Что значит слово бурлеск
Значение слова «бурлеск»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Травести́я — литературный пародийный приём, когда о низком предмете повествуется высоким стилем.
бурле́ск
1. жанр пародийной поэзии, комический эффект которой достигается контрастом между темой и характером ее интерпретации — изображение «низких» предметов «высоким» стилем
2. музыкальная пьеса грубовато-комического характера ◆ Самая раскрученная промоакция – это когда на вечеринке, устроенной неким дилером, звезда бурлеска Дита фон Тис поднялась на сцену, разделась, оставшись в стрингах и розовых стикини, и села верхом на громадный тюбик губной помады. Дональд Томпсон, «Супермодель и фанерный ящик», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова стрелецкий (прилагательное):
«Никаких тебе весёлых оргий»: что такое бурлеск на самом деле?
Страусиные боа, длинные перчатки, гигантские бокалы для мартини… Если это складывается в одну картинку, скорее всего, вы представляете себе, что такое бурлеск. Однако велики шансы того, что вместе с этим названием в голову лезут и ассоциации с Америкой, стриптизом, модельными фигурами и прочими стереотипами из художественных фильмов и поп-культуры.
Часть этих установок пропадает, как только узнаёшь, что само слово «бурлеск» (от итальянского «burla» — шутка) изначально принадлежало миру литературы. Так называли комический жанр, где смешивались разные стили, высокая и низкая лексика, а классические сюжеты использовались в сатирических интерпретациях.
Театральным жанром он стал в середине XIX века с лёгкого взмаха руки Лидии Томпсон — английской актрисы, комика и театрального продюсера. Её труппа «Британские блондинки» прославилась благодаря спектаклю «Иксион», где девушки занимались тем, что сейчас ближе к стендапу: с юмором адаптировали пьесы на злободневные темы. Для викторианской Англии сама идея того, что женщина смешно шутит на сцене, да ещё в коротком платье и колготках, была абсолютным скандалом. Шоу быстро стало популярным.
Photo by Julia Balatskaya
У жанра непростая судьба, но его принципы всё же дошли до наших дней. Любой номер в бурлеске — это, прежде всего, театрализованное представление: у него должен быть сюжет, костюм и герой. Каждая актриса готовит своё выступление от первой стразы на одежде до последнего движения на сцене.
Сейчас бурлеск-шоу больше популярны в Европе: артисток приглашают на юбилеи, свадьбы, корпоративы крупных компаний. В России жанр распространён до обидного меньше.
Мы попросили Аню Павлову, «королеву-мать русского бурлеска», как она сама себя называет, помочь нам развеять стереотипы вокруг этого направления и рассказать, как с ним обстоят дела на самом деле.
Как объяснить родителям и друзьям, что, если ты хочешь танцевать бурлеск, ты не становишься от этого девушкой лёгкого поведения?
Мне кажется, этот стереотип устарел примерно лет на сто, потому что танцовщицы-дамы полусвета — это что-то из эпохи Маты Хари, когда любая женщина, работавшая в индустрии развлечений, автоматически становилась какой-то сомнительной, потому что показывала себя мужчинам.
В бурлеске, как и в любой другой индустрии, есть очень разные люди с очень разным отношением ĸ своему искусству и тому, что оно означает.
Я вот вообще замужняя тётя с дипломом МГУ, трудоголичка и домоседка, никаких тебе весёлых оргий, никакой красивой жизни, никаких богатых спонсоров. Эта дорожка гораздо менее скользкая, чем кажется на первый взгляд.
Говорят, в бурлеске ты в таком же, условно говоря, «рабстве», как танцовщицы стриптиза. Это правда?
Это так далеко от правды, как только может быть, потому что нет в современном мире более про-феминистского искусства, чем бурлеск. Здесь вся индустрия — от артисток и продюсерок до зрительного зала — состоит преимущественно из самых разных женщин. То есть, конечно, никто не выгоняет мужиков из зрительного зала поганой метлой, но они довольно редко приходят сами по себе, не в компании женщин.
Ну а женщины на сцене имеют в бурлеске бо́льшую творческую и личную свободу, чем в любом другом сценическом жанре (особенно в России), потому что им никто не говорит, как выглядеть, сколько весить и какого возраста быть, чтобы выйти на сцену. Все сами ставят себе номера, опираясь на своё понимание красоты, сексуальности и свободы. Ограничивает их полёт фантазии только бюджет, потому что костюмы все делают себе сами. Так что, если честно, можно сказать, что мы в рабстве только у своих костюмных амбиций, потому что это всегда немножко не по карману.
Photo by Olga Rudenko
Танцовщицы бурлеска — скорее свободные художники или часть индустрии? Это искусство или потоковый бизнес?
Это может быть и тем, и другим. Вопрос в том, насколько вы согласны на творческие компромиссы и насколько хотите этим зарабатывать на жизнь. Если вы хотите, чтобы это приносило прибыль, придётся свои мечты пропускать через фильтр суровой коммерческой реальности, где 80% заказчиков хотят видеть веера из перьев, корсеты и стразы. А если вам интересно время от времени выступать в маленьком шоу с номерами, вдохновлёнными вашей любовью ĸ компьютерным играм или книгами Стивена Кинга — вашу творческую свободу не ограничивает вообще ничего, кроме тайминга шоу и рамок приличий, которые в бурлеске довольно широки.
Я бы сказала, что это ближе ĸ работе комика, чем ĸ работе графического дизайнера — ты вроде и свой личный материал делаешь, но не совсем оторвана от реальности, чтобы не ориентироваться на зрителя вообще. Полюбившийся публике материал придётся повторять, пока он тебе не надоест до смерти, а потом ещё пару лет.
Есть ли в жанре критерии внешности для артисток? Что, если ты хочешь танцевать, но у тебя комплексы по поводу роста, веса, внешности?
Терапевтическая сила бурлеска огромна, потому что он позволяет на пять минут в достаточно дружелюбной обстановке под вопли восторженной публики стать новой, более уверенной версией себя и примерить на себя своё, максимально экстравагантное, яркое и громкое видение красоты.
Ну и, конечно, даже из зрительного зала эта сила ощущается, потому что среди нас, артисток, довольно мало конвенционально красивых тоненьких юных дев без целлюлита, растяжек и шрамов. Молодость, худоба и гладкость кожи не гарантируют успеха, как гарантируют его трудолюбие, обаяние и полное отсутствие тормозов, когда речь идёт о костюмах.
Есть ли место мужчинам в этом жанре? Существуют ли гендерные ограничения?
Бойлесĸ — мужской бурлеск — существует достаточно давно и в последние годы становится всё популярнее. Правда, почему-то не в России, где артистов пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя запрос на мужские номера огромный, только приходите, делайте!
Та что да, мужчинам место есть, с одним только замечанием от меня лично: они должны всегда помнить, что это индустрия, созданная женщинами для женщин, и они в ней — любимые младшие братья, друзья и коллеги. Сексизму и сомнительному поведению с их стороны места нет. И если артист мужского пола не готов уважительно относиться к женщине в трусах за соседним гримёрным столом и не уверен, что удержится от того, чтобы неловко пошутить в их адрес или кого-то ухватить за бочок — тогда, наверное, бойлеск не для них, и лучше попробовать себя в чём-то ещё. Прецеденты были, больше не нужно.
В кино показывают, что танцовщицы постоянно находятся в состоянии холодной войны друг с другом. Всё действительно так?
Вот это самая большая ложь вообще с тех пор, как «Джонсон & Джонсон» впервые сказали, что их детский шампунь не вызывает слёз.
Конечно, без лёгкой драмы не обходится, мы же творческие люди. Но на самом деле бурлеск-сообщество очень милое и строится если не всегда на любви и взаимоподдержке, то на дружелюбном принятии друг друга. По крайней мере, за 11 лет, что я в индустрии, с лестницы никто никого не скидывал, стекло в туфли не сыпал и даже сплетни особо чудовищные не распускал.
Photo by Taya Jevtic
Ещё остались люди, которые считают, что бурлеску нет места в современности. Как их переубедить и стоит ли?
Привести на шоу, конечно же, например, на моё московское Ladies of Burlesque. С другой стороны, в современности, помимо бурлеска, есть место ещё одной важной вещи — свободе выбора. Может быть, это просто не подходит конкретному человеку, и это тоже оĸ!
Photo by Anna Gavrilov
Юля Яковлева
Журналист, филолог, рекламист. Может подготовить материал даже тогда, когда все устали и спят, — а также на бегу, на лету, на скаку и вплавь.
Бурлеск. Или как всё начиналось..
Бурлеск – это развлекательное театрализованное шоу, которое берет свое начало в первой трети XIX века.
Термин «бурлеск» имеет много значений. В литературе бурлеском называют вид комической поэзии. В эпоху античности появился первый образец бурлеска: древние греки без всякого почтения посмеялись над стариком Гомером, сочинив «Батрахомиомахию» — пародию на «Илиаду». Вместо героев здесь описывается война мышей и лягушек. Эстафету через века подхватила эпоха Возрождения, и потом пародирование уже никогда не исчезало из литературы. Но нас интересует другой бурлеск, сценический.
Бурлеск придумали мужчины для мужчин?
Американские нравы времен покорения дикого Запада были просты. Спрос на массовые развлечения, когда не было кино, телевидения и люди, страшно сказать, как-то обходились без интернета, удовлетворял театр во всех его разновидностях. Массовый зритель вряд ли ежедневно посещал театр. Зато пропустить стаканчик вечером после работы мог позволить себя каждый. В салунах, барах и клубах посетителям давали непритязательные представления с юмористическими диалогами.
Схема сценария многие годы оставался неизменным. Ведущим выступал известный комик, другие актеры ему подыгрывали, выступая в комедийном гриме. Инсценированные песни обязательно разбавлялись юмористическими монологами или диалогами, пикантность которым придавал двусмысленный эротический подтекст. Еще одним непременным элементом представления были танцы из разряда «погорячее». По ходу дела актрисы использовали элементы раздевания. Мужчины были в полном восторге.
Первые пьесы в жанре бурлеска начал сочинять англичанин Джеймс Планш, который в 1831 году создал бурлеск-пародии на античные мифы. Пьесы стали пользоваться популярностью. Постановки нравились зрителям во многом благодаря великолепным костюмам, которые по требованию драматурга были исторически точными. Так бурлеск сделал первые шаги на пути превращения в театральное искусство.
Ровно 30 лет спустя Ада Исаак Менкен поставила бурлеск по поэме лорда Байрона «Mazeppa», представ перед зрителями привязанной к лошади в трико телесного цвета, имитирующем наготу. Это было рождение жанра бурлеск в сегодняшнем его понимании.
Еще одна маленькая революция произошла на одном из представлений, когда актрисы вышли на сцены в ажурных чулочках и кружевных панталонах, которые пикантно выглядывали из-под платьев.
Вторая революция в бурлеске
Искусство дразнить и возбуждать было главным в их артистическом арсенале. В процессе «раздевания» они могли снять всего лишь перчатку, но мужчины были в полном восторге. На фотографиях тех лет королевы бурлеска демонстрируют пышные женские фигуры, изгибы которых напоминают песочные часы с крутыми бедрами и тонкой талией.
Актрисы бурлеска благодаря своей независимости и дерзости не считались «порядочными женщинами», их задерживала полиция за выступления, однако это не мешало им быть центром притяжения для многочисленных поклонников, фотографов и покровителей.
На пороге стоял ХХ век, и бурлеск стал одним из знаков нового времени. На этом поприще блистали Мэй Уэст, Зорита, Шерри Бриттон, Салли Рэнд.
Длалее копипаста (да и на пикабу уже было):
Я предлагаю шокировать всю никчёмную толпу новой фишкой — бурлестанием.
Для революции в досуге вам понадобится: клизма, воронка для наливания бензина, бабушкин бисквитный пирог (не на коржах, тупорылая ты тварь), краситель розового цвета, пищевые блёстки золотого оттенка (хотя вообще похуй), ванильный усилитель вкуса. Короче, когда ты понимаешь что вечер начинает напоминать унылую картину, ты идёшь в толкан и проделываешь следующее:
Промываешь анальные трубы клизмой
Достаёшь таз, кладёшь в него бабушкин пирог
Перемешиваешь его с розовым красителем для достижения соответствующего цвета
В готовую смесь добавляешь ванильный усилитель вкуса
Обильно посыпаешь всё пищевыми блёстками
Гарантию, что последующие года три все присутствующие будут говорить только об этом я от себя лично даю.
Бурлестать — это стильно, модно, молодёжно.
одна фота была на пикабу
Только славянам
Судмедэксперт здорового человека
Замотались
Юра, мы все пролюбили
Бурлеск
История
Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек») — пародия на Илиаду Гомера.
В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — ироникомическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».
На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».
В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия — «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат» В. Ровинского; другой образец бурлеска — «Тарас на Парнасе» К. Вереницына).
В европейской литературе XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».
Искусство XX века (экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда) вновь использовало опыт бурлеска. См. бурлескная комедия.
БУРЛЕСК
бурлеск м. 1) Жанр пародийной поэзии, комический эффект которой достигается контрастом между темой и характером ее интерпретации. 2) Музыкальная пьеса шутливого характера. 3) Маленькая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю.
(франц. burlesque, від італ. burla — жарт)
— комічні, пародійні твори, що характеризуються невідповідністю між темою і словесною формою: «висока» тема викладається зниженим, простонародним, іноді вульгаризованим стилем, а «низька» — високим, піднесено-героїчним. Відомий Б. з антич. часів — комічний епос 5 ст. до н. е. «Батрахоміомахія» (в укр. л-рі — переспів К. Думитрашка «Жабомишодраківка», надр. 1869). В європ. л-рах Б. особливого поширення набув у 17 — 18 ст. у зв’язку з боротьбою проти абсолютизму і класицизму: «Переодягнений Вергілій» П. Скаррона (1648 — 52), «Вергілієва Енейда, вивернута навиворіт» М. Осипова (1791 — 1808) та ін. Генетично Б. пов’язаний з нар. сміховою культурою часів язичництва і раннього християнства. На Україні найяскравіше виявився у календарно-обрядових іграх і піснях весняно-літнього циклу («диявольські сороміцькі пісні», «бісівські ігрища»), типологічно близьких до античного свята бога Діоніса. Авторами гумористично-бурлескних творів у середньовічній Європі були здебільшого скоморохи, жонглери, ваганти, голіарди. Органічна риса їхніх творів — пародіювання церковних молитов, профанування високого, офіційно освяченого; творення «світу навиворіт» за законами карнавальної свободи. В укр. л-рі Б. з’явився в 16 ст. і набув поширення в 17 — 1-й пол. 19 ст. як прояв опозиції феодально-реліг. гнітові. Авторами бурлескних творів були учні богословських шкіл, школярі-«бакаляри», «дяки-пиворізи», семінаристи. Найбільш поширені жанри Б. — різдвяні, великодні і «нищенські» вірші, шкільна драма, вертеп, інтермедія. Б. як провідний стиль широко проявився в гумористично-сатиричних, часто анонімних творах 17 — 18 ст. («Житіє і страданіє» І. Турчиновського, інтермедії до драм М. Довгалевського, «Отець Негребецький», «Плач київських монахів» та ін.). Найвидатнішим бурлескним твором є ірої-комічна поема І. Котляревського «Енеїда» (1798 — 1809; повне вид. 1842), в якій в образах троянців, карфагенян, латинян змальовано українців з їх звичаями, побутом, історією, сусп. відносинами, характерами. В 1-й пол. 19 ст. Б. проникає в усі роди і жанри укр. л-ри, а також у публіцистику, літ. критику, епістолярій (І. Котляревський, П. Гулак-Артемовський, П. Білецький-Носенко, П. Кореницький, С. Александров, Я. Кухаренко, Г. Квітка-Основ’яненко та ін.).
Відігравши значну роль у нагромадженні рис реалістичності, наближенні л-ри до нар. мас, Б. у 30 — 40-і pp. перестав відповідати новим ідейно-естетичним потребам укр. л-ри і відійшов на периферію літ. розвитку. Переосмислення бурлескних засобів, підпорядковане завданням політ. сатири, проявилося у Т. Шевченка (поема «Сон»), а також у творчості П. Куліша, О. Стороженка, С. Руданського, Л. Глібова.
♦ Вид.: Давній український гумор і сатира. К., 1959; Бурлеск і травестія в українській поезії першої половини XIX ст. К., 1959.
■ Літ.: Франко І. Історія української літератури. В кн.: Франко І. Зібрання творів, т. 40. К., 1983; Історія української літератури, т. 2. К., 1967; Яценко М. На рубежі літературних епох. К., 1977.
(в США), увеселительное зрелище непритязательного характера, развитое ок. 1865 М.Левиттом (Leavitt). Сценарий представления многие годы оставался неизменным. Вел шоу известный комик, ему помогали трое-четверо не столь знаменитых в комедийном гриме, мешковатых штанах, с накладными носами и в нелепых париках. Первая часть представления состояла из ансамблевых пения и танцев и комических скетчей, или «эпизодов». Вторая часть, «смесь», представляла собой серию эстрадных номеров. Последняя часть была в основном повторением первой с добавлением «иллюстрированных» песенок, монологов, комедийного финала в исполнении всей труппы и «дополнительного угощения» в виде кулачной потасовки или «горячительного» танца. Около 1920 главной приманкой бурлеска становится стриптиз. «Эпизоды» представляли собой юмористические сценки в духе «соленых» мужских анекдотов. Они почти полностью основывались на двусмысленности и балаганных приемах. В смягченном виде «эпизоды» использовались в 1920-х годах в качестве финалов ревю («под занавес»). Считаясь малопристойным развлечением, бурлеск тем не менее стал школой для многих звезд музыкальной комедии, ревю, кино и радио.