Что значит сказки народов океании
Мифология народов Океании
У каждого народа Океании своя мифология, но все же можно выделить общие темы. В большинстве мифов говорится о первобытной эре, когда прародители создали мир, как нередко указывается, из своих тел и стали родоначальниками всех последующих народов.
Живые предки
Совершив свое космогонические подвиги, предки не покинули землю: они поселились, оставшись невидимыми, на земле и на море, превратившись в водовороты, деревья или скалы. Таким образом, вся природа стала одухотворенной — наполненной их духовной сущностью. Народы Океании воспринимают природу живой, наблюдающей за человеческими деяниями и судящей о них. Природа может помогать людям, давая им пищу и пропитание, а может и наказывать тех, кто преступает законы прародителей.
Родоначальники не только следят за поведением людей, но и нередко составляют неотъемлемую часть государственного строя народов Океании. Традиционно каждая этническая группа и каждый индивидуум связаны с определенным тотемным предком. В Австралии и большей части Меланезии это птицы, рыбы, змеи и другие животные, а также гром, наводнения и прочие стихии. Итак, мифология составляет важную часть личной идентичности и организации общественной жизни. В Полинезии и Микронезии мифология связана с немногочисленными «великими» богами, но в ней есть немало важных богов прародителей.
Призывы к прародителям
Многие этносы Океании до сих пор совершают обряды, чтобы привлечь силы прародителей к земному миру. Часто это ритуалы «прирастания», посредством которых предков просят помочь увеличить запасы племени. Иногда предки требуют жертвоприношений, но чаше всего вполне достаточно призвать к силе предков с помощью песен, танцев или театрализованных действ, посвященных их деяниям. С помощью таких ритуалов можно проникнуть в сферу сакрального, которая всегда рядом с нами.
Оживление мифов
Мифы Океании обычно сохранялись в устной традиции. Их пересказывали народные сказители, тем самым обеспечивая передачу этих знаний от поколения к поколению. Люди также изображали сиены из сказок на скалах и барках, вырезали каменные или деревянные скульптуры прародителей. Они защищали места своих предков законами и церемониями.
У многих народов Океании мифы до сих пор считаются сакральными, и на разных этапах жизни люди проходят посвящение в более глубокие уровни их смысла. Самые тайные, «сокровенные» сказки иногда известны лишь нескольким старикам. Поэтому к ним относятся с особым почтением как к носителям сакрального знания.
Такие способы сохранения мифологии существовали тысячелетиями. В некоторых частях Океании в течение многих тысяч лет тщательно сохранялось наскальное искусство, и во многих мифах речь идет о потопе, который совершился после Позднего ледникового периода. В наши дни, чтобы не утратить это наследие, многие фотографируют или делают видеозапись церемоний, а также записывают мифы своего народа.
Народные сказки Океании
Кратко об Океании и её народах
По происхождению острова преимущественно вулканические (возвышенные) и коралловые (низменные). Климат океанический, преимущественно субэкваториальный и экваториальный, на юге — субтропический и умеренный. Растительность островов — влажные тропические леса, саванны, луга. Для фауны характерно малое количество млекопитающих и обилие птиц.
Всвязи с тем, что острова Океании достаточно малы по размерам и разбросаны, народы Океании в большинстве своём малочисленны, но имеют между собой много общих черт. Поэтому все народы Океании можно разделить на три большие группы: меланезийцы, полинезийцы и микронезийцы.
Меланезийцы — группа народов, коренное население Меланезии, крупнейшие народы — фиджийцы, канаки. Коренное население Меланезии составляет 1,7 млн. человек. Разговаривают на меланезийских языках. Верующие маланезийцы — протестанты, католики, есть приверженцы традиционных верований. Полинезийцы — группа народов, коренное население Полинезии, крупнейшие народы — маори, самоанцы, тонганцы, таитяне. Всего полинезийцев 1,12 млн. человек. Языки полинезийские. Верующие полинезийцы в основном католики, часть придерживается традиционных верований. Микронезийцы — группа народов, коренное население Микронезии. Народы — кирибати, трук, маршалльцы и другие, всего 220 тыс. человек. Языки микронезийские. Верующие микронезийцы — католики, протестанты, придерживаются традиционных верований.
Сказки народов Океании
СКАЗКИ И МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ
Тонга («Осьминог и крыса»), Самоа («Акула и черепаха»), Гавайского архипелага («Похищение огня»), Новой Зеландии («Такаранги и Рау-махора»).
Полинезия занимает в Океании самую большую территорию. Народы ее — великие мореходы, строители, создатели замечательной культуры — ко времени знакомства с ними европейцев достигли высокой стадии развития, несмотря на отсутствие на островах глины и металла. Кое-где уже начали создаваться государства, важную роль в общественной жизни играли вожди и жрецы.
Мифология и фольклор полинезийцев отличаются исключительным богатством и разнообразием, большое место здесь занимают сказания о возникновении мира, островов, первых людей, о богах, воплощавших силы природы, и о борьбе с ними, об истории племен и о племенных вождях, о дальних плаваниях, открытиях земель, войнах и т. д.
В наше время народы Океании освобождаются от колониализма, создают независимые государства: Папуа Новая Гвинея, Фиджи, Тонга, Вануату, Кирибати, Тувалу, Западное Самоа и другие.
Помещенные в этом разделе сказки уводят нас в один из самых отдаленных районов земного шара: здесь до недавнего времени коренное население сохраняло образ жизни, орудия труда и предметы быта, социальные отношения и представления о мире, характерные для первобытного общества, для людей каменного века.
Австралийские аборигены жили племенами, лишенными политической организации и власти и делившимися на небольшие группы (общины), которые бродили в границах своих угодий, оставаясь надолго на временных стойбищах (здесь они сооружали примитивные хижины, иногда — маленькие ограды либо навесы, а то и просто располагались вокруг костров или земляных печей), охотились с помощью копий, копьеметалок, бумерангов и дубинок (лука и стрел они не знали), ловили рыбу, собирали лесные плоды, гусениц, личинок-Отношения в общинах строились на началах коллективизма и взаимопомощи, здесь строго соблюдались выработанные тысячелетиями неписаные правила общежития, моральные нормы, поддерживался авторитет старших.
В составе общин важное место занимали роды: членов их объединяло сознание кровного родства и общего происхождения от древнего предка; внутри рода браки были запрещены, мужчины приводили жен из другого рода, а девушки, достигнув брачного возраста, в свою очередь, выходили замуж в чужой род, на всю жизнь сохраняя связь со своим родом.
Читая сказки аборигенов, мы находим в них многочисленные отражения реальных условий жизни и отношений первобытных людей: вполне» достоверно рассказывается в них о способах охоты, об оружии, лодках, приготовлении пищи, о праздниках и обязательных на них плясках и о многом другом.
Но перед нами не просто сказки, правдиво воспроизводящие быт аборигенов, а и мифы, то есть рассказы одновременно фантастические и такие, в истинность которых аборигены безусловно верили. В мифах получали отражение фантастические представления первобытных людей о мире, о своем прошлом, в них находили объяснение многие загадки природы.
Нередко эти сказки начинаются так: «В незапамятные времена, когда еще не было в мире луны. »; «Когда мир был совсем юным. »; «До того, как появились люди. ». Мы оказываемся как бы у истоков мира; в нем нет еще многого, к чему мы так привыкли: Солнца, Луны, Млечного Пути, света, огня и т. д.; нет знакомых аборигенам животных и растений, предметов, орудий труда, знаний и обычаев. Мифы повествуют, как они появились, как все стало. Именно в этом заключается одно из важнейших значений мифов.
Они объясняют также, почему, каким образом явились те или иные свойства, особенности, отличия: почему эму не летают, а дрофы откладывают в сезон только по два яйца; как змеи стали ядовитыми; почему созвездие Плеяды состоит из семи звезд; отчего аист и ворон никогда не бывают вместе и т. д. и т. п.
Объяснительные мифы (или эпизоды в мифах) принято в науке называть этиологическими. Этиологическое начало довольно резко отделяет миф от сказки. Нетрудно заметить, однако, что мифологические объяснения далеки от действительности. Чаще всего новые (полезные, необходимые людям) предметы создаются или добываются благодаря действиям так называемых культурных героев, или тотемических предков.
Культурные герои — это мифические персонажи, которые приносят в мир какое-либо благо: создают Солнце, «скатывают темноту», получают первый огонь; погибая, превращаются в нечто полезное или величественное (например, в Млечный Путь). Культурные герои — это отдаленные предки племени или общины. Часто это предки тотемические.
Нельзя понять австралийские сказки без объяснения того, что наука называет тотемизмом. Суть его состоит в следующем. Аборигены верили, что племя, род обязаны происхождением предку-тотему, в роли которого может выступать вид животного, растения, птицы, насекомого и проч. Каждая группа называет себя по имени такого предка: люди Кита, Аиста, Водяной Крысы, Морской звезды, Кенгуру, Ворона и т. д.
Начало некоторых сказок может показаться странным: «Когда Кенгуру и Собака были людьми. »; «. когда Аист и Ворон были людьми. »; «Когда Выпь был человеком. ». Здесь имеются в виду тотемные предки, которые когда-то были сразу людьми (но не похожими на нынешних) и зверями и птицами (и тоже необычными). Считается, что тотемный предок продолжает оказывать свое воздействие на племя или общину, к нему можно обращаться за содействием в специальных обрядах и магических операциях.
Герои мифов, первопредки, нередко описываются как великие охотники и воины, пролагатели новых путей, великие мастера танца и песни. С героями сказок их сближают величие подвигов, благородство поступков, высокие нравственные качества.
У австралийских аборигенов существовали мифы священные, окруженные тайной, исполнявшиеся преимущественно во время серьезных обрядов, запретные для женщин и детей, и мифы общедоступные. Среди помещенных в нашей книге большинство принадлежит ко второй группе, и они обнаруживают свою близость к сказкам (особенно см.: «Девушка, которая плела сумки» — сказка о большой любви молодых людей; «Как Выпь поймал дюгоня» — сказка юмористическая, и др.). Многие мифы, постепенно утрачивая объяснительные мотивы, связь с культом предков и тотемизмом, переставая быть предметом веры, превращались в сказки.
Сказки Океании
Акула и черепаха
Hа острове Савайи, в селении Салега, жила когда-то слепая старуха по имени Фонуэа, и была у нее единственная дочь, которую звали Салофа.
Однажды во всей округе наступил страшный голод. В …
В гостях у Солнца, Луны и Ночи
Поспорили как-то раз два человека из племени кивай. Один утверждал:
— Хивио-солнце и Гануми-луна-это два разных человека.
Вождь и его чудесные слуги
В очень давние времена жил на острове Оаху вождь по имени Сильнейший. Как-то раз решил он обойти и осмотреть свои земли. В пути встретил он незнакомца и рассказал ему, куда …
Волшебное дерево
Один старик прожил всю свою жизнь в пещере, так как не мог раздобыть достаточно дерева, чтобы построить хижину. В этой пещере и жена его умерла. Почувствовал старик, что силы оставляют …
Девушка-дельфин
Жил на одном острове юноша с матерью и бабушкой. Бабушка знала секрет приготовления ароматного кокосового масла. Она часто натирала этим маслом своего любимого внука, и в такие дни дельфины подплывали …
Дух-который-меняет-людей
Жили далеко в горах мать с маленьким сыном. Никто никогда не навещал их, даже охотники держались от этого дома подальше. Это было странно, потому что женщина была дочерью вождя и …
Живая вода
В очень давние времена жил один знатный вождь. Как-то раз он тяжело заболел, и все думали, что он умрет. Вокруг вождя собрались родичи, и три его сына уже горько оплакивали …
Как дети стали звездами
Осьминог и крыса
Однажды птицы собрались в путешествие и позвали с собой крысу и рака-отшельника, который в те времена жил на суше. Уселись они в лодку, подняли парус и отплыли от берега.
Приключения Мауи
Далеко в океане качалась на волнах колыбель из морских водорослей, а над ней кружили птицы. В колыбели лежал младенец, и ничто, кроме водорослей, не защищало его от птиц и хищников …
Семеро слепых братьев
Давным-давно на острове Муа жили семеро слепых братьев. Каждый день плавали они к рифу и били там рыбу острогой. Прежде чем выйти в море, братья обвязывали голову и втыкали в …
Цапля и черепаха
Что значит сказки народов океании
Перевод с западноевропейских и полинезийских языков
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА 1970
Редакционная коллегия серии «СКАЗКИ И МИФЫ НАРОДОВ ВОСТОКА»: И. С. БРАГИНСКИЙ, Н. И. КОНРАД, Е. М. МЕЛЕТИНСКИЙ, Д. А. ОЛЬДЕРОГГЕ (председатель), Э. В. ПОМЕРАНЦЕВА, Б. Л. РИФТИН (секретарь), С. А. ТОКАРЕВ
Составитель Г. Л. ПЕРМЯКОВ
Предисловие Е. М. МЕЛЕТИНСКОГО
Этнографические очерки А. М. КОНДРАТОВА
Ответственный редактор, автор карт и примечаний П. И. ПУЧКОВ
Сказки и мифы Океании. Перевод с западноевропейских С42 и полинезийских языков. Сост. Г. Л. Пермяков, предисловие Е. М. Мелетинского, под ред. П. И. Пучкова. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». М., 1970. 671 с. «Сказки и мифы народов Востока».
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Духовный мир Океании представляет огромный интерес для науки. Дело в том, что народы этой географической области в силу ряда причин (главным образом из-за оторванности от основных центров цивилизации) сохранили в своем общественном и культурном укладе большое число архаичных форм, знакомство с которыми может облегчить понимание многих сложных вопросов ранней истории человечества, в частности таких, как развитие религиозных верований, эволюция системы запретов (табу), становление поэтических жанров и т. п.
Особенно ценный в этом отношении материал содержит богатейший океанийский фольклор. Но как раз он практически почти неизвестен советскому читателю: за исключением двух частных сборников устного поэтического творчества аборигенов Новой Зеландии и Западного Ириана [1] да нескольких отдельных фольклорных текстов, вошедших в другие (преимущественно этнографические) издания, океанийский фольклор в нашей стране не публиковался. Крайне мало вышло у нас и соответствующих исследовательских работ.
Настоящий сборник является первой в Советском Союзе широкой публикацией народного словесного творчества Океании.
Этим, собственно, и объясняется состав и структура сборника. Раз он планировался как первый и к тому же готовился только в конце 60-х годов, когда мировая океанистика достигла известных успехов и накопила обширный и разнообразный фольклорный материал, мы были обязаны сделать наш свод как можно более разносторонним.
Прежде всего он должен был охватить все основные географические зоны Южных морей, начиная от Новой Гвинеи и Марианских островов на западе и кончая о-вом Пасхи на востоке. Далее, для него следовало отобрать наиболее характерные как в этнографическом, так и в литературнохудожественном отношении образцы, по возможности ярко отражающие все специфические особенности культуры создавших их племен и народов и при этом самые разные по своей внутренней и внешней структуре. И, наконец, в него надо было включить все более или менее значительные тексты, на которые опираются или ссылаются сторонники различных этнографических и фольклорных школ, в том числе приверженцы «азиатской» и «американской» теорий заселения Океании.
Разумеется, дать в одной книге все было невозможно. Поэтому мы ограничили сборник только повествовательными формами, заранее отказавшись от стихотворных. (Исключение составляют отдельные песни и заклинания, входящие в состав публикуемых мифов и сказок.)
Структура сборника также отвечает его основному замыслу — дать как можно более полное и всестороннее представление о предмете.
В согласии с принятой этнографической классификацией народов Океании книга делится на три большие части: «Меланезия», «Микронезия» и «Полинезия», каждой из которых предпослан соответствующий историкоэтнографический очерк. Внутри этих частей фольклорный материал расположен по географическому принципу: сначала по странам, а затем по островам; в нескольких случаях, кроме того,— по отдельным этническим группам. В рамках указанного деления тексты сгруппированы по жанровым признакам: первыми идут мифы, далее — разного рода сказки, а после них — исторические предания и бытовые рассказы. Правда, последний принцип выдержан недостаточно строго.
Открывается книга статьей известного фольклориста, доктора филологических наук Е. М. Мелетинского, в которой дается анализ повествовательного океанийского фольклора и исследуется его специфика. В конце сборника помещены все необходимые комментарии, в том числе основные примечания к текстам, объясняющие читателю местные реалии и обычаи, словарь океанийских географических названий, словарь зоологических и ботанических названий и справки об источниках.
Источниками фольклорных материалов, представленных в книге, послужили сборники Г. Невермана, Г. Лэндтмена, П. Клейнтитшена, Р. Кодрингтона, Б. Квейна, У. Лессы, Е. Хэнди, Е. Гиффорда, А. Метро, Д. Грея, У. Вестервельта, П. Хамбруха и ряда других собирателей и знатоков народного творчества Океании, а также отдельные монографии и журнальные публикации исследователей-океанистов, содержащие нужные нам тексты.
Всего нами было использовано около сорока источников (см. Указатель, приведенный на стр. 659). Конечно, не все они равноценны по своим качествам. Сказывается и время записи текстов (оно падает на годы начиная с 1845 и кончая 1960), и уровень специальной подготовки собирателей (среди них встречаются фольклористы-любители), и общий характер изданий. Наряду с подлинно научными публикациями, сопровождаемыми пословным переводом и широко комментированными (например, работы П. Клейнтитшена, Е..Хэнди, К. Черчворда и др.), попадаются и такие, где материал подвергнут излишней литературной правке (например, сборник П. Колума). Естественно, мы ориентировались на документальные издания, но иногда, за отсутствием выбора, обращались и к литературным.
Как указано на титульном листе, перевод океанийских текстов осуществлялся с западноевропейских и