Что значит цвет патологии
ЦВЕТ БОЛИ
Кандидат психологических наук Г. АДАШИНСКАЯ, доктор медицинских наук Е. МЕЙЗЕРОВ и программист А. ФАДЕЕВ.
Любое заболевание — особая критическая ситуация в развитии личности. Без сомнения, боль и болезнь оказывают влияние на нашу эмоциональную сферу: могут спровоцировать тревогу, депрессивное состояние. Вспомните повесть Льва Толстого «Смерь Ивана Ильича»: шаг за шагом по мере развития болезни всё менялось в восприятии героя — его мироощущение, отношения с близкими, возникали одиночество, тоска.
Наши представления о тяжести болезни оказывают влияние на самочувствие, настроение, мы сами прогнозируем успех или неуспех лечения. Длительность и тяжесть заболевания способны изменить характер и повлиять на поведение человека. Например, одни пациенты мобилизуются и активно противостоят болезни и боли, других охватывает тревога, третьи постоянно жалуются на своё состояние, некоторые просто игнорируют болезнь, пытаясь вести прежний образ жизни в ущерб лечению. У каждого формируется собственное представление о болезни. Психологи называют это состояние «внутренняя картина болезни».
Боль — феномен многомерный, включающий болевые ощущения, эмоции и особенности реагирования на неё, влияние окружающей среды (например, дождливая или холодная погода). В основе появления боли лежат повреждающие явления, затрагивающие различные системы нашего организма. В зависимости от этого боль разделяют на нейрогенную, психогенную и соматогенную.
Причины нейрогенных болевых синдромов — повреждение структур периферической или центральной нервной систем, участвующих в проведении болевых сигналов.
При психогенном синдроме за боль отвечает психика, и часто это связано с длительным стрессом, негативными эмоциями, жизненными неудачами. Человек испытывает боль и обращается к врачу, но обследования не выявляют у него телесных болезней, зато нередко обнаруживается скрытая депрессия.
Соматогенные болевые синдромы возникают, например, при травме, воспалении, ишемии, растяжении тканей. Среди них выделяют посттравматический и послеоперационный болевые синдромы, боли при воспалении суставов и мышц, боли у онкологических больных, боли при поражении внутренних органов и др.
Для оценки боли существуют специальные визуально-аналоговые шкалы, словесные шкалы, вопросники. Их основной недостаток — невозможность учесть многомерность боли.
В наше время и в психологии и в медицине возрождается интерес к применению цвета в диагностике и психотерапии.
Современные представления о цветовом зрении человека восходят к трёхкомпонентной теории цветовосприятия, разработанной в начале XIX века английским физиком Томасом Юнгом и позже развитой немецким физиологом Германом Гельмгольцем. Согласно ей глаз человека воспринимает только три основных цвета — красный, синий, зелёный, а все мыслимые цвета можно получить, смешивая их. Уже в XX веке биологи доказали, что в сетчатке глаза человека действительно имеются три типа фоторецепторов (колбочковых клеток), в разной степени чувствительных к красному, зелёному и синему цветам.
Однако попытки объяснить все явления цветового зрения только свойствами пигментов встретились с серьёзными трудностями, которые оказалось возможным преодолеть в рамках теории оппонетных цветов Эвальда Геринга. В 1884 году он написал работу, где сгруппировал шесть отдельных типов ощущений цвета в пары красный—зелёный, синий — жёлтый и белый — чёрный и предположил, что ощущения в каждой из трёх пар оппонентных цветов являются результатом химических реакций особого цветоощущающего вещества глаза.
Результаты современных научных исследований позволили сделать вывод о том, что положения трёхкомпонентной и оппонентной теорий цветового зрения не противоречат, а дополняют друг друга, так как отражают разные уровни целостного процесса анализа цвета — рецепторный уровень (трёхкомпонентная теория) и уровень нейронных механизмов (оппонентная теория).
В труде «Учение о цвете», опубликованном в 1810 году, немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте (да, да, тот самый, великий) описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. Он предположил, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Гёте делил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и способные вызвать печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-жёлтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Зелёный цвет, по его мнению, занимает промежуточное положение и способствует состоянию спокойной умиротворённости.
