Что значит социалистическое государство
Социалистическое государство
Смотреть что такое «Социалистическое государство» в других словарях:
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — – государство нового, высшего типа, возникающее в результате победы социалистической революции и слома эксплуататорского государственного аппарата. С. г. является по своей сущности диктатурой пролетариата (см.) и имеет своим назначением… … Советский юридический словарь
СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — – см. Социалистическое государство … Советский юридический словарь
Социалистическое право — самостоятельная правовая система Советской России (СССР) после Октябрьской революции 1917 год. После Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя С.п. несет на себе многие черты… … Википедия
Государство — основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти особой… … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВО — – особо важная часть надстройки классового общества, «. машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 114). Вопрос о Г. является одним из центральных вопросов… … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ — Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных… … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ — – см. Социалистическое государство … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… … Философская энциклопедия
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» — «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции», произв. В.И. Ленина о государстве, о диктатуре пролетариата, о со циалистич. революции, социализме и коммунизме. Книга создана в период… … Философская энциклопедия
Социализм — что это такое простыми словами, суть и примеры стран
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В чисто социалистической системе все законные решения о производстве и распределении принимаются правительством, и люди полагаются на государство во всем, от продуктов питания до здравоохранения. Правительство определяет объемы производства и уровень цен на эти товары и услуги.
Социалисты утверждают, что совместное владение ресурсами и централизованное планирование обеспечивают более равномерное распределение товаров и услуг и более справедливое общество. О том что такое социализм и в чем его суть поговорим в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Что такое социализм?
Социализм — это популистская экономическая и политическая система, основанная на общественной собственности (также известной как коллективная или общая собственность) на средства производства. К этим средствам относятся машины, инструменты и фабрики, используемые для производства товаров, предназначенных для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Коммунизм и социализм — это общие термины, относящиеся к двум левым школам экономической мысли. Оба понятия выступают против капитализма, но социализм на несколько десятилетий старше «Манифеста Коммунистической партии», брошюры 1848 года Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Подробнее о сути социализма
Общая собственность при социализме может формироваться через технократическое, олигархическое, тоталитарное, демократическое или даже добровольное правление. Ярким историческим примером социалистической страны является бывший Советский Союз. Современные примеры включают Кубу, Венесуэлу и Китай.
Из-за своих практических проблем и плохой репутации социализм иногда называют утопической или «пост-дефицитной» системой, хотя современные сторонники считают, что она могла бы работать, если бы ее правильно внедрили. Они утверждают, что социализм создает равенство и обеспечивает безопасность — ценность рабочего зависит от количества времени, которое он или она работает, а не от стоимости того, что он или она производит, — в то время как капитализм эксплуатирует рабочих на благо богатых.
Социалистические идеалы включают:
Или, как описывает это старый социалистический лозунг, «От каждого по его способностям, каждому по его труду».
Зарождение социализма
Социализм развивался в противовес крайностям и злоупотреблениям либерального индивидуализма и капитализма. В условиях ранней капиталистической экономики в конце 18 и 19 веков страны Западной Европы испытали быстрое промышленное производство и общий экономический рост. Некоторые люди и семьи быстро разбогатели, в то время как другие погрузились в бедность, создавая неравенство доходов и другие социальные проблемы.
Самыми известными ранними социалистическими мыслителями были Роберт Оуэн, Анри де Сен-Симон, Карл Маркс и Владимир Ленин. В первую очередь Ленин разъяснил идеи прежних социалистов и помог вывести социалистическое планирование на национальный уровень после большевистской революции 1917 года в России.
После провала социалистического централизованного планирования в Советском Союзе и маоистском Китае в 20 веке многие современные социалисты приспособились к жесткой регулирующей и перераспределительной системе, иногда называемой рыночным социализмом или демократическим социализмом.
