Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

Вклад Д. Н. Кайгородова в развитие методики преподавания естествознания.

Д. Н. Кайгородов. В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым.. По научным взглядам Д. Н. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьников научной системы знаний о природе. Признавая «биологический метод», Кайгородов отдавал предпочтение «принципу общежития», как наиболее способствующему раскрытию божественной мудрости творца. В основу его программы было заложено изучение природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.) тех или других растений и животных, с их разнообразными взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года. «Само собой разумеется, что краеугольным камнем в преподавании такого природоведения должна быть экскурсия…» рациональное, что было в его программе не было в полной мере использовано его современниками. проведение систематических экскурсий, организация фенонаблюдений, изучение биоценозов, эстетическое восприятие природы), Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела

Взгляды В.П. Вахтерова как педагога-методиста.

В. П. Вахтеров. опыт создания учебных пособий для младших школьников. Его книги для чтения «Мир в рассказах для детей» предназначались для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов. В. П. Вахтеров придерживался взглядов К. Д. Ушинского и А. Я. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. В его основном труде «Предметный метод обучения» (1907) содержатся требования к использованию наглядных пособий, проведению предметных уроков и экскурсий.

№10. Вклад Д.Д. Семенова, значение его работ в развитие методики преподавания естествознания.

Д. Д. Семенов педагог-географ.Он начал совместную работу с К. Д. Ушинским в 1860 г. Д. Д. Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпусках. В 1862 г. вышли три части «Уроков географии» Д. Д. Семенова. К. Д. Ушинский дал этому учебнику высокую оценку. Им были впервые выражены основы краеведческого принципа обучения. Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.

№11 Вклад последователя А.Я. Герда Л.С. Севрука в развитие методики преподавания естествознания.

Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867–1918). В 1902 г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествозна- ния». Ученый разделял мысли А. Я. Герда о том, что в младших классах дети должны полу- чать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться принципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л. С. Севрук считал беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми пони- мал и проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методиче- 24 Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические: СПБ, 1907. – С. 62. 25 Кайгородов Д. Начальная ботаника. – СПб., 1900. – С. 2. 26 Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические: СПб., 1907. – С. 70. Е. В. Григорьева. «Методика преподавания естествознания: учебное пособие» 27 ское руководство по курсу естествознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому»

Источник

Методика преподавания естествознания: учебное пособие (6 стр.)

Д. Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем характеризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации: по парообразованию воды и конденсации паров, определению сторон света по компасу, измерение атмосферного давления барометром и др.

Деятельность Д. Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения.

Эта задача была необычной для того времени, она требовала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от германских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.

Говоря о процессе обучения, К. Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность, выше которой может быть только изучение природы.

Учебник «Мир божий», написанный А. Я. Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2-х частей – «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В нее же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.

А. Я. Герд видел основу успешного преподавания естествознания в чувственном познании, «живом созерцании», строившемся на изучении природы своего края во время экскурсий. К формам обучения естествознанию А. Я. Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе, базовым материалом для которых служила местная природа. Добытый в окружающей природе путем внеурочных наблюдений фактический материал, по мнению А. Я. Герда, создавал прочный фундамент для построения теории изучаемого вопроса. Таким образом, А. Я. Герд наметил пути взаимосвязи форм обучения и успешно осуществлял их в своей педагогической деятельности.

В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. В отличие от Любена на первый план педагог выдвигал развитие у школьников умений делать обобщения и выводы на основе наблюдаемых фактов Он призывал не ограничиваться индуктивным методом изучения естествознания, который сводит познание природы к описанию и сравнению, а рекомендовал применять и дедукцию, позволяющую устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. А. Я. Герд считал, что главная задача учителя – проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

А. Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета.

Следовательно, А. Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А. Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.

XX в. Развитие методики естествознания до 1917 г

В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы.

Источник

Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

В пособии приведен анализ организации учебного процесса по естествознанию в начальных классах в рамках образовательного компонента «Окружающий мир». Особое внимание уделено вопросам экологического и краеведческого образования учащихся начальных классов.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

А. Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета.

Следовательно, А. Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А. Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.

XX в. Развитие методики естествознания до 1917 г

В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы.

Точка зрения Д. Н. Кайгородова на содержание образования была принята далеко не всеми педагогами естественниками. В педагогических журналах публиковались статьи, резко критикующие методические взгляды Кайгородова. Наиболее решительный протест выразил журнал «Естествознание и география» от лица таких видных ученых как А. П. Павлов, В. М. Шимкевич, В. А. Вагнер и др. Такое отношение ученых и педагогов привело к тому, что и то рациональное, что было в его программе (проведение систематических экскурсий, организация фенонаблюдений, изучение биоценозов, эстетическое восприятие природы), не было в полной мере использовано его современниками.

Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела. Следует отметить заслугу педагога и в развитии методики проведения фенологических наблюдений.

Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867–1918). В 1902 г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания».

Ученый разделял мысли А. Я. Герда о том, что в младших классах дети должны получать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться принципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л. С. Севрук считал беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми понимал и проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методическое руководство по курсу естествознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому».

В 1904 г. И. И. Полянский издал учебник природоведения для начальной школы «О трех царствах природы», в котором были реализованы взгляды педагога на начальное естественно-научное образование. В содержание начального естествознания Полянский ввел изучение неживой природы, ботаники и зоологии. Педагог указывал, что от изучения отдельных предметов природы дети должны переходить к изучению природных явлений, а затем – к выявлению причинно-следственных связей между ними.

Источник

Первый период развития методики естествознания

Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

XVIII век. В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было.

Первая школа, в которой преподавались сведения из гео­графии, была открыта в Москве при Петре I в 1701 г. Это была «школа математических и навигационных наук». В подоб­ной школе, открытой в Петербурге в 1715 г., и в общеобразо­вательной гимназии, созданной в это же время в Москве, география преподавалась в качестве самостоятельного пред­мета.

С середины XVIII в. в русской педагогике стали появлять­ся высказывания о необходимости естественно-научного образования детей.

В 1761 г. у М.В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и про­винциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий.

Попытка обосновать ценность ознакомления учащихся с окружающей природой делалась известным русским обще­ственным деятелем начала XVIII века Н.И. Новиковым. В статье «О воспитании и наставлении детей» он рекомен­довал водить детей и показывать им как обрабатываются богатства земли, как приготавливаются они к употреблению для пользы людей.

Эти требования передовых мыслителей своего времени нашли свое воплощение в первом «Уставе для народных училищ Российской империи», написанным под руковод­ством Ф.И. Янковича. Им были определены главные народ­ные училища (в губернских городах) и малые народные училища (в уездных городах). В главных училищах по ука­зу Екатерины II вводилось преподавание естествознания и географии.

Зарождение методики преподавания естествознания свя­зано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794). Онбыл сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В.Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспе­диции под руководством П.С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской се­минарии. Именно ему было поручено написать первый рос­сийский учебник по естественной истории.

В XVIII в. существовали зарубежные учебники, в которых изучение природы начиналось с описания строения челове­ческого тела и организмов животных. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В.Ф. Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и ме­тодических руководств для учителей, помогающих препо­давать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естество­знания.

В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной ис­тории, изданное для народных училищ Российской импе­рии. ». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изу­чались «ископаемое царство» (минералы и горные породы)» и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во вто­рой – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела).

Таким образом, В.Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому».

Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учеб­нике описаны 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Причем раз­нообразие растительного мира В.Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца, а следствием великого разнообразия климатических и поч­венных условий, существующих на Земле. Подобно К. Лин­нею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.

Описание животных составлено по единому плану: внеш­ний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В.Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.

Д н кайгородов считал что главным в преподавании природоведения должны быть

Заслуга автора в том, что он начал решать вопросы мето­дики преподавания естествознания. Во введении к учебнику он предлагал учителям строить урок в виде беседы с исполь­зованием предметной наглядности, а при невозможнос­ти показа натурального объекта показывать картину. В.Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся.

К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно прохо­дить с применением натуральной наглядности. В предисло­вии к учебнику автор дал методические указания учителям.

Для знакомства с местной природой предлагалось прово­дить экскурсии.

На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В.Ф. Зуева были передовыми и важными для осущест­вления связи обучения с практическими вопросами жизни.

Таким образом, уже в первом учебнике естествознания содержалось требование познавать природу «от близкого к далекому». Это правило позволяло на дос­тупном и наглядном материале знакомиться с объектами природы.

Несмотря на то что в уставе гимназии 1804 г. содержалась мысль о привлечении учителей и уче­ников к изучению местной природы, она получила свое раз­витие лишь в единственном отечественном учебнике естест­вознания академика В.М. Севергина. По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той местности ежегодно, должна иметь боль­шое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося госу­дарства.

В.М. Севергин впервые рекомен­довал использовать учебник в виде руководства к прак­тической деятельности вне урока. Учебный процесс, таким образом, обогатился внеурочной практической работой уча­щихся. Но эти предложения не нашли широкой под­держки в учительских кругах того времени. Это было связа­но с постепенным внедрением в естественно-научное образо­вание начала XIX в. описательно-систематического направ­ления, основанного на идеях шведского ученого-натуралиста Карла Линнея. Для него было характерным включение в учебники естествознания целых глав из «Системы приро­ды» К. Линнея без их методической обработки.

