Д н узнадзе считал что основным мотивом учебной деятельности является
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.
Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.
После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.
В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.
В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.
Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.
Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.
В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.
В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.
Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.
В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.
Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.
На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.
В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
В 1941 г. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).
В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.
Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.
В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:
— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.
Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.
Статья «Мотивация учебной деятельности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мотивация учебной деятельности
Содержание: место мотивации в ФГОС НОО, изменение представления о мотивации в историческом разрезе, дифференциация понятий «мотив», «мотивация», определение сущности мотивации, основные концепции и подходы в изучении мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной науке и практике.
Учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах посредством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками). Главную роль при этом играет мотивация учебной деятельности.
Таким образом, первостепенно необходимо рассмотреть освещение проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе.
Понимание педагогической сущности мотивации основывается на психологическом анализе источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Своими истоками данная проблема уходит к мыслителям древности: Аристотелю, Гераклиту, Платону, Сократу, упоминавшими о «нужде» как учительнице жизни.
В XVIII веке Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, ведущее к удовольствию. П. Гольбах считал потребности движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Далее этот термин применялся в психологии для объяснения причин поведения человека и животных.
В ранних работах указывает, что мотив побуждает отдельное частное действие. В более поздних работах он приходит к выводу, что мотив лежит в основе той деятельности, в которую данное действие включено. Таким образом, каждое действие в составе деятельности не имеет собственного отдельного мотива, деятельность и действие имеют общий мотив, однако цель деятельности и действия в ее составе не совпадают, но при этом они подчиняются общему смыслу деятельности. Мотив и мотивация, по А. Н. Леонтьеву, это высшие формы побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой. Они по своей природе – психические явления. Однако мотив необходимо рассматривать как комплексный внутренний побудитель, как представительство всего человека: его биологических, психических и социальных сторон. В нем воплощается сущность личности. Для мотива в большей мере подходит деление его на «понимаемый» и «реально действующий».
Рассматривая мотивацию как феномен, ученые сталкиваются с множеством трудностей. Главная из них, как отмечает Х. Хекхаузен, состоит в том, что мотив и мотивация (или их эквиваленты) напрямую не наблюдаемы и тем самым не доступны непосредственно познанию.
Таким образом, подтверждаются слова Х. Хекхаузена о том, что описательное использование понятий «мотива» и «мотивации» вместо объяснительного замыкает определение этих понятий в порочный круг.
Основные концепции и подходы в определении сущности мотивации учебной деятельности
1. Психоаналитические теории мотивации. Ярким представителем данной теории является З. Фрейд. Разрабатывая проблему потребностей и мотивов поведения, он считал источником мотивации инстинкт сохранения вида и индивид.
3 . Когнитивные теории мотивации. В конце ХХ века У. Джеймс выделил несколько типов принятия решения как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательные действия или благоприятствующие ему, он назвал основаниями, или мотивами, данного решения. Так, появились мотивационные концепции Дж. Роттера (1954 г.), Г. Келли (1955 г.), Х. Хекхаузена (1955 г.), Дж. Аткинсона (1964 г.), Д. Маккеланда (1971 г.). Е. П. Ильин пишет, что данным концепциям характерно «признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека».
Также проблема мотивации нашла свое отражение в гештальтпсихологии («теория поля» К. Левина), необихевиоризме (Э. Толмен), персонализме (Г. Олпорт) и др.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Анализируя состояние изученности проблемы мотивации за рубежом, В.И. Ковалев выделил основные концепции:
1. Теория мотивации Э. Даффи. Согласно данной концепции поведение можно описать через его направленность (подход, общую линию поведения) и интенсивность (внутреннее побуждение, внутреннюю активность ).
2. Теория мотивации Д. Бандуры. По данной концепции поведение определяется силой привычки, на которую влияет уровень активации и физиологический состав крови, влияющий на мозг.
3.Теория мотивации Д. Берлайна. В основу данной концепции положена сложная схема мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма.
6. Теория мотивации Л. Фестингера . В данной концепции сочетаются социальная психология и биология. Исследователь считает, что мотивацию определяет когнитивный диссонанс (несогласие между полученной информацией и имеющейся позицией). То есть мотивация рассматривается в связи с познанием окружающей действительности.
7. Теория мотивации В. Кеттелла . Мотивационный компонент поведения, в данной концепции, связан с темпераментом и чувствами. Мотив понимается как «стимулируемая потребность». Потребности человека рассматриваются без учета их социальной детерминированности.
9. Теория мотивации А. Маслоу. Данная концепция определяет мотивы потребностями, которые имеют несколько уровней. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Рассмотренные теории мотивации имеют сторонников и последователей за рубежом.
В целом, в психолого-педагогической литературе прослеживаются два подхода к трактовке проблемы мотивации. Представители первого направления рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций, как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений. В данном ключе мотивация понимается как внутренняя, спонтанная, независимая от социальной среды.
В отечественных исследованиях прослеживается в m орой подход. В данном направлении генезис мотивации понимается с позиции социального подхода.
— во-первых, человек рассматривается лишь в своих личностных проявлениях, в то время как для его индивидуальных, субъектных и индивидных проявлений, также характерно наличие системы побудителей;
— во-вторых, все побудители человеческого поведения и деятельности сведены лишь к мотивам.
В целом, понятие мотивации обычно употребляется в двух значениях:
Мотивация как совокупность побуждений, направляющих какую-либо конкретную деятельность (узкое значение).
Мотивация как общность всех устойчивых мотивов человека, определяющих его совокупную деятельность, то есть жизнь в целом (широкое значение). В данном значении применяется термин «мотивационная или мотивационно-потребностная сфера».
Мотивация рассматривается как «система мотивов», «иерархическая организация всей системы побуждений», которая определяет целостный облик человека, осуществляет побудительную и направляющую функции.
Именно мотивация определяет активность личности, в том числе и интеллектуальную, которая направляется системой мотивов.
Методология деятельности с позиции мотивационного подхода была разработана А. Г. Асмоловым, который обосновал анализ семи принципов деятельности. Это принципы предметности, активности, неадаптивности, опосредования, интериоризации и экстериоризации, принцип психологического анализа «по единицам», принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Данные принципы он рассматривает в единстве с их противоположностями, что раскрывает внутреннюю природу и закономерности деятельности.
Таким образом, проблема мотивации освещена в психолого-педагогичекой литературе с разных позиций и точек зрения, однако сохраняется актуальность исследований ведущих отечественных специалистов в этой области, что так же подтверждается состоявшейся в Москве в мае 2011 года 8-ой Международной конференции по мотивации «Мотивация в современном мире».
Итак, понятие «мотивация» более широкое, чем «мотив», так как под мотивацией, на наш взгляд, нужно понимать некий побудительный динамический процесс, в ходе реализации действий которого удовлетворяются внешние и внутренние мотивы деятельности. В своем исследовании мы склонны рассматривать мотивацию с позиции В. Г. Леонтьева, то есть мотивация – это иерархизированная совокупность мотивов, побуждающих и контролирующих конкретную деятельность. Любая деятельность полимотивированна, причем внутренние мотивационные факторы поведения должны непременно соотноситься с внешними.
Литература, рекомендуемая для обучения:
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М. : Наука, 1988. – 192 с.
Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учеб. пособие / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск :
Изд-во НГПИ, 2002. – 92 с.
Леонтьев, Д. А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра / Д. А. Леонтьев // Современная психология психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2002. – С. 4–12.
Петражицкий, Л. И. О мотивах человеческих поступков / Л. И. Петражицкий // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие / сост. В. В. Мироненко ; под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1987. – С. 194–197.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : учеб. пособие / Х. Хекхаузен ; науч. ред. Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 859 с.
Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении :
науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос, 2012. – 50 с.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373) – URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. – Загл. с экрана.
2 Мешков, Н. И. Природа мотивации в контексте развития личности / Н. И. Мешков // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 – С. 23–26.
3 Спиноза. Понятия субстанции и атрибута / Спиноза // Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 1997. – С. 398–399.
4 Петражицкий, Л. И. О мотивах человеческих поступков / Л. И. Петражицкий // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие / сост. В. В. Мироненко ; под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1987. – С. 194–197.
5 Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М. : Наука, 1988. – 192 с.
6 Боровский, В. М. Введение в сравнительную психологию : учеб. пособие / В. М. Боровский. – М. : Работник просвещения, 1927. – 264 с.
7 Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. – М. : Наука, 1966. – 450 с.
8 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 487 с.
9 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
10 Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М. : Просвещение, 1969. – 317 с.
11 Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. – Пермь : Пермский пед. ин-т, 1971. – 120 с.
12 Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. – 352 с.
13 Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. – 384 с.
14 Асмолов, А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 16–27.
15 Волкова, М. А. Мотивационное поведение как фактор проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / М. А. Волкова, Н. А. Корягина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 7. – С. 200–207.
16 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : учеб. пособие / Х. Хекхаузен ; науч. ред. Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 859 с.
17 Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. В. Шороховой. – М. : Наука, 1974. – 320 с.
18 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
19 Варданян, Ю. В. Психология мотивации : учеб. пособие к спецкурсу / Ю. В. Варданян. – М. : Изд-во МПГУ, 1999. – 40 с.
20 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
21 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
22 Варданян, Ю. В. Психология мотивации : учеб. пособие к спецкурсу / Ю. В. Варданян. – М. : Изд-во МПГУ, 1999. – 40 с.
23 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
24 Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учеб. пособие / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Изд-во НГПИ, 2002. – 92 с.
25 Леонтьев, Д. А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2002. – С. 4–12.
Теория установки» Д. Н. Узнадзе
Концепция личности Д.Н.Узнадзе
Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950).
Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.
Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.
Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.
Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.
По Узнадзе существует:
1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;
2. фиксированная установка (дифференцированная).
Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки — иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).
Теория установки Узнадзе 2
Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.
Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.
Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни
Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
Поведение личности может протекать на двух уровнях:
1) импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются.
2) регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:
1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей.
2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий.
3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.
Две ступени периода подготовки цели:
1) выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта.
2) мотивация – волютивный процесс.
Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости.
Д. Узнадзе изучал философию в Лейпцигском университете, где его учителями были В. Вундт, И. Фолькельт, П. Барта. В 1909 году он окончил университет, защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 году Узнадзе экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Свою профессиональную научную и преподавательскую деятельность он начал в 1910 году. В 1915 году Д.Н. Узнадзе создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке. С 1917 года он участвовал в создании Тбилисского университета, в котором впоследствии заведовал созданной им же кафедрой психологии, а также психологической лабораторией. В 1919 году вышла в свет его первая книга, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 году — монография «Анри Бергсон», в которой Д. Узнадзе критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 году появились его работы «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования», а в 1924 — книга «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В 1920-е годы происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки (явление установки было открыто в 1888 году немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия).
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
Предпосылкой создания теории установки послужил философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница.
Понятие установки по Д. Узнадзе подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде они реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования установки. В результате была создана психологическая теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.
Согласно концепции Д. Узнадзе, установка возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Узнадзе выявил ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки, таких как целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность. На основе теории установки ученый построил установочную типологию личности. В его работах была раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. Д. Узнадзе также исследовал вопросы мышления, речи, внимания, воли; особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий, наименованиям, постижению значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. По инициативе Д. Узнадзе были созданы кафедры психологии в педагогических институтах Кутаиси (1932) и Сухуми (1938), которыми он лично руководил. В годы Великой Отечественной войны Д. Узнадзе работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 году он возглавил организованный им Институт психологии АН Грузии, которым руководил до последних дней своей жизни.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950) — советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии.
Детство
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г., в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
Юность
Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейгщигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени.
В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом.
Книги
Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография Анри Бергсон, в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона.
Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека.
Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.
Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как биосфера, ситуация и подпсихическое. Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай.
Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия, как субъекта, так и объекта.
Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие психологии
Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как Имперсоналия и Психологические основы наименования. Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит, не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — Мотивы интереса к учебным предметам, посвященная проблемам педагогики. В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1949 г. вышла в свет книга Экспериментальные основы психологии установки, в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:
динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.