двери восприятия хаксли о чем
Олдос Хаксли Двери восприятия
Олдос Хаксли соглашается со знаменитым кембриджским философом Броудом в том, что «мы должны рассмотреть намного более серьёзно, чем это делалось прежде, теорию, которую выдвинул Бергсон в связи с изучением воспоминаний и чувственного восприятия. Предположение состоит в том, что функция мозга, нервной системы и органов чувств главным образом ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ, а не производительная. Каждый человек в каждое мгновение способен вспомнить всё когда-либо произошедшее с ним и воспринять всё происходящее повсюду во вселенной. Функция мозга и нервной системы состоит в защите нас от переполнения и потрясения этой массой, в основном, бесполезного и ненужного знания: не допускать большую часть того, что мы иначе воспринимали бы в любой момент, а оставлять только ту, очень небольшую, специальную выборку, которая, вероятно, будет практически полезной».
Согласно подобной теории, каждый из нас в потенции является Всемирным Разумом. Но поскольку мы суть животные, наше дело – любой ценой выжить. Ради этой цели Мировой Разум приходится пропускать через редукционный клапан мозга и нервной системы. На выходе – жалкая струйка слабого сознания, которое пригодно (в основном) только для помощи в выживании на поверхности этой конкретной планеты.
Основные выводы, которые сделал экспериментатор:
1. Способность вспоминать снижается не намного (если вообще снижается).
2. Зрительные впечатления значительно усиливаются и глаз обретает детскую невинность восприятия. Интерес к пространству уменьшается, а интерес ко времени падает практически до нуля.
3. Хотя интеллект остаётся неповреждённым, а восприятие колоссально улучшается, воля переживает глубокую перемену к худшему. Принявший мескалин не видит причин чем-либо заниматься и находит большинство дел, ради которых он обычно готов действовать и страдать, глубоко неинтересными. Они не могут его побеспокоить по той простой причине, что он думает о вещах получше.
4. Эти «вещи получше» могут переживаться «вовне», «внутри» или в обоих мирах, внутреннем и внешнем, одновременно или последовательно.
Когда Всемирный Разум просачивается мимо уже не совсем герметичного клапана, начинают происходить биологически бесполезные вещи. В некоторых случаях это может быть экстрасенсорное восприятие. Другие люди обнаруживают мир фантастической красоты. Для третьих открывается великолепие, бесконечная ценность и глубокий смысл данного мгновения.
На последней стадии безэговости появляется «смутное знание», что Всё во всём – на самом деле Всё есть каждое. И, конечно же, намного повышенное (под действием мескалина) восприятие цвета!
Мескалин доводит все цвета до высочайшей силы и делает воспринимающего способным с различать несметное множество тончайших оттенков, которых обычно он не в силах отличить. По-видимому, для Всемирного Разума так называемые вторичные характеристики вещей являются первичными.
Исследователи мескалина утверждают, что завзятые потребители пейотля более трудолюбивы, более воздержаны (многие вообще отказались от алкоголя), более миролюбивы, чем те люди, которые не употребляют мескалин.
Тут надо твёрдо знать, что негативные эмоции – страх, означающий отсутствие доверия, ненависть, гнев или злоба, исключающие любовь, гарантируют, что визионерское переживание, если оно и появится, будет отталкивающим. Фарисей – это добродетельный человек, но его добродетель совместима с негативными эмоциями. Поэтому его визионерское переживание вероятее будет инфернальным, нежели блаженным.
Отсюда проистекает неимоверная важность, приписываемая во всех великих религиозных традициях состоянию разума в момент смерти.
Двери восприятия. Рай и ад
Те, кто искали эту книгу – читают
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 10
В книге описан не только опыт приема мескалина. Мескалин – лишь небольшая часть этой книги.
Книга открывает новое восприятие искусства, религии, людей страдающих от шизофрении. Это всё довольно интересно, даёт ответы на вопросы разных слоев общества, отрицающих искусство и религию.
В книге присутствует очень много описаний, а мне лично тяжело такое читать, тяжело у меня с фантазией, но непонятных вещей из книги для меня не осталось. Но как знать, может именно Вам эти описания пойдут по душе.
В книге описан не только опыт приема мескалина. Мескалин – лишь небольшая часть этой книги.
Книга открывает новое восприятие искусства, религии, людей страдающих от шизофрении. Это всё довольно интересно, даёт ответы на вопросы разных слоев общества, отрицающих искусство и религию.
В книге присутствует очень много описаний, а мне лично тяжело такое читать, тяжело у меня с фантазией, но непонятных вещей из книги для меня не осталось. Но как знать, может именно Вам эти описания пойдут по душе.
Олдос Хаксли, чей брат получил Нобелевскую премию по физиологии в 1963 году, описывает опыт приема одного из психоделиков, проводя связь между мировосприятием известных художников и людей изменяющих свое сознание посредством приема мескалина. В книге кратко описанно влияние на сознание таких раздражителей как яркий свет, стробоскоп, насыщенные цвета, автор пытается объяснить приобретение духоведческого опыта во время поста. книга очень познавательна и интересна.
Олдос Хаксли, чей брат получил Нобелевскую премию по физиологии в 1963 году, описывает опыт приема одного из психоделиков, проводя связь между мировосприятием известных художников и людей изменяющих свое сознание посредством приема мескалина. В книге кратко описанно влияние на сознание таких раздражителей как яркий свет, стробоскоп, насыщенные цвета, автор пытается объяснить приобретение духоведческого опыта во время поста. книга очень познавательна и интересна.
Оставила комментарий о книге, а через несколько дней поняла, что нужно его дополнить.
Я умолчала о метафорах, подаренных автором. Вот чего не отнять, так это их красоту, глубину и изящество. Они настолько живые и тонко подобранные, что вплетаются в мысли абсолютно органично. Не замечаешь, как начинаешь ими оперировать, как своими личными.
Оставила комментарий о книге, а через несколько дней поняла, что нужно его дополнить.
Я умолчала о метафорах, подаренных автором. Вот чего не отнять, так это их красоту, глубину и изящество. Они настолько живые и тонко подобранные, что вплетаются в мысли абсолютно органично. Не замечаешь, как начинаешь ими оперировать, как своими личными.
Тема интересная и есть в книге мысли крайне любопытные и вкусно изложенные. Но. Как по мне, книга очень перегружена деталями, аналогиями, сравнениями, отсылками и т.д. Пока читаешь так и хочется воскликнуть «а можно проще?!».
Тема интересная и есть в книге мысли крайне любопытные и вкусно изложенные. Но. Как по мне, книга очень перегружена деталями, аналогиями, сравнениями, отсылками и т.д. Пока читаешь так и хочется воскликнуть «а можно проще?!».
В книге описывается опыт употребления психоделика и некоторые соображения по этому поводу во второй части. Ценность этой книги заключается не только в том, что можно узнать или даже представить психоделический («духовный») опыт от употребления мескалина и ему подобного, но стоит иметь ввиду, что эта книга оказала заметный культурный резонанс. Насколько мне известно, она повлияла на умы многих своего поколения, популяризуя употребления психоделиков. В частности книга повлияла на творчество и судя по всему жизнь Джима Моррисона (умершего от передозировки в 27 лет) солиста успешной музыкальной группы The Doors.
Если в первой части книги описан опыт и обстоятельства употрбления мескалина – и это интересно само по себе. То во второй части Хаксли серьёзно рассуждает о чём-то вроде возникшей у него связи с сверхразумом или космосом – и это уже читается как забавное сочинение на тему. Хотя последнее не умоляет другие труды автора.
В книге описывается опыт употребления психоделика и некоторые соображения по этому поводу во второй части. Ценность этой книги заключается не только в том, что можно узнать или даже представить психоделический («духовный») опыт от употребления мескалина и ему подобного, но стоит иметь ввиду, что эта книга оказала заметный культурный резонанс. Насколько мне известно, она повлияла на умы многих своего поколения, популяризуя употребления психоделиков. В частности книга повлияла на творчество и судя по всему жизнь Джима Моррисона (умершего от передозировки в 27 лет) солиста успешной музыкальной группы The Doors.
Если в первой части книги описан опыт и обстоятельства употрбления мескалина – и это интересно само по себе. То во второй части Хаксли серьёзно рассуждает о чём-то вроде возникшей у него связи с сверхразумом или космосом – и это уже читается как забавное сочинение на тему. Хотя последнее не умоляет другие труды автора.
Для меня немного удивителен столь однобокий взгляд на визионерство, под которым я подразумеваю всё творческое наследие… Чувства изменяют сознание больше, чем любые физические факторы; чистое чувство – нематериальная субстанция, изменяющее сознание, восприятие и саму жизнь, я про любовь.
Для меня немного удивителен столь однобокий взгляд на визионерство, под которым я подразумеваю всё творческое наследие… Чувства изменяют сознание больше, чем любые физические факторы; чистое чувство – нематериальная субстанция, изменяющее сознание, восприятие и саму жизнь, я про любовь.
Своеобразная философия автора о духовидческом опыте, как положительном,так и отрицательном. Автор делится своими ответами на вопросы, которые могут возникнуть у читателя в процессе, проводя параллели между различными сферами отражения действительности. В общем, для общего развития, не более.
Своеобразная философия автора о духовидческом опыте, как положительном,так и отрицательном. Автор делится своими ответами на вопросы, которые могут возникнуть у читателя в процессе, проводя параллели между различными сферами отражения действительности. В общем, для общего развития, не более.
Сначала я прочёл книгу Александра Шульгина. «Фенэтиламины, которые я знал и любил» – PiHKAL. Этот Человек учёный. С Русскими корнями. Он синтезировал все ныне существующие психоделики и испытывал их на себе и своей группе подопытных, которая состояла из его близких друзей. он на это имел полное законодательное право. И в этой книге упомянул нескольких авторов которых он читал. Одним из них был как раз Олдос Хаксли. Именно эта книга, о которой пишется мой отзыв повлияла на развитие такого учёного, как Александр Шульгин. Который не только доказал то, что данный вид наркотиков не является опасным длял организма человека, но и то, что психоделики могут служить человеку на пользу. В виде психотерапии. Не излечивая, но помогая людям с психическими расстройствами. После прочтения той книги, я сразу пошёл в книжный магазин и купил данную книгу. К сожалению, я понял, что сделал это зря. Так как Александр Шульгин смог, на мой взгляд более конкретно прояснить суть, чем Хаксли. У Хаксли описывается только Трип от мескалина. У Шульгина, о каждом психоделики который он синтезировал. Точнее о каждом синтезированном психоделике, который он посчитал нужным упомянуть. Хоть Хаксли это сделал более углублённо, словно описывая Трип в точности как он есть, Шульгин умудрился его превзойти более научным подходом и более популяризованным. Ведь далеко не каждый человек пробовал LSD, 2СB или пейотль (Мескалин). Я, зная как влияют на разум психоделики, предрасположен читать о них более
научную литературу, чем трип репорт. Но при всём при этом, я испытываю полное уважение к Хаксли и считаю его книгу очень познавательной. И расширяющей сознание как сам Мескалин. Я прочитал половину книги и забросил. Но в любом случае я её до читаю. Шикарная Книга.
Сначала я прочёл книгу Александра Шульгина. «Фенэтиламины, которые я знал и любил» – PiHKAL. Этот Человек учёный. С Русскими корнями. Он синтезировал все ныне существующие психоделики и испытывал их на себе и своей группе подопытных, которая состояла из его близких друзей. он на это имел полное законодательное право. И в этой книге упомянул нескольких авторов которых он читал. Одним из них был как раз Олдос Хаксли. Именно эта книга, о которой пишется мой отзыв повлияла на развитие такого учёного, как Александр Шульгин. Который не только доказал то, что данный вид наркотиков не является опасным длял организма человека, но и то, что психоделики могут служить человеку на пользу. В виде психотерапии. Не излечивая, но помогая людям с психическими расстройствами. После прочтения той книги, я сразу пошёл в книжный магазин и купил данную книгу. К сожалению, я понял, что сделал это зря. Так как Александр Шульгин смог, на мой взгляд более конкретно прояснить суть, чем Хаксли. У Хаксли описывается только Трип от мескалина. У Шульгина, о каждом психоделики который он синтезировал. Точнее о каждом синтезированном психоделике, который он посчитал нужным упомянуть. Хоть Хаксли это сделал более углублённо, словно описывая Трип в точности как он есть, Шульгин умудрился его превзойти более научным подходом и более популяризованным. Ведь далеко не каждый человек пробовал LSD, 2СB или пейотль (Мескалин). Я, зная как влияют на разум психоделики, предрасположен читать о них более
научную литературу, чем трип репорт. Но при всём при этом, я испытываю полное уважение к Хаксли и считаю его книгу очень познавательной. И расширяющей сознание как сам Мескалин. Я прочитал половину книги и забросил. Но в любом случае я её до читаю. Шикарная Книга.
Всё что вы хотели знать о мескалине и даже больше, а также куча рассуждение ни о чём и обо всё очень тяжёлое написание текста. Решила прочитать только из-за любви к 1984 и группе the doors, чьё название стало таким боаголаря этой книге. Не знаю как Моррисон прочитал эту книгу и что его так вдохновило, разве что сам мескалин или лизергиновая кислота… но книгу читать крайне тяжело, да и постоянное описание, смакование «картинки» под действием мескалина надоедает. Не понравилось совершенно
Всё что вы хотели знать о мескалине и даже больше, а также куча рассуждение ни о чём и обо всё очень тяжёлое написание текста. Решила прочитать только из-за любви к 1984 и группе the doors, чьё название стало таким боаголаря этой книге. Не знаю как Моррисон прочитал эту книгу и что его так вдохновило, разве что сам мескалин или лизергиновая кислота… но книгу читать крайне тяжело, да и постоянное описание, смакование «картинки» под действием мескалина надоедает. Не понравилось совершенно
Двери восприятия
«Двери восприятия» (англ. The Doors of Perception ) — эссе английского писателя и философа Олдоса Хаксли (1954), описывающего свой опыт употребления мескалина. Эссе послужило толчком к массовому изучению «расширения границ восприятия» под действием наркотиков, оказав таким образом значительное влияние на социальные и культурные процессы второй половины XX века. На русском языке книга издавалась издательствами АСТ, Азбука-классика и другими.
Содержание
Краткое содержание
В качестве эпиграфа писатель взял строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» английского поэта XVIII века Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite». В русском переводе Максима Немцова (1991) эта фраза звучит так: «Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».
Эссе написано в форме воспоминания Хаксли о своих ощущениях после приёма приблизительно 0.4 грамма мескалина в 11:00 одним из майских дней 1953. Оно начинается с краткого обзора истории открытия и изучения мескалина и некоторых сходных по своему действию галлюциногенов. Далее, после рассуждений о влиянии имеющегося у человека опыта на его восприятие окружающей действительности: «Мы можем собирать информацию об опыте, но никогда не сам опыт», Хаксли переходит к описанию собственных ощущений, вызванных действием наркотика: «Я видел то, что видел Адам в утро своего сотворения — мгновение за мгновением, чудо обнаженного существования.» Хаксли отмечает усиление восприятия цветов, искажение пространственной перспективы, исчезновение понятия времени… Все окружающие предметы предстают перед ним в своей первозданной «есть-ности», в мельчайших деталях, оторванные от связанных с ними понятий, бесконечные в своей значимости. Он употребляет термины «сакраментальное видение реальности», «Внутренний Свет».
В заключении Хаксли пишет, что мескалин не необходим, но полезен, особенно для интеллектуала, который может стать жертвой слов и символов. Несмотря на важность систематических рассуждений, прямое восприятие, по его мнению, не менее важно. Наконец, Хаксли утверждает, что человек, попробовавший мескалин, изменится к лучшему.
Критика Захнера
Одним из первых критиков Дверей восприятия был RC Zaehner, профессор Оксфордского университета. В своей книге Mysticism Sacred and Profane Захнер признаёт важность книги для людей, увлеченных изучением религий, [1] но указывает на непоследовательность и внутренние противоречия. [2]
Захнер критикует то, что как ему показалось, Хаксли утверждает о практике всех религий употребления наркотиков (включая алкоголь) в своих ритуалах. [4]
Констатация схожести ощущений от приёма мескалина, маниакального синдрома и явлений Бога святым наводит Захнера на мысль, что святые визионеры ничем не должны отличаться от лунатиков. [5] Однако, утверждает Захнер, этот опыт отличается от религиозно-мистического опыта человека, поглощённого Богом, совершенно отличного от объективного мира. [6]
Приложения к Mysticism Sacred and Profane включают три описания опыта приёма мескалина, включая опыт самого Захнера. Он пишет, что перенёсся в мир бессмысленности и фарса, и отмечает, что опыт был интересный и весёлый, но не религиозный.
Ответ Хаксли и Хьюстона Смита
Хаксли ответил Захнеру в статье, опубликованной в 1961: «Для большинства из тех, кто имел подобный опыт, его значение самоочевидно. Для доктора Захнера, автора Mysticism, Sacred and Profane, их преднамеренное введение расценивается как аморальное. На что его коллега, профессор Прайс, отвечает, ‘говорите за себя!’». [7]
Профессор религии и философии, Хьюстон Смит утверждает, что субстанции, изменяющие сознание, были связаны с религиями по всему миру и на протяжении всей истории, и также, возможно, что многие религии ведут от них своё происхождение, что впоследствии забывается. [8]
Осознавая, что личность, подготовка и окружение — всё играет роль в эффекте от наркотика, Хьюстон Смит обращает внимание на то, что религиозные переживания от подобного опыта не ограничиваются предшествующими религиозными познаниями Хаксли. Из того, что опыт Захнера не был религиозным, ещё не следует, что этого не может быть вообще.
Рецензии на книгу Двери восприятия
Блииин, как же жалко, что Хаксли решил свой мескалиновый опыт описать в форме философского эссе. Возможно, кому-то такой подход понравится, но мне хотелось эмоционального рассказа, а не наукоемкой статьи. Скажу честно, я скучала. Нет, ну правда, читать книгу, где количество умных слов на страницу текста превышает все приемлемые величины, это испытание. Мне хотелось отдыха, а получился труд.
Однако, подозреваю, что человек, обладающий соответствующим культурным уровнем, после приема мескалина имеет все шансы попасть в касту избранных, тех, кому открываются глубинные смыслы творений поэтов, художников и музыкантов. Согласно выводам Хаксли, “То, что остальные из нас видят только под воздействием мескалина, художник обладает врожденной способностью видеть все время.” То есть у гениальных людей «редуцирующий клапан» мозга работает не так эффективно, как у простого смертного, позволяя им видеть и ощущать мир глубже и острее.
Словом, интересные мысли, но жаль только, что поданы так сухо.
И да, я бы хотела получить свой собственный мескалиновый опыт.
Ой, да и я бы очень хотела попробовать
Снова мой телефон заменяет словечки
В общем, книга полна смыслов и тем для рассуждений. Она так же полна всевозможных философских и искусствоведческих отсылок, служащих примерами или опорой для размышлений. Не смотря на небольшой объем, работа очень многогранна и может трактоваться с разных позиций и взглядов. Она в некотором роде перекликается с работой Хаксли «О дивный Новый мир», так как рассуждения писателя об идеальном наркотике будущего (который должен заменить табак и алкоголь) имеют точки соприкосновения со славноизвестной «сомой». Правда, при сравнении две идентичные идеи его работ имеют абсолютно разные задачи и назначения.
Рецензии на книгу « Двери восприятия. Рай и Ад » Олдос Хаксли
шикарное произведение, как будто действительно попадаешь в мир, который открывается за гранью разума. иногда кажется, что немного сходишь с ума, удивительное ощущение.Вещи перестают казаться. Книга обладает силой. кажется я понимаю Моррисона теперь больше, чем до чтения этой книги.
Моя оценка отлично!
Поддержу всех, кто написал рецензии ниже! Книга «взрывает мозг»! Начинаешь подругому смотреть на окружающий тебя мир)) особенно хорошо идет следом за прочтением, например, Карлоса Кастанеды)
Мы живём в довольно ограниченном мире, и причина тому наш мозг, наше подсознание, которое в обычном (повседневном) состоянии, воспринимает всё нас окружающее только как полезные предметы. Вы когда-нибудь задумывались о том, что забор, это не только предмет, ограждающий нас, но это ещё и в первую очередь забор, как таковой, который просто есть, который существует ещё и для самого себя. В этом кроется суть произведения «Двери восприятия», в способности мыслить широко, не ограничиваться привычным ощущением окружающего. Но приоткрывая эту дверь, можно в равной степени увидеть, как рай, так и ад. Человеческое сознание ещё очень не изучено, и нельзя предугадать, что оно явит в данный момент нам, но путём познания и изучения, можно найти путь к собственному умиротворению, спокойствию. На мой взгляд, в последствие, многое родившееся в этой книге, автор применит в создании своего утопического произведения «Остров». Но это уже другая книга…