Что значит отдавать десятину
«Чтобы больше получить, нужно больше дать. Десятина идет на пользу не только берущему, но и в первую очередь дающему. Регулярно отчисляя десятину, вы можете привести в действие космические силы, которые принесут вам постоянное изобилие»
/Джек Кэнфилд/
Правило десятины существует с тех пор, как людям стали известны космические законы и как они работают. Речь идет о законах обмена энергией и кругооборота энергии. До наших времен правило десятины дошло как «церковное» отчисление в размере 10% дохода. Как мы знаем, космические законы действительны для всех уровней существования. Они так же работают на материальном уровне и соответственно в мире денег. Законы Вселенной, которые нас окружают, влияют на нас намного больше, чем вы можете себе представить. Десятина, как один из этих законов, позволяет создать дополнительное движение денег, которое в конечном результате приводит к еще большему обогащению. При этом важно понимать следующее — десятину отдают не потому, что хотят получить больше денег. Десятину отдают, потому что уже получили деньги.
Конечно, не существует прямой зависимости между количеством отданных денег и получаемых. Так же, как и у нас есть варианты, как отдавать десятину, так и у Вселенной есть варианты, как отблагодарить нас за это. Возможно, если вы сегодня поможете кому-то, завтра вам заплатят премию, намного превышающую ваши ожидания. А, возможно, вознаграждение придет в виде нового партнера по бизнесу. А может быть, намного важнее денег для вас в тот момент будут взаимоотношения в семье, и именно этот аспект вашей жизни, который не купить за деньги, будет улучшен.Невозможно предсказать, как вам воздастся ваше пожертвование; деньги – это самый распространенный вариант. Но воздаяние может также прийти и в виде примирения с кем‑то, с кем вы давно были в ссоре, или в виде подарка, новых отношений, исцеления или карьерного роста. Есть масса способов воздаяния за добро.
Процветание подразумевает циркуляцию. Вам необходимо приводить субстанцию в движение, чтобы избежать стагнации. Когда вы осознанно платите десятину, вы побуждаете к действию многие другие законы, создавая волны взаимообмена, которые, так или иначе, возвращаются к вашим берегам.
И напоследок.
Абсолютно НИЧТО не происходит с нами ПРОСТО ТАК. На самом деле, все события в нашей жизни – это следствия определенных причин, которые можно объяснить в соответствии с законом взаимообмена. Можно усомниться в этом, не зная истинной причины чего‑либо, но это действительно так. То, что мы считаем чудесами, – это следствия причин, которых мы даже не осознаем.
Каждое обстоятельство вашей нынешней жизни – результат причин, которые вы создали. Поэтому если вы хотите изменить свои обстоятельства, измените то, что вы отдаете Вселенной: отдавайте только добро – и получать будете только добро.
«Не нужно быть богатым человеком, чтобы поменять мышление, но нужно поменять мышление, чтобы стать богатым человеком» / Роберт Кийосаки /
P.S.: ( заинтересованным на заметку)
С помощью закона «десятины» и следующего несложного обряда, на его основе, неплохо налаживается денежный поток. Итак, если у вас плохо идут дела, то надо дождаться прихода ощутимой суммы денег( подарка, зарплаты, только не заемные деньги, с ними этот обряд делать нельзя) и отложив 10% от суммы сделать следующее:
Эту «десятину» держать в руке и говорить: «Семь жизненных сил и золота сила, дайте мне ровное и скорое насыщение денежное. Крепит не желтое золото мои пути, а те семь моих жизненных сил, что на помощь зову, но достигнет помощь меня мировою силою Господнею. Золота не даст Господь желтого, кому нет помощи от мирового сложного закона, который тем дает, кто умножает, но при этом и отдает свое без сожаления. Нужно прежде без сомнения отдать, а потом желтого злата ждать. Аминь». Заговорить так деньги в период роста луны и отдать нищему. Удача вернется, но помните, что прибыль тогда будет, когда отдадите без сожаления.
О десятине
Как бы мы ни жаловались и не ворчали по этому поводу, мы знаем, что уплата налогов – часть наших обязанностей как граждан страны. Точно так же – и нам следовало бы это знать – мы как прихожане обязаны вносить вклад в финансовую поддержку нашего прихода. Однако по ограниченным и скудным бюджетам, которыми приходится довольствоваться столь многим нашим приходам, очевидно, что эта область нашей христианской жизни, к сожалению, остается без внимания. Почему так происходит? И что можно сделать, чтобы это исправить?
Священникам неловко говорить на эту тему: они не хотят показаться жадными до грязной наживы; деньги, как правило, являются деликатным вопросом; людям надоедают и даже досаждают частые просьбы, а священники не хотят кого-то обидеть, предполагая, что кто-то жертвует недостаточно, или создать впечатление, что Таинства имеют ценник. Прихожане же часто не знают, что от них ожидается в этом отношении: есть символические членские взносы, но нет никаких «правил» относительно пожертвований, как, например, в случае с постами. Поскольку такие пожертвования – дело абсолютно добровольное, мы, как правило, жертвуем от «избытка», покрыв прежде наши «реальные» расходы: питание, коммунальные платежи, медицинское страхование и т.д. Очень легко полагать, что другие прихожане в состоянии пожертвовать больше, чем мы, и что, как только мы достигнем финансовой безопасности, мы тоже будем отдавать приходу больше. Те из нас, кто вырос в Церкви, могут думать: приход «всегда» был; его счета «всегда» как-то оплачивались; то, что соберут на блюдо для пожертвований, дополнится выручкой с ежегодной благотворительной ярмарки, а если нужно что-то особенное – скажем, новые облачения, – об этом будет объявлено в приходе. У других может быть возвышенное представление о приходе как о месте, где «отложение всякого житейского попечения» касается также и финансовых забот. Многие из нас жертвуют в порыве вдохновения, и мы можем жертвовать очень щедро на то дело, которое, по нашему мнению, особенно этого заслуживает, но этим не выполняется наш долг перед нашим приходом, который редко становится получателем таких вдохновенных пожертвований.
Эти различные взгляды и отсутствие единой практики в значительной степени объясняют плачевное финансовое положение, в котором сегодня находятся столь многие наши приходы. Только самые крупные приходы Русской Православной Церкви Заграницей – и то не все – поддерживают свое духовенство. Люди ожидают, что их священник будет в церкви воскресенье за воскресеньем (не говоря уже о субботних вечерах и праздниках), приходя раньше всех и уходя позже всех, будет доступен по телефону для совета и в экстренных случаях, будет всегда готов при необходимости отслужить молебен или панихиду – и все это в дополнение к светской работе на полную ставку и заботе о своей семье. Как в таких условиях вообще можно ожидать, что у священнослужителей будет достаточно сил на надлежащую организацию приходской жизни или благовестническую деятельность? Многие из них уже на грани выгорания. Очевидно, что, если бы наши приходы имели надежный и достаточный доход, который мог бы обеспечить поддержку священника, они могли бы гораздо эффективнее вести как внутренние, так и внешние дела.
Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост
Однако эти практические соображения не являются сутью вопроса, которая кроется прежде всего в духовной сфере. Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост. Мы жертвуем не ради своего прихода – это просто следствие; мы жертвуем ради своей души. Жертвуя, мы должны руководствоваться не бюджетом прихода, а библейскими принципами.
В Ветхом Завете израильтянам было заповедано отдавать Господу десятую часть своих поступлений (см.: Лев. 27: 30–34; Числ. 18: 21–24). Это называется десятиной и в перекладе на современные реалии означает десять процентов от совокупного дохода. С наступлением Нового Завета многие ветхозаветные законы и правила устарели. Вместе с тем Сам Христос ясно дает понять, что требование уплаты десятины не было упразднено. В часто цитируемом отрывке на эту тему Он укоряет фарисеев не за уплату десятины, а за оставление важнейшего в законе: суда, милости и веры – сие надлежало делать, и того (т.е. десятины) не оставлять (см.: Мф. 23: 23). Христос пришел «не нарушить закон, но исполнить его» (Мф. 5: 17), вдохнуть жизнь в то, что превратилось в мертвый и пустой формализм. Христос осуждал не соблюдение фарисеями закона, а их отношение: их гордость, их тщеславие, их самодовольство, их презрение к тем, кто не соблюдает букву закона. Это была их мера праведности.
Но вот что говорит нам Христос: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Затем Он продолжает противопоставлять минимализм ветхозаветного закона с максимальным намерением, лежащим в основе Его новозаветной этики: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего… подлежит суду» (Мф. 5: 21–22). Прелюбодеяние и развод переосмысливаются аналогичным образом, в то время как принцип «око за око и зуб за зуб» вытесняется более высокой заповедью подставлять другую щеку. Ведя Своих слушателей еще выше по духовной лестнице, Христос повелевает им любить своих врагов, благотворить ненавидящим… Наконец, Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Таким образом, мы видим, что десятина была и остается базовым требованием нашей духовной жизни. Десятина должна быть для нас делом само собой разумеющимся. Она также не должна давать нам повода для гордости, поскольку мы просто выполняем свой долг как рабы, ничего не стоящие (ср.: Лк. 17: 10). Десятина стоит выше милостыни на пути к совершенству, на котором далеко впереди нас находятся ранние христиане, которые продавали свои дома и земли и приносили вырученные деньги к ногам апостолов для раздачи (см.: Деян. 4: 32–35), и вдова, чьи две лепты, положенные в сокровищницу, составляли все ее пропитание (см.: Мк. 12: 42–44).
Некоторые могут возразить: «Как я могу давать десятину с зарплаты, когда я и так едва справляюсь, не говоря уже о регулярных расходах и сбережениях на обучение и на пенсию…» Мать-одиночка с двумя сыновьями, едва сводящая концы с концами, выступила с аналогичными возражениями, когда один знакомый порекомендовал ей откладывать десять процентов от своей скромной зарплаты. Но она решила попробовать. Она начала с трех процентов и, обнаружив, что разница едва заметна, стала откладывать уже пять, затем семь и вскоре десять процентов. Сейчас эта женщина – финансовый консультант на Уолл-стрит.
Многие протестанты жертвуют десятину, и нет причин, по которым мы, православные, не должны следовать их примеру. Если мы боимся, что это вызовет у нас финансовые затруднения, мы можем начать с меньшей суммы, как женщина в приведенном выше примере или как человек, который только начинает поститься. Однако в конечном счете мы должны дойти до десяти процентов, что является нашим моральным долгом. Это должно стать вопросом совести, как пост или утренние и вечерние молитвы.
То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок
Нас не должно беспокоить, дают ли десятину другие люди в приходе или как именно приход использует наши деньги (при условии, что нет явной коррупции). То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок. И мы должны отдавать десятину охотно, памятуя о том, что все, что у нас есть, – от Бога и что наша десятина принесет пользу нашей душе, как обещал Господь, Который сказал через Своего пророка:
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня… не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? И блаженными называть будут вас все народы…» (Мал. 3: 10–12).
Журнал «Orthodox America», август 1997 года.
Прибыль с десятины
О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.
«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.
Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать – “что ты делаешь? кому все это надо?” – и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!»
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня – дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».
Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.
Новый Завет – призыв к совершенству
«Новый Завет не имеет предела, – объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной – это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».
Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).
А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»
«Не искушай Господа Бога твоего»
Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, – рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».
Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я – старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.
Десятина в Библии
Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже». Давайте выясним, насколько это мнение верно.
Учение о десятине подробно описано в Ветхозаветном Законе:
I. Учение ветхозаветного закона о десятине:
1. Что считалось десятиной?
Лев.27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».
Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:
– десятую часть от плода земли,
– десятую часть от плода деревьев и
– десятую часть от плода скота.
2. Каково было предназначение десятины?
Чис.18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иез.44:29-30 «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение».
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» ( Чис.18:25-29 ).
3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Чис.18:22-24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». Нав.18:7 «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их».
4. Куда сдавались десятины?
Втор.12:5-7, 11-12, 17-18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. …тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими».
Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм – место обитания Господа Бога.
Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» – в дом Божий: Мал.3:8-12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».
5. Год десятины
Втор.26:12-15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.
Дополнительные места Писания о десятине:
Неем.10:32-39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».
Неем.12:44-45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона».
Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притч.3:9-10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».
II. Десятина и Новый Завет
1. Новый Завет о ветхозаветной десятине
Лк.18:11-12 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Евр.7:5 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых».
Эти три отрывка из Нового Завета относятся к еврейской практике давать десятину, которая предназначалась для левитов и священников – служителей Ветхого Завета.
2. Новый Завет о материальной поддержке служителей
В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования: 1Кор.9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».
Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?
Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Гал.6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».
3. Новый Завет о пожертвованиях
Даяние в Новом Завете не ограничивается десятиной от доходов. Поскольку всё, что мы имеем, принадлежит Богу (а также и мы сами, согласно 1Кор.6:19 ), то мы должны быть верными и благоразумными управителями всего, что нам доверил Господь.
Новый Завет призывает христиан не только поддерживать служителей, но и быть щедрыми по отношению к нуждающимся, особенно к братьям и сестрам по вере. Согласно новозаветному учению, даяние должно быть добровольным и щедрым: 1Кор.16:1-3 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим».
Пожертвования на нужды церквей, согласно Новозаветному учению, является доказательством христианской любви: 2Кор.8:24 «Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».
Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: 2Кор.9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно. Господь просто не хочет ограничивать нашу щедрость.
Один христианин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жертвуемая нами, а состояние сердца, с которым мы это делаем. Возьмем в пример раннюю церковь, когда люди с радостью продавали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто большее. Им не было жалко расставаться со своим имуществом. Это делалось не под страхом наказания, а от исполнения Божьим Царствием внутри. Мы же, когда отсчитываем 10% дохода, чтобы случайно не отдать лишнего, оскорбляем Бога».
Конечно, лично Богу десятины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему принадлежит вся вселенная. Десятины же, во-первых, нужны нам самим: для проверки и укрепления, для очистки наших сердец от сребролюбия и жадности («Ибо доброхотно дающего любит Бог» 2Кор.9:7 ).
Во-вторых, десятины нужны церкви для содержания служителей. Задумайтесь, разве во времена Ветхого Завета Бог не мог кормить левитов сверхъестественным образом, например, манной? Для Господа нет ничего невозможного. Однако Он сказал, что именно Израиль будет их уделом. Левиты жили на те десятины, которые приносили евреи в храм. Аналогичным образом от новозаветных десятин и пожертвований существуют сегодня служители и миссионеры.
III. Десятина вне Ветхого и Нового заветов
Десятина – не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку – «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Быт.14:17-20 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».
Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Заметьте, это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.