жизни многих людей — отдают или не отдают они себе в этом отчет — бывает, особенно в молодости, такой шаг, поступок, сознательное проявление воли или просто душевного порыва, что как-то вдруг обнаруживает до времени скрытую даже для самих себя их определяющую нравственную черту. И на все остальные годы человека этот шаг или поступок становится горьким и постыдным знаком его слабости, либо знаком чести и мужества, освещающим дальнейший его путь и способным придать ему силы, укрепить чувство достоинства в любых испытаниях и превратностях судьбы.

Во имя счастья всех людей
Полны мы воли непреклонной —
В годах, в веках сберечь наш день,
Наш мирный день, июнь зеленый.

Война — жесточе нету слова,
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.

Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.

Все сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.

Все, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом.
Но дело в том,
Что сам собою камень, —
Он не бывает ни добром, ни злом.

Всех привычек перемена
Поначалу тяжела.

Гений — это, как говорится, и есть нормально развившийся разум, то есть то, что и должно быть, чему и удивляться не надо, а удивляться надо как раз не гению, то есть ненормально, неполно, однобоко развившемуся разуму.

Года обязывают строже,
О прежних вспышках не жалей.
Не шутка быть себя моложе,
Труднее быть себя зрелей.

Гори вовеки негасимо
Тот добрый жар у нас в груди —
И все нам в пору, все по силам,
Все по плечу, что впереди.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь — до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.

Духовная сила народа способна поэтически сказаться не только и, может быть, даже не столько в песне торжества и победы, но и в песне горя и скорбного гнева, в котором — бессмертие и непобедимость народа.

Есть горе души одинокой,
Есть горе друзей и родни.
Живет оно в сердце до срока
Хотя бы и долгие дни.

Есть имена и есть такие даты, —
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, —
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Жесткие сроки — отличные сроки,
Если иных нам уже не дано.

Живая душа народа, неотъемлемая часть нашего сознания, можно даже сказать, часть самой нашей действительности, он заполняет собою наше воображение.

За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль…

И званье матушки носила
В пути своем не век, не два —
На то особые права —
Она,
Да матушка-Россия,
Да с ними матушка-Москва.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

И Россия — мать родная —
Почесть всем отдаст сполна.

Иго старости опустошает душу и низводит человека до уровня биологического вида тогда, когда он переживает самого себя, то есть утрачивает интерес к безостановочному развитию жизни, к лучшим стремлениям новых поколений, не видит в них продолжения порывов своей наиболее деятельной поры.

Избыток лет бесповоротных
Не лечит слабостей иных…

Искусство мстительно. Оно жестоко расправляется с теми художниками, которые вольно или невольно изменяют его основным законам — законам правды и человечности.

Как бы ни был труден путь,
Боль и холод, дождь и ветер
И иное что-нибудь —
Вроде снега, вроде стужи, —
И тогда нельзя тужить.
Будь с веселой шуткой дружен,
С грустью незачем дружить!

Как дорог мне в родном народе
Тот молодеческий резон,
Что звал всегда его к свободе,
К мечте, живущей испокон.
Как дорог мне и люб до гроба
Тот дух, тот вызов удалой
В труде,
В страде,
В беде любой, —
Тот горделивый жар особый,
Что бить — так бей,
А петь — так пой.

Как, обольщая нас окраской,
Слова-труха, слова-утиль
В иных устах до пошлой сказки
Низводят сказочную быль.

Контакт читателя с писателем, приобщение к некоему волнующему секрету, известному только им двоим, которые означают, что их встреча произошла при посредстве настоящего художественного произведения.

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Куда ни взгляну, ни пойду я —
Жестокая память жива.

Литература призвана средствами художественного выражения подтверждать и закреплять в сознании людей все то новое, что входит в нашу действительность.

Любовь — причем любовь земная, телесная, человеческая, — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты, обманчивости и горечи жизни.