Социализм и капитализм
Капиталистические экономики (также известные как свободный рынок или рыночная экономика) и социалистические экономики различаются по своей логической основе, заявленным или подразумеваемым целям и структурам собственности и производства. Социалисты и сторонники рыночной экономики склонны соглашаться в фундаментальной экономической теории — например, в структуре спроса и предложения, — но не соглашаться с ее надлежащей адаптацией. Несколько философских вопросов также лежат в основе дебатов между социализмом и капитализмом: какова роль государства? Что составляет право человека? Какую роль в обществе должны играть равенство и справедливость?
Функционально социализм и рыночный капитализм можно разделить на права собственности и контроль над производством. В капиталистической экономике частные лица и предприятия владеют средствами производства и правом извлекать из них прибыль. К правам частной собственности относятся очень серьезно и применимы практически ко всему. В социалистической экономике государство владеет средствами производства и контролирует их. Личное имущество иногда разрешено, но только в виде товаров народного потребления.
В социалистической экономике государственные чиновники контролируют производителей, потребителей, вкладчиков, заемщиков и инвесторов, принимая на себя и регулируя торговлю, поток капитала и другие ресурсы. В рыночной экономике торговля ведется на добровольной или нерегулируемой основе.
Рыночная экономика полагается на отдельные действия самоопределяющихся людей для определения производства, распределения и потребления. Решения о том, что, когда и как производить, принимаются в частном порядке и координируются стихийно разработанной системой цен, а цены определяются законами спроса и предложения. Сторонники говорят, что свободно плавающие рыночные цены направляют ресурсы на их наиболее эффективные цели. Прибыль поощряется и стимулирует производство в будущем.
Социалистические экономики полагаются либо на государство, либо на рабочие кооперативы, чтобы управлять производством и распределением. Потребление регулируется, но частично это остается на усмотрение частных лиц. Государство определяет, как используются основные ресурсы, и облагает налогом богатство для целей перераспределения. Социалистические экономические мыслители считают иррациональными многие виды частной экономической деятельности, такие как арбитраж или использование заемных средств, поскольку они не создают немедленного потребления или «использования».
Отличия социализма и капитализма
Между этими двумя системами существует много разногласий. Социалисты считают капитализм и свободный рынок несправедливыми и, возможно, неустойчивыми. Например, большинство социалистов утверждают, что рыночный капитализм не способен обеспечить достаточно средств существования для низших классов. Они утверждают, что жадные владельцы подавляют заработную плату и стремятся сохранить прибыль для себя.
Сторонники рыночного капитализма возражают, что для социалистической экономики невозможно эффективно распределять ограниченные ресурсы без реальных рыночных цен. Они утверждают, что возникающие в результате нехватка, излишки и политическая коррупция приведут к еще большей бедности, а не к ее уменьшению. В целом, они говорят, что социализм непрактичен и неэффективен, страдая, в частности, от двух основных проблем.
Первая проблема, широко называемая «проблемой стимулов», заключается в том, что никто не хочет работать санитарным работником или мыть окна в небоскребах. То есть социалистические планировщики не могут стимулировать рабочих к принятию опасной или неудобной работы без нарушения равенства результатов.
Гораздо более серьезной является проблема расчетов, концепция, восходящая к статье экономиста Людвига фон Мизеса «Экономические расчеты в Социалистическом Содружестве» 1920 года. Социалисты, как писал Мизес, не могут производить никаких реальных экономических расчетов без механизма ценообразования. Без точных факторных затрат не может быть точного учета. Без фьючерсных рынков капитал никогда не сможет эффективно реорганизоваться с течением времени.
Может ли страна совмещать и то, и другое?
Хотя социализм и капитализм кажутся диаметрально противоположными, в большинстве капиталистических экономик сегодня есть некоторые социалистические элементы. Элементы рыночной экономики и социалистической экономики могут быть объединены в смешанную экономику. Фактически, большинство современных стран работают со смешанной экономической системой и правительство, и частные лица влияют на производство и распределение.
Экономист и социальный теоретик Ганс Герман Хоппе писал, что в экономической жизни есть только два архетипа — социализм и капитализм, и что каждая реальная система представляет собой комбинацию этих архетипов. Но из-за различий архетипов философии смешанной экономики присуща проблема, и она становится бесконечным балансирующим действием между предсказуемым подчинением государству и непредсказуемыми последствиями индивидуального поведения.
Как развиваются смешанные экономики
Страны со смешанной экономикой все еще относительно молоды, и теории вокруг них были систематизированы только недавно. «Богатство народов», новаторский экономический трактат Адама Смита, утверждал, что рынки были спонтанными и что государство не могло направлять ни ими, ни экономикой. Более поздние экономисты, включая Джона-Батиста Сэя, Ф.А. Хайека, Милтона Фридмана и Джозефа Шумпетера, расширили эту идею. Однако в 1985 году теоретики политической экономии Вольфганг Стрик и Филипп Шмиттер ввели термин «экономическое управление» для описания рынков, которые не являются спонтанными, а должны создаваться и поддерживаться институтами. Государству для достижения своих целей необходимо создать рынок, который следует его правилам.
Исторически смешанные экономики следовали двумя типами траекторий. Первый тип предполагает, что частные лица имеют право владеть собственностью, производить и торговать. Государственное вмешательство развивалось постепенно, обычно во имя защиты потребителей, поддержки отраслей, имеющих решающее значение для общественного блага (в таких областях, как энергетика или связь), обеспечения благосостояния или других аспектов сети социальной защиты. Большинство западных демократий, например США, следуют этой модели.
Вторая траектория включает государства, которые произошли от чисто коллективистских или тоталитарных режимов. Интересы отдельных лиц считаются второстепенными по сравнению с интересами государства, но элементы капитализма принимаются для содействия экономическому росту. Китай и Россия являются примерами второй модели.
Переход от социализма к рынку
Нации необходимо передать средства производства для перехода от социализма к свободным рынкам. Процесс передачи функций и активов от центральных органов власти частным лицам известен как приватизация.
Приватизация происходит всякий раз, когда права собственности переходят от принудительного государственного органа к частному субъекту, будь то компания или физическое лицо. Различные формы приватизации включают заключение контрактов с частными фирмами, предоставление франшиз и прямую продажу государственных активов или продажу путем девистиции.
В некоторых случаях приватизация на самом деле не приватизация. Показательный пример: частные тюрьмы. Вместо того, чтобы полностью уступить услугу конкурентным рынкам и влиянию спроса и предложения, частные тюрьмы в Соединенных Штатах на самом деле являются лишь государственной монополией, заключенной по контракту. Объем функций тюрьмы в значительной степени регулируется государственными законами и осуществляется в соответствии с государственной политикой. Важно помнить, что не все передачи государственного контроля приводят к свободному рынку.
Примеры приватизации социалистической экономики
Некоторые общенациональные усилия по приватизации были относительно умеренными, в то время как другие были драматичными. Наиболее яркими примерами являются бывшие страны-сателлиты советского блока после распада СССР и модернизации китайского правительства после Мао.
Процесс приватизации включает в себя несколько различных видов реформ, не все из которых полностью экономические. Необходимо дерегулировать предприятия и разрешить движение цен на основе микроэкономических соображений. Необходимо устранить тарифы и импортные/экспортные барьеры, госпредприятия нужно продавать, инвестиционные ограничения должны быть ослаблены, а государственные органы должны отказаться от своих личных интересов в средствах производства. Материально-технические проблемы, связанные с этими действиями, не были полностью решены, и на протяжении всей истории предлагалось несколько различных теорий и практик.
Должны ли эти переводы быть постепенными или немедленными? Каковы последствия шока для экономики, построенной на централизованном контроле? Можно ли эффективно деполитизировать фирмы? Как показывает борьба в Восточной Европе в 1990-х годах, населению может быть очень трудно приспособиться от полного государственного контроля к внезапному обретению политических и экономических свобод.
В Румынии, например, Национальному агентству приватизации было поручено контролировать контролируемую приватизацию коммерческой деятельности. Фонды частной собственности, или ФЧС, были созданы в 1991 году. Фонду государственной собственности, или ФГС, было поручено ежегодно продавать 10% государственных акций ФЧС, что позволяло ценам и рынкам адаптироваться к новому экономическому процессу. Но первоначальные усилия не увенчались успехом, поскольку прогресс был медленным, а политизация поставила под угрозу многие переходные процессы. Дальнейший контроль был передан большему количеству государственных учреждений, и в течение следующего десятилетия бюрократия захватила то, что должно было стать частным рынком.
Эти неудачи указывают на главную проблему постепенных переходов: когда политические субъекты контролируют процесс, экономические решения по-прежнему принимаются на основе неэкономических обоснований. Быстрый переход может привести к сильнейшему первоначальному шоку и сильному начальному смещению, но он приводит к скорейшему перераспределению ресурсов на наиболее ценные рыночные цели.
А на этом сегодня все про социализм. Надеюсь статья оказалась для вас интересной. Делитесь ей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. У спехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
С. г., предопределяемое в конечном итоге базисом социалистического общества, занимает важное место в составе социалистической надстройки, являясь. главным орудием построения социализма и коммунизма и обороны страны от нападения извне. И по своему классовому содержанию, и по своим функциям, и по своим формам и механизму, и по своей роли в обществе С. г. принципиально отличается от любого типа эксплуататорского государства. С. г. представляет собой систему политических учреждений, построенных в соответствии с единственно научной марксистско-ленинской теорией.
Задолго до установления С. г. основоположники марксизма-ленинизма теоретически обосновали необходимость и неизбежность диктатуры пролетариата как государственного руководства обществом со стороны пролетариата, как государства переходного от капитализма к коммунизму периода. Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме-ленинизме.
Опыт Парижской Коммуны имел громадное зна.-чение для пролетариата, для борьбы за диктатуру пролетариата. Он позволил классикам марксизма-ленинизма создать учение о диктатуре пролетариата, указать пролетариату, чем должен быть заменён подвергаемый слому буржуазный государственный аппарат, предостеречь пролетариат от повторения ошибок, приведших к гибели Парижской Коммуны, которая представляла собою неполную и непрочную диктатуру пролетариата. Парижская Коммуна явилась лишь зачатком, прообразом того сильного и устойчивого С. г., которое в лице Советского С. г. было установлено в 1917 г. в России в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Советское государство является классическим образцом С. г., живым воплощением марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, ярким доказательством жизненности и силы марксистско-ленинских идей. За короткий исторический срок Советское С. г., несмотря на наличие враждебного капиталистического окружения, добилось уничтожения эксплуататорских классов, победы социализма, установления морально-политического единства народа, превращения нашей, в прошлом отсталой, страны в чамую передовую в мире, в могучую социалистическую индустриальную державу с передовым коллективным сельским хозяйством. Достижения Советского С. г. в области хозяйства, культуры, в деле повышения материального уровня нашего народа являют всему миру доказательства великих преимуществ социалистического общественного и государственного строя.
С. г. ныне представлено не только Советским С. г., государством победившего социализма, но и государствами европейских стран народной демократии, возникшими в итоге второй мировой войны и успешно продвигающимися по пути строг ельства фундамента социализма, использующими опыт Советского С. г. Победа народно-демократических революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы привела к образованию народно-демократических государств (см.).
И Советское С. г., и европейские народно-демократические государства, отличаясь по своим политическим формам, представляют по своей сущности диктатуру пролетариата. Возникновение народно-демократических государств в Центральной и Юго-Восточной Европе подтверждает всю истинность научного предвидения В. И. Ленина о том, что переход от капитализма к социализму в разных странах не может не дать «обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (Соч., т. 25, стр. 385). Опыт СССР и европейских стран народной демократии доказывает силу и мощь новой, социалистической надстройки, особенно такой важнейшей части её, как С. г., в деле формирования нового, социалистического базиса. Широко используя опыт Советского С. г. в деле строительства социализма, европейские народно-демократические государства добились больших успехов в строительстве фундамента социализма.
С. г. есть орудие социалистической революции. Возникая в условиях отсутствия или почти отсутствия готовых форм социалистического уклада, С. г., как важнейшая часть политической надстройки, призвано не только подавлять враждебные, эксплуататорские классы и охранять завоевания трудящихся от нападений извне, со стороны капиталистического окружения, но и осуществлять творческую задачу построения новых, социалистических форм хозяйства и в дальнейшем, в условиях сохранения капиталистического окружения, обеспечить постепенный переход от социализма к коммунизму.