В1809 г. учебник В.Ф. Зуева начал заменяться учебником A.M. Теряева «Начальные основания ботанической филосо­фии. ». В нем десятки страниц были посвящены искусственно составленными ботаническими терминами. Например для различных видоизменений корня приводит­ся более 20 морфологических обозначений, для стебля – 65, для листа – 139 и т.д. Тем не менее A.M. Теряевым высказывалась идея необходимости применения в школе наглядных пособий.

В 1821 г. в школах появился учебник «Три ботаника», написанный филологом, директором департамента народно­го просвещения И.И. Мартыновым. Его идеей было познако­мить учащихся с тремя системами классификации растений (К. Линнея, Ж.П. Турнефора и А.Л. Жюсье). От школьников требовалось механическое запоминание непонятных назва­ний неизвестных им растений. На уроках учитель спрашивал зазубренный текст.

В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е.Ф. Зябловского. Учебник содержал достоверные данные, но был перегружен фактическим материалом. При изучении предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.

При Николае I в российском обществе стали популярными республиканские идеи. В этой связи школьное естествознание обвинили как несущее «гибельный материализм». Школь­ным уставом 1828 г. естествознание было исключено из про­грамм учебных заведений.

Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. – в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология – ботаника – минералогия.

Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естество­знания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методи­ка естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание при­роды шло от простого к сложному, от известного к неизвест­ному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивно­го метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания. Однако содержание учебников ботаники Н.И. Раевского, зоологии Д.С. Михай­лова, построенных на принципах Любена, не соответствова­ло методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.

К середине XIX в., когда растущая и крепнущая буржуа­зия России искала внутренние рынки и новые объекты при­ложения капитала, сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в обществен­но-культурной жизни вылилось в движении, названном «отечествоведением». На его основе возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на меньшую территорию. Оно вызвало к жизни так называе­мое «родиноведческое» направление естествознания и гео­графии в школе того времени.

Огромное влияние на развитие этого направления в обуче­нии младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).

К.Д. Ушинский считал природу одним из «могуществен­ных агентов воспитания человека», а естественную исто­рию – предметом, самым «удобным для приучения детско­го ума к логичности». (Ушинский К. Д. Избранные пед. произведения. М., –1968).

Всю систему изучения природы, усвоения представлений и понятий о ней Ушинский рассматривал в объяснительном чте­нии, выделяя при этом метод наблюдений как наиболее эффек­тивный в познании природы. В свои книги «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1868) он включил богатый матери­ал о живой природе, предполагающий проведение наблюде­ний и опытов. Знакомство детей с природой К. Д. Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или со­общений учителя ребенок мог проверить личным опытом.

Талантливого педагога поражала пропасть между патрио­тическим воспитанием детей на Западе и в России. К.Д. Ушинский считал, что исправить такое положение можно введением в российские училища предмета, основан­ного на чувственном восприятии окружающей природы, – отечествоведения.

Под влиянием идей К.Д. Ушинского в России стали появ­ляться новые учебники естествознания и географии, осно­ванные на принципе «отечествоведения» (современного краеведения).

Огромное влияние оказали идеи К.Д. Ушинского на педа­гогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмит­риевича Семенова (1835-1902) – талантливого педагога-географа.

Он начал совместную работу с К.Д. Ушинским в 1860 г. Д.Д. Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпус­ках.

В 1862 г. вышли три части «Уроков географии» Д.Д. Семе­нова. К.Д. Ушинский дал этому учебнику высокую оценку.

В предисловии к учебнику Дмитрий Дмитриевич Семенов писал, что лучше всего на­чинать преподавание географии с окрестности той местности, на которой живут учащиеся и посредством сравнений близ­ких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия различных явлений природы.

Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изу­чению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.

Д.Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем харак­теризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

Весь курс отчизноведения Семенов предлагал пройти за два года. На первом году, который он называет «отрывоч­ным», учитель «говорит только о том, что доступно детям и постепенно переходит от легчайшего к более трудному, от знакомого к незнакомому». На втором году «все отрывоч­ные сведения сводятся в одну цельную картину, в связное описание целого края». (Семенов Д.Д. Избранные пед. сочинения/ Под ред. Н.А. Константино­ва. – М., 1953).

В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации:

– по парообразованию воды и конденсации па­ров,

– определению сторон света по компасу,

– измерению атмо­сферного давления барометром и др.

Деятельность Д.Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествове­дения.

В противовес систематике и морфологии К. Линнея во второй половине XIX в. в России стало популяризоваться биологическое направление, ставшее впоследствии фунда­ментом экологии (позднее оно было выдвинуто в Германии в трудах Ф. Юнге и О. Шмейля). Российское биологическое направление (или метод) было обосновано в работах про­фессора Московского университета К.Ф. Рулье. Автор предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. ( Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. –М.,1852).

Эта задача была необычной для того времени, она требо­вала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от гер­манских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.

Говоря о процессе обучения, Ж.Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность.

Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Алекссандра Яковлевича Герда (1841-1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.

Учебник «Мир божий», написанный А.Я.Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2-х частей:

· «Растения, животные, человек ».

Во вторую часть так же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.

Такое построение курса педагог справедливо обосновал тем, что наблюдения над минералами легче и проще наблюдений над растениями и животными. Автор отмечал, что знакомство с минеральным царством доставляет детям сведения, необходимые для полных наблюдений над растениями и животными. Животное необ­ходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, расте­ние – в связи с почвой, на которой оно произрастает. Поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством. Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые суще­ствуют между неорганическим иорганическим миром.

А.Я. Герд считал, что прежде чем приступать к систе­матическому курсу естественных наук, преподавателю необ­ходимо пробудить в детях интерес к природе. Пробуждение интереса возможно лишь при непосредственном столкновении детей с естествен­ными предметами в их естественной обстановке. А.Я. Герд утверждал, что преподава­ние естествоведения должно по возможности начинаться в саду, в лесу, в поле, на болоте. Когда таким образом дети изучат окружающее, тогда можно перейти к растительному и животному миру отдаленных местностей, определяя и оживляя их сравнениями с хорошо известными картинами родины. (Герд А.Я. Избранные пед.труды/ Под. ред. Б.Е. Райкова. 1953 ).

А.Я. Герд видел основу успешного преподавания естест­вознания в чувственном познании, «живом созерцании», строившемся на изучении природы своего края во время экскурсий. К формам обучения естествознанию А.Я. Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе. Ученый отмечал, что базовым материалом для предметных уроков должна служить местная природа. Добытый в окружаю­щей природе путем внеурочных наблюдений фактический материал, по мнению А.Я. Герда, создавал прочный фунда­мент для построения теории изучаемого вопроса. Таким об­разом, А.Я. Герд наметил пути взаимосвязи форм обучения и успешно осуществлял их в своей педагогической деятель­ности.

В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. На первый план педагог выдвигал развитие у школьников умений делать обобщения и выводы на основе наблюдаемых фактов Он при­зывал не ограничиваться индуктивным методом изучения естествознания, который сводит познание природы к описа­нию и сравнению, а рекомендовал применять и дедукцию, позволяющую устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. А.Я. Герд считал, что главная задача учителя – проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответст­вующие выводы.

А.Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руково­дство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета.

Таким образом, А.Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До на­стоящего времени труды А.Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А.Я. Герда в теорию методики естествознания труд­но переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Вновь вопрос об изучении окружающей природы начина­ет обсуждаться в конце XIX в. Этому способствовал журнал «Естествознание и география», где поднимались проблемы использования природного окружения детей при организа­ции различных форм учебной работы. Особое внимание уде­лялось организации и проведению экскурсий в условиях города.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широ­кой реформы школьного образования и обязательного введе­ния естествознания в систему школьных предметов.

XX век. Развитие методики естествознания до 1917 г. В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса сред­ней школы.

– природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.),

– растений и животных, с их разнообразны­ми взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года.

По мнению Кайгородова краеугольным камнем в преподавании природоведения должна быть экскурсия.

Точка зрения Д.Н. Кайгородова на содержание образова­ния была принята далеко не всеми педагогами естественни­ками. В педагогических журналах публиковались статьи, резко критикующие методические взгляды Кайгородова. Наиболее решительный протест выразил журнал «Естество­знание и география» от лица таких видных ученых как А.П. Павлов, В.М. Шимкевич, В.А. Вагнер и др. Такое от­ношение ученых и педагогов привело к тому, что то ра­циональное, что было в его программе (проведение система­тических экскурсий, организация фенонаблюдений, изуче­ние биоценозов, эстетическое восприятие природы), не было в полной мере использовано его современниками. (Кайгородов Д. Начальная ботаника. — СПб., 1900.; Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические: СПб., 1907.).

Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию:

экскурси­онного дела,

– методики проведения фенологических наблюдений.

Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867

1918). В1902г.он издал учебник « Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания».

Ученый разделял мысли А.Я. Герда о том, что в младших классах дети должны получать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться прин­ципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л.С. Севрук считал беседу и рассказ. Причем данные методы, по мнению ученого, должны быть тесно связан­ные с наглядными методами обучения. К наглядным методам обучения Севрук Л.С. относил также проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методическое руководство по курсу есте­ствознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому».

Разработкой содержания образования в начале XX в. за­нимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский (1872-1930). Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, на­блюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ру­чеек и т.п.) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.

В 1904 г. И.И. Полянский издал учебник природоведения для начальной школы «О трех царствах природы». В данном учебнике были реализованы взгляды педагога на начальное естествен­но-научное образование. В содержание начального естество­знания Полянский ввел изучение неживой природы, ботани­ки и зоологии. Педагог указывал, что от изучения отдельных предметов природы дети должны переходить к изучению природных явлений, а затем – к выявлению причинно-след­ственных связей между ними.

В его книге «Методика начального естествознания» (1917 г.) большое внимание уделялось раз­витию познавательных процессов младших школьников на уроках естествознания. Важным условием развития логиче­ского мышления детей ученый считал накопление фактиче­ского материала в первых двух классах школы. Этому долж­ны способствовать предметные уроки с натуральными природными объектами. И.И. Полянский предлагал ор­ганизовывать эти уроки так, чтобы дети становились в роли открыва­телей (сами бы наблюдали, сами бы говорили, что они видят, и сами бы п ри содействии учителя доходили до объяснения наблюдаемого, не узнавая предварительно из книги или со слов учителя). Причем Полянский И.И.утверждал, что это основное условие с первых шагов изуче­ния природы. (Полянский И.И. Избранные пед.труды./Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1962.).

Большое внимание И.И. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса.Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов:

– уроки изучения нового материала,

И.И. Полянский указывал, что домашние задания должны быть дополнением к урокам.

Важной формой изучения естествознания наряду с уро­ком он считал экскурсию. По мнению педагога, кругозор наблюдений во время экскурсий должен постепенно рас­ширяться, и к коротким выходам из школы должны при­соединяться экскурсии более отдаленные. На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные сторо­ны человеческого быта и знаний.

Огромное значение И.И. Полянский придавал внеурочным наблюдениям за сезонными изменениями в природе. В его книге «Сезонные явления природы» было дано описание фенологических явлений, раскрыты их смысл и значение. Материал книги подавался живо и интересно, призывая к проведению фенонаблюдений в окружающей природе.

Таким образом, И.И. Полянский поднял и частично решил новые проблемы:

· о развитии познавательной деятельности младших школьников,

· о классификации и взаимосвязи раз­личных форм учебных занятий.

В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась дея­тельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова (1862-1918). Ему принадлежит заслуга внедре­ния в русскую школу биологического направления.

В.В. Половцов выделил два положения, характеризующих «биологический метод»: «формы должны быть изучаемы в связи с отправлениями, образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания». По существу, эти требования были началом экологического образования школьников. (Полянский И.И. Методика начального естествознания. – СПб., 1917.).

Впервые в истории Петербургского университета В.В. По­ловцов начал читать для студентов лекции по курсу методики естествознания. Они были изданы в 1907 г. под названием « Основы общей методики естествознания ». Эта книга служи­ла руководством к работе для большинства русских педагогов-естественников. В ней автор предлагал при изучении естест­вознания раскрывать природные связи и отношения, доступ­ные для наблюдения учащихся данного возраста.

Интересен опыт создания учебных пособий для младших школьников известным методистом В.П. Вахтеровым. Его книги для чтения «Мир в рассказах для детей» предназнача­лись для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов.

В.П. Вахтеров придерживался взглядов К.Д. Ушинского и А.Я. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. В его основ­ном труде «Предметный метод обучения» (1907) содержатся требования к использованию наглядных пособий, проведе­нию предметных уроков и экскурсий.

Большое значение для развития методики имел выход в 1916 году книги «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» К.П. Ягодовского. Книга содержала теоре­тическую и практическую часть и служила методическим руководством для учителей начальной школы.

Однако внедрение передового опыта преподавания естест­вознания в массовую школу было затруднено. При составле­нии программ и учебников зачастую не учитывались психо­логические особенности младших школьников. Материал был сложен для понимания, оторван от жизни.

В.П. Вахтеров говорил о педагогике начала века как о «по­ле брани», на котором вели борьбу самые разнообразные педагогические системы. Это приводило к появлению совер­шенно противоположных направлений в преподавании естествознания. Кризис педагогики отражал состояние общества в целом накануне революции 1917 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *