Что значит слово республика
РЕСПУБЛИКА
Смотреть что такое «РЕСПУБЛИКА» в других словарях:
РЕСПУБЛИКА — (лат., общественное дело). Страна, в которой управляет сам народ через своих посредников, выбираемых на известное время. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕСПУБЛИКА 1) форма правления, при которой… … Словарь иностранных слов русского языка
Республика — Республика ♦ République Этимологически слово означает «общая вещь» (res publica). Но его современное понимание гораздо шире. Это форма организации общества и государства, в котором власть принадлежит всем, во всяком случае юридически, и… … Философский словарь Спонвиля
республика — РЕПУБЛИКА и. ж., РЕПЮБЛИК republique, пол. republika <, лат. res publica. 1. Первоначально дипл., научн. и публицист. Государство, основанное на принципе выборности власти и коллективности управления (о Венеции, Голландии, Генуе и др.). Бирж … Исторический словарь галлицизмов русского языка
республика — государство; карелия, чувашия, калмыкия, марий эл, бурятия, узбекистан, ингушетия, хакасия, татарстан, карачаево черкесская республика, дагестан, коми, кабардино балкария, удмуртия, якутия, тува Словарь русских синонимов. республика сущ., кол во… … Словарь синонимов
РЕСПУБЛИКА — (лат. res/publica от res дело, publicus общественный) форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают… … Юридический словарь
Республика — (от лат. res publica, буквально общее дело) формагосударственного устройства (или самое государство, в которомгосподствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии. Пообычному представлению, республика государство, в котором… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
РЕСПУБЛИКА — (латинское respublica, буквально общественное дело), форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному… … Современная энциклопедия
РЕСПУБЛИКА — (лат. respublica букв. общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу… … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова «республика»
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а также сама страна с такой формой правления.
2. Советское социалистическое государство, входящее в состав Советского Союза. Автономная республика. Союзная республика.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По состоянию на 2006 год, в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками
РЕСПУ’БЛИКА, и, ж. [латин. respublica, букв. общественное дело] (полит.). 1. Форма государственного устройства, при к-рой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная р. Буржуазная р. Советская р. 2. Страна, государство с такой формой правления. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР. Франция и США — буржуазные республики.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
респу́блика
1. форма государственного правления, основанная на выборности высших представительных органов власти ◆ Им нравится смотреть, как царь-самодержец заваливает на плаху сторонника парламентской республики и заносит над ним сверкающий топор. Александр Проханов, «Как Ходорковскому пролезть сквозь игольное ушко», 2003 г. // «Завтра» (цитата из НКРЯ)
3. в ряде стран — единица административного деления, являющаяся формой государственности того или иного народа в составе многонационального, федерального государства ◆ Тридцать первого марта Верховный Совет, за подписью товарища Калинина, постановил образовать в составе СССР новую, двенадцатую по счету, союзную республику ― Карело-Финскую. Аркадий Львов, «Двор», 1981 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обвинитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕСПУБЛИКА
Смотреть что такое «РЕСПУБЛИКА» в других словарях:
РЕСПУБЛИКА — (лат., общественное дело). Страна, в которой управляет сам народ через своих посредников, выбираемых на известное время. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕСПУБЛИКА 1) форма правления, при которой… … Словарь иностранных слов русского языка
Республика — Республика ♦ République Этимологически слово означает «общая вещь» (res publica). Но его современное понимание гораздо шире. Это форма организации общества и государства, в котором власть принадлежит всем, во всяком случае юридически, и… … Философский словарь Спонвиля
республика — РЕПУБЛИКА и. ж., РЕПЮБЛИК republique, пол. republika <, лат. res publica. 1. Первоначально дипл., научн. и публицист. Государство, основанное на принципе выборности власти и коллективности управления (о Венеции, Голландии, Генуе и др.). Бирж … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕСПУБЛИКА — РЕСПУБЛИКА, республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит.). 1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок.… … Толковый словарь Ушакова
республика — государство; карелия, чувашия, калмыкия, марий эл, бурятия, узбекистан, ингушетия, хакасия, татарстан, карачаево черкесская республика, дагестан, коми, кабардино балкария, удмуртия, якутия, тува Словарь русских синонимов. республика сущ., кол во… … Словарь синонимов
Республика — (от лат. res publica, буквально общее дело) формагосударственного устройства (или самое государство, в которомгосподствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии. Пообычному представлению, республика государство, в котором… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
РЕСПУБЛИКА — (латинское respublica, буквально общественное дело), форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному… … Современная энциклопедия
РЕСПУБЛИКА — (лат. respublica букв. общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу… … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова республика
Словарь Ушакова
респ у блика, республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит.).
1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика.
Политическая наука: Словарь-справочник
1) тип государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе;
2) форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Этимологически слово означает «общая вещь» (res publica). Но его современное понимание гораздо шире. Это форма организации общества и государства, в котором власть принадлежит всем, во всяком случае юридически, и применяется, во всяком случае в принципе, ко всеобщему благу. Согласно традиционному определению, республика – власть народа, существующая для народа и благодаря народу, хотя на практике она чаще всего реализуется посредством выборных представителей. Таким образом, республика есть демократия в ее радикальной форме. Бывает, что в демократическом государстве имеется король, если народ считает это приемлемым (Англия и Испания, бесспорно, демократические государства, потому что вопросы политики и даже вопрос о сохранении монархического строя решает в них не король, а народ), но такое государство уже не является республикой (поскольку хотя бы часть власти, в частности выбор монарха, принадлежит не народу). Итак, с точки зрения конституции республика это демократия, в которой вся полнота власти принадлежит народу и осуществляется его избранниками. Франция, США и Германия суть республики; Англия и Испания – нет.
Может также быть, и на самом деле часто бывает, что власть в демократическом государстве стоит на службе наиболее влиятельных кругов или на службе наиболее многочисленного слоя. В этом случае даже при отсутствии короля государство не может считаться полноценной республикой, в которой власть должна выражать общие интересы, а не просто сумму или усредненное значение частных интересов. Из этого видно, что слово «республика» может иметь не только конституциональное, но и нормативное значение, выражая оценочное суждение, в данном случае – упорное стремление к преодолению эгоизма, привилегий, корпоративных интересов, интересов Церкви и даже интересов отдельных граждан. А как же свобода? Свобода, конечно, необходима. Но не ценой отказа от равенства, светского характера государства, справедливости. В этом смысле республика – не столько тип правления, сколько идеал или регулирующий принцип. Быть республиканцем означает здесь стремиться к тому, чтобы, преодолев естественную склонность демократии, поставить ее на службу народу, а не большинству и не господствующей идеологии. Что ни в коем случае не отменяет необходимости относиться к демократии с уважением и не означает позволения нарушать личные свободы граждан, пусть даже под лозунгом защиты интересов всего народа. Кому много дано, с того много и спросится. Для республиканца демократия есть необходимый минимум; республика же – максимум, к которому следует стремиться.
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Форма государственного устройства, при которой высшая власть в государстве выбирается на определенный срок или формируется общенациональными представительными учреждениями (парламентами);
2) государство, основанное на принципе выбора власти и коллективности управления.
► лат. respublica, reipublicae «государство, республика, общество; государственное устройство, политический строй». Заимств. из польск. respublika, фр. république «государство, основанное на принципах выборной власти и коллективного управления» в конце последнего десятилетия XVII в. (Бирж., 198) в форме република. Современная норма утвердилась в начале ХVIII в.
Впервые фиксируется в Лекс. Вейсм. (235). Первоначально употреблялось по отношению к французской республике, обозначая «страну, в которой народ вообще или некоторая оного часть верховную власть имеет» (CAP1, V, 117). Историзм «советское социалистическое государство» впервые фиксируется в Сл.Ушак. (III, 1345).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Форма государственного правления, при которой высшие органы власти выбираются населением на определённый срок, а также страна с такой формой правления.
Топонимический словарь Республики Коми
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕСПУБЛИКА, и, ж.
1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.
2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
| прил. республиканский, ая, ое. Республиканские партии (название нек-рых партий).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от лат. res publica, буквально — общее дело) — форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии (см.). По обычному представлению, республика — государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лицо или лица, облеченные властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне.
В прошлом формы Р. были весьма разнообразны, так что обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме — Р., у славян — монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов — феодальный строй, с крайне слабой монархической властью.
Древние (греческие и римская) Р. были двух видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия (см.); рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия (см.), по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех граждан.
После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные Р., как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав Федеративной Германской империи, и две совершенно незначительные по объему и значению Р. — Андорра и Сан-Марино.
В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз — в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р. боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленные Р., за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р., равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соединенные Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности — та, что они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Р. — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума (см.) сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соединенных Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из монархий.
Система управления в современных Р., в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Р. стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Из Р. к последнему типу принадлежат Соединенные Штаты, к первому — Франция (см. Ответственность министров). Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р. уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх — нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Р. это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавные и конституционные, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Р.; в последних подданные суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых — они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в Соединенных Штатах — двухстепенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других).
Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарии и в некоторых из американских штатов решаются референдумом (см.). Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене дума (B ü rgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.: президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный обломок старины — не то олигархическая, не то аристократическая Р. Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южно-африканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под «красной» или социальной Р. (преимущественно во Франции, но также и в Германии) разумеется Р., составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется «красным призраком» (название брошюры Ромье: «Spectre rouge de 1852», П., 1852).
См. Bernatzik, «Republik und Monarchie» (Лейпциг, 1892).