«Особая роль Советской власти, – указывал И. В. Сталин, – объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было а старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию; во-вторых, тем, что ввиду отсутствия в стране каких-либо готовых зачатков социалистического хозяйства, она должна была создать, так сказать, на „пустом месте» новые, социалистические формы хозяйства.
Задача эта безусловно трудная и сложная, не имеющая прецедентов. Тем не менее Советская власть выполнила эту задачу с честью. Но она выполнила её не потому, что будто бы уничтожила существующие экономические законы и „сформировала» новые, а только лишь потому, что она опиралась на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил» («Экономические проблемы социализма в СССР», 1952, стр. 7).
Советская власть, опираясь на упомянутый экономический закон, обобществила в октябре 1917 г. средства производства и создала социалистические формы хозяйства, гл. обр. в области промышленности, а затем, опираясь на этот же объективный закон, завершила приведение производственных отношений в полное соответствие с характером производительных сил путём перевода сельского хозяйству на социалистические рельсы. Советская власть, опираясь и на другие объективные экономические законы, действующие в социалистическом обществе, использовала и использует их в интересах построения социализма и коммунизма. Особенно велико теоретическое и практическое значение для деятельности Советского С. г. основного экономического закона социализма, существенными чертами и требованиями которого является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Этот экономический закон выражает собой суть социалистического производства. Остальные экономические законы подчинены основному экономическому закону социализма. Так, осуществляя планирование народного хозяйства, Советское государство опирается не только на экономический закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства и другие экономические законы, но и на основной экономический закон социализма, который определяет цели планирования.
Успешное осуществление Советским государством своей роли главного орудия построения социализма и коммунизма обязано, таким образом, использованию объективных экономических законов в интересах общества.
Советская власть оказалась в состоянии преодолеть сопротивление отживший сил общества применению в интересах общества объективных экономических законов именно потому, что государственное руководство обществом в нашей стране принадлежит рабочему классу – самому передовому классу, знаменосцу применения объективных законов в интересах общества. В лице союза рабочего класса и крестьянства в нашей стране оказалась именно та общественная сила, которая в состоянии преодолеть все и всяческие попытки отживающих сил общества помешать применению объективных законов общественного развития в целях построения социализма и коммунизма.
Особенности С. г. как нового, высшего типа государства проявляются в его функциях, качественно отличных от функций любого эксплуататорского, в частности буржуазного, государства.
В отличие от эксплуататорского государства, основные функции которого не изменяются в пределах существования этого государства, функции С. г. изменяются при переходе его от одной фазы своего развития к другой. Но в любой из этих фаз функции С. г. принципиально отличны от функций эксплуататорского государства. Советское С. г. прошло в своём развитии две главные фазы: первая – от Октябрьской социалистической революции до ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране, и вторая – от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции.
В первой главной фазе Советского С. г. основная задача состояла в подавлении свергнутых классов, в организации обороны страны от нападения извне, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов. Отсюда две основные функции, осуществляемые С. г. в первой фазе: функция подавления свергнутых классов внутри страны и функция обороны страны от нападения извне. Обе эти функции лишь внешним образом напоминают функции эксплуататорского государства, по существу же принципиально отличаются от них. Советское С. г., осуществляя функцию подавления внутри страны, подавляло эксплуататорское меньшинство в интересах трудящегося большинства, а осуществляя функцию обороны от нападения извне, защищало от внешнего нападения интересы трудящегося большинства. Эксплуататорское же государство, осуществляя функцию подавления внутри страны, подавляет эксплуатируемое большинство ради интересов эксплуататорского меньшинства, а осуществляя внешнюю функцию, защищает богатства и привилегии эксплуататорского меньшинства.
Уже в первой фазе своего развития Советское С. г., наряду с указанными выше двумя основными функциями осуществляло такую новую, не известную эксплуататорскому государству функцию, как функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов государства. Эта функция в условиях первой фазы развития Советского С. г. не могла получить серьёзного развития в силу необходимости сосредоточения главного внимания на подавлении эксплуататорских классов и обороне страны от нападений со стороны капиталистических государств. Тем не менее эта функция имела место с самого начала возникновения Советского С. г., и без успешного осуществления её немыслимо было бы построение социалистического базиса, превращение нашей страны ко времени вступления С. г. во вторую главную фазу развития из отсталой в прошлом в могучую социалистическую индустриальную страну с передовым сельским хозяйством.
С вступлением Советского С. г. во вторую фазу развития изменяется основная задача, стоящая перед ним, что вызывает изменение и в его функциях. Основная задача С. г. во второй фазе – организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капиталистических элементов, организация культурной революции, организация вполне современной армии для обороны страны. Ликвидация эксплуататорских классов вызвала отпадение функции военного подавления внутри страны. Вместо этой функции появилась функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Полностью сохранилась функция военной защиты страны от нападений извне. Осуществляемая С. г. оборона страны от нападений извне является необходимым условием обеспечения мирного творческого труда, самого существования С. г. Осуществляя функцию обороны страны от нападений извне, укрепляя свою обороноспособность, Советское С. г. в то же время ведёт борьбу за мир во всём мире, против поджигателей новой мировой войны. СССР возглавляет ныне всё прогрессивное человечество в борьбе за мир. Советская политика мира и безопасности народов исходит из того, что мирное сосуществование и сотрудничество капитализма и социализма вполне возможны при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств. Мирная политика, проводимая Советским государством со времени его возникновения, имеет свои глубокие экономические основы, полностью соответствуя требованиям основного экономического закона социализма.
Функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов государства не только сохранилась, но и стала одной из основных функций, получила полное развитие. В условиях победы социализма основной задачей внутри страны является мирная хозяиственно-организаггорская и культурно-воспитательная работа. Особенный размах эта функция получила после Великой Отечественной войны, закончившейся полным разгромом фашистской Германии, разбойничье нападение которой на нашу страну временно приостановило её продвижение по пути завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Грандиозный размах мирного творческого труда советского народа, труда, направляемого на строительство коммунизма, свидетельствует перед всем миром о созидательной мощи политической надстройки социалистического общества.
В условиях победы социализма С. г., опираясь на уже построенный и ©крепнувший социалистический базис, получает возможность воздействия на производство (через базис) в таких огромных масштабах, которые были не под силу в условиях первой главной фазы, когда социалистический базис только воздвигался.
В функциях С. г. находит своё яркое выражение сущность С. г. как диктатуры рабочего класса, как государства нового, высшего типа. Народно-демократические государства Центральной и Юго-Восточной Европы как государства социалистического типа, государства строящегося социализма осуществляют те же функции, что и Советское С. г. в первой главной фазе своего развития. Возможность располагать опытом Советского С. г. и его братской бескорыстной помощью позволяет этим государствам уже сейчас более широко осуществлять хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию в сравнении с Советским государством в первой фазе его развития, которое не могло опереться на чей-либо опыт в деле создания социалистического базиса и помощь со стороны какого-либо другого С. г., ибо таковых, кроме СССР, ещё не существовало.
Сущность С. г., его приспособленность к требованиям основного экономического закона социализма находят своё яркое выражение не только в его функциях, НО и в- его формах. В противоположность эксплуататорскому государству, всегда представляющему диктатуру меньшинства! над большинством, а поэтому никогда, даже и в том случае, когда оно облекается во внешне демократические формы, не являющемуся подлинно демократическим государством, С. г. представляет собой диктатуру большинства над меньшинством, т. е. диктатуру трудящихся над эксплуататорами, поэтому оно является подлинно демократическим, обеспечивающим полновластие трудящегося народа. Последовательно демократические формы С. г. обусловлены уже тем, что диктатура пролетариата есть высший тип демократии – демократии социалистической. Основной принцип диктатуры пролетариата – союз рабочего класса с крестьянством при руководящей роли в этом союзе рабочего класса – находит своё выражение в форме С. г., обеспечивающей принадлежность всей государственной власти трудящимся города и деревни в лице их представительных органов, являющихся политической основой государства.
Классической формой С. г. является Советская республика. Эта политическая форма диктатуры пролетариата была открыта В. И. Лениным на основе обобщения революционного опыта русского рабочего класса, создавшего в революциях 1905 г. и 1917 г. в России такие новые политические учреждения, как Советы. До февраля 1917 г. марксисты всех стран исходили из того, что наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата является парламентарная демократическая республика. Хотя Маркс ещё в 70-х гг. прошлого столетия указывал, что не парламентарная республика, а политическая организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата, но это положение не получило своего дальнейшего развития. Руководящим положением в этом вопросе стало замечание Энгельса в его критике проекта Эрфуртской программы о том, что демократическая парламентарная республика является специфической формой диктатуры пролетариата. Ленин, исходя из анализа Советов, выдвинутых революционным движением в России, творчески развил марксизм, обогатил его новым положением о республике Советов как наилучшей политической форме диктатуры пролетариата.
Обобщая опыт революционного движения в России, Ленин указывал на VII съезде партии, что если бы «. народное творчество русской революции, прошедшее через великий опыт 1905 г., не создало Советов еще в феврале 1917-го года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы. Этой готовой формой явились Советы, и потому в политической области нас ждали те блестящие успехи, то сплошное триумфальное шествие, которые мы пережили, ибо новая форма политической власти была наготове и нам оставалось только нескольким» декретами превратить власть Советов из того эмбрионального состояния, в котором она находилась в первые месяцы революции, в форму законно-признанную, утвердившуюся в Российском государстве, – в Российскую Советскую республику» (Соч., т. 27, стр. 67–68). Огромные преимущества Советской республики перед парламентарной республикой Ленин ясно раскрыл ещё в работах «Удержат ли большевики государственную власть?» и «Государство и революция», написанных им в 1917 г., накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
Обобщая и развивая гениальное ленинское учение о Советской республике как наилучшей политинеской форме диктатуры пролетариата, неизмеримо превосходящей своим демократизмом парламентарную республику, И. В. Сталин указывал, что Советы являются наиболее всеобъемлющими массовыми организациями пролетариата, единственными массовыми организациями, обнимающими всех угнетённых и эксплуатируемых и позволяющими осуществлять наиболее легко и наиболее полно политическое руководство борьбой масс со стороны их авангарда, т. е. со стороны пролетариата. Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы, непосредственными организациями самих масс, т. е. наиболее демократическими, максимально обеспечивающими участие масс в устройстве нового государства!, максимально развивающими революционную энергию, инициативу, творческие способности масс в борьбе за разрушение старого уклада и строительство нового уклада. В силу своего подлинного демократизма, в силу своего интернационализма, по самой своей структуре Советская власть облегчает пролетариату осуществление государственного руководства обществом, создание и укрепление союза рабочего класса и трудящегося крестьянства, уничтожение всякого национального гнёта, облегчает сотрудничество трудящихся масс различных национальностей и объединение их в едином государственном союзе.
«Республика Советов является, таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма. Парижская Коммуна быиа зародышем этой формы. Советская власть является её развитием и завершением» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 122). В Советах был найден ключ к разрешению национального вопроса.. Формы государственного устройства Советского С. г. обеспечивают братское сотрудничество и равноправие всех народов нашей страны. Опыт показал, что созданные в нашей стране формы государственного устройства многонациональной страны, основывающиеся на. принципах добровольности вхождения в Союз, равноправия всех наций, на принципах ленинско-сталинской национальной политики, обеспечивают братское сотрудничество и дружбу iicpx наций, расцвет национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. вступление Советского С. г. во вторую главную фазу своего развития вызвало, вследствие уничтожения эксплуататорских классов, изменение его организационных форм и расширение социальной базы диктатуры пролетариата. Всё это означало превращение диктатуры пролетариата в более гибкую и более мощную систему государственного руководства обществом. Конституция 1936 г. привела политическую (и юридическую) часть надстройки советского общества в соответствие с глубокими изменениями в экономике и в классовой структуре общества в итоге победы социализма. Изменение форм С. г. во второй фазе его развития идёт по линии дальнейшего расширения социалистической демократии и наилучшего приспособления политических учреждений к условиям победы социализма, к задачам завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Советское С. г. во второй фазе своего развития серьёзно отличается от того, чем оно было в первой фазе, не только по своим функциям, но и по своим формам. Но все эти изменения явились дальнейшим развитием той же политической формы – Республики Советов с учётом изменений в классовой структуре и экономике, при неизменности её сущности – диктатуры пролетариата.
Народно-демократическая республика так же, как и Советская республика в условиях первой фазы Советского С. г., закрепляет полновластие трудящегося народа в условиях существования свергнутых, но ещё не ликвидированных эксплуататорских классов. В отличие от Советской республики в первой фазе развития народно-демократические республики не прибегают к лишению избирательных прав эксплуататоров и их агентуры. Лишение эксплуататоров избирательных прав не является обязательным для всех этапов С. г. и для всех стран, где устанавливается диктатура пролетариата. В условиях существования могучего Советского С. г. и его бескорыстной помощи народно-демократическим государствам, облегчающей им борьбу против свергнутых эксплуататорских классов, лишение избирательных прав эксплуататоров не представляет необходимости. Отдельные особенности народно-демократических республик, как, напр., существование народных фронтов, отличие в структуре некоторых органов и т. д., объясняется специфическими особенностями условий, в которых возникали эти государства. Однотипность Советского С. г. и народно-демократических государств Центральной и Юго-Восточной Европы (на втором этапе их развития) обусловливает в основном и сходство механизмов этих государств, с той, однако, разницей, что механизм Советского С. г. на данной фазе его развития представляет собой механизм, приспособленный к условиям второй фазы развития С. г., характеризующейся отсутствием эксплуататорских классов, наличием морально-политического единства народа, в то время как механизм народно-демократических государств приспособлен к условиям первой главной фазы С. г.
Характерным для механизма С. г., принципиально отличного от механизма эксплуататорского государства, является отсутствие барьера между массами и входящими в механизм государства политическими учреждениями, построение этих учреждений и механизма в целом в соответствии с принципом демократического централизма. Ведущая и руководящая роль во всём механизме диктатуры пролетариата принадлежит Коммунистической партии.
Опыт СССР и стран народной демократии подтверждает, что главным условием, обеспечивающим успешную деятельность С. г., является руководство со стороны коммунистической партии. Политика коммунистической партии является жизненной основой ка.к в СССР, так и в европейских странах народной демократии. Как и в СССР, во всех этих странах, руководящая роль принадлежит коммунистической партии (в некоторых из этих стран она носит название рабочей или трудовой). Все успехи Советского С. г. достигнуты под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Братские партии в народно-демократических и капиталистических странах учатся у Коммунистической партии Советского Союза, справедливо названной первой «ударной бригадой» мирового революционного и рабочего движения.
Опыт Советского С. г., как главного орудия построения социализма и коммунизма, вооружает всё прогрессивное человечество, показывает ему путь к светлому будущему. Советское государство превратилось в серьёзную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку. Неизмеримо вырос международный авторитет Советского С. г. Ныне ни один сколько-нибудь серьёзный международный вопрос не может быть решён без участия Советского Союза.
Обобщая опыт нашей страны, опыт победы социализма в одной стране, находящейся в капиталистическом окружении, И. В. Стадии творчески развил марксизм-ленинизм, обогатил его новым важным выводом о том, что С. г. сохранится и в условиях коммунизма, если к тому времени не будет ликвидировано капиталистическое окружение, а следовательно, опасность военных нападений извне.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза подчеркнул необходимость дальнейшего всемерного укрепления Советского С. г. Советское С. г., сильное сознательностью масс, опирающееся во всей своей деятельности на творческую инициативу масс, под руководством Коммунистической партии идёт к новым успехам коммунистического строительства.