Что значит слово вивариум
Значение слова «виварий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
C 2015 года в Российской Федерации вступили в силу санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.3218-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)», регламентирующие требования к обустройству вивариев. Новый свод правил был утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2014 № 51.
вива́рий
1. помещение для содержания (иногда и разведения) животных, преимущественно лабораторных ◆ Через некоторое время собаки уже бегали по территории института, как обычные дворовые собаки. Впоследствии они дали здоровое потомство и прожили в виварии до конца своих дней.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: карбюратор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что значит название «Вивариум»? На самом деле имеется в виду «Виварий»
По неизвестной причине на русском языке оригинальное название Vivarium транскрибировали в «Вивариум», хотя очевидно, что создатели фантастического фильма ужасов имели в виду «Виварий».
В результате название фильма намекает, что впереди нас ждёт бесчеловечный эксперимент. Впрочем, на искусственную природу среды, в которую угодили главные герои, указывают и другие признаки. В районе Йондер нет ни ветра, ни нормальных облаков разной формы, а любой звук отражается так, будто события происходят в огромном павильоне. Нет сомнений в том, что Джемма и Том заперты в гигантской лаборатории.
Что происходит в фильме «Вивариум» на самом деле?
Что показывают в конце «Вивариума»?
В финале «Вивариума» происходит следующее: Том умирает от болезни и истощения, а повзрослевший ребёнок упаковывает его тело в герметичный мешок для трупов и сбрасывает в глубокую яму. В ту самую дыру в земле, которую выкопал Том.
Далее есть несколько вариантов объяснения.
В любом случае режиссёр и сценарист фильма Лоркан Финнеган говорит о том, что эксперимент продолжает уже очень давно и не думает заканчиваться. Похоже, мы наблюдаем вечный цикл пленения новых подопытных людей и воспитания детей-чудовищ.
Концовка следующая. Повзрослевший «сын» упаковывает Джемму в мешок для трупов и говорит о том, что мать всегда умирает. Затем он заправляет автомобиль «приёмных родителей» и приезжает в то самое агенство. «Мальчик» заменяет постаревшего риелтора, которого тоже упаковывает в герметичный мешок и заталкивает в странный шкаф.
Но о чём на самом деле хоррор «Вивариум»?
Воспитай ребенка, и будешь свободен: рецензия на фильм «Вивариум»
Фильм «Вивариум» слишком хорош, чтобы сглотнуть его, как таблетку снотворного. Это один из тех кинематографических «кубиков Рубика», к просмотру которых нужно подходить подготовленным, а не сонным. Причудливая фантасмагория в духе Франца Кафки на крепком фундаменте социальной сатиры. В отличие от множества других образчиков сюрреализма трактовка «Вивариума» однозначна. Совершенно очевидно, что ирландский режиссер Лоркан Финнеган хотел сказать.
Описание сюжета “Вивариум”
В центре сюжета фильма «Вивариум» – обычная пара из working class. Джемма (Имоджен Путс) работает воспитателем в детском саду, а ее бойфренд Том (Джесси Айзенберг) – садовник. Джемма и Том готовы сделать следующий шаг в отношениях: купить дом и жить вместе. В поисках подходящего дома они забредают в офис к странноватому агенту по недвижимости Мартину. Мартин уговаривает пару съездить с ним посмотреть дом в район пригорода Yonder (в фильме район называется «Даль») и, пока показывает дом №9, исчезает.
Том и Джемма пытаются выбраться из района самостоятельно, но обнаруживают, что завязли в лабиринте одинаковых домов, как мухи в паутине. Молодые люди ночуют в доме (что им еще остается?), а наутро получают коробку, внутри которой ребенок. Надпись на коробке гласит «Воспитайте ребенка, и будете свободны».
Лоркан Финнеган позаимствовал традиционную «фишку» Дэвида Линча, дав одну очень «смачную» подсказку к разгадке сюжета ещё в самом начале фильма. С первого просмотра это может быть незаметно, но если вы посмотрите видео с птенцами дважды, то, даже не будучи орнитологом, обнаружите, что взрослые птицы ухаживают за птенцом совсем другой породы. Это птенец-кукушонок.
Лоркан Финнеган в интервью признался, что вдохновлялся фильмом BBC «Жизнь птиц». Особенно его впечатлило поведение кукушковых, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда.
Птенцов мы видим в кадре еще раз, в начале фильма – когда Джемма пытается объяснить маленькой девочке, почему «малышей» выбросили из гнезда. Объяснения Джеммы предельно шаблонны и неубедительны («так устроена природа», «жизнь жестока»). Она сама не верит тому, что говорит – но говорит это, потому что так должны говорить взрослые детям. Следом появляется Том (слезает с дерева), и мы с улыбкой наблюдаем, как они с Джеммой дурачатся, ярко проявляя свою инфантильность. Они сами еще дети – просто в 30-летних телах.
Идеальные облака
Инфантильность главных героев здесь – ключ ко всему. Сильно бросается в глаза то, насколько они более живые, чем всё, что их окружает. Всё в районе Yonder до уродливости симметричное, пропорциональное, предсказуемое. Одинокая, холодная и безвкусная, как клубника в холодильнике, рутина.
Держась за руки, Том и Джемма отчаянно пытаются выбраться из этого района, который правильнее было бы назвать «взрослая жизнь». Но обратно уже не получится, потому что – ребёнок. Номер дома (№9) – очевидное указание на причину нежеланного взросления.
А дальше – всё по знакомому сценарию. Папа Том убивается на работе, копая себе яму – лишь бы не видеть вечно орущее дитя и поднадоевшую «вторую половинку». Мама Джемма ухаживает за малышом, но любовь в доме №9 не живёт. Делает она это скорее потому, что верит в своё будущее освобождение: «вырастет ребёнок, вот тогда и заживу»! А пока она страдает от хронической усталости и в буквальном смысле воет от тоски. Всё, что её может взбодрить – это внезапная мысль о кофе.
Здесь все облака в форме облаков. Идеальные, отвратительные облака. Там, откуда я родом, облака бывают разных форм и размеров. Некоторые похожи на лица, а некоторые – на собак.
Малыш растёт «как собака» – не по дням, а по часам. С русским переводом это не так заметно, но ребёнок с самых юных лет говорит взрослым голосом. А Том и Джемма в какой-то момент начинают чувствовать, как жизнь ускользает от них, но даже не пытаются за ней угнаться. Воспоминания о прошлой жизни, о жизни, которая имела вкус, блекнут, как старая фотография. Ребёнок постоянно смотрит по ТВ нечто непонятное. А как вы думаете, как в глазах ваших родителей выглядят современные клипы?
Наконец, ребёнок вырастает во взрослого мужчину. К этому моменту Джемма превратилась к блеклую версию самой себя. Том оказался измождён и ослаблен своими геологическими работами настолько, что Джемме приходится кормить его буквально с ложечки. Мужчина, которым стал ребёнок, начинается ежедневно куда-то уходить. Джемма пытается проследить за ним, ориентируясь на звук его шагов, но заблуждается. Это один из самых страшных и показательных эпизодов фильма – когда Джемма в истерике плутает по лабиринтам безликого района, а звук шагов ровно постукивает, отдаваясь эхом, как метроном, отсчитывающий секунды её жизни.
Параллельно Том, кряхтя и кашляя, откапывает труп и в ужасе понимает: вот она – конечная точка всех его усилий. Джемма находит Тома уже умирающим и баюкает на руках.
Помнишь ветер, Джемма? В реальном мире? Было здорово. Я никогда его не ценил.
В чем смысл фильма «Вивариум»?
Картина «Вивариум» – это отражение жизни в быстрой перемотке. Только главные герои не стареют. Так же, как и мы, они, глядя в зеркало, видят, что сегодня выглядят, как вчера или год назад. Только всё вокруг чахнет, тлеет, становится безвкусным, зарастает пылью. Жизнь из череды прекрасных мгновений превращается в грязную, ненавистную и опостылевшую рутину. Внешне всё в порядке и, можно даже сказать, идеально, однако это стремление к идеальности и мещанству – просто ущербная и обречённая попытка придать другую форму страху, который нарастает удушливым комом внутри.
Боязнь взросления – это не боязнь ответственности. Так думают только примитивные люди. Это страх, что у тебя отберут надежду и взамен повесят на шею ярлык. Это страх обнаружить при попытке вернуться назад, что нить Ариадны перерублена на полпути. Боязнь взросления – это страх оказаться в итоге тем, кем ты не должен быть.
Хоррор-притча «Вивариум» о несчастных «счастливых» семьях
Страна: Ирландия, Дания, Бельгия, Канада
Жанр: триллер, хоррор, фантастика, драма
Год производства: 2019
Режиссёр: Лоркан Финнеган
Актёры: Джесси Айзенберг, Имоджен Путс, Инна Хардвик и другие
Фильм «Вивариум» («Vivarium»), взявший в 2019 году награду на Каннском фестивале, оказался интересен не только кинокритикам, но и массовому зрителю (что не часто удаётся участникам этого престижного события). Хотя лёгким и развлекательным его назвать не получится. Смысл фильма «Вивариум» тоже может оказаться непонятным, а вот тяжёлое чувство после просмотра гарантировано.
О чём фильм
Прежде чем дать объяснение концовки фильма «Вивариум», напомним сюжет. Молодые люди Том и Джемма планируют съежатся и находятся в поисках подходящего жилья. Они приходят в агентство недвижимости, где их встречает странный агент по имени Мартин.
Пара выезжает вместе с ним в район под названием «Йондер», состоящий из одинаковых частных домов. Здесь безмолвно и пусто, нет людей и всё как будто искусственное. Мартин показывает клиентам дом номер девять и куда-то исчезает. Том и Джемма пытаются уехать из Йондера, но всё время дорога приводит их обратно. В итоге, топливо в автомобиле заканчивается и молодые люди решают остаться в доме на ночлег.
Утром Том забирается на крышу и видит, бесконечную цепочку домов. Пара пытается ориентироваться по солнцу и идти через дворы, но ничего не выходит — они снова возвращаются к злополучному зданию. Рядом оказывается посылка с едой и другими вещами первой необходимости. Том, пребывая в ярости, поджигает дом.
Наступает следующий день и оказывается, что дом цел и невредим. Приходит новая посылка, на этот раз с живым ребёнком. Послание на коробке гласит: «Вырастите дитя и будете освобождены».
Тому и Джемме не остаётся ничего иного, кроме как согласиться на это условие. Им приходится поселиться в доме номер девять. Жизнь молодых людей превращается в тяжёлую рутину, их физическое и психическое состояние ухудшается с каждым днём. Том в поисках выхода из положения начинает рыть искусственную землю рядом с домом. Это занятие затягивает его с головой, под землёй он слышит загадочные звуки.
Подкидыш растёт в буквальном смысле не по дням, а по часам и всего за несколько месяцев становится семилетним ребёнком, но со взрослым голосом. Он требует к себе внимания, добивается своего с помощью крика, неотрывно смотрит на узоры по телевизору, а затем начинает куда-то регулярно уходить.
Однажды Том решается заморить ребёнка голодом, но Джемма препятствует ему в этом. Молодые люди отдаляются друг от друга, при этом девушка пытается найти общий язык с подкидышем.
Однажды мальчик появляется с книгой на неизвестном языке. Джемма делает попытку выяснить, в чём смысл написанного и кто её подарил. В ответ на просьбу изобразить дарителя мальчик превращается в подобие монстра, что сильно пугает девушку.
Подкидыш быстро становится взрослым мужчиной. Том, продолжая копать яму, натыкается на мёртвое тело в мешке для трупов — очевидно такого же обитателя вивариума, которого настиг печальный конец.
В финале картины подкидыш приезжает в агентство по недвижимости, где сменяет постаревшего Мартина, забирая даже бэйдж с его именем. Новый агент приветствует очередную пару, которая подыскивает дом.
Расшифровка сюжета
Прежде чем дать объяснение фильму «Вивариум» следует учесть, что он снят в популярном сейчас специфическом жанре (в духе картин: «Солнцестояние», «мама!», «Ад по соседству», «Комната желаний») — это хоррор-притча.
Иначе говоря, понимание того, на что происходящее в фильме похоже, имеет гораздо большее значение, чем то, что конкретно происходит по сюжету. В этой связи знаковой является фраза Мартина в завязке, суть которой в русском переводе потерялась. Буквально он сказал следующее: «Берегитесь, вы двое вот-вот войдёте в аллегорию».
С другой стороны. для каждого смысл фильма будет своим. Сам режиссёр Лоркан Финнеган в интервью подчёркивает, что нет неправильного объяснения фильма, хотя при этом и даёт прямые ответы на ряд интересующих зрителя вопросов.
Начнём с вещей, которые вряд ли получится оспорить, поскольку создатели картины делают на них очень яркий акцент. Так, само за себя говорит название фильма: «Вивариум» По-русски правильнее было бы сказать «виварий» — такой латинизм давно существует в нашем языке. Но отечественные локализаторы, видимо, решили в рекламных целях сохранить загадочность звучания, подходящее фильмам ужасов. Это слово означает помещение для содержания и разведения животных, которые используются в опытах. Главные герои и являются по сути лабораторными крысами для создателей этого искусственного мира.
В начале нам показывают птенца кукушки. Известно, что эти птицы подкидывают свои яйца представителям другим пернатых. То же самое произошло в фильме: некие существа подбросили молодой человеческой паре своего «кукушонка».
Но если птицы действуют инстинктивно, то главные герои поддались влиянию системы. Неспроста нам показывают разговор сомневающейся Джеммы и её знакомой, у которой уже есть ребёнок и которая подталкивает девушку «свить своё гнездо». Том тоже сомневается по поводу того, стоит ли торопиться с покупкой дома и дальнейшей семейной жизнью.
Это можно сказать по его поведению в агентстве недвижимости и по тому, с каким выражением лица он подпевает песне в автомобиле. Мартин, типичный винтик системы, напоминающий агента Смита из «Матрицы» (на него же будет похож и «кукушонок» со своим чёрно-белым деловым костюмом), манипулирует молодыми людьми, используя типичный для продавцов трюк: «Торопитесь — всё могут раскупить».
Герои поддались навязанной обществом идее о своём доме и счастливой семейной жизни.
Финнеган в интервью на вопрос о создателях «Йондера» (очевидно, искажение от «wonder» — прекрасный, замечательный) говорит: «Эти существа ориентируются на желания людей, но, поскольку сами людьми не являются, они не могут дать то, что вы хотите. Поэтому они дают то, что, как вам кажется, вы хотите».
И действительно, герои приобретают дом, у них появляется ребёнок — об этом мечтают многие. Но суть в том, что желания как у всех — ничто без индивидуального наполнения, без собственных чувств. Яркая идиллическая картинка на рекламном плакате — это лишь образ в коллективном бессознательном.
Но на него клюют те, кто одурманен системой и не прислушивается к своему внутреннему голосу. «Вкусное» предложение от ушлого продавца на деле оказывается безвкусицей, также как и подаренное «фирмой» шампанское с клубникой. Здесь, помимо прочего, можно увидеть сатиру на капитализм и общество потребления.
Джемма остаётся в гнетущем одиночестве наедине с ребёнком-монстром, а Том каждый день «ходит на работу», лишаясь сил и здоровья. Очень похоже на жизнь несчастных семей, погрязших в рутине.
Подкидыш, если не принимать во внимание его физические отличия, тоже похож на типичного ребёнка в глазах своих родителей. Он принимает от них ресурсы, требует внимания, капризничает.
Его личность больше формируется интернетом и другими людьми (в фильме их роль играют соответственно телевизор, книга и существо за кадром, с которым «кукушонок» встречается), чем воспитанием родителей. Да и у родителей нет никаких сил воспитывать чадо правильно. В итоге они теряют с ребёнком контакт — он становится совсем чужим.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма «Вивариум», опять же, стоит интерпретировать, исходя из того, что это по сути притча.
Финал картины трагичен: вырастив ребёнка, Том и Джемма погибают. Произошло то, что создатели вивариума и обещали — надпись на коробке «… will be released» об этом гласила. Ведь «освобождены» не значит «отпущены на волю», освобождение вполне возможно и с помощью смерти. Героев «затянуло в петлю». Здесь работает образ цифры девять (номер дома в Йондере, где происходит действие). Режиссёр говорил, что это не только отсылка к девяти месяцам беременности, но и образ круга-петли.
Перед смертью Джемма видит параллельные реальности, которые мало чем отличаются от той, в которой пребывала она с Томом. Оказывается, что примерно так, как они, жили и остальные подопытные.
Система переработала героев, получив новый винтик в лице повзрослевшего подкидыша, сменившего на посту другого агента. Вероятно, он подобно «предыдущему Мартину» точно также пусто и одновременно безукоризненно проживёт свою короткую жизнь.
Концовка не даёт подробного объяснения истинных целей «инопланетян» или описания устройства вивариума. В контексте мотивов хозяев Йондера разбор отдельных деталей сюжета тоже мало что принесёт. Важнее мысль, которую пытались донести режиссёр и сценарист. Точнее, мысли и чувства которые приходят в голову зрителям после просмотра.
Неканонический взгляд на семью и родительство
Многие критики в своих рецензиях на фильм обвиняют авторов в спорной морали, которую они якобы доносят до зрителя: «Семья и дети не приведут ни к чему хорошему». Но всё далеко не так просто и поверхностно.
Суть, или, скрытый смысл в другом: не стоит идти на поводу системы, слепо делать то, что делают другие, жить по заведённому. Заметим, что у героев, скорее всего, был реальный шанс вырваться из вивариума.
И нам это показали в эпизоде, когда Джемма начала находить общий язык с «кукушонком». Немного доброжелательного отношения — и тот начал раскрываться, даже был готов рассказать свою тайну. Но девушка испугалась и отвергла ребёнка.
Героям катастрофически не хватило любви — друг к другу, к подкидышу и к жизни. Если бы они осмелились её проявить, возможно, тем самым они бы сломали систему и конец был бы другим. Та же проблема во многих реальных семьях: люди просто живут как все, растят детей без любви, «как могут» и умирают в глубоком разочаровании.
О чем и какой смысл фильма «Вивариум»?
Название «Вивариум» странное и непонятное, но обратимся к поисковым системам и найдем ему объяснение. Виварий — это обособленное место вблизи медико-биологического объекта, например, при научно-исследовательском институте. Предназначение вивариума — содержание лабораторных животных, которые нужны для экспериментов. Иными словами вивариум — это питомник, где помимо проведения экспериментов над животными, их еще и разводят. Вот такое емкое название, и человек, который не поленился заглянуть за ответом, может поверхностно догадываться о содержании фильма.
Что значит жить, когда ты являешься лишь ресурсом для кого-то? Но что еще важнее, что значит жить, понимая это, обманывая самого себя, пребывая в иллюзии свободы? Эти вопросы и обыграны в фильме «Вивариум».
С самого начала нам говорится о доме №9, расположенном в благоустроенном районе Йондер, в котором поселяются главные герои — Джема и Том. Это что-то вроде некой лабораторной клетки, а сама молодая пара для этого места становится подопытным расходным материалом. Посещает догадка, что впереди нас ожидает бесчеловечный эксперимент.
Сюжет начинается с того, что пара влюбленных желает обзавестись собственным жильем для создания уютного гнездышка. Это базовая потребность любой вновь созданной семьи. В начале фильма материнские инстинкты Джемы еще не сформировались до конца, она сомневается, что чувствуется в разговоре со знакомой женщиной. Но в итоге она поддается давлению этого системного человека, у которой уже есть ребенок. Это и подталкивает Джему к первому шагу. Причем знакомая женщина мотивирует ее страхом, что недвижимость скоро вырастет в цене. Решив купить дом, она втягивает себя и Тома в невольное участие в загадочном эксперименте.
Попав к риэлтору Том также сомневается в необходимости немедленно ехать и смотреть дом. Как мужчина, Том должен был бы принять окончательное решение, но у него не было шанса возразить. Риэлтор из агентства недвижимости лишь говорит, что район идеален во всех отношениях: недалеко от города и близко к красивым пейзажам. Продавец также манипулирует ресурсами (деньгами), напоминая, что дома могут раскупить очень быстро.
Проводя цепочку рассуждений мы увидим, что молодая семья попала в Йондер лишь потому что чужая системная женщина и такой же системный продавец, манипулируя, подтолкнули их обоих к этому решению. Поведение продавца крайне странное, он часто передразнивает молодых. Но Джема и Том не придали этому должного внимания. Когда они ехали смотреть дом слова в песне, звучавшей в машине, были как непрозрачный намек на абсурд происходящего. Том и Джема подпевали, но так будто уговаривая себя и свой внутренний голос успокоиться и списать панику и тревогу на волнительное событие, связанное с приобретением собственного жилья. Мы наблюдаем моменты, когда все внутреннее понимание ситуации буквально кричит о том, что следует довериться своей интуиции, как инструменту разума. Но человек обманывается внешними образами, манипуляциями и заложенными системами поведения.
В идеальном районе под названием Йондер нет ни свежего ветра, ни реалистичных облаков, которым обычно присущи самые разнообразные формы. Все они абсолютно идентичны друг другу, будто взятые из идеально проиллюстрированной детской книжки. Любая акустика здесь слышится будто бы в огромном павильоне или в гигантской лаборатории.
Йондер оказывается глухим местом, отрезанным от цивилизации, где не ловит связь и даже не летают птицы. Из городка невозможно выехать и любые попытки заканчиваются тем, что пара снова и снова оказывается у злополучного дома №9 (как отсылка к сроку беременности женщины). Неизвестные люди подбрасывают Джеме и Тому ребенка с сопроводительной запиской, что свобода будет получена тогда, когда подкидыш будет выращен.
Поведение «кукушонка» базируется на примитивных принципах поведения. Крик ребенка это по сути обычная манипуляция, телевизор, который он смотрит формирует его модель поведения, т.е. система порождает систему. А страшные видоизменения в нем, это в некотором роде аллегории того, когда родители видят, что что-то неправильно с их чадом, что-то, что не входит в их понимание нормы (например, принадлежность к какой-либо субкультуре, или, если бы в семье религиозных родителей жил подросток атеистических взглядов).
Таким образом, те системные шаблоны с которыми ты двигаешься по жизни не дают тебе взглянуть на реальность с правильной точки зрения. Только, когда Джема приняла решение избавиться от повзрослевшего подкидыша, т.е. условно снять с себя пелену иллюзий, ей открылась истинная суть этого места. Если бы она слушала Тома раньше, то они могли бы не стать частью системы. Фильм внедряет зрителям идею, что иметь детей жутко и означает навсегда распрощаться со своими мечтами и что дети не принадлежат родителям: садик, школа, TV, интернет, книги формируют личность с определенными взглядами, не всегда такими, как хотелось бы. Образы фильма и замкнутое пространство, из которого нельзя выбраться, очередная обертка под все системные шаблоны современного мира.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3