Что значит первая скрипка в оркестре
Средь шумного бала: первая скрипка – об особенностях работы в оркестре
Многим известно устойчивое выражение «первая скрипка», характеризующее человека, которому отведена ведущая роль в чем-либо. Как понятно из названия, в общеязыковое пространство данный фразеологизм попал из профессиональной сферы музыкантов, причем тех, что играют в оркестре. Почему именно скрипка? Пожалуй, по той причине, что струнные смычковые инструменты – это фундамент современного симфонического оркестра. Но признаемся на берегу: здесь мы будем говорить не об особенностях устойчивого выражения, а о реальной первой скрипке оркестра.
Для нашей постоянной рубрики «Врать не буду», в которой мы знакомим читателей с особенностями интересных профессий, о жизни первой скрипки нам рассказала Валентина Береснева, которая проработала в оркестре Екатеринбургского театра оперы и балета более сорока лет.
Когда-то еще юная девочка Валя часто приходила на спектакли с участием своих родителей – правда, выступали они не на сцене, а под ней, сидя за ударными инструментами в приятной полутьме оркестровой ямы. Увидев свой первый спектакль в шесть лет – им был небезызвестный балет «Щелкунчик» – она поняла, что вопросов с будущим самоопределением у нее не возникнет. Музыкальная школа, затем – профессиональное образование в Консерватории Мусоргского – и вот, будучи уже третьекурсницей, Валентина получила место своей мечты и стала первой.
− Почему именно скрипка?
– Когда я поступала в музыкальную школу, у меня определили хороший музыкальный слух. Я всегда была миниатюрной девочкой с маленькими ручками, поэтому меня сразу определили в струнно-смычковое. Людей покрупнее, конечно, брали на виолончели и альты, поэтому практически все зависело от комплекции. Это тоже имеет значение в игре на скрипке – помимо, конечно, владения нотной грамотой, феноменальной памяти и способностей от природы.
− Что включается в обязанности первой скрипки и почему она «первая»?
– В оркестре, помимо первых скрипок, есть еще вторые – они исполняют аккомпанемент, в то время как на первых лежит основная партия, более сложная и виртуозная. В каждой группе скрипок, да и вообще всех инструментов, есть свой лидер, который задает тон, основную мелодию. Иногда мы проводим репетиции своей группы в отдельных кабинетах – в театре таковые имеются – а уже потом «показываем» свою работу дирижеру.
− Какую роль исполняет дирижер в оркестре? Зачем он выходит в оркестровую яму на время спектаклей – неужели кто-то смотрит и на него, и в ноты?
– Дирижер – главный человек не только в оркестре, но и среди исполнителей – на нем держится буквально все. Он руководитель и учитель, подсказывает каждому музыканту, как играть, а певцу – как петь. Во время спектаклей он тоже присутствует, и на него стоит весь ориентир – когда вступать, в каком темпе играть и так далее. Конечно, за время репетиций мы выучиваем свои партии и можем свободно переключать внимание с нотной партии на палочку. Это кажется простому зрителю нереальным, но нас этому учат еще с музыкальной школы, поэтому навык отрабатывается быстро.
Первая скрипка Екатеринбургского театра оперы и балета с 40-летним стажем Валентина Береснева. Фото из личного архива
− У певцов есть коучи и концертмейстеры, а у музыкантов?
– У музыкантов тоже есть свои концертмейстеры и учителя – это как раз лидеры группы. От взмаха их смычка зависит, когда вступит их группа, они наиболее близки дирижеру и, как я уже говорила, проводят репетиции и занятия со своими «подопечными». Еще в оркестре есть директор и инспектор − они составляют расписание, следят за рабочим процессом, высчитывают зарплаты… Это отдельная большая тема.
− О профессиональном выгорании и болячках – много ли случается таких случаев?
– Подбородок не устает, руки тоже, хотя профессия нервная. Я за собой ни психической, ни физической усталости с годами не замечала, но то, что с годами затрачивается все больше энергии – это правда.
− Приходилось ли работать с известными людьми или оркестр так и гастролировал в своем составе?
– Раньше на сцене уральского Оперного даже Галина Вишневская проводила ярмарку молодых певцов. Когда я еще училась в школе, у нас выступала Евгения Мирошниченко, балерины Елена Рябинкина, Габриэла Комлева и Надежда Павлова, Владислав Пьявко (муж Ирины Архиповой). С годами это все перестало происходить, поэтому таких уж прямо знаменитостей я не застала.
Гастролировали мы по всей России, да и сейчас эта тенденция осталась. Раньше посещали в среднем по три города за сезон – если в городе не было своего оперного театра, выступали в домах музыки, филармониях или драматических театрах.
− Обязательно ли музыканту знать несколько языков?
– Если музыкант не планирует строить свою карьеру за пределами страны, то совсем нет, хотя, конечно, желательно. Если с нами работают зарубежные дирижеры (Фабио Мастранжело – до 2010, с 2015 – Оливер фон Дохнаньи. – Прим.), то они уже хоть немного знают язык, а если нет – к ним приставляется переводчик или тот же коуч. Певцам же, в свою очередь, предпочтительно знать языки, на которых они поют.
− Правда ли, что в театре часто возникает вражда между исполнителями?
– Имена я называть не буду! Шучу. Вообще, конечно, возникали недомолвки, но до серьезного никогда не доходило. Как дела обстоят у вокалистов – я не знаю. Да и вообще, правильно говорят: «Что пройдет – то будет мило». Сейчас, если встречаешь человека, с которым были недомолвки, то все равно рад его видеть.
− Вопрос напоследок: расскажите самую запоминающуюся историю, произошедшую с вами за время работы.
– Таких моментов было, конечно, много, но всех и не вспомнишь. Впрочем, одна история запомнилась надолго. В 90-х на постановке «Пиковой дамы» режиссер решил часть оркестра переместить на сцену. Нас, музыкантов, нарядили в сценические костюмы – я сделала себе маску из подручных материалов, чтобы скрыть очки – и поместили небольшой группкой на сцену. Я помню, тогда мне была дана главная партия, поэтому по взмаху моего смычка, как волшебной палочки, вступал весь оркестр. Уже только потом я поняла, что этот момент ассоциируется у меня со стихотворением Пушкина «Средь шумного бала, случайно…» – ведь и там говорилось о женщине, чьи черты покрывала тайна.
Первая скрипка
Автор: Дмитрий Сироткин
Фразеологизм «первая скрипка» романтически представляет роль лидера в коллективе.
На практике же нередко встречаются «первая труба» или «первый барабан».
Давайте рассмотрим значение и происхождение, синонимы-антонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Первая скрипка – лидер; человек, которому принадлежит ведущая роль в чем-нибудь
Фразеологизмы-синонимы: играть первую роль, всему голова, альфа-самец, пуп земли (частично)
Фразеологизмы-антонимы: последняя спица в колеснице
В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:
Происхождение фразеологизма
В целом, этот фразеологизм имеет очевидный источник происхождения. Поэтому это один из немногих случаев, когда альтернативные версии происхождения отсутствуют (по крайней мере, я их не нашел). Тем не менее, и тут можно встретить разную степень детализации истории его происхождения.
В целом все сходятся на том, что фразеологизм произошел от названия от солирующей в оркестре скрипки, первой не только среди скрипок, но и среди других инструментов оркестра. Как и в случае с большинством других профессиональных фразеологизмов, значение выражения было перенесено на более широкую область, уже не имеющую прямого отношения к изначальной профессиональной области (например, как в случае с фразеологизмами бить баклуши или в час по чайной ложке).
Предложения с фразеологизмом из произведений писателей
Профиль тоньше камеи,
Глаза как спелые сливы,
Шея белее лилеи
И стан как у леди Годивы.
Деву с душою бездонной,
Как первая скрипка оркестра,
Недаром прозвали мадонной
Медички шестого семестра. (С. Черный, «Городская сказка»)
Варавка и Лютов сидели за столом, Лютов спиною к двери; входя в комнату, Клим услыхал его слова:
– Первая скрипка в газете не передовик, а – фельетонист…(М. Горький, «Жизнь Клима Самгина») — кстати, цитаты Горького
Бурун в дровяном отряде всегда играл первую скрипку, этой чести у него никто не оспаривал. (А.С. Макаренко, «Педагогическая поэма») — кстати, цитаты Макаренко
Первая скрипка, ваше превосходительство, наелась винограду и легла на солнышке. (Е.Л. Шварц, «Голый король»)
Как видим, даже для такого понятного фразеологизма как «первая скрипка» можно обнаружить интересные детали в истории его происхождения.
Далее вы можете ознакомиться с подборкой фразеологизмов о скрипке, а также с другими фразеологизмами:
Комментарии также всячески приветствуются!
Первая скрипка
Смотреть что такое «Первая скрипка» в других словарях:
Первая скрипка — Тип мультфильма рисованный Режиссёр Дмитрий Бабиченко Автор сценария Д. Ринкуле Роли озвучивали Нина Гуляева, Евгений Весник, Серафим Аникеев, Вера … Википедия
первая скрипка — сущ., кол во синонимов: 2 • ведущий (57) • главный (75) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Первая скрипка — 1. Разг. О самом важном, самом главном человеке в каком л. деле. ЗС 1996, 525. 2. Жарг. муз. Ирон. Голос с частой амплитудой при вибрации. БСРЖ, 544 … Большой словарь русских поговорок
первая скрипка — 1) Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. 2) Человек, которому принадлежит в чём л. главная, ведущая роль … Словарь многих выражений
Первая скрипка (мультфильм) — Первая скрипка Тип мультфильма рисованный Жанр Музыка Режиссёр Дмитрий Бабиченко Автор сценария … Википедия
СКРИПКА — (скрыпка обл.), скрипки, жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. Играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). ❖ Играть первую скрипку см. играть. Первая скрипка… … Толковый словарь Ушакова
СКРИПКА — Первая скрипка. 1. Разг. О самом важном, самом главном человеке в каком л. деле. ЗС 1996, 525. 2. Жарг. муз. Ирон. Голос с частой амплитудой при вибрации. БСРЖ, 544. Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли. Народн. Пороть, наказывать… … Большой словарь русских поговорок
Скрипка — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипка (фамилия). Скрипка Классификация … Википедия
скрипка — Играть первую скрипку 1) играть в оркестре на первой скрипке; 2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем н. (разг.). В их семье именно он играл первую скрипку. Первая скрипка (разг.) перен. человек, к рому принадлежит … Фразеологический словарь русского языка
скрипка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? скрипки, чему? скрипке, (вижу) что? скрипку, чем? скрипкой, о чём? о скрипке; мн. что? скрипки, (нет) чего? скрипок, чему? скрипкам, (вижу) что? скрипки, чем? скрипками, о чём? о скрипках 1.… … Толковый словарь Дмитриева
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Скрипка в симфоническом оркестре
Струнная смычковая группа — важнейшая часть современного симфонического оркестра, и является его подлинным фундаментом. Ведущее место среди струнных смычковых принадлежит скрипкам (violini).
В большом оркестре бывает более 100 музыкантов, и более 30 из них — скрипачи. Скрипка занимает такое положение благодаря красоте тона и выразительности звучания. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. Не случайно, скрипку называют королевой инструментов
В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.
Иногда мелодия поручается не всей массе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач, или, как его называют в оркестре, концертмейстер. Естественно, что это происходит в тех случаях, когда необходима особая хрупкость и нежность колорита. Появление скрипки-соло всегда ассоциируется с каким-то глубоко личным, индивидуальным образом, обычно образом лирическим.
Скрипка выступает не только в качестве солиста в оркестре. Она- член камерных ансамблей, участвует в дуэтах, Трио, квартетах и других ансамблях.
Влияние музыки на человека и человеческий организм
Литературные источники говорят, что еще Аристотель и Пифагор считали музыкальную терапию лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу. А современные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится в постоянной музыкальной вибрации. Только наше ухо различает более 1000 различных тонов в различных диапазонах, а вне спектра слышимости существуют миллионы звуков. Но даже самые незначительные изменения в их частоте влияют на состояние наших внутренних органов. Уже сегодня медицина использует музыку как средство, способное заменить анестезирующие препараты. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о ее влиянии на психику, поведение и на здоровье. В настоящее время врачи обратили внимание, что музыка помогает больным скорее выздороветь. Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей. Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в XX веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.
Так ученые утверждают, что музыка скрипки успокаивает нервную систему, благотворно влияет на печень и легкие, а также может подтолкнуть людей на добрые поступки. Это снова подтверждает тезис о скрипке, что это «волшебный музыкальный инструмент».
Мои исследование и его результаты.
Во время написания работы меня не покидали мысли: «А знают ли мои одноклассники и скрипке? Могут ли они сказать из чего она сделана? Нравится ли им слушать музыку? Как меняется их настроение, когда они слышат классическую музыку?»
На основании своих мыслей я создала Анкету, которая состояла из нескольких вопросов, но которая позволяет понять, как музыка скрипки влияет на настроение моих одноклассников и насколько хорошо они знают мой любимый музыкальный инструмент.
Результат моего опроса:
Мне было очень радостно, что большинство моих сверстников знают о скрипке и любят ее музыку. Особенно приятно и гордо, что музыка скрипки улучшает настроение, а значит она необходима людям.
Заключение
Когда я начинала писать свою работу, я считала, что уже много знаю о волшебнице скрипке. Но читая и изучая новый материал о ней, общаясь со своими преподавателями из гимназии искусств, я поняла, что очень мало знаю об этом музыкальном инструменте, о его истории возникновения, о мастерах, создававших этот инструмент, о влиянии музыки на людей.
Также, с целью побольше ознакомиться с историей скрипки, я посетила Музей музыки, который располагается в Шереметьевском дворце. Меня поразило многообразие скрипок, которые представлены в данном музее. Я смогла посмотреть и услышать истории про некоторых из них. И это еще больше меня увлекло в мир скрипки.
Скрипка один из самых сложных инструментов. Игра на скрипке требует кропотливого труда, усердия, терпения. Музыка скрипки трогает внутренние струны нашей души, она плачет и смеется, грустит и веселится. Я очень хочу научиться играть таким образом, чтобы своей игрой, нести своим близким, друзьям и знакомым радость и любовь.
1. Газарян С.С. : В мире музыкальных инструментов.- М.: Просвещение, 1985
2. Гинзбург Л., Григорьев В.: История скрипичного искусства. М.: Музыка,1990. – Выпуск 1
4. Тынянкова Е.А.: Мастер Антонио Страдивари.- М.: Детская литература, 1985