Что означает слово холоп в древней руси
Значение слова «холоп»
3. перен. Презр. Прислужник, приспешник кого-л. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Гоголь, Тарас Бульба. Прежде чем покарать захваченных фашистов и их холопов, надо было получить у них сведения о расположении военных баз и складов. Поповкин, Семья Рубанюк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ХОЛО’П, а, мн. холо́пы, ов, и (устар.) холо́пья, ьев, а также холо́пи, ей, м. 1. В древней Руси — раб (истор.). Кабальный х. Полный х. || Крепостной крестьянин, крепостной слуга. В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов. Я князей Утятиных холоп. Некрасов. Саньку не отдадим за деревенского холопа кабального, — найдем в Москве купеческого сына. А. Н. Толстой. Я холопям потакать не намерена. Фонвизин. 2. перен. Человек, пресмыкающийся перед кем-н., готовый на всё из раболепия, низкопоклонства (презрит.). Что нужды мне в торжественном суде холопа знатного, невежды при звезде. Пушкин. 3. Валет, то же, что хлап (старин.). 4. Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для задника для снимания сапог (устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова яз (существительное):
Все они называют себя холопами
(chlopi, Chlopn), то есть рабами государя.
Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии, 1549
1) Холопство как общественный институт недоговорного типа
До монгольского нашествия (1240) отношения между князем, его дружиной и боярами в Киевской Руси строились на принципах вассалитета (отношения договорного типа), с разной степенью зависимости от князя каждой группы администраторов. Дружинники самой младшей группы («детские») являлись фактически слугами князя, члены старшей дружины обладали правом голоса и оказывали влияние на принятие решений, а в случае возникновения противоречий могли отказаться от похода задуманного князем или изгнать его (режим военной демократии).
В ходе монгольского завоевания дружинная организация Киевской Руси понесла катастрофические потери (примерно 2/3 князей, бояр, дружинников), среди родов московского боярства очень мало фамилий известных до нашествия.
Для защиты от нападений монголов, центр Руси перемещается в лесные, речные и озерно-болотистые регионы северо-востока (Московская Русь), куда начало мигрировать население с разоренных территорий, князья этого региона принимали беженцев на условиях полного подчинения.
Немногих выживших представителей старой знати из южных княжеств наделяли землей с условием абсолютного повиновения (положить «живот» за князя); в любой момент по зову князя они должны были выступить «конно, людно (боевые холопы, были и такие) и оружно» (с XIII в.).
Новая знать возникала на княжьем дворе, из княжих слуг (холопов) привыкших к повиновению; их назначали администраторами в села и города, эти служивые люди позже превратились в дворян.
2) Существующая этимология
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
б) Толковый словарь В. Даля
3) Применение термина в русском языке
* Повесть временных лет (известна по спискам XV века): «ате и кормимъ зде ; а холопы наши и смерды выдаита ; и не послуша сего ; володарь».
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «В Самарии же царствова Иеровамь, холоп Соломонь, иже створи две краве злате, и постави едину в Вефили на холме, а другую въ Ендане, и рек: «Се бога твоя, Израилю»».
* Кахетинский царь Александр I. Верительная грамота, данная [кахетинским царем] Александром [I] послам Нариману, Дамияну и сопровождающему их чеченцу Хозе-Маруму, отправленным [в Москву] к великому князю [Ивану III Васильевичу] (1483-1491)
«Ведомо бы было, что из дальные земли ближнею мыслью менший холоп твой Александр челом бью».
4) Обобщение и вывод
а) Макс Фасмер привел массу примеров истолкования термина «холоп» из разных языков, однако остановиться на каком-либо мнении не смог: «Все существующие этимологии недостоверны», такого же мнения придерживаются и современные комментаторы: «Этимология не установлена».
б) И чего там «устанавливать»?
Бог – еврей, христианство – еврейская религия, литература – еврейская (подпорчена греками и римлянами), европейцы – христиане (пока), если всё это увязать с фактами иудеохристианского мышления, то остаётся только взять словарь иврита и начинать толковать действительность в связи с терминологией Библии.
Но ведь это «просто» скажет читатель, и будет прав. У лингвистов другое понимание действительности, надо забросать читателя терминами, не имеющими логико-лексической СВЯЗИ с анализируемым словом, запутать его, а затем можно выдвинуть самую фантастическую версию (кому охота разбираться?).
Причем здесь греческая терминология, она не соответствует понятию ХОЛОП?
Причем здесь праславянская и прарусская форма (в письменности не зарегистрированы)?
Какая связь с готским (непарный, нечетный), с древнеиндийским (говорить неразборчиво, негодяй); с немецким языком – плут, шут?
Большая часть представленных для анализа терминов не соответствуют термину ХОЛОП ни по форме (графика, фонетика), ни по содержанию (семантика).
в) Наиболее близка этимология: «Менгес высказывает предположение, что это слово заимств. из тюрк. формы, предшествующей тур. хаlfа «подручный, раб», араб. происхождения». Однако это направление не доведено до логического конца, не указаны литературные источники и носитель. Никто из исследователей не опирается на еврейский язык и идеологию иудеохристианства.
Вывод
Целесообразно проверить связь термина ХОЛОП с лексикой иврита и библейскими образами.
5) Терминология иврита и библейские образы
Преобразуем русский термин ХОЛОП в термин иврита (где гласные не пишутся) – русск. ХОЛОП = Х.Л.П., перевернём его, наоборот (в иврите письмо справа налево) = П.Л.Х., проверим корень иврита П.Л.Х. в словарях и в библейских текстах.
Русск. ХОЛОП = наоборот ПОЛОХ = без гласных П.Л.Х. (выплыл корень иврита) = ивр. П.Л.Х., ПАЛАХ вспахивать; ПАЛАХ крестьянин, хлебопашец, феллах.
Форма от корня П.Л.Х. – ПЕЛАХ, ПОЛЕАХ вспахивать, преклоняться, совершать богослужение, в общем виде – служение (господину, Богу).
* См. стронг иврита 6398 ПАЛАХ плуг, вспахивать, переход на стронг 6399 ПЕЛАХ служить
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 381;
б) Библейский образ
Термин П.Л.Х., ПАЛАХ применяется в значении СЛУЖИТЬ (Богу) в книге пророка Даниила (VII-VI вв. до н.э.). В еврейской традиции Даниил не считается пророком, книгу относят к Учительным писаниям.
* Даниил 3:12: «богам твоим не служат (ПАЛАХ), и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются».
* Даниил 6:16: «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь (ПАЛАХ), Он спасет тебя!». Также применяется в стихах 3:14, 17, 18, 28; 6: 20; 7:14, 27.
Таким образом, очевидно, что термин «холоп» заимствован из книги пророка Даниила, как образец беззаветного служения Богу и соответственно господину (власть господина от Бога); слово-символ, пример для подражания.
Его раннее присутствие в текстах Древней Руси свидетельствует о том, что государственность Киевской Руси строилась по библейской модели, на ОБРАЗАХ и ДЕЯНИЯХ библейских персонажей (своих ещё не было).
Термин «холоп» является транслитерацией (передача слова другим алфавитом, другой системой письма) еврейского корня П.Л.Х. со значениями: слуга, служить, служение богу.
ХОЛОП
Смотреть что такое «ХОЛОП» в других словарях:
ХОЛОП — муж. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю… … Толковый словарь Даля
ХОЛОП — ХОЛОП, холопа, мн. холопы, холопов, и (устар.) холопья, холопьев, а также холопи, холопей, муж. 1. В древней Руси раб (ист.). Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга. «В зубы холопа примерного, Якова верного,… … Толковый словарь Ушакова
холоп — См … Словарь синонимов
холоп — холоп, род. холопа; мн. холопы, род. холопов и устарелое холопья, холопьев и холопи, холопей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
холоп — ХОЛОП, арх., истор. – Раб, несвободный человек в Древней Руси и Русском государстве. Матвей Михайлович получил от государя сердитое послание, в котором он отчитывал его, как последнего холопа (3. 385). См. Фасмер 4. 257: др.русск. холопъ «то же»… … Словарь трилогии «Государева вотчина»
Холоп — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия
холоп — Общеслав. Исходное *cholpъ > холоп после развития полногласия и отпадения конечного редуцированного ъ. Этимология не установлена. Скорее всего, суф. производное (суф. p ) от той же основы (кол ), что и др. рус. холокыи «холостой», холостой.… … Этимологический словарь русского языка
холоп — а, м; ХОЛОПЬЯ, ев, мн. 1. В древности лицо, находившееся в зависимости, по форме близкой к рабству. ◘ БОЯРСКИЙ ХОЛОП, ◘ КАБАЛЬНЫЙ ХОЛОП. ► [Хрущев:] Так, государь, отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья. // Пушкин. Борис Годунов //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
ХОЛОП
холоп 1. м. 1) а) Тот, кто в Древней Руси находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству. б) Дворовый, крепостной слуга. в) Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него. 2) перен. Тот, кто пресмыкается перед кем-л., кто готов на все из раболепия, низкопоклонства. 2. м. устар. Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для задника, использовавшееся при снимании сапог.
холоп
м. ист.
villein, serf, bond slave; (перен.) lackey
I. КРІПА́К (особисто залежний від поміщика й прикріплений до земельного наділу селянин), ПАНЩА́ННИК, ПАНЩА́НИН, ХОЛО́П заст., КМЕТ (КМЕТЬ) заст.; О́ТЧИЧ (селянин у Росії, Литві та Україні в XV-XVІІ ст., предка якого позбавлено права переходу). — Пан продав непокірного кріпака другому у село, де жила і Уляна (Панас Мирний); Невже пропаде й панщина, і хлопи будуть вольні? Шляхту потоптали в болото, в багно! І хто потоптав? Мої закатовані вороги, козаки та мої панщанники хлопи (І. Нечуй-Левицький); Не хочеться за діло взяться, наче не її руки, — усе так неспірно, недотепно роблять, як тії панщани (Ганна Барвінок); У Києві на Подолі Братерська наша воля Без холопа і без пана Сама собі у жупані Розвернулася весела (Т. Шевченко); А той народ, що з-за Дніпра Колись од лядської неволі Сюди прийшов шукать добра. Став кметом пана і потяг Свій піт гарячий в панські скрині (Я. Щоголів).
ПРИСЛУ́ЖНИК (той, хто виконує чиюсь волю, прислужується комусь, виконує перев. дрібні, часто ганебні доручення), СЛУГА́, ПОПЛІ́ЧНИК розм., ПОПИ́ХАЧ розм., ПОБІ́ГАЧ розм., ПОСІПА́КА розм., ПІДПОМАГА́Ч розм., ПОШТУРХО́ВИСЬКО розм., ЛАКЕ́Й зневажл., ЛЬОКАЙ зневажл., ЛАКУ́ЗА зневажл., ЛАКИ́ЗА зневажл., ХОЛО́П зневажл., ХОЛУ́Й зневажл., РАБ зневажл., ПЕС перев. із сл. вірний, сторожовий і т. ін., зневажл., ПРИСПІ́ШНИК зневажл. рідше, ПОШТУ́РКАЧ діал. — Тут дехто з ваших односельчан радив вам віддатися на ласку царських прислужників. Погана це порада! (А. Головко); Цензор підморгнув одному з своїх поплічників і тихо підступив до замріяного дивака, який все ще дивився в вікно (П. Колесник); Гарні харчі, добра платня робили своє діло: люди звикли до становища попихачів і потроху навчилися догоджати примхам вередливої господарки (Л. Яновська); Розпухла рука боліла майже три тижні, і цей час він був тільки за побігача (О. Досвітній); Він нидіє в коморі, поки прибіжать воєводські посіпаки і викурять його звідси (П. Загребельний); (Мати (до Лукаша):) Та невже ж ти не скажеш їй стулити губу? Що ж то, чи я їй поштурховисько якесь? (Леся Українка); — Власті тобі захотілось! Де ж пак, староста! А яка з тебе власть! Лакей нещасний! (І. Цюпа); То був кріпак. Але душею не льокай (В. Еллан); — Тату, а як справжнє прізвище Кажана? — Навіщо він тобі здався, той Кажан? Уламок імперії і панський лакуза (О. Донченко); Раби і підніжки всякої влади палять фіміам навіть земським начальникам (М. Коцюбинський); За харчі вони стали вірними панськими псами (М. Стельмах); Без Вересая не можна було нам обійтись тоді, коли й самі слова «трудящий», «селянин», «простолюдин», «мужик» викликали роздратування у панів, у приспішників трону (П. Тичина); Походив, походив хлопець жебраним та й напросився до іншого ґазди за поштуркача (П. Козланюк).
РАБ (той, хто сліпо виконує волю вищої особи, принижується перед кимсь), ПЛАЗУ́Н зневажл., ПІДНІ́ЖОК зневажл., ХОЛО́П зневажл. — Слухай. Я тебе люблю, За раба тобі стаю, Буду раб до гробу! (А. Кримський); Яка величність І неосяжність — Ця безліч зоряних світів! А тут — безличність, А тут продажність Людей, двоногих плазунів (М. Вороний); Німії, підлії раби, Підніжки царськії, лакеї Капрала п’яного! (Т. Шевченко).
Смерды и холопы: как жили низшие касты на Руси
Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».
Права смердов
Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.
После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.
Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.
Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.
Холопы и их права
Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.
Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.
Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.
Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).
Разряды холопов
Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».
Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.
Переход в другое сословие
После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).
Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.
Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.