Что относят к первичным социальным институтам
Все об основных институтах социализации
Что такое институт социализации
Для того, чтобы полноценно существовать в обществе и успешно исполнять все социальные функции, человек проходит процесс социализации. Давайте для начала обратимся к этому понятию.
Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему.
В ходе этого процесса человек обретает социальные навыки, знания, умения, знакомится и овладевает понятиями социальных ценностей, норм и морали. Институты социализации помогают индивиду успешно, равномерно и безболезненно пройти все этапы социализации и стать полноправным и полноценным членом общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Институт социализации — социальная группа, находясь в которой, человек ускоряет процесс интеграции в социальную среду.
В отличие от механизмов социализации, институты действуют не автоматически, а целенаправленно. То есть механизмы включаются и работают в любом случае, когда наступают благоприятные условия развития, а в институтах совершаются специальные действия, которые направлены на социализацию человека, так как этот процесс — прямая функция конкретных социальных групп. Институты в обязательном порядке пользуются механизмами социализации в качестве рычагов воздействия.
Механизмы социализации — внутренние и внешние процессы, помогающие индивиду развиваться как личность в обществе.
Функции и задачи институтов социализации
Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.
Функции социализации
Функции институтов социализации
Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.
Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:
Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?
Подавление нежелательного поведения
Речь в данном случае идет как о коррекции поведения людей с физическими и психическими особенностями, так и о формировании у еще не зрелой личности понятий о нормах поведения. Находясь в какой-либо социальной группе, будь то образовательная организация, семья или клуб по интересам, человек находится под влиянием окружающих, соответственно, самостоятельное наблюдение и помощь извне формируют у индивида понимание «правильного» и «неправильного» поведения.
Поддержка модели поведения личности
Когда человек уже прошел стадию оценки своего поведения и поведения окружающих и выявил модели, которых следует придерживаться, в силу вступает функция поддержки «правильного» поведения. На данном этапе очень важно и, безусловно, непросто продолжить идти по протоптанной дороге. В этом и помогают институты.
Укрепление связей между индивидами
Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами.
Сохранение стабильности в обществе
Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.
Виды институтов социализации
Первичные
К первичным институтам относят более локальные, близкие человеку социальные группы:
Они являются фундаментом социализации и имеют большее влияние, так как сопровождают человека с малого возраста, а некоторые — с самого рождения. Длится основное влияние первичных институтов вплоть до полной зрелости личности.
В любом институте существуют агенты социализации, то есть конкретные люди или группы, которые выполняют необходимые функции. В первичных институтах агентами являются:
Теперь давайте немного подробней разберем особенности и функции первичных институтов социализации.
Семья, пожалуй, наиважнейший институт, так как именно раннее воспитание формирует в человеке первичную социальную сущность. Статус семьи, ее финансовая обеспеченность и профессиональная принадлежность родителей определяют статус человека первые 2 десятка лет, пока не начинаются процессы отдаления от семьи и создания собственной социальной стабильности.
В семье индивид приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает первые социальные роли, проходит процесс половой идентификации (формирование маскулинных и феминных черт), также в семье происходят первые осмысления социальных норм и ценностей.
Такие негативные факторы в семье, как отсутствие одного или обоих родителей, необеспеченность, злоупотребление алкоголем и запрещенными веществами, жестокое и неуважительное отношение, сильно сказываются на процессе социализации личности. У человека изначально складываются искаженные представления о мире, в подростковом возрасте он сталкивается с бóльшим количеством внутренних переживаний, чем его сверстники из более «нормальных» семей. Повзрослевшая личность не всегда может справиться с юношескими переживаниями и травмами и не может полноценно функционировать в обществе.
Наиболее влиятельным для человека институтом социализации после семьи в ранние годы выступает школа. Здесь уже протекают такие процессы, как формирование самооценки, осознание понятий «успех» и «неудача», ребенок учится преодолевать трудности, соревноваться со сверстниками, получает первый опыт внешней и внутренней мотивации. В школе также человек учится коммуницировать с большим количеством людей, да и вообще с людьми, не связанными с ним семейными узами.
Другие образовательные организации, с которыми человек сталкивается в более позднем возрасте (колледж, вуз), оказывают меньшее влияние, так как встречают уже более осознанную и зрелую личность. Однако все учебные заведения как институты социализации имеют общую особенность: любая система образования направлена на идеальную модель общества, и, несмотря на постепенное внедрение понятий инклюзии и толерантности, по большей части всех учащихся «социализируют» одинаково ради получения на выходе «идеала» личности как части общества.
Сверстники наравне со школой развивают в человеке коммуникационные способности, а всевозможные секции и творческие кружки способствуют развитию креативного мышления и помогают ребенку впервые задуматься о выборе будущей профессии и определиться с ней.
Если обобщить все функции первичных институтов социализации, можно сказать, что они отвечают за межличностные отношения.
Вторичные
Представители этих институтов отвечают уже за развитие социальных отношений и производственную социализацию.
К вторичным институтам социализации относят:
Некоторые институты встречались уже и в первичной группе, однако в данном случае они будут выполнять другие функции. Кроме того, в школе, университете или на работе влиять на социализацию индивида будут уже не друзья и близкие люди, а администрация, руководители и другие лица, не связанные с человеком тесными связями.
Агенты вторичных институтов:
В ходе производственной социализации, когда человек присоединяется к новым социальным группам в более сознательном возрасте, например, к первому рабочему коллективу, он сталкивается с одной из трех форм принятия окружающего мира: конформизм, творческий индивидуализм и протест. То есть, индивид может полностью принять систему, в которой оказался, бесконфликтно следуя ее ценностям и нормам, может выборочно принять какие-либо ее аспекты, а может абсолютно отказаться от всего, что предлагает ему система. Это связано с тем, что к моменту вхождения в новую группу, у человека уже существуют какие-то сформировавшиеся взгляды на жизнь. На почве этого может произойти конфликт между личностью и обществом.
Следует отметить, что, в отличие от первичных институтов, вторичные не взаимозаменяемы и не универсальны. Каждый вторичный институт специализирован, поэтому не может выполнять функции какого-то другого. Агенты же первичных институтов могут удовлетворить конкретные потребности социализации, даже если обычно эти функции выполняет другая группа. Например, близкие друзья вместо родственников могут познакомить человека с понятиями взаимовыручки или взаимоуважения
Социальные институты в современном обществе
Изменение структуры социальных институтов зависит от появления или исчезновения каких-либо потребностей общества. Когда общественная потребность возрастает и становится общесоциальной, образовываются новые институты, устанавливаются новые нормы поведения, выделяются ресурсы и готовятся кадры для исполнения новой задачи. Такой процесс называется институционализацией. В период становления новых институтов социализации допускается возникновение противоречий между старыми и новыми нормами.
Невооруженным глазом заметны изменения во влиянии различных институтов, происходящие в последние десятилетия. Наступление нового периода — информационного — привело к перестроению системы ценностей и социальных норм. Такие институты, как СМИ и Интернет, теперь оказывают большее влияние на социализацию человека, чем, например, религиозные организации. Государство, семья и образовательные учреждения все еще занимают наиболее влиятельные позиции в формировании современного человека, однако, анализируя протекающие в наши дни процессы, нельзя с уверенностью сказать, что так будет всегда, так как изменения происходят достаточно серьезные.
В мире пока достаточно людей, которые придерживатются строго консерваторских взглядов и не принимают СМИ, Интернет и другие новые сферы жизни человека как полноценные институты социализации. Или же воспринимают эти институты враждебно, считают их путем к деградации современных людей, а особенно молодежи, так как они значительно отличаются от ранее привычных. Однако не стоит забывать, что преобразование социальных институтов — часть закономерного развития общества, которое не может постоянно находиться на одном и том же этапе и просто напросто погибнет в таком случае.
