Д51 к75 проводка что означает

Tип счета: Активно-пассивные Расчетный

На субсчете 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный (складочный) капитал.

При создании акционерного общества по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.

При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств. Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др.

В аналогичном порядке отражаются в бухгалтерском учете расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал с учредителями (участниками) организаций других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах.

В том случае, когда акции организации, созданной в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную стоимость их, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

Источник

51 счет бухгалтерского учета

Д51 к75 проводка что означает

Д51 к75 проводка что означает

Зачем нужен счет 51

Счет 51 используют для учета прихода и расхода безналичных денег компании на счетах в банках. На 51 счете ведут учет только в рублях. Для учета денег в иностранной валюте есть счет 52 “Валютные счета”.

Счет 51 — активный. По дебету отражают поступление денег, а по кредиту — платежи и списания. Остаток на счете может быть только дебетовый, он отражается в бухгалтерском балансе в строке “Денежные средства”.

Из-за ограничений по наличным расчетам юридические лица без расчетного счета работать не могут. Поэтому 51 счет используют все компании.

Какие документы формируют движение по 51 счету

Бухгалтерские проводки по 51 счету строятся на основе банковской выписки и других платежных документах.

Выписка содержит информацию обо всех поступлениях и платежах. В клиент-банке можно выгрузить файл в формате, пригодном для загрузки в бухгалтерскую программу.

Кроме выписки для проведения операций по 51 счету используют платежные поручения, платежные требования, чеки, банковские ордера и так далее.

Как ведут аналитический учет по счету 51

Аналитический учет на счете 51 ведут по каждому открытому расчетному счету. Кроме того аналитику можно представить по контрагентам, видам операций, направлениям и так далее.

С какими счетами корреспондирует 51 счет

Счет 51 корреспондирует со многими счетами. Для удобства мы собрали их в одну таблицу.

Счет 51 корреспондирует по дебету сСчет 51 корреспондирует по кредиту с
50 51 52 55 57 58 60 62 66 67 68 69 71 73 75 76 79 80 86 90 91 98 9904 50 51 52 55 57 58 60 62 66 67 68 69 70 71 73 75 76 79 80 81 84 96 99

Основные проводки по 51 счету

Проводки по счету 51 можно условно разбить на две группы. Те, которые связаны с приходом денег, в них используют дебет счета 51, и те, которые связаны со списанием денег, здесь используют кредит 51 счета.

В таблицу мы собрали основные проводки, связанные с поступлением денег.

ДебетКредитСуть операции
5150Деньги из кассы компании положены на расчетный счет
5158Получен возврат от заемщика
5160Получен возврат аванса от поставщика
5162Оплата от покупателя
5166 / 67Получен краткосрочный или долгосрочный кредит или займ
5168 / 69Возвращены денежные средства из бюджета или внебюджетного фонда
5175Внесен вклад в уставный капитал
5186Поступило целевое финансирование
5191Получены прочие доходы
5190На расчетный счет зачислена выручка от покупателей
5155.03Получены проценты по депозиту или возвращены деньги со вклада
5176Получена оплата от прочих дебиторов
5173Возмещение ущерба, который был нанесен сотрудником

Бухгалтерские проводки, связанные со списанием средств со счета, мы также собрали в таблицу.

ДебетКредитСуть операции
5051Наличные средства сняли со счета и оприходовали в кассу
6051Перечислена оплата поставщику
6251Покупателю вернули аванс
66 / 6751Погашен краткосрочный или долгосрочный кредит или займ. Этой же проводкой оформляется погашение процентов по займам и кредитам
68 / 6951Уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды
7051Перечислена зарплата работникам
7151Перечислены подотчетные средства
5851Выдан заем
7651Перечислены деньги прочим кредиторам
8151Выкупили акции у акционеров
7551Учредителю перечислены дивиденды
9651Оплачены расходы за счет средств ранее созданного резерва

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет денежных средств на всех ваших банковских счетах. Новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Источник

Счет 51 в бухгалтерском учете: значение, проводки и примеры

В рамках сегодняшней темы мы будем говорить о характеристике 51 счета в бухгалтерском учете, видах расчетов, типовых бухгалтерских записях, а также рассмотрим один из практических примеров.

Значение для бухгалтерского учета

51 позиция Плана счетов необходима для того, чтобы обобщить сведения о наличии и перемещении денежных ресурсов в национальной валюте РФ по депозитам до востребования компаний, которые открыты в коммерческих банках.

В дебетовой части следует записывать поступления финансовых ресурсов на депозит до востребования организации, на имя которой этот депозит был открыт. В свою очередь, кредитовая часть содержит данные по списанию ресурсов.

Если по какой-то причине та или иная сумма была неверно отражена по дебету либо кредиту, и это было выявлено при проверке выписок из банка, то такие суммы записываются на 76 позицию, получившую название «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение сумм по дебетовой и кредитовой частям обозначенной позиции происходит на базе выписок, получаемых из банка, и прилагаемых к ним платежных документов.

Что касается аналитики, то ее следует вести по каждому банковскому депозиту до востребования компании отдельно.

Существующие виды расчетов

Итак, при открытии банковского депозита между компанией и кредитным учреждением подписывается договор банковского счета, по которому последний обязуется принимать и осуществлять прием поступающих на имя клиента финансовых ресурсов, выполнять поручения владельца счета по списанию денежных ресурсов со счета либо их выдаче, а также выполнять другие операции по счету. За кассовое и расчетное обслуживание клиентов банк получает комиссионное вознаграждение.

В зависимости от того, какой порядок расчетов был выбран между контрагентами по той или иной сделке, выделяют наличные и безналичные расчеты. В первом случае используются финансовые ресурсы в натуральной форме, т.е. в виде банкнот. Что касается безналичных платежей, то они осуществляются по счетам, открытым в кредитной организации.

Если говорить о гражданах РФ, то эта категория не имеет никаких ограничений в выборе порядка осуществления платежей. А вот с юридическими лицами и ИП дело обстоит несколько иначе. Так, в соответствии с действующим законодательством в каждой проводимой сделке лимит расчетов с применением наличных денежных средств на сегодняшний день составляет 60,0 тыс. р.

Гражданский кодекс РФ и другие нормативно – правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, допускают применение четырех ключевых форм безналичных платежей:

Типовые бухгалтерские записи

Подавляющее число транзакций по 51 позиции представляют собой расчеты между покупателями и поставщиками, которые осуществляются в соответствии с заключаемыми договорами. При этом, типовые бухгалтерские записи по подобным операциям выглядят следующим образом:

Кт 62 – зачисление средств за поступившие товары либо оказанные услуги;

Кт 60 – возврат ранее оплаченных средств от поставщиков;

Кт 43 – зачисление средств, поступивших за транспортировку товаров;

Кт 76 – поступление средств о прочих контрагентов;

Кт 51 – оплата поставщикам и подрядчикам за полученные товары либо услуги;

Кт 90 – зачисление выручки от реализации товаров либо услуг и т.д.

Практический пример

Представим ситуацию, при которой некое ООО приняло решение перевести на депозит свободные денежные средства в размере 3,0 млн. р. сроком на 1 год. Процентная ставка по депозиту составляет 11,2% годовых, при этом осуществляется капитализация процентов. Помимо того, с расчетного счета компании были сняты средства в размере 45, 0 тыс.р., которые предназначены на внутрихозяйственные расходы.

В данной ситуации все эти операции будут отражаться в бухгалтерском учете следующим образом:

Кт 51 – 3,0 млн.р., перечисление денежных средств на депозит;

Кт 55.03 – 34,5 тыс.р., начисленные проценты по депозиту;

Кт 55.03 – 34,5 тыс.р., зачисление начисленных процентов на расчетный счет;

Кт 55.03 – 3,0 млн.р., возврат финансовых средств с депозита;

Кт 51 – 45,0 тыс.р., сняты средства с депозита до востребования компании.

Заключение

Таким образом, 51 счет играет огромную роль для получения объективной картины об объемах оборотов денежных средств по расчетному счету компании, а также позволяет отслеживать исполнение обязательств по договорам с контрагентами компании.

Источник

Особенности учета по 51 счету

Счет 51 в бухгалтерском учете — это расчетный регистр. Его используют для отражения денежных поступлений, списаний и переводов в рублях через банк.

Что отражают на счете 51

В приказе Минфина № 94н от 31.10.2000 указано, что такое 51 счет в бухгалтерии — расчетный счет. Этот регистр используют для сбора, фиксации и анализа сведений о движении денег в рублевом эквиваленте на банковских р/сч. По сч. 51 ведут синтетический учет р/сч, которые открыты у организации в различных кредитных учреждениях.

В нормативе Минфина приводится и анализ 51 счета: что это означает в бухучете и как ведется аналитика. Учет на сч. 51 позволяет контролировать рублевые операции и банковские транзакции предприятия. На нем учитываются все взаиморасчеты компании через банковские р/сч:

Таким способом ведется аналитика по сч. 51 — в разрезе контрагентов и видов перечислений, то есть всех операций предприятия.

Как ведут операции по 51 счету

51 — активный регистр. Это означает, что по дебету проводятся поступления, а по кредиту фиксируются выбытия. И приход, и расход проводят на основании подтвердительной документации: выписок, платежных поручений.

Если какие-то суммы ошибочно отразили по дебету или кредиту 51 сч. (бухгалтер обнаружил ошибку при проверке выписки), их отражают по регистру 76, применяя субсчет «Расчеты по претензиям». Для регистрации ошибочных зачислений на р/сч используют такую проводку: Дт 51 Кт 76.

Отчетность по 51 регистру такая:

Если применяется журнально-ордерная система учета, то бухгалтер составляет журнал-ордер по счету 51 по форме № 2. Журнал заполняют на основании банковских выписок итогами по корреспондирующим регистрам — одной или нескольким выпискам из кредитного учреждения. Если выписок несколько, то необходимо указать начальную и конечную дату таких документов. На оборотной части ЖО № 2 прикрепляют ведомость № 2. В ней фиксируются дебетовые обороты по сч. 51.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить журнал-ордер № 2. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие проводки составляют по сч. 51

Активный расчетный счет (51 сч.) используют для отражения банковских операций в рублях. А для иностранных (валютных) переводов применяют регистр 52. Основание для проведения бухзаписи — выписки из банка, платежная документация.

Основные проводки по счету 51 — в таблице:

Наличные поступили из кассы

Перевели денежные с других счетов — рабочих р/сч, валютных, специальных

Поступили деньги, числившиеся в пути. Обычно корреспонденцию 51 и 57 счетов используют для расчетов по банковским картам. Как пример, если отчет от банка-эквайера уже пришел, а деньги еще не поступили, делают проводку Дт 57 Кт 90, 62, 76. А Дт 51 Кт 57 проводят в момент, когда деньги поступают на р/сч. Еще один вариант использования такой проводки — сдача выручки розничного магазина через инкассатора (Дт 57 Кт 51) и поступление этих средств на р/сч

Вернули предоставленные займы

60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 79

Поступили деньги по погашенной дебиторской задолженности — расчеты с поставщиками, с подотчетными лицами, с бюджетом и проч.

Пришли деньги по кредитам и займам в банках

Внесли средства во вклады простого товарищества

Поступило целевое финансирование

Поступила выручка от продаж товаров, работ и услуг. Такая бухгалтерская запись применяется чаще для расчетов с собственными работниками, если они сразу оплачивают банковской картой товары, работы или услуги работодателя. Обычно для таких операций используют сч. 62, 76 или 70 в корреспонденции с 51 сч. — для подробной аналитики, если потребуется рассчитать рыночную цену или восстановить НДС

Поступила выручка от продажи имущества, иных операционных и внереализационных доходов. Проводится по аналогии с 90 сч., по операциям с работниками предприятия

Поступили деньги, которые отражают в будущих доходах

Перевели деньги для чрезвычайных доходов

Деньги с р/сч направили в кассу

Списали средства на другие счета — р/сч, валютные, специальные

Перечислили деньги, еще не поступившие по назначению

Предоставили займ другим лицам

60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 79

Погасили кредиторскую задолженность — поставщикам, заказчикам, в бюджет

Вернули вклады товарищам из простого товарищества

Выкупили собственные акции

Перевели по решению учредителей средства на различные мероприятия

Экономию перечислили на счет инвестора

Покрыли некомпенсированные расходы, вызванные чрезвычайными обстоятельствами

Источник

Ведение учета добавочного капитала на счете 83 (проводки)

Д51 к75 проводка что означает

Что такое добавочный капитал и для чего он нужен организации?

Добавочный капитал можно определить как сформировавшуюся внутри компании сумму собственных средств, возникновение которой не сопряжено с появлением каких-либо обязательств перед контрагентами. По общему правилу чем больше у фирмы собственных средств, тем выше величина ее чистых активов, а значит, тем устойчивее ее финансовое положение.

Следовательно, чем больше добавочный капитал, тем устойчивее компания в финансовом плане. Поэтому добавочный капитал выступает своего рода страховкой от некоторых кризисных ситуаций, «подушкой безопасности».

ВАЖНО! Добавочный капитал компании не может быть сформирован по произвольному желанию руководящего звена. Существуют строго определенные ситуации, которые влекут за собой формирование и рост добавочного капитала. Такие ситуации установлены в Положении по ведению бухучета, утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Добавочный капитал в организации может быть сформирован 3 способами (п. 68 Положения № 34н):

Кроме указанных способов, фирма может увеличить добавочный капитал за счет части прибыли (оставшейся после выплаты дивидендов), а также когда в ее адрес перечисляются целевые средства (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Законодатель устанавливает не только возможные случаи формирования, но и случаи, когда компания имеет право израсходовать свой добавочный капитал частично или полностью. К последним относятся:

Кроме того, существуют некоторые способы использования добавочного капитала, в отношении правомерности которых на практике часто возникают споры.

Подробнее о способах формирования добавочного капитала рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно и избежать споров с налоговиками, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по информационному банку. Это бесплатно.

Таким образом, добавочный капитал в компании играет роль важной финансовой страховки, несмотря на то что его использование ограничено. Поэтому бухгалтерской службе каждой организации следует знать, как вести учет добавочного капитала, а также какими проводками следует оформлять операции по его изменению.

На каком счете учитывается добавочный капитал и как он отражается в отчетности

Поскольку добавочный капитал — это собственные средства фирмы, а они по общим правилам учета относятся к пассивам организации, следовательно, ведение учета добавочного капитала должно осуществляться в разрезе пассивного счета.

Таким счетом является счет 83. Кредитовые операции по счету 83 означают, что добавочный капитал растет. Если запись сделана по дебету, то, напротив, это значит, что операция уменьшает добавочный капитал.

При составлении бухгалтерской отчетности компании на какую-либо определенную дату значение добавочного капитала также подлежит отражению в составе собственных средств фирмы. Для этого в балансе существует строка 1350 «Добавочный капитал без переоценки». В ней следует указать величину добавочного капитала, исключив из нее сумму выявленной положительной переоценки (дооценки) ОС.

Как это сделать на практике? Необходимо из общего сальдо по кредиту счета 83 вычесть величину, приходящуюся на выявленную ранее совокупную дооценку внеоборотных активов фирмы.

ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 68 Положения № 34н каждая сумма, формирующая добавочный капитал, должна отражаться в учете отдельно. Следовательно, компании при осуществлении учета добавочного капитала ведут аналитику отдельных сумм, формирующих добавочный капитал, на раздельных субсчетах в разрезе счета 83. Поэтому общую сумму дооценки объектов ОС компания способна выявить, посмотрев на кредитовое сальдо по соответствующему субсчету счета 83.

Сумма переоценки ОС, в свою очередь, фиксируется в другой строке баланса, а именно в строке 1340.

Как отразить добавочный капитал в балансе, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

О том, какие аспекты важно знать бухгалтеру при ведении учета иных частей собственного капитала компании, см. в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».

На практике, как было указано выше, существуют несколько возможных ситуаций, при которых добавочный капитал фирмы может быть сформирован или использован. При этом некоторые ситуации являются «зеркальными», т. е. при одних обстоятельствах увеличивают добавочный капитал, а при других — уменьшают.

Рассмотрим такие ситуации.

Формирование и использование добавочного капитала (проводки) в результате проведения переоценки объектов ОС

На величину добавочного капитала непосредственно влияет результат переоценки объектов ОС.

В частности, добавочный капитал на предприятии формируется, если выявляется дооценка внеоборотных активов. Поскольку они учитываются на активном счете 01, то проводка увеличения добавочного капитала за счет выявленной суммы дооценки объекта ОС будет выглядеть следующим образом:

Обращаем внимание! Если проведена дооценка объекта ОС, то возрастает первоначальная стоимость, подлежащая впоследствии амортизации. Поэтому одновременно с отражением в учете возрастания добавочного капитала в данном случае следует отразить увеличение начисленной амортизации.

Поскольку амортизация будет впоследствии списываться за счет сумм дооценки, т. е. за счет части добавочного капитала, отражение в учете увеличения амортизации в результате проведения дооценки ОС будет выглядеть так:

Впоследствии, если компания выявила уценку по тем объектам ОС, по которым ранее сумма дооценки была включена в добавочный капитал, то величину добавочного капитала необходимо уменьшить. Это и есть один из способов использования фирмой добавочного капитала. В учете он оформляется проводкой:

Как и в случае с дооценкой, выявление уценки внеоборотных активов непосредственно влияет на величину начисляемой амортизации. Поэтому, если в результате переоценки стоимость объекта ОС снизилась, то на добавочный капитал следует также отнести величину дополнительно начисленной по объекту амортизации. Сделать это нужно проводкой:

При этом величина выявленной уценки не должна превышать совокупную дооценку за предыдущие периоды. В противном случае величина снижения стоимости объекта ОС (в части превышения уценкой дооценки) будет относиться на финансовые результаты в качестве прочих расходов:

Дт 91-2 (субсчет «Прочие расходы») Кт 01.

Излишне начисленная амортизация в данном случае будет составлять прочие доходы фирмы:

Дт 02 Кт 91-1 (субсчет «Прочие доходы»).

Изложенные выше правила касаются случая, когда компания первоначально выявила увеличение стоимости своих ОС, т. е. дооценила их.

Однако на практике возможна и обратная ситуация: при первой же переоценке компания выявила снижение первоначальной стоимости объекта ОС (уценила его). В этом случае в силу п. 15 ПБУ 6/01 «Учет ОС», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, сумма уценки должна быть отнесена на финансовые результаты в качестве расходов:

Тогда выявленная при последующей переоценке сумма возрастания стоимости объекта ОС не будет формировать добавочный капитал, а должна быть списана на финансовый результат в качестве прочих доходов:

Если сумма последующей дооценки превысит ранее произведенную уценку объекта ОС (т. е. произойдет полный взаимозачет первичной уценки и последующих дооценок), то далее вновь действуют общие правила: сумма дооценки увеличивает добавочный капитал.

Постоянные разницы при переоценке объектов ОС

С переоценкой внеоборотных активов, формирующей добавочный капитал компании, связан еще один важный нюанс: сумма дооценки не признается налогооблагаемым доходом компании (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Следовательно, увеличение первоначальной стоимости дооцененных объектов ОС не повлияет на величину начисленной амортизации по таким объектам в налоговом учете. А это значит, что амортизация по дооцененным объектам ОС по правилам бухгалтерского учета будет начисляться в большем размере, чем по правилам налогового учета.

Поэтому в учете будут образовываться постоянные разницы, которые, в свою очередь, формируют у фирмы постоянное налоговое обязательство (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н). Соответственно, в бухучете необходимо также отразить начисление постоянного налогового обязательства (ПНО) на величину разницы между амортизацией, принимаемой в бухгалтерском и налоговом учете проводкой:

Дт 99 (субсчет «ПНО») Кт 68.

Подробнее об отложенных налоговых обязательствах, налогооблагаемых и вычитаемых временных разницах см. в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».

В обратном случае, если объект ОС был уценен, амортизация в бухучете станет ниже налоговой, что также приведет к формированию постоянной разницы. В связи с этим у компании образуется постоянный налоговый актив, который должен быть отражен проводкой:

Дт 68 Кт 99 (субсчет «ПНА»).

Формирование и использование добавочного капитала в результате образования курсовых разниц по взносам учредителей

Добавочный капитал на предприятии может также быть сформирован в результате образования курсовой разницы при внесении собственником в уставный капитал фирмы взносов, которые выражены в иностранной валюте. Ключевой здесь является дата фактического зачисления взноса на валютный счет фирмы. На эту дату и возникает курсовая разница, увеличивающая добавочный капитал (п. 14 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств в валюте», утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н). Отражение такой разницы в учете поясним на примере.

Пример:

Учредитель решил внести в уставный капитал 100 евро в марте. Следовательно, в марте в учете будет сформирована задолженность учредителя по взносу в уставный капитал исходя из курса рубля на эту дату (на март) проводкой:

Однако фактически 100 евро перечислены были только в октябре:

Курс евро к рублю в октябре уже другой, он стал выше. Значит, у фирмы образовался дополнительный рублевый доход — положительная курсовая разница, которая в силу ПБУ 3/2006 должна быть списана на увеличение добавочного капитала проводкой:

В обратной ситуации, когда курс валюты упал на дату фактического внесения собственником средств, ситуация прямо противоположная: возникает отрицательная курсовая разница, которая может быть покрыта за счет уменьшения добавочного капитала организации. В учете такой факт хозяйственной жизни оформляется следующими последовательными проводками:

Прочие случаи формирования добавочного капитала компании

Следующий способ сформировать (увеличить) добавочный капитал — продать акции (для АО) либо долю собственности (для ООО) в компании по цене выше номинальной.

В этом случае на увеличение уставного капитала пойдет только номинальная стоимость доли участия в компании. Сумма превышения продажной цены над номинальной будет списываться в добавочный капитал. Поэтому если организация получила такой дополнительный доход от продажи доли, она должна будет в учете отразить как увеличение уставного капитала, так и рост добавочного:

Дт 75 Кт 80 (в сумме номинальной стоимости доли);

Дт 75 Кт 83 (в части превышения).

При этом фактическое поступление средств в счет оплаты купленной доли от нового собственника будет регистрироваться проводкой:

План счетов предусматривает, что счет 83 может корреспондировать со счетом 84. Поэтому принятие руководством компании решения об увеличении добавочного капитала за счет имеющейся нераспределенной прибыли будет оформляться проводкой:

Кроме того, действующее законодательство позволяет организации увеличить добавочный капитал за счет средств, которые собственники внесли в бизнес с целью увеличения чистых активов (это следует из подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). В этом случае после поступления денежных средств от учредителей (которое оформляется проводкой Дт 51 Кт 75) увеличение добавочного капитала необходимо отразить проводкой:

Отражение иных случаев использования добавочного капитала на счете 83

Выше были перечислены ситуации, связанные с изменением добавочного капитала компании, в том числе в результате переоценки объектов ОС.

Применительно к внеоборотным активам важен также еще один момент. В силу п. 15 ПБУ 6/01, если объект ОС выбывает, то сумма оставшейся дооценки по нему должна быть отнесена к нераспределенной прибыли. Следовательно, если по каким-либо причинам (продажа, ликвидация, передача в счет вклада в уставный капитал и др.) ОС в компании выбывает, в учете необходимо отразить операцию по уменьшению добавочного капитала на сумму дооценки по такому ОС:

Обращаем внимание! Списать на прибыль добавочный капитал можно, только если объект ОС выбыл. Поэтому если внеоборотный актив полностью самортизировался, но не выбыл, списывать добавочный капитал не следует. Ведь компания всегда может провести модернизацию или реконструкцию такого объекта ОС, которая увеличит его стоимость, а значит, такую новую стоимость придется снова переоценивать.

Добавочный капитал можно использовать с целью увеличения уставного капитала. Это следует из закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ и закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, которые позволяют увеличить уставный капитал фирмы за счет ее собственных средств. В учете соответствующая операция отражается бухгалтерской проводкой:

Кроме изложенных способов расходования добавочного капитала его можно частично или полностью распределить между акционерами (собственниками). Такая операция в учете отражается следующей бухгалтерской проводкой:

Обращаем внимание! Указанная выше проводка отражает формирование задолженности организации перед собственниками в учете.

Фактическая выплата учредителям средств за счет добавочного капитала будет впоследствии фиксироваться последовательными проводками:

Дт 75 Кт 51 (в части основных сумм, выплачиваемых собственникам),

Дт 75 Кт 68 (удержание НДФЛ).

На практике возникает спорный вопрос: можно ли использовать добавочный капитал для покрытия убытков прошлых лет? В настоящий момент законодательство этого не запрещает. Контролирующие органы считают, что убытки нельзя компенсировать только за счет сумм дооценки ОС, но вместе с тем отмечают, что за это санкции Налоговым кодексом не предусмотрены (письмо Минфина РФ от 21.07.2000 № 04-02-05/2). Поэтому можно предположить, что компании пока не лишены права использовать свой добавочный капитал на покрытие убытков. Для этого в учете необходимо отразить проводку:

Итоги

Таким образом, корректное ведение учета добавочного капитала позволяет компании сгладить такие потенциально негативные ситуации, как выявление уценки внеоборотных активов, нехватка средств на выплату дивидендов участникам и др. Кроме того, существуют и иные направления возможного использования добавочного капитала компании.

По правилам бухгалтерского учета формирование и увеличение добавочного капитала отражается по кредиту счета 83, а его уменьшение — по дебету. Бухгалтерской службе компании важно помнить, что корректный учет возможен только в случае ведения детальной аналитики по каждой составной части добавочного капитала (куда входят суммы, идентичные по своей экономической природе) на соответствующем субсчете счета 83.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПроводкиСодержание операции
Дт 51Кт
50