Кстати, продавцы машин в США были удивлены неожиданным ростом популярности автомашин фиолетового цвета сразу после 11 сентября, когда вся нация испытывала тяжёлый посттравматический синдром.
Сегодня большое число методик, использующих цвет для изучения эмоциональной сферы человека, базируется на поисках ассоциаций — когда два или несколько психических явлений связаны и одно может вызвать в мозгу образ другого (скажем, запах свежего огурца — образ лугового поля — это и есть ассоциация). Второй метод — ранжирование цветов по степени приятности: испытуемый создаёт шкалу цветов — от самого неприятного до самого приятного.
Один из широко известных и применяемых цветовых тестов — тест Макса Люшера, разработанный в начале XX века. Связь ассоциаций цвета и эмоций, по М. Люшеру, уходит корнями в историческое прошлое и основывается на особенностях деятельности человека в определённых условиях внешней среды: день предоставлял возможность действия (жёлтый цвет), ночь принуждала к пассивности, неподвижности (синий).
Однако толковать результаты тестирования трудно. Оказывается, у цветов может быть много значений. Российский психолог Я. Л. Обухов отмечает символическое двойное восприятие основных цветов (см. таблицу) и подчёркивает, что символика цвета определяется факторами — как наследуемыми, так и формируемыми при жизни человека.
Представления о том, что цвет заключает в себе некий код (символический смысл) отношения человека к объекту (к предмету, к проблеме, к ситуации, к самому себе, к другому человеку), в том числе и в сфере болевых ощущений, позволили сделать предположение о существовании взаимосвязи восприятия цвета и боли.
В нашем исследовании мы изучали цветовой выбор как способ оценки боли, то есть оценки, с каким цветом человек ассоциирует степень боли.
Во время процедуры испытуемый давал описание телесного характера боли (тянущая, давящая) и эмоциональное (раздражающая, мучительная и т.д.). По визуальной цифровой шкале он оценивал боль от 0 («боли нет») до 6 баллов («невыносимая»).
Связь боли и восприятия цвета устанавливалась ответом на два вопроса: первый — какой цвет испытуемый связывает со своей болью (предпочтение цвета), второй — какой цвет ассоциируется с состоянием «боли нет».
В результате исследования пациентов с разной природой боли и здоровых испытуемых получены данные о частотах предпочтения и отвержения цвета в зависимости от интенсивности болевых ощущений. И на их основании мы смогли построить цветовые шкалы интенсивности боли для каждой формы болевого синдрома.
И что же мы увидели при анализе более десятка тысяч тестирований? Прежде всего, сходство цветовых предпочтений в зависимости от интенсивности боли и у пациентов с нейрогенным, соматогенным болевыми синдромами, и у здоровых испытуемых. Для каждой из этих групп с небольшой долей вариаций в выборе цвета характерны основные предпочтения: «боль очень сильная», «невыносимая» ассоциировалась с чёрным цветом; «боль средней силы», «боль сильная» — с серым, красным, коричневым цветами, отсутствие боли («боли нет») — с жёлтым, зелёным цветами.
Интересным оказалось то, что у пациентов с психогенным болевым синдромом выявлены ассоциативные цветовые «перевёртыши». Боль они «окрашивали» по-иному, чем другие группы, а при отсутствии боли цвета совпадали.
При любой патологии, если человек длительно испытывает разнообразную по силе постоянную боль, это несомненно оказывает влияние (может только на период заболевания) на особенности его поведения. Иногда близкие или коллеги замечают, что у человека изменился характер. В период болезни часто появляются раздражительность, агрессивность, тревожность, плохое настроение. В этом случае боль (болезнь) становится преградой на пути реализации планов, замыслов, она вынуждает человека отказаться от привычного образа жизни. Подобное восприятие мира находит своё подтверждение в соответствующих цветовых выборах — при сильных болевых ощущениях такие пациенты отдают предпочтение чёрному, серому и красному цветам, отвергаются ими жёлтый и зелёный цвета.
У пациентов с психогенным болевым синдромом всё наоборот. Боль для них может стать решением затруднительной ситуации, уходом от неприятного выбора. В этом случае болезнь начинает приобретать неосознаваемый положительный смысл. Такие больные, как правило, вытесняют из сферы своего сознания причины проблем, для них характерно внешне обвиняющее поведение. Это отражает скрытый конфликтный смысл. Например: «Я не готов к экзамену и так сильно боюсь, что даже по-настоящему заболел. Моя болезнь меня оправдывает в глазах других людей и спасает от неудачи на экзамене». Но проблема несданного экзамена остается! Так, причиной на первый взгляд чисто соматического заболевания оказываются скрытые психологические проблемы, которые часто не осознаются, но способны спровоцировать болезнь или обострение хронических болезней.
Таким образом, сочетание позитивного и конфликтного смыслов в отношении к боли (болезни) у пациентов с психогенным болевым синдромом находит своё отражение в предпочтении жёлтого, красного, фиолетового цветов при наличии боли, серого цвета — при её отсутствии.
На следующем этапе исследования мы хотели оценить, как влияют на результаты национальные, культурные различия. В тестировании приняли участие 483 российских и иностранных студента московских вузов, представители стран Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.
Идея исследования основывалась на положении о том, что каждый практически здоровый человек обладает опытом переживания боли. Студентам предложили сначала сделать цветовой выбор по тесту Люшера, а затем дать описание цветовых ассоциаций с болью. В ходе исследования было получено более 3700 цветовых ассоциативных выборов. Мы изучили особенности восприятия цвета и боли в зависимости от вероисповедания, от культурных особенностей и от пола.
Каковы же результаты? При отсутствии боли не было установлено различий в цветовых ассоциациях (жёлтый, зелёный, синий, красный цвета), нет их и при ассоциациях цвета с очень сильной болью (чёрный, серый цвета). Мы нашли различия в восприятиях цвета и боли при слабых и средних болях, обусловленные культурными особенностями переживания и отношения к болезни.
Далее, основываясь на полученных результатах, мы разработали комплексный экспресс-метод оценки и измерения боли с использованием цветовой и вербальных (словесных) шкал. Метод позволяет определять выраженность компонентов болевого синдрома по семи шкалам, отражающим различные уровни переживания боли человеком, а также с высокой степенью достоверности выявлять включённость психогенной составляющей в структуру болевого ощущения. Это особенно важно для правильного лечения. Была создана компьютерная экспертная система «AntiPain» — «Пересвет Антиболь». Она позволяет проводить дифференциальную диагностику болевого синдрома по шкалам частоты, длительности, интенсивности боли, определять характер сенсорных ощущений, особенности эмоционально-аффективного отношения к боли, уровень невротизации и получать интегральную оценку болевого ощущения.
Кроме того, эта система даёт информацию о состоянии нервов в зоне боли и о степени вовлечённости в болевой процесс различных систем организма.
Экспертная система стала активным инструментом для уточнения диагноза и оценки результативности лекарственной и нелекарственной противоболевой терапии. Она может применяться для оценки боли при травмах, функциональных расстройствах, болезнях и синдромах, сопровождающихся болью: для оценки и измерения боли; для экспресс-диагностики ведущего компонента болевого синдрома и выбора правильного способа его лечения; для определения динамики компонентов, составляющих болевой синдром, и коррекции проводимой терапии; для изучения эффективности и безопасности средств лечения.
В настоящее время система «AntiPain» используется с целью уточнения диагностики боли в клиниках Москвы. Получены положительные данные, подтверждающие высокую эффективность метода.
Так, впервые была выявлена связь между значением цвета и восприятием боли человеком, а также установлены различия в ассоциативных выборах цвета в зависимости от интенсивности боли и типа (формы) болевого синдрома.
Подробности для любознательных
ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
У истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, в быту. Постепенно в ходе человеческой деятельности цвет становился знаком, приобретая символические, коммуникативные, различительные, выразительные функции.
Первобытные и примитивные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Таковыми являются кровь, огонь, молоко, земля. Им соответствуют красный, белый, чёрный цвета.
В. У. Тернер в своих исследованиях (1972, 1978, 1983) цветовой символики у примитивных племён Африки (племя Нденмбу) обнаружил, что у них доминируют именно эти три цвета. Белый считается цветом добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, чистоты. Красный — цвет жизни, силы, энергии. Чёрный — цвет зла, темноты, страдания, несчастья, болезни, смерти.
На следующем уровне развития человеческой цивилизации цветовые символы связаны уже с представлениями об устройстве космоса, мира богов и людей. Всё самое ценное и значимое, как правило, отмечалось каким-либо цветом. Например, в Древней Индии красный цвет рассматривался как образ жара, белый — воды, чёрный — пищи.
