Что значит нет пророка в своем отечестве
Нет пророка в своем отечестве
(значение) — люди не верят в гениальность, в талант человека, который находится рядом с ними. Считается, что все лучшее и гениальное рождается не у нас, а где-то далеко (поговорка).
«. Иисус же — сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».
Процитируем этот отрывок Евангелие от Матфея :
«Мф13:53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
Мф13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
Мф13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Мф13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
Мф13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Мф13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их».
Из этого текста понятен смысл — люди которые жили рядом с Иисусом удивлялись его способностям, не доверяли им. Это общее свойство людей не верить в талант, гениальность тех, кто рядом.
Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть раведен пророк в отечестве своем».
В словарях
(книжн.) — о верных суждениях, уме, которые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].
✍ Примеры
«. к глубокому сожалению, Федор Алексеевич Кульков не может сейчас за границу выехать — сидит, сердечный друг, за свой опыт. Нет пророка в отечестве своем.»
«Рассказ о герое германской кампании» (1925 г.):
«Васька Егудилов, ей-богу, замечательней какого-нибудь Пуанкаре. Эх, нет пророка в отечестве своем!»
Письмо И. И. ОРЛОВУ 22 февраля 1899 г. Ялта :
«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse* и несмотря ни на что.»
Нет пророка в своем отечестве
Нет пророка в своем отечестве
Из Библии. Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57): «. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».
Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть пророка в отечестве своем».
Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке.
Смотреть что такое «Нет пророка в своем отечестве» в других словарях:
Нет пророка в отечестве своем — крыл. сл. Несть пророка в отечестве своем Выражение из Евангелия (Матф., 13, 57; Марк, 6, 4; Лука, 4, 24; Иоанн, 4, 44), где имеет значение: пророка не ценят в его отечестве, в его доме … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия
РЕЛИГИЯ — (от лат. religio восстановление или воспроизводство лиги, связи) стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от… … Современный философский словарь
Александр Кумор — афорист Ангельское терпение требует дьявольской силы. Ах, как мучительна ненависть без взаимности! Ах, как хочется вернуться к природе! с сигарой и рюмкой коньяку. Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Безобразный не потому безобразен, что у… … Сводная энциклопедия афоризмов
АДУ-1000 — В тексте этой статьи используются сокращения, не входящие в список допустимых к использованию. Пожалуйста, оформите статью согласно общим правилам и указаниям. Эта статья включает описание термина «Плутон»; см. также другие значения … Википедия
Зевин, Евгений Михайлович — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Ом Георг Симон — (Ohm) (1787 1854), немецкий физик. Установил основной закон электрической цепи (закон Ома). Труды по акустике (акустический закон Ома), кристаллооптике. * * * ОМ Георг Симон ОМ (Ohm) Георг Симон (1787 1854), немецкий физик. Установил основной… … Энциклопедический словарь
Застежка-молния — Принцип действия застёжки Водогазонепроницаемая молния (металлическая) на сухом костюме. Молния чёрного цвета, обычная, выполняет защитные функции. «Молнии» из пластмассы и … Википедия
ПОСЛОВИЦЫ БИБЛЕЙСКИЕ — афоризмы, заимствованные из Свящ.ПИСАНИЯ. Библ. П. широко распространены в лит–ре и устном народном творчестве тех народов, чья культура связана с Библией. П. вообще и библейские в частн. кратко выражают законч. мысль с помощью двух утверждений,… … Библиологический словарь
Живое Предание
Что значит «нет пророка в своем отечестве»
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:
Иногда мы с вами оказываемся в ситуации, когда ближние над нами смеются, не воспринимают всерьез. И наоборот, с людьми посторонними, иногда с чужими людьми мы оказываемся в привилегированном положении, нас воспринимают как восьмое чудо света, нами восхищаются, нас уважают. Примерно эту идею мы находим в евангельском выражении «нет пророка в своем отечестве» (Мф 13:53). То есть именно у себя дома пророк никогда не воспринимается всерьез, ему не оказываются нужные почести.
В разных языках есть похожие по смыслу выражения. Например, «святой у себя дома (или в своей стране) никогда не совершает чудеса». Гиппократ в свое время жаловался на подобную участь врачей, он с горечью отмечал, что «врачу легче помочь исцелиться чужому (вообще на чужбине), чем в своем родном городе».
Для того, чтобы понять это выражение, интересно посмотреть, что такое «пророк». Дело в том, что задолго до Рождества Иисуса Христа, скажем, за две тысячи лет до этого египетские фараоны обращались к различным волхователям и оракулам, для того чтобы принять правильное политическое решение. По всей Древней Греции колоссальным авторитетом пользовались предсказания Дельфийской пифии, она была гласом и устами греческого бога Аполлона. Во все времена и практически во всех цивилизациях, даже в современной, даже в атеистической цивилизации есть люди, которые воспринимаются как уста истины, почему-то их слово служит абсолютным авторитетом, они как будто посредники между миром богов и миром людей. Очень часто эти люди угождают своим спонсорам: и в древности, и сейчас.
На фоне всего, что происходит в мире, Библия совершенно уникальна. Здесь слово «пророк» обретает совершенно другое звучание. Пророк — это прежде всего человек, которого Бог избирает для того, чтобы тот стал Его устами, для того, чтобы этот человек исполнил доверенную ему специальную миссию.
Пророк должен вмешаться в события истории для того, чтобы исполнить то, что ему повелевает Бог. В том числе — обличать сильных мира сего, если они не послушны голосу и повелению Бога. Поэтому очень часто пророкам приходилось плыть против течения. Быть пророком означало стать неугодным сильным мира сего, неугодным своим современникам.
Поэтому пророков в Ветхом Завете часто ожидала неприятная участь. Иеремию заключили в тюрьму за пророчество о грядущем разорении Святой земли. Пророк Даниил оказался в яме вместе со львами. И вот почему в Евангелии Иисус говорит: «Иерусалим — это город, в котором убивают пророков». Итак, быть пророком и возвещать истину — это очень опасная миссия. Всегда найдутся люди, которые сделают все, чтобы тебя на слушали. «Нет пророка в своем отечестве» в том числе, потому что его никто не слушает.
Вот случай Иисуса Христа. Мы знаем, что Его детство прошло в Назарете. Евангелисты рассказывают эпизод, когда в субботний день Христос проповедует в синагоге своего родного города. И, конечно, все, кто слушает его, прекрасно знают, откуда Он. Они знают, что Он сын Иосифа, сын плотника. И когда Иисус читает пророчество Исайи о грядущем Мессии и говорит, что ныне это свершилось, это пророчество исполнилось, то многие слушатели потрясены. Одни веруют, другие настолько разозлились, что хотят Его сбросить с утеса, погубить.
Дело в том, что в Израиле в то время ждали Мессию, который будет сильным мира сего, будет царем или великим военачальником, который установит какой-то новый режим власти в Израиле. Поэтому образ Иисуса Христа, сына плотника, совсем не вписывался в представления о Мессии. Настолько, что даже члены Его семьи не воспринимают Его всерьез. В Евангелии от Иоанна с большой горечью отмечается: «братья не верили Ему» (Ин 7:5).
Даже в окружении самых близких людей никто не принимает Христа всерьез.
Поэтому слова Христа, сказанные после проповеди в синагоге, — это, конечно очень суровые и жестокие слова, но вместе с тем это слова утешения, они внушают силу духа тем, кто действительно идет по пути своего призвания, по пути своего служения, потому что сам факт, что тебя не признают, это косвенное подтверждение твоей миссии.
Но какая мораль для нас с вами? Прежде всего, давайте будем стараться относиться благосклонно и с любовью к талантам своих близких. Не скупитесь на слова признания, на комплименты. Каждый из нас нуждается в уважении и признании.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Что означает выражение «нет пророка в своём отечестве»?
Нет пророка в своем отечестве — сказано у Матфея
«53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их».
Нет пророка в своем отечестве
Что такое Евангелие?
Еванглие — (греч. euaggelion, от eu — благо, и aggelein — возвещать, благая, радостная весть). 1. Благовестие, весть о пришествии Мессии 2. Учение Иисуса Христа 3. Входящаие в состав Нового завета и являющиеся основой христианского вероучения Писания четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна о жизни, деяниях и учении Спасителя.
Кто такой Матфей?
Один из двенадцати апостолов, уверовавших в Христа. О нем почти ничего неизвестно. Имя его вроде бы Левий Матфей. Был он сборщиком налогов. В Евангелие от Луки говорится:
«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними»
Как, где жил и проповедовал христианство Матфей после вознесения Учителя, где умер (погиб), похоронен — история умалчивает. Но в останки его по версии церкви находятся сегодня в кафедральном соборе итальянского города Салерно.
Употребление афоризма «нет пророка в своём отечестве» в литературе
Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 15-й седмицы по Пятидесятнице
Тогда пришел Иисус в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
«Нет пророка в своем отечестве». То, что произошло с Господом в Назарете, перешло в пословицу. А, может быть, эта пословица уже существовала тогда – на основании печального опыта Иеремии и других ветхозаветных пророков, и Господь ссылается на нее, когда говорит: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем». С самого начала Своей проповеди Господь имел возможность увидеть непонимание близких. И вот теперь Он приходит в Свой родной город. Христос не был в нем с начала Своего служения после принятия Крещения от Иоанна Предтечи. Здесь находятся Его родные и близкие. Но Он прибыл сюда не для того, чтобы просто навестить их. Он прибыл как Учитель в сопровождении Своих учеников. В первую же субботу Господь отправился в синагогу и начал учить. Однако Его учение было встречено с большой настороженностью. Жители Назарета соблазнялись тем, что человек с прошлым как у Него, может так говорить и совершать такие дела.
«Не плотник ли Он?» Жители Назарета с презрением отнеслись ко Христу, потому что Он занимался обыкновенным ремеслом. Он был человек из народа, простой человек, и потому они отвергли Его. Для нас – в этом Его слава, потому что это означает, что Бог пришел на землю, чтобы спасти всех, не исключая никого. Он воспринял нашу обычную жизнь со всеми ее обычными трудами. Происхождение, богатство и положение ни в коей мере не определяет достоинство человека. Мы должны всегда помнить об искушении оценивать людей согласно их внешним данным, а не по тому, что они на самом деле собой представляют. Кроме того, жителей Назарета смущало, что близкие Ему по плоти живут рядом с ними. Они задают вопрос, на который у них уже есть ответ: «Откуда у Него это?» Они знают все о Его происхождении, в том числе, вероятно, что Иосиф – мнимый Его отец. Ибо странным образом они называют Господа «сыном Марии», хотя обыкновенно у иудеев родство определяется по отношению к отцу. И через это умолчание об отце Евангелие также подчеркивает веру ранне-христианской Церкви в девственное зачатие Спасителя. Что касается Его братьев и сестер, таковыми было принято называть даже самых дальних родственников.
Жителям Назарета все уже заранее известно, ничего нового они не надеются о Христе узнать. И их вопрос: «Откуда у Него это?» не имеет ничего общего с восклицанием учеников Господа после утишения бури: «Кто же Сей?» ( Мк. 4, 41 ). Мы не видим у Его соотечественников предрасположенности к вере. Евангелие ясно говорит о их недоверии к Нему, и как следствие этого – о полном отсутствии веры. Верить в Бога не значит просто верить, что Бог существует, необходимо иметь открытость и доверие Господу, даже если вера еще слаба. Неверие жителей Назарета является своего рода неодолимой преградой для Господа, удивляющей Его.
Мы стоим перед лицом Страданий Христовых. Велико Его страдание – сознавать Свое бессилие перед отказом веры. Быть в любимой стране Своего детства, и не иметь возможности совершить чудеса! Разумеется, Он не мог быть связан в силе чудотворений, но чудеса, которые Он мог бы совершить, заранее ими отвергаются. Разве не похожи наши современники на жителей Назарета? Конечно, мы уже не живем в эпоху, когда с университетской кафедры профессора могли заявлять, что Христос никогда не существовал. Но для скольких сегодня Он – только духовно сверходаренный, гениальный человек. Как унижают Его многие, даже именующие себя христианами, из числа сегодняшних католиков и протестантов, низводя его жизнь до только человеческого измерения!
Это страдание любви от встречи с неверием и отвержением будет самым тяжким испытанием для Господа на всем Его пути. Оно будет простираться до Гефсимании и до Голгофы. Но оно не может никогда остановить Господа. И сейчас, отвергнутый в Назарете, Он идет по окрестным селениям. Неприятие Его в Назарете становится даром для соседних краев. Но Господь уходит. Он начинает сначала. Позднее Он даст Своим ученикам тот же совет: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» ( Мк. 6, 11 ).
Главное в нашей духовной жизни, может быть, вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, – говорит святой Иоанн Златоуст, – но труда». Очень важно уметь восстать после поражения. Не отождествить себя с поражением. Уметь извлечь из него уроки. Поражения научают нас смирению. Святые отцы говорят, что мы должны как Предтеча только уготовлять пути Господу. И есть вещи, которые могут увидеть только глаза, промытые слезами. Придет время, когда мы увидим, что эти моменты нашей немощи – то, что было, может быть, самым великим в нашей жизни. Трудиться ради Царства Божия – это уже участие в главной победе, даже если мы терпим поражение.