Что значит святить имя бога
Да святится имя Твое
Торжественно и пленительно звучат первые строки Господней молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…» Случайно ли первая просьба в этой молитве, произнесенной Самим Иисусом Христом, говорит об имени Божьем? Что означает святить Божье имя, и каково это имя?
В библейские времена имя значило намного больше, чем теперь. Имя символизировало характер.
В Библии у Бога много имен. Среди самых распространенных – имя Ел, или Елохим, которое подчеркивает Его могущество и силу. Вторым распространенным именем Бога является Яхве (или Иегова), которое означает «Сущий».
Имя Божье символизирует природу, характер и личность Бога. Познав Его, мы можем покоиться в нашей вере. Вот почему псалмопевец написал: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Псалом 9:11).
Жизнь Иисуса открывает нам новое значение Божьего имени. В Иоанна 17:6 Иисус сказал: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне». Иисус пришел помочь нам более полно понять имя Божье и его значение. Он пришел помочь нам увидеть характер Божий.
«Имя» Божье богато по смыслу для каждого из нас. Это имя, на которое мы можем положиться. Но это также имя, которое должно быть почитаемо. Об этом говорит третья заповедь Закона Божьего. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход:20:7). Важно помнить, что небрежное употребление слов «Бог», «Господь», «Иисус Христос» часто граничит с богохульством. Способ, которым мы произносим Божье имя, указывает на наше отношение к Богу.
Что значить «святить» имя? Святить означает благоговеть, оказывать Божьему имени уважение и почтение. Это значит, относиться к нему как к святому имени, а не как к обычному. Святить имя Господа – значит, говорить о Высшем существе с благоговением. Нам никогда, никоим образом не следует легкомысленно употреблять имя Божье или слова, обращенные к Нему. «…Свято и страшно Имя Его! Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Псалом 110:9,10).
Что значит: мы должны «бояться Бога»? Иметь страх Божий означает не страшиться Бога, а относиться к Нему с благоговейным трепетом, потому что Он Бог. Это означает глубоко уважать Бога. Такой страх является началом мудрости, он имеет прямое отношение к тому, чтобы святить Божье имя.
Также важно помнить, что благоговение или почтение должно оказывать не только Творцу, но и Его творению. Мое уважение к Богу побуждает меня по-доброму относиться к другим людям и с почтением – к старшим.
Когда Господь просит нас молиться о том, чтобы имя Божье святилось среди людей, Он напоминает нам, что Его имени и Его Личности в этом мире не воздается должного почтения.
«Почему? – спросите вы. – Почему люди не почитают Бога так, как должно?»
Ответ одновременно и прост, и сложен. Простой ответ заключается в том, что причиной является грех. Ответ становится более сложным, когда мы замечаем, что на этой земле установлено другое царство, которое находится во вражде с Царством Божьим.
Речь идет о царстве тьмы, или царстве сатаны. Евангелие от Иоанна называет сатану «князем мира сего» (Иоанна 12:31). Именно он побуждает людей использовать Божье имя небрежно. Таков первый шаг в его усилиях заставить нас небрежно думать о Боге, небрежно жить, небрежно поступать с другими людьми.
В противоположность сатане, Иисус назван «Владыкой царей земных» (Откровение 1:5). Безусловно, главной темой Его вести была победа Его Царства над царством тьмы. Фактически Иисус пришел проложить путь для полной победы Божьего Царства в этом вселенском противостоянии.
«Да приидет Царствие Твое» – этот призыв находится в центре великой борьбы между Христом и сатаной. И каждый человек является воином в одном из этих двух царств. Мы находимся либо на стороне Царя Иисуса, либо на стороне сатаны.
Борьба между Князем Божьим (Христом) и князем этого мира (сатаной) начиналась на небе (Откровение 12:7,8) и продолжалась на протяжении всего времени Ветхого Завета. Даже тогда одни были на Господней стороне, а другие стали противниками Бога. Но с пришествием Иисуса битва за сердца людей и правление Божье разгорелась сильней. С приходом Иисуса Царство благодати вошло в силу. Оно будет расширяться до Второго пришествия, когда Иисус вернется, чтобы навсегда установить на земле Свое Царство, Царство любви, милости и благодати. Христиане ждут этого события и молятся о нем, как ни о чем другом.
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:11-13).
И я хочу, дорогие читатели, чтобы мы встретились с вами в Божьем Царстве.
Живое Предание
Да святится Имя Твое. Что Имя Божие значит для нас?
Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.
Подготовьтесь к чтению
Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не открывайте в это время никакие лишние вкладки и не заходите в соцсети. Не отвлекайтесь ни на что.
Помолитесь
На церковнославянском языке
Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.
Господи, Иисусе Христе, отверзи мне очи мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумела чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.
Еще минуту помолчите.
Прочитайте Молитву Господню
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Матф.6:9-13)
Медленно перечитайте первое прошение: Да святится Имя Твое и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их.
Ответьте на вопросы:
Какие вопросы или мысли у вас вызывает это прошение?
Наш комментарий
Первое, о чем Христос заповедует нам просить нашего Небесного Отца – это о том, чтобы святилось Его Имя. Святить что-либо – это относиться к этому, как к святому, отделенному от нашей обыденной жизни, а значит, относиться с благоговением и любовью, со страхом осквернить и с желанием прославить.
Сейчас мы воспринимаем имя как простое обозначение человека или вещи. В древности, в том числе в Священном Писании, имя понималось как то, что связано с самой сущностью человека или вещи. Имя в Библии практически тождественно тому, кто его носит. Соответственно, просить о том, чтобы Имя Божие святилось, это в конечном итоге просить о том, чтобы Самому Богу воздавалась слава и чтобы к Нему Самому относились с благоговением и любовью. Противоположность этому – хуление Имени Божиего. С этим почитанием Бога связана и одна из десяти заповедей – заповедь не произносить Имени Божьего всуе.
Подробно о понимании имени в Священном Писании и Предании Церкви вы можете прочитать в книге митрополита Иллариона Алфеева «Священная тайна Церкви».
Ответьте на следующий вопрос
Почему первое, о чем мы просим в этой молитве, это о том, чтобы святилось Имя Божие?
Прочитайте следующие отрывки.
Послание к Римлянам, глава 2
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Первое послание апостола Петра, глава 2
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Евангелие от Матфея, глава 5
13 Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Первое послание Тимофею, глава 6
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
(1Тим.6:1)
Перечитайте эти отрывки еще раз.
Ответьте на вопрос
Что здесь говорится об Имени Божием и Его Святости?
Сформулируйте в 10 словах основную мысль всех четырех отрывков
Прочитайте одно или несколько святоотеческих толкований на прошение о том, чтобы святилось Имя Божие.
«Да святится имя Твое», говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! …Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. …Ею созерцая и серафимы, славя Бога, так взывают: «свят, свят, свят» (Ис.6,3).
Св. Кассиан Римлянин
Достигши столь высокой степени сынов Божиих, мы не можем не гореть свойственною добрым деяниям любовью, которая заставит нас во всем искать не своей пользы, но славы Отца нашего. Посему и говорим: «да святится имя Твое», чем свидетельствуем, что наше чаяние, наша радость — есть слава нашего Отца, последуя Тому, Кто сказал: «ищай славы пославшаго Его, сей истинен есть, и несть неправды в нем» (Ин.7,18).
Блаженный Августин
Сказано, кто—Тот, к Кому обращаемся с молением и где Он обитает. (Это в словах: «Отче наш, иже еси на небесех»). Теперь посмотрим, о чем надлежит молить Его. Первое из всего, что испрашивается есть: «да святится имя Твое». О сем просим не в том смысле, будто бы имя Божие не было свято, но в том, да имеется оно святым у людей; т.е. так да ведом им будет Бог, чтоб они не почитали что-либо другое более святым и что оскорбить более боялись бы они, чем имя Его. Подобно сему, когда сказано: «ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его» (Пс.75, 1), то cиe должно не так понимать, как бы в одном месте Бог был менее велик, а в другом более; но там велико имя Его, где оно именуется по великости величия своего. Таким образом, там именуется имя Божие, как святыня, где именуется со благоговением и страхом оскорбить Его.
Чего ради просишь,—да святится имя Божие? — Оно свято. Что же и просить, да будет свято то, что уже свято есть?—К тому же когда просишь, да святится имя Его, не о Нем ли Его просишь, а не о себе?—Но уразумей (как должно смысл слова, и увидишь), что о себе просишь. Ибо того просишь, чтоб то, что само в себе всегда свято, святилось в тебе. Что значит «да святится»? Святым да имеется, да не презирается. Видишь ли теперь, что себе добра желаешь, когда сего желаешь. Ибо для тебя пагубно, когда презришь имя Божие, а не для Бога.
Когда говорим: «Да святится имя Твое», то самих себя убеждаем желать и искать, чтоб имя Его, которое всегда в себе свято есть, святым имелось у людей, т.е. не было презираемо; что не для Бога потребно, а для людей спасительно.
Феофан Затворник
К сим двум мыслям, как дополнение и приложение, можно прибавить следующие две.
Первая. Прославляется и благовейно чтится имя Божие, когда познаны бывают неизреченное всесовершенство Божие, и величие Его с неумытною правдою и судом, превосходящие меру постижения нашего. До познания сего можно доходить и собственным размышлением при руководстве божественного откровения. И смиренный Богомысленник не может не заключать своего богомыслия—или славословием Богу, предивному в совершенствах своих, или падением пред Ним в страхи и трепете, при представлении Его величия необъятного и Его страшной правды и судов неумытных. Но такие проявления славословия и благоговеинства, происходя от меры постижения Божиих свойств и величия, и сами не восходят выше сей меры, и далеко бывают от меры Божией. К тому же они проявляются вследствие натиска от ума на сердце, почему бывают поверхностны. Настоящее же словословие и благоговеинство бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговеинство в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое. Даруй Господи, благодатью Твоею сердцу нашему вкусить, сколь благ еси, дивен и велик, и уму нашему войти в созерцание сего, чтоб наши славословие благоговеинство, хоть мало, подходили в меру Твою и водворившись внутрь нас, никогда не отходили от нас!—Не потому ли и повелел Господь говорить: «да святится», а не: да святим мы, что благодатные славословие и страх Божий, когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш быть только сознавателем происходящего и вкушателем того.
Вторая. Да прославляется и да благовейно чтится имя Твое всеми людьми. Молящиеся о сем конечно сами славословят Бога и благоговеинствуют пред Ним, сознав долг свой к тому. Дети естественно и чтут и славят отца. Но самая любовь к отцу не даст им довольствоваться славою и почитанием отца только в своем кругу; они желают и ищут, чтоб отец их всеми был славим и чтим. Так и в отношении к Богу, именующие его Отцом своим не могут довольствоваться только своим Его прославлением и чествованием; но желают, чтоб и все люди славили Его и благоговеинствовали пред Ним. Так как cиe иначе исполниться не может, как распространением истинного познания о Боге, чрез распространение божественного откровения; то в желании, чтоб все славили и чтили Бога—Отца нашего, естественно выражается желание и того, чтоб распространялось благовестие о Боге и всеми было познано имя Его. Ибо Бог наш таков, что только познай Его, и уже не возможешь не славословить Его и не благоговеинствовать пред Ним. Блаж. Августин, выразив мысль, что в слове «да святится» содержится моление о том, да благоговейно чтится имя Божие, приложил: «и cиe—то совершает ныне Евангелие, возвещаемое всем народам!»—Св. Кассиaн после приведенных выше слов о желании славы Отцу небесному от лица детей, движимых любовью к Нему, присовокупляет: «сосуд избранный, будучи исполнен сими чувствованиями, желает «отлучен быти от Христа» (Рим.9,3), чтоб только приобрести Ему многочисленное семейство, и присовокупить к славе Отца своего спасение всего Израиля».—Тертуллиан туже мысль выражает: «молимся, да святится имя Божие не в нас только, кои уже присвоились Ему, но и в прочих людях, коих еще ожидает Божия благодать. Мы повинуемся заповеди, повелевающей нам молиться за всех, и даже за врагов наших (Mф.5,44). Не говоря: да святится имя Божие только в нас, мы тем самым говорим: да святится оно и во всех». Таким образом молясь: «да святится…», молимся да распространится во всем роде человеческом истинное Боговедение, чтоб из всех людей составилось одно семейство Божие, Бога именующих Отцом своим, славящих Его и благоговейно чтущих.
Есть еще третья мысль,—в слове: «да святится…»,— которую можно признать и дополнительною, как две предложенные пред сим, и принимать, как прямую мысль молитвы именно: да прославляется Бог жизнью нашею. Сию преимущественно мысль внушают все святые отцы.
Святитель Николай Сербский
Ты не становишься святее от наших славословий, однако, прославляя Тебя, мы делаем святее себя. Имя Твое чудесно! Люди препираются об именах – чье имя лучше? Хорошо, что и Твое имя вспоминают иногда в этих спорах, ибо в тот же миг глаголящие языки затихают в нерешительности оттого, что все великие человеческие имена, сплетенные в прекрасный венок, не могут сравниться с Твоим именем, Святый Боже, Пресвятый!
Когда люди хотят прославить Твое имя, они просят природу помочь им. Они берут камень и дерево и возводят храмы. Люди украшают алтари жемчугом и цветами и возжигают огонь растениями, их сестрами; и берут ладан у кедров, их братьев; и придают силу своим голосам звоном колоколов; и призывают животных прославлять имя Твое. Природа чиста, как Твои звезды, и невинна, как Твои ангелы, Господи! Смилуйся над нами ради чистой и невинной природы, воспевающей вместе с нами святое имя Твое, Святый Боже, Пресвятый!
Как нам славословить имя Твое?
Может, невинной радостью? – тогда помилуй нас ради наших невинных детей.
Может, страданьем? – тогда взгляни на наши могилы.
Или самопожертвованием? – тогда вспомни мучения Матери, Господи!
Имя Твое тверже стали и ярче света. Благо человеку, который возлагает надежды на Тебя и становится мудрее Твоим именем.
Глупцы говорят: «Мы вооружены сталью, так кто сможет дать нам отпор?» А Ты уничтожаешь царства крохотными насекомыми!
Страшно имя Твое, Господи! Оно озаряет и сжигает, как огромное огненное облако. Нет на свете ничего святого или ужасного, что не было бы связано с Твоим именем. О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи.
Свято и ужасно имя Твое, Святый Боже, Пресвятый! Да будем помнить имя Твое в каждый миг нашей жизни, и в минуты радости и в минуты слабости, и вспомним его в наш смертный час, Отец наш небесный, Святый Боже!
Другие святоотеческие толкования на прошение «Да святится Имя Твое» вы можете найти здесь
Ответьте на вопрос
Какие важные мысли вы увидели в святоотеческих толкованиях?
Ответьте письменно на следующие вопросы
1.Что лично я вкладываю в слова «Да святится Имя Твое»?
2.Благоговею ли я перед Именем Божиим? Не произношу ли Его всуе?
3.Что мне хочется сделать после ответа на эти вопросы?
4.Как я могу это осуществить?
5.Что мне хочется сейчас сказать Богу?
Подведите итоги
Что я вынес из ответа на личные вопросы?
Что важного для себя я вынес из сегодняшней встречи?
Домашнее задание
Вариант 1. Выделите 6 важных для вас областей своей жизни (например: работа, хобби, отношения с родными, отношения с друзьями и т.п.).
Каждый день отвечайте себе письменно в течении 20 минут на вопросы касательно одной из этих областей
Вопросы
Как у меня обстоят дела в этой области? (можно подробно описать, как обстоят дела)
Это больше способствует прославлению Бога или хулению?
Понимаю ли я, что и как мне нужно (с)делать, чтобы это больше способствовало прославлению Бога?
Есть ли у меня желание это сделать?
Нужна ли мне чья-то помощь для этого, или я справлюсь сам(а)?
Спустя минут 15 напишите, что вам дали ответы на эти вопросы. Можно воспользоваться такими вопросами
Легко ли мне отвечалось на предложенные вопросы?
Как это на меня повлияло?
Узнал ли я что-то новое о себе?
Что мне хочется сказать Богу по итогам ответов?
Идея выделить несколько важных областей жизни и размышлять каждый день над одной из них, а также большая часть вопросов взяты из ЖЖ психолога Дарьи Кутузовой и организованного ей сообщества “16 тем”. В рамках сообщества все темы прорабатываются гораздо глубже, каждые две недели происходит возвращение к ним, поэтому если кто-то ощутил пользу от такого подхода, имеет смысл записаться в это сообщество.
Вариант 2. Каждый день в добавление к молитвенному правилу читайте один или два из прославляющих Бога псалмов. Например, псалмы 112, 110, 28, 29, 32, 135, 138, 144, 102, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 117, 95. На наш взгляд, лучше читать по-русски (чтобы глубже проникнуться смыслом), пользуясь не Синодальным переводом, а переводом Юнгерова (он ближе к церковнославянскому, чем Синодальный перевод)
На следующей встрече по желанию можно поделиться результатами.
Материал подготовила Татьяна Зайцева,
Предыдущий выпуск: Сущий на небесах
Следующий выпуск: Да приидет Царствие Твое
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Как в древности грешные люди могли святить имя Бога? Какок имя они святили? Как мы можем это делать?
Исаяия 12:4-6 «и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;
пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев».
Левит 22;32-33 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас,
Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом.
Матфея 6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
Религиозная обстановка вокруг нас сегодня похожа на ту, которая была в дни Иисуса, если не хуже. Например, вспомните, что первое, о чем Иисус учил молиться своих последователей, относилось к имени Бога: «Пусть святится твое имя» (Матф. 6:9). Можно ли сказать, что религиозные руководители, в особенности духовенство христианского мира, рассказывают людям об имени Бога и учат святить, или прославлять, это имя?
Но чтобы святить Божье имя, надо знать это имя и относится к нему с почтением.
Слово «имя» иногда указывает на саму личность, и «святить» значит делать святым, особо выделять или считать святым. (Сравни Откровение 3:4.) Следовательно, молиться об освящении имени Бога, фактически, имеет то же значение, что и просьба, чтобы Иегова освятил самого себя. Как? Удаляя все бесчестие, которое было нанесено на его имя (Псалом 134:13). Для этой цели Бог уничтожит зло, прославит себя и даст народам знать, что он — Иегова (Иезекииль 36:23; 38:23).
Что значит святить или держать имя Бога в святости? Как делал это Иисус?
Иисус показал, как Он делал это, когда сказал в молитве к Своему Отцу: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Иоанна 17:6). Да, Иисус ознакомлял других с именем Бога, Иегова. Он не упускал возможности употреблять это имя. Иисус знал, что намерение Его Отца состояло в том, чтобы Его имя было прославлено по всей земле. Поэтому Он дал хороший пример, провозглашая это имя и держа его в святости (Иоанна 12:28; Исаия 12:4, 5).
Матф. 5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
В древности люди тоже знали Отца
Это только христиане думают, что такая превилегия у них, потому что они записали себя под знамена Христа.
Вот что значит славить
А пророки прошлого, а Моисей и их ученики?