К первым трём присоединяются жёлтый цвет земли (у греков и китайцев), зелёный цвет растительности (у всех народов), синий цвет неба (у китайцев и египтян).
В Древней Иудее: голубой (синий) цвет — священный, божественный, честный; фиолетовый — цвет царской власти; белый (седина) — старость, долголетие.
В Китае и на Дальнем Востоке золотой и серебряный цвета связаны с потусторонним миром. Жёлтый цвет — символ верховной власти, богатства и невинности. Сине-зелёный — символ новой жизни, молодости, справедливости, удачного начала, будущих успехов. Красный — символ радости, торжественного события, успеха, удачи, благих пожеланий. Белый — символ старости, смерти, военной силы, цвет траура, похоронных принадлежностей. Чёрный — символ мрака, темноты, упадка, учёности и образования.
Что значит цвет мокроты при кашле?
Мокрота — слизь, которую вырабатывают трахеи и бронхи, смешанная с выделениями слизистой оболочки носа и слюной. Для чего она нужна? С ней из организма выводятся пыль и микробы, которые неминуемо попадают внутрь с нашим дыханием. Сама по себе эта субстанция не является признаком заболевания: здоровый организм генерирует примерно 100 мл прозрачной мокроты каждый день — она незаметно проглатывается и растворяется желудочным соком.
Другое дело — патологический процесс, в котором может вырабатываться до 1,5 л вязкой слизи в сутки. В этом случае она выводится с кашлем и может выглядеть совершенно по-разному. Цвет мокроты при кашле говорит о специфике заболевания и степени его тяжести.
Причины возникновения мокроты
Слизистый секрет в горле — естественная реакция нашего тела на появление раздражителя. Таким образом организм защищается от инфекции: мокрота увеличивается в объеме, и человек непроизвольным кашлем освобождается от вирусов и вредоносных бактерий. После выздоровления количество слизи возвращается к обычному неощутимому уровню. Если же ощущение мокроты в горле стало постоянным, это может говорить о хроническом ЛОР-заболевании, либо о проблемах в пищеварительной и других системах организма.
Причины возникновения избытка слизи могут быть разными:
Помимо перечисленных патологий, причиной отделения мокроты может быть и курение. У курильщиков слизистая оболочка дыхательных путей постоянно подвергается токсическому воздействию никотина и сигаретных смол. Хроническое воспаление постепенно провоцирует выделение мокроты в количествах, заставляющих человека кашлять каждое утро.
О чем говорит цвет мокроты при кашле
Мокрота ржавого или коричневого цвета
Ржавый цвет мокроты при кашле, как и ее коричневые оттенки, часто встречается у курильщиков. Происходит это за счет накапливания продуктов горения табака.
В других случаях красновато-рыжий оттенок слизи — признак появления крови в дыхательных путях. Однако, впадать в панику не нужно: такое случается при разрыве мелких кровеносных сосудов во время сильного кашля, причем чем темнее оттенок слизи, тем больше времени прошло с момента кровопотери.
Мокроту коричневого и ржавого цвета могут вызвать:
Мокрота желтого цвета
Бронхиальная слизь желтого оттенка встречается часто. Это своеобразный ответ нашей иммунной системы на появление инфекции в дыхательных путях.
Желтый оттенок слизи характерен для:
Если же мокрота желтого цвета при кашле содержит примеси гноя, это может свидетельствовать о пневмонии. Ярко-канареечный оттенок характерен для аспергиллеза легких — заболевания, которое вызывает плесневый грибок Aspergillus.
Во многих случаях слизь желтого цвета появляется на начальных стадиях простудных заболеваний. С течением патологического процесса она приобретает зеленоватый оттенок.
Мокрота зеленого цвета
Зеленый цвет слизи — признак активной бактериальной инфекции. Возбудителями могут быть стафилококки, стрептококки, клебсиеллы.
Заболевания, которые протекают с отделением мокроты зеленых оттенков:
Мокрота зеленого цвета при кашле получает такую окраску за счет белых кровяных телец — нейтрофилов. Это самая многочисленная группа лейкоцитов, и именно они «привлекаются» организмом для борьбы с грибковыми и бактериальными инфекциями. Нейтрофилы попросту поглощают патогенные микроорганизмы — поэтому они всегда оказываются в том месте, где появляется возбудитель болезни.
Мокрота розового или красного цвета
Розовый оттенок мокроты, как правило, говорит о несильном кровотечении, которое провоцируют агрессивные приступы кашля. Однако, если симптоматика не уменьшается более трех дней, или же мокрота обретает более насыщенный красный цвет — следует немедленно обратиться к врачу.
Красный цвет слизь получает из-за наличия кровяной примеси. Такой признак характерен для:
Кроме того, пенистая слизь с кровяными включениями — характерный признак сибирской язвы.
А вот пенистая мокрота розового цвета при кашле зачастую свидетельствует об отеке легких, который в свою очередь может быть вызван сердечной недостаточностью. Появление такой слизи при отхаркивании — повод обратиться к кардиологу.
Кровянистая мокрота часто говорит об опасном состоянии, поэтому медлить с обращением к врачу ни в коем случае нельзя.
Мокрота белого цвета
Белая мокрота — сигнал о воспалительном процессе в дыхательных путях.
Мокрота белого цвета при кашле означает, что слизистая оболочка дыхательных путей отекла. Из-за этого жидкая прозрачная слизь не может легко по ним продвигаться, и постепенно приобретает вязкость и белый окрас.
Мокрота серого или черноватого цвета
Легкий серый оттенок мокроты естественен для инфекционных заболеваний в их начальной стадии. Это может быть:
Насыщенный серый или черный цвет слизи встречаются довольно редко. В частности, кашлем с отделением такого рода мокроты страдают шахтеры и представители других профессий, в которых приходится вдыхать воздух с большим количеством взвешенных частиц: угольной пыли, железной стружки и т. д.
Темный цвет мокроте могут придавать и красящие вещества таких продуктов, как Кока-Кола, крепкий чай, темный шоколад.
Курение также может спровоцировать серый и черный цвет слизи: это характерно для курильщиков с длительным «стажем».
В некоторых случаях серый цвет мокроты при кашле свидетельствует о запущенной стадии туберкулеза, а также об онкологическом заболевании органов дыхания.
Важно узнать точную причину выделения мокроты
Появление влажного кашля, сменяющего сухой, обычно рассматривается как переход к стадии выздоровления. Если речь идет об обычной респираторной инфекции или гриппе, в большинстве случае это действительно так. Однако, причин возникновения мокроты множество, и выяснить актуальную необходимо, чтобы понять, с каким заболеванием вы столкнулись.
Выделение мокроты при длительном кашле может быть вызвано:
Помимо оттенков, мокрота различается по консистенции: она может быть жидкой, слизистой, а также может содержать примеси крови и гноя.
Кроме того, есть ряд заболеваний, при которых мокрота может скапливаться и без кашля. В таких случаях она ощущается как комок в горле, от которого сложно избавиться. Скопившаяся слизь вызывает сильный дискомфорт, мешает нормальному дыханию, появляется першение, зуд, а затем и боль в горле. Сам по себе этот симптом может говорить о разных заболеваниях — поэтому здесь тоже необходима диагностика.
Мокрота без кашля может быть вызвана:
Важно помнить, что даже легкая форма синусита при отсутствии лечения может легко перерасти в менингит, несущий угрозу уже не только здоровью, но и жизни человека.
О том, что значит цвет мокроты при кашле и без него в каждом конкретном случае, экспертно может судить только врач. Обратившись в нашу клинику, вы можете рассчитывать на медицинскую помощь самого высокого уровня. У нас вы получите подробную консультацию и направление на анализы, которые можно сдать здесь же: мы располагаем собственной лабораторией с современным оборудованием, дающим быстрые и точные результаты.
В зависимости от поставленного диагноза, пациенту назначаются:
В Клинике доктора Пеля принимают опытные специалисты — взрослые врачи и педиатры. Вы всегда можете записаться на прием отоларинголога в Санкт-Петербурге на нашем сайте, выбрав удобное для вас время. А если ситуация не требует немедленного посещения врача, или у вас нет возможности приехать в клинику — можно записаться на онлайн-консультацию или вызвать специалиста на дом.
Журнал для профессионалов аптечного бизнеса
Регистрация
Цвета болезни
Символические ленты – способ привлечения внимания к самым различным проблемам в нашей жизни. Здоровье – одна из них. Как выбирают цвета для той или иной патологии? Представляем небольшой обзор наиболее популярных случаев.
Красная лента – ВИЧ/СПИД
Придумана в 1991 году сообществом деятелей искусств Нью-Йорка. Красный цвет имеет два значения: очевидное, прямое – кровь, менее очевидное, переносное – любовь, в которой нуждаются все люди, независимо от своего ВИЧ-статуса. Впервые ленту надел актер Джереми Айронс на церемонии вручения премии Тони в 1991 году. В 1992 году на стадионе Уэмбли в Лондоне на концерте памяти Фредди Меркьюри были розданы более 100 тыс. таких лент.
Розовая лента – рак молочной железы
Инициатором движения в конце 1980-х стала Шарлотта Хейли, боровшаяся с этой болезнью и распространявшая листовки с призывом перераспределить бюджет Национального института рака США, лишь 5% которого направлялись на профилактическую работу. К листовкам Хейли прикрепляла просто попавшую под руку ленту персикового цвета. Однако такое оформление входило в защищенный патентом логотип, пришлось изменить цвет на самый близкий и самый женский – розовый.
Черная лента – меланома
В 2004 году был создан фонд «AIM at Melanoma» («Меланома в прицеле»), основатели которого хотели привлечь внимание к важному нюансу проблемы: ранняя диагностика позволяет с большой долей вероятности полностью избавить человека от опухоли, а если болезнь игнорировать, она неминуемо ведет к смерти. Черный цвет выбран по цвету опухоли, кроме того, авторы идеи объясняют, что «черный – это цвет настроения бойца, идущего в бой, а пациент тоже идет в бой за свою жизнь – против меланомы».
Нефритовая лента – гепатит В и рак печени
Возникла в 2001 году в Стэнфордском университете во время азиатско-тихоокеанского месячника распространения информации об этих двух заболеваниях. Нефритовый цвет выбран как один из самых почитаемых в Азии. Также изготавливаются сумки нефритового цвета с набором материалов о гепатите В и раке печени, которую обменивают на пожертвование в размере 2 долларов.
Сине-желтая лента – синдром Дауна
Официально оттенок называется «королевский синий», он используется в геральдике и в цветах государственных флагов. Точная дата появления неизвестна, обыгрывается популярный эвфемизм «солнечные дети», королевский синий символизирует небо, желтый – солнце.
Голубой круг – сахарный диабет
Символ разрабатывался специально для Всемирного дня борьбы с диабетом, отмечаемого 14 ноября, в день рождения нобелевского лауреата Фредерика Бантинга, который ввел инсулин в терапию этого заболевания.
У символа есть официальное название – «Объединимся в борьбе против диабета», а цвет выбран в соответствии с флагом ООН, под эгидой этой организации день диабета проводится с 2007 года. До этого, с 1991 года, он был в ведении Международной диабетической федерации и ВОЗ.
Лента-пазл – аутизм
Официальный логотип Общества аутизма, зарегистрированный товарный знак, с 1999 года разрешенный правообладателем для использования в некоммерческих целях. Пазл, как головоломка, символизирует сложность заболеваний аутистического спектра, различные форма и цвета элементов – разные семьи и разные условия, в которых живут люди с аутизмом, яркость цветов – надежда на полноценную жизнь таких пациентов после того, как мир станет более информированным.
Другие ленты
«Пылающая» лента – синдром Зудека, хронический болевой синдром, возникающий после травм конечностей, сопровождающийся длительными вазомоторными, трофическими нарушениями и остеопорозом.
Оранжевая лента с белым концом в виде лисьего хвоста – синдром FOXG1, тяжелой неврологической патологии, включающей микроцефалию, судорожные припадки и пороки развития головного мозга.
«Коровья» лента – омфалоцеле, вид врожденного дефекта передней брюшной стенки, при котором петли кишечника, печень и иногда другие органы выходят за пределы брюшной полости в грыжевом мешке.
Множественные значения лент
Желтая : опухоли костей, эндометриоз, проблема предупреждения суицидов, в США и Канаде – символ поддержки вооруженных сил, воюющих за пределами страны, официальная лента сериала «Сверхъестественное».