Что значит страна мертвых
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Путь в землю был долгим и сложным. Продвигаясь на запад, вслед за заходящим солнцем, дух странствовал, пока не достигал волшебного лабиринта. Внутри лабиринта находились охраняемые ворота. Змеи-привратники открывали ворота лишь тому духу, который разгадал множество загадок. Ответы на эти загадки можно было найти в «Книге мертвых», иллюстрированном собрании заклинаний и молитв, которую клали в гроб каждому усопшему.
Книга «Слово устремленного к свету» или «Главы о продвижении вслед за днем» более известна под названием «Книга мертвых». Вся жизнь древнего египтянина служила подготовкой к путешествию в загробный мир. Книга мертвых», которую клали в гроб каждому усопшему, состояла из поучений и заклинаний, помогающих ему не сбиться с пути в трудном, столь не похожем на земной, ином мире.
Тот, бог-писец, изображавшийся с головой ибиса, объявлял приговор и записывал его на свитке. Те, чьи сердца оказывались легче пера истины, допускались во владения Осириса, очень похожие на земли живых людей. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт – лев с головой крокодила.
Синоним выражения Страна мёртвых : грядущий мир, мир иной, тот свет, потусторонний мир, царство мёртвых.
Это представление о загробной жизни было знакомо практически всем культурам, цивилизациям и религиям. В отличие от нашего времени, в ту далёкую эпоху Страна мёртвых считалась реальным, физическим местом, то есть пространством, куда даже смертные могут приезжать при острой необходимости, увидеться со своими предками, и в единичных случаях попытаться их вернуть в мир живых. В Египте даже архитектура содержит элементы разделения на живых и мёртвых. Особенно это заметно на западном и восточном берегу Нила. Помните, выше мы упоминали, что запад по представлениям египтян считался стороной, куда уходили умершие люди. Если вы это знаете, то тогда можете обнаружить отличия между зданиями по разным берегам этой великой реки. А сама вода, является преградой, которая разделяет эти два мира. Поэтому нет ничего странного в том, что в Древнем Египте восточный берег воспринимали, как «землю живых «, поскольку именно там вставало солнце. Именно на «восточной » стороне были выстроены жилые дома и храмы, в отличии от «западной «, где строили гробницы, усыпальницы, и погребальные храмы.
Египтяне были убеждены, что в иной мир люди попадают вместе со своими вещами. Это легко доказывается, поскольку до сих пор в раскопках находят захоронения людей вместе со своими бытовыми предметами.
После того, как братья превратились в вулканы, прошёл не один год, но люди продолжали враждовать. Ненависть, которую поселили в них Большая Гора и Скала, оказалась столь огромна, что людям не удавалось избавиться от неё. То и из одного, то из другого стойбища отправлялись военные отряды. Никто уже не помнил, что было причиной вражды, почти все забыли о своих первых вождях, но продолжали воевать и упорно твердили: «Такова жизнь! Без войны мы не можем жить!» Это, конечно же, было величайшим заблуждением.
Лосось давно стал крепким юношей, пользовался авторитетом среди молодых людей. Многие считали его особенным человеком, так как он умел понимать всех зверей.
– Раньше язык зверей был доступен всем людям, – рассказывал Лосось своим последователям, но соплеменники отказывались верить в это. Людям было проще верить в то, что только Лосось был одарён такими удивительными способностями.
Однажды он сидел вдали от деревни и беседовал с лисёнком.
– Не понимаю, что мне делать, – сетовал юноша. – Люди не желают понимать меня. Им не хочется задумываться над причиной происходящего. Они отказываются видеть собственные ошибки. Вот если бы позвать сюда тех, кто погиб на войне!
– Зачем? – удивился рыжий зверёк.
– Умершим нет причины обманывать живых людей. Они могли бы рассказать, как в действительности обстояли дела в былые времена.
– Тогда я отправлюсь в страну мёртвых! – сказал лисёнок, навострив уши.
– Как же ты сделаешь это?
Сообщив всё это, лисёнок быстро побежал к серому утёсу, на вершине которого виднелось орлиное гнездо.
– Я отправляюсь с тобой! – крикнул лисёнок.
– Я уже готов! – ответил орёл и взмахнул крыльями.
Лисёнок увидел над собой могучую тень и на секунду содрогнулся, решив, что это не орёл, а Громовая Птица пролетела над равниной.
– Беги следом за мной! – крикнул орёл.
Так начался их поход в страну мёртвых. Лисёнок бежал, орёл летел над ним. Через несколько дней пути они прошли через густое облако тумана, стелившееся по просторной долине. Затем их обдало проливным дождём. После этого жаркий воздух едва не опалил им шкуру и перья. Казалось, погода менялась с каждой минутой, но туман оставался непроницаемым. Ни орёл, ни лисёнок не видели ничего. И вдруг облако расступилось, и путешественники увидели, что подошли к большому водоёму, на другой стороне которого виднелось очень много конусообразных жилищ.
– Наверное, там и есть страна мёртвых, – сказал лисёнок.
– Подгоните нам лодку и переправьте нас на ту сторону! – закричал лисёнок.
Но ему никто не ответил.
– Там никого нет, – сказал орёл, – мы зря проделали весь этот путь.
– Они спят, – предположил лисёнок. – Мёртвые спят днём и поднимаются ночью. Дождёмся темноты.
После заката лисёнок начал петь священную песню. Вскоре четыре Духа вышли из ближайшего дома, сели в лодку направились к ним. А лисёнок всё пел и пел, и Духи присоединились к его песне, отбивая ритм вёслами. Впрочем, вёсла не были нужны им. Лодка двигалась без вёсел, она сама по себе скользила по воде.
Когда Духи подплыли к берегу, орёл и лисёнок шагнули в лодку и отправились на противоположный берег. Чем ближе они подплывали к острову мёртвых, тем яснее слышали они стук барабанов и звуки танца.
– Закройте свои глаза, – сказал один из Духов, – здесь священное место. Не смотрите по сторонам и не входите в дом.
– Но мы устали и проголодались. Разрешите нам войти. – Попросили в один голос лисёнок и орёл.
Они вошли в большой шатёр, сложенный из раскидистых сосновых и еловых ветвей, но в действительности это были не ветви, а лишь их тени. Однако запах хвои был настоящим и очень душистым. По всем стенам висели всевозможные украшения, которые казались лисёнку очень знакомыми и вместе с тем совершенно новыми.
– Похоже, что всё здесь только напоминает нам нашу жизнь, но в действительности имеет совершенно иное качество и иной вид. – Предположил орёл. – Нам всё кажется знакомым, однако вглядевшись, мы понимаем, что ничего не узнаём.
В просторном шатре пылал большой огонь, вокруг него плясали люди и звери. Лица некоторых из них сразу показались знакомыми лисёнку и орлу. Тела танцоров были ярко раскрашены, в волосах торчали перья, губы сжимали костяные свистки. Двигаясь вокруг костра, танцоры – мужчины, женщины и дети – не касались земли и не отбрасывали теней.
– Как всё удивительно здесь, – подумал лисёнок.
Костёр тоже был каким-то ненастоящим. Он больше был похож на маленькое трепещущее солнце, на отражение солнца в воде. Дым от костра не поднимался, но дымоход в шатре имелся. Над отверстием дымохода висела круглая белая луна.
Орёл переглянулся с лисёнком.
– Я захватил с собой корзинку, – шепнул он.
– Чтобы спрятать в ней мою сестру.
Духи танцевали в шатре всю ночь, а с первыми лучами солнца отправились спать. Орёл же лишь притворился спящим, а сам, когда всё стихло, пошёл искать свою сестру. Разыскав её, он очень обрадовался. Он быстро уложил сестру в корзину и прикрыл её одеялом.
– Теперь мы можем ехать обратно.
Они сели в лодку и начали грести к берегу. Лодка плыла медленно, она словно ленилась, будто не слушалась живых существ, привыкнув подчиняться желаниям мёртвых. В конце концов они добрались до берега и поспешили выйти из лодки.
– Теперь можно достать сестру на свет, – сказал орёл и торжественно захлопал крыльями.
Лисёнок осторожно поднял край одеяла. Там он увидел птицу, очень похожую на орла.
– Что случилось? – спросила птица удивлённо. – Где я? Что происходит?
– Ты вернулась в мир живых!
– Зачем? Зачем вы сделали это? Вы нарушили закон Великого Духа!
– Разве ты не желаешь вернуться к живым? – удивился орёл.
– Нет, мне очень хорошо в стране мёртвых.
– И ты не тоскуешь по своим родственникам? – ещё больше удивился орёл.
– Нет. Здесь, в мире живых, слишком много ненужных и глупых проблем, которые приводят к великим страданиям. Я прошла через все страдания живого мира и теперь отдыхаю. Я не желаю возвращаться сюда.
Орёл опечалился, услышав эти слова, но поделать ничего не мог.
– Что ж, раз тебе хорошо там, я не буду грустить о тебе, – сказал он. – Садись в лодку, и она вернёт тебя на твой берег. Прощай, сестра.
– Не могла бы ты, – заговорил лисёнок торопливо, – попросить кого-нибудь из умерших людей иногда приходить к живым людям, чтобы они наставляли их на путь истинный?
– Я передам моим товарищам твою просьбу. Но разве живые сами не могут понять, как им себя вести? Неужели им нужна подсказка мёртвых?»
– Похоже, что нужна. В мире живых, как ты помнишь, слишком много страстей, которые ослепляют.
– Теперь прощай, сестра! – воскликнул орёл и взмахнул крыльями.
Лисёнок побежал в туман следом за орлом.
Вернувшись домой, он поведал о своём путешествии Лососю.
Из книги Инопланетные цивилизации Атлантиды автора Бязырев Георгий
СТРАНА КХЕТАНУИ Беспощадный упорный труд – удел царей, а нега и роскошь – удел рабов. Минуло еще несколько сот лет и на выпуклом материке Атлантиды возникло самое могучее государство тлаватлей – Кхетануи. Столица новой теократии располагалась на месте Салидона, но
КИТАЙ – СТРАНА ПИРАМИД Юность – не повод для незнания В то перелетное время в Китае не было сильной централизованной власти. Он состоял из отдельных банановых республик и рисовых областей, управляемых выборными старейшинами из правящих кланов. Союзное правление
Чтение 1. Страна Ганга
ДАЛЕКАЯ СТРАНА Сегодня не все понимают старый смысл русского слова «Индия». Оно писалось раньше как «индея» (через ять) и, очевидно, происходило от сегодня уже забытого наречия инде (тоже через ять), т. е. «в другом месте», «с другой стороны», «кое-где», «где-нибудь». Поэтому
Страна Миц–Рим В библейской истории богоборческого народа важную роль играет страна МЦ–РМ, т.е. Миц–Рим (или, в другой огласовке Миц–Раим), которую принято отождествлять с Египтом.Одним из аргументов в пользу такого отождествления является тот факт, что правители этой
Страна туманов Гай Публий приветствует Теция!Вот уже целый год я служу в Британии, но не получил от тебя ни единого ответа на мои письма. Быть может, ты уехал и мои послания не находят тебя?До сих пор я не участвовал ни в одном сражении: здесь течёт мирная жизнь. Возможно, так
Страна Тартария Далекой, «снежной и многострадальной» Тартарии ясновидец посвятил немало страниц своего «Оракула», ибо видел ее важной частью мира: «Что будет в Тартарии, то откликнется и по всему миру». Он утверждал, что с 1925 года в Тартарии станет править «дьявольское
Страна и национализм Страна, и ничто кроме страны (ни нация, ни религия, ни что-либо другое), – вот подлинная основа национализма. Все прочие составляющие вторичны и носят вспомогательный характер, только страна первостепенна и существенна. Многие совершенно разные
краткое содержание других презентаций
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 19.)
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilius), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
ГЛАВА XV. ЦАРСТВО МЕРТВЫХ
Наше отношение к тому несомненному для нас факту, что оридет день, когда перестанет биться и наше собственное сердце, зависит от нашей личной жизненной философии и от тех взглядов, которые примиряют нас с фактом неизбежности смерти. Осужденный на казнь в одном из произведений Виктора Гюго утешал себя под сенью гильотины такими словами: «Все люди приговорены к смерти, неизвестен только день казни». Размышления о неизбежной смерти обычны у людей высокой культуры; но это находится в резком противоречии с миром представлений первобытных народов. Хотя первобытные люди постоянно сталкиваются со смертью, неотвратимость которой гораздо более очевидна среди девственной природы, чем в цивилизованном мире, и хотя им приходится поддерживать свое существование главным образом за счет охоты на зверей, все же тот факт, что рано или поздно и они сами также должны будут умереть, не воспринимается первобытными людьми как неумолимый закон природы. Примитивный человек не убежден в неизбежности смерти.
Но что бы ни думали различные народы о смерти, ясно одно: у всех племен на земле имеется вполне определенное представление о том, чего должны ожидать умершие после своей смерти. В большинстве случаев они представляют себе вполне определенное место, где мертвые (продолжают существовать точно таким же образом, как и на земле, и все народы хоронят своих умерших в точном соответствии с этими своими представлениями.
Череп, пробитый гвоздем (Пуиг Кастельяр, Испания)
Приемы, которыми пользуются для того, чтобы заставить трупы оставаться в своих могилах, отличаются чрезвычайным разнообразием. В Австралии дуплистое дерево, служащее в качестве гроба, пронзается иногда еще копьем, чтобы прочно «пришпилить» шею мертвого, в иных случаях все дерево ожигается после погребальной церемонии. Тасманийцы перед погребением связывали трупы по рукам и ногам, чтобы пресечь всякую попытку с их стороны освободиться. В доисторической Испании прибивание мертвых гвоздями к доскам, на которые их клали в могилу, было традиционным погребальным обычаем. Были обнаружены целые кладбища, где скелеты похороненных людей носили все признаки «повторного убийства». Чаще всего это были черепа, пробитые огромными гвоздями. Обычай этот существовал в течение очень длительного времени и позднее сохранился лишь у некоторых групп населения.
Череп, раскрашенный белой, красной и желтой красками (племя копа-бита, земля Артем, Австралия)
Так, первобытные народы во всем мире принимают меры к тому, чтобы лишить возможности немого пленника покинуть его могилу и направить свои магические силы против общества. Многие формы существования, в которых продолжают жить мертвые, делают их появление вновь особенно опасным. В юго-восточной Австралии они пребывают на небе в виде звезд и иногда тайком встречаются с колдунами племени. Даже менее просвещенные члены племени слышат по временам их голоса и видят по утрам следы их ног на земле. Само тело также может продолжать свое существование, хотя бы и в несколько измененном виде. В различных местностях Австралии, Африки и Южной Америки первые белые, проникавшие на племенную территорию, принимались за духов умерших членов племени.
Для того чтобы умерший оставался на месте своего погребения, его друзья и близкие стараются устроить ему его новый дом как можно уютнее. Иногда лицо и тело предохраняют от непосредственного соприкосновения с землей, в других случаях труп кладут в нишу в скале, которая защищает его от ненастья. Как-то австралийское племя виммера похоронило в земле одного красивого юношу. Но когда начались ноябрьские дожди, соплеменники решили, что ему «очень неуютно» в его могиле. Поэтому труп выкопали и похоронили снова в дуплистом дереве, тщательно заделав дупло.
Домик для черепа (Восточная Меланезия)
Кроме того, мертвым оказывают почести, произнося над ними речи и давая обещания. Однако, доказав покойнику таким образом свою преданность, живые спешат скорее уйти подальше от могилы, чтобы умерший не догнал их. Но и у отсталых народов мы уже встречаем обычай просто бросать трупы на произвол судьбы в каком-иибудь отдаленном месте. Этот обычай, хотя и по другим причинам, типичен для народов арктических культур и для скотоводов. Иногда люди не хотят тратить времени даже на то, чтобы подождать момента наступления смерти, и убегают от страшного духа мертвого, прежде чем умирающий успел испустить последнее дыхание.
Когда у живущих в Восточной Боливии индейцев мохос кто-то утонул в результате несчастного случая, они немедленно покинули свои жилища и бежали в леса, чтобы помешать таким образом мертвому взять с собой за компанию кого-нибудь из товарищей. Обитающие там же неозе завертывают умерших в цыновки и сооружают над трупом маленькую хижину из листьев мотаку, после чего как можно скорее покидают место погребения. Там, где мертвых хоронят на помостах или на деревьях, позже часто подбирают кости, чтобы их похоронить, и носят с собой в качестве амулетов части скелета, чтобы заверить мертвого в том, что память о нем хранится, и в то же время использовать к своей выгоде свойственную этим останкам магическую силу.
Череп, облепленный глиной и раскрашенный, с вставленными вместо глаз раковинами (Меланезия)
Австралийцы раскрашивают кости и черепа покойников красной и желтой охрой и хранят их как магические фетиши. Андаманцы, которые хоронили своих мертвых в земле в сидячем на корточках положении или в лежачем положении на деревянных помостах, скрытых в кронах деревьев, собирали затем их кости, и друзья и родственники носили эти кости в виде украшений.
Тасманийцы западной части острова тщательно собирали остававшиеся на месте тлеющего костра кости умершего, завязывали их в куски кожи и носили с собой в качестве амулетов, оберегающих их от болезни или несчастья. Этот обычай существует и по сие время в современной Японии, где собирают кости мертвых, преданных сожжению. Оплакивающие своих детей отцы, например, выбирают их кости из золы, чтобы хранить их в каком-нибудь освященном месте.
Еще одним страшным напоминанием о мертвых является жидкость, капающая с трупов, похороненных па деревьях или помостах. Ей тоже приписываются магические свойства, которые живые стараются использовать к своей выгоде. В Восточном Квинсленде, например, у племени куинмурбурра, которое хоронит тела своих героев на помостах, юноши становились так, чтобы эта жидкость стекала по их телам, вливая в них храбрость мертвого. Туземцы области Беленденкер натирались этой жидкостью, чтобы быть сильными, а нарриньери собирали ее в сосуды и употребляли во время своих магических обрядов. Жители Центральной Азии натирают себе ноги могильной землей, чтобы «не уставать при долгих переходах».
Во многих местах, в том числе и на Ново-Гебридских островах, туземцы считают, что души умирают дважды или трижды, прежде чем они умрут окончательно. Часто духи предков могут, невидимому, продолжать существование лишь в том случае, если их связывает с живыми постоянная память о них и преподносимые им жертвенные дары. Многие земледельческие народы верят в ряд последовательных возрождений, хотя вера эта и не связана с этическими представлениями, которые характеризуют идею возрождения у народов высоких культур. Так, даяки Борнео верят, что душа живет на том свете в семь раз дольше, чем на земле, что затем она вновь возвращается на землю и возрождается там в виде гриба, плода, травы или цветка. Если человек съедает такое растение, то у него родится ребенок, в котором продолжает жить душа умершего.
Набитая человеческая голова (Новая Гвинея)
Во времена крайней нужды и опасности живые обращаются к мертвым, умоляя их о защите и помощи. Такими призывами о помощи являются магические формулы или молитвы, с которыми обращаются к мсртвьш, сопровождая их подарками. Этот постоянный контакт с мертвыми совершенно чужд взглядам и обычаям собирателей и охотников, которые не приносят мертвым никаких жертв.
Деревянная танцевальная маска (Южное Конго)
Желание использовать присущие черепам магические силы в интересах общества выражается не только в ритуальном хранении черепов предков, но и в стремлении захватить как можно больше черепов, хотя бы они и принадлежали чужим. Поэтому случается, что мужчин, женщин и детей других племен убивали с единственной целью заполучить их черепа. К местностям, где распространена была охота за головами, принадлежат прежде всего Новая Гвинея и некоторые места северной части Южной Америки. С аналогичными же представлениями связана и охота за скальпами у североамериканских индейцев; окалыпы пользовались очень большим почетом как магические фетиши. Чем большим могуществом и значением обладает жертва, тем могущественнее магические силы ее головы или черепа.
Тщательно мумифицируют, впрочем, не только черепа, но и мягкие части головы. Особое развитие этот обычай получил при препарировании знаменитых головных трофеев индейцев хиваро.
Привилегией изготовлять такие трофеи пользовались только воины, убившие врага и обагрившие свое копье его кровью. Препарирование человеческой головы производилось следующим образом: тщательно разделив волосы жертвы на пробор, делали надрез от лба до затылка и сдирали с черепа кожу, оставляя только язык и глаза. После этого мускулы сшивали растительными волокнами, а губы плотно скалывали бамбуковыми щепочками. Открытым оставалось только затылочное отверстие. Такие мешки из кожи нагревали затем в воде, и вынимали их прежде, чем закипит вода. После этого они съеживались до трети своей первоначальной величины. Знахари племени, которые придирчиво следили за всем процессом изготовления трофеев, подавали знак, что теперь можно приступать к окончательному препарированию голов. Кожи с голов наполнялись через шейные отверстия горячим песком, затем набитые головы очень медленно, примерно в течение сорока восьми часов, «разглаживались», пока кожа не станет гладкой, твердой и прочной и не приобретет свойства прочной кожи животных.
Барабан для хранения черепов у пангве
С точки зрения сходства с живыми, набитые головы Новой Гвинеи не идут ни в какое сравнение с трофеями хиваро. Охотники за головами племени дорро, которые главным образом занимались изготовлением таких голов, набивали их корой и волокнами кокосового ореха, удаляли с головы волосы и заполняли глазные впадины глиной.
Вера земледельческих народов в магические силы головы привела к развитию резных масок, являющихся изображением духов мертвых. Смысл танцев, во время которых надевают эти маски, заключается не только в стремлении почтить души предков, но и прежде всего в желании использовать в интересах общества силы душ мертвых.
Ньомбо западноафриканского племени бабвенде
Примером тесной связи между почитанием черепов и костей и резньИми масками служит один из обычаев папуасов нор на Новой Гвинее; они тотчас же после похорон кладут на обычное место мертвого маску, воздавая ей вместо него почести до тех пор, пока не станет возможным выкопать из земли его нижнюю челюсть. Близкие хранят эту челюсть как талисман и смотрят на нее как на связующее звено между миром смертных и миром духов предков.
Могила на помосте у индейцев кроу (‘воронов’)
Могилы с ящикообразными домиками у индейцев оджибве. Слева: могила ребенка (озеро Нетт, Миннесота)
Тибетский чортен, где хранится пепел ламы
Прежде чем умерший пангве последует приглашению душ предков отправиться вместе с ними в страну Нсамбе (он узнает об их присутствии во время агонии и приветствует их словами: «Вот они!»), он часто остается еще на некоторое время в тени деревьев, где по ночам можно слышать его шопот. Примерно через год родственники полагают, что он уже приготовился к тому, чтобы отправиться в страну Нсамбе. Перед его хижиной торжественно выставляют напоказ его лучшие одежды, и в честь покойного устраивают танцы и пир.
Управляемая Нсамбе, богом-творцом, страна душ представляет собой счастливое место, где живут так же, как и на земле, но только без человеческих забот. Нсамбе дарит живущим там душам большие плантации, животных и топливо, и всем членам этой блаженной страны предоставляется в распоряжение столько пищи и женщин, сколько они захотят. «Злые люди» получают там прощение, и каждый находящийся там мертвый безмятежно счастлив. Однако души тоже стареют и не могут оставаться на небе до бесконечности. Когда они становятся совсем дряхлыми, Нсамбе, «который не терпит ничего безобразного», выбрасывает их вон из страны мертвых. Они падают вниз на землю пангве, где продолжают существовать, слабые и невидимые. Только некоторые животные, особенно термиты, чувствуют их присутствие и воздвигают свои гнезда над «трупами» этих старых слабых душ. Когда гнездо термитов под конец распадается в пыль, это означает, что и души вновь превратились в свое исходное состояние, то есть в пыль, из которой образовались не только солнце, луна и мир, но и все живые существа.
Мертвый продолжает жить теперь только в своем черепе, который его семья выкапывает, чтобы положить вместе с другими более старыми черепами в барабан для черепов, хранящийся в хижине. Во времена нужды, когда Нсамбе насылает на пангве болезнь или неурожай, черепа вынимают из барабана и носятся с ними в священном танце, прося их замолвить перед ботом племени словечко за живых. Если эта просьба о помощи остается втуне, то черепа впадают в немилость, им угрожают, их ругают и на долгое время упрятывают подальше.
Так как в гнездах термитов содержится частица магического вещества душ мертвых, куски этих гнезд собирают и носят их в качестве амулетов. Верование в то, что термиты являются носителями вещества человеческой души, распространено и в других местах, особенно в Океании.
Обычай устраивать пляски в честь отправления душ в страну мертвых общепринят среди земледельческих народов как в Африке, так и в Океании, и в Америке. В большинстве случаев пляски устраивают примерно через год после смерти.
Для того чтобы доставить мертвым удовольствие, часто вместе с ними закапывают их имущество или симоволические изображения этого имущества, с тем чтобы во время путешествия в страну душ они были снаряжены надлежащим образом. Некоторые племена уничтожают все земное имущество умершего, чтобы показать ему, что оставшиеся в живых не собираются его «грабить», и чтобы одновременно уничтожить всех носителей «смертельной заразы».
Деревянные фигуры предков земледельческих народов часто воспроизводят это типичное положение трупов, как бы сидящих на корточках. В этой же позе было найдено очень много доисторических скелетов. Индейцы хопи моют волосы умерших экстрактом из пальмовой лилии и придают телу покойника желаемую позу сидящего на корточках, связывая его, если это требуется, шнурами из волокон. Затем его украшают молитвенными перьями, кладя по одному перу в каждую руку мертвого и одно на пупок, «место, где пребывает дыхание человека». Выкопав глубокую могилу, труп кладут так, чтобы его лицо было обращено к западу. Как пишет Биглхол, «могилу быстро засыпают» и «над ней устанавливают палку, которая служит проводником для дыхания, когда оно отправляется на запад».
Это же стремление обеспечить душе возможность покидать могилу и вновь возвращаться в нее находит свое выражение в существующем на Новой Гвинее обычае втыкать около головы похороненного бамбуковую палку, которая выступает над могилой. Потому что, хотя его предки и его тотемное животное приходят сразу же после смерти, чтобы отнести его в лучшую страну мертвых, все же у него может возникать по временам желание посетить свое прежнее тело в могиле.
Мертвых в позе сидящих на корточках хоронят не только в земле, но и в больших глиняных урнах, корзинах и тому подобных вместилищах. Так, тупи в Южной Америке помещают трупы в огромные глиняные сосуды, чтобы предохранить их от соприкосновения с землей и одновременно быть в полной уверенности, что «дух мертвого не сможет возвратиться». Часто впоследствии кости обмывают, очищают, раскрашивают и хранят в особых корзинах. Бороро обклеивают кости мертвецов разноцветными перьями и устраивают в их честь большие празднества. При этом, «чтобы умиротворить духов», в роли покойников выступают актеры. Такие погребения в урнах в качестве первых или вторых похорон (после очищения костей) в обычае и у чиригуано и у других племен.
Похороны в урне у дусунов Борнео особенно хорошо описаны Дж. Стаалем, побывавшим в маленькой хижине, которая была сооружена над покойником сразу же после его смерти:
«На хижину и вокруг нее кладутся украшения из латуни и дорогие ткани. Приходят друзья и соседи, чтобы оплакать утрату друга, который был добрым соседом и умел пить так хорошо, что, даже будучи пьяным, оставался приветливым и миролюбивым. На ночь у тела покойника остаются двое мужчин, которые, чтобы не заснуть, бьют в гонги и для храбрости пьют свое «шампанское». На третий день тело кладут в глиняную урну. Глядя на эти урны, просто не представляешь себе, как может там поместиться взрослый человек. Однако такую урну разрезают острыми ножами на высоте ее самого широкого диаметра. Затем в ее нижнюю часть засовывают тело ногами вниз, сгибают его колени и втискивают туловище. Голова покоится на коленях или между ними. После этого надевается верхняя часть урны, скрепляемая с нижней смолой и глиной. Жрица размахивает над урной чадящим куском дерева и поет при этом песню, состоящую из непонятного набора слогов. Это делается с целью помешать душам присутствующих прыгнуть в урну».
Так как ни во время полнолуния, ни накануне новолуния похорон не устраивают, урна часто в течение длительного времени остается стоять в доме, где жил умерший. Обитателей дома нисколько не беспокоит ни «ужаснейшее зловоние», ни слетающиеся мухи, они продолжают быть веселыми, «едят, пьют, болтают и спят» до тех пор, пока, наконец, урна не будет предана земле.
Африканцы джур хоронят в положении на корточках только тех покойников, которые пали «в бою с человеком или животным». Детей же и людей, умерших в постели, хоронят в горизонтальном положении. Могилы окружают оградой и держат их в чистоте и порядке до тех пор, пока термиты не съедят труп. После этого о могиле больше уже не заботятся.
С погребениями в урнах сходны погребения в так называемых «mound» (курганах) американских индейцев в долине верхнего течения Миссисипи и в других местах. Но эти курганы могут насчитывать самое большее двести лет, потому что среди тысяч найденных в них предметов культуры, лежавших в урнах или в могилах с намогильными плитами, были обнаружены вещи, несомненно принадлежавшие к культуре белых завоевателей. Китинг объясняет расположение этих погребений тем, что могилы устраивались в курганах прерий, которые представляли собой самые высокие возвышенности на равнине и, следовательно, лучше всего были защищены от наводнений.
За это время друзья и родственники покойного успевают накопить целые горы цыновок из луба, хлопчатобумажных тканей и тому подобных материй, «чтобы он вступил в потусторонний мир не как жалкий и презренный нищий». В хижину призывают мастера-профессионала по изготовлению ньомбо, и он является с уже готовой головой будущего ньомбо, над которой мастер работал с момента смерти высокого сановника. Голова эта представляет собой произведение искусства, Сделанное из красной хлопчатобумажной материи и набитое травой и другими материалами. «Черты лица ее очень живы, щеки мягко округлены, рот с толстыми губами приоткрыт и в нем виднеются заостренные зубы. Глаза эффектно обведены черными и красными кругами. Подбородок украшает борода. Мастер, изготовляющий ньомбо, обвертывает затем черное ссохшееся тело покойника сотнями метров матери, так что получается гигантский сверток. К свертку приставляются руки, ноги и ступни, поддерживаемые искусно
сооруженным внутренним каркасом. В заключение грудь фигуры расписывается татуировкой покойника. Готовый ньомбо превышает размеры хижины».
В день похорон вся деревня принимает участие в большом пиршестве, после которого группа мужчин, неся на себе ньомбо, начинает исполнять с ним погребальную пляску. Ньомбо кружится в танце, возвышаясь над хижинами. Но внезапно дикие движения прекращаются и участники погребальной церемонии выстраиваются молчаливой процессией, чтобы торжественно, как на параде, отнести раскрашенную в красный цвет* гигантскую фигуру к месту погребения. Когда ньомбо в стоячем положении опускают, наконец, в могилу, все близкие покойника высоко подпрыгивают в воздух. Если кто-либо не захочет или не сможет прыгнуть, он должен будет вскоре последовать за ньомбо. Все присутствующие помогают затем забросать землей огромную могилу, на которую возлагают под конец инструменты и другое имущество покойного, а его хижина сжигается;
Куда же отправляется после этого умерший? Так как он был уважаемым и влиятельным человеком, он отправляется в страну вечного блаженства. Никто не сомневается в том, что щедрость его друзей и родных, которые столь великолепным образом снарядили его в путь, не преминет произвести глубокое впечатление на его новых сограждан в стране душ.
Как нам уже известно по обычаям пангве, страна мертвых в верованиях земледельческих народов отнюдь не является местом ужасов. Души живут там так же, как и на земле, только без всяких забот и страданий. Их общественная жизнь похожа на общественную жизнь племени, которое они покинули. Они сажают или сеют и собирают урожай, сражаются и борются, но делают все это в идеальных условиях. Земледельческие народы точно знают, что ожидает их на том свете. В соответствии с их мировоззрением у них нет никаких мучительных сомнений.
Иногда форма погребения у первобытных народов определяется обстоятельствами, при которых умирает человек. Так, например, миссисауга хоронят умершего охотника на очень высоком помосте, в то время как павших на войне сжигают. Пепел их относят затем к месту погребения поблизости от деревни. Обычай чейенов хоронить мертвых на платформах в корзинах-волокушах является отражением кочевой жизни этих индейцев прерий.
Такую же цель преследовали и так называемые «трупопожи-рающие» гробы Аососа. Как пишет о них Плиний, «тела покойников пожирались в них в течение четырех дней». До сих пор еще такие гробы высятся на пьедесталах Ассоса. Современная наука доказала, что они обмазывались содержащей алюминий известью и закрывались не настолько плотно, чтобы помешать проникновению к ним мясных мух, о которых Линней писал: «Потомство трех мясных мух съедает дохлую лошадь скорее, чем лев».
Согласно взгляду многих пастушеских племен и родственных им трупп народов, труп человека представляет собой не имеющую никакого значения мертвую оболочку. Следствием этого явился обычай оставлять тело покойника там, где он умер; этот обычай особенно широко распространен в Восточной Африке. В Полинезии трупы иногда относят в пещеры, где они и остаются без всякого попечения, предоставленные своей собственной судьбе.
Любопытно, что именно народы, обычно очень мало заботящиеся о телах своих мертвых, консервируют «на вечные времена» трупы знатных людей и аристократов, затрачивая на это очень много труда. Но этот обычай мумифицировать или бальзамировать трупы отнюдь не связан с желанием почтить бессмертную душу усопшего. Он коренится скорее в стремлении подчеркнуть славу и признание, какими покойник пользовался при жизни, превратив его самого, так сказать, в памятник.
Обычай убивать людей в честь умерших является по преимуществу обычаем народов высоких культур. Он развился из представления о том свете как о точной копии жизни на земле. Так, у древних китайцев небо и преисподняя были населены целой чиновничьей иерархией, выполнявшей те же функции, что и земные их прообразы. И действительно, ни один народ не может представить себе такой потусторонний мир, где общие жизненные условия и блата не соответствовали бы в основном земным образам. Когда папа во время торжественной церемонии канонизирует нового святого, он публично обращается «ко всем членам небесного судилища».
Представление о загробной жизни получило развитие главным образом из анимистического мировоззрения земледельческих народов, с которым в дальнейшем смешались этические представления различных высококультурных религий. Классовый и кастовый строй пастушеских народов находит свое отражение в стремлении как можно великолепнее снарядить отбывающую душу для путешествия на тот свет.
Из древнего обычая опутывать тело веревками, завязав их узлами, получил развитие обычай искусного обвивания мумифицированного трупа очень длинными бинтами, концы которых ловко связывались и часто даже прикрывались страшными изображениями, чтобы путем запугивания отбить у трупа всякую охоту вернуться назад.
Точно подогнанный к формам человеческого тела гроб преследовал прежде всего цель служить защитной броней; кроме того, он был снабжен сложными замками, которые невозможно было открыть изнутри. В качестве еще одной меры предосторожности на самих саркофагах делались надписи, в которых прелести потустороннего мира расписывались столь радужными красками, что покойник, быть может, уже и приготовившийся к бегству, после прочтения их должен был наверняка отказаться от своих планов.
Инки Перу мумифицировали своих владык и надевали на них парадные одежды. После этого их завязывали в позе сидящего на корточках в четырехугольный сверток. Иногда в таких свертках было по нескольку трупов, которым приставляли искусственную голову, чтобы создать впечатление, что это одна только мумия. Считалось, что такие законсервированные тела обладают магическими свойствами, и их брали с собой в походы в качестве талисманов. В храме солнца в Куско были обнаружены сидящими на золотых стульях вокруг изображения солнца мумии бывших владык с золотыми масками и драгоценными украшениями на руках и в волосах. Ацтеки также мумифицировали своих наиболее чтимых покойников, к которым относились павшие в бою воины и умершие от родов женщины. Одни только эти избранные были бессмертны; души их начинали жить новой жизнью на солнце.
Чибча хоронили своих умерших владык в скрытых мотилах, где они лежали окруженные телами убитых в их честь жен и слуг, а рядом с ними лежали мешки, полные бобов какао, и стояли кувшины, наполненные чичей (маисовой водкой). «Скрытой» могиле у древних египтян соответствовали ложные ходы и лабиринты внутри пирамид, которые должны были не только предохранять мумии от грабителей могил, но и затруднять мертвым возвращение назад.
В старом Тибете типичные патриархальные приемы полного уничтожения трупов сочетались с мумификацией трупов знати (главным образом, лам). В то время как труп умершего из низшего класса отдавался на растерзание зверям, пепел или мумию ламы хранили в монументах, часто имевших форму храма. Когда на брошенное тело набрасывались звери, то в случае, если это были птицы, которые его клевали или уносили с собой куски его мяса, считалось, что душа покойного отправляется на небо. Если же труп сжирали свиньи или собаки, то душе предстояло вновь возродиться на земле. Хорошего человека звери поедали быстро, а дурной, которого на том свете ждало наказание, долго оставался несъеденным. Трубы и барабаны лам, изготовленные из человеческих костей, представляют собой пережиток древних анимистических представлений примитивных племен, заимствованных высокой культурой. К таким же пережиткам принадлежит и обычай произносить надгробные речи, так как считалось, что умершие прекрасно могут слышать то, что им говорят, хотя и не в состоянии ответить.
Столь же древен и обычай носить в случае смерти определенные знаки траура. Уже первобытные народы раскрашивают себе лица черной, белой или другими красками, чтобы умерший поверил, что и они являются духами, а не живыми существами, которые могли бы вызвать у покойников чувство зависти к себе. Лишения, которым подвергают себя оставшиеся в живых, имеют целью утешить горе и ревность покойника и заставить его отказаться от желания вновь вернуться к живым.