Что значит не думай о секундах свысока
Не думай о секундах свысока
Не думай о секундах свысока — ставшая крылатой фразой строка песни из телефильма «17 мгновений весны»
Мгновения спрессованы в года.
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
.
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения
Фильм был показан по ТВ в 1973 году режиссёром Т. Лиозновой по одноимённому роману Ю. Семёнова. Музыку написал М. Таривердиев, слова к песням — поэт Р. Рождественский. В сериале снимались ведущие советские артисты Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Юрий Визбор, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Екатерина Градова,
Николай Прокопович, Леонид Куравлев.
О популярности фильма говорит хотя бы тот факт, что главное действующее лицо его Штирлиц стал героем сотен анекдотов. и до сих пор их поток не иссякает: «В баре какой-то мужчина в противогазе смешивал в бокале ядохимикаты. «Новичёк» — подумал Штирлиц»
Анализ стихотворения «Мгновения» (Р. И. Рождественский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.09.2020 · Обновлено 01.09.2020
Стихотворение «Мгновения» принадлежат уникальному поэту, поэту, чьё творчество на протяжении уже очень многих лет продолжает покорять, завоёвывать сердца читателей, поэту, писавшему тексты песен также проникновенно, как и лирические стихи, эти строки принадлежат Роберту Ивановичу Рождественскому. Многомудрый Литрекон разобрал стихотворение поэта «Мгновения» и предлагает ознакомится с текстом произведённого анализа по плану.
История создания
В период «оттепели» в Советском Союзе в истории поэзии начался новый этап. Многие поэты активизировались, стали издавать больше сборников. Начало 60-х годов считается рассветом советской поэзии. Поэтические вечера в Политехническом музее собирали огромные залы. Поэтов, которые читали свои произведения со сцены, называли «эстрадниками». К «эстрадникам» можно отнести А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулину, Р. И. Рождественского. Некоторые поэты стали тесно взаимодействовать с композиторами. Роберт Иванович тоже начал сотрудничать с ними.
В начале 70-х годов на советские телеэкраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», который покорил зрителя не только сюжетом, актерской игрой, живостью кадра, но и удивительными песнями, звучащими на протяжении всей ленты.
Создавая кинематографическую картину, режиссёр Т. М. Лиознова обратилась к Роберту Ивановичу с просьбой написать душевную песню, которая передавала бы всю гамму сложнейших чувств главного героя, которая стала бы неким отражением фильма, его музыкальной характеристикой, усиливающей душевные переживания у зрителя. И так вышло, что, незадолго до поступившей просьбы, поэт написал стихотворение, которое ещё не видело свет, которое удивительным образом очень точно соответствовало требованиям создателя фильма. Этим «подходящим» стихотворением было стихотворение «Мгновения»! Также для фильма была написана «Песня о далёкой Родине», которая, как и «Мгновения», покорила сердца зрителей. Эти два произведения любимы и цитируемы по сей день, их поют и перепивают, читают и перечитывают.
«Я никогда не находился НАД временем. Потому что не Бог. А вот во времени был. Во всяком случае, мне казалось. Однако сейчас понимаю, что всю свою жизнь, целую жизнь все мы (или почти все) существовали ПОД временем. Под его тяжестью, под его страхом. Под его категорическими лозунгами и огромными портретами его вождей и героев. Но это были наши лозунги. Наши вожди и герои…»
Жанр, направление, размер
Стихотворение Роберта Рождественского «Мгновения», безусловно, наполнено философским смыслом, поэтому его смело можно отнести к философской лирике, особенностью которой являются размышления о смысле жизни, о человеческих ценностях. Гражданская лирика, к которой нередко причисляют «Мгновения», более «обобщённая», то есть «неличная», а эти понятия далеки от смыслового «стержня» разбираемого стихотворения.
Касаясь всего творчества автора, можно заметить, что Роберт Иванович писал во многих жанрах. По словам А. В. Малыгина, творчество Рождественского можно охарактеризовать словом «пёстрое». Эта характеристика употреблена только в крайне положительном смысле.
Роберт Рождественский – поэт-шестидесятник. Литературе данной эпохи свойственна непосредственность, но в то же время яркость. Также в это время хорошо развивается эстрадное творчество, что не могло не повлиять и на творчество многих поэтов, в том числе и на творчество Роберта Ивановича.
Размер стихотворения «Мгновения» – пеон Ⅱ, который также можно назвать трёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка стихотворения перекрёстная с неточными мужскими и дактилическими рифмами.
Композиция
Стихотворение «Мгновения» написано монолитно, без разделения на строфы, лесенкой. Подобная структура очень часто использовалась футуристами, дабы обратить внимание читателя на важные детали, но, в отличие от Роберта Рождественского, у футуристов нестандартные построения, «сдвиги», несли практически основную «нагрузку» стихотворения, а Роберт Рождественский таким способом подчеркнул ритмичность слога, интонационные нюансы, не уменьшив при этом значимости самой идеи, не уменьшив «веса» слова.
31 строка «Мгновения» имеет кольцевую композицию, которая акцентирует внимание на главном.
Стихотворение можно разделить на 5 небольших смысловых частей.
Первая и последняя части одинаковые.
«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.»
Начав и закончив стихотворение данными строками, поэт будто подчеркивает основное в произведении. В данных строках заключена идея произведения.
2 часть – 8-11 строки. В данном отрывке поэт рассуждает о непохожести каждого отдельного мгновения, об их самобытности.
3 часть – 12-15 строки, которые рассказывают о «сумме мгновений», о их неразделенности.
«И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.»
4 часть – 16 – 24 строки. В этой части поэт пишет о том, что мгновения – это так просто, так естественно и неуловимо, как капли дождя, пишет о ненужных ожиданиях каких-то определённых мгновений, которые, по сути, сливаются в одно — большое и мощное.
Образы и символы
«Роберт Рождественский — это наше здравомыслие, наше душевное равновесие, наше душевное здоровье, это наша природная цельность, наше первое самоопределение в близком мире.» (Лев Анненский)
Лирическим героем можно считать одну из многочисленных граней автора какого-либо произведения. То же самое касается и лирики Роберта Рождественского.
Лирический герой «Мгновения» — это одна из граней поэта Рождественского, который задумывается о жизни, о человеческих ценностях, который анализирует себя «в жизни», анализирует окружающих его людей и, в конечном счете, пишет данное стихотворение, которое является «сутью жизни».
Основным образом стихотворения является мгновение. Поэт сравнивает его и с пулями, и с дождём.
Сравнение с пулей неслучайное! Пуля имеет большую скорость и поражающую способность. Мгновения, мимолетные события также быстры, также, порой, сокрушительны, они также меняют жизнь, толкают на переоценку ценностей, они также малы и также сильны.
«Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.»
Сравнение мгновений с дождём также интересно. Во-первых, это очень образно, наглядно, так как полотно дождя соткано из маленьких капель, которые сопоставимы с мгновениями, из которых плетётся жизнь. Во-вторых, дождь имеет несколько, противоположных по характеру, значений, как и мгновения, которые могут быть окрашены как в светлые тона, так и в цвета более темные. Дождь – символ блаженства, очищения и преображения, а также иногда дождь ассоциируется с печалью. Но в целом, обобщенно, дождь, как символ, положителен. Тоже самое можно сказать и о мгновениях. Они бывают радостными и вдохновляющими, а бывают абсолютно противоположными. Но оглядываясь назад, на пройденные мгновения, человек видит свою жизнь только в светлых красках, переоценивая некоторые события, всматриваясь в самую их суть.
Данная строка, которая повторяется в произведении дважды, является образным определением мгновения. В ней заключен очень простой смысл: бережно относиться ко времени, отведенному именно тебе.
Поговорку «копейка рубль бережёт» можно модифицировать во фразу «секунда сутки бережёт» или «мгновенье вечность бережёт». Смысл у всех этих ёмких изречений один: не пренебрегай малым, дабы получить многое.
Мне кажется неслучайным многократное повторение слова «мгновение» в произведении:
«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.»
Да, данная структура очень «музыкальна», добавляет напевности стихотворению, но, помимо этого, она (структура) ещё и объемна, то есть «физически» показывает, как «крохотные мгновения» складываются в большое, значимое и заметное.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Мгновения» — мера жизнь, которую люди именуют временем. Многие поэты в своём творчестве размышляют на тему смысла жизни, о её ценности. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и другие величайшие поэты затрагивали эту тему. Жизнь соткана, «спрессована» из мгновений. Жизнь – это огромная ценность, это дар, соответственно мгновение – это тоже дар, который требует внимания, требует признательности.
Роберт Иванович поднял в стихотворение вполне осознанную каждым, но, к сожалению, «неисправную» проблему миллионов, проблему недооцененности сегодняшнего дня, проблему «проживания жизни» не в настоящем, а в будущем или же в прошлом, проблему забытия настоящего. Эти проблемы актуальны в любые времена!
«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное…»
Данные строки выражают надежду поэта на сознательность человека, на его внезапное понимание ценности жизни, и того малого, из чего она слагается: «мгновения, мгновения, мгновения».
Настроение стихотворения «Мгновения» задумчивое, поучительное.
Основная идея
«Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.»
Эти строки являются краеугольным камнем стихотворения, в них сконцентрирована вся главная мысль произведения «Мгновения».
Спрессовать – это значит превратить что-то отдельное, мелкое и незаметное в одно целое, большое и значимое. Поэт хотел обратить внимание читателей именно на это!
«Мгновения» — это стихотворение-призыв. Порой, мы очень неблагодарно относимся к отведенному каждому из нас времени, тратя его на обиды, грусть и другие «недостойные вещи». Нужно ценить «наши секунды», ведь из них складывается вся жизнь. Таков смысл стихотворения «Мгновения».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Мгновения» перечислены в списке:
«Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.»
Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского
Автор: Guru · 02.09.2020
Роберт Иванович Рождественский – советский литератор, принадлежит к поколению шестидесятников. Многие стихотворение поэта были положены на музыку и стали популярными песнями.
История создания
Стихотворение «Мгновения» было создано в период рассвета советской поэзии. Роберту Ивановичу предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны». У поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма. Стих положили на музыку и в свое время он стал хитом. Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…».
Жанр
«Не думай о секундах свысока…» относится к философской лирике поэта, который рассуждает о смысле человеческой жизни и о неоспоримых ценностях.
«Мгновения» — это трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Стихотворение написано без разделения на строфы, есть элементы цикличности. В структуре есть сдвиги, которые автор применил для того, чтоб подчеркнуть нюансы и акценты.
Композиция
Произведение по смыслу можно поделить на пять частей.
Первая и последняя часть несут одинаковую информационную нагрузку. Автор говорит о ценности времени. Одинаковым началом и концом Роберт Рождественский пытается подчеркнуть свою мысль и поставить на ней акцент:
«Не думай о секундах свысока…»
Во второй части автор рассуждает о неповторимости каждого мгновения жизни:
«У каждого мгновенья свой резон…»
В третьей части Роберт Иванович немного путает читателя, сравнивая мгновенья и соединяя их в одно целое.
В четвертой части поэт, соединяя все мгновения, говорит о том, что они единое целое, а значит, все равноценно важны:
«надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего…»
Символика произведения
Поэт мгновенья сравнивает еще с дождем, таим образом, говоря о том, что время может быть целительным для человека и необходимо им наслаждаться, как даром природы.
Художественные приемы
Не думай о секундах свысока. История знаменитой песни
Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» обрел такую популярность, что его повторный показ состоялся через три с половиной месяца после премьеры фильма на ТВ.
Количество восторженных писем в адрес создателей ленты побило все рекорды. Львиная доля писем предназначалась Вячеславу Тихонову, который в одночасье стал эталоном мужчины для советских женщин.
Как режиссеру Татьяне Лиозновой удалось снять такое кино, которое вызывало у советских зрителей неподдельные эмоции на протяжении всех двенадцати серий? Благодаря держащему в напряжении сценарию, великолепной игре актеров и мастерской операторской работе аудитория ни на секунду не отвлекалась от голубых экранов.
В военной драме о разведчике в тылу врага нашлось место трогательным эпизодам, вызывавшим слезы даже у самых сдержанных людей. Наиболее памятной из них стала, пожалуй, сцена встречи Штирлица с женой. Создать душещипательную атмосферу в кафе Elefant помогла композиция «Песня о далекой Родине».
Ход композитора
Написать музыку к фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова пригласила Микаэла Таривердиева. Вера Таривердиева, вдова композитора, вспоминала, что муж не спешил с ответом:
— Он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. «Знаешь, – сказал он тогда, – что-то мне надоели фильмы про шпионов!». А потом нашел выход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая «Песня о далекой Родине», и философская «Не думай о секундах свысока».
Говорят, Таривердиев сочинил песни к каждой серии, но Лиознова остановилась лишь на двух вышеупомянутых произведениях. Впрочем, сама Татьяна Михайловна опровергла эту версию.
Автор слов песен фильма – поэт Роберт Рождественский. Например, стихотворение «Мгновения» было создано в период рассвета советской поэзии. Когда Роберту Ивановичу предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны», у поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма. Стихотворение положили на музыку, и оно стало хитом. Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…».
Запись композиций
Выбрать исполнителя оказалось непростым делом. Композиции пробовали исполнять многие артисты, но режиссеру не нравились их версии. Вот как об этом вспоминает Вера Таривердиева:
— Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов добились идеального исполнения.
Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.
О негативной реакции Муслима Магометовича на выбор исполнителя вспоминал и и сам Микаэл Леонович:
— А Магомаев обиделся на меня тогда страшно. Дело не в том, что он пел плохо или хорошо. Просто для этой картины нужен был не его голос. Голос Кобзона попал в изображение, прямо в «десятку».
Обвинения в плагиате
После выхода фильма на экраны многие решили, что «Песня о далекой Родине» и правда напоминает произведение Франсиса Лея. В Союз композиторов СССР даже пришла телеграмма такого содержания: «Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей».
Обвинения в плагиате не прошли даром для Таривердиева: его не звали на телевидение, от него отвернулись многие коллеги, за спиной сплетничали недоброжелатели. А позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму анонимный шутник выслал из московского телеграфа.
Интересные факты о съемках фильма
Представить себе Штирлица в исполнении кого-то, кроме Вячеслава Тихонова, сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась.
Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой.
Вымышленный персонаж
Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что его прототипом был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны» открытым, предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.
Жена появилась вдруг
Жена Штирлица появилась в фильме лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными.
По воспоминаниям Элеоноры Шашковой, которая в итоге сыграла жену полковника Исаева, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини.
Что значит не думай о секундах свысока
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Справочник / Крылатые слова, фразеологизмы / Не думай о секундах свысока
Крылатые слова, фразеологизмы. Значение, история происхождения, примеры использования
Не думай о секундах свысока
Рождественский Р.И.
Фразеологизм: Не думай о секундах свысока.
Значение: Призыв дорожить временем, разумно его использовать, равно как и счастливые возможности, которые оно предоставляет.
Происхождение: Начало песни «Мгновения», написанной композитором Микаэлом Та-ривердиевым на стихи поэта Роберта Ивановича Рождественского (1932-1994) для телесериала «Семнадцать мгновений весны» (1973), снятого режиссером Татьяной Лиозновой: «Не думай о секундах свысока. // Проходит время. Сам поймешь, наверное, // Свистят они, как пули у виска, // Мгновения, мгновения, мгновения».
Другие интересные крылатые слова, фразеологизмы:
Случайный фразеологизм: Антигона.
Значение: О самоотверженной дочери, которая посвятила себя уходу за больным и старым отцом..
Смотрите еще случайный фразеологизм.
Смотрите другие статьи раздела Крылатые слова, фразеологизмы.
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.