Первичная и вторичная социализация
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Сферы общественной жизни
Фазы человеческой жизни
(Рождение — социализация — функционирование в качестве полноправного члена социума):
— Институт социализации (образование, воспитание: школа, культура, искусство)
(Экономическая, политическая, идеологическая)
— Институт производства (понятого уже в широком виде: производство, распределение, обмен, потребление)
— Институт государства (власти, политические партии, движения и т.д.)
— Институт идеологии (культуры, искусства, религии и т.п.)
Уже из приведенной попытки классификации видно, что между институтами нет непроницаемых перегородок, они регулируют перекрещивающиеся виды деятельности и, одновременно, одна и та же деятельность регулируется несколькими институтами.
Другими словами, социальный институт — это некоторое самоконфигурирующееся образование, которое для достижения своих целей в конечном счете привлекает ресурсы всех других институтов.
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Отсюда агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Бытует мнение, что первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая — в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Это не вполне правильно.
Дело в том, что под первичной социализацией понимается:
— не только процесс формирования зрелой личности,
— но и обретение индивидом личного статуса в группе.
Поэтому первичная социализация не ограничивается периодом детства, но так же продолжается всю жизнь. Ведь обретение личного статуса в социальных группах продолжается до самой глубокой старости.
Так даже высокопоставленный функционер, выйдя в отставку, вынужден утверждать себя в каких-то новых для себя социальных группах. И часто там он оказывается на вторых ролях. Так, простое написание мемуаров требует подчинения профессионалам, участие в ветеранских организациях — сформировавшихся там лидерам.
Под вторичной понимается освоение специфических социальных ролей, связанных с разделением общественного труда.
2.2. Состав агентов и институтов социализации
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его и обеспечивает вхождение индивидов в общество в качестве полноправных его членов.
Под агентами социализации понимаются, конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п.
Под институтами понимаются коллективные агенты: учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
2.3. Агенты и институты первичной социализации
К ним относятся родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
К тому же проявленные способности и статусы, обретаемые в первичных группах («лидера», «мыслителя», «артиста», «хулигана». ), организуют известное давление первичной среды на выбор индивидом вектора вторичной социализации, а тем самым и всего жизненного пути человека.
2.4. Агенты и институты вторичной социализации
Термин «вторичная» социализация описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния. Как правило, она оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
Вторичными институтами социализации называют формальные организации, официальные учреждения: школа, университет, предприятие, армия, полиция, церковь, государство, телевидение, радио, печать, политические партии, суд и т. д.
Вторичными агентами являются конкретные представители этих учреждений: учитель, преподаватель, декан, ротный командир, мастер, участковый милиционер и т.п.
При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агент вторичной социализации (например, учитель, мастер, декан, ротный командир и т.п.), если между ним и индивидом складываются личные доверительные отношения, часто оказывается среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то остается агентом вторичной социализации.
Институты социализации индивида
Вы будете перенаправлены на Автор24
Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.
Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.
В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).
Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:
Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.
Институты первичной социализации
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.
К институтам первичной социализации относятся:
Агенты первичной социализации:
Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.
Готовые работы на аналогичную тему
Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:
Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если
Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.
В школьный период социализации наблюдается:
Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.
В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.
Институты вторичной социализации
Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.
К институтам вторичной социализации относятся:
Агенты вторичной социализации:
В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.
Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.
На производственную социализацию может быть три типа реакции:
Социальные институты — теория для ЕГЭ
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:
Социальные институты | Функции социальных институтов
Понятие социального института
Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
Типология социальных институтов
Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.
Структура социальных институтов
Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.
Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.
Функции социальных институтов
Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.
Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.
Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.
Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.
Дисфункции социальных институтов
Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.
Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.
В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.
Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.