Что значит понимать искусство
Что значит понимать искусство
Зачем человеку искусство? Чтобы узнавать новое, расширять кругозор… Да, безусловно. Но также искусство пробуждает в нас что-то такое, от чего хочется радоваться, плакать удивляться или кричать. Оно заставляет размышлять. И смотреть на мир другими глазами.
Правда, иногда разгадать его секреты не так-то просто. Какой глубокий смысл этого полотна? И, простите, но что изображено на вот этом холсте? Выход есть — погружение в историю искусства. Дана Арнольд написала об этом целую книгу. Она рассказала, как «читать» художественные произведения и что вообще всё это значит.
6 ингредиентов искусства
Дана Арнольд — настоящий гуру в искусстве. Она преподаёт в Мидлсекском университете, написала множество книг по истории и архитектуре. Свою новую книгу «Говорит и показывает искусство» она разделила на 6 больших глав: взгляд, материал, сознание, верность, власть и гендер. Каждая открывает новый ракурс, с которого можно рассмотреть шедевры искусства.
Иллюстраций в книге «Говорит и показывает искусство» немного: только самые значимые
При этом «Говорит и показывает искусство» вовсе не справочник. Тут больше слов, чем картинок: только самые важные иллюстрации и полезные мысли, примеры и рассуждения. Настоящий путеводитель по миру художников и скульпторов.
Книга дарит музейное вдохновение: вам тут же захочется посетить галерею или прогуляться по виртуальным залам выставки, чтобы увидеть великие произведения воочию.
Шок новизны
Иногда непросто вынести эстетическое суждение. Красива эта картина или нет? Какой смысл она скрывает? И для чего она нужна, если зритель не может её понять? История знает массу примеров того, как искусство вызывало общественный гнев или отторжение. Такой была первая реакция на «Голову быка» Пикассо. Сегодня уже никто не сомневается в том, что эта работа ценна. Но тогда она вызвала неоднозначную реакцию.
Как-то Пикассо заметил в углу сиденье и руль велосипеда. Он соединил эти предметы, и появилась «Голова быка»
На этот вопрос когда-то ответил Иммануил Кант. Он утверждал, что такие произведения заставляют нас мыслить и рассуждать. И понятие прекрасного постепенно расширяется! А это, в свою очередь, медленно, но верно меняет общественное мнение. Ух, вот это взаимосвязь.
Живопись или скульптура?
Еще одна тема для дискуссий — выбор направления. Леонардо да Винчи писал, что живопись — высочайшее из искусств. При этом он скептически относился к скульптуре и считал неподобающим пот, неизбежный при напряженной работе молотом. Тяжёлый физический труд, по мнению художника, умаляет интеллектуальную составляющую в искусстве.
«Хит» Леонардо да Винчи — «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза»
В отличие от него Микеланджело любил работать физически. Он сам выбирал куски мрамора и двигался всё время в одном направлении — вперёд, а не отсекая куски со всех сторон.
Дали и психоанализ
В XX веке искусство ещё больше стали связывать с человеческой психикой. Работы художника воспринимали как зеркало, которое отражает внутренний мир мастера. Заглянуть в них — приоткрыть завесу бессознательного, увидеть его переживания, чувства и игру воображения.
Один из самых неординарных художников, который «вытаскивал» сюжеты из своего подсознания, — Сальвадор Дали. Он был увлечен темой галлюцинаций и иллюзий, поэтому многие его картины часто обескураживают зрителя. Вот, например, «Метаморфозы Нарцисса». Что вы здесь видите? 🙂
Как-то Дали показал Фрейду «Нарцисса» и свою статью о паранойе. Тот загорелся выяснить с помощью психоанализа, «где берут истоки картинки вроде этой».
Дали написал её в соответствии с параноидально-критическим методом. «Если какое-то время с небольшого расстояния пристально смотреть на гипнотически неподвижную фигуру Нарцисса на картине, то она начнет исчезать, пока не станет совсем невидимой», — писал художник. Попробуйте.
Что ещё в книге
«Говорит и показывает искусство» — объёмное, глубокое и невероятно увлекательное путешествие в мир художников, скульпторов и архитекторов. Автор проводит тонкие ниточки между разными эпохами и показывает, как созвучны голоса художников в разное время. А ещё исследует, как люди смотрят на произведения искусств и что в них видят.
Ещё вы найдёте в книге много занятного и любопытного:
Искусство — целая Вселенная. Завораживающая. Непознанная. Бескрайняя. Его изучение похоже на космический полёт: от планеты импрессионистов до созвездия сюрреалистов, от кометы Вермеера до астероида Хёрста. Так что пристегнитесь, улыбнитесь и в путь! Навстречу прекрасному: сквозь время, оттенки и сюжеты.
Как научиться понимать искусство и самого себя
Искусство — это образное отражение реальности, эдакое закодированное сообщение, которое нам нужно расшифровать. С ним мы сможем иначе смотреть на окружающий мир, стать эмоционально более зрелым человеком и расширить свой кругозор.
Архитектура, дизайн, живопись, инсталляции — с искусством мы встречаемся каждый день. Но, к сожалению, иногда чувствуем, что нам не хватает знаний, чтобы оценить его по достоинству. Знакомое ощущение? Возможно, пришло время исправить ситуацию?
Мы приведем 5 причин впустить искусство в свою жизнь и научиться его понимать.
1Искусство развивает эмоциональный интеллект
Каждым штрихом в своей работе художник выражает определенные эмоции. При этом вы, как зритель, глядя на картину, скульптуру или инсталляцию, можете испытывать совершенно противоположные чувства. Проанализируйте их, постарайтесь понять их причину, назовите их. Это психологическое упражнение отлично развивает EQ (эмоциональный интеллект). К тому же многие специалисты советуют в стрессовые периоды для психологической разрядки посещать выставки и музеи.
2Способ повысить уверенность в себе
Умение поддержать разговор об искусстве, рассказать в компании об интересной выставке или подискутировать с коллегами о модном художнике вызывает уважение. Показывая свой широкий кругозор, вы повышаете самооценку. А еще это отличный способ завести новых друзей и расширить круг общения.
3Искусство помогает по-новому смотреть на мир
В жизни, как и в живописи, существует не только черное и белое. Есть множество цветов, полутонов и оттенков. Изучая искусство, вы будете видеть больше, чем может показаться на первый взгляд. Вы начнете смотреть на события под другим углом. Это очень полезный психологический навык, который пригодится вам и в повседневной жизни.
4Способ развить фантазию
Порой, глядя на картину, вам вдруг хочется додумать истории героев, представить, что с ними может случиться дальше или что предшествовало моменту, изображенному на ней. Не останавливайте себя! Подключите воображение. Оживите то, что видите перед собой. Умение фантазировать наполняет каждый день новыми красками.
5Искусство как новое увлечение
Нам всем нужны хобби, чтобы отвлекаться от рутинных забот и мыслей о работе. Интересное увлечение делает нас продуктивнее. Искусство как раз может стать отдушиной или даже новым делом всей жизни. Вдруг вы настолько увлечетесь, что решите стать художником или арт-критиком? В мире искусства возможно все!
Конечно, чтобы погрузиться в арт-среду, нужна подготовительная база. Поэтому с середины февраля Музей современного искусства «Гараж» запускает образовательные курсы для взрослых.
Занятия проходят в группах по 25–30 человек по вечерам в будни, так что их удобно посещать после работы или учебы. Каждая встреча состоит из практической и теоретической частей, которые ведут признанные эксперты в своих областях — профессиональные художники, архитекторы, скульпторы и искусствоведы.
Тематика курсов различная. Так, слушатели семинаров « Архитектура. Искусство видеть. Версия 18+ » научатся «разбирать по кирпичикам» современные здания, поймут, как архитекторы конструируют и меняют жизнь целого города. Каждая лекция дополнена практической частью, во время которой участники будут делать макет здания будущего, собирать Шуховскую башню и писать собственный архитектурный манифест.