Мертвым все равно.
Стужи, холода не слышат,
Смерть за смертью не страшна…

Мы знаем грядущему цену
И знаем, что юность права…

На всех языках и наречьях,
В родимой стране, без изъятья,
Понятны любовь и сердечность,
Как доброе рукопожатье.

Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе.

Науку мы оспаривать не будем,
Науке всякой —
По заслугам честь,
Но пусть она
Почтенным сельским людям
Не указует,
С чем им кашу есть.

Не всякая задача в равной степени может волновать, но всякая, самая скромная неукоснительно требует честности и хотя бы профессиональной безупречности выполнения.

Не просто случай славы тленной
С иными случаями в счет —
Ступить за тот порог Вселенной,
Что вечность глухо стережет…

Невнимание писателя к форме способно обернуться невниманием читателя к содержанию.

Недаром говорят, что на этом свете лучше недополучить, чем переполучить.

Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях.

Но горе народа бессрочно,
И так велика его власть,
Что внукам оно правомочно
И правнукам на душу пасть.

Но ясное и мужественное сознание пределов, которых не миновать, вместе с жизнелюбием и любовью к людям, чувство ответственности перед обществом и судом собственной совести за все, что делаешь и должен еще успеть сделать на этом свете, — позиция более достойная, чем самообман и безумная трата скупо отпущенного на все про все времени.

О взаимоотношениях художника со временем можно сказать, что он никогда не бывает влюблен только в свое нынешнее время без некого идеального образца в прошлом. Художнику дороги те черты его времени, которые связывают это время с предшествующим, продолжают традиционную красоту его.

Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.

Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Первый признак настоящей доброй прозы — это когда хочется ее прочесть вслух, как стихи.

Подлинная поэзия существует не только в книгах — она живет в народе.

Подобно музыке, ни одно из самых восхитительных и волнующих явлений природы не усваивается нами, не входит в нашу душу с первого раза, покамест не открывается нам повторно, не становится воспоминанием.

Потребность в таком смехе не только затухает в человечестве, идущем по пути к счастью, но еще более возрастает.

Поэзия по своей природе и назначению — самый демократический вид литературы. Все самое большое, самое значительное в мировой поэзии и поэзии нашей отечественной всегда находилось в поле зрения большого читателя, входило в обиход духовной жизни народа.

Природа высокой музыкальной организации прозы — в ритмической основе живой человеческой речи со всеми интонациями, соответствующими предмету ее и степени эмоционального наполнения.

Пускай сегодняшний вчерашним
День обернется трудовой.
Он на счету твоем всегдашнем,
Он — жизнь, и ты при нем живой.

С меня довольно было б чуда
И велика была бы честь
То слово вынуть из-под спуда,
Что нужно всем, как пить и есть.

С этой способности к таким мгновенным, но памятным переживаниям начинается человек с его способностью любви к жизни и к людям, к родной земле и самоотверженной готовностью сделать для них что-то нужное и хорошее.

Скудость языка, однообразие, боязнь соступить с проторенной стежки, самоограничение в пределах привычного ряда слов и построений формы — все это не может не сказываться на смысловом наполнении произведения, то есть на его содержании.

Спорить с читателем — дело невыгодное, безнадежное, но объясниться с ним при нужде можно и должно.

Старость — не радость, но и ее должно переживать, не роняя достоинства, не впадая в жалобную растерянность, отчаянное озлобление, и даже уметь с удовлетворением воспользоваться некоторыми преимуществами этого возраста.

Так что — какой бы тропою
Ты по земле ни ступил,
Ведай, что перед тобою
Здесь уже кто-нибудь был.

Такая служба твоя, поэт,
И весь ты в ней без остатка,
— А страшно все же?
— Еще бы — нет!
И страшно порой.
Да — сладко!

Только в свете поэзии любовь приобретает свою подлинную сущность, становится чем-то неизмеримо более высоким, чем она может быть сама по себе.

У большинства людей чувство родины в обычном смысле — родной страны, отчизны — дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки.

Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.

Я полагаю, что и мой уход,
Назначенный на завтра иль на старость,
Живых друзей участье призовет —
И я один со смертью не останусь.

Я полон веры несомненной,
Что жизнь — как быстро ни бежит, —
Она не так уже мгновенна
И мне вполне принадлежит.
Со всем ее живым и сущим
Отрадным светом и теплом,
С ее прошедшим и грядущим
Добром и горьким недобром.

Ясное и мужественное сознание пределов, которых не миновать, вместе с жизнелюбием и любовью к людям… позиция более достойная, чем самообман и бездумная трата скупо отпущенного на все про все времени.

Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов

Источник

Да есть слова что жгут как пламя

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Василий Теркин. Сборник

Дорог израненные спины,
Тягучий запах конопли…
Передо мной знакомые картины
И тихий вид родной земли…

Я вижу — в сумерках осенних
Приютом манят огоньки.
Иду в затихнувшие сени,
Где пахнет залежью пеньки.

На стенке с радостью заметить
Люблю приклеенный портрет.
И кажется, что тихо светит
В избе какой-то новый свет.

Еще с надворья тянет летом,
Еще не стихнул страдный шум…
Пришла «Крестьянская газета»,
Как ворох мужиковских дум.

А проскрипит последним возом
Уборка хлеба на полях —
И осень закует морозом
В деревне трудовой размах.

Придет зима. Под шум метелей
В читальне, в радостном тепле,
Доклад продуманный застелет
Старинку темную в селе…

А за столом под шум газетный
Улыбки вспыхнут в бородах,
Прочтя о разностях на свете,
О дальних шумных городах.

«Зашел я в дом, где жил герой…»

Зашел я в дом, где жил герой,
А нынче мать его осталась
Да с ней парнишка — сын второй,
Что стал опорою под старость.

Большому горю скоро год,
А мать по-прежнему украдкой —
Нет-нет и снова перечтет
Все те слова бумаги краткой.

Знать, с каждым разом в том письме
Дороже буква ей любая.
Сидит, забывшись, как во сне,
Из рук платок не выпуская.

С пеленок сына никому
Не уступали эти руки,
Кроили курточки ему,
Обнять спешили в день разлуки.

И вот молва гремит о нем,
Все почести ему отдали.
А здесь его, в селе родном,
Еще по отчеству не звали —

Так молод был. Кому бы знать,
Что многих славою богаче
Он станет вдруг. А мать? А мать
И думать не могла иначе.

Что в самый кинется огонь,
Не струсит, знала без проверки…
Стоит в углу его гармонь
И стопка книг на этажерке.

И на меньшого смотрит мать:
Ничем тут, видно, не поможешь.
Ему играть, ему читать
И быть на старшего похожим.

«Велика страна родная…»

Велика страна родная,
Так раскинулась она,
Что и впрямь — война иная
Для нее как не война.

Но в любой глухой краине,
Но в любой душе родной
Столько связано отныне
С этой, может, не войной.

Пусть прибитый той зимою
След ее травой порос,
И прибой залива моет
Корни сосен и берез,

Пусть в тот край вернулись птицы,
И пришло зверье в леса,
И за старою границей
День обычный начался, —
Там…

Там, в боях полубезвестных,
В сосняке болот глухих,
Смертью храбрых, смертью честных
Пали многие из них.

«В поле, ручьями изрытом…»

В поле, ручьями изрытом,
И на чужой стороне
Тем же родным, незабытым
Пахнет земля по весне:

Полой водой и — нежданно —
Самой простой, полевой
Травкою той безымянной,
Что и у нас под Москвой.

И, доверяясь примете,
Можно подумать, что нет
Ни этих немцев на свете,
Ни расстояний, ни лет.

Можно сказать: неужели
Правда, что где-то вдали
Жены без нас постарели,
Дети без нас подросли.

«В дружбе есть святая проба…»

В дружбе есть святая проба,
Есть заветная статья:
Если мы друзья до гроба —
И за гробом мы друзья.

Пусть прощанья час настанет —
Мне ль, тебе ль придет черед —
Дружбы долг в себе оставит
Нерушимо — тот и тот.

Дружбы подлинной науку
Средь живых познав людей,
Я твою живую руку
Как бы въявь держу в своей…

Всё учить вы меня норовите,
Преподать немудреный совет,
Чтобы пел я, не слыша, не видя,
Только зная: что можно, что нет.

Но нельзя не иметь мне в расчете,
Что потом, по прошествии лет,
Вы же лекцию мне и прочтете:
Где ж ты был, что ж ты видел, поэт.

«Та кровь, что пролита недаром…»

Та кровь, что пролита недаром
В сорокалетний этот срок,
Нет, не иссякла вешним паром
И не ушла она в песок.

Не затвердела год от года,
Не запеклась еще она.
Та кровь подвижника-народа
Свежа, красна и солона.

Ей не довольно стать зеленой
В лугах травой, в садах листвой,
Она живой, нерастворенной
Горит, как пламень заревой.

Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.

Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.

И знать, что к бою правомочна
Она призвать нас вновь и вновь…
Как говорится: «Дело прочно,
Когда под ним струится кровь».

Когда серьезные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина —
Мол, нету слов — не заводи.

Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь — до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.

Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим,
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.

Сыновней призванный любовью
В слова облечь твои труды,
Я как кощунства — краснословья
Остерегаюсь, как беды.

Не белоручка и не лодырь,
Своим кичащийся пером, —
Стыжусь торчать с дежурной одой
Перед твоим календарем.

Мне горек твой упрек напрасный.
Но я в тревоге всякий раз:
Я знаю, как слова опасны,
Как могут быть вредны подчас;

Как перед миром, потрясенным
Величьем подвигов твоих,
Они, слова, дурным трезвоном
Смущают мертвых и живых;

Как, обольщая нас окраской,
Слова — труха, слова — утиль
В иных устах до пошлой сказки
Низводят сказочную быль.

И я, чей хлеб насущный — слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля.

Оно не звук окостенелый,
Не просто некий матерьял, —
Нет, слово — это тоже дело,
Как Ленин часто повторял.

Источник

У кого есть стихотворение Твардовского «О Родине» или «Слово о словах»? Помогите найти, срочно нужно.

Родиться бы мне по заказу
У теплого моря в Крыму,
А нет — побережьем Кавказа
Ходить, как в родимом дому.

Родиться бы в сердце Урала,
Чья слава доныне скрытна,
Чтоб в песне моей прозвучала
С нежданною силой она.

В Сибири, на Дальнем Востоке,
В краю молодых городов,
На некоей там новостройке, —
Везде я с охотой готов
Родиться.
Одно не годится:
Что где ни случилось бы мне,
Тогда бы не смог я родиться
В родимой моей стороне —

В недальней, отцами обжитой
И дедами с давних времен,
Совсем не такой знаменитой,
В одной из негромких сторон;

Где нет ни жары парниковой,
Ни знатных зимой холодов,
Ни моря вблизи никакого,
Ни горных, конечно, хребтов;

Ни рек полноты величавой,
А реки такие подряд,
Что мельницу на два постава,
Из сил выбиваясь, вертят.

Ничем сторона не богата,
А мне уже тем хороша,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.

Что в дальней дали зарубежной,
О многом забыв на войне,
С тоской и тревогою нежной
Я думал о той стороне:

Где счастью великой, единой,
Священной, как правды закон,
Где таинству речи родимой
На собственный лад приобщен.

И с нею — из той незавидной
По многим статьям стороны,
Мне всю мою родину видно,
Как город с кремлевской стены.

А только и прежде и ныне
Милей мне моя сторона —
По той по одной лишь причине,
Что жизнь достается одна.

Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим,
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.

Мне горек твой упрек напрасный.
Но я в тревоге всякий раз:
Я знаю, как слова опасны,
Как могут быть вредны подчас;

Как перед миром, потрясенным
Величьем подвигов твоих,
Они, слова, дурным трезвоном
Смущают мертвых и живых;

Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля.

Источник

Слова удачи

«Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна».
А. Твардовский

Каждый из нас хочет быть здоровым, счастливым и успешным. Но далеко не всем это удается. Многие люди вроде бы прикладывают все усилия к этому, но качество их жизни оставляет желать лучшего. И все потому, что они даже не подозревают о том, какое колоссальное значение имеет то, как и что человек говорит, и какое влияние слова оказывают на все сферы нашей жизни.

Слова — это не просто сочетание букв, это образы, это энергия, это эмоции. Издавна было замечено, что постоянное употребление слов с отрицательным значением, вызывающих отрицательные эмоции, еще больше осложняет жизнь и притягивает все большие неприятности, болезни и неудачи.

Но есть и другие слова, с помощью которых можно изменить свою жизнь к лучшему:

Человек, каждый день произносящий фразы: «Я счастлив!», «Я здоров!», «Я любим!», «У меня все хорошо»…., особенно, если он подкрепляет их визуализацией – образами, сам себя программирует на счастье, здоровье и любовь.

Произносить эти фразы надо уверенно и непременно в настоящем времени, потому что когда мы что-то утверждаем, подсознание воспринимает это как уже существующий факт и непременно реализует.

Многие в сложных ситуациях любят повторять: «Все будет хорошо!» Эта фраза косвенным образом сообщает подсознания, что «сейчас все плохо». Чтобы этого избежать, лучше говорить: «Все хорошо!», «Я справлюсь!»

Естественно, если сказать эти фразы пару раз, ничего не изменится. Чтобы в жизни произошли положительные изменения, надо изменить свою речь. Как следствие, изменятся взгляды и убеждения, а для этого требуются время, терпение и регулярная работа.

Но это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Можно самому составить для себя позитивные утверждения – аффирмации, а можно выбрать наиболее подходящие из уже существующих и повторять их вслух или про себя в любое время и в любом месте.

Главное – повторять их регулярно, по несколько раз в день. Сила позитивных утверждений в том, что вне зависимости от того, как обстоят дела сегодня, аффирмации формируют день за днем наши мысли в нужном направлении и способствуют достижению требуемого результата, который мы себе ставим в виде какой-то цели

Источник

Урок литературы в 8-м классе «Чудо поэтического слова»

Разделы: Литература

ЭПИГРАФ:

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

ХОД УРОКА

I. Ученикам дается задание:

1. Вспомнить определения эпитета, сравнения, олицетворения, метафоры.

2. Повторить и выучить понравившиеся стихотворения русских поэтов о Родине, русском языке, природе, труде или любимые стихотворения, где, где использованы эти средства языка.

II. Вступительное слово учителя:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна

Одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений.

Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово, яркое, эмоциональное, необычное.

Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак: “Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта”.

Что же это за слова, поэтические строки? Об этом, на наш взгляд, стоит поговорить особо. Мы видим, как важно, читая стихи, быть внимательным к слову. И не только слово, но даже отдельные звуки часто помогают поэту выразить свои мысли и чувства.

У поэзии свои законы, свой язык. Для того, чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихотворения этого мало. Некоторые поэтому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать.

Вы, конечно, не раз слышали (читали) стихотворение С. А. Есенина “Отговорила роща золотая”

(Предлагается ученикам прочитать это стихотворение)

РЯБИНОВЫЙ КОСТЕР. С. ЕСЕНИН

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая.
Сгребает их все в один ненужный ком…
Скажите так… Что роща золотая
Отговорила милым языком.

“В саду горит костер рябины красной,

III. Вопросы к ученикам:

— А как вы понимаете эти строчки?

— Какой художественный прием употребляет поэт?

— Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете?

(Ученики объясняют смысл есенинской метафоры, называют другие словесные образы и вспоминают определения названных понятий: эпитета, олицетворения, сравнения, метафоры)

Поучимся мастерству чтения: умению вслушиваться в стихотворение, вдумываться в слово, видеть его красоту и новизну и через слово открывать те мысли, которые вложил поэт в свои стихи.

(Ученикам предлагается прочитать стихотворение современного русского поэта А. К. Передреева “Работа”)

РАБОТА. А. К. ПЕРЕДРЕЕВ

Вопросы к ученикам:

— О чем это стихотворение?

(На первый взгляд, кажется, что стихотворение о железной дороге, о поездах, которые мчатся “по земным широтам”)

— Какие строчки, слова кажутся вам необычными?

(“Хрустят у рельс суставы”)

— Как вы объясните смысл этой метафоры?

(Стыки, места крепления рельсов напоминают поэту суставы человека. Когда поезд мчится по рельсам, колеса постукивают на стыках, рельсы словно хрустят под тяжестью состава)

— Обратим внимание на звукопись стиха. Какие звуки чаще всего повторяются?

(“р”, “с”, “т” словно помогают услышать стук колес, шум и свист поезда)

— Какой из видов звукописи применил автор?

— А как можно понять последнюю строчку стихотворения?

— Только ли о шпалах идет речь?

(Автор имеет в виду людей. Это об их согнутых спинах и трудовых каплях пота он пишет, об их неустанном повседневном труде. Недаром и стихотворение называется “Работа”)

Вот как много открывают нам поэтические строки, если вдуматься в них, разгадать метафоры и другие изобразительные средства языка.

Оказывается, у поэта особенное зрение. Он видит зорче. Ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создает метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают увидеть мир неожиданно. Значит, каждый предмет можно сравнить с массой других.

Вопросы к ученикам:

— Так почему же поэт так напряженно и кропотливо, порой в течение долгого времени. Ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит её звучать?

В. В. Маяковский в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” писал об этом так:

(ученикам предлагается найти прочитать эти строки)

Как о многом говорит читателю единственное, неповторимое, верно найденное слово!

Поэзии подвластно всё. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и раздумье, и восхищение красотой природы, человека, нежность и трепетность человеческого чувства.

(Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихотворения В. Шефнера “Слова”)

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Родина, родная природа, родной язык, народ, человек – всё осмысляет русская поэзия, русское слово. Великое слово “Родина” стучало в сердцах великих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.

Родина… Вслушаемся в это родное для нас слово. Д. С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов “родной”, “народ”, “природа”, “малая и большая Родина”, но одинаково дорогих сердцу.

Пожалуй, лучше всего об этом сказал К. М. Симонов, который в тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение “Родина”

(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал…

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годиться,
Чтоб видеть в ней предметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний. Он омыт в светлом роднике народных песен, его оттачивали художники слова, классики великой русской литературы. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Лермонтов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота русского языка, русского слова заставляли верить в лучшее будущее народа и поэтому: “…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Вот что в значении русского языка для народов нашей страны говорится в стихотворении Т. Зумакуловой “Два языка”

(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)

ДВА ЯЗЫКА. Т. ЗУМАКУЛОВА

Чувством великой гордости за русский язык, за наше русское слово проникнуто стихотворение А. Ахматовой “Мужество”, написанное в феврале 1942 года.

МУЖЕСТВО. А. АХМАТОВА

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно, всеми чувствами.

И пусть поэзия будет с каждым из нас всегда.

Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас. Открываем себя, свою душу.

Подведение итогов урока:

(Ученикам предлагается дать стихотворениям читательскую оценку, показать как яркие средства художественной выразительности помогают понять идейный смысл стихотворений)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *