Что значит одночастная композиция

Одночастная форма, двухчастная и трёхчастная формы

Из вышесказанного было видно, что куплет рассмотренного нами примера состоял из двух предложений, которые в свою очередь объединяются в период. Итак, период – это наименьшая, самостоятельная, законченная музыкальная форма. Законченность позволяет использовать период в качестве формы самостоятельного произведения вокальной или инструментальной миниатюры. И если при этом произведение будет иметь еще вступление и заключение, – все равно его форма, содержащая одну музыкальную мысль, будет одночастной.

Мы говорили о значении принципа чередования уже знакомого с новым. Этот же принцип часто лежит в основе соотношения крупных частей музыкальной формы.

Чтобы дать какое-нибудь существенное развитие темы, необходимо выйти за рамки одночастной формы, строить композицию из большего количества частей. Так возникают простые формы: двух и трехчастные.

Названия простых форм ясно указывают число частей и ничего не говорят об их содержании, их роли в форме и о том, каковы взаимные связи между частями.

Как уже говорилось, в народной музыке широко используется сопоставление контрастных частей в произведении. Отсюда и вырастает простая двухчастная форма в ее современном виде. Подобно периоду, она может служить формой небольшого самостоятельного произведения, а может быть частью более развитой формы.

Первая часть чаще всего период. Вторая тоже не сложнее периода, но все же это вполне самостоятельная часть, а не просто дополнение к первому периоду. Вторая часть никогда не повторяет первую. Но, несмотря на контрастность между частями, почти всегда ясно слышится связь.

В двухчастной форме может встречаться реприза.

Тогда музыкальное произведение будет состоять из двух периодов, причем во втором периоде повторяется одно из предложений первого.

Двухчастная форма имеет большее количество разновидностей, чем трехчастная. Она может встречаться в песне: запев – 1я часть, припев – 2я часть. В двухчастной форме нередко пишут первые разделы строевых маршей, какой-нибудь раздел части симфонии, квартета, сонаты.

Источник

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Что значит одночастная композицияВы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественЧто значит одночастная композицияный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Что значит одночастная композицияСередина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

Что значит одночастная композиция

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Что значит одночастная композицияСложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Что значит одночастная композицияВариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Что значит одночастная композицияВот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

Что значит одночастная композиция

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Источник

Период, предложение. Одночастная и двухчастная формы

Мы уже знаем, что музыка и речь имеют очень много общего. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свою форму высказывания.

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского «двигаю»). Так называется наиболее яркий запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким.

Фразы объединяются в предложения.Предложения завершаются кадансом(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Он завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.

Из предложений составляется период. Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма.Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и неповторного строения. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, Такой раздел называется – дополнение.

Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода.

Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Иногда второй период построен на материале первого, но есть произведения, в которых периоды различны.

Как форма самостоятельного произведения простая двухчастная форма встречается намного чаще, чем одночастная. Это небольшие инструментальные пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского С. Рахманинова, А. Скрябина и др.; романсы и очень часто песни, в которых 1 период – куплет, а 2 период – припев; части или разделы крупных форм – сонаты, квартета, симфонии.

Задания:

1. С каким понятием в литературе можно сравнить период? Почему?

2. Найдите период в произведении из репертуара по специальности. Определите его строение.

3. Вспомните и запишите не менее 5 примеров песен, имеющих припев и куплет.

Урок 2

Трехчастная форма.

Повторность – простейший принцип для создания музыкальной формы. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

— во-первых, повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в нее, оценить незамеченные ранее художественные детали;

— во-вторых, повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

— в-третьих, повторение музыкального материала после изложения нового придает форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA), состоящая из трех периодов, где

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец».

Трехчастная форма бывает простая и сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например:

А В А

A b a b

Часто известная нам двухчастная форма получает дополнительное название репризная (АВа), если

А – изложение музыкальной темы;

В – 1-е предложение развивает тему А или представляет новый

контрастный материал, а 2-е предложение а –является

повторением первого предложения части А.

Трехчастна форма – один из самых популярных принципов построения музыкального произведения, отражающий существенную жизненную закономерность. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта, от начинающего малыша до знаменитого артиста. Это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных произведений.

Задания:

1. Пользуясь диаграммой, определите даты жизни и смерти Э. Грига.

2. Какова роль контраста в простой трехчастной форме? Найдите в своем репертуаре пьесу, написанную в простой трехчастной форме. Определите, какова роль второй части, третьей части?

3. Нарисуйте или подберите картинку, на которой предметы будут расположены симметрично.

Урок 3

Форма рондо

Мы уже знаем, что повторность является важнейшим принципом построения музыкальной формы. Но есть еще один не менее важный принцип – контраст. Форма, с которой мы теперь познакомимся, на равных основаниях строится на принципах контраста и повторности (репризности). Называется она – рондо, что в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня». В старину по кругу водили народные песни-хороводы. В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – припев) должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

А В А С А

рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен

Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке. Инструментальные пьесы, романсы, хоры, оперные арии, последние части крупных форм – сонат и симфоний – пишутся в форме рондо.

Задания:

1. Вспомните сказки, в которых можно найти черты рондо.

2. Прочитайте стихотворение Ю. Тувим, есть ли в нем черты рондо.

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался не плох!

3. Сделайте творческую работу в «форме рондо», на выбор: рисунок, сказка, стихотворение.

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Что значит одночастная композиция

Что значит одночастная композиция

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

«Построение музыки. Одночастная форма произведения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Преподаватель методики преподавания музыки: ________/ Н.В. Царан/

Учитель________/ Н.В. Лазутова

« Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения»

Провела студентка группы ПНК-21: Ануфриева К.А.

Место проведения: 3 «Д» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

Дата проведения: 25.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Н.В. Царан/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н.В. Лазутова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Н.В. Царан/

Тема: « Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.

2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.

3.Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений.

Учебно-методическое обеспечение наглядность (слуховая): Презентация, Чайковский П.И симфония №6, 3 часть; Л. Бетховен «Сурок», симфония №5, симфония №8; Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»

1. Выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

2. Наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

3. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений;

4. Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, рисунках по музыкальным произведениям.

1. Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

2. Умение формулировать собственное мнение и позицию;

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

1. Умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;

2. Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями музыки на основе выявления сущностной связи;

3. Распознавание настроения, чувств, выраженных в музыке.

1. Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач.

Ι. Мотивация познавательной деятельности.

Здравствуйте! Меня зовут Кристина Александровна, и сегодня ваше занятие проведу я! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся новыми видами построения музыки и научимся отличать её от других видов.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Мы тоже с вами размышляли о том, что музыка выражает мысли и чувства человека. Но у Бетховена музыка ещё и связывающее звено между чувством и мыслью. Что же проясняет для нас это высказывание? Представьте себе, что у вас возникает чувство необычное, сильное и хочется им поделиться. Вы ищете слова, поизносите их, но, кажется, что-то главное при этом теряется. И сколько бы ни добавлять ещё уточняющих слов, всё не то! Оказывается, не всё можно высказывать словами! Но вот зазвучало всего лишь несколько нот, и мы переживаем гибель героя, тоскуем о том, кого любим, стремимся к заветной цели.

Музыкальная интонация из Симфонии №5 Бетховена

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Музыкальная интонация из «Арии Сусанина»

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Музыкальная интонация из «Песни Сольвейг»

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

ΙΙI. Выявление места и причины затруднения.

Итак, тема нашего урока : «Введение в тему

«Построение музыки». Одночастная форма произведения»

Для владения всеми средствами выразительности, композитор много работает над формой всего произведения: ад его целым и тем, из чего она состоит.

Ничто не существует без формы. Возьмём, для примера, любую вещь: вазу, платье, шкаф, дом, мяч, наконец – рояль…..

Чтобы они стали нужны человеку и были красивы, мастера находят нужную форму для каждой. Представьте себе вместо платья – один рукав, дом без одной стены или просто одну крышу.

А можно ли в половину вазы поставить или налить что-нибудь?

А квадратный мяч разве покатится?

И хотя музыку и её содержание нельзя потрогать руками, вылепить, как сосуд, из глины или выстругать из дерева, форму её можно ощутить, понять. Бесформенной она быть не может.

Ребята, как вы понимаете, что такое форма музыки?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *