Что означает слово храм

Что означает слово храм

Храм – 1) особое стро­е­ние (или место, напри­мер, зал, пещера), пред­на­зна­чен­ное для совер­ше­ния бого­слу­же­ний и таинств, а также других дей­ствий, свя­зан­ных со слу­же­нием Богу и бого­по­чи­та­нием; место осо­бого Божьего при­сут­ствия, «Небо на земле». 2) В Ветхом Завете — Иеру­са­лим­ский Храм.

Что означает слово храм

Про­то­и­е­рей Федор Боро­дин: Храм — это место, где душа встре­ча­ется со Хри­стом. А свя­щен­ник — тот, кто этой встрече служит.

Суще­ствует несколько наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных форм храма: вытя­ну­тая, напо­до­бие корабля, – озна­чает, что Цер­ковь явля­ется кораб­лем спа­се­ния среди житей­ского моря, при­во­дя­щим в вечную жизнь; кре­сто­об­раз­ная (четы­рех­уголь­ная) – озна­ча­ю­щая, что Крест Хри­стов явля­ется осно­ва­нием и силой Церкви; круг­лая форма озна­чает веч­ность Святой Церкви; вось­ми­уголь­ная, в виде звезды, – сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает, что Цер­ковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда вен­ча­ется купо­лом с кре­стом и обычно имеет коло­кольню.

Внутри храм раз­де­ля­ется на три части: алтарь, цен­траль­ную часть (соб­ственно храм) и при­твор. При входе обычно устра­и­ва­ется паперть. Неко­то­рые храмы имеют еще внут­рен­ний при­твор, назы­ва­е­мый тра­пе­зою, т.к. в этой части храма в преж­ние вре­мена совер­ша­лась тра­пеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, кото­рые обра­зуют при­делы. При этом, когда основ­ной, цен­траль­ный, алтарь с хра­мо­вой частью отде­лен от при­де­лов сплош­ной стеной (с вра­тами), то в нем, как в более про­стор­ном, обычно совер­ша­ются службы летом и он назы­ва­ется летним храмом (при­де­лом). А другой придел (при­делы), мень­ший по объему и потому легче отап­ли­ва­е­мый, назы­ва­ется зимним – в нем совер­ша­ются службы зимой.

Каждый храм освя­щен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спа­си­теля, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небес­ных сил, свя­того или в честь вели­кого празд­ника) и носит соот­вет­ству­ю­щее имя (Тро­иц­кий, Покров­ский и т.д.) При­делы храма также посвя­щены кому-либо и имеют свое отдель­ное назва­ние, но сам храм име­ну­ется в честь того, во чье имя освя­щен глав­ный, цен­траль­ный пре­стол. Храм назы­ва­ется еще цер­ко­вью и собо­ром.

Цер­ков­ного канона в архи­тек­туре не суще­ствует, в отли­чие, скажем, от ико­но­писи, где каноны были сфор­ми­ро­ваны и, хотя в дета­лях не про­пи­саны, оста­ются незыб­ле­мыми в своей основе и по сей день. Ни реше­ния Все­лен­ских Собо­ров, ни Помест­ных рус­ских Собо­ров не содер­жат ника­ких кон­крет­ных ука­за­ний о том, какова должна быть архи­тек­тура храма. Даже в “Сто­главе”, сбор­нике правил и зако­нов цер­ков­ной жизни, не были под­няты подоб­ные вопросы, тогда как дог­ма­ти­че­ские основы ико­но­пи­са­ния там глу­боко рас­смот­рены. Един­ствен­ное пра­вило, име­ю­ще­еся в “Сто­главе” отно­си­тельно архи­тек­туры, каса­ется формы кре­стов на главах.

Не отда­ляй­тесь от храма, какой бы нега­тив не уви­дели в людях, посе­ща­ю­щих цер­ковь и даже слу­жа­щих в ней. Все это обо­лочка, а сущ­ность Церкви — бла­го­дать Божия, неви­ди­мая сила, без кото­рой нет ни веч­ного спа­се­ния, ни мира души на земле.
ахи­манд­рит Рафаил Каре­лин

Почему в Пра­во­слав­ной Церкви такие сложно-укра­шен­ные храмы. Не проще ли как в про­те­стант­ских собра­ниях исполь­зо­вать пустые поме­ще­ния с белыми сте­нами?
Им нечего ска­зать, они бедны духовно, исто­ри­че­ски и бого­слов­ски. Они заим­ство­вали у Церкви лишь Библию и ту без инструк­ции по её про­чте­нию — Свя­щен­ного Пре­да­ния.
М. С. Кра­со­виц­кая

Есть неко­то­рая куль­тура выра­же­ния, ува­же­ния друг другу. В при­сут­ствии женщин, вообще говоря, при­нято вста­вать – хотя, кажется, уже сейчас этого никто не помнит. Если мы здо­ро­ва­емся друг с другом, тоже при­нято вста­вать. Если вдруг входит боль­шой началь­ник или чело­век, кото­рого ты ува­жа­ешь, скорее всего, ты тоже не будешь сидеть на диване нога на ногу. Поэтому для хри­стиан встать – это способ выра­зить ува­же­ние к Богу.
свя­щен­ник Анто­ний

Источник

Значение слова храм

Словарь Ушакова

1. Здание для богослужения, церковь (церк.).

2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства.

Словарь Ожегова

ХРАМ, а, м.

1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х.

2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки.

Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу.

| прил. храмный, ая, ое (к 1 знач.) и храмовой, ая, ое (к 1 знач.).

Храмовой праздник праздник в честь какогон. события или святого, именем к-рого назван храм.

Храмовая икона икона с изображением лика святого, именем к-рого назван храм.

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф.

Энциклопедический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Архитектурный словарь

культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. В течение тысячелетий храмы выполняли не только религиозную, но и некоторые общественные функции (торжеств, собрания, церемонии; многие храмы имели мемориальный характер). В символике архитектурных частей и декоративного убранства храмов раскрывались основные черты мировоззрения эпохи. Монументальные здания храмов, расположенные в узловых точках города, имеют большое градостроительное значение.

(церковь): культовое здание для выполнения религиозных обрядов.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Здание для богослужения, церковь.

2. перен., книжн. Место для занятий чем-н.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Здание, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов.

* Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. // Пушкин. Стихотворения // *

2. Место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения; сфера высоких духовных ценностей (переносн.).

Католическая Энциклопедия

Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: «верхний храм», «нижний храм». Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: «крипта».

Православие. Словарь-справочник

здание, которое посвящено Богу и предназначено для молитв и проведения богослужений. Главным богослужением у православных христиан является Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии. Впервые Евхаристию совершил Иисус Христос с учениками во время Тайной вечери (см. Мф. 26, 26-29). Произошло это в обычном доме, поэтому первые христиане также совершали Евхаристию по домам. Сначала для этого использовали особые комнаты в жилых домах. Во время гонений на христиан храмами стали служить катакомбы. С IV в., т.е. со времени официального признания христианства, началось развитие церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры. Для богослужений использовали базилики – здания, которые строились в Римской империи для гражданских собраний. Базиликальный тип христианских храмов остался основным в Западной Европе, а на христианском Востоке в V-VIII вв. сформировался крестово-купольный тип храмов. Принимая Православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. В конце XV в. в России в связи с развитием деревянного зодчества возник шатровый тип храма. Вместо центрального купола над храмом возвышается остроконечный, чаще всего восьмигранный, шатер с главкой.

В поздних формах этого типа само здание храма имеет вид огромного конуса, напоминающего башню. Известны как деревянные (Успенская церковь в г. Кондопоге, Карелия), так и каменные храмы этого типа (церковь Вознесения в Коломенском в Москве). Кроме базиликальных и крестовокупольных в древности возводились православные храмы круглой (символ вечности) и восьмигранной (как знак восьмиугольной вифлеемской звезды) формы.

На внешний вид храма влияет также наличие приделов – дополнительных алтарей внутри основной постройки, которые имеют, по сути, значение дополнительных храмов в одном церковном здании. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на большое количество людей. Иногда они проектируются сразу, иногда «приделываются» позже в связи с перестройкой храма.

Начиная с XV-XVII вв. в России стали возводить двухэтажные храмы. При такой планировке в одном здании расположены две церкви – одна может быть зимней, другая – летней. Теплая церковь находится, как правило, в нижнем ярусе (храм Рождества Христова в с. Бородино Московской области). Ярусы таких церквей соединяются лестницей – внутренней или внешней (храм Благовещения Богородицы в Петровском парке в Москве; Никольская церковь в с. Никольское.

От двухэтажных храмов следует отличать надвратные церкви. Обычно они встречаются в монастырях (например, Преображенский храм Кирилло-Белозерского монастыря). Надвратный храм ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусские названия куполов – «маковица», «лоб». Часто церковные купола называют «главами». В древних храмах барабаны были широкими и приземистыми, в некоторых поздних постройках они узкие и вытянутые. Бывают ложные барабаны с куполами, в которых даже устраиваются ложные окна. Такие барабаны внутри храма незаметны: молящийся видит над собой только своды. Для русских православных церквей традиционно пятиглавие (центральный купол выше остальных четырех). Реже встречается другое количество куполов – 2, 3 (обычно ставятся в один ряд), 7, 9, 13 и 25. Многоглавие свойственно архитектуре конца XVII-XVIII вв., склонной к декоративности. Так, Преображенская церковь на о. Кижи (1714 г.) имеет 22 главы. Количество куполов означает: 2 – два естества Христа (Божественное и человеческое); 3 – Пресвятая Троица; 5 – Христос и четыре евангелиста; 7 – семь церковных Таинств, семь Вселенских Соборов; 9 – девять ангельских чинов; 13 – Христос и двенадцать апостолов; 25 – (на Десятинной Церкви, построенной на могиле первых русских мучеников Федора и Иоанна) Христос и 24 апокалиптических старца. Если же 25 куполов встречаются на Богородичном храме, тогда они знаменуют собой в сумме «похвалу Пресвятой Богородице» – число кондаков и икосов в акафисте Богородице. Помимо символики на количество куполов может влиять количество алтарей (в храмах с приделами). При определении количества куполов не учитываются декоративные главки, которые иногда ставят над главным алтарем храма, над его приделами или крыльцом. Купол православного храма обязательно увенчивается крестом. Перед водружением креста его обязательно освящают, совершая особую церковную службу. Накупольный крест, как правило, имеет восьмиконечную форму.

В России распространены также и четырехконечные накупольные кресты. Внизу креста иногда помещается полумесяц. Полумесяц под крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются: якорь – символ спасения и надежды; церковный корабль, кормчий которого – Христос.

Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских кафедральных соборах в середине храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

Энциклопедия иудаизма

Пишет Рамбам*: «Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. На том же месте построил Hoax алтарь, когда вышел из ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Гэвель(Авель), и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан» (Рамбам, «Бейт hа-бхира», II).

Царь Давид был воителем и пролил много крови, поэтому ему не было позволено строить Храм. Право это получил сын его Шломо (Соломон).

Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования.

Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье (Сота IX).

Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты*. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в VI в. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь.

Второй Храм был выстроен евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Строительство Храма длилось четыре с половиной года и было закончено на шестом году царствования Дария. Среди бывших пленников нашлись старики, которые помнили величие Первого Храма, разрушенного семьдесят лет назад. Они плакали при виде нового Храма, который уступал прежнему размерами и великолепием. Пророк Хагай обещал, что дух Господа будет пребывать в Храме, который «величием превзойдет прежний Храм». Это пророчество сбылось лишь впоследствии.

На восемнадцатом году своего царствования Ирод обратился к народу и объявил, что Второй Храм меньше Храма Шломо, и поэтому он, Ирод, задумал отстроить его заново и возвеличить. Дабы устранить опасения, что царь разрушит Храм и не построит нового, Ирод велел прежде заготовить материалы для постройки и обучить тысячу священников строительным работам, дабы не ступили недостойные на святое место. Ирод укрепил основание Храма и построил на нем новое здание из мрамора. Работа была совершена быстро, и вместе с тем не было перерыва в обычном богослужении. В Талмуде* сказано, что во время работы не шли дожди, которые могли бы задержать строительство. Через полтора года вместо бывшего Храма высилось новое величественное здание. Этот Храм стал символом красоты, и говорили: «Тот, кто не видел здания Ирода, не видел никогда красивого здания».

Второй Храм пал, как и Первый Храм, в день Девятого Ава*. Его разрушили римские легионеры Тита Флавия. Храмовая утварь, уцелевшая от пожара, была разграблена римлянами. Часть утвари и храмовый светильник изображены на триумфальной арке Тита, построенной в Риме. От внешней стены, окружавшей Храмовую гору, осталась только Западная стена (Котел Маарави). Второй Храм стоял 420 лет.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа ( 3Цар.5:5 ), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа ( 2Пар.3:1 ), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом ( см. ниже). Храм заменил скинию ( см. ), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали ( Езд.3:12 ).

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна ( 3Цар.6:4 ).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» ( 2Пар.4:9 ), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего ( 3Цар.6:36 ; Иер.36:10 ).

В Библии упоминаются следующие ворота ( см. ) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

восточные ( Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1 ) (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 — сынов народа),

третий вход ( Иер.38:14 ),

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м и 10 x 10 м в плане ( 2Пар.4:1 ).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м высоты и 30 м в ширину (по-видимому, в любом направлении) ( Езд.6:3 ), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом ( Агг.2:3 ). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого ( Агг.2:9 ). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 ·г. ·до-РХ ( см. обновления праздник ), а затем почти полностью перестроен Иродом ( см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея VII (181-146 ·гг. ·до-РХ ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

Ирод Великий ( см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 ·г. ·до-РХ ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен ( Мар.13:1 ). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250 м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мат.4:5 «крыло храма».

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм ( Мар.11:16 ), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников ( Мат.21:13 ) храм как и предсказал Господь ( Лук.13:2 ) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 ·г. — мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. ( см. Иерусалим)

В ·Иез. 40 — 43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.

Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.

Православная энциклопедия

строение своеобразной архитектуры, предназначенное для общественных богослужений и молитв. Каждый храм освящается архиереем и имеет алтарь с престолом. Внутри он состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. В последнем, помимо престола, находится жертвенник. Алтарь отделен от средней части храма иконостасом.

В средней части храма перед иконостасом расположена солея с клиросами и амвоном. В кафедральном соборе или храме в центре имеются архиерейская кафедра и архиерейский амвон. Крупные храмы имеют колокольни, а более мелкие – звонницы с колоколами. Крышу венчает купол с крестом. Храм освящают в честь какого-либо праздника (Рождество Христово и др.), в честь Божьей Матери, событий из Ее жизни (Успение) и Ее икон (Утоли моя печали), а также в честь святых (Серафим Саровский, Иоанн Богослов) или Господа Бога (Троицкий или Спасский храм). При этом сам праздник либо день памяти святого становится престольным или храмовым праздником.

Что касается поведения молящихся, еще на пути к храму верующий должен прочесть молитву, начинающуюся словами: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Вместо нее также можно читать псалмы 50 или 90, тропарь или кондак дня. Кроме того, можно вспоминать события, которые Церковь празднует в этот день. В храм нужно входить с благоговением и тихо: разговоры, шум и смех оскорбляют святость храма и величие присутствующего в нем Бога. Войдя в храм, нужно остановиться в притворе и сотворить три поклона со следующими молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» и «Создавый мя, Господи, прости мя». После каждой молитвы положен поклон. Поклоны (поясные) положены и на следующих молитвословиях: «Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»; «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Господи помилуй! [трижды] Благослови»; «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». После входа в храм нужно поклониться на две стороны прежде пришедшим людям и сотворить три поклона (поясных) с Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», после чего сосредоточить внимание на богослужении. Мужчины в храме обычно встают с правой стороны, а женщины – с левой. После отпуста положено читать то же самое, что и при входе в храм, с такими же поклонами. Сама церковная служба совершается со многими малыми и великими поклонами. Поклоны нужно совершать с внешним благообразием и внутренним благоговением, не торопясь и, по возможности, одновременно с другими молящимися. Перед тем как поклониться, нужно перекреститься. При малом поклоне нужно нагнуться так, чтобы рукой можно было достать до пола, а при великом поклоне нужно преклонить колена с тем, чтобы достать до земли головой. Крестное знамение нужно изображать правильно, не спеша, соединив вместе указательный, большой и средний пальцы, а безымянный и мизинец согнуть и прижать к ладони. Первые три пальца складывают вместе в ознаменование того, что Бог наш есть Святая Троица, а оставшиеся два пальца в ознаменование того, что Господь наш Иисус Христос – Бог и Человек. Сложенной для крестного знамения правой рукой нужно сначала прикоснуться ко лбу, чтобы Господь просветил наш ум, затем на живот, чтобы Он укротил воюющую плоть, после чего на правое и левое плечо – для освящения наших дел. Крестные знамения и поклоны нужно совершать по окончании молитвенных прошений, а не во время или перед ними. Перед началом богослужения следует трижды поклониться в пояс. После этого на службе нужно полагать тройные поклоны на всяком «Придите, поклонимся», на «Святый Боже», на тройном «Аллилуйя» и на «Буди имя Господне.», которое также поется три раза. Однако на тройном «Аллилуйя» во время чтения шестопсалмия полагаются не поклоны, а только крестные знамения. Тройные поклоны с крестными знамениями положены также на «Сподоби, Господи». На каждой ектенье нужно внимательно слушать прошения и вознося молитвы к Богу, осенять себя крестным знамением с поклоном. При пении или чтении тропарей и стихир поклоны положены только в том случае, если текст молитвословий к этому побуждает словами «поклонимся», «припадем», «молимся». После «Честнейшую Херувим.» и перед «Именем Господним благослови, отче.» полагается поясной поклон. По «Достойно.» и во время пения «Честнейшую херувим.» перед девятой песнью канона положен поклон дню, а после слов «Хвалим, благословим» – поясной поклон. Перед чтением Евангелия и после него положено по одному поясному поклону, то же самое – на полиелее после величания. В начале пения «Верую.», при произнесении «Силою Честнаго и Животварящаго Креста.» и чтении паримий нужно осенить себя крестом без поклона. Когда священник произносит «Мир всем.» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» хор отвечает «И со духом твоим.». В это время нужно поклониться в пояс в направлении алтаря, не осеняя себя крестным знамением. Поклон без крестного знамения положен также при всяком благословении священника и при отпусте, если тот совершается без креста. После возглашения «Главы ваша Господеви приклоните.» нужно опустить голову и стоять так до окончания молитвы: в такой момент священник молится обо всех приклонивших главу. Когда священник осеняет народ крестом, образом, Евангелием или Святой чашей, нужно перекреститься, наклонив голову. А если осеняют дикирием и трикирием, кадят или благословляют рукой, креститься не нужно, достаточно только поклониться. Так следует отличать поклонение святыне от преклонения пред людьми. При личном благословении священника мирянин должен сложить ладони крестообразно, правую на левую и приняв в них руку священника, поцеловать ее, но перед этим не креститься. При лобызании креста, Евангелия, иконы или мощей нужно подходить к святыням в порядке очереди, не спеша и не толкая друг друга, класть два поклона с крестными знамениями перед целованием святыни и один после. Также прикладываясь к образам Божьей Матери или Спасителя, не следует целовать их в лики. Патриарший чиновник XVII века указывал, что прикладываясь к иконе Спасителя, нужно целовать Его в ножку или ручку (при поясном изображении). Божью Матерь и святых целуют в ручку, а образ Усекновения главы Иоанна Предтечи и Убрус (нерукотворный образ Спаса) – в косы волос. В некоторых случаях на чтимых иконах изображают несколько святых, однако целовать образ положено только один раз, чтобы при большом стечении народа не задерживать других и не нарушать этим благочиния в храме. От Пасхи до Троицы, от Рождества до Крещения Господня и во все Господские праздники земные поклоны в храмах отменяются. Приступая к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, нужно поклониться до земли, сложить руки крестообразно на груди и с благоговением подойти к Святой чаше. Затем нужно громко назвать свое имя, принять Святые дары и, облобызав чашу, отойти в сторону. До принятия теплоты нельзя разговаривать, осенять себя крестным знамением или творить поклоны. В день причащения причастникам не положено до самого вечера творить земные поклоны. После литургии тем, кто не причащался, раздают антидор, чтобы они вкусили освященного хлеба. Антидор и освященные просфоры можно вкушать только натощак. Расходиться из храма после службы нужно в благоговейном молчании, благодаря Господа в молитве за то, что сподобил нас присутствовать в храме. «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец», – гласит церковный Устав. Приходя в храм Божий, нужно постоянно помнить о том, что мы пришли туда, где присутствуют ангелы, святые, Божья Матерь и Сам Господь Бог: «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним». Поэтому, входя в храм Божий, нужно помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «.стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Второе послание к Солунянам, 2, 15).

Все сказанное выше освящено веками, однако в наши дни вопрос о поведении в храме стоит особенно остро. Например, можно прочесть рекомендацию святого отца, касающуюся внешнего вида и даже состояния прихожанина. Кроме того, в храм не рекомендуют приходить в состоянии опьянения, с собаками (нечистое животное, после которого храм придется заново освящать) и т. п. Особого внимания заслуживает и внешний вид женщины. Дело в том, что брюки и джинсы в наши дни стали обыденной женской одеждой. Церковь же запрещает им носить все, что она считает мужской одеждой. Святые отцы рекомендуют вспомнить о том, что в общественном месте не всегда удобно появляться в шортах или джинсах с кроссовками. Данная одежда хороша для отдыха, дискотеки и пр. В храм же лучше пойти в более скромной одежде (в юбке или платье) и не забыть взять с собой платок: ведь женщина должна находиться в храме с покрытой головой, а мужчина, напротив, должен снять головной убор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *