Что значит рекреативная функция

Рекреационная и досуговая функции семьи: их роль и ценность

Содержание:

Семьей называют малую социальную группу, в основе которой лежит кровное родство, усыновление, брак. Людей связывают между собой общность быта, взаимная помощь, ответственность. Благополучные группы строятся на уважении, любви, понимании и взаимном принятии. Семья – социальный институт. Его функция заключается в формировании стабильного общественного строя, продолжении рода, заботе младших людей о старших родственниках. Другие функции:

Что значит рекреативная функция

Рекреационная функция семьи

Рекреационная функция семьи – это совместное времяпровождение, отдых, досуг. Правильная организация досуга и отдыха семьи – это функция, которая отвечает за обеспечение:

Организация досуга и отдыха членов семьи – это задача для родителей, детей, близких родственников. На досуге люди восстанавливают свой физический и нравственный потенциал, улучшают здоровье, душевное состояние. Существует теория, доказывающая, что семейный отдых способствует психологической разрядке.

В чем ценность семейного отдыха

Досуговая функция семьи – это обеспечение взаимопомощи, совместных развлечений и заботы о состоянии здоровья каждого человека. Ценность зависит от следующих параметров:

Рекреационная функция семьи – примеры

Динамичный ритм современной жизни приводит к чрезмерным психологическим и социальным нагрузкам на каждого индивида. Стрессовые ситуации негативно сказываются на общем состоянии. В семейном кругу человек восстанавливает силы, ощущает поддержку и заботу.

Что значит рекреативная функция

Пример реализации рекреационной функции:

Рекреативная функция семьи – важный элемент здоровых, стабильных отношений между родными людьми. Она способствует появлению общих интересов, взглядов.

Источник

Культуроформирующая, рекреативная и рекламно–справочная функции журналистики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культуроформирующая функция

Несомненно журналистика является частью духовной культуры любого общества.

Журналистика распространяет самые различные образцы культуры. Подобное невозможно без разветвленной системы литературно-художественной журналистики. Так в современности вся журналистская система – это один из главных коммуникационных каналов, ради которого создается эстетическая информация и благодаря которому аудитория может воспринимать эту информацию.

Также журналистика может создавать художественные (литературные, эстрадные, танцевальные и пр.) авторитеты.

Журналистика представляет своей аудитории крайне широкую хронику художественной жизни, освещает события мировой культуры, информирует о национальных явлениях с учетом международных художественных процессов. Так свое отражение в различных СМИ находят художественные выставки, творческие конкурсы и пр.

В журналистском русле содержится и развивается художественная критика, что вообще появилась много лет назад именно как журналистское явление.

Рекреативная функция

Название функции журналистики «рекреативная» происходит от слова recreatio, что означает восстановление человеком сил. То есть, СМИ предоставляют возможность человеку отдохнуть и развлечься.

Ранее отношение к этому роду журналистики было снисходительным. Но стоит отметить, что эта функция естественна, поскольку человеку необходим отдых.

Однако в настоящий момент заметно желание некоторых руководителей СМИ направить деятельность своего средства массовой информации по пути постоянного развлечения своей аудитории (причем, некоторые коммерческие радиостанции, телеканалы и пр., что отличаются именно этим, имеют очень высокие рейтинги – они востребованы аудиторией).

Рекреационная функция мало выражена в печатной периодике и активно используется в электронных СМИ, а также на радио и телевидении, поскольку на чтение необходимо затрачивать силы.

Готовые работы на аналогичную тему

Телевидение и интернет дают возможность быстрого и легкого доступа к самым различным развлечениям. Конечно же, электронные коммуникации дают больше возможностей аудитории обратиться к разным развлечениям, например, к сериалам, играм и пр., но стоит отметить и то, что при помощи этой возможности люди получают информацию примерно в одном определенно привлекательном и развлекательном стиле.

Рекреационная функция СМИ демонстрирует параллели с древним философским течением, что понимает удовольствие как культ и провозглашает его основной целью жизни человека.

Рекламно-справочная функция

Благодаря рекламно-справочной функции журналистики происходит накопление человеком определенного багажа знаний, организация его быта, происходит становление его ценностной ориентации.

Аналитической журналистике присущи свои методологические функции – это координирующая, конструирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. В своей основе все они имеют массу информационного и рекламно-справочного материала.

В средствах массовой информации сегодня (особенно в интернет-СМИ) присутствует справочная информация по любому тематическому запросу.

Реклама примыкает к справочным материалам в журналистике. Именно ей отдаются очень большие площади информационного пространства, поскольку реклама для многих СМИ является одним из основных (если не основным) источником финансирования.

Любопытно, что реклама, связывая стандарты потребления с каким-либо образом жизни, выполняет еще и идеологическую функцию.

Реклама способна представлять аудитории образцы для подражания.

Источник

Рекреативная функция СМИ: проблемы и тенденции

Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция

Что значит рекреативная функция

Что значит рекреативная функция

Рекреативными следует называть функции, которые регулируют интеллектуальную, эмоциональную, физическую жизнь человека, способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие, позитивный настрой и нормальный психический тонус, формируют оптимальное для активной жизни эмоционально-психическое состояние, развивают вкус, воображение и творческие способности человека. Также они могут содействовать активной и успешной реализации других функций СМИ (идеологической, культуроформирующей и др).

Многие люди используют рекреативные тексты, чтобы узнать об актуальных тенденциях и событиях из мира культуры и искусства. Кроме того, к культуре приобщает любой журналистский текст

Связь рекреативных и рекламно-справочных функций прослеживается в том, что, предлагая информацию о ценах и услугах, реклама помогает не только сделать выбор, но также формирует культуру потребления, влияет на популярность тех или иных форм рекреации, а следовательно, управляет предпочтениями массовой аудитории. Но они могут и вредить, формируя чрезмерные и ложные потребности.

Человеку нужна рекреативная функция СМИ, потому что если человек обессилен и изможден, то, пока он не восстановит свои силы, он вряд ли будет способен усвоить какую-либо информацию. Во-вторых, если сообщение касается интересной и важной темы, но оформлено или подано скучно, без интеллектуального и эмоционального заряда, его либо воспримут неполно, либо не воспримут вовсе.

Законодательное обеспечение свободы слова и информации в современной России

Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналис­тика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ.

О свободе слова говорится во Всеобщей декларации прав человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах. Свобода печати производна от изложенных в этих документах прав личности.

Граждане имеют право на быстрое и оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

Источник

Рекреативная функция

Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция Что значит рекреативная функция

Что значит рекреативная функция

Что значит рекреативная функция

Рекреация (от лат. recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей (британские «Коронейшн стрит»,

«Ист-эндцы», австралийский телесериал «Соседи», эстонский «Что нового в семье Кооста» и др.).

Постоянные герои персонифицируют определенный образ жизни и образ мыслей, становятся эталонами моральных ценностей и социального поведения. Это расширяет наши привычные представления о возможностях «развлекательного» вещания, которому должны быть знакомы распространенные в мире жанры семейных хроник, школьных, медицинских, адвокатских сериалов. Телепьесы, где актеры разыгрывают ситуации из окружающей действительности и реагируют на последние события, воспринимаются порой как прямой репортаж из жизни, из реальной семьи. Из удачных российских телепостановок такого рода отметим работу режиссера Динары Асановой «Дети раздоров», где в роли корреспондента с микрофоном выступал автор пьесы журналист Владислав Коновалов.

Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями. Журналисты иногда принимают участие в таких программах в роли ведущих, а также редакторов. Даже адаптация к показу на телеэкране обычного концерта считается редакторской работой. Если же концерт сопровождается разговором ведущего с его участниками, показом репортажей из жизни «звезд» – журналист становится полноправным участником создания развлекательной программы.

Знание общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста (подробнее о них в специальной главе) независимо от его специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

В начало

в оглавление > на следующую страницу

ГЛАВА 3

ИСТОРИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ

В РОССИИ

Технические предпосылки

Экспериментальное вещание 30–40-х годов

Источник

Рекреативные функции сми: содержание, структура и гуманистический потенциал

соискатель кафедры социологии журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Раздел: Дискуссия

В статье рассмотрены суть, содержание и структура рекреативных функций средств массовой информации, проанализированы различные исследовательские подходы при разработке проблем рекреативных функций СМИ. Внимание автора занимают типичные формы реализации рекреативных функций, выбор которых обусловлен нынешними социально-экономическими условиями, а также проблема гуманизации рекреативного медиаконтента.

Рекреация имела большое значение в жизни общества на всех этапах его развития. Естественная для каждого человека необходи­мость в отдыхе, отвлечении, передышке, релаксации, развлечении, получении удовольствия обусловливает важность рекреации как не­обходимого условия поддержания нормальной жизнедеятельности, поскольку, как известно, в человеческом организме взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга процессы затраты сил, энергии и их восстановления.

Происхождение термина “рекреация” (англ. re-creation — созда­ние заново, воссоздание; recreation — отдых, восстановление сил, раз­влечение), многочисленные исследовательские концепции и подходы в толковании его значения определенно указывают на то, что мы имеет дело со сложным, тысячелетия существующим явлением, ха­рактерным для жизни общества на всех этапах его развития. На наш взгляд, когда речь идет о рекреации, следует понимать, что под этим подразумевается феномен, который имеет разные предметные срезы — досуг, игру, отдых, развлечение — но в сущности составляет цельную рекреалогическую систему, которая обладает общими аксиологиче­скими качествами и сущностными характеристиками. Во-первых, рекреация — это активная деятельность, которая мотивируется удов­летворением рекреационных потребностей. Во-вторых, ее формы мно­гообразны и включают отдых, развлечение, игру, досуг. Причем каж­дая из перечисленных форм рекреации может осуществляться и конструктивно, и носить деструктивный характер (например, спор­тивные и азартные игры). В-третьих, участие в рекреационной дея­тельности, как правило, происходит на добровольной основе. В-чет­вертых, ее действенность определяется достижением рекреационного (восстановительно-развивающего) эффекта, суть которого в том, что от правильно организованного отдыха человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения, достигает душевного равновесия и готов к новым нагрузкам. В-пятых, рекреационные виды деятельности в большинстве своем должны являться социально приемлемыми, по­лезными и способствовать развитию и возвышению человека путем вовлечения в различные виды рекреационных занятий, которые обла­дают эффектом социализации и инкультурации, способствуют раз­витию вкуса, воображения и творческих способностей, позитивно ре­гулируют интеллектуальную и психоэмоциональную сферу.

Исходя из этого под рекреацией мы понимаем социальную ак­тивность, которая регулирует физическую, интеллектуальную и эмо­циональную жизнь человека, предполагает участие в восстанови­тельно-развивающей деятельности и сопровождается переживанием рекреационного эффекта.

На каждом этапе общественной жизни образуется сложная си­стема условий и факторов, определяющих содержание и формы рек­реационных структур, поскольку характер рекреации всегда обуслов­лен социально-культурным контекстом и изменяется в процессе исторического развития. Современные условия внесли существенные изменения в роль, объем, структуру рекреации. С тех пор как в инду­стриально развитых странах свободное время стало превышать рабо­чее, рекреация проявляет себя столь же значимой сферой формиро­вания личности, как и традиционные — учеба и труд. Предполагаем, что в дальнейшем ее роль для людей и общества в целом будет только возрастать, поскольку она обладает богатыми возможностями для са­мореализации личности, удовлетворения разноплановых потребно­стей и интересов. Не случайно одна из современных моделей человека, предложенная Ж. Дюмазедье, рассматривает человека как существо рекреирующее, которому в XXI в. предстоит более всего проявить свою рекреационную сущность (Модели человека, 1999).

Динамичное развитие системы средств массовой коммуникации, рост мультимедийных возможностей, огромные потоки информации, насыщенный ритм жизни тоже придают рекреации принципиально новые качества. Не будет преувеличением сказать, что в последние де­сятилетия именно медиаконтент в значительной степени определяет содержание рекреационной деятельности миллионов людей. В боль­шинстве случаев человек использует свое свободное время, учитывая не собственные желания и предпочтения, а исходя из шаблонных об­разцов заполнения времени, навязываемых ему средствами массовой информации и общественными структурами.

Есть мнение, что в последние годы система СМИ содействует пропаганде эскапистских настроений. Специалисты отмечают: масс-медиа последовательно взращивают нарциссическую и развлекаю­щуюся аудиторию (Лозовский, 2008: 121), появился новый тип га­зетного читателя — “легкий читатель” (light-reader), который поверхностно, избирательно потребляет информацию из печатных СМИ. Под влиянием этих тенденций во многих газетах преобладает такая модель подачи информации: сжатый текст, информация, спрес­сованная до размеров заметки, и броские анонсы, скандальные фо­тографии, кричащие заголовки. Очевидно, что газетные тексты мо­дифицируются по принципу “легкость, быстрота, удобство чтения”. Не случайно в современной типологии печатных СМИ предложено выделить особый тип, который составляют информационно-развле­кательные издания (Грабельников, 2001: 63—64), а в научном обо­роте прочно закрепились понятия “infotainment” и “edutainment”, возникшие в результате соединения слов “информация” (information), “образование” (education) и “развлечение” (entertainment).

Упрощенные формы медиаразвлечений, поставляемые в гигант­ских объемах, словно призваны максимально отвлечь, отключить че­ловека от реальной жизни, воспитать аполитичность и безразличие к актуальным общественным проблемам, культивировать физиологи­ческие потребности, оживить инстинкты, выработать легкомыслен­ное, неконструктивное отношение к рекреации. Лавина информации, рассчитанная на “массового” усредненного потребителя с нивелиро­ванными интеллектуальными запросами, не случайно вытесняет и за­меняет серьезные публикации (при очевидной неравноценности по­добной “замены”), которые способны заставить человека задуматься над важными жизненными вопросами. Есть основания полагать, что сегодня под влиянием тенденциозного рекреативного медиаконтента древний принцип политического управления трансформируется в но­вую формулу: “развлекай и властвуй”.

История журналистики знает немало примеров, когда различные социальные группы и институты умело использовали ее для достиже­ния своих целей — политических, идеологических, религиозных, эко­номических, культурных. Важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. Возникновение пражурналистских явле­ний и самой журналистики в значительной мере было определено об­щественной потребностью в создании “поля” для идеологической деятельности: “. те, кто владеют и управляют прессой, решают, какие люди, факты или версии таких фактов будут предъявлены публике” (Сиберт и др., 1998: 20). Да и вряд ли может быть иначе, когда из­вестно, что самые сложные политические, философские, эстетические идеи и концепции эффективнее действуют на человека, внедряются в его сознание и лучше усваиваются, получив многократное выраже­ние в средствах массовой информации, использующих мощные воз­можности технического и суггестивного внедрения в сознание масс необходимых норм, ценностей и приоритетов.

Однако следует обратить внимание, что информация, реализую­щая идеологические, коммуникативные, культуроформирующие и другие функции только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны при­влекать и удерживать внимание аудитории. Развивая эту мысль, пред­положим, что есть основания отнести рекреативные функции журна­листики к системообразующим ее обязанностям, конструктивное, продуманное выполнение которых способствует активной реализации всех остальных функций.

Во-первых, если человек обессилен и изможден, то пока он не восстановит свои силы, вряд ли будет способен усвоить даже самую актуальную, с блеском поданную информацию. Во-вторых, если со­общение касается интересной и важной темы, но оформлено или по­дано скучно, без интеллектуального и эмоционального заряда, его воспримут либо вяло, либо не воспримут вовсе, т.е. игнорируя рек­реативный компонент, какими бы значительными ни были первона­чальные намерения журналистов, будь то информирование, просве­щение или формирование мировоззрения, эти цели вряд ли будут достигнуты. Или же будут реализованы не в полной мере.

Как отмечают специалисты, помимо упомянутых факторов ны­нешнюю востребованность рекреативных функций СМИ определяют следующие причины. Во-первых, смена парадигм функционирования средств массовой информации обусловлена их интегрированием в си­стему рыночных отношений. Аналитики констатируют: “Современ­ные СМИ все меньше ориентируются на общественный и все больше на частный интерес, что в значительной степени детерминируется ры­ночным характером экономики” (Вартанова, Степанов, 2009: 7). В связи со стремлением к максимизации прибыли количество и (или) качество произведенной информации напрямую зависит от того, есть ли возможность прибыльно ее продавать.

Следовательно, давление рынка особенно сильно сказывается на решении, какого вида информацию нужно производить, для кого и на каких условиях. Значит, корпорации, доминирующие в информацион­ной индустрии, выбирают продукт, производство которого окупается в наибольшей степени (Уэбстер, 2004: 183—184). До настоящего мо­мента таким “выгодным” продуктом является развлекательный ме­диаконтент, доказавший свою жизнеспособность и коммерческую це­лесообразность еще во время становления “желтой” журналистики. Последним известиям и комментариям пришлось “потесниться”, хотя и они во многом насыщаются рекреативными элементами, появляется налет скандальности и сенсационности, выделяется забавное и удобо­варимое, политикам придумывают речи с остроумными изюминками, которые удобно потом использовать в качестве газетных заголовков. В результате вторжения так называемой “глянцевой” информации мы не можем быть уверенными в достоверности того, что читаем или слышим.

Во-вторых, в ситуации обшей неопределенности ценностей ве­лико искушение занять позицию “хорошо и правильно то, что вы­годно”. Свой выбор “коммерческой” информационной стратегии журналисты, как правило, аргументируют заботой об интересах и вку­сах читателя, напоминая, что содержание СМИ — это прежде всего реализация социального заказа. Правда, они умалчивают, что для вы­полнения этого заказа они пытаются найти простейшее, многократно апробированное решение.

Поскольку “источники информации небеспристрастны, их задача не в том, чтобы информировать общество, а в том, чтобы продать ему развлечения” (там же: 266), модифицируется и содержание, и те­матика публикаций. С одной стороны, популярностью пользуются журналистские материалы, не требующие усилий для их осмысления, поддерживающие общественные страхи и невежество, социальные стереотипы и иллюзии. Подобные тексты формирует примитивный рекреативный медиаконтент, редуцирующий разум и человеческий дух до бессознательного либидо. С другой стороны — востребованы сюжеты, поддерживающие образцы общественных символов успеха, получения денег и славы “за так”. Прославляется элемент слепой удачи, в основе которого лежит потребность обрести “успокаивающий идеал”, создать иллюзию приобщения к “хорошей жизни”, отвлечься от обыденных проблем. В результате многие журналистские тексты и передачи не отражают действительность, а скорее предлагают способ бегства от нее.

Ошибочно полагать, что использование рекреативного потен­циала СМИ детерминировано исключительно условиями информа­ционной эпохи и является порождением современности. Надо сказать, что в теории журналистики и массовой коммуникации функ­цию, реализация которой направлена на рекреацию, отдых, развлече­ние, восстановление психофизического баланса, в своих концепциях выделяют и зарубежные, и российские ученые. Однако обозначают ее по-разному.

Зарубежные исследователи предложили учитывать рекреативный потенциал журналистики еще во время становления либертарианской теории, в соответствии с которой функции прессы заключались в том, чтобы информировать, просвещать и развлекать. Концепция соци­альной ответственности внесла поправку, согласно которой пресса иг­рает значительную роль в предоставлении развлечения, но с условием, что это “хорошее развлечение” (Сиберт и др., 1998: 114). Тем самым была отмечена амбивалентность рекреативных ресурсов и существен­ное расхождение между подлинными общественными потребностями и интересами и тем, как их понимают кино, пресса и телевидение.

В 1950—1960-е гг., согласно идее У. Стивенсона, развлекательная, а не просветительская функция была названа главной, привлекающей внимание большей части аудитории. К. Райт одной из функций, вы­полняемых массмедиа также назвал развлечение как свидетельство того, что многие используют СМИ для удовольствия. Уход от реаль­ности — еще один вариант названия функции, которая предполагает, что СМИ позволяют людям забыть о повседневных проблемах. Ис­следователи называют также функцию редукции тревоги и функции игры, реализация которых позволяет людям забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышлен­ном мире, созданном СМИ (Брайант, Томпсон, 2004: 148—149).

Известно, что в силу специфики целей и задач советской печати на протяжении нескольких десятилетий доминировала тройственная система основных функций журналистики, которая была сведена к известной ленинской формуле — пропагандист, агитатор и организа­тор. Средства массовой информации понимались как инструмент для осуществления социальных изменений и социального контроля в же­сткой и четкой системе координат. Их использование для развлечения считалось непристойным, примерно так же как расслабленность счи­талась подозрительной в большевике. Другими словами, то, что за ру­бежом казалось “по-человечески интересным”, с советской точки зре­ния выглядело непозитивным и неконструктивным (Сиберт и др., 1998: 171, 200-201).

Развитие советской теории журналистики привело к выработке новых концепций и моделей функций журналистики. Уже в 1960-е гг. Г.И. Хмара предлагает выделить пять основных функций системы массовой коммуникации, где среди прочих указана гедонистическая функция, т.е. функция эмоционального удовлетворения или наслаж­дения, которое вызывается воздействием той или иной информации (Хмара, 1969: 188).

Е.П. Прохоров в полифункциональной модели журналистики среди прочих обязанностей выделяет культурно-рекреативную функ­цию журналистики, полагая, что она способствуют не только разви­тию культуры в самых различных ее областях (духовной, правовой, культуры отдыха, досуга и быта и т.д.), но и восстановлению духовных и физических сил, отдыху после трудового дня (Прохоров, 1979: 75). В своей более поздней работе он, не меняя в основе содержания по­нятия, говорит о рекреативной функции журналистики, цель кото­рой — создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и на­пряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равно­весия (Прохоров, 2002: 65).

И.Д. Фомичева в концепцию функций СМИ включает функцию психического регулирования (Фомичева, 1987: 69–74; Фомичева, 2007: 111–113). Автор обращает внимание на то, что СМИ, дей­ствующие в разных общественных условиях, решают задачи психиче­ского регулирования в соответствии со своими стратегическими целями. Вопрос состоит в том, какого тонуса и направленности, на­строения личности хочет добиться коммуникатор. Стимулирует ли он положительную социальную активность или активность негативную, состояние страха, стремление к изоляции, чувство безнадежности, апатию (Фомичева, 1987: 71—72). Например, постоянное включение множества новостей криминального характера может привести к не­гативным результатам. Превышение порога восприятия тревожных новостей может способствовать эффекту наркотизации, когда пси­хика становится менее чувствительной к такого рода информации, вызывать апатию, содействовать эффекту эскапизма — уходу от ре­альной жизни в развлечения, отвлечения.

Н.Н. Богомолова одной из социально-психологических функций массовой коммуникации называет функцию эмоциональной раз­рядки, или релаксации, поясняя при этом, что осуществляется эта функция через публикации и передачи развлекательного порядка (Бо­гомолова, 2008: 28).

Л.Н. Федотова в классификации функций предлагает выделить функцию снятия напряжения, которая может быть названа по-дру­гому: рекреативной, развлекательной, устанавливающей эмоцио­нально-рациональный баланс. По мнению исследователя, эта функ­ция важна настолько, насколько важным является досуг в условиях многочисленных стрессов, вызванных урбанизацией. Пренебрежение ею дорого обходится конкретному каналу — в результате люди, как правило, просто находят другие источники информации (Федотова, 2004: 48–49).