«Наш курс — это мост между профессиональными архитекторами и зрителями. Это одна из первых попыток (не считая пары книг) рассказать широкой аудитории об архитектуре как о чем-то цельном, — поясняют преподаватели курса, архитекторы Анастасия Головина и Владимир Юзбашев. — Мы говорим не об отдельных зданиях и стилях, а о некой цельной области, в которой мы существуем, которая влияет на нас и на которую мы также можем влиять. Наша задача — сделать архитектуру «видимой», то есть побудить слушателей обращать внимание на нее и скрытые в ней смыслы».
На занятиях курса « По следам современного искусства. Версия 18+ » преподаватели расскажут о работах великих мастеров XIX–XX веков, таких как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Йозеф Бойс, Илья Кабаков и т.д. А еще каждый слушатель создаст свой собственный арт-проект — перформанс, инсталляцию или объект в стиле поп-арт.
«Во время занятий мы изучим 20 направлений, раскрывающих историю искусства от конца XIX века до наших дней, — рассказывают преподаватели курса, искусствоведы Татьяна Бортник и Наталья Сидорова. — Все занятия проходят в дискуссионном формате — мы любим, когда нам задают вопросы, и призываем слушателей обсуждать пройденный материал. Каждый урок завершается практической частью — созданием собственного произведения, которое поможет выразить себя и глубже раскрыть проблематику творчества художника. Также у нас запланировано два совместных похода в музей».
Основная цель курса « Коды искусства: практикум » — помочь слушателям уверенно чувствовать себя при посещении любой выставки и научиться формулировать собственные ощущения и эмоции.
«Этот курс основан на желании перевести наших слушателей в активных участников беседы, — объясняют Татьяна Бортник и Наталья Сидорова. — Мы раскрываем ключевые понятия искусствоведческого лексикона, учимся правильно применять арт-терминологию, разбирая ее на примере работ от Древнего Рима до наших дней. Вместе со слушателями мы ходим на различные выставки и в музеи, детально обсуждаем и анализируем увиденное».
Зачем понимать шедевры визуального искусства
Почему искусство даёт +100500 к эмоциональному интеллекту, и как быстро разобраться в живописи и архитектуре
Все знают «Джоконду» кисти Леонардо да Винчи или «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, но мало кто знает секрет их популярности. Например, «Мона Лиза» обрела всемирную известность благодаря краже из Лувра в 1911 году, а затем исчезновению в годы Второй мировой войны. «Чёрный квадрат» вовсе не квадрат и не чёрного цвета. Что важно знать об известных произведениях искусства и как прокачать культурность за несколько вечеров — рассказывает Мария Клименко.
Что считать шедевром искусства
Чёткой грани между искусством и неискусством никогда не было и быть не может. Есть вещи, которые со временем войдут в учебники и окажутся в музеях, а другие забудутся. Например, в начале XIX века жил и работал художник Александр-Габриэль Декан. Он был очень популярен, его работы обожали, а Эжен Делакруа, автор «Свободы, ведущей народ», считал его мастером и своим учителем. Сегодня про Декана почти никто не знает, а картины Делакруа на слуху.
Не всякое проявление творчества считается искусством. В европейских языках слово art восходит к латинскому ars — «ремесло, занятие». В русском языке искусство имеет общий корень с «искушением» и означает «испытание, опыт». Таким образом, занятие искусством предполагает тренировку навыков, а чтобы создать выдающееся произведение — шедевр, нужно достичь определённого мастерства.
Можно говорить о шедевре конкретного художника, направления в искусстве или исторической эпохи. Эдуард Мане в 1865 году выставил в Парижском салоне «Олимпию» — обнажённую женщину, которая в упор смотрит на зрителя. Публика встретила картину агрессивно: некоторые пытались плюнуть в бесстыдницу или проткнуть холст зонтиком. Удивительно, что «Венера Урбинская» Тициана при этом вызывала восхищение и одобрение. Зрители были не готовы видеть нагую современницу, и заслуга Мане в том, что он осмелился показать её. «Олимпия» стала шедевром.
Искусство долгое время было формой для прекрасного содержания: Парижская Академия — изящных искусств, Пушкинский — музей изящных искусств. Однако с появлением фотографии и кино изящное уходит. В XX веке передавать мир в натуралистичной манере уже не интересно: зачем стараться, ведь картина не сравнится со снимком. Деятели искусства ставят перед собой новые задачи.
Важный вопрос для художника нового времени: «Может ли искусство делать красиво в мире, где произошли мировые войны, где в печах сжигали людей, где были холокост и Аушвиц?». Кто-то говорит, что искусство должно вскрывать больные темы, показывать зрителю острые проблемы современности. Другие, например, Анри Матисс, создают работы, которые радуют глаз.
Чтобы сотворить шедевр, необходимо впитать культурный код своей эпохи и опереться на опыт предшественников. Потребовались сотни лет и тысячи изображений Мадонны с младенцем, чтобы в 1917 году Марсель Дюшан перевернул писсуар. Произведением искусства этот сантехнический объект сделали воля и автограф французского художника. Если бы Леонардо да Винчи переворачивал писсуары, на него бы смотрели как на идиота. Дюшан делает это в XX веке, когда всё по-другому.
Зачем интересоваться тем, что не нравится
Мы воспринимаем мир эмоционально, и первая реакция на картину: нравится — не нравится. Однако, зная историю произведения искусства, вы почувствуете гораздо больше. Например, у меня была долгая болезненная борьба с художниками эпохи Возрождения, особенно с Рафаэлем. Я никак не могла понять, что в нём такого находят. Ситуацию спасли музеи.
В Италии я увидела множество работ Рафаэля вживую. Помню, как стояла в Ватикане перед «Афинской школой» и просто обалдела от того, насколько это потрясающая фреска. Там такое всё человечное: философы — это не какие-то великие мыслители, а очаровательные настоящие люди, которые с диким интересом обсуждают и подсматривают, что делают их коллеги, изучают сообщающиеся сосуды. Я осознала, насколько надо любить жизнь и людей, чтобы это запечатлеть: Рафаэль Санти — гений.
Другой пример связан с архитектурой XX века. Я была убеждена, что терпеть её не могу, пока не попала на экскурсию по московскому конструктивизму. Это был второй курс магистратуры, и мне стоило уже научиться любить XX век.
Девушка, которая вела экскурсию, так интересно объясняла, что я начала иначе смотреть на здания. В конце экскурсии мне казалось, что типовая застройка — это самые красивые дома всех времён и народов. С того момента я решила: «Если мне что-то не нравится, я попробую с этим пожить, разобраться».
Абстрактное искусство может нравиться, потому что зрителю приятно сочетание цветов. Других отталкивает отсутствие структуры и знакомых объектов. Дело в том, что мозгу легче воспринимать привычные образы: человека, собаку, лес. Если на картине нет чётких форм, мозгу приходится напрягаться, а он этого избегает. Поэтому непонятное часто вызывает негативные эмоции, ведь у нас нет стереотипа для обработки этой информации.
На выставке абстрактных картин важно понимать, что это направление живописи появилось в ответ на открытия в психологии. Некоторые художники пытались осмыслить теорию бессознательного Зигмунда Фрейда и погрузить зрителей в медитативное состояние. Тогда получается, картины абстракционистов — это чистое искусство, которое воздействует на мозг напрямую.
Любовь и интерес к искусству развивают эмоциональный интеллект, способность сопереживать. Если вдумчиво рассматривать картины, пытаться проникнуть в мысли художника, вы увидите историю, которую он пытался рассказать на холсте. Каждая работа родилась в ответ на внешние обстоятельства под влиянием внутренних побуждений автора. Чтобы это расшифровать, нужно немного углубиться в историю. Человек, который может осмыслить шедевр, становится счастливее.
Два способа понять искусство
Мода на искусство, художников, архитекторов и скульпторов подсказывает нам, что красиво, а что нет. Однако популярность или цена работы может ввести в заблуждение. Например, в 2003 году эпатажный художник Дэмьен Хёрст через агента приобрёл свою же работу на аукционе. Если одна работа продана за 10 млн, то и другую можно будет выставить за крупную сумму. Поэтому вам придётся самостоятельно решить, достойны ли инсталляции Хёрста внимания.
Хронологический
На факультете искусствоведения студентов обычно знакомят с художниками именно в хронологическом порядке. Это помогает видеть связи между эпохами. Меня жутко поразила статуэтка египетской богини Исиды с сыном Гором: так на иконах, а затем на картинах эпохи Возрождения изображали деву Марию с младенцем Иисусом.
Я советую начинать знакомство с искусством по книге Эрнста Гомбриха «История искусства». Пусть вас не пугает увесистый талмуд — он написан как сказка. В книге вы найдёте биографии художников и информацию о картинах и скульптурах. Одновременно с этим автор рассказывает, что происходило в мире в разные периоды, и объясняет сходства между разными направлениями. Читаешь, например, про Караваджо, а там отсылка: «Посмотрите, 20 страниц назад был художник, который работал в подобной технике».
К сожалению, нельзя один раз прочесть книгу об искусстве и стать грамотным. Чтобы уметь анализировать произведения, нужно тренировать этот навык. На моём курсе я сначала показываю ребятам пару работ и обращаю их внимание на значимые детали. А затем предлагаю самим определить эпоху и стиль создания работы. Чтобы глубже понимать визуальное искусство, нужно регулярно ходить в музеи и на экскурсии или смотреть картинки в интернете.
Метод википедии
Если вам нравится искусство XX века, начинать с Древней Греции будет не самым лучшим решением. В этом случае можно следовать за своим интересом: нагуглить работы любимого автора и посмотреть, у кого он учился, а кто стал его последователем. Например, начинающий ценитель импрессионизма может удивиться, увидев два «Завтрака на траве». Один написан Мане, другой принадлежит кисти Моне. Если начать выяснять, почему на картине двое одетых мужчин и одна голая женщина, можно дойти до «Спящей Венеры» Джорджоне. Так шаг за шагом вы познакомитесь с шедеврами XV века.
Нет определённого перечня шедевров, которые прилично знать. Если вам понравилась какая-то работа, постарайтесь выяснить, почему она стала популярной. Знакомьтесь с искусством так, чтобы это было в удовольствие: смотрите документальные фильмы BBC или читайте художественную литературу о художниках. Советую прочесть роман Сомерсета Моэма «Луна и грош» — он создан на основе биографии Поля Гогена.
Разнообразные материалы об искусстве и культуре повседневности публикует проект «Арзамас»: видео, лекции, статьи помогают глубоко погрузиться в тему. Чтобы иметь повод задуматься об искусстве, стоит подписаться на соцсети понравившегося музея. В Пушкинском, например, школьники участвуют в образовательных проектах и создают мемы об искусстве.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что значит любить и понимать искусство
Статья из сборника: «Об искусстве ТЭТ-А-ТЭТ»
Просмотр содержимого документа
«Что значит любить и понимать искусство»
ЧТО, ЗНАЧИТ, ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО?
А действительно, что значит, любить и понимать искусство? Этот вопрос я задаю себе и обращаюсь с ним к вам, потому что огромное количество людей на земном шаре считают, что они любят и понимают искусство. Их, знающих и понимающих можно увидеть в театрах, на концертах, выставочных залах, галереях, музеях. Они стараются попасть на премьеры, открытия, вернисажи. Многие из них гордятся количеством посещений разного рода мероприятий, имеющих отношение к искусству. И это действительно хорошо, когда человек любит и понимает искусство. Не обязательно все его виды, но хотя бы некоторые или даже один, но только по-настоящему.
А что значит по-настоящему, что значит действительно любить и понимать искусство, что стоит за этими словами?
Вопросы непростые и ответить на них я не смогу. Но поделиться с вами размышлениями на эту тему, попробую.
Человек послушал музыку, посмотрел спектакль или фильм, сходил в художественный музей на открытие выставки и о каждом из этих явлений, составил своё мнение. То есть, его посетили мысли по поводу того, что он увидел и услышал.
Может быть это и есть, ответ на наш вопрос и каких-то особых размышлений нам не потребуется. Да нет, это было бы слишком просто, если бы это было так. Иметь собственное мнение, это ещё не признак настоящей любви и истинного понимания искусства. Что-то, гораздо нечто большее вмещает в себя ответ на этот вопрос. Ведь природа искусства, кроется в человеке, а значит и природа его восприятия, тоже кроется в нём. И точно также, как художники бывают разные, разные бывают и зрители. И как узнать, кто любит и понимает по-настоящему и что вообще это такое?
Тут Вы читатель, можете мне заметить: но ведь есть же специалисты, знатоки, истории и теории искусства, есть художественные критики, уж они-то наверняка знают, любят и понимают искусство. И с этим нельзя, не согласится, это действительно так. Но ведь, и я это подчеркну, они-то, специалисты, это их профессия, их долг, их обязанность. Они выбрали себе эту работу, и, она стала их любимым делом.
А мне хочется поговорить о тех, для кого общение с искусством не является профессией, но, тем не менее, они действительно любят и понимают его по-настоящему. Они преданы искусству и на самом деле получают огромное удовольствие от общения с ним. Это определённая категория людей, самых разных профессий, подчас совершенно далёких от гуманитарных знаний, но при этом, относящихся к искусству так, как оно того заслуживает.
Им нравится слушать музыку, смотреть картины, ходить в театры, им нравится соучаствовать, сопереживать услышанному, или, увиденному, они чувствуют в этом ещё один смысл своей жизни. Ведь смыслов её, у человека много: дом, семья, работа, друзья, увлечения и так далее. Так вот, искусство, это тоже смысл человеческой жизни и они это хорошо понимают. Понимают и любят, и ценят, и преданы ему. Они могут прийти в художественный музей, чтобы посмотреть только на одну картину, но это будет картина любимого художника, они могут по-многу раз пересматривать один и тот же фильм, но это будет любимый фильм, они могут долго стоять в очереди, чтобы может быть, последний билетик достался на концерт любимого композитора. Они любят своё искусство, потому, что душа их получает от него истинное, настоящее удовольствие.
Я сказал о душевном удовольствии и, я не ошибся. Есть такое на самом деле. И когда ты чувствуешь, что твоя душа испытывает наслаждение от искусства, когда она радуется, волнуется, когда картина, фильм, спектакль доставляют особое, неизгладимое впечатление, когда ты испытываешь особые ощущения от того что, видишь или слышишь художественные образы, то вот тут-то и возникает та самая любовь к искусству. Возникает желание ещё раз увидеть, услышать, ещё раз испытать подобные чувства.
Настоящие, любовь и понимание к искусству приходят не сразу, а постепенно, по мере того, как человек начинает испытывать внутреннюю потребность общения с данным искусством (искусствами), интересоваться его историей, читать о нём литературу, говорить о нём с другими. Человек привыкает к тому, что в его жизни есть общение с тем, что нравится ему, доставляет удовольствие, даёт ему пищу для размышлений. Искусство становиться частью его образа жизни.
А образ жизни, это то, как вы живёте: семья, учёба, любимые книги, друзья, свободное от учёбы время и многое, многое другое, что вмещает ваша жизнь. И от того, какой образ жизни ведёт человек, зависит и сама его жизнь. Какого качества она становится, насколько интересна и полезна для человека.