Что значит наблюдатель на выборах
Статья 33. Наблюдатели
Информация об изменениях:
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
6. Наблюдатель вправе:
Информация об изменениях:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
Информация об изменениях:
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Почему люди становятся наблюдателями на выборах? Кто будет наблюдать за выборами в Госдуму и зачем это нужно
Фото: Илья Наймушин / РИА Новости
Предстоящие в конце следующей недели выборы депутатов Госдумы — это сложный технологический процесс. За тем, чтобы все его механизмы работали правильно, слаженно и честно, следит множество специалистов: от сотрудников ЦИК до наблюдателей на территориальных участках. Наблюдатели — важные участники процесса, ведь именно от них зависит прозрачность и легитимность голосования. «Лента.ру» собрала несколько историй о людях, которые выбрали для себя этот путь и рассказали о причинах, по которым решили это сделать.
Честность под контролем
Среднего портрета наблюдателя не существует — это самые разные люди, которыми движут разные мотивы. У студента, педагога, актера и бухгалтера могут быть свои, совершенно не совпадающие причины для заботы о чистоте и достоверности голосования, но не вызывает сомнений тот факт, что подобных неравнодушных людей много. Как рассказали в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве, в Корпус наблюдателей столичной Общественной палаты уже записались 16 тысяч человек.
«Кто-то из знакомых сказал, что в меня встроен ген справедливости. Очень не люблю, когда кто-то поступает не по совести. Поэтому на сентябрьских выборах я решила попробовать себя в роли наблюдателя, контролирующего ход выборов в Москве…Мне хочется лично убедиться в том, что выборы проходят честно», — пишет в Instagram общественный деятель, актриса театра и кино Ирина Безрукова.
Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике.
«Учиться никогда не поздно, а учиться чему-то важному, что впоследствии будет напрямую связано с нашей большой страной и ее гражданами, вообще дело ответственное, — считает бухгалтер Екатерина Доломанова. — Была на лекциях, разбирали вопросы, как решать возможные проблемы во время голосования. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы».
Своими впечатлениями от обучения делится и администратор ПАО ТД ХОЛДИНГ-ЦЕНТР Наталья Игнатова: «Ты понимаешь, по какой системе проходят выборы. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие».
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Наблюдатели — кто они и зачем им это?
После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке. Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования. По данным Общественного штаба, больше половины (54,4 процента) тех, кто вошел в Корпус наблюдателей, — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
«В этом году я в первый раз буду работать наблюдателем, — пишет волонтер Ксения Кириллова. — Я осознаю, что это важная роль, ведь я буду помогать осуществлять прозрачные, легитимные выборы. И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно».
Учитель ГБОУ №1302 Елена Кудряшова уже имеет опыт подобной работы: она была наблюдателем во время голосования по поправкам в Конституцию в 2020 году. «Наблюдатель — это не просто пунктир или галочка, мы обеспечиваем прозрачные выборы, это слаженная работа многих людей», — говорит педагог.
Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны.
«Мне, как будущему политологу, очень интересно, как происходит форма прямого волеизъявления граждан, — пишет студент МГУ Валерия Кальянова. — Я решила более детально окунуться в мир под названием «политика» и стать наблюдателем».
Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности.
«Изначально мне было интересно себя попробовать в чем-то новом»
Я попала в эту сферу и раскрываю для себя новые горизонты — дальше только больше и интереснее», — отмечает студентка ГБПОУ «Колледж Царицыно» Полина Худобина.
«Это новый и необычный опыт лично для меня, — пишет студент РТУ «МИРЭА» Константин Муравицкий. — Думаю, что такой вид работы дает возможность погрузиться в гущу событий, увидеть весь процесс изнутри, а также в будущем судить о выборах из личного опыта».
Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий. В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.
Как стать наблюдателем на выборах Рассказываем, кто такие наблюдатели и зачем они нужны
В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.
Кто такие наблюдатели
К наблюдателям относят участников избирательного процесса, контролирующих законность процедуры голосования и подсчета голосов на избирательных участках. В прямом смысле наблюдателями являются представители партий или кандидата, однако, как уточняет координатор движения «Голос» Дмитрий Нестеров, «в широком смысле — это любой общественный или партийный контролер со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ».
Как стать наблюдателем
Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.
Более простой путь — получить статус наблюдателя через общественные организации, такие как «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает». С 2005 года НКО не имеют возможности направлять наблюдателей от себя, тем не менее они ведут переговоры с партиями, готовыми принять независимых наблюдателей, не предъявляя им никаких требований.
Как поясняет сооснователь движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова, общественные движения направляют волонтеров на избирательные участки «и как наблюдателей, и как членов комиссий с правом совещательного голоса — в зависимости от того, каких договоренностей удалось достичь с партиями». При этом у членов комиссии с правом совещательного голоса такая же задача, как у наблюдателей, — следить за тем, чтобы не было нарушений. В то же время члены комиссий имеют немного больше прав: они могут выступать на заседаниях комиссии, выносить вопросы на голосование и знакомиться со всеми документами.
Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.
Подготовка к выборам
Обучения и тренинги перед выборами организуют как общественные движения, так и участники выборов. Кроме того, наблюдательские сообщества готовят методические материалы и дают возможность пройти онлайн-обучение. Так, подборки обучающих материалов можно найти на сайтах «Голоса» и «Гражданина наблюдателя».
Эксперты также рекомендуют изучить избирательное законодательство и по возможности следить за ходом всей кампании. «В этом случае можно будет определить, насколько жестким будет день голосования и от кого можно ожидать нарушений», — отмечает Елена Бабченкова.
Что должен и не должен делать наблюдатель
В день голосования наблюдатели должны следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксируя возможные нарушения — в том числе на фото и видео. Цель наблюдения — предупредить возможные фальсификации, например вбросы бюллетеней, многократное голосование одних и тех же людей («карусели»), а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий.
координатор движения «Голос»
Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.
Как поясняет пресс-секретарь проекта «Гражданин наблюдатель» Анна Антонова, в России сложилась практика нарушений и попустительства со стороны некоторых членов избирательных комиссий: «В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка». При этом с 2016 года удаление с участка без решения суда запрещено.
Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.
Как вести себя на участке
Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.
координатор движения «Голос»
«В любом случае мы всегда советуем не настраивать себя на конфронтацию. Даже если есть информация о готовящихся фальсификациях, лучше начинать работу с выстраивания конструктивного контакта с комиссией. Если кто-то из руководства комиссии сознательно пытается ограничить наблюдателя в его правах и противодействует контролю хода голосования, тогда можно попытаться решить вопрос о неправомерных действиях через звонок в вышестоящую комиссию. Если и это не помогает или если на участке зафиксированы фальсификации, тогда уже стоит прибегать к жалобам или к заявлениям в правоохранительные органы».
Сколько времени это отнимает
координатор движения «Голос»
Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов. Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.
По словам Нестерова, есть и более основательные подходы к наблюдению. Так, членам комиссии с правом совещательного голоса и представителям СМИ рекомендуется посетить избирательный участок за день до голосования. «Можно в этот день познакомиться с комиссией и решить часть потенциально проблемных вопросов с правильным планированием участка для голосования», — рассказывает координатор «Голоса».
«Если входить в наблюдение без фанатизма, то на работе и учебе наблюдение никак не отразится», — добавляет Елена Бабченкова, отмечая, что в случае затянувшегося подсчета голосов понедельник после выборов придется потратить «на восстановление эмоционального равновесия и сон».
Можно ли так заработать
Наблюдатели, работающие не в интересах какого-то кандидата, оплаты не получают. В некоторых случаях НКО компенсируют проживание и проезд наблюдателей при поездках в другой регион. В то же время, как рассказывает Дмитрий Нестеров, существует феномен выездного наблюдения — когда люди специально едут наблюдать за выборами в других регионах за свой счет: «Поездки в регионы и общение с участниками выборов, комиссиями и избирателями много говорят о культуре России, дают глубокое понимание скрытых от обывателей политических процессов и механизмов».
По словам Нестерова, кроме независимого гражданского наблюдения, бывает еще партийное наблюдение или коммерческое наблюдение, когда штаб кандидата нанимает граждан. Партии и кандидаты часто практикуют вознаграждение наблюдателей, добавляют в движении «Россия выбирает».
Опасно ли быть наблюдателем
По мнению экспертов, риски наблюдателей сильно зависят от региона, конкретных выборов и степени влияния наблюдателей на результаты. По словам Анны Антоновой, иногда наблюдение может быть опасно для здоровья: «Чего стоят примеры ампутированной селезенки у Стаса Позднякова после выборов в Балашихе или сломанного носа у нашего координатора Андрея Скорохода. В Москве, насколько мне известно, такой жести не происходило, но скандалы между представителями комиссий и наблюдателями происходят регулярно».
Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.
Зачем все это нужно
«Сегодняшняя российская политическая реальность такова, что оспорить результаты выборов практически невозможно, — сетует Дмитрий Нестеров. — Поскольку результаты и имидж выборов — это политически чувствительный момент для нынешней вертикали власти, официально признавать нарушения — табу. Тут и правоохранительная система, и судебная дают удивительные сбои, хотя и вынуждены по процессуальным нормам фиксировать совершаемые избирательной системой нарушения».
При этом координатор «Голоса» считает, что у наблюдательского движения есть вполне ощутимые победы.
координатор движения «Голос»
Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.
С Нестеровым согласна и Елена Бабченкова. «Обеспечение открытости и гласности выборов не представляется возможным в отсутствие наблюдателей на участках. Присутствие наблюдателей — это то, благодаря чему уровень доверия к российским выборам не достиг отрицательных значений».
Основные права наблюдателей на выборах
Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.
Кто может быть наблюдателем
В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.
Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;
— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа избирателей;
— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;
— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;
— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.
Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.
Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.
По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.