В концепции С.Г. Корконосенко отдельная группа функций объ­единена понятием психологической разрядки. Сюда автор относит развлечение и релаксацию, функцию психогигиены и гедонистиче­скую функцию: “Трудно переоценить значение гедонистической функции в современной журналистике. И социальная система, и от­дельный человек испытывают все большую потребность в том, чтобы жизнь доставляла удовольствие” (Корконосенко, 2004: 174–178). Называя исследуемую функцию гедонистической, Корконосенко по­лагает при этом, что ее содержание намного богаче, чем бездумное развлечение, к которому ее зачастую сводят. Он считает, что на самом деле удовольствие могут доставлять весьма трудоемкие, обогащающие и для журналиста и для читателя операции.

Помимо рассмотренных концептуальных подходов рекреативную функцию учитывают и другие российские исследователи (Кузнецов, 2002; Лазутина, 2004; Мельник, Тепляшина, 2004; Третьяков, 2004; Цвик, 2002; Шерель, 2002).

Из вышесказанного заключаем, что при рассмотрении функций журналистики ученые традиционно выделяют из их системы те, кото­рые предназначены для развлечения, отдыха, снятия напряжения, по­лучения удовольствия, эстетического наслаждения, и называют их гедонистической, развлекательной, рекреативной, релаксационной, функцией создания определенного эмоционально-психологического тонуса, снятия напряжения, психического регулирования, психологи­ческой разрядки. При этом характеристики перечисленных функций, имеющих разнообразные наименования, дают основания предпола­гать, что речь в каждом отдельном случае ведется об одном и том же.

Предположительно, разногласия во мнениях исследователей об­условлены сложностью, многогранностью понятия “рекреация” и при этом его недостаточной теоретической проработкой. Размытость смы­словых границ термина “рекреация” могла вызвать произвольную трактовку и расхождения в названиях данного биопсихосоциокультурного феномена и вследствие этого — умножение вариантов назва­ния изучаемой функции журналистики. По нашему мнению, весь комплекс упомянутых функций можно свести к единому универсаль­ному обобщающему наименованию и обозначить как рекреативные функции журналистики.

Называя рассматриваемые функции рекреативными, следует пом­нить о созидательно-организующем, просветительском и гуманисти­ческом характере рекреации и не упускать из виду, что ее непроду­манная реализация вызывает нежелательные последствия, например эффект эскапизма или эскалацию девиантного поведения.

Неудивительно, что, анализируя рекреативную составляющую современных СМИ, специалисты отмечают тревожные тенденции, касающиеся ее содержания и форм реализации. Одни считают, что от изобилия впечатлений мы вместо духовного обогащения, напротив, впадаем в духовную нищету (Нейсбит, 2005). Другие возмущаются за­сильем “мыльных опер”, поскольку они носят чисто эскапистский ха­рактер, опошляют и фальсифицируют повседневную жизнь людей. Третьи предупреждают, что ориентирование аудитории на массовые потребительские запросы приведет к серьезному “кризису идей”, по­скольку развлекательное содержание в различных “упаковках” не может бесконечно удерживать внимание аудитории и массового по­требителя.

Современный человек может узнать, увидеть, пережить гораздо больше, чем его предшественник несколько десятилетий тому назад. Правда, при одном существенном условии: он должен свободно ориен­тироваться в современной культуре, избирательно потреблять медиа­информацию, находить и воспринимать те ценности, которые соответ­ствуют разнообразию его потребностей и интересов. В противном случае поток информации и впечатлений, который ежедневно обрушивается на человека, может стать бесполезным, опасным, вредоносным.

История подтверждает: чем ниже в обществе потенциал нрав­ственных ценностей, тем ярче проявляется социальная агрессивность, девиантность, возникают различные формы деструктивного поведе­ния, представляя серьезную опасность для социального развития. На наш взгляд, для преодоления тревожных тенденций следует вводить человека в систему культурных норм и ценностей, стимулировать в нем мотивацию к соблюдению этих норм, демонстрировать и доказы­вать, что, следуя установленным правилам, он имеет больше шансов достичь желаемого, нежели их нарушая.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня проблема рекреа­ции приобретает глобальный характер, поскольку касается образа жизни и затрагивает интересы миллионов людей. Рекреация, осно­ванная на стремлении уйти в царство грез, тяготении к непритяза­тельному развлекательству, освобождению инстинктов и безответ­ственности, весьма сомнительна. Подобная рекреационная модель выходит за рамки социально ориентирующего и культурного про­странства. Во всяком случае, подобные устремления никогда еще не способствовали гармоничному развитию отдельного человека и об­щества в целом. Деструктивные формы рекреации, которые сегодня усилиями СМИ принимают массовый характер, способны вытеснить ее сущностный смысл — развитие и совершенствование личности.

Именно поэтому ставится задача гуманизации рекреативной дея­тельности СМИ, решение которой, на наш взгляд, поспособствует гуманизации журналистики и общественной жизни в целом. Гума­нистический способ реализации рекреативных функций СМИ сам по себе предстает как фундаментальная научная проблема, связанная с социальным и нравственным здоровьем человека, с его гармоничным развитием. Следует учитывать, что данная функция обладает созида­тельным гуманистическим потенциалом, и конструктивное исполь­зование ее возможностей является важным условием формирования полноценной, духовно развитой личности, способной адаптироваться к вызовам современной социокультурной ситуации. Ее решение во многом зависит от доминирующих в обществе ценностей, мировоз­зренческих устремлений, заинтересованности в поддержании много­образия духовных потребностей человека.

С практической стороны это означает, что задачи журналистики заключается в том, чтобы, во-первых, поддерживать и развивать по­зитивные стороны массового сознания, конструктивно критиковать негативные, возвышать и массы, и их сознание в соответствии с тре­бованиями общественного прогресса. Во-вторых, воспитывать за­интересованность и формировать спрос на “высокие” формы рекреа­ции, спорта, кино, медиапродукции, которые обладают благотворным влиянием и вызывают позитивную социальную активность, тогда как “низкие” влекут перестройку ориентаций вплоть до формирования девиантного сознания и поведения (Прохоров, 2007: 33). В-третьих, как рекомендует теория социальной ответственности, прессе следует “принять на себя обязанность средств общественного пользования в области распространения информации и обсуждения мнений, экс­периментировать с содержательными материалами высокого качества,

которые не сулят немедленной финансовой отдачи” (Сиберт и др., 1998: 139–140). Значит, при выборе информационной стратегии необходимо учитывать, что непродуманная реализация рекреативных функций СМИ, уход от глубины и серьезности, эксплуатация ин­стинктов — все это может иметь необратимые последствия и для от­дельного человека, и для общественного развития.

1 Пресс-выпуск. 2008. № 243.

Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2008.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004.

Вартанова Е, Степанов С. Российские СМИ после социализма: политика vs потребление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 1.

Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001.

Ильченко С. Артефакты “массовой культуры” как базисная единица со­временного телевещания // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 9. Вып 2. Ч. 1. б.

Корконосенко С. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2004.

Лозовский Б. Манипулятивные технологии управления средствами мас­совой информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.

Массовая информация в советском промышленном городе. Раздел 2.1.1. М., 1980.

Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2004.

Модели человека: Туристический терминологический словарь, 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html-turist/m/modeU-4elovekahtml

Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. М.: ACT Траюиткнига, 2005.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1979.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002.

Прохоров Е. Журналист и массовое сознание. М.: РИП-холдинг, 2007.

Радиожурналистика: Учебник / под ред. А.А. Шереля. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, Высшая школа, 2002.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Нацио­нальный институт прессы, Вагриус, 1998.

Телевизионная журналистика. / ред. колл.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, Высшая школа, 2002.

Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по тео­рии и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2004.

Фомичева И. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Фомичева И. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.

Хмара Г. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социо­логии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *