Что нужно для объединения людей в сообщества 4 класс окружающий
Что нужно для объединения людей в сообщества?
Почему люди объединяются в особые группы-сообщества?
Что нужно для объединения людей в сообщества?
Какие сообщества человек выбирает для себя самостоятельно?
Как называется документ который каждый человек по достижении 14 лет?
Людей объединяют общие направления деятельности. МОжет иметь место общая цель, круг интересов. Так вольно или невольно и происходит процесс сближения людей и возникают группы, которые возглавляют наиболее инициативные личности.
Соответственно, чтобы людей объединить нужно привлечь их для взаимодействия в рамках их общего дела.
ДЛя себя самостоятельно человек выбирает то что ему кажется интересным, вызывает как минимум сильное любопытство.
Люди объединяются в сообщества по интересам и убеждениям. Развитые физически занимаются в спортивных секциях, склонные к гуманитарным наукам изучают искусство, литературу.
Для объединения людей в сообщества необходимо желание, возможности и сильная личность. Прислушиваются к сильной личности, лидер собирает вокруг себя окружение.
Самостоятельно выбрать можно любое сообщество кружки и секции, политическую партию, футбольную команду, общественную деятельность.
Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.
Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?
Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.
Очень большое количество пословиц сообщает нам о том, что мир всегда лучше ссоры, что мирное сосуществование выгодно всем и оно настоящий клад.
Убедиться, что это действительно так, можно на простых примерах.
Представим себе двух соседей, которые живут напротив друг друга. Если отношения между ними мирные, между ними царит лад и согласие, то соседи друг другу помогают, на соседа всегда можно рассчитывать, они дружат и вместе проводят время.
Если между соседями плохие, враждебные отношения, то они стараются друг другу напакостить, подкидывают мусор, включают громкую музыку, ругаются, распускают сплетни, вредят разными способами.
Кто такой себялюб, о котором говорится в этой пословице?
Это человек, который любит только себя, которому нет дела до других людей, которые интересуется только своими делами и не проявляет сочувствия к делам окружающих.
Конечно, что такой человек становится никому не интересным, потому что с ним невозможно дружить, с ним невозможно вместе делать одно дело, его невозможно любить.
И в жизни себялюбы всегда одиноки и несчастны.
Игорь всегда думал только о себе. Он все старался обернуть себе на пользу и не думал о других людях. В итоге его никто не уважал и не любил. И когда Игорю потребовалась помощь, все от него просто отвернулись.
Поддерживать добрые отношения с близкими конечно просто, ведь строятся они на взаимном уважении и любви, по крайней мере должны так строится.
При общении с близкими родственниками нельзя забывать о том, что даже нечаянная грубость ранит их гораздо сильнее, чем посторонних людей, ведь исходит она от любимого человека. Поэтому в общении с близкими всегда следует быть вежливыми и обходительными, относится друг к другу с уважением и понимаем, уметь прощать и не таить зла, не копить обиды. Иногда очень полезен для таких отношений откровенный разговор.
Еще одним важным условием хороших отношений должно быть доверие. И конечно в этих отношениях не должно быть места грубости и обману.
Говорят, что настоящая дружба крепка тем, что друзья никогда не держать друг на друга обид. такая дружба много крепче стекла, потому что сколько ее не бей, она только крепче становится.
Но часто бывает и так, что маленькая обида перерастает в большую ссору и те,кто вчера всем говорили, что они лучшие друзья, сегодня становятся врагами и даже не хотят смотреть друг на друга. Это не правильно, ведь друг прежде всего должен уметь прощать.
В этой же пословицы говорится о том, разбитую дружбу починить невозможно. Например, нельзя простить предательство. Если человек, которого ты считал своим другом оказывается способен на такое, значит он совсем не был тебе другом.
Пример: мы договорились пойти вместе на каток, но я напрасно прождала свою подругу. Потом я узнала, что она решила пойти в кино с другой девочкой, а мне даже не сказала об этом и не извинилась. После этого нашей дружбе пришел конец.
Что нужно для объединения людей в сообщество?
Что нужно для объединения людей в сообщество.
Общие интересы, цели.
Сообщества объединяют похожих людей, они необходимы для того чтобы люди общались.
Они помогают решить стеснение и заикание.
План изучения природного сообщества ;1?
План изучения природного сообщества ;
Какие организмы составляют сообщество
Экологические связи в сообществе
Значения сообщества для человека
Влияние человека на сообщество
6 Охрана сообщества
Какие организмы составляют сообщество экологические связи в сообществе значение сообщества для человека влияние человека на сообщество Охрана Сообщества ИВОЛГА ПРОШУ ПОМОЧЬ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА?
Какие организмы составляют сообщество экологические связи в сообществе значение сообщества для человека влияние человека на сообщество Охрана Сообщества ИВОЛГА ПРОШУ ПОМОЧЬ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Описать по плану природное сообщество (лес)?
Описать по плану природное сообщество (лес)!
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют сообщество.
3. Экологические связи в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Влияние человека на сообщество.
6. Охрана сообщества.
Жизнь леса?
План изучения природного сообщества.
1) Название сообщества (Бактерии)
2) какие организмы составляют сообщество.
4) значение сообщества для человека.
Ребят срочно?
План изучения природного сообщества : 1.
Название сообщества 2.
Какие организмы составляют сообщество 3.
Экологические связи в сообществе 4.
Значения сообщества для человека 5.
Влияние человека на сообщество 6.
Как нужно охранять природные сообщества?
Как нужно охранять природные сообщества.
В какие сообщества они объединялись?
Это про первобытных людей.
ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО?
! Запиши названия природных сообществ, встречающихся в Вологодской области.
Приведи по три растений и животных, которые могут в них встречаться.
Сообщество : ______, _________________
Сообщество : ______, ____________________
Сообщество : ______, ___________________
Сообщество : ______, ________________
Сообщество : ______, __________________.
Доклад на тему сообщество болоточто нужно рассказатьоб этом сообществе, растительный мир животный мир цепь питания?
Доклад на тему сообщество болото
что нужно рассказать
об этом сообществе, растительный мир животный мир цепь питания.
Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Автор: Горелова Елена Валерьевна, МОУ ДОД эколого-биологический центр г. Комсомольск-на-Амуре
Одним из условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников выступает интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания.
Рассматривая интеграционные процессы в педагогической науке, В.В. Левченко говорит об интеграции, как о конкретном педагогическом понятии, наполненном педагогическим содержанием [87, 157]. Интеграционный процесс – это объединительный процесс (И.В. Кошкина [79], В.П. Теплов [161]), основанный на развитии взаимосвязей между общим и дополнительным образованием, направленный на эффективное достижение целей по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников. Содружество педагогов двух образовательных зон основано на принципе саморазвивающейся системы, обеспечивающей целостность основного и дополнительного образования. Оно дает возможность гибкого и динамич¬ного саморегулирования, обновление национально-регионального содержания обучения и воспитания, стиля совместной гражданско-патриотической добровольной деятельности педагогов в соответствии с интересами учащихся и их семей.
Одним из способов приобщения младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания мы считаем проведение интегрированных уроков по предмету «Окружающий мир» с элементами краеведения. Причем на уроке желательно присутствие, как учителя начальных классов, так и педагога дополнительного образования по краеведению. Приведем пример интегрированного урока по предмету «Окружающий мир» (Человек и человечество: «Общественные группы в мире людей», 4 класс) и краеведению («Молодежные экологические организации Хабаровского края»),
Цели урока:
1. Рассмотреть общественные группы как самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы.
2. Развивать умения конструктивно вести диалог, пользоваться фактами и аргументами для доказательства своей правоты.
3. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, чувство собственного достоинства.
Оборудование: информация по общественным организациям, атлас «Люби и знай свой край», мультимедийный проектор, презентация «Общественные организации».
Окружающий мир 4 класс
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Запиши:
Наши общие цели: любить, уважать и поддерживать друг друга, развиваться в профессии, учёбе.
Наши общие дела и интересы: мы любим вместе путешествовать, играть в настольные игры, работать на даче, ходить на выставки, посещать музеи и кинотеатры. Собираем коллекцию монет, катаемся на велосипедах.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Мы уже в 4 классе!
Запиши:
Наши общие цели: отлично учиться, познавать новое, общаться, творческое и физическое развитие.
Наши общие дела и интересы: участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах рисунков, стенгазет, помощь одноклассникам и преподавателям, хор, субботники, школьные праздники
4. Прочитайте список слов. Зелёным карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?
В значениях этих слов является общим, то что это объединение, группа людей. А разным в значениях этих слов является, то что эти группы людей созданы для разных целей, задач и интересов. Одни люди объединились для обучения в кружке, другие для общения со своими земляками, третьи для проведения отдыха, четвертые для работы и т.д.
«Только общие ценности и доверие могут объединить людей в эффективные сообщества»
Как их организовать для решения проблем города и территории, объединения единомышленников? Как сделать сообщество местом притяжения для целевой аудитории, а его работу — эффективным? Эти и другие вопросы обсудили в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на «неформатной» встрече «На ВысШЭм уровне».
«Почему мы решили назвать эту встречу “неформатной”? Гораздо чаще центр организует мероприятия устоявшегося в научном мире формата, такие как семинары, симпозиумы или конференции, на которых ученые представляют и обсуждают результаты своих научных исследований. На неформатных встречах экспертов из России и из-за рубежа нам представляется уникальная возможность целенаправленного обмена идеями и межстрановым, кросс-культурным опытом практик гражданского участия и решения гражданами социальных проблем», — отметила во вступительном слове директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. Она также подчеркнула, что тема развития местных сообществ для нашей страны не является новой, но сегодня интерес к ней значительно возрос.
Сегодня в России усиливается запрос на специалистов, способных создавать эффективные и устойчивые сообщества для решения конкретных проблем города, территории, социальной сферы. В Европе и США организация сообществ развивается как отдельная профессия, в университетах преподают программы по различным аспектам этой темы (community organizing). В российских учебных заведениях пока нет программ, отвечающих на этот запрос, но возникают экспериментальные курсы для активистов, которые хотят решать социальные проблемы на масштабном уровне, объединяя вокруг себя единомышленников.
Ответы на многие вопросы, связанные с темой организации сообществ, можно было найти в диалоге американского и российского экспертов — Карен Олсен и Ольги Метальниковой, а также в экспертной дискуссии участников встречи. Карен Олсен известный эксперт в community organizing, куратор первого курса на русском языке «Как организовать сообщество», запущенного в мае этого года совместными усилиями онлайн-школы Vector и «Рыбаков Фонда». Карен считает, что только общие ценности, доверие и взаимопомощь являются движущими силами для объединения людей в эффективные сообщества.
Доклад социально-экономического географа, исследователя, куратора развития социальных программ в «Рыбаков Фонде» и пилотной акселерационной программы проекта по организации сообществ Philtech COM Ольги Метальниковой был о том, как принципы формирования сообществ (community organizing) отвечают потребностям развития территорий в России, причем не только в социальной сфере, но и в бизнесе.
Можно ли учиться на чужом опыте?
Карен Олсен — ученица профессора Гарвардского университета Маршала Ганза, которого считают основоположником принципов community organizing. Разрабатывать свою теорию он начал в 1960-х годах, участвуя в движении за права человека в США, работая с мексиканскими иммигрантами, а позднее — с профсоюзами на национальном уровне. Его жизненный путь, по мнению Карен, может представлять интерес для современных неравнодушных студентов: будучи студентом третьего курса Маршал Ганз уже имел опыт участия в разработке кампании в защиту прав афроамериканского населения в штате Миссисипи, получившей название «Лето свободы».
Результатом стало принятие Конгрессом США закона о гражданских правах 1964 года, который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приеме на работу, и закона 1965 года о равных избирательных правах.
«Вы спросите, может ли быть актуальным метод, который разработан в другом контексте, в другой эпохе, в другой стране? — обратилась к аудитории Карен. — Но в российской истории всегда присутствовала концепция коллективного принятия решения и действий, в частности, в России зародилась такая форма коллективного действия, как субботник». Широко известно, что волонтеры в России, которыми движут сострадание и солидарность, объединяются в трудные времена, чтобы оказать помощь жертвам пожаров и наводнений. Благотворительные организации, НКО, религиозные общины, профсоюзы, политические партии — это примеры сообществ, которые формируются на основе общих ценностей.
Главное в сообществах — общность ценностей
По мнению Карен Олсен, «создание в Высшей школе экономики условий для международного диалога о развитии гражданского общества — очень ценное и важное достижение для гражданского общества». Значительное место в своей презентации Карен отвела базовым принципам организации сообщества и их применению на практике, приведя в качестве примеров организацию таких эффективных сообществ, как «Женский марш» и «Театральная перспектива». Она также рассказала, что в 2010-2013 годах вместе с соратниками в Москве создала ассоциацию «Женский мост», которая существует и по сей день в социальных сетях и выступает в качестве площадки для обмена опытом и экспертизы между женщинами-активистками гражданского общества по всему миру.
Сообщество может включать объединения людей, основанные на общности интересов, и объединения, основанные на общности ценностей. Однако между ними есть ключевые различия. Группы людей могут объединяться вокруг общих интересов (скажем, клуб кулинаров или курсы кройки и шиться), но если их не объединяют общие ценности, то не будет той прочной основы, чтобы действовать сообща и достигать общих целей. Именно общие ценности позволяют действовать группе людей как сообщество. Карен Олсен отметила, что во время проведения тренингов она часто задает слушателям такой вопрос: «Когда у вас в последний раз была возможность задуматься о ваших глубочайших ценностях и о том, действуете ли вы в жизни на основе этих ценностей? Если нет, то каким же образом вы смогли бы действовать на их основе?»
Принципы организации сообществ (community organizing) дают нам такую возможность. Почему это так важно? Карен Олсен ответила на этот вопрос любимой цитатой Махатмы Ганди: «Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии». Другими словами, чтобы быть счастливыми, мы должны осознавать свои ценности и действовать в соответствии с ними. Именно этот принцип и лежит в основе организации сообществ.
Сообщество единомышленников, а не иерархия
Что такое сообщество? Карен Олсен предложила представить группу людей, которые разделяют общие ценности и решают действовать сообща, чтобы на базе этих ценностей решить общую проблему. А что означает организовать сообщество? Необходимо представить организатора сообщества как человека, который помогает построить внутри данного сообщества команду, которая коллективно принимает решения, формирует стратегию совместных действий сообщества для достижения общих целей, которые оно для себя определит. Эти действия должны быть построены таким образом, чтобы увеличить вероятность достижения целей. Когда сообщество начинает расти и привлекать новых членов, то остро встает вопрос подотчетности. Задачи для волонтеров нужно формулировать таким образом, чтобы развивать их способность самостоятельно действовать или принимать самостоятельные решения, чтобы каждый участник за что-то отвечал и был ответственным за свой выбор. По мере появления новых задач у участников будет появляться больше мотивации.
Задача — организовать людей не иерархически, сверху-вниз, когда им говорят, как действовать, а, наоборот, доверять и предоставлять членам сообщества самим решать, как действовать, при этом разделяя с ними ответственность.
В теории community organizing отношения между людьми строятся не вертикально, а горизонтально. В действительности это каждодневный вызов для организатора сообщества, который заключается в том, чтобы помогать группе единомышленников (сообществу) действовать сообща ради какого-либо позитивного изменения.
Лидер — командир или соратник?
Одна из самых важных тем в организации сообщества — тема лидерства. «Лидерство — это способность брать на себя ответственность, чтобы позволить другим достигать совместных целей в условиях неопределенности», — такое определение лидерства приводит Карен Олсен. С ее точки зрения, это определение является революционным, потому что из него следует, что лидерство — это не уникальное качество, с которым мы рождаемся, а выбор, который может совершить каждый из нас. Это означает, либо мы принимаем на себя ответственность и будем действовать, чтобы решить проблемы, которые мы определяем сообща с соратниками, разделяющими наши ценности, либо нет. Все зависит от нас. Такое лидерство не определяется с помощью назначения на должность, оно состоит в практических действиях, поступках, которые мы совершаем, и ему нет места в вертикальной структуре.
Карен Олсен приводит модель идеального образца структуры сообщества в виде снежинки. Эта структура предполагает взаимозависимость лидерства, непрерывный контакт и координацию между всеми членами сообщества, которая позволяет расширять лидерские роли, привлекая новых участников, участвующих в принятии решения. Что важно — такая схема позволяет расти сообществу горизонтально.
Будьте храбрыми — расскажите свою историю!
С чего начинает организатор сообщества? С публичного повествования или сторителлинга. Прежде всего ему необходимо понять, что мотивирует его действовать. Затем он может рассказать историю, которая объясняет, почему он хочет действовать и обращается к базовым глубинным ценностям слушателей. Таким образом организатор сможет привлечь людей, которые эмоционально откликнутся на его историю и разделяют общие ценности. История должна вызвать такие эмоции, которые мотивируют людей действовать. В этом и заключается практика публичного повествования, с которого начинается процесс построения любого сообщества. Так организаторы сообщества помогают другим осознать их ценности через эмоции, которые вызовут их истории. В свою очередь, эти ценности трансформируются в мотивацию.
Да, нужно быть храбрыми и запастись мужеством, чтобы рассказать свои личные и откровенные истории и открыться перед другими. Чтобы достичь успеха — разделите сокровенное с другими. Конечно, можно найти немало примеров таких историй, рассказанных лидерами российского некоммерческого сектора. Но почему-то прежде всего вспоминается российская правозащитница и филантроп Елизавета Глинка. Итогом ее многолетней работы с отверженными и непопулярными в обществе людьми, которые называли ее просто доктор Лиза, стало большое народное уважение и общественное признание.
Всему свой момент, или история настоящего момента
Наша история состоит из нескольких составляющих. В истории о себе (story of self) мы формулируем наши ценности, объясняем, почему мы почувствовали призвание стать лидером нашего сообщества. В истории о нас (story of us) мы рассказываем о том, что связывает наше сообщество, объясняем, почему надо объединиться из солидарности. Рассказывая «историю настоящего момента» (story of now), мы обращаемся к тому, что Мартин Лютер Кинг назвал «жесткой необходимостью настоящего момента». Мы объясняем, почему мы должны действовать именно сейчас, чтобы достичь общих целей и справиться с вызовами, которые стоят перед нами.
Наш рассказ должен иметь три составляющие: вызов, выбор и решение. Когда мы рассказываем такие истории нашим слушателям, мы трансформируем их собственные цели в мотивацию действовать. А ключ к мотивации — это понимание того, какие ценности вдохновляют на действия через эмоции, которые они вызывают. Наши истории обладают силой побуждать других к действиям.
От страха — к надежде
Но надо учесть, что есть эмоции, которые препятствуют действиям, в то же время есть те, которые побуждают к ним. Поэтому, когда мы рассказываем наши истории, мы помогаем пройти путь от первых ко вторым, мы можем помочь другим перейти от инерции — к срочности, от апатии — к страсти, от страха — к надежде, от изоляции — к солидарности, от сомнения в своих способностях — к чувству, что мы можем изменить мир.
Мы не должны забывать о построении отношений — организация основана на взаимных отношениях и создании взаимных обязательств для совместной работы. Если мы уделим этому внимание, мы сможем сделать сообщество сильнее. Прочные отношения, основанные не только на приверженности идее, ценностям и целям сообщества, но и на личных обязательствах, которые члены сообщества принимают друг перед другом, — ценный ресурс сообщества. Новые ресурсы могут приводить к лидерству, приверженности новым идеям и развитию отношений, что в свою очередь может обеспечить еще большие ресурсы.
А новые взаимные отношения в нашем сообществе создают социальный капитал, то есть источник силы, побуждающий действовать, которого не существовало до создания отношений. Это также позволяет сообществу предпринимать совместные действия. Все члены сообщества должны иметь взаимные обязательства. Отношения возможны только тогда, когда каждая сторона делится с другой самым ценным ресурсом — своим временем. Основываясь на новых отношениях, которые мы создаем, мы можем привлекать людей в разных масштабах — отдельных лиц, групп людей или целые организация. Структура снежинки предполагает, что новые присоединившиеся члены будут развивать свои сети, привлекая новых членов сообщества. Потенциал роста в этой модели бесконечен.
Создание взаимозависимых лидерских команд предполагает, что все члены сообщества действуют сообща для достижения общих целей, а не личных целей руководителя. Успешная команда — команда со стабильным составом, члены которой регулярно встречаются и взаимозависимы, то есть их члены привносят различный опыт и компетенции. Идеально, если в нее входят личности с уникальным опытом, без дублирования. Это делает вклад каждого члена команды решающим и помогает им поддерживать друг друга. Такая команда со временем может повысить стабильность, мотивацию, креативность и подотчетность членов своего сообщества, и может помочь более эффективно использовать время, навыки и усилия волонтеров.
Дедлайн — одна из ключевых составляющих любого проекта
Определение стратегии заключается в том, как преобразовать имеющиеся у вас ресурсы в возможность действовать — как превратить то, что у вас есть, в то, что вам нужно, чтобы получить то, что вы хотите? Для определения стратегии мы должны задать себе ряд вопросов: кто мои люди? что мы хотим изменить? какова наша цель? как мы могли бы использовать имеющиеся у нас ресурсы и преобразовать их в силу для достижения цели. Мы прорабатываем ответы на эти вопросы в диалоге с нашим сообществом.
С лидерской командой мы определяем конечную цель, прописываем наши цели и задачи, отображаем их сроки, чтобы определить старт, дедлайн и пики активности кампании, ведущей к стратегической цели, определенной лидерской командой. Следующие простые вопросы помогают определить нашу стратегическую цель. В чем проблема? Почему она еще не решена? Будет ли выглядеть мир иначе после ее решения? Что потребуется для ее решения?
Мы должны начать с рабочей гипотезы, для которой мы продумываем базовые принципы. Используем очень простую формулу: мы организуем кого, чтобы делать что, как и до какого срока. Дедлайн — одна из ключевых составляющих любого проекта, это монументальный фактор мотивации, который поможет объединить и организовать всех участников.
От теории к практике. Примеры эффективных сообществ
Карен Олсен рассказала участникам, что не раз успешно применяла на практике принципы community organizing. В частности, она является одним из организаторов Всемирного женского марша. 21 января 2017 года, в первый рабочий день новой администрации США, в нем приняли участие больше трех миллионов человек в США и еще порядка миллиона — в 84 странах по всему миру, чтобы выразить свою поддержку ценностям прав женщин как прав человека, равенства, разнообразия, инклюзии и внимания к климату. Карен отметила, что львиная доля организаторской работы проходила онлайн. От нее и семи других женщин потребовалось 24 часа семь дней в неделю использовать все свои таланты и проявлять креативность, чтобы мотивировать людей по всему миру и позволить им перейти от страха к надежде, от эмоций, которые не давали действовать, к эмоциям, которые вдохновляли, от апатии к действиям. «Мы создали сообщество, которое не существовало ранее (поток маршей прокатился по земному шару от Новой Зеландии до Гавайев) на основе чувства солидарности, чтобы защитить свои ценности в критический момент, когда над ними нависла угроза», — отметила Карен Олсен.
В 2012 году Карен организовала совместно с российской региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» инновационный проект «Театральная перспектива», который позволил молодым людям с инвалидностью заявить о своих проблемах с помощью драматургии. В настоящее время сообщество существует уже седьмой год, позволяя детям с ограниченными возможностями делиться своими чувствами и мечтами с широкой публикой. За эти годы участниками сообщества было написано более 50 пьес, поставлено 9 больших театральных представлений, в которых было занято около 50 актеров и 8 известных режиссеров. Карен Олсен считает, что устойчивость проекту обеспечило использование инструментов community organizing и четкое следование правилам и теории, о которых подробно рассказано выше. При этом все участвующие в постановках делают это на добровольных началах, включая предоставление сцены Малым театром. Вложения финансовых средств требует лишь проведение летнего лагеря для участников проекта.
Первый онлайн-курс по community organizing на русском языке
Куратор развития социальных программ в «Рыбаков Фонде» Ольга Метальникова в своем выступлении рассказала об акселерационной программе по организации сообществ при поддержке «Рыбаков Фонда» Philtech COM (в организации отдельных проектов которой принимал активное участие и Бизнес-инкубатор ВШЭ). Эта программа включает инструменты по комьюнити-органайзингу для проектов и команд, решающих социальные задачи с помощью новых технологий. Организаторы создали эту программу, потому что верят, что «сила изменить наше общество и ответить на глобальные вызовы человечества находится в руках и в сердцах сообществ близких по духу людей. Среди их ценностей — доверие, сотрудничество, любознательность, гибкость мышления, стремление создавать новое и полезное для себя и других». Дипломированного образования покомьюнити-органайзингу в России нет, поэтому, как они считают, необходимо развивать инструменты и знание о методах и новых технологиях, которые помогут им объединяться и укреплять связи быстрее.
Настоящим прорывом в комьюнити-органайзинге можно назвать первый онлайн-курс на русском языке. «Как организовать сообщество» — совместный проект школы Vector и «Рыбаков Фонда» по комьюнити-органайзингу. В 10 уроках, которые можно пройти за 20 часов — практические советы и инструкции о том, как привлекать единомышленников, работать с мотивацией, выстраивать отношения, делегировать задачи и работать с волонтерами. По мнению Philtech COM, организация сообществ может быть как профессией (если вы комьюнити-менеджер в коммерческой компании, координатор социальных программ в НКО и др.), так и хобби (если вы гражданский активист, модератор онлайн-сообществ, лидер неформальных групп) и даже просто призванием — если вы руководитель социальных проектов или общественных кампаний.
Курс основан на методике Гарвардского университета и опыте 20 российских крупных компаний, НКО и культурных организаций, успешно объединивших вокруг себя людей. Прежде всего, он будет интересен специалистам по внутренним коммуникациям, HR-менеджерам, сотрудникам НКО и социальным предпринимателям, маркетинг-менеджерам, PR-специалистам культурных институций, создателям сообществ по интересам. Он пригодится и тем, кто уже имеет опыт создания сообществ, и тем, кто только думает, что хочет объединить людей вокруг. Организаторы обещают, что, пройдя курс, вы научитесь ставить цели и формировать стратегию, привлекать и вдохновлять единомышленников, быть лидером, мотивировать волонтеров и доводить долгосрочные проекты до конца.
Как решать местные проблемы при помощи сообществ
Ольга Метальникова остановилась на различных категориях социальных проблем, решением которых занимаются сообщества, которые можно кратко классифицировать по темам: дети, места в городе, спорт, образование и молодежь, имидж города, услуги и сервисы.
Программа Philtech COM позволила «нарисовать» портрет российских участников и лидеров сообществ и собрать базу примеров успешного решения местных проблем при помощи сообществ. Но уже сегодня можно говорить о востребованности знаний в комьюнити-органайзинге для активистов российского общества, которые пытаются изменить себя и мир вокруг себя.
Развитием городских и локальных сообществ, например, активно занимается содружество «Добрые города». Каждый из членов содружества проводит благотворительный городской фестиваль для жителей и вместе с ними. Скажем, цель учителя Андрея Никонова из Алапаевска — остановить отъезд молодежи из города, сделать жизнь в городе интересной и объединить тех, кто уже сейчас делает жизнь в провинциальном городе интереснее.
Целый ряд проектов, представленных в программе их лидерами, связан с культурными центрами и многофункциональными пространствами. В обществе востребованы такие проекты, как «Живая библиотека» (город Мытищи), цель которого — собрать единомышленников вокруг актуальных тем, обмениваться знаниями, опытом и навыками, выработать новые форматы взаимодействия друг с другом на принципах кооперации и совместной деятельности.
Фонд развития городских сообществ «ВСОЗнании» достигнет стратегической цели, когда все жители района, гуляющие в лесу, будут поддерживать там чистоту и порядок. «Меня мотивирует желание жить в районе, где чисто», — говорит участник программы Марина Ли. Заметим, что мотивация может затрагивать не только социальную, но и экономическую составляющую. «Я также хочу повысить стоимость моей квартиры на рынке недвижимости», — добавляет она.
Заметки на полях — о вызовах и целях
Карен Олсен сформулировала один из вызовов, стоящих перед организаторами сообществ в России. Это трансформация взглядов людей на иерархическое построение сообществ с учетом горизонтальной модели лидерства, в котором лидер готов разделить ответственность с тем, чтобы действовать сообща для достижения общих целей. По мнению Карен, неважно, из какой ты страны и в каких условиях живешь, — всегда найдутся глубинные ценности для организации сообществ, чтобы изменить жизнь вокруг себя к лучшему.
Итог дискуссии подвела ординарный профессор НИУ ВШЭ Елена Шомина, которая рассказала, что соседские сообщества институционально возникли в России в 1988 году. За годы существования их количество выросло в сотни раз — от нескольких десятков до несколько десятков тысяч. Только 3 тысячи территориальных общественных самоуправлений зарегистрировано в качестве юридических лиц, а порядка 30 тысяч осуществляют свою деятельность на постоянной основе по всей России, не имея такого статуса. Потребность в социальных менеджерах, организаторах сообществ действительно очень высока. Однако фактически давно идет подготовка таких специалистов, в том числе и в Высшей школе экономики, без названия таковых комьюнити-организаторами.
В частности, на заре зарождения соседских сообществ в России возглавляемый Игорем Кокаревым «Народный фонд» издал серию брошюр по этой тематике и фактически выступил в качестве центра поддержки соседских сообществ, а одна из брошюр 1999 года (которую Елена Шомина продемонстрировала участникам) даже носит название «128 советов лидеру ТОС», которые могут быть актуальными и в наше время.
Елена Шомина отметила, что большое внимание этой теме уделяет и Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В частности, в изданной им несколько лет назад монографии содержится глава, посвященная истории развития ТОС, эта тема неизменно является и одной из тем обсуждения на научных семинарах и конференциях центра.